Относятся ли хозяйственные партнерства к коммерческим организациям. Хозяйственные партнерства: понятие и порядок организации

Необходимость реализации современных бизнес-проектов, предъявляющих специфические требования к организационно-правовой форме юридического лица, используемого в качестве проектной компании участниками инновационной (в том числе венчурной) предпринимательской деятельности , вызвала появление новой для российского законодательства разновидности корпоративной коммерческой организации - хозяйственного партнерства, занимающего своего рода промежуточное положение между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом и в максимальной степени удовлетворяющего важнейшим требованиям, которые венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и в целом инновационных бизнес-проектов.

К характеристикам правового статуса хозяйственных партнерств отнесем следующее:

  • а) возможность заключения гибкого всеобъемлющего соглашения, включающего в себя участников компании, а также (в случае необходимости) иных лиц, позволяющая принимать участие в управлении партнерством лицам, не являющимся его участниками;
  • б) организацию гибкого постадийного финансирования за счет наличия складочного капитала;
  • в) ограничение ответственности всех участников хозяйственного партнерства по сделкам, совершаемым компанией.

Основным принципом правового регулирования хозяйственного партнерства является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные для конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила. Такой подход реализуется посредством включения в Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» следующих особенностей договорного управления компанией :

  • - государственная регистрация хозяйственного партнерства осуществляется на основании подлежащего государственной регистрации единственного учредительного документа - устава партнерства, содержащего ограниченный законом набор сведений, внутренние же вопросы функционирования и управления партнерством детально определяются соглашением об управлении партнерством, подлежащим обязательному нотариальному удостоверению по месту нахождения партнерства;
  • - условием участия любого лица в партнерстве является его вступление в соглашение об управлении партнерством; заключение данного соглашения возможно не только со всеми участниками партнерства (партнерами), но также с работниками и консультантами партнерства;
  • - отсутствие избыточных императивных законодательных ограничений, сдерживающих сферу применения соглашения об управлении партнерством за счет возможности установления в нем различного объема прав и обязанностей разных участников партнерства, различного порядка и условий приема новых участников, выхода старых, различных условий распределения прибыли и голосов при принятии решений в отношении осуществления предпринимательской деятельности, приоритета прав одних участников перед другими, а также иных условий, необходимых в связи с различными условиями реализации бизнес-проектов в инновационной сфере;
  • - предусматривается возможность включения в соглашение об управлении партнерством прав участника партнерства на непропорциональное принадлежащей ему доле в складочном капитале участие в управлении партнерством;
  • - допускается возможность для участников соглашения об управлении партнерством требовать (в том числе в судебном порядке) понуждения к исполнению условий соглашения об управлении партнерством в натуре нарушившей стороной (в том числе и самим партнерством) вне зависимости от применения гражданско-правовых санкций;
  • - предусматривается возможность признания недействительным решения партнерства, принятого в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения соглашения об управлении партнерством;
  • - реализована возможность на основании соглашения об управлении партнерством обеспечить приоритет прав участников партнерства друг перед другом при распределении имущества и иных объектов гражданских прав при ликвидации партнерства;
  • - допускаются возможности (по условиям соглашения об управлении партнерством) ограничения на определенный срок выхода участника из партнерства и отчуждения им своей доли в складочном капитале.

Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» устанавливает также следующие ключевые характеристики правового статуса новой организационно-правовой формы коммерческих организаций:

  • - наличие общей правоспособности, обеспечивающей возможность использовать преимущества организационно-правовой формы хозяйственного партнерства для осуществления не только инновационной, но и любой не противоречащей закону предпринимательской деятельности, за исключением видов деятельности, которые не могут осуществляться хозяйственными партнерствами, согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • - наличие статуса юридического лица, позволяющего в полном объеме реализовать концепцию ограничения ответственности участников партнерства: они не отвечают по его обязательствам, а партнерство не отвечает по обязательствам своих участников;
  • - наличие в структуре имущества партнерства переменного складочного капитала, обеспечивающего любые приемлемые для участников инновационного венчурного бизнес-проекта условия поэтапного финансирования;
  • - возможность внесения любого имущества (за исключением ценных бумаг) в оплату складочного капитала;
  • - введение возможности для заключения по соглашению с кредитором - субъектом предпринимательской деятельности договоров, предусматривающих условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед таким кредитором при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникло данное обязательство;
  • - разделение складочного капитала партнерства на доли, которые по умолчанию являются свободно оборачиваемыми;
  • - отсутствие ограничений на участие одного и того же лица в нескольких хозяйственных партнерствах;
  • - отсутствие ограничений по участию в хозяйственных партнерствах любых юридических и физических лиц (в том числе иностранных юридических лиц и иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву);
  • - возможность защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе при прекращении (ликвидации) партнерства) через использование механизма полного или частичного исполнения обязательств партнерства перед кредиторами - субъектами предпринимательской деятельности от имени партнерства одним или несколькими партнерами в случае, если для удовлетворения этих обязательств партнерством потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности;
  • - отсутствие жестких требований к органам управления партнерством с введением в правовую конструкцию единственного обязательного требования: в партнерстве должен иметься единоличный исполнительный орган - директор партнерства ;
  • - минимальные требования к партнерствам в части обязательной отчетности, учета и хранения документов и обязательного раскрытия информации;
  • - применение общих правил о хозяйственных обществах по российскому законодательству в случае, если законом не предусмотрено иное.

Таким образом, в правовой конструкции хозяйственного партнерства обеспечена реализация большинства важнейших из международно признанных требований, предъявляемых к организационно-правовым формам венчурных (инновационных) бизнес-проектов.

Кооперативы. Практически всем законодательствам мира известна такая форма предпринимательского объединения, как кооперативы (в российском дореволюционном законодательстве - артельные товарищества). Г. Ф. Шершеневич описывал их как «соединение лиц с целью достижения совместным трудом какой-либо хозяйственной цели. Личное участие составляет необходимое условие этой формы. Капиталистический элемент играет совершенно второстепенную роль» . Таким образом, кооперативы - это соединение лиц, в основе которого лежат членские отношения, определяющие особенности производственного кооператива.

Как юридические лица кооперативы делятся на два вида: производственные и потребительские. Первые являются коммерческими организациями и осуществляют предпринимательскую деятельность; вторые коммерческими организациями не являются, поскольку основная цель их деятельности - удовлетворение материальных потребностей своих членов, а не получение прибыли. Например, для домостроительных кооперативов это инвестирование денежных средств его участников в строительство жилья.

Производственные кооперативы. Согласно и. 1 ст. 106.1 ГК РФ производственным кооперативом (артелью ) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, которые предусмотрены законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Правовой основой деятельности производственных кооперативов в Российской Федерации являются нормы ст. 106.1 - 106.6 ГК РФ и специальный Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Создание производственного кооператива происходит исключительно по решению его учредителей. Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов.

Производственный кооператив представляет собой прежде всего добровольное объединение граждан, а не капиталов. Основу производственного кооператива составляют членские отношения, которые предопределяют и право участия в управлении кооперативом, и право на получение доли распределяемой прибыли кооператива. Производственный кооператив основывается на личном трудовом и ином участии своих членов. Участие в деятельности кооператива является обязательным для всех его членов. Оно может выражаться в разных формах: трудовое или финансовое участие, но в любом случае оно обязательно. При этом, подчеркивая трудовой элемент в таком кооперативе, Федеральный закон «О производственных кооперативах» (и. 2 ст. 7) устанавливает, что число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия (финансовые участники), не может превышать 25% числа членов кооператива, которые участвуют своим трудом в его деятельности.

В качестве членов (участников) кооператива могут выступать как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет. Наследники умершего члена кооператива также могут быть приняты в члены кооператива, если иное не предусмотрено его уставом. Упоминание о возможности членства в производственном кооперативе юридического лица (если такая возможность прямо предусмотрена уставом кооператива) носит скорее формальный, чем реальный характер. Вряд ли какое-либо юридическое лицо вложит капитал в предприятие, не обладая при этом достаточными гарантиями контроля над вложенным средствами. Число членов производственного кооператива, согласно п. 4 ст. 106.2 ГК РФ, не должно быть менее пяти. Количество наемных работников в производственном кооперативе по отношению к количеству членов кооператива, согласно ст. 21 Федерального закона «О производственных кооперативах» не должно превышать 30% численности членов кооператива.

Основные права и обязанности членов производственного кооператива перечислены в ст. 8 названного закона. Члены кооператива имеют право участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания с правом одного голоса; избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива; получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты. Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности, имеют, кроме того, право на получение платы за свой труд. Обязанности члена производственного кооператива сводятся к внесению паевого взноса, участию в деятельности производственного кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, соблюдению установленных правил внутреннего распорядка, несению субсидиарной ответственности по долгам кооператива.

Член производственного кооператива вправе по своему усмотрению выйти из него , предупредив в письменной форме председателя (правление) кооператива не позднее чем за две недели. Исключение из членов производственного кооператива допускается только по решению общего собрания в случае, если член кооператива не внес в установленный уставом срок паевой взнос, либо в случае, когда член кооператива не исполняет или ненадлежащим образом исполняет обязанности, возложенные па него уставом кооператива, а также в других случаях, предусмотренных уставом кооператива. Член наблюдательного совета или исполнительного органа производственного кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания членов в связи с его членством в аналогичном производственном кооперативе. Лицу, прекратившему членство в производственном кооперативе, выплачивается стоимость пая или выдается имущество, соответствующее его паю , а также производятся другие выплаты, предусмотренные уставом кооператива. Выплата стоимости пая или выдача другого имущества вышедшему (исключенному) члену кооператива производятся по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива.

Имущество производственного кооператива образуется за счет паевых взносов членов (участников) кооператива, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами, и иных допускаемых законодательством источников. При этом производственный кооператив не вправе выпускать акции.

Собственное имущество производственного кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива (за исключением неделимого фонда). При этом если иное не предусмотрено уставом, член производственного кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива. Передача пая (его части) лицу, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива. При этом остальные члены кооператива пользуются преимущественным нравом покупки такого пая (его части).

Паевым взносом члена производственного кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, а также иные объекты гражданских прав. Оценка паевого взноса, сделанного в неденежной форме, проводится при образовании кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в кооператив новых членов - комиссией, назначаемой правлением кооператива. Оценка паевого взноса, превышающего 250 МРОТ, производится независимым оценщиком. Размер паевого взноса устанавливается уставом кооператива. Пункт 1 ст. 10 Федерального закона «О производственных кооперативах» закрепляет обязанность члена производственного кооператива по внесению к моменту государственной регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса. Остальная часть паевого взноса должна быть внесена в течение года после государственной регистрации кооператива. Паевые взносы образуют паевой фонд кооператива, который определяет минимальный размер имущества кооператива, гарантирующего интересы его кредиторов.

Уставом производственного кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимый фонд кооператива, используемый в целях, определяемых его уставом. Решение об образовании неделимого фонда кооператива принимается по единогласному решению членов кооператива, если иное не установлено уставом. Имущество, составляющее неделимый фонд производственного кооператива, не включается в паи членов кооператива. На указанное имущество не может быть обращено взыскание по личным долгам члена производственного кооператива.

Прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. При этом часть прибыли производственного кооператива, распределяемая между членами кооператива пропорционально размерам их паевых взносов, не должна превышать 50% подлежащей распределению прибыли.

Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Вместе с тем члены кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Размер этой ответственности определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива (ст. 13 Федерального закона «О производственных кооперативах»).

Управление в производственном кооперативе осуществляется общим собранием, наблюдательным советом, а также исполнительными органами. Для кооперативов характерно самоуправление, иными словами, только члены кооператива участвуют в управлении его делами, следовательно, обособления управления от членов кооператива не происходит. Органы управления состоят исключительно из членов самого кооператива.

Высшим органом управления производственным кооперативом является общее собрание его членов, которое полномочно рассматривать и принимать решения по любому вопросу образования и деятельности кооператива. Очередное общее собрание членов производственного кооператива созывается правлением (председателем) кооператива и проводится не реже чем один раз в год в сроки, установленные уставом кооператива, но не позднее чем через три месяца после окончания финансового года. Внеочередное общее собрание может созываться правлением (председателем) кооператива по собственной инициативе, по решению наблюдательного совета, по требованию ревизионной комиссии (ревизора) кооператива или по требованию не менее 10% общего числа членов кооператива.

В производственных кооперативах с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет , который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к его компетенции (ст. 16 Федерального закона «О производственных кооперативах»). Число членов наблюдательного совета производственного кооператива и срок их полномочий определяются общим собранием. Член наблюдательного совета не может одновременно быть членом правления кооператива либо председателем кооператива. Из своего состава наблюдательный совет производственного кооператива избирает председателя. Заседания наблюдательного совета производственного кооператива созываются по мере необходимости, но не реже чем один раз в полгода.

Исполнительные органы, представленные правлением и (или) председателем производственного кооператива, осуществляют текущее руководство его деятельностью. В производственном кооперативе с числом членов более 10 избирается правление, которое руководит деятельностью кооператива в период между общими собраниями. Правление кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива на срок, предусмотренный его уставом. В компетенцию правления входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания и наблюдательного совета кооператива. Правление возглавляет председатель кооператива, избираемый общим собранием из числа членов кооператива. Полномочия председателя, срок на который он избирается, условия оплаты его труда, ответственность за причиненные кооперативу убытки, а также основания для освобождения его от должности определяются уставом кооператива.

Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью производственного кооператива общее собрание избирает ревизионную комиссию в составе не менее трех членов кооператива или ревизора, если число членов кооператива менее 20. При этом члены ревизионной комиссии (ревизор) производственного кооператива не могут одновременно являться членами наблюдательного совета и исполнительных органов кооператива. Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет проверку финансового состояния кооператива по итогам работы за год, проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива по поручению общего собрания его членов, наблюдательного совета либо по требованию не менее 10% членов кооператива, а также по собственной инициативе.

Для проверки финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения финансовой отчетности исполнительные органы производственного кооператива могут привлекать внешних аудиторов. Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены случаи, когда осуществляется обязательный аудит. Применительно к производственным кооперативам такими случаями, в частности, могут являться определенный объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год либо определенная сумма активов баланса на конец отчетного года.

Потребительские кооперативы. Это добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Их деятельность регламентируется ст. 123.2 и 123.3 ГК РФ, а также Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее - Закон о потребительской кооперации). Как видно из определения, круг участников потребительского кооператива шире круга участников производственного кооператива, поскольку включает в себя как граждан, так и юридические лица. Однако участниками потребительского кооператива не могут быть одни только юридические лица.

Организация управления потребительских кооперативов во многом схожа с управлением производственными кооперативами. Отличие состоит в том, что члены потребительского кооператива не обязательно должны участвовать трудом в деятельности своей организации. Как следствие, члены потребительского кооператива не отвечают по долгам организации за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 123.3 ГК РФ. В соответствии с этой нормой члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке но требованию кредиторов.

Доходы, полученные потребительским кооперативом от осуществления предпринимательской деятельности, распределяются между его членами, что является исключением из общего для всех некоммерческих организаций правила о том, что полученная ими прибыль не распределяется между их участниками.

  • О составе данных требований см.: Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А. Управление проектами: учебник / под ред. Е. М. Роговой. М. : Юрайт, 2014.С. 128-129.
  • Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. С. 110.

Хозяйственные партнерства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России. Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Поскольку хозяйственное партнерство предназначено для участников именно инновационной деятельности, где чрезмерный государственный контроль и административные барьеры могут принести больше вреда, чем пользы, процедура создания, реорганизации и ликвидации хозяйственного партнерства носит упрощенный характер. Однако в отношении реорганизации партнерства установлено ограничение – она может осуществляться только в форме преобразования в акционерное общество (при этом не указано, в какой именно тип акционерного общества – в ЗАО или ОАО).
Несомненным плюсом хозяйственного партнерства является отсутствие требований к минимальному размеру собственного капитала и отсутствие необходимости соблюдения целого ряда административных требований, возникающих при повышении/уменьшении капитала в иных коммерческих организациях. Снятие такого рода барьеров должно способствовать развитию венчурной деятельности в России.
Одна из главных особенностей хозяйственного партнерства состоит в наделении участников значительной свободой в плане выбора способа управления, структурирования внутренних отношений между участниками, возможности устанавливать различный режим прав и обязанностей участников хозяйственного партнерства. Воплощением диспозитивного регулирования деятельности хозяйственного партнерства является соглашение об управлении партнерством. Достаточно высокая степень диспозитивного регулирования должна, по логике законодателя, способствовать повышения адаптивности хозяйственного партнерства к конкретному инновационному проекту.

Законом предусматривается формирование в партнерстве складочного капитала, по аналогии с полным товариществом и товариществом на вере. Вкладом в складочный капитал могут быть вещи, деньги, имущественные права и иные права, имеющие денежную оценку. Законом впервые устанавливается обязанность участника партнерства уплачивать проценты за просрочку внесения вклада в складочный капитал партнерства. Это позволяет обеспечить стабильность финансирования партнерства, например при реализации инвестиционного проекта. Интересным представляется ограничение на внесение в складочный капитал ценных бумаг, за исключением облигаций обществ, список которых будет определен ФСФР России.
Наличие складочного капитала и ответственности за нарушение сроков последовательного внесения вкладов в него, таким образом делает хозяйственное партнерство весьма привлекательной формой для реализации инновационных инвестиционных проектов с венчурным финансированием.
По аналогии с хозяйственными обществами Законом предусматривается создание и функционирование единоличного исполнительного органа. Соглашением о ведении деятельности могут быть предусмотрено, среди прочего порядок одобрения действий единоличного исполнительного органа.
Доли участников партнерства могут являться предметом сделок, в том числе залога. Порядок осуществления таких сделок определяется главным образом соглашением о ведении деятельности. Законом установлен лишь порядок осуществления партнерством и участниками преимущественного права на покупку доли участника. При этом данное право может быть отменено соглашением о ведении деятельности.
На долю участника партнерства может быть обращено взыскание в объеме действительной стоимости данной доли, рассчитываемой на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате обращения взыскания.
Широкие дискреционные полномочия участников партнерства касательно отчуждения долей в нем должны, по мнению законодателя, облегчить иностранному инвестору участие в инвестиционных проектах, поскольку подобные следки, например с долями в уставном капитале ООО чересчур «зарегулированы» и не обеспечивают должной прозрачности свободы действий инвестору.
В качестве общего комментария к Закону необходимо выделить особый, промежуточный характер хозяйственного партнерства как связующего звена между простыми товариществами («объединениями лиц»), не имеющими собственной правоспособности и хозяйственными обществами (объединениями капиталов), обладающими статусом юридического лица.

Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО , АО , производственный кооператив , КТ , ПТ , ХП .
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация , ассоциация (союз) , потребительский кооператив , ТСН , казачье общество , общины коренных малочисленных народов Российской Федерации .
Некоммерческие унитарные организации:
АНО , фонд , учреждение , религиозная организация .

Хозяйственное партнерство - это коммерческая организация, порядок учреждения и деятельности которой установлены федеральным законом от 3 декабря 2011 года No 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах" и Гражданским кодексом РФ.

По мысли законодателя, добавившего новую организационно-правовую форму юридического лица к уже существующим (таким как ООО, АО, ОАО и др.), хозяйственное партнерство в наибольшей степени отвечает потребностям ведения инновационной и венчурной деятельности.

В целом же, хозяйственное партнерство (ХП) по многим характеристикам имеет сходство с обществом с ограниченной ответственностью.

Так, складочный капитал ХП, аналогично уставному капиталу ООО, разделен на доли. Однако, в отличие от ООО, минимальный размер складочного капитала ХП законодательно не установлен.

ХП имеет участников, вносящих свои вклады в складочный капитал. Участниками партнерства могут быть как юридические, так и физические лица. Но участники ООО обязаны внести не менее 50% своих вкладов в уставный капитал до регистрации и 50% в течение года с момента регистрации ООО, то сроки оплаты складочного капитала хозяйственного партнерства устанавливаются соглашением об управлении партнерством, заключаемом между участниками, и могут быть произвольными.

Если ООО может быть учреждено одним участником, количество участников хозяйственного партнерства не может быть менее двух. Но, так же как в ООО, максимально ХП может иметь 50 участников. Если число участников ХП превысило 50, организация должна в течение года с момента превышения быть преобразована в акционерное общество.

При учреждении ХП заключается соглашение об управлении партнерством. Оно подлежит обязательному нотариальному удостоверению и в дальнейшем хранится у нотариуса. Сторонами соглашения могут быть все участники партнерства, а также лица, участниками не являющиеся. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).

Учредительным документом хозяйственного партнерства является устав.

Важные особенности хозяйственного партнерства:
1. Единоличным исполнительным органом (генеральным директором, президентом иди др.) можут быть только физическое лицо, избираемое из числа его участников. Назначение на должность руководителя партнерства иного лица не допускается.
2. Законодательно закреплен запрет на размещение партнерством рекламы своей деятельности.
3. Партнерство обязано избрать аудитора (аудиторскую организацию либо индивидуального аудитора в соответствии с законом о "Об аудиторской деятельности").

Участники партнерства не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вместе с тем, если в случае отсутствия или недостаточности у хозяйственного партнерства имущества для удовлетворения его обязательств потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные обязательства перед кредиторами могут быть полностью или частично погашены в добровольном порядке одним, несколькими или всеми участниками партнерства.

Участник ХП вправе продать или иным способом уступить свою долю в складочном капитале другому участнику партнерства, самому партнерству или третьему лицу. Сделки, направленные на отчуждение долей, могут быть совершены только в нотариальной форме.

Создание ХП путем реорганизации юридического лица иной формы запрещено законом. Само же партнерство может быть преобразовано только в открытое или закрытое акционерное общество.

Регистрацию хозяйственных партнерств осуществляют налоговые органы (в Санкт-Петербурге - МИ ФНС No 15).

Государственная пошлина за регистрацию хозяйственного партнерства при подаче документов в регистрирующий орган в бумажном виде составляет 4000 рублей.

С 1 января 2019 года в случае подачи документов ХП на регистрацию в электронной форме, подписанных ЭЦП (электронными цифровыми подписями) учредителей, государственная пошлина уплате не подлежит. Подробнее об электронной онлайн регистрации юридических лиц Вы можете прочитать, перейдя по

С 1 июля этого года вступает в силу новая редакция п. 2 ст. 50 ГК РФ и Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах». Теперь юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных партнерств.

Зачем ввели новую ОПФ

Еще когда закон о хозяйственных партнерствах был законопроектом, в пояснительной записке к нему было сказано: «ни одна из существующих организационно-правовых форм не соответствует специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной – особо рисковой) деятельности, а также международным стандартам их осуществления» .

Организационно-правовая форма (ОПФ) в виде хозяйственного партнерства по своей сути находится между хозяйственным товариществом и хозяйственным обществом. Цель создания такой ОПФ – защитить договорные условия хозяйственных отношений между собственниками бизнеса (в том числе инвесторами), обеспечить баланс интересов собственников бизнеса в зависимости от степени их реального участия в этом бизнесе. В соглашении об управлении хозяйственным партнерством стороны могут свободно распределить между собой права и обязанности, прибыль и расходы как угодно.

В соглашении об управлении могут участвовать не только владельцы бизнеса, но и третьи лица, например, сотрудники. Соответственно, такая форма ведения бизнеса является стимулом для плодотворной совместной работы и мотивации сотрудников, которые, будучи участниками соглашения, имеют право на дивиденды. В соглашении можно предусмотреть, что в случае увольнения сотрудник теряет свою долю в партнерстве.

Преимуществами хозяйственного партнерства являются возможность гибкого регулирования отношений с инвесторами и партнерами, общее правило об отсутствии требований к уставному капиталу и величине чистых активов, а также специальные правила о защите интеллектуальной собственности хозяйственного партнерства от взысканий.

Хозяйственные партнерства могут быть востребованы в консалтинговых, бухгалтерских, юридических, аудиторских фирмах, в IT -отрасли. Хозяйственные партнерства нужны для инвестиций в start - up (в русской транскрипции - стартап), когда инвестор вкладывает деньги не только в проект, но и в специалистов, создающих интеллектуальный продукт и заинтересованных в его продвижении и выпуске новых версий, образцов, совершенствовании технологии. Интерес инвестора заключается в росте капитализации компании с целью ее перепродажи в дальнейшем.

Правовые вопросы создания и деятельности хозяйственного партнерства

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управляют которой участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением о партнерстве (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ, далее – Закон № 380-ФЗ). Участниками партнерства могут быть граждане и юридические лица, их не может быть менее 2-х и более 50-ти. Фирменное наименование партнерства должно содержать слова «хозяйственное партнерство» . Предмет и цели деятельности партнерства оговариваются его уставом и соглашением об управлении партнерством.

Учреждение партнерства осуществляется по решению его учредителей. В решении отражаются следующие вопросы (п.2 ст. 8 Закона № 380-ФЗ):

Учреждение партнерства;

Заключение соглашения об управлении партнерством;

Избрание органов управления партнерством.

Единоличный исполнительный орган партнерства (генеральный директор, президент и другие) избирается из числа участников партнерства в порядке и на срок, определяемый уставом.

При учреждении партнерства утверждается его аудитор (аудиторская организация или индивидуальный аудитор). Учредительным документом является устав. Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законом о госрегистрации (от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Устав партнерства является публичным документом и должен предоставляться для ознакомления любому третьему лицу, а соглашение о партнерстве разглашается только с согласия исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке. Соглашение об управлении партнерством, все изменения и дополнения к нему должны быть удостоверены нотариусом и храниться у нотариуса. На госрегистрацию предоставляется только устав.

Законом № 380-ФЗ предусмотрены следующие ограничения прав партнерства в виде запретов:

На эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

На учреждение юридических лиц или участие в них (за исключением союзов и ассоциаций).

Обратите внимание! По мнению разработчиков закона, запрет на рекламу не запрещает представлять деятельность хозяйственного партнерства конкретным инвесторам или определенному кругу лиц.

Кроме этого, права хозяйственного партнерства могут быть ограничены уставом партнерства или соглашением об управлении партнерством. Например, соглашением об управлении может быть ограничено право на выход из состава партнерства. Виды деятельности партнерства также ограничены предметом и целями деятельности, закрепленными в уставе и соглашении об управлении (п. 3 ст. 2 Закона № 380-ФЗ).

Соглашением об управлении партнерством могут регулироваться не только права и обязанности его членов, но и иных лиц, не являющихся участниками партнерства. Хозяйственное партнерство само может быть стороной в соглашении об управлении этим же партнерством.

Права и обязанности участника партнерства, закрепленные в соглашении об управлении, при выходе из состава партнерства передаются новому участнику в соответствии со специальным договором. Этот договор заключается между приобретателем доли в складочном капитале партнерства и участниками партнерства.

Участник партнерства в следующих случаях может быть исключен из партнерства только в судебном порядке:

Участник партнерства нарушает свои обязанности, возложенные на него Законом № 380-ФЗ или соглашением об управлении партнерством;

Своими действиями (бездействием) участник делает невозможным деятельность партнерства или существенно ее затрудняет.

Во внесудебном порядке исключение из хозяйственного партнерства допускается по единогласному решению остальных участников партнерства и только в случае невнесения участником вклада (части вклада) в складочный капитал партнерства.

Решение об исключении может быть обжаловано участником в суд (п. 2 ст. 7 Закона № 380-ФЗ).

Ответственность в партнерстве

Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.

Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Если при недостаточности имущества партнерства требуется обращение взыскания на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства от его именимогут быть исполнены участником (участниками) партнерства с правом регрессного иска к нему.

Устав партнерства

В уставе партнерства должны содержаться следующие положения (п. 2 ст. 9 Закона № 380-ФЗ):

Полное фирменное наименование партнерства;

Цели и виды деятельности;

Место нахождения;

Общий размер и состав складочного капитала;

Порядок хранения документов партнерства, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

Наличие или отсутствие в партнерстве соглашения об управлении партнерством и об участии или неучастии самого партнерства в соглашении об управлении;

Порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений.

Изменения в устав вносятся только по единогласному решению участников партнерства. Внесенные в устав изменения подлежат госрегистрации в установленном порядке.

Соглашение об управлении партнерством

Обязательные нормы соглашения об управлении партнерством предусмотрены п. 6 ст. 6 Закона № 380-ФЗ.

Соглашение содержит:

Сведения о предмете деятельности партнерства;

Условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале;

Условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал;

Условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности;

Ответственность участников за нарушение конфиденциальности;

Порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения.

Кроме этого, пунктом 7 ст. 6 Закона № 380-ФЗ установлены положения, которые могут быть включены в соглашение об управлении.

Складочный капитал партнерства

Законом № 380-ФЗ не регулируются размер складочного капитала и сроки его формирования. Порядок внесения вкладов в складочный капитал партнерства устанавливается соглашением об управлении партнерством. Каждый участник партнерства обязан внести вклад. Вклад может осуществляться деньгами, другими вещами, имущественными правами или иными правами, имеющими денежную оценку. Соглашением может быть предусмотрено последовательное внесение участниками вкладов.

Денежная оценка неденежных вкладов (либо назначение оценщика) утверждается единогласным решением всех участников партнерства. При недостижении согласия вклады вносятся в денежной форме.

Вкладом в хозяйственное партнерство не могут быть ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Такие облигации должны отвечать требованиям, установленным приказом ФСФР от 19.04.2012 № 12-26/пз-н (зарегистрирован в Минюсте 09.06.2012). Это – облигации, срок погашения которых не наступил, и которые соответствуют хотя бы одному из следующих требований:

1) облигации включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой биржеили ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;

2) облигации хозяйственного общества, номинальная стоимость которых в совокупности с номинальной стоимостью иных размещенных и находящихся в обращении облигаций того же хозяйственного общества не превышает размер его уставного капитала;

3) облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

К партнерству переходит доля участника партнерства (п.п. 5 и 6 ст. 11 Закона № 380-ФЗ):

Вышедшего из партнерства путем отказа от участия в партнерстве;

Исключенного из партнерства.

Партнерство вправе приобретать и отчуждать доли в своем складочном капитале без каких-либо ограничений, за исключением случаев, когда соглашением об управлении партнерством установлены такие ограничения или запрет (п.п. 1 и 2 ст. 17 Закона № 380-ФЗ).

Реестр партнерства

Партнерство ведет реестр участников с указанием сведений:

О каждом участнике, размере его доли в складочном капитале и внесении им вклада;

О размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения партнерством.

Сведения о составе участников партнерства вносятся в ЕГРЮЛ. Сведения о долях участников, их размере и стоимости в ЕГРЮЛ не отражаются.

Реорганизация партнерства

Реорганизация партнерства может быть осуществлена только в форме преобразования в акционерное общество.

Глоссарий

Венчурные предприятия, фирмы (от англ. venture – рискованное предприятие)– небольшие предприятия, фирмы, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений, технологических новшеств.

Венчурное финансирование – финансирование, сопряженное с повышенным риском. Венчурный финансовый капитал обычно вкладывается в новую технику, технологию, освоение новых производств.

Венчурные операции – денежные операции и операции с ценными бумагами, связанные с кредитованием и финансированием технических нововведений, научных исследований и разработок, внедрения изобретений и открытий.

[Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)]

Хозяйственное партнерство - созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Разъяснение

Хозяйственное партнерство — это созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Хозяйственное партнерство - одна из , предусмотренных для коммерческих организаций. Так, ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) указывает: "Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств , производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий."

Правовое положение хозяйственных партнерств регулируется Федеральным законом от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах":

Статья 2. Основные положения о хозяйственных партнерствах

1. Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
2. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
3. Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.
4. Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
5. Партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.
6. Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
7. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
8. Фирменное наименование партнерства должно содержать его наименование и слова "хозяйственное партнерство".
9. Правительством Российской Федерации могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Статья 3. Ответственность партнерства

1. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.
3. Договоры партнерства с кредиторами - субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства.
4. Если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним участником партнерства, несколькими участниками партнерства или всеми участниками партнерства. Для исполнения указанных в настоящей части обязательств партнерства перед его кредиторами одним участником партнерства или несколькими из участников партнерства требуется согласие всех участников партнерства, а в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, также согласие иных лиц. Участники партнерства уведомляют в письменной форме кредитора партнерства о своем намерении исполнить от имени партнерства его обязательства перед таким кредитором не позднее трех дней до даты наступления срока исполнения соответствующего обязательства партнерства. Кредитор партнерства не вправе отказаться от исполнения участником партнерства, участниками партнерства обязательств партнерства в соответствии с правилами, установленными настоящей частью. Порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются по соглашению между кредитором и осуществляющим исполнение этих обязательств от имени партнерства участником партнерства. Любая из сторон вправе передать возникшие при недостижении такого соглашения разногласия на рассмотрение суда. В этом случае порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются в соответствии с решением суда. До вступления в законную силу решения суда об определении порядка и условий исполнения участниками партнерства обязательств партнерства взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности не обращается. В случае просрочки или уклонения кредитора от принятия установленного по соглашению или по решению суда исполнения, если оно выражается в уплате денежной суммы или в передаче ценных бумаг, участники партнерства, осуществляющие исполнение, вправе исполнить обязательство внесением долга в депозит. Участники партнерства, исполнившие в соответствии с настоящей статьей обязательства партнерства, имеют право регрессного требования к партнерству в размере удовлетворенного требования. При ликвидации партнерства, в том числе в случае банкротства, лицо или лица, осуществившие от имени партнерства исполнение указанных в настоящей части обязательств, имеют преимущественное перед иными участниками партнерства право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за счет имущества партнерства, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.

Статья 4. Участники партнерства

1. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.
2. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит реорганизации в соответствии с настоящим Федеральным законом или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
3. Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного настоящей частью предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Статья 6. Соглашение об управлении партнерством

1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства.
2. Партнерство может быть участником соглашения об управлении партнерством в случае, если это предусмотрено уставом партнерства. Сторонами соглашения об управлении партнерством должны быть все участники партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства. Соглашение об управлении партнерством заключается в письменной форме. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства и вступают в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Изменение условий соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, допускается по общему согласию сторон соглашения, а в случае, если такое согласие не достигнуто, по решению суда. По вопросам, связанным с изменением условий соглашения об управлении партнерством, в том числе при изменении условий соглашения об управлении партнерством в связи с приемом в партнерство новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения об управлении партнерством, определяющих права участника на участие в управлении партнерством. Отчуждение прав участника партнерства, связанных с изменением условий соглашения об управлении партнерством, не допускается.
3. Права и обязанности, приобретенные определенным участником партнерства в соответствии с соглашением об управлении партнерством, в случае перехода его доли в складочном капитале партнерства переходят к приобретателю доли в порядке и в объеме, которые установлены соответствующим соглашением участников партнерства и приобретателя доли, являющимся неотъемлемой частью соглашения об управлении партнерством.
4. В отношениях с третьими лицами партнерство, участники партнерства и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.
5. Единоличный исполнительный орган партнерства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, предоставляет кредиторам и иным лицам, которые вступают в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения об управлении партнерством, в том числе о характере и об объеме вытекающих из такого соглашения собственных полномочий и полномочий иных органов управления партнерства на совершение и (или) одобрение тех или иных действий либо сделок.
6. Соглашение об управлении партнерством, заключаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, содержит:
1) сведения о предмете деятельности партнерства;
2) условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале партнерства;
3) условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал партнерства;
4) условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности;
5) порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении партнерством.
7. Соглашение об управлении партнерством, заключаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе может предусматривать:
1) права участников партнерства на непропорциональное размеру принадлежащих им в складочном капитале долей участие в управлении партнерством, включая право вето по определенным вопросам, а также права на непропорциональное участие в распределении прибыли, в покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства;
2) ограничения прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения либо неприменения права преимущественной покупки;
3) условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников партнерства, а также положения об особых правах участников партнерства при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий;
4) порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических лиц и физических лиц;
5) обязательства, ограничивающие в течение определенного соглашением об управлении партнерством срока права участников партнерства или иных лиц на финансовое, личное трудовое или иное участие в деятельности иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, соответствующую предмету деятельности партнерства, а также меры ответственности за нарушение таких обязательств;
6) случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих его участникам долей в складочном капитале партнерства;
7) порядок и условия осуществления участниками партнерства своих прав и исполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством, распоряжением долями участия в партнерстве, включая права участников партнерства требовать продажи другими участниками партнерства своей доли в партнерстве заранее определенным участникам партнерства или третьим лицам;
8) случаи, порядок и условия выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику партнерства доли в складочном капитале партнерства другими участниками партнерства;
9) сроки и условия, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также условия распределения складочного капитала партнерства между его участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов;
10) порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с настоящим Федеральным законом (совета директоров партнерства, наблюдательного совета партнерства, правления партнерства, дирекции партнерства, комитета партнерства, президиума партнерства и других), компетенцию, порядок осуществления и прекращения деятельности таких органов управления, включая порядок возникновения, порядок реализации и порядок прекращения полномочий их членов, порядок подготовки, созыва и проведения очередных и (или) внеочередных собраний таких органов управления, порядок принятия ими решений, в том числе путем проведения заочного голосования (опросным путем), порядок обжалования решений таких органов;
11) размер вознаграждений и (или) размер компенсации расходов членов органов управления партнерства в период исполнения ими своих обязанностей;
12) образование ревизионной комиссии или избрание ревизора партнерства;
13) случаи и порядок отчуждения партнерством принадлежащей ему доли в складочном капитале;
14) случаи и порядок приобретения партнерством доли участника партнерства по его требованию.
8. Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещение причиненных нарушением такого соглашения убытков, взыскание неустойки (штрафа, пеней), выплату компенсации (твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в соглашении об управлении партнерством) или применение иных мер ответственности в связи с нарушением такого соглашения.
9. Вне зависимости от применения мер гражданско-правовой ответственности нарушение условий соглашения об управлении партнерством:
1) не исключает права стороны требовать понуждения к исполнению соглашения об управлении партнерством нарушившей стороной в судебном или в ином порядке, предусмотренном соглашением об управлении партнерством;
2) может являться основанием для признания в судебном порядке недействительными решений органов управления партнерства в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством;
3) может являться основанием для признания судом по иску заинтересованной стороны соглашения об управлении партнерством недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения, только в случаях, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Статья 10. Складочный капитал партнерства. Доли в складочном капитале партнерства

1. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал партнерства.
2. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством:
1) при неисполнении участником партнерства обязанности по первоначальному внесению вклада (части вклада) в складочный капитал партнерства при условии, что соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, такой участник партнерства обязан уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также неустойку в размере десяти процентов годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки;
2) при неисполнении участником партнерства обязанности по последующему внесению части вклада в складочный капитал партнерства, если соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, часть доли такого участника партнерства в складочном капитале партнерства, соответствующая невнесенной части вклада, переходит к другим участникам партнерства пропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале партнерства с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению соответствующего вклада.
3. Неисполнение обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал партнерства вклада (части вклада), если соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, может являться основанием для исключения участника партнерства из партнерства в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
4. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, утверждается единогласным решением всех участников партнерства. При недостижении согласия по вопросу о денежной оценке имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, или об утверждении оценщика внесение вклада в складочный капитал партнерства осуществляется в денежной форме. Соглашением об управлении партнерством могут быть установлены виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада в складочный капитал партнерства.
5. Партнерство осуществляет ведение реестра участников партнерства с указанием сведений о каждом участнике партнерства, размере его доли в складочном капитале партнерства и внесении им вклада, о размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения партнерством. Сведения о составе участников партнерства вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Сведения о принадлежащих участникам партнерства долях в складочном капитале партнерства, в том числе об их размере и стоимости, не включаются в единый государственный реестр юридических лиц.