Как я парился в нудистских банях австрии. Немецкие общие бани – особенности и правила посещения

Немецкие общие бани предназначены для совместных походов с семьей, коллегами по работе или друзьями. Многие из них расположены на побережье рек Одер и Майн, а также вблизи термальных источников. Их парные сильно отличаются от наших бань, поэтому русским туристам предварительно следует ознакомиться с их правилами. Разный менталитет и культура могут стать причиной сильного шока, вызванного традициями немецких общих бань.

Многие банные комплексы Германии напоминают аквапарк. Они разбиты на секторы с разным назначением. В одном из них находятся большие бассейны с горками и трубками, холодной и горячей водой, мелкие и глубокие, с быстрым течением и гидромассажем. А в другом – разнообразие термальных процедур: русская, финская, монгольская и японская бани, хамам, био-сауна и ледяная пещера. А между ними организованы джакузи, зимние сады и массажные кабинеты.

Наибольшей популярностью пользуются комплексы, расположенные рядом с термальными источниками. Крупные немецкие общественные бани есть в Нижней Саксонии и Баварии. Также к лидерам по количеству посетителей относится:

  • «Каракалла Термы», возведенный прямо над подземным источником с лечебной водой;
  • «Ликвидром» в Берлине с бесплатными процедурами, морской водой в бассейне и интерьером в космическом стиле.

Отличия немецкой бани

Мужчины и женщины Германии посещают банные комплексы вместе. Там нет мужских и женских помещений или дней посещения. Лишь в единичных комплексах предусмотрены отдельные дни для посещения мужчин и женщин. Данная традиция ввергает в шок многих иностранцев, хотя и пришла она еще из древних времен. Считается, что раньше, чтобы не тратить дрова на топку бани отдельно для мужчин, женщин и детей, все мылись вместе. С тех пор это стало традицией.
Еще одной отличительной особенностью немецких общих бань является обязательное условие полностью обнажиться. Коренные жители Германии не склонны стесняться своей наготы, поэтому для них считается нормальным мыться обнаженными рядом с представителями противоположного пола. Там даже юноши спокойно купаются рядом с родителями своих друзей. А вот на прикрывающихся людей немцы смотрят удивленно.

Однако это не значит, что разгуливать голышом придется по всему банному комплексу, так как данное правило применимо только для парных и саун. Немцы объясняют это тем, что большинство плавок и купальников сшиты из синтетической ткани, которая при высокой температуре причиняет телу дискомфорт и вред. Также в немецких парных по той же самой причине запрещены резиновые шлепанцы и сланцы.

Садиться на полки в общественных банях Германии можно только на специальных двухметровых полотенцах. Также оно стелется под ноги, так как с разгоряченных тел стекает пот, который негативно сказывается на дереве. Особо стеснительные посетители могут закутаться в хлопковое полотенце.

В парилках устанавливается приглушенное освещение, чтобы создать дружелюбную атмосферу. Там действует несколько негласных правил:

  • Нельзя снимать на фото- и видеоаппаратуру;
  • Нельзя пристально рассматривать других посетителей;
  • Нельзя комментировать внешность других людей;
  • Необходимо соблюдать тишину и не тревожить других посетителей.

Дополнительные процедуры

Важной процедурой в немецких общих банях является ауфгусс, т.е. выливание на горячие камни термальной воды с эфирными маслами, в результате чего специальными опахалами или полотенцами по парной распространяется ароматный пар. Чаще всего используют апельсиновое, медовое или эвкалиптовое масла. Выполняется данная процедура специальными мастерами, которые даже ежегодно соревнуются между собой в Австрии.

Длительность ауфгусса составляет в среднем 20 минут. В большинстве парных весит расписание проведения данной процедуры, чтобы каждый посетитель мог сориентироваться по времени и не пропустить эту церемонию. Ее стоимость уже входит в оплату входного билета.

Во время проведения запрещается покидать парную, только в случае головокружения или резкого ухудшения самочувствия. Банщик, выполняющий процедуру, также может развлекать собравшихся людей анекдотами и шутками. В некоторых комплексах при этом включается приятная расслабляющая музыка, и бесплатно раздаются крема, кубики люда или соли. После процедуры посетителям предлагается на выбор прохладительный напиток, горячий чай, мороженое или фрукты.

Термам и римским курортам в Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства знаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.

Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира... Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке - все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.

Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок - вплоть до начала эпохи Возрождения.

Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей.
Надо сказать, что бани устраивались не только в городах, но и в деревнях. Э.Фукс в своей «Истории нравов в эпоху Ренессанса» приводит следующие данные. В период с 1426 по 1515 год каждая из пяти деревень в окрестностях Ульма имела свою баню. В Цюрихе насчитывалось пять бань, в Шрейере - девять, в самом Ульме - десять, в Базеле - одиннадцать, в Нюрнберге - тринадцать, во Франкфурте-на-Майне - пятнадцать, в Вене - двадцать одна. В эпоху Возрождения в Европе бань появлялось все больше, и они начинали напоминать заведения периода упадка Римской империи. Область предоставляемых «услуг» расширяется, и бани становятся похожими на публичные дома.

В начале XVII века общественные бани повсеместно закрываются из соображений нравственности. Вид обнаженного тела объявляется запретным. Однако уже в 1680 году Парижская мэрия по соображениям гигиены вновь разрешает открыть общественные, бани и на одном из притоков Сены, около Лувье, устанавливается первая плавучая баня, где мылись холодной речной водой.

При этом начинает развиваться бальнеология как область медицины. Пристальный интерес к водным процедурам как средству от многих болезней в середине XIX века ознаменовал начало банного бума. Неконтролируемый рост городов (в первую очередь, их трущобной части) привел к тому, что около 1830 года в Европе разразилась страшная эпидемия холеры, которая докатилась и до России. Передовая в техническом отношении Англия первой забила тревогу. В 1842 году в Ливерпуле и в 1845 году в Лондоне появляются первые общественные бани нового типа, с централизованным водоснабжением и канализацией.

В 1846 году английский парламент принимает так называемый акт сэра Генри Дьюкингфильда, согласно которому начинается массовое строительство подобных сооружений. Индустриализация вводит в историю имена новых героев, в частности имя инженера Уильяма Линдли, который разработал множество технических проектов новых общественных бань не только в Англии, но и в Германии. Английское понятие «комфорт», вошедшее в XX веке во все языки мира, подразумевало в числе многих признаков правильно организованного домашнего быта обязательное присутствие горячей ванны.

С воцарением королевы Виктории Англия - владычица морей - все увереннее становится мировой законодательницей мод, а английские товары отличного качества в больших количествах наводняют мир.

В 1850 году английский журналист Дэвид Уркварт побывал в Испании и Греции, где процветали хамамы, и описал свои впечатления в книге « Геркулесовы столбы ». Он загорелся идеей построить сеть турецких бань в задымленном индустриальном Лондоне. Он даже составил проект, согласно которому 1000 турецких бань в двухмиллионном Лондоне станут мощным орудием в борьбе «с нищетой, невежеством, грязью и безнравственностью». Идея Уркварта приобрела популярность. Кроме того, к этому моменту в Европе как раз установилась мода на все восточное. Один из энтузиастов-сторонников проекта Уркварта, врач Чарльз Бартоломью, под руководством журналиста построил подобие турецкой бани в своем доме и открыл ее для знакомых. Она имела оглушительный успех. Сам Бартоломью и множество других посетителей его бани избавились от мучивших их долгие годы артритов, ревматизма и прочих болезней.

В 1856 году английский бальнеологист Ричард Бартер, вдохновленный книгой Уркварта, построил в Ирландии первую баню наподобие турецкой и назвал этот бальнеологический комплекс «Гидропатический институт святой Анны». Это был усовершенствованный вариант восточной бани, который впоследствии стал известен по всему миру под названием ирландско-турецкой или ирландско-римской бани. В отличие от прототипа, в этом варианте предусматривалась вентиляция горячей комнаты. Кроме того, температура была выше, поэтому возможно было устраивать не только влажную, но и сухую баню. Таким образом, атмосфера в ирландско-турецкой бане считалась более здоровой. Кроме того, здесь не предполагалось архитектурных излишеств. Баня носила строго функциональный характер и повторяла главные элементы восточной бани: последовательность комнат с разной температурой, массаж жесткой варежкой, энергичный массаж после разогрева, контрастные обливания. За всю свою жизнь Бартер успел построить еще десяток аналогичных комплексов.

Подобные бани чуть позже появились во многих городах Германии (Нюдерсдорф, Фридрихшафен, Виттенберг) и завоевали значительную популярность как лечебное и укрепляющее средство. Шведский бальнеологист Карл Курман способствовал открытию двух турецких бань в Стокгольме. А в 1871 году он издал работу «О бане» - один из первых фундаментальных трудов о сущности и происхождении бани, в котором, в частности, Курман отдал должное Уркварту как великому пропагандисту восточных бань на Западе. Еще один из самых ранних примеров общественных банных построек этого периода в Европе - банный центр в Гамбурге, в районе Швайнмаркт.

Гамбург и Берлин в 70-х годах XIX столетия вполне можно было назвать мегаполисами — промышленными, культурными и деловыми центрами усиливающейся Германии. Дело в том, что в то время определяла тенденции мирового развития именно Британия, поэтому неудивительно, что для реализации такого проекта был использован британский опыт. Упоминавшийся выше английский инженер Уильям Линдли разработал не только проект банного центра, но и уникальную по тем временам систему отвода сточных вод. В этом деле Гамбург стал первым городом континентальной Европы, который обзавелся очистными сооружениями (до этого все нечистоты сливались по системе канализации в ближайшую реку).

Чтобы построить здание в районе Швайнмаркт, пришлось также разрабатывать новую систему водоснабжения. Банный центр выглядел наподобие нашей пожарной каланчи. В центре располагалась высокая дымовая труба в виде круглой башни из кирпича. Вокруг нее внизу были построены два кольца сооружений: внутреннее было предназначено для принятия душа, а внешнее - для ванн общественного пользования, раз-деленное на мужскую и женскую половины. Центр открылся для посещения в 1854 году, а к 1867 году число его посетителей составило около 100 000 мужчин и 25 000 женщин.

В это же время набирает силу мода на русскую паровую баню. Впечатления многих путешественников, побывавших в России, создали парилке имидж развлечения для сильных мужчин. В крупных городах Европы - Париже, Берлине - строятся русские бани как экзотические развлекательные заведения. Позднее русская парная наряду с другими разновидностями бальнеологических процедур войдет в качестве обязательного элемента в водно-оздоровительные комплексы. Однако события начала века, отгородившие Россию от Запада, оттеснили в сознании европейцев русскую баню на второй план. С севера Европы на ее место уверенно вступила финская сауна. Не отличаясь по сути ничем от русской бани, сауна за каких-нибудь 15 лет из простого и нехитрого изобретения маленького народа стала повсеместным повальным увлечением. Во второй половине XX века в Европе сауна становится неотъемлемым элементом рекреационных, спортивных, туристических центров, гостиничных комплексов. Кроме того, развивается отрасль производства оборудования саун и отдельных частей для их строительства и монтажа: печей, разборных кабинок и пр.

Как я парился в нудистских банях Австрии

Мне хотелось затронуть немного веселую тему про то, как принято ходить баню у Австрийцев. Мне же пришлось перебороть себя и окунуться в нудистскую тему – посетить общие бани. Шок и стеснение. Да у них принято ходить голыми в сауны, а потом плюхаться в бассейн.

Потом я сходил на банные мероприятия: меня хлестали горячим флагом, мазали липкой, колючей и холодной штукой, заставили сидеть 20 минут голым в сауне.

Я на это пошел только ради вас, чтобы написать этот рассказ! Фотографий конечно же я не делал:-)

Осенью мы с Леной чинно-аристократично отдыхали на чудесном курорте в Австрии. В этот пенсионерский городок едут ради термальных источников. Как же жить в Бад-Ишле и не оздоровиться?

Собрали полотенца, купальные принадлежности и отправились термы Еurothermen.

Термальные источники Еurothermen

Вкратце расскажу систему. При входе оплачиваете билет €16 на 4 часа. Вам выдают браслет-часы. Прикладываете их к турникету и время пошло. Если вы отважитесь скинуть с себя всю одежду и пройти в нудистскую зону, то с вас возьмут еще €7,5 за весь день. Их нужно будет доплатить при выходе.

Проходим мы к раздевалкам. Они общие. То тут, то там мелькают оголенные тела. Мы, конечно, переоделись в кабинках. Я Лене не говорил, что тут культ натуралистов, но она начала догадываться. :-)

Комплекс термальных бассейнов

Расскажу о бассейнах. (Большинство фотографий от Дарьи Письменюк). При входе нас встречает тепленький бассейн с минеральной водичкой. Мы сразу плюхаемся в него. Как приятно! По краям подводные лежаки с джакузи, фонтанчики для спины и шеи.

Прохожу через турникет. На дисплее написано, что с меня снимут еще около €7. Открываю двери. На них написано, что вы пересекаете нудистскую зону и не мешало бы вам раздеться. При входе большой зал с лежаками. Кто-то остывает после бани, кто-то просто читает газету. Я оголился и прикрылся полотенцем на всякий случай. Ополоснулся в душе и пошел к саунам.

Сколько же там саун! Я ходил минут 10 и изучал их. Заходил в каждую. При входе нужно снять тапочки. Нельзя садиться попой на деревянные поверхности. Все места соприкосновения кожи с деревом нужно прокладывать полотенцем! То есть подложить под попу и ноги.

Kaiser sauna, Country house sauna, Mine sauna, Gallery sauna, Stone bath, Steam bath, Saltwater inhalation grotto, Infrared cabins, Large saltwater pool, Hot whirlpool, Cold pool.

Я не помню какая из саун как называется. Подберете по смыслу из списка выше. При входе везде есть таблички: как называется, какая температура и влажность, сколько нужно там находится.

Зашел в первую сауну. Посмотрел, как все подкладывают полотенца. Сделал так же. Вроде никто на меня не косился. Бабушек не было:-) Были дамы и мужчины с приличным телосложением. Жарко.

Зашел в следующую сауну. Там уже не так жарко. Посидел, погрелся. Вокруг несколько девушек. Одна из них лежит, ноги согнуты в коленях. Засмущался, пошел дальше.

Заглянул в баню. Очень влажно и не жарко – приду сюда напоследок. Иду по коридору. Справа в джакузи плещутся мужички. Не хочу к ним:-) После каждой сауны нужно принимать душ – принял душ.

А это что за запотевшая стеклянная дверь? Открыл, зашел. Все так же ничего не видно из-за пара. Тут, видимо, нужно стоять и дышать. Не знаю сколько человек рядом со мной стояло и дышало – я ничего не видел. Стало как-то не по себе. Вышел.

Впереди большой бассейн для натуралистов. В воде плескается голый старичок. Туда – на спине, обратно на животе. По краям еще есть люди. Покупаюсь потом, если никого не будет.

Банщик с полотенцем на бедрах, что-то сказал по-немецки. Все послушно пошли за ним. Я же пришел за репортажем для вас! Тоже пришлось идти. Что мне уже терять?

Все вышли на улицу. Там как-то зябко. На улице есть еще одна большая круглая сауна! Мы все туда зашли. Банщик закрыл дверь, поставил какую-то табличку, перевернул песочные часы. Я понял, что я застрял тут как минимум на 20 минут.

Все расселись по кругу на деревянных лавочках напротив вагонетки. Банщик поддал жару. Температура стала подниматься. Люди расслаблено разложили свои телеса на полотенца. Я же сидел смирно, не сильно светя своими прелестями. На верхней полке на уровне моих плеч расположились пару мужчин и завели беседу между собой. Мне не очень было приятно находиться около их мошонок и я отодвинулся:-)

Пока поднималась температура, я робко осмотрел окружающих. Все были достаточно молодые, лет 25-35, приятного телосложения. Мужчин чуть больше женщин. Как еще покорректнее написать? Есть на что посмотреть:-)

Очередь за белым порошком

Тем временем градус заметно повышается! Зашел банщик, выгнал всех на улицу. Все выстроились в очередь. Каждый окунал руку в бочку. Брал белый порошок. И растирал его на потную кожу. Что это?

Дошла очередь до меня. Зачерпнул рукой белый порошок. Начал растирать его по коже. Крупинки были очень большие. Драло кожу, как песок. Дак это соль! Все отправились обратно в сауну потеть.

Зачем банщик махает австрийским флагом?

Шоу на этом не закончилось. Теперь градус уже подходил к 80. Зашел банщик. Принес флаг. Добавил эфирных масел. Зачем ему флаг? :-)

Мало того, что принес флаг, дак он еще стал петь песни и патриотически им размахивать. До меня дошло – чтобы стало еще жарче! Теперь он подходил к каждому и махал флагом перед лицом. Меня так сильно обдал жаром, что я чуть не остался без бровей и ресниц. Я уже перегрелся. Время закончилось и все стали выходить. На улице по очереди приняли душ.

Когда я к ней пришел, то от перегрева не смог ничего сказать. Мой организм и я были в шоке. Мне хотелось ей обо всем рассказать и сводить туда, но уже был десятый час. Пора домой. В этот вечер я спал, как убитый.

Второй раунд с банщиком. Кто победит?

На следующий вечер мне удалось уговорить Лену сбросить одеяния и отправится в царство натуралистов. Вчера я посмотрел расписание банных представлений. На соляное уже ходил. Теперь идем вместе на какое-то непонятно немецкое слово:-)

Уже более смелыми шагами заходим в зону без одежды. Лена быстренько разделась и обмоталась в полотенце. Банщик опять зовет на улицу в круглую сауну. Опять включает жар.

Что подготовил веселый массовик-затейник на сегодня?

Расположились по кругу. Лена сидит обмотанная полотенцем. Я немного раскрепощённее. Всё… перерыв. Все выходят. Лене пришлось расстаться с полотенцем. На улице очередь к банщику. Каждый подходит к нему и тот тщательно опрыскивает жидкостью из пульверизатора спереди и сзади. Что на этот раз? Соль? Нет!

Мятная водичка. Ощущения необычные. Заходим опять в сауну. Как-то странно – воздух жарит, а кожа охлаждается. Больше всего жжет мятой в складках, особенно в задней:-)

Не так экстремально, как вчера с солью и флагом. Но хоть не травмировали психику Лены. Она достойно приняла нудизм. Ей не очень было там комфортно. Мне – уже привычно.

Отправил ее в нормальный бассейн, а сам продолжил эксперименты. Заглянул в сауну, где от пара хоть топор вешай. На ощупь прошелся вдоль стенок. Вроде ни с кем задом на столкнулся. Поплавал голенький в бассейне – это я люблю. У нас в Каме тоже было дело:-)

Погрелся в не горячей влажной баньке. Приходил банщик, предлагал самодельное клубничное варенье для печки. Я не знаю куда его класть, поэтому отказался.

Липкие тела

Время нового шоу! Все заходят во влажную комнату. Там вместо деревянных лавок – кафельные. Тут уже без полотенец. Ничто вас не скроет от чужих глаз! Каждый помыл из душа лавку и сел.

Мистер банщик выдал всем упаковки липкой массы. Все старательно стали растирать свои бедра, ноги, животы, груди и руки. Ну и я тоже. Лизнул – оказывается это мед. Хорошо, дайте две!

Намазался как следует, сижу греюсь. Глаза сами собой разглядывают окружающих. На таких спа-процедурах больше женщин, кстати молодых;-) Тут главное не лохонуться. Даже не представляю, чтобы я делал, если бы… Но вроде все прошло прилично. Быстрее в душ смывать. А то опять уже десятый час – пора домой.

Итого

Термы посетить стоит обязательно. Я не затрагивал тут тему оздоровления. Об этом полно информации, а вот личными впечатлениями делятся мало. Мне тоже не просто излить вам душу, но я рискнул – ведь сегодня 1 апреля. Что правда, а что вымысел говорить не буду. А то скажу, что все правда, а вы будете надо мной смеяться. При первой же возможности снова посещу термы.

Понравилось? Подпишитесь на мои каналы:

Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о "немытом" является очередным мифом и стереотипом.

Оригинал взят у gunter_spb в БАННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ

Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти" 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Помните, по жэжэшечке ходила "патриотическая" статейка о "чистых славянах" и "вонючих европейцах" - кажется ее перепостил и d_pankratov , не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.

Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна


Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":


Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.


Но это, так сказать, "позднятина", а что же раньше? При самом что ни на есть "варварстве"? Вот Эйнгард, "Жизнеописание Карла Великого":

Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:

Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции - из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты - около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin (Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:

Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:



А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.


Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:


Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани, пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.


Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.


Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:


И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды - подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке