Понятие межполушарной асимметрии. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.

Понятие «функциональная межполушарная асимметрия головного мозга», согласно психологическому словарю (1999), означает характеристику распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга и происходит от греческого слова asymmetria - несоразмерность. Данная характеристика свойственна только человеку. При этом в полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями, как говорилось выше, равномерно распределено между двумя полушариями мозга при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела, правое полушарие - левую (Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Котик Б.С., 1992; Wilson P.A., 1996; Данилова Н.Н., 1998). Но левый и правый мозг не идентичны по своим возможностям и организации, несмотря на физическую асимметрию. Сложные психические функции человека несимметрично распределены между левым и правым мозгом.

Впервые вопрос о межполушарной асимметрии головного мозга был поднят в 1836 году Марком Даксом на заседании медицинского общества в Монпелье (Франция). Он выдвинул гипотезу, что каждая половина мозга контролирует свои, специальные функции и речь контролируется левым полушарием. Также и Джексон считал, что каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции. Он полагал, что правое полушарие занято наглядным восприятием внешнего мира, а левое полушарие преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами. Что касается звуковой речи, правое полушарие, по Джексону, может производить только такие словесные формы, которые как бы не разбиваются на части, а целиком служат автоматически произносимым обозначениям целой ситуации. Проверка и уточнение этой гипотезы оказались возможными лишь недавно, благодаря материалу, накопленному при нейрохирургических операциях над мозгом, в частности при рассечении двух полушарий мозга. Результаты изучения расщепленного мозга подтверждают то, что левое полушарие в основном ответственно за язык и речь, а правое управляет навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. Кроме того, были обнаружены некоторые различия в способах переработки информации полушариями. Левое полушарие осуществляет ее переработку аналитически и последовательно, а правое - одновременно и целостно. Кроме того, левое полушарие превосходит правое, когда задача состоит в выявлении немногих четких деталей, а правое доминирует при интерпретации элементов в сложной конфигурации. Так же было установлено, что взаимодействие полушарий в норме реципрокно, то есть при обработке информации в одном полушарии, другое на это время несколько затормаживается и до некоторой степени снижается интенсивность и отчетливость проявлений его функций (Иванов В.В., 1978; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Грановская Р.М., Березная И.Я., 1991; Данилова Н.Н., 1998).

В настоящее же время проблема функциональной межполушарной асимметрии головного мозга человека приобрела широкий междисциплинарный характер. Она привлекает психологов, физиологов, педагогов, невропатологов, генетиков, лингвистов, социологов, философов. Разработка этой проблемы идет в двух основных направлениях. Первое направление связано с изучением влияния типа межполушарной асимметрии мозга на эффективность обучения (Суворова В.В., 1976; Спрингер С., Деейч, 1983; Хомская Е.Д., 1992; Урзова Ю.А., 1995 и др.). Второе направление предполагает исследование особенностей динамики межполушарной асимметрии мозга при выполнении какой-либо деятельности (Ермаков П.Н., 1988; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988; Котик Б.С., 1992; Дикая Л.А., 1996 и др.).

Не смотря на то, что в процессе функционирования мозга задействованы в равной мере все области головного мозга, в литературе также говорится, что при этом, они могут быть по-разному связаны с так называемым «фокусом сознания», с физиологическими механизмами осознания «Я» (Теплов Б.М., 1961; N. Herrmann, 1988; Сандомирский М.Е., 1995; Васильева В.Н., Рамазанова А.П., Богомаз С.А, 1996; Гуленко В.В., Тыщенко В.П., 1997). Согласно выше перечисленным авторам, доминирование в процессе осознаваемой переработки информации тех или иных зон коры, с учетом их полушарной принадлежности, накладывается отпечаток на личностно-типологические характеристики человека. Что также подтверждается утверждениями Сандомирского М.Е. (1995) в его труде. Он полагал, что профиль функциональной асимметрии полушарий, характерный для правшей, когда доминантным является левое полушарие, у левшей профиль асимметрии является инвертированным. Таким образом, как выше уже говорилось, межполушарная асимметрия является основой в первую очередь для таких типологических признаков, как рациональность/иррациональность. Лица, у которых ведущую роль в процессе отражения мозгом реальности играет левое полушарие, относятся тем самым к рациональным психологическим типам, правое полушарие - к иррациональным. Что касается экстраверсии и интроверсии, то они также связаны с межполушарной асимметрией и определяются интенсивностью информационного обмена между полушариями (Сандомирский М.Е., 1995): высокая интенсивность свойственна для экстравертов, низкая - для интровертов. Вследствие описанного различия способов обработки информации левым и правым полушарием, принято считать, что эти способы взаимно дополняются друг друга. Соответственно в процессе функционирования сознания полушария частично дублируют друг друга, обрабатывая одни и те же порции информации разными способами. При этом межполушарный обмен информацией, точнее обмен результатами работы полушарий и их объединение, или суперпозиция, дает сознанию целостную, адекватную и полную картину реальности. Если информационный обмен между полушариями протекает часто и малыми порциями, на уровне промежуточных результатов переработки информации, это соответствует обращенности сознания во вне (экстраверсия). В том же случае, когда этот обмен происходит редко и большими порциями, на уровне готовых результатов информационной переработки, это соответствует обращенности сознания внутрь (интроверсия).

Итак, видим, что такие функции как экстраверсия / интроверсия и рациональность / иррациональность связаны со спецификой организации межполушарного взаимодействия и рассматриваются как межполушарные функции. Применительно к связи соционических функций с асимметрией полушарий, это создает следующую схему локализации личностно-типологических характеристик человека, где N и T - левополушарные функции; S и F - правополушарные функции; T и S - функции левого полушария, а N и F - правого:

Отделы коры головного мозга

Полушария головного мозга

Левое полушарие

(рациональное)

Правое полушарие

(иррациональное)

Передние

(прецентральные)

Задние (постцентральные)

Логика (T)

Этика (F)

Интуиция (N)

Сенсорика (S)

В приведенной схеме функции, которые К.Е. Юнг описывал как рациональные - мышление (логика) и чувствование (этика) - относятся к рациональному (доминирующему) полушарию, а иррациональные - интуиция и ощущение (сенсорика) - соответственно к иррациональному полушарию (субдоминантному). Применительно к физиологической роли отдельных корковых зон наиболее «прозрачной» представляется их связь с соционическими функциями для прецентральных отделов коры. Передние отделы левого полушария - у правшей - напрямую связаны с вербально-логическим мышлением, а симметричные отделы правого полушария — с абстрактным невербальным (интуитивным) мышлением. Применительно к задним отделам коры, необходимо учитывать в первую очередь наиболее тесную связь соответствующей области правого полушария с ощущениями, приходящими от внутренних органов, невербализуемыми эмоциональными реакциями и наглядно-предметными механизмами мышления. Задние отделы коры левого полушария также связаны с внешней афферентацией и эмоциональными реакциями, но более доступными для вербализации ввиду анатомической близости речевых зон. Соответствующее вербальное описание и вербально опосредованное осознание эмоций ставит их в тесную связь с этическими и моральными категориями. В сочетании же с моделирующими мыслительными функциями лобной коры деятельность постцентральной области левого полушария может являться катализатором процессов межличностной коммуникации, обеспечивая лежащие в их основе механизмы эмпатии. Соответственно такие сооционические функции, как логика, этика, интуиция, сенсорика, связанные со спецификой организации межполушарного взаимодействия, рассматриваются как внутриполушарные функции.

Таким образом, два полушария действительно обладают специализированными функциями, но в интактном мозге они работают вместе, обусловливая приспособляемость человека и его необыкновенные способности к решению задач. В связи с особым интересном к функциям разных полушарий у некоторых нейробиологов возникал вопрос, нет ли каких-то анатомических или физиологических различий между полушариями, которые позволяли бы объяснить их специализацию. До недавнего времени считалось, что два полушария анатомически идентичны. Однако исследования, проведенные в последние время, показали, что существуют заметные анатомические различия между полушариями. Например, полученные данные указывают, что приблизительно в 70% случаев planum temporale в левом полушарие крупнее, чем в правом полушарии. Также, в множестве исследованиях был обнаружен еще ряд проявлений асимметрии, большая часть которых коррелирует с функциональной право- или леворукостью (Bogen J.E., 1969; Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л., 1988).

Из источников известно, что сам же мыслительный процесс всегда требует участия обоих полушарий и включает несколько последовательных этапов: когда доминирует левое, то результаты мыслительной деятельности, достигнутые к этому моменту, могут быть вербализированы и осознаны; когда доминирует правое, мыслительный процесс, развиваясь имманентно, не может быть осознано вербализован. И только когда вновь доминирует левое, возникает ощущение внезапности полученного результата, несвязанности его с состояниями, непосредственно предшествовавшими его получению, неосознанности, на подготовительных этапах, на промежуточных операциях. В таких случаях обычно считается, что решение найдено интуитивно, а обратная связь свидетельствует о получении интуитивного решения, замыкается через возникающие эмоциональные ощущения (Богоявленская Д.В., 1983).

Но, тем не менее, в соответствии с доминированием того или иного полушария головного мозга существует четыре основных типа мышления, которые (Торренс Е.П., 1990):

    подход с преобладающей активностью левого полушария (левосторонние) при котором основную роль играет логический анализ. Человек с таким когнитивным типом предпочитает использовать логико-вербальный подход и конкретные задачи;

    подход с преобладающей активностью правого полушария (правосторонние), который отличается преобладающим использованием интуиции.

    смешанный подход, при котором в зависимости от ситуации используется левый или правый «мозг». Относительно слабая взаимосвязь между полушариями предполагает наличие у такой личности переходов от правосторонней стратегии мышления к левосторонней стратегии, или наоборот.

    совмещенная стратегия, при которой совмещены правосторонний и левосторонний подходы. Такой человек использует одновременно оба полушария.

Учеными было проведено большое количество исследований феномена функциональной межполушарной асимметрии головного мозга и было обнаружено многообразие сенсорных и моторных асимметрий (Auriol B., 1985; Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Спрингер С., Дейч Г., 1983; Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988; Торренс Е.П., 1990; Таланов В.Л., 1990; Данилова Н.Н., 1998;).

Моторная асимметрия, согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), представляет собой совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

Многообразны функциональные асимметрии рук: у преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе, также руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой - при перемещении тела влево (Розен А., 1970). Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее.

При рассмотрении функциональной асимметрии ног получаем: ноги по размеру и длине не совсем равны. Левая нога «относительно чаще крупнее, чем правая», но относительное число людей с преобладанием левой ноги над правой меньше, чем с преобладанием правой руки над левой - 50-60%. «А нога не столь бросающегося в глаза на верхних конечностях разделение труда»; а «равноножие» должно быть более частым, чем «равноручее» (Брандт А.У., 1927). То, что ноги неравны по силе, зависит от образа жизни. Ведущая нога считается более маневренной.

Для большинства людей характерно сочетание праворукости с левой ведущей ногой (Жеденев В.Н., 1962), хотя было высказано и мнение о более частом доминировании руки и ноги одной стороны (Annet M., 1972).

Согласно Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А. (1988), сенсорная асимметрия - совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.

Исследования функциональной асимметрии зрения показали, что с помощью глаз воспринимается 90% информации (Линдгрен Н., 1962; Брагиной Н.Н. и Доброхотовой Т.А., 1988). В бинокулярном зрении по Г.А. Литинскому (1929), зрительные впечатления каждого из глаз обладают не одинаковой силой и качеством, «перевешивает впечатлительная способность одного из глаз и это превалирование чаще на правом глазу». Кроме того были выявлены различия остроты зрения и цветоощущения (Иванов В.В., 1978). Так же различна прицельная способность и локализация объекта в пространстве, наиболее часто преобладает правый глаз. Различны и поля зрения (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988).

При изучении особенностей функциональной асимметрии слуха были установлены различия остроты слуха: лучшая чувствительность левого уха (Valière-Monaud M., Roth G., Ribo J., 1978; Неймарк М.Т., 1954).

Сочетание же доминирования тех или иных моторных и сенсорных асимметрий составляют профиль латеральной организации (Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А., 1988). В практической части настоящей работы у испытуемых были определены все выше перечисленные сенсорные и моторные асимметрии, а тем самым был выявлен характерный каждой группе свой профиль латеральной организации.

Были обнаружены также и половые различия, при рассмотрении данных, полученных при исследовании функциональной асимметрии головного мозга у мужчин и женщин (Спрингер С., Дейч Г., 1983). Согласно утверждениям Спрингер С. и Дейч Г., женщины превосходят мужчин в широкой области навыков, требующих использования языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач, пространственных по природе. У женщин языковые и пространственные способности представлены более билатерально, чем у мужчин.

Таким образом, проанализировав труды, посвященные проблеме функциональной асимметрии головного мозга, все особенности полушарий головного мозга можно изложить кратко в таблице:

Подводя итог анализу литературы, посвященной функциональной межполушарной асимметрии, видим, что функциональную межполушарную асимметрию можно представить в виде двух основных парадигм: латерализация психических функций (память, эмоции, речь, мышление) и латерализацию способа обработки информации ( Auriol B., 1985; Плотников В.В., Вязован В., 1986; Ротенберг В.Т., 1937; Московичюте Л.И., Голод В.И., 1989). И взаимодействие полушарий носит циклический характер: доминирование одного сменяется доминированием другого. Цикл может многократно повторяться, что обеспечивает поэтапное включение качественно различные стратегии полушарий в обработке поступающей информации. Благодаря сочетанию моторных и сенсорных асимметрий можно определять различные профили латеральной организации.

Н. Дефуа

P. S. Доработанная и отредактированная данная статья вошла в книгу: Наталья Дефуа " Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии"

Литература:

    Annett M.A. Coordination of hand preference and skill replicated // British Journal of psychology, 1976, № 67.

  1. Auriol B. Genèse de la latéralité. Actes du Carrefour «Naissances» E.P.E., Toulouse, 1985.
  2. Bogen J.E. The other side of the brain: ll. An appositional mind. Bulletin of the Los Angeles Artheer S. Reber Dictionary of psychology. - The penguin, 1985.

    Herrmann N. The creative brain. - Lake Lure, N.Y.: Brain Books, 1988.

    Omny, volume 12, № 10, July 1990.

    Valière-Monaud М., Roth G., Ribo J. Oreille gauche, oreille droite. Recherche sur la latéralité auditive. Mémoire d"Orthophonie - Toulouse III, 1978.

    William James Psychology Briefer Course. Collier books. - N.Y., 1962.

    Wilson R.A. Quantum Psychology. How brain software programs you and your world. - Tempe, Arizona U.S.A., 1996.

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.: «Мир», 1988.

    Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: «Медицина», 1988.

    Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика ФС. - М: МГУ, 1992.

    Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

    Дикая Л.А. Функциональная межполушарная асимметрия мозга человека в динамике обучающего видеотренинга. - Р-на-Д., 1996.

    Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. - Р-на-Д.: РГУ, 1988.

    Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. - М.: «Сов. радио», 1978.

    Костандов Э.А. Осозноваемые и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности человека. Механизмы деятельности мозга человека / Ч. 1. Нейрофизиология человека. - Л.: «Наука», 2001. С. 491 - 526.

    Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

    Краткий психологический словарь. - Р-на-Д.: «Феникс», 1999.

    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: «Флинта», 1997.

    Сандомирский М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. // Из Хаоса в Космос.// - М., 1995.

    Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: «Мир», 1983.

  3. Таланов В.Л. Определение полушарного доминирования по количественному показателю асимметрии ведущего глаза, диагностируемому методу бинокулярной конкуренции с применением матриц цифровых или буквенных стимулов (гаплоскопия). - М., 1990.

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

Известно, что левое и правое полушария человека несут разные функции, которые, однако, являются взаимодополняющими. Асимметрия - это явление, которое присуще мозгу не только человека, но и животных. Причем левое полушарие не является зеркальным отражением правого и наоборот. То полушарие, в котором у каждого отдельно взятого индивидуума находится центр речи, является доминантным. В подавляющем большинстве случаев в этой роли выступает вербально-логическое левое полушарие.

Связи между полушариями

Есть несколько интересных фактов о взаимосвязях, которые существуют между двумя половинами мозга. Во-первых, всегда немного больше по размеру, чем правое. Во-вторых, в правом полушарии находятся длинные нервные волокна, которые связывают его с левым. А левое, наоборот, содержит большое количество коротких волокон, которые создают связи на ограниченных участках.
Асимметрия мозга - это процесс, формирование которого занимает в среднем от десяти до пятнадцати лет. Иногда его скорость может быть обусловлена генетическими особенностями. Он практически не наблюдается у младенцев. Асимметрия - это приобретенное качество. Кроме того, доказано, что у неграмотных людей оно выражено меньше. То есть в процессе обучения и приобретения новых знаний мозг становится все более асимметричным. Те же, кто не уделяет образованию должного внимания, замедляют развитие многих важных функций.


Открытие асимметрии

Асимметрия - это особенность, которая всегда интересовала ученых. Но до определенного момента она оставалась таинственным объектом, который мог вызывать лишь уйму предположений даже у самых светлых умов человечества. Началась история освоения этой области с открытия Полем Брока взаимосвязи между речью человека и использованием правой или левой руки. Это произошло в 1861 году, когда ученый обнаружил у своего больного, который страдал от потери речи, поражения в левом

Также связь между двумя частями осуществляется при помощи особого пучка нейронов - мозолистого тела. Благодаря ему они работают слаженно, как единое целое. Некоторым тяжелобольным проводилась операция по рассечению мозолистого тела. Это дало возможность более детально изучить особенности правого и левого полушарий.


Опыты с расщепленным мозгом

Функциональная асимметрия проявляется совершенно парадоксальным образом. Например, оказалось, что левое полушарие отвечает за построение логических связей, математические вычисления. Оно хорошо «понимает» любую сложную речь. наоборот, может опознать только самые общие связи. При предъявлении самых обычных предметов - ложки или клубка ниток - оно может отнести их к определенному классу. Преимуществом же правого полушария является превосходная ориентация в пространстве. Был поставлен эксперимент: пациентов с расщепленным по медицинским показаниям мозгом просили правой рукой собрать конструкцию по чертежу. При этом ими было допущено много ошибок. Это и было обусловлено тем фактом, что левое полушарие отвечает за правую сторону тела.

Опыты Сперри

Исследования расщепленного мозга также показали, что люди с повреждениями правого полушария очень плохо ориентируются в пространстве. Часто такие больные не могут найти дорогу до дома, в котором до этого они прожили не один десяток лет.
Р. Сперри доказал, что при рассечении происходит следующее: процессы в двух полушариях головного мозга начинают протекать самостоятельно. Это похоже на то, что действуют независимо друг от друга два разных человека. По мнению многих ученых, асимметрия - это явление, которое досталось человеку в ходе эволюции и является ее приобретением.


Агнозии при повреждениях мозга

Асимметрия мозга в действительности проявляется наиболее наглядно при повреждениях одного из полушарий. Например, травмы правого полушария могут повлечь различные типы так называемых агнозий. При этом расстройстве человек не способен воспринимать знакомую ранее информацию. Например, известна агнозия на лица, при которой больной не узнает лиц знакомых людей. И это несмотря на то, что память на другие предметы окружающего мира и ситуации остается абсолютно сохранной.




Два типа мышления

Итак, асимметрия головного мозга предполагает разделение мыслительных функций на две большие сферы - пространственно-образное мышление и абстрактно-логическое. К этим понятиям существует немало синонимов. Например, аналогичными являются определения вербального и невербального мышления, а также дискретного и симультанного. Правое полушарие отвечает за симультанное мышление, поскольку воспринимает объект во всей целостности его свойств. Совокупность восприятия недоступна логически ориентированному левому полушарию. Оно анализирует и изучает каждый объект отдельно.

Функции анализа и синтеза

Асимметрия головного мозга отвечает за распределение функций между двумя полушариями. Левое полушарие отвечает за аналитическую обработку информации. Ему присуще мышление по типу «от частного к общему», то есть индукция. Оно обрабатывает весь поток информации от окружающего мира по логическому принципу. Правое же полушарие отвечает за такую как синтез. При этом части воспринимаемого объекта оказываются объединены в целое. Мышление осуществляется по дедуктивному принципу - от общего к частному. Правое полушарие отвечает за метафорическое, образное мышление.



Межполушарная асимметрия: другие отличия

Восприятие текущих событий в хронологическом порядке - это функция левого полушария. Для правого, наоборот, все события как бы происходят одновременно. Оно не ориентируется во времени: для него существует только «здесь и сейчас».
Левое полушарие ориентировано на прочтение схем, например информации на географических картах. Правое, напротив, ориентируется в конкретном пространстве, например в помещении.

Есть также разница между распределением функции контроля эмоций в полушариях головного мозга. Левое полушарие отвечает за положительные переживания, правое, напротив, за негативные.

Асимметрия в природе

Нужно отметить, что рассматриваемое явление свойственно многим объектам природы. Межполушарная асимметрия - прерогатива не только человека. Если симметрия представлена в строении молекул и кристаллов, то асимметрия - в расположении внутренних органов, строение спирали ДНК. Существует также асимметрия волос.

Исследования в этой сфере оставляют немало загадок. Но прогресс науки не стоит на месте. Возможно, те знания, которые сейчас кажутся очевидными, станут абсолютно устаревшими для ученых будущего. Возможно, ученые будущего смогут окончательно разгадать все тайны высшего продукта эволюции - головного мозга человека.

Мозга, выраженная в их специализации, т.е. доминировании в осуществлении какой-либо функции.

Функциональная асимметрия полушарий является важнейшим психофизиологическим свойством головного мозга человека. Выделяют психическую, сенсорную и моторную межполушарную асимметрии мозга.

При исследовании речи было показано, что словесный информационный канал контролируется левым полушарием, а несловесный сигнал (голос, интонация) – правым. Абстрактное и сознание связаны преимущественно с левым полушарием. При условного в начальной фазе доминирует правое полушарие, а во время упрочения – левое. Правое полушарие реализует цели, осуществляет обработку информации одновременно, синтетически, по принципу дедукции, лучше воспринимаются пространственные сигналы и относительные признаки предметов. Левое полушарие определяет цели, производит переработку информации последовательно, аналитически, по принципу индукции, лучше воспринимает абсолютные признаки предметов и временные отношения.

В эмоциональной сфере правое полушарие обусловливает преимущественно более древние, отрицательные , контролирует проявление сильных , в целом оно более «эмоционально». Левое полушарие обусловливает в основном положительные эмоции, контролирует проявление более слабых эмоций.

В сенсорной сфере роль правого и левого полушарий лучше всего проявляется при зрительном восприятии. Правое полушарие воспринимает зрительный образ целостно, сразу во всех подробностях, легче решает задачу различения предметов и опознания визуальных образов предметов, которые трудно описать словами, создаёт предпосылки конкретно-чувственного мышления. Левое полушарие оценивает зрительный образ расчленено, аналитически, при этом каждый признак (форма, величина и др.) анализируются раздельно. Легче опознаются знакомые предметы и решаются задачи сходства предметов, зрительные образы лишены конкретных подробностей и имеют высокую степень абстракции; создаются предпосылки логического мышления.

Моторная асимметрия связана с тем, что мышцы конечностей и туловища одной стороны тела контролируются моторной корой противоположного полушария (некоторые мышцы лица контролируются обоими полушариями).

Однако участие правого и левого полушарий в осуществлении различных функций носит не глобальный, а парциальный характер. Установлено, что каждый вид функциональной асимметрии подразделяется на множество парциальных асимметрий. В частности, различные моторные функции (движение конечностей, глаз, мимических мышц и т.д.) могут осуществляться с доминирующим участием как правой, так и левой части тела. Более того, у одного человека могут быть различные варианты сочетаний доминирования, например, руки в различных действиях (пишет правой рукой, рисует левой), или ноги (правая толчковая, левая маховая). Аналогично сенсорная латерализация функций выражается в том, что один из парных лучше воспринимает стимулы, например, доминантный глаз лучше видит, доминантное ухо лучше слышит и т.д. Высшие психические функции также латерализованы и это выражается в особенностях приёма, переработки и хранении информации, выбора стратегий . «Левополушарные» люди рациональны, последовательны, логичны. «Правополушарные» отличаются непоследовательностью принятия решений, оценивают ситуацию целостно, не дробя её на отдельные фрагменты, не анализируя. От медлительных «левополушарных» людей «правополушарных» отличает мгновенность принятия решения, которое не всегда оказывается верным. У «левополушарных» людей лучше выражены процессы , лучше запоминается вербальная информация, тогда как у «правополушарных» образная, «фотографическая», и непосредственное запоминание выражено лучше, чем отсроченное.

Присущее субъекту сочетание различных видов асимметрии называется индивидуальным профилем асимметрии (синонимы: латеральный фенотип, латеральная конституция, латеральный профиль). Предполагают, что профиль межполушарной асимметрии является одним из важных механизмов сохранения как общевидовых, так и индивидуальных свойств организма и его , сохраняя его уникальность. В разнообразии латеральных фенотипов отражается биологическая устойчивость человека как вида.

Латеральный профиль асимметрии передаётся по наследству, однако, чем выше уровень организации функций, тем дольше период её созревания, тем сильнее её латеральность подвержена средовым и социальным воздействиям. В онтогенезе сенсомоторных функций наблюдается некоторые усиления правосторонней латерализации с возрастом; у маленьких детей чаще отмечают леворукость, левоногость, левоглазость и левоухость.

Существуют данные о половых отличиях в скорости созревания полушарий мозга: у мальчиков к моменту рождения более зрелое правое полушарие, а у девочек – левое. Связывают это с гормональной регуляцией межполушарных асимметрий. Андрогены оказывают преимущественно тормозное влияние на высшие отделы центральной нервной системы. В основном это влияние рецептируется левым полушарием. Эстрогены, возможно, и прогестерон, оказывают преимущественно активизирующее действие как на левое, так и на правое полушарие. Поэтому девочки раньше начинают говорить, а также лучше читают, чем мальчики. Результаты исследований свидетельствуют о том, что мозг мужчин организован более асимметрично, чем мозг женщин и доминирование левого полушария над правым встречается чаще. Клинические данные показывают, что при поражении левого полушария возникает у мужчин в 3 раза чаще, чем у женщин. Эти данные подтверждают представления о том, что у женщин речевые и пространственные способности представлены в большей степени билатерально, а у мужчин более выражена латерализация. Морфологически это может быть обусловлено тем, что величина задней области мозолистого тела у женщин больше, чем у мужчин, что способствует более интенсивному межполушарному взаимодействию. В то же время у большинства женщин выше уровень лабильности . Считается, что тип полушарного доминирования у мужчин является устойчивым и сохраняется в различных жизненных ситуациях. У женщин повышенная лабильность обеспечивает лёгкость перехода из доминирующего правого полушария на левое. Возможно, эта функциональная особенность позволяет женщинам успешно использовать различные способы восприятия и мышления и обеспечивает большую приспособленность к различным жизненным ситуациям. Приобретя большую стабильность в процессе эволюции, мозг женщин теряет в уровне большей дифференцированности полушарий, свойственной мужскому мозгу, а значит и связанной с нею более высокой степенью возможности развития высших психических функций.

С позиций функциональной асимметрии мозга в настоящее время рассматривается учение И.П.Павлова о сигнальных системах действительности. Установленное И.П.Павловым существование людей с преобладанием второй сигнальной системы над первой с хорошо выраженным логическим мышлением, для которых характерно оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами, – это лица с активным левым полушарием. Те, у которых преобладает первая сигнальная система над второй, – лица с образным типом мышления, для которых характерно использование ощущений, догадок, предчувствий, наглядных жизненных примеров, — доминирует левое полушарие.

Однако, как показали исследования, функциональная специализация полушарий лишь условно даёт право разделять их на доминантное и субдоминантное. По ряду функций у большинства взрослых людей специализировано левое полушарие, за другие отвечает правое, но в реализации психической деятельности оба полушария тесно взаимодействуют.

В последние годы развитие высших психических функций человека связывают с уровнем межполушарной асимметрии (латерализации) мозга. По мнению психологов, латерализация мозга является одним из условий нормального развития, например, способности к чтению или развитию членораздельной речи.

Отсутствие латерализации наблюдается в случаях различных аномалий в психическом развитии, в частности, при шизофрении, при болезни Дауна и др.

Наиболее явным внешним проявлением межполушарной асимметрии является доминирование определенной руки в осуществлении двигательных актов — так называемые «праворукость»и «леворукость». Однако асимметрия проявляется также в доминировании не только рук («ведущая рука»), но и ноги, глаза, уха (соответственно, «ведущие»).*

Экспериментально показано, что у «правшей» доминирующим является левое полушарие, а у многих «левшей» — правое.

Исследования показали, что эти внешние проявления асимметрии часто отражают глубинные природные особенности механизмов психики и поведения человека. Они включают специфику наклонностей, темперамента, двигательной активности, экстра-интраверсии, эмоциональности, способов самовыражения и т. д. В этом плане особый интерес представляют собой леворукие люди.

О левосторонней асимметрии

«Левши» составляют значительный процент населения многих стран. По данным за 1988 г., 25 млн американцев являются левшами. В Бразилии они составляют 10% всего населения. Сейчас отмечается тенденция к увеличению числа левшей в человеческой популяции. В связи с этим все чаще возникают инициативы по созданию субкультуры для левшей, которая бы облегчала их жизнь в «правом» мире.

Как показывает анализ специальной литературы, существует три точки зрения при оценке психофизических особенностей леворуких и праворуких индивидов. Согласно одной из них, левши отличаются более низкими показателями психического развития. Слово «правый» имеет англосаксонский источник, означающий «правильный», «честный»,- «прямой»; слово «левый» — злой, «нечестный», «лживый».

Отмечаются отрицательные качества у левшей: более низкий уровень интеллекта, неуверенность, меньшая способность к обучению, большая склонность к наркотикам и преступлениям.

Согласно второй точке зрения, левши не отличаются от правшей по основным показателям высших психических функций. Исследования, проведенные на больших выборках, показали отсутствие каких-либо достоверных отличий у леворуких и праворуких школьников по успеваемости. Однако аргументы подвергаются сомнению на том основании, что они проводились в обычных условиях, а специфика левшей, по другим данным, проявляется, главным образом, в необычных ситуациях, например, в стрессовых.

Есть и третья точка зрения: левши имеют более высокие показатели психического развития, чем правши. Например, в Японии левши пользуются особым уважением как более искусные мастера. Всем известен левша из одноименного рассказа Лескова, «подковавший блоху». Левши лучше решают числовые задачи; известны их особые достижения в спорте: это лучшие боксеры, фехтовальщики и др. В пользу третьей точки зрения говорит тот факт, что левшами были многие талантливые и гениальные люди: Микельанджело, Леонардо да Винчи, Жанна д’Арк, Чарли Чаплин, Максвелл, К. Бах, И.П. Павлов, Льюис Кэррол и многие другие выдающиеся личности.

Каковы же особенности психических свойств левшей? Каковы особенности строения их мозга? Как развивались эти особенности в процессе эволюции и как они развиваются в процессе онтогенеза у человека? Какова роль наследственности и среды в формировании межполушарной асимметрии? Эти вопросы будут рассмотрены в последующих разделах.

О строении мозга «правшей» и «левшей»

Само открытие морфофункциональной асимметрии мозга было сделано в клинике. В 1960 г. французский невропатолог П. Брока установил, что при кровоизлияниях в области нижней лобной извилины, причем, у большинства больных — в левом полушарии, больной теряет способность произносить слова. Так был открыт речедвигательный центр (центр Брока). Затем Вернике открыл в верхней височной извилине речеслуховой центр. Далее были открыты речезрительный центр и центр письменной речи. Исследования показали, что существует достаточно четкая корреляция между праворукостью и локализацией речедвигательного центра в левом полушарии.

Проблема «праворукости» — «леворукости» давно изучается психологами, но морфологические исследования, ставящие своей целью исследовать структурно-функциональные основы этого феномена, практически начались только в последние годы. Это объясняется многими причинами, в частности, исключительно высокой индивидуальной вариабельностью строения мозга и большими методическими трудностями изучения межполушарной асимметрии. Изучение на секционном материале связано с ограниченной информацией (или ее отсутствием) о «ведущей» руке. Прижизненные исследования требуют очень сложного и дорогостоящего оборудования, и, кроме того, возможность получения достаточно репрезентативных выборок весьма ограниченна.

Значительные трудности связаны также с установлением самих морфофункциональных корреляций в таких сферах, как психика человека.

Тем не менее в литературе имеются сведения о некоторых особенностях строения мозга у левшей и правшей. Так, показано, что в 70% случаев длина так называемой planum temporale (часть зоне Вернике) больше в левом полушарии, чем в правом. Это соответствует процентному соотношению «правшей» в случайной выборке людей. Известно, что асимметрия размеров височной плоскости увеличивается с возрастом.

Значительную ценность представляет изучение асимметрии на живом человеке с помощью методов ангиографии и компьютерной аксиальной томографии. Они позволяют сопоставлять непосредственно морфологическую асимметрию с функциональной (например, с данными о преобладании активности одной из рук). Эти исследования показали, что мозг праворуких обладает большей анатомической асимметрией, чем леворуких. Ангиографические исследования (изучение кровеносных сосудов) показывают, что в большинстве случаев средняя мозговая артерия, проходящая вдоль сильвиевой борозды, в правом полушарии имеет более крутой подъем и поднимается выше, чем в левом. Метод компьютерной аксиальной томографии позволяет изучать структуры мозга в любом сечении. С помощью этого метода установлено, что у «правшей» в левом полушарии теменная и затылочная доли шире, чем у «левшей». Лобная же доля у них шире в правом полушарии. Этим же закономерностям соответствует глубина вдавлений на внутренней поверхности черепа (эндокранах).

По данным работ Института мозга, у лиц, обладающих музыкальными и художественными способностями, левое полушарие доминирует по выраженной апикализации (множественное ветвление апикальных, т. е. верхушечных дендритов) нейронов слоя III, по горизонтальной исчерчен-ности слоев IV и V, радиарности слоев VI и VII. Правое полушарие доминирует у них по количеству сверхмалых нейронов в поле 17. У 70-80% обследованных зрительное поле 17 в правом полушарии доминировало по ширине III и V слоев.

Наши данные по изучению сосудистого русла специфически человеческих областей коры показали, что в речевых зонах в 75% случаев левое полушарие доминирует по объемной плотности сосудов.

По комплексной характеристике структурно-количественных признаков полушария, в том числе, нижней лобной извилины, можно выделить три варианта особенностей и строения, достаточно четко различающиеся между собой.

Для большинства (70-80%) исследованных экземпляров мозга характерны: 1) левостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина максимально сложного типа с левосторонней доминантой сложности; причем, ее вершина упирается непосредственно в сильвиеву борозду, в которой расположена средняя мозговая артерия; 3) восходящая и горизонтальная ветви сильвиевой борозды отходят непосредственно от нее почти под прямым углом друг к другу; 4) четко выражена межполушарная асимметрия в рисунке борозд.

Для второй группы (6-8%) характерны: 1) правостороннее доминирование по дуговой длине полушария; 2) триангулярная извилина отличается недостаточно сложным строением (2-го или 3-го типа сложности), ее вершина не достигает сильвиевой борозды; 3) восходящая и горизонтальная ветви образуют острый угол и отходят от общего стволика, идущего от сильвиевой борозды; 4) межполушарная асимметрия в рисунке борозд не выражена.

Третья группа (22% экземпляров) сочетает в себе признаки первых двух.

Так как выделенные группы в своем численном соотношении соответствуют данным о количественных пропорциях леворуких и правору-ких в случайной выборке людей, а также на основании того, что многие изучаемые критерии имеют выраженную функциональную значимость, можно сопоставить эти группы с фенотипами: первая группа — «правши», вторая — «левши», третья — амбидекстры (одинаковое владение обеими руками).

Состояние межполушарной асимметрии в процессе онтогенеза

Признаки морфологической асимметрии мозга в области речедвигательной коры появляются очень рано. Различия правого и левого полушарий заметны уже у 5-месячного плода. Так, по нашим данным, в области нижней лобной извилины в большинстве исследованных случаев восходящая ветвь сильвиевой борозды сначала появляется в правом полушарии. В процессе эмбрионального развития правое полушарие несколько опережает левое. Так, островок в правом полушарии оказывается чаще погружен в большей степени, чем в левом. Дуговые длины полушария в целом и лобной доли в правом полушарии больше, чем в левом, и т. д.

Начиная с 7 месяцев плодного периода и до 2 лет жизни, по многим показателям правое полушарие оказывается более «продвинутым», по сравнению с левым. Возраст 2-5 лет является переломным, и доминирующим становится левое полушарие.

Подобная направленность асимметрии отмечена также сотрудниками Института мозга РАМН (работы И.Н. Боголеповой и сотр.) в отношении структурно-количественных соотношений цитоархитектоники полей 44 и 45. Показано, что по объему структур, плотности нейронов, ширине коры, по глиоперинейрональному индексу и др. у новорожденного ребенка имеется правосторонняя направленность асимметрии. Вдальнейшем знак асимметрии изменяется, и величина многих показателей становится больше в левом полушарии.

Приведенные данные соответствуют наблюдениям психологов о раннем проявлении функциональной асимметрии мозга. Она увеличивается в процессе онтогенеза человека и снижается к старости.

Одна из психологических гипотез рассматривает мозг ребенка до двух лет как бы функционально расщепленным из-за незрелости мозолистого тела. При манипулировании предметами у такого ребенка формирование энграмм происходит в каждом из полушарий, независимо. В дальнейшем, вследствие преимущественного использования правой руки, доминирующая роль переходит к левому полушарию.

После двух лет начинает функционировать мозолистое тело, и доминирование левого полушария усиливается. Функция пространственного анализа, которая первоначально была локализована билатерально, оказывается вытесненной в правое полушарие. Приблизительно до четырех лет правое полушарие «владеет языком» столь же успешно, как и левое. Возможно, что разделение полушарий в очень раннем возрасте привело бы к тому, что каждое полушарие отдельно и независимо от другого смогло бы осуществлять психические функции высокого порядка, подобные тем, которыми обычно у человека обладает только левое полушарие.

Наше последовательное изучение строения нижней лобной извилины в различных возрастных периодах пре- и постнатального онтогенеза показало, что развитие левого полушария, по крайней мере, на ранних этапах, идет как бы по независимой программе, по сравнению с правым полушарием. Так, начиная уже с пренатального периода, в левом полушарии проявляются элементы «структурных особенностей будущего» левополушарного комплекса «правшей»: четко представленная нижняя лобная борозда, обособляющая нижнюю лобную извилину от средней: восходящая и горизонтальные ветви сильвиевой борозды, отходящие вначале от общего стволика и разделяющие нижнюю лобную извилину на триангулярную, оперкулярную и орбитальную. В дальнейшем развитие этого комплекса идет в направлении опережения темпов роста триангулярной извилины, которая как бы «раздвигает» оперкулярную и орбитальную извилины, врастая между ними. Оперкуляризация островка в этом случае происходит за счет, главным образом, триангулярной извилины. Сама эта извилина приобретает форму перевернутого купола с тупой вершиной. Восходящая и горизонтальные ветви сильвиевой борозды охватывают этот купол снизу, образуя своеобразную «чашу».

Описанный комплекс выражен в нижней лобной извилине именно левого полушария у большинства (67-70%) исследованных экземпляров мозга взрослого человека (праворукие индивиды). Эти данные показывают, что, наряду с отмеченными в литературе признаками (доминирование в левом полушарии planum temporale, особенности строения сильвиевой борозды), у «правшей» развивается также целый комплекс структурно-количественных особенностей в левой нижней лобной извилине. Его элементы заметны уже в пренатальном периоде. В единичных экземплярах он проявляется на очень ранних этапах постнатального развития (у 4-месячного ребенка), однако полностью выявляется с 2-лет.

Раннее появление признаков «левополушарного» комплекса в онтогенезе мозга свидетельствует о значительной роли генетического фактора в развитии доминирования правой руки (правшества). Вместе с тем, его наиболее интенсивное формирование, сопровождающееся погружением островка в результате «наплыва» на него триангулярной, оперкулярной и орбитальной извилин, занимает период от 2-х до 6 лет. Окончательное формирование с явным доминированием триангулярной извилины, приобретающей часто куполообразную форму, с развитием поверхностного компонента извилин и возникновением крупногирального образования происходит в период от 6 до 10 лет.

Приведенные морфологические данные соответствуют концепции о роли генетического и средового фактора в доминировании правой руки (а следовательно, левого полушария), которое рассматривается ниже.

О роли наследственности и среды в формировании межполушарной асимметрии мозга

В формировании морфофункциональной межполушарной асимметрии мозга играют роль три основных фактора: наследственность, среда (здесь — система воспитания) и патология. Отмечается связь с экологией. Так, среди населения Севера — эскимосов, чукчей, коряков и др. — чаще встречается правополушарный фенотип (чаще встречаются леворукие люди). Вероятно, это связано с их максимальной адаптированностью к условиям жизни. Давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, у них слабее, чем в средней полосе России. Возможно, это связано с меньшей приобщенностью к научно-техническому прогрессу и большей их близостью к природе.

Замечена параллель между степенью давления социальной среды в направлении доминирования правой руки и процентом леворуких людей в популяции. Так, в Китае процент леворуких сравнительно невелик (3,5%). Давление среды сравнительно сильнее в США, леворукие составляют 11,5%. Давление среды ослаблено.

Из многих генетических гипотез о наследовании левшества и правшества наибольший интерес представляет гипотеза Аннет. Большинство людей имеет ген правшества («фактор правостороннего сдвига» — rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией речи. При отсутствии его и наличии рецессивного ал л ел я rs,» человек может стать как правшой, так и левшой, в зависимости от обстоятельств, например, в зависимости от условий эмбрионального развития.

В человеческой популяции, вероятно, существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена «правого сдвига» и его рецессивного аллеля. Влияние гена сказывается не только в предпочтении одной из рук, но и в других видах асимметрий (нога, ухо, глаз), однако, наиболее объективной внешней оценкой латерализации является оценка ведущей руки.

Ген «правого сдвига» приводит к развитию асимметрии. В раннем онтогенезе он, с одной стороны, тормозит развитие plenum temporale в правом полушарии, а с другой — развитие и левой заднетеменной области. Благодаря этому, левая височная область получает преимущества в процессах фонетической обработки, а правая заднетеменная — в процессах пространственного зрения. Гомозиготы по гену rs+ отличаются особенно сильным «правым сдвигом». У них будет резко выражено доминирование правой руки и ослаблена активность левой, а также несколько заторможена функция правого полушария в отношении оценки пространственных соотношений. В целом, ген rs+ отрицательно сказывается на способностях пространственных оценок.

Гомозиготы по ренцессивному гену rs-, напротив, отличаются заторможенностью центра речи левого полушария и образуют группу риска в плане развития речи, особенно фонологического аспекта.

Наибольшими преимуществами обладают гетерозиготы по гену rs+, так как у них нет такой резкой слабости левой руки и правополушарных пространственных способностей.

В психологической литературе сформулирована «онтогенетическая гипотеза межполушарной асимметрии мозга». Происхождение асимметрии определяется пятью основными факторами.

1. Латерализующий фактор негенетической природы (вероятнее всего — физические воздействия слабого типа), под влиянием которого левая половина тела, а значит и левое полушарие мозга, имеют некоторые преимущества в скорости эмбрионального развития. Сила действия данного фактора не очень велика.

2. Генетические механизмы, формирующие билатеральный признак. Проявления (непроявления) генетической дисперсии асимметрии зависят от особенностей феногенеза каждого признака.

3. Пенетальные средовые влияния(стресс, инсульт и т. д.), вызывающие возникновение атипической (патологической) межполушарной организации, в частности, леворукости.

4. Средовые, систематические (культуральные) влияния, способствующие формированию церебральной организации и функциональной специализации полушариймозга. Этот фактор значительно увеличивает частоту праворукости.

5. Средовые стохастические влияния, которые увеличиваются с возрастом и при возрастной церебральной патологии и проявляются нарушением межполушарных отношений. Направленность асимметрии существенно не меняется, но становится трудноопределяемой; абсолютная величина асимметрии увеличивается.

Психологическое тестирование, основанное на функциональной асимметрии мозга

В психологической литературе развивается концепция индивидуального профиля асимметрии. Последний включает в себя анализ не одного признака (возможно, и самого очевидного, но не исчерпывающего, например, мануальная асимметрия), а целого комплекса — различные критерии моторной и сенсорной асимметрии (ведущая рука, ведущая нога, ведущий глаз, ведущее ухо). В работах Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной приводятся методики определения этих критериев. Они являются определяющими в установлении индивидуального профиля асимметрии.

Зная особенности функциональной асимметрии у человека, возможно выявить скрытые, самые различные оттенки человеческого характера. Эту оценку можно сделать с помощью основных четырех тестов:

1) переплетения пальцев;

2) определения ведущего глаза в прицельной способности;

3) позы Наполеона;

4) аплодирования.

На основании различных сочетаний признаков асимметрии, вырисовываются 16 мини-портретов кратких обобщенных психологических характеристик, которые приводятся ниже. Обозначения: первые две буквы — соответственно, рука и нога, третья буква — глаз, четвертая — ухо.

1. ПППП («полный правша»):только правые асимметрии: консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (стереотип); такие люди не любят конфликтовать, спорить, ссориться.

2. ПППЛ: наиболее яркая черта характера — нерешительность.

3. ППЛП: кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм, очень контактный тип характера,чаще встречается у женщин.

4. ППЛЛ: редкое сочетание; характер близок к предыдущему, но мягче; наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью(левое аплодирование) и твердостью характера; ведущий глаз правый.

5. ПЛПП: аналитический склад ума и мягкость; чаще встречается у женщин; медленное привыкание, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность.

6. ПЛПЛ: самое редкое сочетание; беззащитность, подверженность различному влиянию; чаще встречается у женщин.

7. ЛППП: очень частое сочетание; эмоциональность; недостаточная настойчивость в главных вопросах; поддаются мужскому влиянию, что позволяет приспособиться к различным условиям; счастливы в друзьях и легко сходятся с людьми.

8. ЛППЛ: большая, чем у предыдущих типов, мягкость характера, наивность.

9. ЛЛПП: дружелюбие и простота; некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.

10. ЛЛПЛ: простодушие, мягкость, доверчивость.

11. ЛЛЛП: эмоциональность, энергичность и решительность.

12. ЛЛЛЛ («полный левша»): антиконсервативный тип характера; способность взглянуть на старые вещи по-новому; наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.

13. ЛПЛП: самый сильный тип характера; с трудом меняют свою точку зрения; энергичны, упорно добиваются поставленных целей.

14. ЛПЛЛ: похожесть на характер предыдущих, неустойчивость, склонность к самоанализу; с трудом находят себе новых друзей.

15. ПЛЛП: легкий характер; умеют избегать конфликтов и легко находят друзей; часто меняют увлечения.

16. ПЛЛЛ: непостоянство и независимость; желание все сделать самому.

Об особенностях характера человека можно говорить по выполнению даже одного теста. Если в переплетении пальцев сверху ложится левый палец, это говорит об эмоциональности, если правый — об аналитическом складе ума. Правый ведущий глаз говорит о твердом, настойчивом, более агрессивном характере, левый — о мягком и уступчивом. Если в позе Наполеона сверху оказывается левая рука, то человек способен к кокетству, если правая — к простоте и простодушию.

О социальной и генетической значимости в формировании индивидуального профиля асимметрии

Исследования некоторых физиологических особенностей, а также некоторых свойств высшей нервной деятельности, проводимые на кафедре анатомии, физиологии и валеологии МПГУ, показали, что индивидуальный профиль асимметрии у школьников всех возрастных групп и студентов формируется в процессе постнатального онтогенеза. В группе

правшей полные правши составляют 22,2%, доминирующие правши — 50%, правши с наличием левосторонних доминант — 8%, правши в двигательной системе и левши в сенсорной системе — 8%, и частичные амбидекстры — 12%.

В группе левшей полные левши составляют 6%, доминирующие — 27%, левши с наличием правосторонних доминант — 40%, левшество в двигательной системе и правшество в сенсорной системе — 12%, частичные амбидекстры — 12%. В целом, у старших школьников, по сравнению с младшими, увеличивается количество полных правшей, а также лиц с правосторонним доминированием. Так, если в возрасте 8-10 лет полные правши составляют 4%, а доминирующие — 12,5%, то с 11 до 18 лет они составляют 11% всех испытуемых, а доминирующие — 33,3%.

У детей с более высоким уровнем преобладания правой руки более высокий показатель моторной пластичности, т. е. скорость движений, гибкость при переключении одних форм двигательной деятельности на другие. Правши отличаются также более высокими показателями скорости переработки зрительной информации, более высоким значением общей активности в моторной и коммуникативной сферах. Левши имеют более высокие показатели концентрации внимания и объема зрительной информации, более высокие значения общей эмоциональности с преобладанием отрицательных эмоций.

У старших школьников, по сравнению с младшими, возрастает количество сочетаний правой ведущей руки с правым ведущим глазом (у школьников в 8-10 лет оно составляет 11 %, у школьников старше 11-31%). Преобладание правостороннего доминирования в старшем возрасте выражено как в моторной, так и в сенсорной системах (рука — нога, рука — ухо, нога — ухо, нога — глаз), однако, в наибольшей мере оно выражено в системе рука — глаз. Это указывает на особую социальную значимость данной системы и значение условий социальной среды в ее развитии.

Вместе с тем, некоторые факторы указывают на достаточно раннюю закладку морфофункциональной системы рука — глаз у эмбрионов человека. В отличие от животных, это проявляется в особом положении закладки будущей кисти руки — четко напротив закладки глазного бокала (рис. VIII. 1).

Отсюда можно сделать заключение о значительном влиянии и генетического фактора на развитие системы рука — глаз. Таким образом, подтверждается представление об особых онтофилогенетических соотношениях человека в связи с его биосоциальной сущностью. По-видимому, некоторые высшие психические свойства (способность к совершенствованию, стремление приобщения к социальному прогрессу и др.) могут передаваться не только по законам социальной наследственности, но и через генетическую программу.

Индивидуальный профиль асимметрии формируется, в значительной мере, в процессе индивидуального развития, на основе пластичности мозга. Генетически запрограммированное правостороннее доминирование реализуется под действием социальных факторов — обучения, традиций, воспитания, действующих в направлении преимущественного использования правой руки. Усиление правосторонних доминант указывает на особую пластичность именно левого полушария. Не случайно в нем в непосредственном соседстве находятся центры движения руки, а также рече- и глазодвигательные центры. Многочисленные варианты индивидуального профиля асимметрии отражают функциональное многообразие психических свойств человеческих популяций.

Становление морфофункииональной асимметрии мозга в антропогенезе

На основании анализа древнепалеолитических изображений, можно достаточно уверенно предполагать, что палеолитический человек был скорее всего амбидектром; возможно также, что в те времена процент леворуких людей был выше, чем праворуких. Среди наших современников высокий процент леворуких найден.у австралийских аборигенов, а также у эскимосов-охотников.

Известна достаточно четкая связь между речевой и моторной асимметрией (латерализацией). Левое полушарие является доминантным в отношении речи именно у правшей. Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что центр движения языка оказался преимущественно в левом полушарии не потому, что оно постепенно, в процессе эволюции, становилось все более связанным с символикой, а потому, что двигательный центр речи оказался связанным с локализованным рядом центром движения руки и пальцев кисти. Полагают, что преимущественно левополушарная локализация центра речи возникла в процессе эволюции, благодаря смене центров управления системы общения. На начальных этапах процесса гоминизации система общения была жестовой. На этой стадии в области средней лобной извилины (преимущественно, левого полушария) имелся центр управления движениями правой руки. Рукой указывались различные направления движения, осуществлялось руководство коллективом людей при переселении, при совершении трудовых операций и т. д.

Впоследствии для общения стали использоваться голосовая мускулатура и мышцы языка. А так как область управления этими мышцами находится в мозге по соседству с центрами руки (также преимущественно в левом полушарии), именно левое полушарие стало доминантным в управлении речью, как устной, так и письменной.

Контрольные вопросы

Какие Вы знаете наследственные заболевания?
Какие особенности строения хромосом лежат в основе синдрома Дауна?
Какие нарушения клеточных взаимодействий у развивающегося зародыша человека приводят к аномалиям развития органов?
Какова связь между слухом и речью в возникновении глухонемоты?
Какова роль генетических и средовых факторов в возникновении глухонемоты?
Каковы различные точки зрения на «левшей»?
Каковы особенности психики у левополушарных и правополушарных людей?
Что такое индивидуальный профиль асимметрии?
Каковы основные критерии психологического тестирования, основанные на функциональной асимметрии мозга?

  • 1955 Родился Александр Иванович Соловьев - доктор исторических наук, специалист по военному делу и мировоззрению аборигенного населения Северной Азии.
  • Все мы разные - со своим складом характера, темпераментом, особенностями мышления и памяти, своими привычками и способностями. Конечно, глубокий отпечаток на это накладывают воспитание и социальная среда, но главным определяющим фактором является работа центральной нервной системы. Функциональная асимметрия головного мозга обуславливает специфичность полушарий относительно эмоций, высших психических функций.

    Основные понятия функциональной асимметрии мозга

    Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – это морфофизиологические особенности церебральных структур, которые определяют доминантность гемисферы при обработке информации определенного типа. Проявляется она отличием функциональных нагрузок, выполняемых симметричными отделами полушарий.

    Важно! Для каждого человека выраженность доминантности полушария и особенности расположение специфических функций между ними очень индивидуальны.

    При этом установлено отсутствие стабильности в асимметрии полушарий головного мозга человека. При односторонних поражениях противоположная гемисфера, формируя новые связи между проекционными полями, способна взять на себя выполнение утраченных функций. Функциональную асимметрию рассматривают как способность церебральной адаптации человека к меняющимся условиям в норме и патологии.

    Интересно! Палеонтологические исследования обнаружили существование морфологической асимметрии еще у прокариот в архейский период.

    Особенности асимметрии полушарий головного мозга

    Распределение функциональных обязанностей между полушариями заложено генетически. Однако под воздействием социальных факторов изменениям подвергается, функциональная асимметрия мозга; кратко описывая работу полушарий относительно простых функций (работы органов чувств и исчерченной скелетной мускулатуры), ученые рассматривают ее как условно эквипотенциальную. Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

    Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

    • анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);
    • биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);
    • психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).


    Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей.

    Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

    Интересно! Французский ученый Поль Брока сделал верный вывод о локализации центра моторной речи, опираясь всего на два патологоанатомических исследования.

    Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности.

    Правое полушарие обеспечивает:

    • музыкальный слух, эмоциональную окраску речи;
    • целостное восприятие образов;
    • пространственно-интуитивную обработку информации.
    • конкретное мышление, зрительное восприятие и узнавание.

    Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления.

    Левое полушарие обуславливает:

    • оперирование логическими и абстрактными понятиями;
    • последовательную мыслительную деятельность;
    • локальное восприятие образов;
    • вербально-символические функции;
    • установление сходства и идентичности.

    Интересно! Считается, что у мужчин по сравнению с женщинами большая функциональная нагрузка приходится на зоны, ответственные за моторику, логическое мышление, и меньшая – на участки, обеспечивающие эмоционально-волевые поступки.

    Взаимодействие полушарий в условиях функциональной асимметрии

    Асимметрия полушарий головного мозга позволяет выполнять слаженную работу церебральных структур в основном за счет реципрокных (взаимно тормозящих) отношений. Однако возможны распределение функциональной нагрузки между обоими полушариями, объединение информации и контроль одной из гемисфер за процессами анализа и синтеза.