Межполушарная асимметрия как фундаментальная закономерность работы мозга. Функциональная межполушарная асимметрия. Эволюционная теория асимметрии.

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.

Процесс ее формирования носит название латерализации и длится примерно 10–15 лет. Таким образом, эта характеристика мозга не является врожденной, а приобретается в ходе жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически. Психические функции обусловлены деятельностью коры больших полушарий (так как эта структура является самым поздним образованием), поэтому межполушарная асимметрия формируется именно в этой области.

Введение Всестороннее развитие детей - одна из основных социальных задач, которая волнует все цивилизованные общества, потому что дети - наше будущее. Родители, учителя, психологи, врачи и все хотят, чтобы дети были здоровыми, умными и креативными. Развитие представлений о характере различий и особенностях взаимодействия полушарий мозга имеет фундаментальное значение для понимания механизмов контроля мозга психическими процессами. В течение последних нескольких десятилетий проблема функциональной межполушарной асимметрии мозга стала одной из центральных областей исследования в психологии и смежных областях.

Классическая теория фокусируется, в основном, на речевых и моторных зонах больших полушарий, а также говорит о том, что признаки асимметрии не изменяются на протяжении жизни человека (в основном, благодаря опоре на то знание, что праворукость и леворукость остаются неизменными на протяжении всего жизненного цикла). Современные представления об этом феномене несколько отличны от традиционных.

Цель, объект и предмет Цель исследования - изучение функциональной межполушарной асимметрии при динамике бимануальной активности у детей 7-11 лет при овладении базовыми методами оригами. Объектом исследования является функциональная межполушарная асимметрия и психомоторные, интеллектуальные и творческие параметры у детей 7-11 лет при динамике бимануальной активности в обучении оригами. Предметом исследования являются дети 7-11 лет, ученики ростовских общеобразовательных школ, которые проводили интенсивный курс оригами в течение недельных каникул в отсутствие других предметов обучения.

Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления . В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого). Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.

Ни один из них не обладал навыками оригами до начала исследования. Всего в исследовании участвовало 137 детей, из которых 67 мальчиков и 70 девочек. Гипотезы Обучение оригами, стимулирующее высокую двигательную активность при одновременном использовании правой и левой рук, будет оказывать различное влияние на деятельность полушарий головного мозга детей из разных половозрастных групп. Моторные навыки обеих рук и их асимметрия будут меняться во время динамической тренировки по отношению к реальному типу детей боляризации.

Функции анализа и синтеза

Асимметричная бимануальная активность при обучении оригами влияет на индивидуально-психологические особенности детей разных половозрастных групп. Распространенность левого полушария отражается в вербальных способностях и Распространенность правого полушария отражается на невербальных способностях. Асимметричная бимануальная активность во время обучения оригами будет влиять на творчество детей разных возрастных групп и будет стимулировать развитие творчества.

Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.

Латерализация

Межполушарная асимметрия формируется с чередованием доминирования правого и левого полушарий, переходом к функциональной специализации от дублирования, то есть имеет нелинейный характер. Это процесс, на который существенное воздействие оказывает среда.

Цель и гипотезы исследования определили конкретные задачи. Изучить параметры функциональной межполушарной асимметрии у детей 7-11 лет в динамике бимануальной активности при обучении оригами. Изучить максимальную скорость движения рук и способность судить око во время динамики обучения оригами у детей с другим типом латеральности головного мозга. Изучить характеристики вербального мышления во время динамики обучения оригами и их специфичности для детей с другим типом бокализации головного мозга. Изучить невербальный интеллект при динамике обучения оригами у детей разных возрастных групп с другой индивидуальной структурой латерализации головного мозга.

Первой начинает проявляться асимметрия головного мозга по биоэлектрическим показателям: в моторных и сенсорных зонах коры (далее – в префронтальных и теменно-височных).

У новорожденных детей отмечаются некоторые анатомические различия правого и левого полушария – так, сильвиева борозда в левом больше по размеру, чем в правом . У взрослых людей такие различия могут проявляться в большей по масштабу площади речевого центра Вернике.

Изучить сексуально-возрастные особенности пространственного воображения во время динамики обучения оригами у детей с другой индивидуальной структурой латерализации головного мозга. Изучить характеристики творчества и воображения в динамике обучения оригами у детей с другой индивидуальной структурой латеральности головного мозга. Изучить степень развития бимануальных двигательных действий у детей 7-11 лет, которые приводят к овладению оригами, а также соотносить эту степень с психофизиологическими и психологическими особенностями детей.

Данные о том, что асимметрия полушарий головного мозга у новорожденных детей действительно может отражать функциональные различия, были получены при изучении реакций детей первого года жизни на речевые звуки. Амплитуда, зарегистрированная с помощью электроэнцефалографии, в левом полушарии была больше, чем правом. Неречевые звуки, такие как музыка или шум, показывали большую амплитуду в правом полушарии.

Понятие межполушарной асимметрии

Методы Исследование проводилось в четыре этапа: первое, третье и четвертое были психо-диагностическими показаниями, второй - эксперимент, состоящий в интенсивном обучении детей навыкам оригами. Среднее взаимодействие с одним ребенком длилось около 30 часов. Торранс «Выбор стороны», прогрессивные матрицы Равен, тест «Интерпретация картин» Дж. Надежность полученных результатов была обеспечена множеством диагностических процедур, количеством детей, обработка полученных данных была выполнена стандартные математические методы.

В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций (то есть являются эквипотенциальны друг другу). Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации (используются квази-слова, звукоизобразительные элементы, которые являются эмоциональным выражением ситуации, а не переносчиком информации). Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему, звуковой состав слова, и к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух. Впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи. Осмысление значения также является прерогативой коры левого полушария, а понимание метафоры и переносного значения слова – правого.

Научная новизна Впервые изучены параметры функциональной межполушарной асимметрии в динамике асимметричной бимануальной активности у детей 7-11 лет при обучении оригами. Впервые выявлены особенности межполушарной организации у детей, наиболее успешно осваивающих оригами. Характеристики нелинейного интеллекта, вербального мышления и творчества впервые исследовались в динамике асимметричной бимануальной активности на обучении оригами. Впервые экспериментально доказано, что обучение оригами, основанное на асимметричной бимануальной активности, создает условия интенсивного взаимодействия полушарий и позволяет эффективно развивать двигательные способности рук, интеллектуальные и творческие способности у детей 7-11 лет.

Свойства мозговой асимметрии

Исходя из этого примера, можно предположить, что другие функции также имеют парциальный характер: доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Выводы и рекомендации Наши результаты позволяют рекомендовать обучение оригами для практического использования для развития двигательных, интеллектуальных и творческих способностей детей, а также для практического использования при проведении психотерапевтических и психокоррекционных работ с молодыми школьниками. Успешное освоение оригами как индикатора хорошей бимануальной координации может быть одним из признаков хорошего межполушарного взаимодействия. Исследователи, изучающие оригами-тест, позволяющие ребенку повторять поэтапное свертывание простой модели, могут быть использованы психологами как компонент для оценки межполушарного взаимодействия.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Динамика активности полушарий исследовалась при бимануальной активности при обучении оригами. Полученные новые экспериментальные данные могут найти применение в научных психологических, психофизиологических и педагогических исследованиях, в методической работе, а также в практической работе психологов, физиологов, педагогов и врачей, неравнодушных к развитию детей.

О строении мозга «правшей» и «левшей»

Таким образом, результаты проведенных исследований подтверждают выдвинутые гипотезы и открывают новые перспективы в изучении данной проблемы. Обобщение литературных источников Обобщение литературных источников позволяет отметить, что бимануальные сенсорно-моторные функции развиваются медленнее, чем аналогичные одномастные, что свидетельствует о большой роли созревания межполушарных сообщений. Психомоторное развитие детей тесно связано с развитием когнитивных способностей. Совершенство моторной функции руки - это развитие все более тонких и точных движений рук, а также развитие условно-рефлекторных движений с разнообразным участием пальцев и ладоней.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Он включает в себя анализ и синтез активности мозга ребенка. Экспериментальные данные, представленные в недавней литературе, убедительно показывают, что тренировка пальцев ребенка ускоряет процесс функционального созревания головного мозга. Степень развития тонких движений рук коррелирует с уровнем развития речи у детей. Анализ структурных и функциональных особенностей моторной функции показывает, что двигательная система имеет чрезвычайно богатую связь, совпадающую со всеми структурами центральной нервной системы и участвующую в их деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

Анализ импульсов моторных функций интегрируется с импульсами из других систем анализа в однородном изображении, в первичных, вторичных, а затем в третичных ассоциативных зонах коры головного мозга. Суть интеграции двигательных импульсов заключается в том, что они способствуют активизации ассоциативных зон. В развитии любых движений, которые представляют собой результат взаимодействия различных структур мозга, лобовые части играют доминирующую роль. Сказанное дает основание предполагать, что моторный анализатор имеет особое значение в развитии активности головного мозга.

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Понятие межполушарной ассиметрии

На ранних стадиях развития ребенка обе руки работают вместе, а движения - двусторонние. Примерно в 18 месяцев одна рука становится более пассивной по сравнению с другой. Существует проблема рутинности, и обучение одной из рук значительно влияет на дальнейшую латерализацию мозга. В процессе развития и совершенствования функции одной из рук в противоположном полушарии он получает все большее количество импульсов. Это полушарие, которое получает больше импульсов, становится доминирующим. Обучение движений пальцев обеих рук на самом деле является основой для двустороннего развития мозга и развивает интеллектуальное развитие.

Основные различия

Их удобнее представить в виде таблицы.

Таблица 1. Функциональные различия левого и правого полушария

Оперирует понятиями

Оперирует целостными конкретными образами

Центры Вернике и Брока позволяют понимать речь и говорить

­ Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Определенная степень двусторонности может обеспечить большую гибкость когнитивных процессов. Пластичность мозга ребенка и минимальное доминирование одного полушария над другим в детстве - очень благоприятная почва для развития обеих половин мозга, для разработки стратегии взаимодействия обоих полушарий, раскрывающих способности правого и левого полушарий. Известно, что способность логического мышления, число навыков, чтения, рассуждения, речи и научных способностей связана с деятельностью левого полушария.

Функция сформирована недостаточно

Происходит последовательная обработка поступающей информации

Осуществляется параллельная обработка данных

Позволяет детализировать и анализировать информацию, воспринимать ее локально, рассматривать от общего к частному

Основные функции полушарий и связь между ними

Функции правого полушария - проницательность, трехмерное восприятие, чувствительность к искусству, воображение, музыкальное И способности к искусству. Активация и выявление способностей правого и левого полушарий в детстве помогут психическому развитию ребенка, более полно используя умственные ресурсы. Возраст 7-11 лет - наиболее интенсивный период в развитии бимануальной координации. Этот период характеризуется чувствительностью для развития таких моторных качеств, как координация скорости, точности и гибкости движений.

Определяет способности к синтезу, рассмотрению информации от частного к общему.

Осуществляет разграничение времени на прошлое, настоящее и будущее

Дает восприятие момента «здесь и сейчас»

Позволяет воспринимать и считывать карты и схемы

Дает оценить конкретное пространство

Успешное бимануальное обучение и реализация бимануальной активности связано с активной работой как полушарий головного мозга, так и их тесного взаимодействия: активация из многочисленных кортикальных областей левого и правого полушарий, активации сенсорно-моторных зон и дополнительных моторных зон, мозолистых и неквалифицированных косов. В период наиболее интенсивного развития бимануальной координации в 7-11 лет бимануальное обучение может стать хорошим фоном для развития психомоторных способностей обеих рук.

В то же время данный этап онтогенеза описывается как время дальнейшего формирования функциональной двуполушарной организации мозга, специализации кортикальных зон и увеличения возможности их взаимодействия и высокой пластичности организации мозга. Приоритет межполушарного взаимодействия в успешной когнитивной деятельности также проявляется во многих исследованиях. Выявлено, что для решения творческих задач характерна не только высокая активность правого творческого полушария, но и сильное взаимодействие корковых структур правого и левого полушарий.

Отвечает за запоминание символов, цифр, имен, дат

Участвует в запоминании образов и событий

Дает понимание смысла

Дает понимать эмоциональные реакции

Позволяет воспринимать реальность детально

Осуществляет целостное восприятие

Определяет способности к оптимистичному восприятию окружающего

Определяет пессимистичное восприятие мира

Отвечает за восприятие ритма музыки

Отвечает за определение мелодии

Формирует вербальный интеллект

Отвечает за невербальный интеллект

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Итак, функциональная асимметрия мозга – основополагающая характеристика организации полушарий, которая проявляется в различном строении и отличных друг от друга функциях. Представления о ней продолжают корректироваться по настоящее время. В соответствии с современными исследованиями выделены такие свойства, как доминантность, переключаемость и пластичность, а также стационарность и динамичность. Это позволяет прояснить становление, нарушение и угасание психических функций в норме, при расстройствах психики и старении.

Каждый человек индивидуален, отличаясь по характеру, темпераменту, специфической памяти и мышлению, манерам и умениям от другой личности. Несомненно, серьезный след оставляют воспитательный процесс и социум, однако основной причиной считается функционирование центральной нервной системы. Функциональная асимметрия мозга определяет особенность полушарий касательно эмоциональных проявлений, высокой психической деятельности.

Функциональная асимметрия головного мозга характеризуется размещением функций психики относительно правой и левой гемисферы. Доказано, что деятельность левого полушария заключается в оперировании значимыми сведениями, чтении и счете. Работа правого состоит из оперирования образами, ориентировки на местности, различения звуков в музыке; опознавания объектов, внешности людей; а также воспроизведения снов. Полушария работают взаимосвязано, представляя свою индивидуальность на функциональность мозга.

По рассуждениям ученых, асимметрия гемисфер является прорывом эволюции, указывающим на большой показатель деятельности разума человека. В своей сущности асимметрия владеет генетическими корнями, то есть ей свойственна родовая передача.

Ее формирование происходит в близкой связи с обществом при публичном развитии личности. Полушарие, которое несет ответственность за работу речевого аппарата, положено рассматривать как доминантное. Большинство людей, согласно данной теории, владеет доминантой в качестве левой гемисферы и считаются правшами. У левши, наоборот, имеется зеркальное отражение в действии их мышления.

Исходя из доминирующих полушарий, всех людей разделяют на 3 категории:

  1. Левополушарные – составляют 42 % от общей численности.
  2. Правополушарные – 10 – 20 % населения.
  3. Равнополушарные – владеют равным формированием двух полушарий мозга, составляя 40 %.

Левши (правополушарные) всегда порождали интерес у общественности по причине своей индивидуальности. Раньше таких людей опасались, внося в это нелестное значение. При этом никакого заболевания, чтобы быть левшой, не существует. Психологические нарушения у людей не наблюдаются, считаясь индивидуальной чертой человека.

По статистике, левши зачастую становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами. А вот среди правшей часто появляются инженеры, математики, философы, лингвисты.

Самым простым методом определить принцип асимметрии мозга считается сравнение формирования левой и правой верхних конечностей. Люди, которые пишут правой рукой, относятся к правшам и, разумеется, к левополушарной категории. У левшей все наоборот. Есть небольшое количество людей, которые имеют умение одинаково проворно владеть обеими конечностями. Данную особенность называют амбидекстрией с врожденным и приобретенным проявлением.

У каждого человека определенность доминантности полушария и принципы размещения своеобразных функций посреди них достаточно индивидуальны.

Разделение функциональных обязательств посредине полушарий заложено генетически. При этом из-за влияния социальных причин происходит изменение функциональной асимметрии мозга. Функция полушарий относительно несложной работы (органов чувств, мускулатуры скелета) рассмотрена учеными как условно эквипотенциальная. Отделы симметрии гемисфер равноценно способствуют движению и определенной ощутимости. Вместе с тем данное усреднение не обходится без высшей корковой работы, эмоциональных проявлений, активационных процессов и привыкания.

Межполушарная асимметрия бывает:

  • анатомической – проявляется в морфологической смешанности гемисфер;
  • биохимической – выражается в различии реакции клеток, наличии нейромедиаторов;
  • психологической – моторная, сенсорная, когнитивно-эмоциональная.

Функциональная асимметрия между полушариями обуславливает ответственность левого полушария за результат вербального информирования, правого – за изменение зрительных и образных правомерностей.



Разделение функциональных нагрузок

У каждого из полушарий имеется своя тенденция работоспособности, производящая при общем действии единственное и своеобразное сочетание личности. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.

Людям с правополушарной асимметрией свойственна созерцательность, тонкая чувствительность, расположение бросаться в дебри воспоминаний. У человека с преимущественной работой правого полушария нередко проявляется медлительность, неразговорчивость. Для левополушарных людей характерно проявление к аналитическому мышлению, железной логике. Теоретические знания им даются легко, у них развит немалый словарный запас, они активные и целеустремленные.

Главные признаки левого полушария:

  • логические и важные аналитические способности мозга;
  • соображение по абстрактному виду;
  • возможность усваивать события, даты, имена;
  • функция речи с проверкой устного диалекта и способностью к изучению иностранных языков;
  • способность определять схожесть среди объектов;
  • возможность проделывать нелегкие двигательные акты;
  • способность вспоминать прошлые моменты, согласно абстрактного, обобщенного и инвариантного типа;
  • возможность давать оценку временным соотношениям;
  • умение определять схожесть по названиям.

Признаки правого полушария следующие:

  • соображение по типу конкретики;
  • музыкальный дар;
  • умение замечать эмоциональный тон и принадлежность речи другого человека;
  • способность давать правильную оценку характеру неречевых звуков;
  • умение воспринимать конкретный зрительный объект;
  • возможность распознавать определенные происшествия;
  • одновременное целостное и общее восприятие;
  • умение давать оценку пространственным отношениям;
  • возможность устанавливать отличительные особенности среди объектов;
  • умение обозначать сходство относительно физических стимулов;
  • предположения, мечты.

И то, и другое полушария взаимосвязаны в воздействии, предоставляя человеку целостный ряд качеств. Однако каждое из них придает собственную долю неповторимости.

На этапе формирования первого года жизни происходит доминирование правой гемисферы над левой гемисферой относительно ее работы. На 2-м году жизни левое полушарие его догоняет. Когда проходит некоторое время, возникает чередование превосходств друг перед другом в формировании. Гемисферы объединены мозолистой плотью, служащей переправой посреди них и доходящей до остаточного формирования в 25-летнем возрасте. У женского пола она большого размера.


Суждения симметричности в человеческом организме не существует. Асимметрия гемисфер близко взаимосвязана с симметричностью лица. Человеческое лицо является несимметричным, что считается нормой. Заметна связь между лицом и асимметрией гемисферы.

Зачастую у правшей нос отклонен на правый бок, когда у левшей – на левую сторону. Если поднята одна бровь, это свойственно узкой части лицевой области, а искривленная улыбка говорит о более широком участке лица.

Совершенствовать каждую гемисферу нужно, и это возможно. Более действенно это возникает, когда человек сам понимает, какова его форма взаимосвязи гемисфер, присутствует ли главенство, в какой мере оно проявлено.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга способствует выполнению гармоничной работы церебральных систем, чаще всего благодаря реципрокным отношениям. При этом возможно расположение функционального давления между 2 гемисфер, совмещение информации и наблюдение за 1 из полушарий.

Асимметрическая связь с полами

Существует близкий контакт асимметрии с полом. Среди заикающихся, леворуких, косоглазых, невротиков и детей с дислексией на 1 девочку доводится 5 мальчишек. Доказано, что имеется отчетливая связанность между данными проявлениями, и все они непосредственно соединены с мозговой асимметрией.
К примеру, если принудительно переучивать леворукого ребенка писать правой рукой, у него нередко проявляются представленные отклонения, а также они становятся умственно отсталыми, у них возникают психозы, нарушения в речи.

Понимание об отличиях полов, функции мозга первоначально построены на итогах клинических и бихевиористических экспериментов. Если повреждена левая гемисфера по причине кровопотери, злокачественного образования либо хирургического вмешательства элемента височной доли относительно эпилептических припадков, нехватка вербальной работы у мужского пола случается часто.

Подобные нарушения правой гемисферы тоже ведут к сильной нехватке работы невербального течения у мужчин относительно женского пола. Заболевание по причине повреждения левой гемисферы происходит у мужчин в 3 раза больше с тяжелым течением. Отсюда было представлено заключение, что языковые и пространственные женские умения представлены симметричнее, по сравнению с мужским полом.

С отличиями полов в мозговой латерализации сопряжен психологический диморфизм:

  1. Различные умения и расположенности у полов.
  2. Разнообразная профпригодность, преференция.
  3. Неодинаковая обучаемость, находчивость.

К примеру, относительно вербальных умений (речевой аппарат, быстрота речи, орфография, непродолжительное запоминание, комфортность мысли во всех классах) – большой показатель у женского пола. У них хорошо развито обоняние, которое с годами не так атрофируется.

У мужского пола хорошо развернута зрительная возможность. В учебном заведении они больше девочек разбираются в геометрических концепциях. Также гораздо значительнее мужчины добиваются успехов в шахматах, музыке, творчестве. Немного женщин, которые становятся сатириками, юмористками, комиками.

Вследствие асимметрии происходит согласованная работа конституции мозга. Из-за того, что отдельная из деятельностей мозга разделена касательно 2 гемисфер, клиническое течение при нарушении одного из гемисфер будет различаться. Это дает возможность выделить функциональную асимметрию как результативное положение, чтобы выявить большое количество неврологических недугов. Только единая функция 2 гемисфер, их асимметричная работа, позволит дать гарантию жизни и деятельности человека.