Вторая сигнальная система присуща. Высшая нервная деятельность. Сигнальные системы.

Сигнальной системой называют совокупность процессов в нервной системе, которые осуществляют восприятие, анализ информации и ответную реакцию организма . Физиолог И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Первой сигнальной системой он назвал деятельность коры головного мозга, которая связана с восприятием через рецепторы непосредственных раздражителей (сигналов) внешней среды, например, световых, тепловых, болевых и т. д. Она является основой для выработки условных рефлексов и свойственна как животным, так и человеку.

Человеку, в отличие от животных, свойственна еще и вторая сигнальная система , связанная с функцией речи, со словом, слышимым или видимым (письменная речь). Слово, по И. П. Павлову, является сигналом для работы первой сигнальной системы («сигнал сигналов»). Например, действия человека будут одинаковыми на слово «пожар» и действительно наблюдаемый (зрительное раздражение) им пожар. Образование условного рефлекса на основе речи является качественной особенностью высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система сформировалась у человека в связи с общественным образом жизни и коллективным трудом, при которых она является средством общения друг с другом. Слово, речь, письмо являются не только слуховым или зрительным раздражителем, они несут определенную информацию о предмете или явлении. В процессе обучения речи у человека возникают временные связи между нейронами коры, воспринимающими сигналы от разных предметов, явлений и событий, и центрами, воспринимающими словесное обозначение этих предметов, явлений и событий, их смысловое значение. Вот почему у человека после образования условного рефлекса на какой-то раздражитель, он легко воспроизводится без подкрепления, если словесно выразить этот раздражитель. Например, на словосочетание «утюг горячий», человек отдернет от него руку. У собаки тоже можно выработать условный рефлекс на слово, но оно ею воспринимается как определенное звукосочетание, без понимания смысла.

Словесная сигнализация у человека сделала возможным отвлеченное и обобщенное восприятие явлений, находящих свое выражение в понятиях, суждениях и умозаключениях. Например, слово «деревья» обобщает многочисленные породы деревьев и отвлекает от конкретных признаков дерева каждой породы. Способность к обобщению и отвлечению служат основой мышления человека. Благодаря отвлеченному логическому мышлению, человек познает окружающий мир и его законы. Способность к мышлению используется человеком в его практической деятельности, когда он ставит определенные цели, намечает пути реализации и достигает их. В ходе исторического развития человечества, благодаря мышлению, накоплены огромные знания о внешнем мире.

Таким образом, благодаря первой сигнальной системе, достигается конкретно чувственное восприятие окружающего мира и состояния самого организма. Развитие второй сигнальной системы обеспечило абстрактно-обобщенное восприятие внешнего мира в виде понятий, суждений, умозаключений. Эти две сигнальные системы тесно взаимодействуют между собой, так как вторая сигнальная система возникла на базе первой и функционирует в связи с ней. У человека вторая сигнальная система преобладает над первой в связи с общественным образом жизни и развитым мышлением.

По Павлову, высшей нервной деятельностью животных, находящихся даже на высоком уровне развития, сводится в основном к совокупности многообразных и разнородных условных рефлексов первой сигнальной системы, общей у человека с животными. Первая сигнальная система - основа непосредственно отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Несмотря на постепенное развитие речи, условные рефлексы первой сигнальной системы еще продолжают составлять основной фонд высшей нервной деятельности детей в первые годы жизни и занимают определенное место в высшей нервной деятельности человека в последующие возрастные периоды. К этому виду условнорефлекторной деятельности Павлов относит ощущения, представления и впечатления человека от окружающей внешней среды, в том числе и социальной, исключая словесные, речевые сигналы. Однако у человека в связи с развитием социальных форм трудовой деятельности «…появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых».

Вторая сигнальная система - это система речевых сигналов. Это качественно новая, более высокая и совершенная вторая сигнальная система действительности, основанная тоже на условнорефлекторных механизмах, свойственна только высшей нервной деятельности человека, находится в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой и играет ведущую роль в его сознательной жизни, дает основу для обобщения и мышления. Постоянно подчеркивая принципиальную, качественную разницу между этими двумя видами высшей нервной деятельности, Павлов одновременно указывал и на ограниченную связь между ними, на то, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны управлять и второй.

Павлов говорил, что «…слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». Обе сигнальные системы человека, обладая качественными различиями, функционируют в тесном взаимодействии и единстве.

Слова, по выражению И. П. Павлова, сигналы сигналов, так как они заменяют собой непосредственно действующие условные раздражители.

Как раздражитель слово действует на человека, если оно произнесено, написано, прочитано или даже «сказано» мысленно. Поэтому в обучении общеобразовательным и специальным предметам слово играет ведущую роль. Рассказанное самому себе задание помогает лучше осмыслить учебный материал, понять его. Это же относится и к обучению движениям. Если ученик может правильно рассказать о движении в целом и о его деталях, значит он усвоил движение. Ошибки в исполнении движения будут отражены и в рассказе о нем. Если устно исправить эти ошибки, то быстрее удастся исправить их в действии.

Не менее важна и «мысленная» тренировка. Когда человек думает о движении, он его мысленно проделывает. При этом мышцы совершают едва заметные сокращения, а в коре полушарий происходит образование нервных путей для замыкания рефлекторных дуг. Это во многом напоминает «мышечное запоминание». В воспитании, выработке дисциплинированности воздействие словом является наиболее сильным и мощным.

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Речь - это язык в действии. Язык же - это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи - функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической, мышление - словесным и абстрактным. Практически все психические процессы человека вследствие использования речи для управления ими вышли за пределы своей природной ограниченности, получили возможность дальнейшего, потенциально безграничного совершенствования.

Вторая сигнальная система - специальный тип высшей нервной деятельности человека, система «сигналов сигналов», идущих от общего (но не одинакового) с животными первой сигнальной системы - ощущений, представлений, относящихся к окружающему миру. Речь, как вторая сигнальная система, как семиотическая система значимостей (см. Семиотика) - это «идущие в кору от речевых органов есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а, наконец, и науку - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе». И. П. Павлов (1932).


Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система - условно-рефлекторные связи нервной системы человека при воздействии речевых раздражителей, зрительных семантических сигналов и абстрактных форм.
В отличие от условных рефлексов животных, раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью абстрактных понятий, выражаемых словами или символами. В то время как животные оперируют лишь образами, формируемыми на основе воспринимаемых сигнальных раздражителей, человек с его развитой второй сигнальной системой оперирует не только образами, но и связанными с ними ассоциациями, содержащими семантическую (смысловую) информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени формируются отвлеченными образами разума на основе нашей памяти и прошлого опыта.

Сейчас вы прочитаете слово «лимон», представьте, какой он кислый и жёлтый, как вы морщились, когда ели лимон. Если объём слюны у вас увеличился, то это работа второй сигнальной системы. Слюнные железы отреагировали на образ, а на не реальный продукт. Все образы конкретных лимонов, которых предостаточно в нашей образной памяти, создают обобщённый образ. В сочетании со словом образуется понятие. И чем больше образов связано со словом, тем глубже и многограннее понимание того, о чём идёт речь, тем сильнее условно-рефлекторная реакция.

Другой пример, ниже вы видите картинку.

Психофизическая реакция, которую вызвала данная картинка, это работа второй сигнальной системы.

Любой предмет или действие при их ассоциативном представлении это работа второй сигнальной системы. Таким предметами-явлениями может быть услышанное, прочитанное или увиденное понятие: работа, секс, девушка, любить, беременность, красота, деньги, здоровье, Бог, мыслить, долголетие, белое, число "4" и прочее прочее. Любой предмет и сказуемое, которое имеет смысловое значение для человека.

Вторая сигнальная система является предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности человека и сравнительной психологии.

История возникновения понятия

Понятие, выдвинутое И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе головного мозга животных и человека. Человек обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы первой сигнальной системы; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи с наличием второй сигнальной системы касается уже не только отдельных конкретных раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах и семантических сигналах.

Возникновение второй сигнальной системы

Версия возникновения второй сигнальной системы описана в трудах Бориса Поршнева. Первая и вторая сигнальные система - различные уровни единой высшей нервной деятельности. Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми (оказания влияния, воздействия на других людей), т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий, представлений.

Примеры проявления второй сигнальной системы

Любая вербализация объекта в разуме (представления, фантазии, мечты и подобное им, концентрация, сосредоточение на объекте) включает вторую сигнальную систему человека.

Христианство

ХРИСТИАНСТВО на протяжении 2-ух тысячелетий утверждает, что человек по своей природе, в его настоящем, так называемом нормальном, состоянии глубоко поврежден. Этого повреждения, к сожалению, человек почти не видит. Христианство внушает каждому эту мысль: "Странная слепота, самая страшная, самая главная, которая присутствует в нас, - это есть невидение своей болезни"... И таким образом Церковь зовет к себе, чтобы лечить эту болезнь, считая, что Она вскрывает болезни человека и указывает средства их излечения. Давайте же рассмотрим этот вопрос, исследуя духовную область жизнь, наглядно проявляющуюся на примере жизни святых. Именно здесь во всей силе и яркости обнаруживается вся "прелестность" Христианской духовности, - та прелестность, которая чревата последствиями для ищущего человека, ставшего на этот путь жизни.
Католический святой Франциск Ассизский (XIII в.). Его духовное самосовершенствование хорошо открывается из следующих фактов. Однажды Франциск долго молился (чрезвычайно показателен при этом предмет молитвы) "о двух милостях": "Первая - это чтобы я... мог... пережить все те страдания, которые, Ты, Сладчайший Иисусе, испытал в Твоих мучительных страстях. И вторая милость... - это, чтобы... я мог почувствовать... ту неограниченную любовь, которою горел Ты, Сын Божий". Во время этой молитвы Франциск "почувствовал себя совершенно превращенным в Иисуса ", Которого он тут же и увидел в образе шестикрылого серафима, поразившего его огненными стрелами в места крестных язв Иисуса Христа (руки, ноги и правый бок). После этого видения у Франциска появились болезненные кровоточащие раны (стигмы) - следы "страданий Иисусовых" (Лодыженский М.В. Свет Незримый. - Пг. 1915. - С. 109.)
Природа этих стигм хорошо известна в психиатрии: непрерывная концентрация внимания на крестных страданиях Христа чрезвычайно возбуждает нервы и психику человека и при длительных упражнениях может вызывать это явление. Но вот ощущение превращение в Иисуса и видение шестикрылого серафима - что это? Очень показательна деятельность и цель жизни Франциска. "Я трудился и хочу трудиться... потому что это приносит честь " (Святой Франциск Ассизский. Сочинения. - М., Изд. Францисканцев, 1995. - С.145). Франциск читал "проповеди" птицам, волку, горлицам, змеям... цветам, он благоговел перед огнем, камнями, червями. В конце жизни Франциск откровенно сказал: "Я не сознаю за собой никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием" (Лодыженский. - С. 129.).
Приведем другой пример предсмертного момента из жизни православного преподобного Сисоя Великого (V в.). "Окруженный в момент своей смерти братией, в ту минуту, когда он как бы беседовал с невидимыми лицами, Сисой на вопрос братии: "Отче, скажи нам, с кем ты ведешь беседу?" - отвечал: "Это ангелы пришли взять меня, но я молюсь им, чтобы они оставили меня на короткое время, чтобы покаяться". Когда же на это братия, зная, что Сисой совершен в добродетелях, возразила ему: "Тебе нет нужды в покаянии, отче", - то Сисой ответил так: "Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего" (Лодыженский. - С. 133.)
Те же глубокие видения, которые является главной отличительной чертой всех христианских святых. А для православия можно еще добавить психическое состояние, богобоязненности и глубочайшее понимание внутренней греховности.
Не менее показательны "откровения" "Учителя католической Церкви" Терезы Авильской (XVI в.). Перед смертью она восклицает: "О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!". После многочисленных своих явлений "христос" говорит Терезе: "С этого дня ты будешь супругой Моей... Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг" (Мережковский Д.С. Испанские мистики. - Брюссель, 1988. - С. 88.) "Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!" - молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками...", - пишет Д. Мережковский. Не приходится поэтому удивляться, когда Тереза признается: "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания". Не случайно поэтому известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая мистический опыт Терезы Авильской, писал, что "ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством" (Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. - М., 1910. - С. 337).


Месса с участием Й. Ратцингера, с 2005 года - папы Бенедикта XVI

Церкви стоило бы глубоко разобраться в психической природе видений, в причинах и ступенях богобоязненности. Может быть с этого момента началось реальное исследование ЧЕЛОВЕКА и открытие его . Ведь как не Церкви с ее 2-ух тысячелетней историей следовало бы иметь глубокие знания психики человека. Что такое ум? Что такое мышление? Что такое сознание? Что такое "Я"? Что такое Мысль? Что такое созерцание или Откровение? Что такое молитва? Как мы можем прийти к Богу и видеть его? Как мы можем слышать Бога? Что есть трансцендентальные силы, как например, дистанционное видение, слышание, телекинез и многое другое? Вместо этого родоначальник ордена иезуитов Игнатия Лойолы (XVI в.) в книге "Духовные упражнения", пользующейся огромным авторитетом в католичестве, непрерывно призывает христианина к тому, чтобы умственно представить себе, вообразить, созерцать и Святую Троицу, и Христа, и Богоматерь, и ангелов и т. д., другими словами включить ВТОРУЮ СИГНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. А сборник аскетических писаний Православной Церкви "Добротолюбие" наоборот решительно запрещает такого рода исследования. Вот несколько высказываний. Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: "Не желай видеть чувственно Ангелов или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря, и поклонившись врагам-демонам" (Преп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 115 // Добротолюбие: В 5 т. Т. 2. 2-е изд. - М., 1884. - С. 237). Преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), рассуждая о тех, кто на молитве "воображает блага небесные, чины ангелов и обители святых", прямо говорит, что "это есть знак прелести". "На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное" (Преп. Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 463-464). Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) напоминает: "Никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого... Приемлющий то... легко прельщается... Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть,.. но паче похваляет его, как мудрого" (Преп. Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим // Там же. - С. 224).
Христианство возвело в догмат: "Человек спасается только верою". Причем Церковь требует не простой веры. Например, православная вера должна быть не "умовая", по св. Феофану, то есть рассудочная, но должна быть состоянием , которое приобретается человеком благодаря убеждению, что только Христос может его спасти от рабства и мучительства страстей. Такое состояние достигается понуждением к исполнению заповедей Евангелия и искренним покаянием. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи". Это есть православная христианская жизнь, которая открывает человеку, во-первых, его страсти-болезни, во-вторых - что Господь близ каждого из нас есть, наконец, что Он готов в любое мгновение придти на помощь и спасти от греха. Но, Церковь еще добавляет к духовному поиску человека более тонкое самовнушение: спасает Он нас не без нас, не без наших усилий и борьбы. Необходим подвиг, который делает нас способными к принятию Христа, ибо показывают нам, что сами без Бога не можем себя исцелить. Тогда Он приходит, помогает. Отсюда и начинается живая спасительная вера человека как соработника Бога в своем спасении.
Как же после прочтения всего этого не включится ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА? Конечно, она активно заработает.

Буддизм

БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия (одна из трех, наряду с христианством и исламом), истоки которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни , проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э. Основное понятие в буддизме - нирвана, обозначающее трансцендентальное состояние освобождения от страдания, страсти или состояние умиротворённости. Многочисленные формы современного буддизма можно разделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической литературы, культовыми, поведенческими и др. особенностями - хинаяну, махаяну и ваджраяну.
Хинаяна или Малая колесница отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании четырех истин и различных их аспектов: 1) существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д.; 2) причина страдания - жажда чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения; 3) страдание может быть прекращено только искоренением этой жажды, для чего предлагается; 4) Восьмеричный путь (он же Срединный), включающий в качестве ступеней созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.


Два тибетских буддийских монахов в традиционной одежде.


Среди крупнейших представителей хинаяны - мыслители 5 в. Буддхагхоша и Васубандху.
Махаяна или Великая колесница. В центре доктрины махаяны - учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые - это существа, уже обретшие Просветление (бодхи), но давшие обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны. Земные бодхисаттвы - это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне - 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется, в частности, свехъестественными способностями адепта: ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая добродетели и знания, постигая таинство "пустотности” (шуньята).
Эта великая Пустота (шунья), которую можно созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда - абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Избавление от Иллюзии - это достижение состояния буддства, которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу (кайя) Будды. Дхарма-кайя - Тело Закона, которое есть Будда и Пустота.
Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны.
Среди крупнейших представителей махаяны - Майтрея и Асанга, 4-5 вв.
Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм).
Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных (огромное значение здесь придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики. В своем учении ваджраяна почти идентична махаяне, однако считает возможным обрести Просветление именно в этой жизни; разработала многоуровневую систему йоги. Существуют три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра, или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.
Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне тантризм популярен на Западе и в России.

Нью-Эйдж

НЬЮ-ЭЙДЖ (англ. New Age, буквально «новая эра») - общее название современных постмодернистских движений религиозного, оккультного и эзотерического характера, сформировавшихся в XX веке. Нью-эйдж отличается от традиционных религиозно-философских движений и классических практик тем, что в нем отсутствуют духовно-философские открытия и качественно новые духовно-культурные знания. Оно включает в себя поиск ответов на вечные вопросы, авторскую эклектику и творческую переработку различных религиозных, оккультных, эзотерических и метафизических учений.
Нью-эйдж формирует группы на базе какой-нибудь мировой религии в постмодернистском виде или на базе смеси нескольких религий и концепций.
Пример формирования ньюэйджевской группы. Индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Несмотря на это открываются Западные Центры. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом понимаются западные школы йоги, школы медитации, школы единоборств, школы активистов-проповедников (пример, Ошо), которые расширяют своё учение в своем регионе.
В настоящее время популярные элементы, из которых складывается любое течение нью-эйджа:

  • гимнастика йоги, тантра, цигун или тайцзицюань,
  • центры восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими активистами и их учениками;
  • медитация, якобы йогическая, китайская или буддийская;
  • неосуфизм;
  • каббала;
  • рэйки, различные виды целительства;
  • мистические группы, неосатанизм;
  • посвящения, духовная иерархия;
  • психоделические практики;
  • астральные полёты, ченнелинг или контакты с мистическими существами и инопланетянами;
  • магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания;
  • язычество, шаманизм;
  • астрология, гадания;
  • ченнелинг;
  • апокалипсис.

Список Нью-эйдж

Список Нью-эйдж огромен. Сокращенный вариант:

А
"Абсолют Истины Энергожизни" центр
"Аватар" курсы
"Авестийская школа астрологии" Павла Глобы
"Агапе" миссия
Адвентисты седьмого дня – реформисты
Академия информационных технологий
Академия энергоинформационных наук
Академия фронтальных проблем им. Золотова
Академия Человека "Ланид"
Акбашева Толгата последователи
Аналитическая группа "Северный ветер" Антона Платова и Дмитрия Гаврилова
"Ананда" духовное братство ("Крийа Йога")
"Ананда марга"
Анастасии культ (художественные книги Владимира Мегре, движение «Звенящие кедры России»)
АнтиИНН-щики (и другие околоправославные секты)
Антоненко Надежды центр (Центр "Надежда")
Антонова школа
Антропософия Рудольфа Штайнера
"Андреевы братья"
"Аркаим"
Асауляк Ольги культ (Школа духовного подвижничества)
Ассоциация свободного дыхания
АССЭ
"Астральное карате"
"Ашрам Шамбалы"
"Аштар" центр
"Аум Синрикё" ("Алеф")
"Аят"
Б
Бабаджи культ ("Церковь Хайдаканди Самадж")
Бажовцев движение
Березикова Евгения последователи
"Белое братство" ("ЮСМАЛОС")
"Белый Лотос" Владимира Скубаева
Блаво Рушеля культ ("Академия традиционной медицины Р. Блаво")
Богородичный центр (секта Иоанна Береславского)
"Братство Грааля" Абд-ру-шина
"Братство Майтрейи"
"Братство фиолетового пламени"
"Брахма Кумарис"
Бронникова В.М. школа
Брюле Дэн последователи
В
Васильевой Ирины последователи
"Великое Белое братство" (Микаэля Айванхова)
"Ветвь Давидова"
"Викка"
Вишвахинду паришад
"Вселенская Небесная Церковь Солнца"
"Всемирная церковь Бога"
"Всероссийский Центр Рэйки "Кадуцей""
"Независимый Межгалактический Совет Иерархии Света"
Вьет Во Дао ("Тхиен Дыонг")
Г
"Гербалайф"
"Глобальная Церковь Бога"
Готы, движение готов
Грабового Григория культ (партия "ДРУГГ") "Гухъясамадж"
Д
"Дакпо Шампа Кагью"
"Движение Белых Экологов" В. М. Иванова
"Движение за возрождение десяти заповедей Бога"
"Дети Божии" ("Семья детей Бога")
Довганя Владимира служба
"Долина солнца" Асмиты
"Дом "Исход"" (Центр EXODUS)
"Доркас Эйд"
"Древнерусская Инглистическая церковь Православных староверов-инглингов"
"Друзья Смита"
"Духовная Школа Золотого Розенкрейца"
"Духовный центр "Родник"" С.Н. Белова
Духовный центр "София" (Софии Ивановны Святодух)
"Дхарма Кальки"
"ДЭИР" ("Школа дальнейшего Энергоинформационного развития человека")
Е
"Единение" Сергея Бугаева
Еговисты (ильинцы)
И
"Институт ведических знаний"
"Институт герметической философии" Дарио Саласа
"Институт интегративной семейной терапии"
"Институт Космологов"
"Институт планетарного синтеза"
"Институт позитивного поведения"
"Институт Эниологии"
"Искусство жизни» ("Восточный дом") Шри Шри Рави Шанкара
Истинно-Православная церковь (Лазаря Каширского)
"Йога гуру Ар Сантэма" школа
К
"К богодержавию" движение (секта отставного генерала Петрова)
"Калужская славянская община"
Кан-бабая культ
Кандыбы Виктора культ ("Сознание Кандыбы")
Карелина Валентина школа
"Карма Кагью" (Оле Нидала)
Кастанеды Карлоса культ
"Катакомбная Церковь Истинных православных христиан (старого и нового обрядов)"
"Кворум"
Клуб интегральной йоги
"Коляда Вятичей"
Коновалова Сергея последователи
Крада Велес
Кришнаиты - Международное общество сознания Кришны - МОСК (International Society for Krishna Consciousness - ISKCON)
"Космические коммунисты" ("Партия Единения Всеволод")
"Космологи" (секта супругов Мушичей-Громыко)
Кришнамурти центр
Крымский институт ноосферы
"Культ Урра"
Л
Лазарева Сергея Николаевича движение ("Диагностика кармы")
Лайтмана Михаэля школа
Ландмарк международное образование – Форум (EST)
Лапина Андрея и его учеников (П. Острикова и др.) семинары
"Лайфспринг"
Первая тренинговая компания "Шаг в будущее" и др.
Левшиновых Александра и Андрея последователи

Лазарев С.Н. Интервью болгарскому ТВ.


М
"Матынги-Христа" культ
Международная академия информатизации
Международная ассоциация "Объединенная Церковь Бога"
Международная миссия "Еммануил"
"Международная научная школа Универсологии"
"Международное образование Ландмарк - Форум" (бывш. "ЭСТ")
Международная церковь Бога
Международная церковь Христа (Кип Маккин)
Международный эзотерический центр "Vita"
"Мерлин", клуб
"Метод Сильвы" [по контролированию сознания] - "Silva Method Mind Control"
"Миролюб" сообщество
"Миротворцы"
"Миссия Чайтаньи "Институт знания о тождественности""
Миссия "Эммануил"
"Мистерия изобилия" центр Наталии Правдиной
"Международный Центр высшего Космического разума"
Могилевской Ангелины секта
"Московская Славянская Языческая община" (В. Шошникова)
Мормоны ("Церковь Иисуса Христа святых последних дней")
Муниты, "Церковь Объединения" Сан Мён Муна
Н
"Народный храм" Джима Джонса
"Небесная обитель"
Неопятидесятники ("Движение веры", "Слово Жизни")
Неполитическое движение Дух Времени - The Zeitgeist Movement
"Ничирен Шошу" ("Орден Лотосовой сутры")
"Новый Акрополь"
Норбекова Мирзакарима школа (Академия)
О
"Община возрожденного Храма Солнца Священного Духа Зороастра"
Общественно-политическое языческое движение "Солнцеворот"
"Общество божественной жизни" (Свами Шивананды)
"Общество Друидов"
"Общество Духовного просвещения"
Общество духовной культуры Шри Ауробиндо и Мирры Ришар
Общество ревнителей истинного благочестия рассудительной мудрой благородной веры Божией (секта Петра)
Община "Вольга"
"Община Чернобога" (А. Петрова)
Объединение общин "Велесов круг", "Опричное братство" Николая Козлова (Андрея Щедрина)
Онтопсихология Антонио Менегетти
"Опричное братство благоверного царя Иоанна Грозного" Константина Сабурова
"Организация здоровья, счастья и святости" - Heatlhy - Happy - Holy Organisation, "Кундала" центр (Якова Маршака)
"Орден шайва-сиддханта-йоги"
Острикова Петра семинары
ОТО (Ordo Templi Orientis - "Орден Восточного Храма")
Ошо (Раджниша) культ
П
Пановой Любови последователи
Партия духовного ведического социализма (Инги Мочаловой и Владимира Данилова)
Партия духовного возрождения России
"Планета лидеров"
Плахина Владимира секта ("Сексуальная магия древних славян") "Позитивное мышление" Луизы Хей
"П.О.Р.Т.О.С." - "Поэтизированное объединение разработки теории общественного счастья"
Порфирия Иванова культ
"Программа Расширения Сознания (ВЕР)"
Просветительский центр "САННЕ"
Просветительско-МироТворческий Центр «Цветок Жизни»
"Путь к Солнцу" (Школа Светланы Михайловны Пеуновой)
Р
"Радхасоами сатсангх" (Такара Сингха)
"Радастея" (секта Евдокии Марченко, "Ритмология)
"Раэлиты"
"Рекаунт НЛП-Центр"
"Религиозная наука"
"Религия Богемы"
"Род" община
"Родолюбие"
"Роза–Крин" фонд
Российская церковь сатаны
"Россичи" (Юрия Усова)
РУВира
РУНВира
"Русское Национальное Единство" (РНЕ) Александра Баркашова
Русско-корейское общество песнопения
Рэйки (Микао Усуи)
С
Саентология, Дианетика (секта Л.Р.Хаббарда)
"Сатори" клуб
Сатьи Саи Бабы культ
"Сахаджа-йога"
"Свидетели Иеговы" ("Общество Сторожевой башни")
"Светославие" община (Н.В. Потылицыной)
"Светославие" (Светояра)
"Свободная зона" ("FREE ZONE") (дочерняя организация саентологии)
"Святая Русь" (Л.А. Белоусовой)
"Святогор"
"Солнцеворот" община (Б.Э. Полякова)
Столбуна В.Д. терапевтический культ
"Семья" (бывш. "Дети Бога" Дэвида Берга)
Семья детей Божиих (секта Белодеда)
"Сен-Жермен" фонд
"Сибирский Центр Астральной философии и русского ведического учения", Александра Скосарева
"Симорон"
"Синтон" Николая Козлова
"Сириус" Микушиной Татьяны
"Система Нравственного воспитания" Л.И. Рувинского
"Сока Гаккай"
"Солнечный путь" центр
"Солнечный Путь", семейные клубы Михаила Щелконогова
"Союз венедов"
"Союз славянских общин"
"Страна Анура" Кузьмы и Натальи Серебрянниковых
"Сурад Шабд Йога"
Т
"Тетрада"
"Трансформация" и др. семинары Михаила Ляховицкого
"Трансцендентальная медитация"
"Троянова тропа" ("Уральское Отделение Училища Русской Народной Культуры")
У
"Универсальная Жизнь"
"Университетское библейское содружество" (UBF)
"Уральский центр йоги"
"Уральский центр народной дипломатии"
Ф
Фалуньгун (Фалунь дафа)
"Фиат Люкс"
"Фонд человеческого Понимания" ("Радиогипнотиста" Роя Мастерса)
Х
"Хан Тигр" ("Владыка неба")
"Хайдаканди самадж" (последователи Бабаджи)
"Хара-Хорс"
"Хоа Хао" (Ле Куанг Лиема)
"Хо-но-хана Санпогьо" (Хогена Фукунаги)
"Холодинамики" общество В. Вульфа
"Храм Майтрейи "Сознание Аматы"" ("Амата Сириус")
- Межрегиональный Экспериментальный Центр Космологического
- Развития "Умрай-Испедеж"
"Храм Мира"
"Храм Света"
"Христианская наука"
"Христианская школа единства" (Р. Бранч)
"Хун Юань Гун" (М.И. Исакова)
Ц
"Центр теории и практики супраментальной йоги"
Центр йоги "Крылья совершенства"
Центр индийской культуры "Ратна"
"Центр посвящения западного единорога Викка"
Центр психофизического совершенствования "Единение"
"Центр теории и практики супраментальной йоги"
"Центр Шри Ауробиндо и Матери"
"Цептер"
"Церковь Адамитов" (Льва Машинского)
"Церковь Бога"
"Церковь Всех Миров" (Тима Целла)
"Церковь" (Уитнесса Ли)
"Церковь Нави" ("Церковь белой расы")
"Церковь откровения" (Лазаря Каширского)
"Церковь последнего завета" (секта Виссариона)
"Церковь свободной евангелизации" (Августина Сонга)
"Церковь Счастья человеческого"
Ч
"Черный ангел"
Чинг Хай Сумы культ
Чинмайананды Свами миссия
Ш
Школа Арканов
Школа духовного развития "КАТАРСИС"
Школа духовного развития "Млечный путь" (Тоненковой Маргариты)
Школа единого учения ("Зор Алеф")
Школа Интегральной йоги
Школа космической философии (Марины Шумовой)
"Школа Лхасы" (А. Червоненко)
"Школа мира" Владимира Жикаренцева
Школа причинности (Гоч Василий Павлович)
Школа Разумного пути ("Центр позитивной психологии") А. Свияш
Школа рациональной йоги
Школа сексуальной магии
Школа Трансерфинга
Школа универсальной энергии
Школа экспериментальной парапсихологии и нетрадиционной медицины "Татьяна"
Шри Рам Чандра миссия
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Шри Чинмоя культ
Щетинина М.П. школа
Э
"Экканкар"
"Экология поведения человека" (С.Я. Устюжанина)
"Элан Витал" (бывш. "Миссия божественного света" Махараджи Джи)
"ЭНИО" клуб
"ЭПАМ технологии"
"Юнивер"



Другие примеры проявления и использования второй сигнальной системы
Свойства второй сигнальной систему широко используется в нашей жизни и психологии. Это актерская роль, когда актер вживается в образ персонажа. Это метод «Соматического переживания» травм, разработанный американским ученым и психотерапевтом Питером Левин. Это гештальттерапия (Фредерик Перлз, Лаура Перлз и Пол Гудман) или концентрация на настоящем, здесь и сейчас, а так же родственные направления:

  • психодрама,
  • игровая терапия,
  • сказкотерапия,
  • процессуальная терапия,
  • онкопсихология.
Это так же кодирование по методу Довженко от алкогольной зависимости, табакокурения, пищевой зависимости, наркозависимости. Это аффирмации в психологии, когда при многократном повторении фразы закрепляют требуемый образ или установку в разуме человека. Это самовнушение, аутотренинг и гипнотерапия. Это выпуски новостей центральных телеканалов с подменой истинного положения и реклама....

Положительные и негативные явления второй сигнальной системы

Очевидно, что литература, видеофильмы, общение, самовнушение, аффирмации, - все это воздействии речевых раздражителей, зрительных семантических сигналов, абстрактных форм, что приводит к включению второй сигнальной системы. Среди негативных моментов влияния второй сигнальной системы на человека особенно следует отметить элементы:

  • Подмена реальности на вымысел и догмы. Часто волевые ассоциации разума приводят к внушение самому себе метафизических представлений и чувств, которых в объективной реальности нет. Это приводит к мнимому мнению о предмете или событие, раскрытии внутреннего потенциала человека или приближении к Богу.
  • Истощение ума и психики; развитие депрессии; деперсонализация или потеря чувства собственного «Я».
  • Нарушение естественного баланс организма из-за подмены естественных автоматических рефлексов первой сигнальной системы на волевые, например, волевой аутотренинг на спинном мозге может приводить к серьезным нарушениям функций рефлексных дуг и функций внутренних органов.
Пример тяжелых заболеваний людей после прохождения тренингов по Норбекову - человек потерял сон. Известно, что при отсутствии сна в течении нескольких дней нарушается психика. Вскоре человек стал пациентом психбольниц. По прошествии пяти лет человек так и не смог восстановить естественную рефлексию.
Очевидно, решить проблему негативного влияния второй сигнальной системы на человека можно, если подойти к ним комплексно - это участие в программе психологов, психоаналитиков, нейропсихологов, исследователей, необходима документальная фиксация экспериментов, участие аналитиков, поиск естественных не волевых психореакций человека, разработка правил безопасности.

Положительное влияние второй сигнальной системы на человека:

  • Лечение психосоматических заболеваний, прежде всего в случаях конфликтов, психологической травме, либо при длительном эмоциональном или интеллектуальном перенапряжение.
  • Помощь в решении проблем психических симптомов: эмоциональное неблагополучие, нерешительность, проблем в общении, неадекватная самооценка, переживание чувств тревоги, неопределенность или противоречивость системы ценностей, нестабильность настроения, раздражительность, высокая чувствительность к стрессам, плаксивость, обидчивость, тревожность, зацикленность на психотравмирующей ситуации, утомляемость, чувствительность к громким звукам, яркому свету, перепадам температуры, расстройства сна.
  • Поддержание и развитие положительных качеств личности.
  • Закрепление положительной установки на образ мышления человека для улучшение его психоэмоционального состояния.
  • Стимулирование положительных перемен в жизни.
  • Эффект плацебо - положительный лечебный эффект, связанный с психологическим ожиданием пациента.
Очевидно, за пределы работы второй сигнальной системы можно выйти.

Выход за пределы второй сигнальной системы

Прежде всего отметим характеристики ума: он является носителем опыта и субъективных впечатлений. Об объекте мы судим по воспоминаниям. Или, настоящее мы определяем из прошлого.
Например, яблоко или родник в своем реальном проявлении есть не то, что человек о них представляет. Визуальная Природа - это отражение Реальности через призму органов чувств, впечатлений и логических рассуждений. Более того, Визуальная Природа не часть Мира, махатмы называли её иллюзией. Реальным же то, что находится за пределами чувствования и представлений разума (за пределами первой и второй сигнальной системы).
Фиксация ассоциаций разума - это выход к новым психическим горизонтам и к мировосприятию третьей сигнальной системой.
В этом случае, речевые раздражители, зрительные семантические сигналы и абстрактные формы второй сигнальной системы естественно трансформируются. Они перестают выражаться словами и их значением, а выражаются психическим состоянием, которое описывается категориями «внимание» и «отношение». Вместо символического предложения из 100-200 знаков человек способен формировать одно психическое состояние и им оперировать. Возможно одним психическим состоянием передавать сюжет толстой книги, операциями в сознании производить сложнейшие математические расчеты, во много раз улучшить память, другое. Такое психическое состояние человека адекватно выражает информационное содержание Природы, Человека, Древа, Камня…. На это состояние естественно отвечает нервная система: нервные центры и периферические сплетения (чакры - по йоге, микроскопические орбиты - по даосской технике), которые приходят в активное состояние, напряжение.
Остается лишь находить резонансы между данным состоянием и Природой.


Третья сигнальная система

Третья сигнальная система - это сознательное использование нервной системы или её части при взаимодействие между человеком и окружающим миром.
Интересно, что в частности писатели-фантасты братья Стругацкие, в своих произведениях посвященных "миру полудня" упоминают о "третьей сигнальной" системе, присущей Люденам - постчеловекам, в современной традиции называемыми также "детьми Индиго" или представителями "Шестой расы" в эзотерике. Также о третьей сигнальной системе писал И. А. Ефремов, как об умении понимать без слов, о способностях "Прямого луча", то есть экстрасенсорике.
является синтезом первых двух и высокой организации психики. Её выражение сегодня заключается в том, что научившись контролировать резонансы нервной системы, человек приобретает критерий взаимодействия Психика-Бытие вне первой и второй сигнальной системы (традиционных органов чувств и обобществления на основе памяти), приобретает квантово-механические органы восприятия и труда. Это высокая интуиция, интеллектуальное знание, новые органы трудовой деятельности, творчество, увеличение продолжительности жизни.

ВВЕДЕНИЕ 3

ЧАСТЬ 1 3

1.1. Вторая сигнальная система 3

1.2. Анатомо-физиологические основы и особенности развития речи 5

1.3. Виды и особенности мышления 8

ЧАСТЬ 2 11

2.1. Водный и минеральный обмен. Их роль в организме 11

2.2. Физиология выделения 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

В настоящем исследовании рассмотрены два вопроса: вторая сигнальная система и ее роль в жизнедеяльности человека, а также физиология обменных и выделительных проццессов в организме человека.

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается.

Учение о высшей нервной деятельности позволило раскрыть физиологические закономерности функционирования второй сигнальной системы. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Слово является мощным подкреплением, на базе которого могут быть образованы прочные условные рефлексы. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

Вот почему столь важно изучение второй сигнальной системы и явлений, с ней связанных: речи, мышления.

ЧАСТЬ 1

1.1. Вторая сигнальная система

Вторая сигнальная система – это система условных рефлексов на речевые раздражители, то есть она характерна только для человека.

Коснувшись теории о второй сигнальной системе, мы не можем не пояснить, что такое первая сигнальная система – это понятие обозначает систему ориентировки (условных рефлексов) животного и человека на внешние раздражители (зрительные, слуховые, тактильные).

Понятие второй сигнальной системы введено И.П. Павловым в 1932 г. для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, то им было предложено выделять специфические человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний - как уравновешенный по этому признаку.

Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции, в процессе общественного труда. Способность к обобщённому отражению явлений и предметов обеспечила человеку неограниченную возможность ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. Первая и вторая сигнальные системы - различные уровни единой высшей нервной деятельности, но вторая играет ведущую роль.

Вообще, роль второй сигнальной системы в деятельности мозга исключительно велика. У животного раздражения воспринимаются только через первую сигнальную систему - через физическую боль. У человека сильное негативное воздействие на мозг может оказать слово, которое порой ранит сильнее любой боли. Мозг для демпфирования, смягчения сильных негативных воздействий использует индукционный принцип. При воздействии сильной боли, при испуге, сильном нервном потрясении включается защитная система. Животные бегают, мечутся, кричат, визжат, прыгают. Аналогично ведет себя и человек. Он тоже или ходит с место на место, кричит, стискивает зубы, кусает губы или каким-либо другим образом причиняет себе боль. Эти напряжения снижают воздействие на пораженный участок. Именно поэтому днем, когда много посторонних раздражителей, боль переносится легче, чем ночью.

Если раздражение или поражение выше порога выносливости, то возникает «запредельное» торможение, с помощью которого клетка может вообще перестать принимать сигналы о внешнем воздействии. Это может быть обморок, частичный или общий паралич или болевой или нервный шок. Истерический паралич может длиться годами, а то и всю жизнь.

Очень важную роль здесь играют слезы, механизм действия которых состоит в том, что в случае стрессовых ситуаций возникает новый мощный компенсирующий основной очаг раздражения. Активизированная сильным раздражением кора головного мозга усиливает самые различные функции организма: дыхательные, двигательные, желез внутренней и внешней секреции. Расслабляется гладкая мускулатура мочеиспускательных каналов, прямой кишки. Именно поэтому при сильном испуге может произойти невольное мочеиспускание или «медвежья болезнь».

Формирование второй сигнальной системы происходит только под влиянием общения человека с другими людьми, т. е. определяется не только биологическими, но и социальными факторами. Характер взаимодействия первой и второй сигнальной системы может варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей нервной системы (биологический фактор). Одни люди отличаются относительной слабостью первой сигнальной системы - их непосредственные ощущения бледны и слабы (мыслительный тип), другие, наоборот, воспринимают сигналы первой сигнальной системы ярко и сильно (художественный тип). Для полноценного развития личности необходимо своевременное и правильное развитие обеих сигнальных систем.

1.2. Анатомо-физиологические основы и особенности развития речи

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга.

Еще в начале XX в. была общепринятой точка зрения, когда функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров».

В настоящее время, в значительной мере в связи с успехами отечественной физиологии, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы и на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Физиологическую основу речи составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой являются слова в их звуковой (устная речь) или зрительной форме (письменная речь). Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Звуки, входящие в состав слов, являющихся условными раздражителями в устной речи, имеют сложное физическое строение; в них различают частоту колебания воздушных звуковых волн, амплитуду этих колебаний и их форму, представляющую собой характерное сочетание основного тона речевого звука и сопровождающих его обертонов.

Частота колебаний воздушных волн ощущается как высота звука, амплитуда их - как сила или громкость звука, форма колебаний - как тембр звука.

В своей совокупности указанные характерные особенности речевого звука составляют его физическую природу. Основное значение в этих звуках имеет тембр. Составляющие звук обертоны всегда находятся по числу колебаний звуковой волны в кратном отношении к основному тону, в связи с чем они получили название «гармоники». Постоянные гармоники (обертоны) с наибольшей для данного звука амплитудой колебаний составляют так называемые форманты речевых звуков. Все гласные и согласные звуки языка, называемые фонемами, обладают характерными для них формантами, что и позволяет дифференцированно воспринимать их. Способность дифференцированно воспринимать фонемы речевых звуков называется речевым, или фонематическим, слухом. Последний основан на специальной чувствительности слухового анализатора к фонемам, которая развивается у человека в возрасте 1,5-4 лет. Эта чувствительность не зависит от остроты слуха. Она обусловливается системой фонем данного языка.

Языковой единицей речи является предложение, т. е. определенное сочетание слов, соответствующее возникающей мысли. Смысловое значение каждого слова воспринимается не только по его фонематическому составу, но и потому месту, которое оно занимает в предложении. Особую роль играет при этом речевая интонация, т. е. мелодические и динамические изменения тона голоса, а также изменения в длительности звуков и наличие пауз между отдельными словами (ритмическое членение предложения). Речевые интонации очень многообразны, с их помощью уточняется смысловое или предметное содержание высказываемых суждений, отношение говорящего к тому, что он говорит его стремление так или иначе воздействовать на волю того, к кому он обращается. Озвученное предложение, т. е. предложение, произносимое с определенной интонацией, называется фразой.

Будучи второсигнальными раздражителями, слова произносятся говорящим лицом. Звуки речи образуются с помощью следующих органов речи:1) легких, 2) гортани, в которой помещаются голосовые связки, 3) полости глотки, рта, носа.

Голосовые связки начинают вибрировать, когда через гортань проходит струя воздуха, выдыхаемого легкими, в результате чего образуются звуки, которые превращаются в звуки речи, благодаря дальнейшему прохождению их через резонаторы - полости глотки, рта, носа.

Наиболее существенную роль в образовании различных звуков речи имеет полость рта, в которой находятся такие важные органы речи, как язык, губы, зубы, твердое и мягкое небо и язычок. С помощью всех этих органов образуются различные гласные и согласные звуки.

Согласованная работа всего этого сложного речевого аппарата обеспечивается корковой частью рече-двигательного анализатора, расположенной в левом полушарии головного мозга в заднем отделе третьей лобной извилины. Двигательный центр речи (центр Брока) в своей работе связан с центрами слуховой (центр Вернике) и письменной речи, а также с обширными мнестическими полями в лобном и заднем отделах полушарий головного мозга, обеспечивающими смысловую и содержательную стороны речи.

Первая и вторая сигнальные системы – одна из них роднит нас с животными, другая отличает от них. Понятие о первой и второй сигнальных системах ввел известный академик Павлов.

Если к первой относятся разнообразные процессы, происходящие в мозге в ответ на раздражители среды, и она является чувственной основой для построения человеком субъективного мира, то ко второй относят все процессы, связанные с восприятием речевых, словесных сигналов. Таким образом, сигнальная система отвечает за восприятие и появление реакции на внешние стимулы, что позволяет человеку адаптироваться к среде и адекватно вести себя в зависимости от условий.

Развитие второй сигнальной системы сопряжено с трудом и ростом значения социума для человека. 1-я сигнальная система выполняет функцию по непосредственному отражению мира через сигналы от органов чувств, 2-я – через отвлеченные, общие понятия. В процессе чтения, разговора именно вторая система приводит к появлению ассоциаций со словами. Она является базисом для абстракций, а значит, и для .

Зависимость двух систем легко проследить на примере глухих детей. Без возможности слышать издаваемые звуки и подражать окружающим у них не развивается речь. Обе системы оказывают влияние и контролируют друг друга, вторая система способна управлять .

Левое и правое

По Павлову, создавшему учение о высшей нервной деятельности, слово для людей имеет ведущее значение. Вторая сигнальная система выступает основой интенсивного развития человечества.

Рубинштейн подчеркивает, что ко второй сигнальной системе следует относить образования в мозге, которые активируются в ответ на речевые сигналы. Нельзя называть её языком, речью или мышлением, но правильно понимать её как принцип деятельности коры головного мозга. Невозможно сказать, в какой именно области мозга она «обитает», задействованы все структуры. Но мы можем выделить наиболее связанные с ней области:

  • Центр речи Брока (повреждение приводит к отсутствию устной речи).
  • Центр Вернике (поражение этой области сказывается на возможностях понимания смысла).
  • Оптический центр (повреждения здесь ведут к деградации восприятия написанного).

Перечисленные центры сосредоточены в левом полушарии, что, по-видимому, связано с праворукостью. Нередко левое полушарие называется отвечающим за вторую сигнальную систему. Если оказывается влияние на работу левого полушария, то, как правило, возникают проблемы с обработкой речи, произнесением слов, пониманием текстов, решением головоломок, а первая сигнальная система никак не страдает.

Наоборот, при угнетении правого полушария эмоциональная сторона музыки, звуки, вид предметов нарушаются, а все мыслительные и речевые функции остаются в норме. Разделение по полушариям подтверждается также тестами на обращения к людям в разных формах (словесной или неречевой).

Социализация

Речевая функция приобретается через обучение. У ребенка не выработается способность говорить, если он будет лишен общения. Слово становится раздражителем уже в первый год жизни, а именно во второе полугодие.

У детей стимулом становится слово, на него появляются реакции. Благодаря соотнесению понятий и объектов происходит выработка второй сигнальной системы, при этом основную роль исполняют вначале интонации окружающих, обстановка, ощущения ребенка.

Начало второго года знаменует собой переход слова с второстепенных ролей на главные. Оно становится самостоятельным и ведущим раздражителем. Важным фактором прихода к этому результату является изменение декораций и условий при неизменности слова во время обучения ребенка.

Постепенно слова, оставаясь связанными с комплексами явлений, превращаются из звуковых раздражителей в речевые сигналы. Физиология объясняет это активностью разных очагов в мозге. Возбуждение, связанное с раздражителем–предметом, становится синхронизировано с возбуждением от слова. Так рождается единая сетка, включающая обе области.

Только ко времени поступления в начальную школу у ребенка ведущей становится система, отвечающая за речевые рефлексы, но и первая не теряет полностью влияния. Для выработки эффективных паттернов поведения полезно сочетать слова и действия по активизации первой системы.

Особенности реакций

Первая и вторая сигнальные системы действуют сообща, позволяя человеку познавать, учиться, думать, изучать мир. Рефлексы первой сигнальной системы участвуют в работе второй. Особенности рефлексов последней (по Когану):

1. Если на какое-то слово у человека выработался условный рефлекс, то на слова, сходные с ним по смыслу, также будет происходить рефлекторная реакция.

2. Быстрое формирование и перестройка. Для создания/отмены/изменения стимульно-реактивной связки требуется множество повторений для первой; чтобы связать слова и объект – или, точнее, смысл и объект, – нужны секунды.

3. Вторая и первая отображаются друг в друге. Если уже создано рефлекторное действие на звук звонка, то слово «звонок», написанное или произнесенное, вызовет ту же реакцию. Таким образом, все, что относится у человека непосредственно к первой, будет связано и со второй посредством слова, так как сигнал запечатлевается еще и словесно. То же самое происходит, когда реакция выработана непосредственно на слово – она повторяется на относящихся к нему явлениях.

4. Отвлеченные понятия вызывают тем меньшую по интенсивности реакцию, чем дальше они находятся от конкретных раздражителей. Так, Коган приводит эксперимент, в котором у ребенка выработался рефлекс (выделение слюны) на название конкретной птицы (7 капель). Обобщение «птицы» дало 10, а дальнейшие обобщения значительно снижали интенсивность реакции.

5. Рефлексы второй системы подвержены внешнему воздействию и более склонны к высокой утомляемости, что объясняется их молодостью. У школьников яркий двигательный рефлекс на звонок сохранялся на протяжении всего дня, а на слово «звонок» реакция снижалась к концу дня. Примерами высокой чувствительности являются состояния алкогольного опьянения: сначала начинаются проблемы с разумными суждениями, и только затем рефлексы первой системы дают сбой.

Типология

Когда существуют две системы, существует и перекос в их работе. Баланс встречается редко. Относительно двух сигнальных систем все работает точно так же. Особенности человека, связанные с объемом использования той или другой из них, определяет тип высшей нервной деятельности.

Когда интенсивнее и чаще работает первая – человека относят к художественному типу, когда вторая – к мыслительному. Краткое описание двух крайностей:

  • Художественный тип конкретен. Его притягивает все яркое, образное, наполненное звуками и красками. Художники не могут обойтись без запахов и прикосновений.
  • Мыслительный тип отличается склонностью к абстракциям, аналитике. Яркие картины словно ускользают от взора мыслителя, он все представляет в виде обобщений, словесных определений.

Разделение на типы имеет довольно мало практического смысла, так как в любом конкретном действии соотношение работы двух систем будет особым. К тому же большинство людей относится к смешанному типу. Знание своих особенностей позволяет человеку лучше понимать закономерности своего поведения, реакций и правильно подбирать окружающую обстановку, чтобы в ней было именно то, что приносит ему наибольшее удовлетворение.

Первая сигнальная система, как уже было сказано, отвечает за ту часть отраженной действительности, которая воспринимается органами чувств. Вторая сигнальная система обеспечивает наполнение смыслом. Ни первая, ни вторая не являются обособленными, что легко заметить при изучении рефлексов последней.

У человека превалирует именно вторая в силу особенностей его жизни (социум, культура). При этом благодаря взаимовлиянию первой и второй систем возможно производить более качественное научение, используя слова и подкрепление. И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Как изменить свою жизнь? Работа-мечта для женщин