Социальное направление кружков в нач школе. Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления кружка «ваш выбор

МУННИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛУПКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

Программа принята

Утверждена

на педагогическом совете

Директор школы

Т.Л.Овчинникова

протокол № ____

Приказ № __________

от ____.09.2016

от ___.09.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
социального направления
кружка « Ваш выбор »
педагога - психолога
Закасовской Инны Владимировны
на 2016-2017 учебный год

Паспорт программы………………………………………....3

Пояснительная записка……………………………………..4

Цели программы……………………………………………..5

Задачи программы…………………………………………..5

Основные нормативно-правовые документы, на которые

опирается программа………………………………………..6


Особенности программы…………………………………….7
Принципы и подходы, лежащие в основе программы…..7
Планируемые результаты освоения курса………………..8

Критерии и показатели усвоения материала……………..9

Формы контроля………………………………………………9

Тематическое планирование……………………………….10

Календарно- тематическое планирование………………..14
Список литературы………………………………………….18

Паспорт программы

Полное название

программы

Программа по профориентации «Ваш выбор»

Юридический адрес организации-

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АЛУПКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

298676, ул. Говыриных, 2 А г. Алупка

Закасовская Инна Владимировна педагог-психолог МКОУ «АСШ №1»

Целевые группы

Обучающиеся МКОУ «АСШ № » от 13 до 18 лет (7 -11 классы)

Город реализации программы

Город Алупка, Республика Крым

Образовательная

Профориентация

Цель программы

Создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению выпускников школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и учетом социокультурной и экономической ситуации в Республика Крым.

Форма реализации

программы

групповая

Срок реализации

программы

Программа рассчитана на учебный год:

Направленность

программы

Социально-педагогическая


Пояснительная записка

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду - извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы во многом зависит от умения педагога связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

2. Цели программы.

    Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения со своими возможностями и желаниями.

    Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

    Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда становятся основой профессионального выбора.

3. Задачи программы.
Образовательные задачи :

    Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

    Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

    Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи .

    Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

    Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

    Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего поселка, его развития и благополучия;

    Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития Республики Крым, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего региона.

Развивающие задачи .

1.Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

    Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

4.Основные нормативно-правовые документы, на которые опирается программа:

    «Конвенция ООН о правах ребенка»;

    «Закон РФ «Об образовании»;

    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;

    Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ;

    Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»;

    Устав, правила внутреннего распорядка МКОУ «АСШ № 1».

5.Особенности программы.

Программа даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Программа является значимым элементом внеклассной работы в рамках профориентационной подготовки учащихся.

6. Место предмета в базисном учебном плане.

Программа «Ваш выбор» рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю на протяжении одного года).

7. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

8. Планируемые результаты освоения курса .

Учащиеся:

    Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.

    Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.

    Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально - жизненный путь, опираясь на полученные знания.

Учащиеся должны знать :
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, для его карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

Понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

Находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

Объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

Ставить цели и планировать действия для их достижения;

Использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

9. Критерии и показатели усвоения материала.

1) Информационные

Сформированность представления о мире профессий;

Знание о возможностях получения специального профессионального образования в Республике Крым..

2) Исследовательские

Участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

Участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в регионе.

Изучение путей овладения избранными профессиями

3) Практические

Сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

Готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

Определение профессиональных планов и намерений учащихся;

Развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
- знание функций и задач городского центра занятости.

10. Формы контроля.

    Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;

    презентации проектов учащихся;

    фоторепортажи учащихся;

    деловые игры;

    анкетирование.

Методы выявления результатов:

1. Результаты участия школьников в исследовательских проектах, играх, праздниках;

    Написание сочинений «Если бы я был мэром», «Моя будущая профессия», и др.;

    Контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

11. Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

Я и выбор профессии

Социальные проблемы труда.

Разделение труда

Классификации профессий

Мотивы выбора профессии

Здоровье и выбор профессии

Основы экономических знаний

Рынок образовательных услуг

Личный профессиональный план

Тема 1. Вводное занятие. Многообразие мира профессий (1 час).
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник)
Игра: «Угадай профессию».

Тема 2. Я и выбор профессии (1 час).
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.
Развивающие процедуры : методика «Произвольное самоописание».
Диагностические методики : «Кто я?».

Тема 3. Социальные проблемы труда (2 час).

Анализ предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий. Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в Республике Крым?». Мониторинг рынка труда города.

Тема 4. Разделение труда (1 час)

Тема 5. Классификации профессий (2 часа).
Диферринцированно-диагностический опрсник Климова. Цель: определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ».

Практическая работа: составление формул профессий.

Тема 6. Мотивы выбора профессии (1 час)

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

Тема 7. Здоровье и выбор профессии (1 час)

Понятие « неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

Тема 8. Типы темперамента и выбор профессии (2 часа).

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии. Значение и влияние темперамента на выбор профессии.

Тема 9. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).
Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Практическая работа: составление формул профессий.

Тема 10. Профессиональная перспектива. Составление резюме (2 часа).
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме (интеграция с темой «Текстовый редактор WORD» информатики (либо информационных технологий)).

Тема 11. Собеседование. Правила и нормы поведения (2 час)

Развивающие процедуры: игра «Руководитель» (демократичный, авторитарный).

Тема 12. Социально – экономические условия современной России (3 часа).
Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.
Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром».

Тема 13. Основы экономических знаний. (2 часа).
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

Тема 14. Рынок образовательных услуг. (2 часа).

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».

Тема 15. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних (1 час).

Знакомство с трудовым кодексом РФ.

Тема 16. Основы технологической культуры.(4 часа).

Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.
Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.

Тема 17. Личный профессиональный план (2 часа).

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.
Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.

Тема 18. Готовность к выбору профиля, профессии (1 часа).

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия «Риски предстоящего выбора».

Тема 19. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы) (3 часа).

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов (презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты).

13.Календарно- тематическое планирование.
2016-17 учебный год

Дата проведения занятия

планируемая

Дата проведения занятия

фактическая

занятия

Тема занятия

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

Я и выбор профессии

Социальные проблемы труда.

Анализ предприятий. Производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости,

«Какие профессии востребованы в нашем регионе?» (дискуссия). Мониторинг рынка труда.

Разделение труда

Классификации профессий

Различные виды классификаций. Знакомство с классификацией профессий Климова. Практическая работа: составление формул профессий.

Диферринцированно-диагностический опрсник Климова («человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ»).

Мотивы выбора профессии

Здоровье и выбор профессии

Типы темперамента и выбор профессии

Знакомство с типами темперамента: холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Понятие экстраверсии и интроверсии.

Значение и влияние темперамента на выбор профессии.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Профессиональная перспектива. Составление резюме

Понятие о профессиональной пригодности. Призвание. Целеустремленность.

Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

Собеседование. Правила и нормы поведения.

Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет.

Игра «Руководитель» (стили руководства).

Социально – экономические условия современной России

Структура экономики. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг.

Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром»

Основы экономических знаний

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ.

Деньги и торговля. Банки и биржи.

Рынок образовательных услуг

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования

Социально – профессиональная мобильность.
Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию»
Анализ рынка образовательных услуг.

Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних.

Основы технологической культуры

Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений.

Личный профессиональный план

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.

Профессиональное становление Профессиональное прогнозирование и самоопределение.

Готовность к выбору профиля, профессии

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

Подготовка профориентационных проектов

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

14. Список литературы.

    Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

    Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.

    «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.

    «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6

    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.

    «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html

    Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.

    Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

    Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.

    Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

    Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

    Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.

Рабочая программа

Кружка «Мастерская добрых дел»

в рамках реализации

социального направления

для учащихся 2 класса

МАОУ Омутинской СОШ № 1

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

Основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия;

Тема № 1. День проектов «Правила движения в миниатюре».
Цель: приобретение социальных знаний о способах взаимодействия между людьми, принятых в обществе нормах и правилах.
Содержание: Мы и дорога. Правила дорожного движения для малышей.
Проект «Правила движения в миниатюре».

Тема №2. День проектов «Животные в моём доме».
Цель: развивать внутриколлективные отношения учащихся, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению задач; усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе.
Содержание: Распределяем роли. Проект «Животные в моём доме».

Тема №3. День проектов «Сочини сказку».
Цель: создание условий для наиболее полной самореализации личности и раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования здорового микроклимата в детском коллективе и положительных межличностных отношений.
Содержание: Учимся планировать свою деятельность.

Рейд «Береги книгу». Книжкина больница.

Тема №4. Проект «История нашей школы»
Цель: приобретение школьником социальных знаний о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Содержание: Учимся работать с информацией. Проект «История нашей школы» Презентация продукта. Рефлексия.

Уборка классной комнаты и подготовка выставки «Школа вчера, сегодня завтра».

Тема №5 Проект «Новогодний подарок школе».
Цель: развитие умения, работая в малой группе, создать конечный продукт из отдельных составных частей, индивидуально выполненных каждым участником группы. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчествСодержание: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»
Проект «Новогодняя мастерская». Презентация проекта. Рефлексия.
Украшение школы к новому году.

Тема №6 День проектов «Электронная энциклопедия «Птицы нашего города»
Цель: уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц;
развивать умение находить взаимосвязи в природе;
совершенствовать умение учащихся узнавать птиц по их устному описанию;
развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать заботу о птицах, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Содержание: Учимся выдвигать гипотезу. Проект «Птицы нашего города».
Презентация результатов проектной деятельности. Рефлексия. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?
Кормушки для птиц.

Тема № 7 Проект «Игры наших бабушек».
Цель: развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Содержание: Учимся выступать публично. Проект «Игры наших бабушек». Презентация продукта – спектакль «Сборник игр». 1-2. Разучивание игр с игр. Рефлексия.

Тема №8 Проект «Букет для мам»
Цель: развитие навыков сотрудничества учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи, воспитание толерантности. способствовать развитию умения высказывать свои мысли; развитию творческих способностей; мышления; обогащению словарного запаса;
способствовать воспитанию уважения к маме, желания помочь ей; воспитанию толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и своих товарищей.
Содержание: Учимся работать с информацией по группам. Проект «Букет для мам».
Учимся создавать продукт проектной деятельности. Презентация проекта. Рефлексия.
Операция «Чисто в доме – маме приятно»

Тема №9. Проект «Зелёный друг».
Цель: создать модель на основе исследования растений комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста.
Содержание: Учимся планировать свою деятельность. Проект «Зелёный друг». Презентация проекта. Рефлексия. Общественно-полезная практика. Озеленим родную школу.

Тема №10. «Как украсить пришкольный участок».
Цель: облагораживание школьного двора. Создание цветочной клумбы на месте школьного пустыря. Научить умению видеть и понимать прекрасное. Развивать стремление к поиску совершенства человека и природы.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Содержание: Прогнозируем результаты деятельности. Проект «Цветочная клумба».
Реализация проекта. Рефлексия. Социальная проба «Школьная клумба».

Общественно – полезные практики: уборка урожая

Общественно – полезные практики: подготовка деревьев к зиме

Социальная акция. День пожилого человека.

Социальная акция. День Матери. Операция «Кормушка»

Общественно – полезные практики: посев семян в грунт, высаживание рассады цветов.

Формы организации внеурочной деятельности и виды деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

Сообщения

Встречи с интересными людьми

Литературно – музыкальные композиции

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Экскурсии

Практические занятия :

Творческие конкурсы

Выставки декоративно-прикладного искусства

Соревнования

Показательные выступления

Праздники

Викторины

Интеллектуально-познавательные игры

Трудовые дела

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Акции благотворительности, милосердия

Творческие проекты, презентации

Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Виды деятельности

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досуго-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально-значимая волонтерская деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

3.Тематическое планирование.

Кол – часов

Мы и дорога. Правила дорожного движения для малышей.

умение работать по предложенному учителем плану;

Проект «Правила движения в миниатюре».

умение планировать поиск информации, находить информацию, ставить цели

День проектов «Животные в моём доме», 2 часа

Проект «Животные в моём доме».

умение работать коллективно;

постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

выбор наиболее эффективных способов решения задач

Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности. Рефлексия.

учет разных мнений;

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Общественно-полезная деятельности1ч.

Уход за комнатными растениями

День проектов «Сочини сказку», 3 часа

Проект «Учимся сочинять сказку».

организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста.

Презентация продукта. «Подарок для маленьких читателей». Рефлексия.

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Общественно-полезная деятельность, 2часа

1. Рейд «Береги книгу»

2. Книжкина больница

Проект «История нашей школы», 3 часа

Учимся работать с информацией.

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

Проект «История нашей школы»

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Презентация продукта. Рефлексия.

Умение презентовать работу;

Умение строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Общественно-полезная деятельность, 1 часа

Уборка классной комнаты и подготовка выставки «Школа вчера, сегодня завтра»

Проект «Новогодний подарок школе», 3 часа

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений

Проект «Новогодняя мастерская»

умение структурировать знания;

умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

умение осуществлять поиск информации.

Презентация проекта. Рефлексия.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Проект «Электронная энциклопедия «Птицы нашего города», 3 часа

Учимся выдвигать гипотезу.

Умение выделять гипотезу;

умение формулировать проблемы с помощью учителя;

Проект «Птицы нашего города».

Умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

Презентация результатов проектной деятельности. Рефлексия.

Общественно-полезная деятельность,1 часа

Акция «Покормите птиц зимой»

Проект «Игротека «Игры наших бабушек», 2 часа

Учимся выступать публично.

Проект «Игры наших бабушек»

Умение строит речевое высказывание в устной форме;
-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле как
собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Презентация продукта – спектакль «Сборник игр».
Разучивание игр
Рефлексия.

действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.

Проект «Букет для мам», 3 часа

Учимся работать с информацией по группам.

Умение находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию.

Проект «Букет для мам».

Учимся создавать продукт проектной деятельности.

умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности

Презентация проекта. Рефлексия.

Умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою.

Проект «Зелёный друг», 3 часа

Учимся планировать свою деятельность.

умение планировать деятельность;

Проект «Зелёный друг».

Умение определять промежуточные цели с учётом конечного результата

Презентация проекта. Рефлексия.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Общественно-полезная деятельность

Общественно-полезная практика. Озеленим родную школу

Проект «Как украсить пришкольный участок», 4 часа

Прогнозируем результаты деятельности

Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

через участие в совместной деятельности,

Проект «Цветочная клумба».

Умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

Проект «Цветочная клумба».

Реализация проекта. Рефлексия.

Умение осуществить рефлексию.

Итого: 34 ч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Макаричская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена Утверждена

на заседании Директор школы:

педагогического совета В.П.Боровик____________

протокол №__ от «__»___2016-17г. приказ №__ от «__»___2016-17г.

по социальному направлению

Кружок

«Школа общения»

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования

Руководитель кружка:

Соколова Елена Николаевна

Программа внеурочной деятельности

по социальному направлению

Кружок

«Школа общения»

Пояснительная записка

Данная образовательная программа была составлена на основе программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных

классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой

личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам

общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,

что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны

для детей данного возраста.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Основная цель кружка – формирование у детей нравственных

ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

основ мировоззрения и самовоспитания.

Цели данной программы:

1) Развивающая: развивать духовное единство между людьми, устанавливать взаимное доверие.

2) Воспитательная: формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.

3)Образовательная: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

    развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

    предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

    научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

Данная программа позволяет учащимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

    Этикет

    Этические нормы отношений с окружающими

    Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

    Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

    Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

    сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

    на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

    начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

    нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

    неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

    способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

    знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

СОДЕРЖАНИЕ курса внеурочной деятельности

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в

школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное

сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых

поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи

художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа

близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное

освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения

в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и

вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,

признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их

оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в

реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации

словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать

сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность

школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная

ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки

учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к

вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от

неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,

дежурства.

Универсальные учебные действия__

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,

корректировать его.

Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,

собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,

опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в

практических и жизненных ситуациях.

Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,

в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за

причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться

первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,

говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре

и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко

высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

Раздел 1. Этика общения (7 часов)

Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.

Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.

Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.

Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.

Тема 3. Добро творить – себя веселить.

Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.

Тема 4. Подумай о других.

Беседа о добре, о добрых поступках. Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Помощь ветеранам, сиротам.

Тема 5. Подарок коллективу.

Урок-сюрприз, урок общения.

Тема 6. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах

Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Раздел 2. Этикет (8 часов)

Тема 8. По правилам этикета.

Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».

Тема 9. Приглашение к столу.

Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».

Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 11. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 15. В гостях у Вежи.

Новогодний праздник.

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)

Тема 16. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 17. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 18. Вахта памяти.

Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Изготовление поздравительных открыток.

Тема 19. Мой дом – моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 20. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом»

Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.

Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Тема 22. Поздравляем наших мам.

Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.

Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.

Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.

Тема 24. Цени доверие других.

Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.

Этика отношений в коллективе (8 часов)

Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 28. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.

Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.

Тема 30. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.

Тема 31-32. Делаем газету.

Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.

Тема 33. Доброта что солнце.

Тема 34. Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.

тематическое планирование

2 класс

Название темы

Кол

часов

Характеристика деятельности уч-ся

Дата

план

Дата

факт

Этика общения. 7ч.

Если песни петь, с ними веселей

Познавательная беседа. Игра.

Добрым жить на белом свете радостно

Путешествие в сказку. Конкурс рисунков

Добро творить – себя веселить

Посещение выставочного зала. Рисунки.

Подумай о других.

Акция милосердия: помощь ветеранам, сиротам.

Познавательная беседа. Участие в акции.

Подарок учителям.

Участие в концерте.

Делу – время, потехе - час

Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

Познавательная беседа. Игра.

Этикет. 8ч.

По правилам этикета

Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование.

Приглашение к столу.

Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра.

Вот школа, дом, где мы живем

Сценки-миниатюры

Вот магазин, куда идем

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина.

Дороги, транспорт, пеший путь

Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города.

Лес, речка, луг, где можно отдохнуть

Путешествие на лесную полянку.

В гостях у Вежи

Праздник.

Этические нормы отношений с окружающими. 9ч.

Подари другому радость

Познавательная беседа. Игра

От чего зависит настроение

Познавательная беседа. Игра

Вахта памяти.

Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Сувениры.

Мой дом – моя семья

Дискуссия

В труде человек хорошеет

Познавательная беседа. Практическое занятие.

Все на белом свете солнышкины дети

Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма.

Поздравляем наших мам

Праздник. Рисунки. Конкурсы.

Со взрослыми и сверстниками

Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами.

Цени доверие других

Познавательная беседа. Путешествие на детский остров.

Этика отношений в коллективе.10ч.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки.

Общее и особенное для мальчиков и девочек

Познавательная беседа. Игра

Поговорил бы кто со мной

Путешествие в весенний парк. Практическая работа.

Путешествие по весеннему лесу

Экскурсия.

Подарок коллективу

Урок – сюрприз.

Делаем газету

Познавательная беседа. Игра. Посещение типографии.

Доброта что солнце

Праздник.

Методическая литература.

    Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

    Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

    Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

    Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

    Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

    Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

    Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

    Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

    Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

    Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.