Open Library - открытая библиотека учебной информации. Закономерность это необходимый процесс накопления перемен

Социальные изменения и социальное развитие. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами - необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития - время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, их происхождение и отмирание - неотъемлемая составная часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс. Существуют две крайние точки зрения на проблему прогресса в истории общества. Одна заключается в выдвижении совокупности таких идей, которые в той или иной форме утверждают абсолютность и неизбежность прогрессивного развития общества в целом и многих отдельных его сфер. Другая сводится, по существу, к отрицанию самой возможности говорить на языке науки о более высоком качестве одних форм социальной жизни и институтов по сравнению с другими. Представители таких взглядов обычно выносят проблему прогресса за пределы науки. При этом они ссылаются на то, что пытаться квалифицировать те или иные социальные изменения как проявления прогресса означает осуществлять оценку этих изменений с точки зрения определенных ценностей. Такая оценка, доказывают они, всегда будет субъективной. Поэтому и понятие прогресса - тоже понятие субъективное, а субъективным понятиям нет места в строгой науке.

Действительно, само понятие прогресса имеет ценностный смысл, являясь оценочным утверждением. В связи с этим мнения ученых разделились. Одни выступают за то, чтобы считать уместным употребление ценностных суждений, привносящих в социологию гуманистический смысл. Другие, ссылаясь на то, что ценностные суждения имеют субъективный характер, категорически отвергают возможность употребления таких суждений и оценок в научном социологическом исследовании. Вероятно, доля истины есть в обеих крайних позициях и, чтобы ее выделить, необходимо освободить эти позиции от субъективистских пристрастий.

Прежде всего, нужно определить содержание понятия социального прогресса. Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и вообще всего развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Трудно не согласиться, что в общем и целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Тут важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения. Наконец, беспрецедентное развитие в последние два-три века образования, науки и техники, предоставивших современному человеку возможности гуманизировать и демократизировать свой образ жизни и социальные институты. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития.

Однако перевести такое общетеоретическое понимание социального прогресса на язык социологии, имеющей дело с конкретными социальными явлениями, чрезвычайно трудно. Можно ли, к примеру, считать, что образ жизни современного человека в развитой стране является более прогрессивным, чем, положим, образ жизни людей в средневековой Европе или в эпоху античной Греции и Рима? Вопросы очень непростые.

Противоречивый характер социального прогресса. При рассмотрении подобных вопросов, видимо, нужно, прежде всего, выделить некоторые сферы и области социальной жизни, относительно которых можно утверждать о неприменимости понятия прогресса к этим областям, хотя и подверженным значительной эволюции. Этапы их эволюции никоим образом нельзя считать этапами прогрессивного развития от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Сюда относится, прежде всего, область искусства как социального института, для которой можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства. Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений. К ним, видимо, относится религия. То же самое можно сказать о фундаментальных философских системах: их эволюция за время интеллектуальной истории имеет место, но понятие прогресса здесь вряд ли применимо.

Вместе с тем необходимо выделить и такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно ясно может быть квалифицировано как прогресс. К ним следует отнести в первую очередь науку, технику, технологию. Каждый новый шаг, каждый новый этап в развитии науки, техники, технологии являются шагом и этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось и такое понятие - научно-технический прогресс. Его проявления можно наблюдать повсюду.

Однако наиболее часто социолог сталкивается с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. В принципе социология должна видеть все разнообразие типов социального развития: ведь помимо прогресса существует еще и такой его тип, как регресс, по своей направленности противоположный прогрессу. Это - развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального прогресса обнаруживается, прежде всего, в том, что развитие многих социальных структур и процессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях, к отступлению, возвратам назад в других направлениях, к совершенствованию, улучшению в них одного и деструкции, ухудшению другого, к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу или тупикам в других. Такой противоречивый характер имеют очень многие социальные изменения.

Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, сами оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показателях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или слоев населения даже отдельных личностей. Главную роль здесь играет степень удовлетворенности социальных групп происшедшими или происходящими реформами. Если то или иное социальное изменение имеет отрицательные последствия для положения, статуса некоторой группы, оно обычно оценивается ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. Хотя для других групп и всего общества оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и наоборот, когда от изменений выигрывает одна группа и проигрывают многие другие. В таком случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты как положительные, а проигравшие - как отрицательные.

Гуманистический смысл критериев социального прогресса. Что касается конкретных критериев социального прогресса, то наиболее предпочтительны позиции авторов, которые стремятся придать им гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом, что неизбежно приводит к пониманию их человеческого смысла - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

Социолог должен стремиться находить более или менее объективные показатели для оценки социальных изменений, квалификации их в качестве прогресса или регресса. Как правило, в таких ситуациях вырабатывается специальная система социальных показателей, которая может служить основой для подобной оценки.

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты – необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность – те линии, по которым совершается это накопление, закономерность – не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого осуществляется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления (2.8) исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономической сфере – это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической – борьба антагонистических классов и их партий, в духовной – борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.

Сторонники структурного функционализма (2.8) считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках «социального равновесия» не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как «подвижное равновесие», которое может относиться к любой социальной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.

С понятием «социальное развитие» тесно связано понятие «социальный прогресс». Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности. Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном – качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т. д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятости, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социологами, в частности, в Институте социально-политических исследований РАН.

Второй критерий – степень свободы личности – в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса – уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределения товаров и услуг, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, средняя продолжительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и т. д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.

Социальные конфликты

Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т. д.). Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.

Социальные конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, они являются источником социально-политических изменений, предотвращая стагнацию общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле конфликты выступают в качестве формы регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствуют разрядке напряженности в их отношениях. С другой стороны, социальные конфликты несут в себе угрозу дестабилизации общества и могут привести к катастрофическим последствиям – революциям, войнам, анархии.

Социальные конфликты вызываются самыми различными причинами. Это экономическое и социальное неравенство, дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных и т. д.), неодинаковое положение по отношению к власти, несовпадение интересов и целей различных социальных групп, идеологические и политические разногласия, конфессиональные противоречия, несовместимость индивидуальных и общественных ценностей и т. д.

В современных условиях каждая сфера жизни общества порождает свои специфические конфликты. Здесь можно выделить политические, социально-экономические и национально-этнические конфликты.

1. Политические конфликты – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из различий интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты связаны с сознательно формируемыми целями по завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти. К основным политическим конфликтам относятся:

конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);

конфликты внутри парламента;

конфликты между политическими партиями и движениями;

конфликты между различными звеньями управленческого аппарата и др.

В современной истории России одной из форм проявления политического конфликта было длительное противоборство между исполнительной и законодательной властью, которое привело к драматическим событиям октября 1993 г. Частичным разрешением этого конфликта стали выборы Федерального Собрания и принятие новой Конституции России. Однако причины конфликта до конца не были устранены, и он перешел на новую стадию своего развития, приняв форму противостояния Президента и Федерального Собрания. И лишь в настоящее время наметилось конструктивное взаимодействие между исполнительной и законодательной властью.

2. Социально-экономические конфликты – это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Социально-экономические конфликты возникают на основе неудовлетворенности, прежде всего, экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение по сравнению с привычным уровнем потребления (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение по сравнению с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное.

В современном российском обществе многие социально-экономические конфликты развиваются по линии «трудовые коллективы – государственная администрация». Наряду с требованиями повышения заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолженностей по зарплате и выплате пенсий все чаще выдвигаются требования коллективов по отстаиванию своих прав на имущество предприятий. Подобные требования адресуются в первую очередь органам государственной власти, которые являются основными субъектами перераспределения собственности.

Массовые конфликты в экономической сфере нередко связаны с тем, что в стране до сих пор отсутствует четко разработанная правовая база разрешения трудовых споров. Примирительные комиссии, их арбитражи не реализуют в полной мере свои функции, а административные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Все это ставит задачу создания более эффективной законодательной системы регулирования трудовых конфликтов.

3. Национально-этнические конфликты – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Наиболее часто эти конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями. В современной России доминирующим фактором конфликтов была идея суверенитета территорий, народа или этнической группы. Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость. В крайних случаях ставился вопрос о выходе из состава России и получении полной государственной самостоятельности (наиболее яркий пример – конфликт с Чечней).

Довольно широкое распространение в нашей стране получили территориальные конфликты, возникающие между близко проживающими этническими группами (осетино-ингушский, дагестано-чеченский конфликты). Следует отметить, что подобные конфликты умышленно провоцируются различными силами националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Таким образом, конфликты, возникающие в политической и социально-экономической сферах, в области межнациональных отношений, представляют собой наибольшую опасность для общества. В современной России, переживающей трудный переходный период, конфликты стали повседневной реальностью. Важно научиться управлять ими, добиваться согласия конфликтующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) все участники должны проявлять склонность к компромиссу.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Устранение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать напряженное состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Полное разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Большое значение имеет заключительная, постконфликтная стадия. На этой стадии должны быть окончательно устранены противоречия на уровне интересов и целевых установок, а также приняты меры по снятию социально-психологической напряженности и прекращению любой борьбы.

В современной России важно сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно реагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон. И здесь большую роль могут сыграть средства массовой информации, общественное мнение и другие институты гражданского общества.


Похожая информация.


Несостоятельность линейного эволюционизма. Некоторые социологи отрицают социальное развитие как предмет социологического анализа. Утверждают, что сама проблема развития - это проблема философская или экономическая, в конце концов историческая, но не социологическая. С их точки зрения, предметом социологии могут быть только социальные изменения. Представляется, что такая крайняя точка зрения является неоправданной. Видимо, это своего рода негативная реакция на распространенные в прошлых веках, а отчасти и в наше время представления прямолинейного эволюционизма и про- грессизма.

Мыслители XVIII-XIX вв. (А. Кондорсе, И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер) были одержимы идеями исторической эволюции и прогресса, линейного, однонаправленного и беспрерывного развития человечества по направлению к некоторой конечной цели - идеальному состоянию общества. Каждый новый этап в истории общества, в истории народов, с их точки зрения, есть этап именно такого развития, т. е. постоянного расширения власти человеческого разума над стихийными силами природы и законами социальной эволюции, этап усовершенствования форм организации социальной жизни, основанных на справедливости и индивидуальной свободе для всех. П. А. Сорокин в этой связи указывал: «В XVIII и XIX веках подавляющее большинство ученых, философов, представителей общественных и гуманитарных наук твердо верили в существование вечных линейных тенденций изменения социокультурных явлений. Основное содержание исторического процесса заключалось для них в развертывании и все более полной реализации этой «тенденции эволюции и прогресса», стабильной «исторической тенденции» и «закона социокультурного развития»... Вся общественная мысль XVIII и XIX веков отмечена верой в линейные законы эволюции и прогресса» . При этом Сорокин выделял четыре варианта линейных теорий, в которых главная линия развития могла строиться: 1) по прямой; 2) волнообразно; 3) веерообразно; 4) спиралеобразно.

Русский философ и социолог С. Л. Франк, изгнанный, как и Сорокин, в 1922 г. из Советской России, высмеивая подобные представления, писал: «Если присмотреться к истолкованиям истории такого рода, то не будет карикатурой сказать, что в своем пределе их понимание истории сводится едва ли не всегда на такое деление: 1) от Адама до моего дедушки - период варварства и первых зачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня - период подготовки великих достижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моего времени, в которых завершается и окончательно осуществляется цель всемирной истории» .

Нужно сказать, что и марксистская концепция последовательной смены общественно-экономических формаций (первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм, включая социализм как первую фазу коммунизма) в значительной степени также основывалась на идеях линейного эволюционизма: каждая последующая формация представлялась безусловным, необходимым, хотя и крайне противоречивым, шагом вперед по пути социального развития.

Очевидно, что представления «плоского» эволюционизма, как показывали события в XX в., да и в предыдущие века, были большим упрощением истории, в которой имели место и элементы развития, и периоды застоя, регресса, разрушительные войны, чудовищные концлагеря, уничтожение миллионов неповинных людей и т. д. Однако отвергая упрощенное понимание развития как всеобщего, постоянного однолинейного движения к некоторому идеальному обществу, в то же время нельзя не признать, что социальное развитие существует в реальности, и оно может и должно быть объектом не только философских размышлений, но и предметом социологического анализа.

Социальные изменения и социальное развитие. Как уже говорилось выше, имеется существенное различие между понятиями «социальное изменение» и «социальное развитие». Коротко говоря, это различие сводится к тому, что понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие» - иного характера. Оно применяется для обозначения либо процессов совершенствования, улучшения, усложнения, либо движения вспять, в обратном направлении. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития - промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или социально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Социальное развитие может рассматриваться на разных уровнях - теоретической социологии и эмпирических исследований, макросоциологии и микросоциологии. В каждом случае необходим учет специфики объекта, а следовательно, и отбор соответствующих методов. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Если иметь в виду общую социологическую теорию, то, как представляется, можно выделить прежде всего следующие критерии социального развития. Во-первых, социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современное общество, обладающее многоотраслевой промышленностью, многочисленными системами государственного и общественного управления, учебными заведениями и научными учреждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет собирательства, охоты или земледелия, то становится очевидной огромная разница в степени сложности и развитости этих двух типов обществ. В-третьих, важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.

Социальное развитие предполагает увеличение возможностей удовлетворения многообразных потребностей (материальных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп населения и отдельных индивидов. В этом смысле важнейшее значение имеет, например, социальное развитие предприятия, на котором они работают. В таком случае имеется в виду не только развитие технологии трудового процесса, но прежде всего улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня материального благосостояния, социальной защищенности работников и их семей, возможности повышения культурного и образовательного уровня и т. п. Не меньшее значение имеют и социальное развитие района, города, региона, всего общества.

В таком случае в социологии используется понятие «социальная инфраструктура». Это устойчивая совокупность материальных и вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации деятельности людей, их полноценного отдыха, культурно-образовательного развития. Сюда входят системы охраны и безопасности труда, торговли, здравоохранения, образования, связи и информации, транспорта и т. д. Важно подчеркнуть, что развитие самой социальной инфраструктуры предполагает использование нормативного подхода, который требует сравнения ее реального состояния в том или ином районе (предприятии, области, обществе в целом) с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Такое сравнение дает возможность определения уровня развитости (или отставания) социальной инфраструктуры.

Но еще более важным показателем и критерием социального развития общества является развитие самого человека, его личности. Этот вопрос, ввиду его особой важности, будет рассмотрен специально в приложении данной главы.

  • Сорокин П. А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.,1994. С. 359.
  • Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 30.

В случае если понятие "социальное изменение" фиксирует факт перемены в социальной сфере общества безотносительно к ее направленности, то "социальное развитие" не только фиксирует сам факт социальной перемены, но и содержит определœенную оценку изменения (совершенствование, улучшение, усложнение).

Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами – необратимостью, направленностью и закономерностью.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен. Направленность – ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность – процесс накопления, не случайный, а обусловленный.

Результатом социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта͵ что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции.

В социологической литературе дискутируется вопрос и о социальном прогрессе. Наличие крайних позиций и острые дискуссии, споры вокруг применимости понятия "социальный прогресс" к социальным изменениям в значительной степени обусловлены тем, что само это понятие несет в себе ценностный смысл, оценочное утверждение. Определимся с понятием "социальный прогресс ". Обычно под социальным прогрессом принято понимать совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всœего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

Но гораздо важнее и труднее не впасть в эйфорию такого понимания. Дело в том, что чрезвычайно трудно перевести такое общетеоретическое понимание социального прогресса на язык социологии, имеющей дело с конкретными социальными явлениями.

При рассмотрении этого вопроса, видимо, нужно прежде всœего выделить некоторые сферы социальной жизни, относительно которых можно прямо сказать о неприменимости понятия "социальный прогресс", хотя они и подвержены значительной эволюции: область искусства как социального института͵ религия, фундаментальные философские системы. Вместе с тем крайне важно выделить и такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно ясно может быть квалифицировано как прогресс: наука, техника, технология.

Социология должна видеть всœе разнообразие типов социального развития. Прогресс является не единственным типом развития. Существует и другой – социальный регресс, по своей направленности противоположный прогрессу. Это развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Наряду с этими типами развития существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм, структур, цивилизаций. Это послужило основанием для появления теорий "исторического круговорота", "замкнутого круга" (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

То есть можно констатировать, что многие социальные изменения носят весьма противоречивый характер.

По вопросу критериев социального прогресса можно сказать, что между представителями разных социологических школ и направлений ведутся длительные дискуссии. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии только как об объективно совершающихся прогрессах, "процессах в себе". Не менее важны и другие их стороны – обращенность к человеку, группам, обществу в целом.

Ряд социологов в качестве критериев социального прогресса предлагают следующие:

Усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер);

Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э.Теннис);

Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл);

Степень овладения обществом, стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из–под гнёта стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

В целом в любом обществе для оценки социальных изменений, социального развития, квалификации их в качестве прогресса или регресса вырабатывается система социальных показателœей, которая служит основой, определяющей “фон” развития общественных отношений.

Наряду с рассмотренными выше понятиями “социальное изменение”, “социальное развитие”, “социальный прогресс” в социологии рассматривается понятие “социальное движение ”, направленное на изменение личности и изменение социальных структур.

Социальное движение - ϶ᴛᴏ неинституционализированная деятельность свободных коллективных образований, направленная на содействие или препятствие социальным изменениям. Основными компонентами социальных движений являются: коллективность действий, согласие относительно общих целœей действий, диффузиозность коллективности и низкий уровень ее организации, стихийный характер деятельности.

Учитывая зависимость отцелœей, движения подразделяются на: движения, ориентированные на изменения личности, стремящиеся к религиозному спасению или ее совершенствованию; движения, ориентированные на изменения социальной структуры, приводящие к изменению личности (социополитические, социокультурные).

В соответствии с другим критерием – вектором изменений – движения подразделяются на новаторские, аболиционистские (за отмену или запрещение чего–либо) и альтернативные.

Учитывая зависимость отстратегии деятельности выделяют инструментальные и экспрессивные движения.

Американский социолог Г. Блюмер разделяет общественные движения на общие, специфические и экспрессивные.

Общие – направлены на трансформацию социальных норм и ценностей (женское, рабочее, молодежное). Специфические – ориентированы на вполне конкретную цель и в связи с этим более динамичны (реформаторские и революционные). Экспрессивные – не ориентированы на серьезные социальные преобразования (религиозные движения, мода).

Механизм возникновения социальных движений объясняет теория относительной депривации . Один из возможных подходов к анализу относительной депривации разработан в 60–х годах в исследовании английского социолога У. Рансимена "Относительная лишенность и социальная справедливость" . Субъективная неудовлетворенность – результат сравнения собственного положения с образцовой ситуацией. Обычно за образец принимается ситуация референтной группы.

В развитии общественного движения можно выделить четыре стадии: формирование (возникновение структурного напряжения); мобилизация (цели и средства достижения, мобилизация членов движения); формализация движения (организация и распределœение ролей, появление лидеров, активных сторонников, рядовых членов, временных попутчиков, складываются взаимодействия между ними). На этой стадии формируются нормы, регулирующие поведение участников социального движения. Завершающая фаза предполагает либо достижение движением своих целœей, либо поражение в результате разочарования в нем участников или подавления властями.

Социолог У. Гэмсон предполагает возможные альтернативные завершения социальных движений:

Если движение имело жесткую организованную структуру, формулировало конкретные цели, успешно мобилизовало имеющиеся ресурсы, то такое движение признавалось властями и оппонентами, достигало своих целœей (в период острых социально–политических кризисов);

Если движение имело формализованную организационную структуру и приобретало массовый характер, оно признавалось, хотя его цели достигались не полностью;

Если для движения характерны формальная организованная структура и малочисленность, цели бывают достигнуты, но не признаны другими социальными субъектами;

Если организация движения слаба, малочисленна, цели неясны, непопулярны, лидер лишен доверия, официальные институты не поддерживают движение, то оно обречено на поражение.

Заключение

Итак, мы представили в данной лекции систему социологических категорий в статике, определив их сущность, место в социальной системе “общество”, а затем в динамике, представив классификацию различных видов изменений в социальных системах; условия, способствующие или препятствующие развитию изменений в социальных системах.

Большинство современных социологов выступают против абсолютизации какого–либо единственного или доминирующего фактора, вызывающего социальные изменения. При этом крайне важно подчеркнуть, что прогрессивно–поступательный тип изменений - ϶ᴛᴏ направленный процесс, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой другой предыдущей стадии, а на более поздней выходит и на более высокий уровень в какой–либо сфере.

Литература

3. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

5. Дубовский С. Прогнозирование катастроф: на примере циклов Н.Кондратьева // Общественные науки и современность. – 1993. – №5.

6. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1910.

8. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989.

9. Левада Ю.А. Лекции по социологии. В 2ч. – М., 1970.

10. Невирко Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

11. Осипов Г.В. Социология. – М., 1990.

12. Пригожин А.И. Социология организаций. – М., 1980.

13. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.

14. Рансимен У. Относительная лишенность и социальная справедливость. – М., 1962.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

16. Спенсер Г. Основные начала. – СПб., 1899.

17. Смелзер Н. Социология // Социологические исследования. – 1990–1991.

18. Фролов С.С. Социология. – М., 1997.

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты – необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность – те линии, по которым совершается это накопление, закономерность – не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого осуществляется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологического направления (2.8) исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социального явления или процесса. В экономической сфере – это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической – борьба антагонистических классов и их партий, в духовной – борьба противоположных идеологий, выражающая непримиримость соответствующих классовых интересов.

Сторонники структурного функционализма (2.8) считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках «социального равновесия» не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как «подвижное равновесие», которое может относиться к любой социальной системе. Задача институтов контроля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю социальную систему.

С понятием «социальное развитие» тесно связано понятие «социальный прогресс». Социальный прогресс предполагает такую направленность социального развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия: 1) уровень производительности труда и благосостояние населения; 2) степень свободы личности. Однако в современных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии социального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжает сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельности общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального общества значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уровень потребления, то в постиндустриальном – качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т. д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятости, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разработки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социологами, в частности, в Институте социально-политических исследований РАН.

Второй критерий – степень свободы личности – в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако современные социологические исследования показывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса, по мнению некоторых отечественных социологов, может определяться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономической и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий социального прогресса – уровень нравственности в обществе. Как считают некоторые социологи, именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального прогресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и общества и др. В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития производства, характер распределения товаров и услуг, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, средняя продолжительность жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности и т. д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Отмечая противоречивый характер становления современной цивилизации, социологи считают, что перспективы ее развития будут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть признаны такие изменения, которые способствуют подлинной гармонии между личностью, обществом и природой.


| |