Понятие коммуникации. Функции коммуникации

Коммуникация в широком смысле слова - это общение, от одного человека к другому. Это же понятие в организационном контексте рассматривается в качестве процесса (коммуникация представляет собой общение людей: обмен мыслями, идеями, информацией, чувствами, намерениями) и объекта (она является совокупностью технических средств, которые обеспечивают передачу информации).

Функциями коммуникации являются и регулятивно-коммуникативная. Однако исследователи по-разному их определяют. Прочитав эту статью, вы узнаете, какова сущность, задачи и роль коммуникации. Также мы расскажем о функциях данного процесса.

Коммуникационный процесс и его роль

Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.

Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:

  • информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
  • предупреждать других (крик или дорожные знаки);
  • объяснять что-либо (учебник);
  • развлечь (художественный фильм или анекдот);
  • убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
  • описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).

Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.

Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации

Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:

  • выживание;
  • личные потребности;
  • сотрудничество с другими;
  • поддержание отношений;
  • убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
  • объединение организаций и обществ в единое целое;
  • осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
  • проявление воображения и творческой натуры;
  • осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).

Группы потребностей человека

Потребности человека принято разделять по следующим группам:

  • социальные;
  • личные;
  • экономические;
  • творческие.

В целях понимания и трактовки представляющей собой научное знание о различных законах взаимодействия, нас интересуют, прежде всего, социальные и личные потребности индивида.

Компоненты коммуникации

В случае если не достигается взаимное понимание, можно говорить о том, что коммуникация не состоялась. Из этого следует, что в данном процессе активную роль играют обе стороны. Коммуникационный процесс представляет собой взаимодействие совокупности целого ряда компонентов. Вкратце рассмотрим основные из них.

Коммуникатор

Коммуникатор, или отправитель - это лицо, которое генерирует идею либо собирает информацию и затем передает ее. Отправитель является не просто источником информации. Он также выступает кодировщиком для сообщений, которые передает, и декодировщиком информации, полученной им по каналам обратной связи. Кроме того, коммуникатор - лицо, отвечающее за формирование целевой аудитории и создание или отбор ключевого сообщения.

Кодирующее устройство

Кодирующее устройство, или кодировка представляет собой вид преобразования информации коммуникатором. Существует письменная и устная кодировка.

Устная состоит в том, что передача информации осуществляется посредством вербальных либо невербальных методов (гораздо большее значение очень часто приобретают тон, мимика, жесты, нежели обычные слова). В качестве примера устной кодировки можно привести перевод сообщения для глухих людей. В этом случае обычные слова кодируются специальными знаками, передающимися адресату именно невербальным способом.

Письменная кодировка бывает следующих видов:

  • электронная, когда буквы преобразуются в символы (0 и 1);
  • специальная, когда буквы преобразуются в звуки (к примеру,

Канал и декодирующее устройство

Необходимо рассмотреть и такое понятие, как канал. Это средство передачи информации (совещания, письменная передача, устная передача, телефонные переговоры, отчеты, компьютерные сети, электронная почта и т. д.).

Декодирующее устройство (декодировка) представляет собой вид преобразования сообщения получателем. Это те же средства и методы, что применяются при кодировке, только в данном случае они используются в обратном направлении.

Барьеры и помехи

Передаче информации могут мешать барьеры и помехи. Существуют следующие их виды: возрастные, социальные, терминологические, расовые, языковые, экономические, политические, способности адресата воспринимать информацию, шумы, стереотипы, сбои техники и др.

Адресат, результат коммуникации, обратная связь

Адресат (получатель) - это лицо, которому предназначено сообщение, которое его интерпретирует. Результат коммуникации представляет собой получение и интерпретацию данного сообщения. И, наконец, обратная связь - это ответные действия адресата на сообщение.

Функции коммуникации

Еще со времен Аристотеля мыслители отмечали, что процесс коммуникации может проявляться по-разному. От внутренних и внешних условий окружающей среды, декларируемых и истинных целей сторон, количества участников, стратегий и средств исполнения и пр. зависит его сущность. Функции коммуникации следует определять, учитывая влияние на нее многочисленных факторов. В реальном процессе передачи сообщений, даже в одном коммуникативном акте, порой сочетаются несколько функций. При этом одна или две из них являются определяющими, основными. Также можно говорить о функциях данной коммуникации в целом, то есть о том, какова ее роль в жизни и деятельности общества и человека.

Как правило, функции коммуникации выделяют лишь в целях научно-прикладного или научно-исследовательского анализа. К примеру, это необходимо для консультационной деятельности. Модель взаимодействия можно построить, определив, какая из функций является основной, а какие - второстепенными.

Модели коммуникации

К настоящему времени в учебной и специальной литературе накопилось множество моделей коммуникации. Большинство из них описано исследователями в 20 веке. Однако еще Аристотель предложил первую из известных нам моделей. На основании ее можно определить задачи, функции коммуникации и ее значение. В своих работах "Риторика" и "Поэтика" мыслитель представил следующую модель: "оратор-речь-слушатель". Он указал на то, что данная классическая модель является универсальной, так как в полной мере отражает акт коммуникации как в письменной, так и в устной формах.

Тем не менее в первой половине 20 века, когда начали развиваться такие средства массовой информации, как кино, радио, телевидение, классическая модель была несколько изменена. В 21 веке, в связи с развитием компьютерной техники, экономической интеграцией и политической глобализацией данная модель требует еще более углубленного толкования. Вновь перед исследователями встает задача определить основные функции массовой коммуникации.

Модель Якобсона

Согласно Р.О. Якобсону, в речевого события или коммуникации принимают участие адресант и адресат. Сообщение направляется от первого ко второму. Данное сообщение написано с помощью кода. В модели Якобсона контекст связан с тем, какое содержание имеет данное сообщение, с передаваемой им информацией. Понятие контакта относится к регулятивному аспекту коммуникации.

Функции коммуникации по Якобсону

В соответствии с моделью Якобсона, можно выделить следующие шесть функций:


Передача информации влияет на поступки и действия человека, на его поведение, на состояние его внутреннего мира и его организованность. На это указывают и некоторые функции коммуникации. Специфика интересующего нас процесса заключается в том, что с его помощью психические миры людей взаимодействуют друг с другом.

Однако только ли люди способны вступать в этот процесс? Как мы отметили выше, в нескольких смыслах можно рассматривать понятие коммуникации. Функции ее, описанные выше, присущи человеческому общению. Однако это не означает, что коммуникация может осуществляться лишь в мире людей. Предлагаем вам познакомиться с ее многообразием.

Многообразие коммуникации

Итак, этот процесс отмечается не только в человеческом обществе. Коммуникация характерна также для животных (язык пчел, токование глухаря, брачные танцы птиц) и для механизмов, то есть предметов, созданных человеком (канализация, трубопроводы, телефонные и телеграфные сигналы, транспорт). Коммуникации особого рода можно наблюдать даже в неживой природе. К примеру, она осуществляется между некоторыми растениями.

В частности, африканская акация, выбрасывая особые ферментные соединения в окружающее пространство, сообщает другим акациям о нашествии жирафа, который поедает древесные побеги. Листья деревьев, получивших эту информацию, быстро приобретают качества, с точки зрения животного характерные для несъедобной пищи. Описанному выше процессу присущи основные функции коммуникации и ее признаки. Это означает, что его можно охарактеризовать интересующим нас термином.

Само понятие, роль, функции коммуникации мы вкратце описали. Представленный выше материал раскрывает основные аспекты данной темы.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Роль коммуникации в современном обществе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Человечество накапливает информацию все нарастающими темпами, объем уже накопленных данных превысил объем, поддающийся простому человеческому восприятию. Массивы вновь создаваемой информации передаются столь быстро, что человек не может и не успевает их воспринимать и перерабатывать.

Роль массовой коммуникации

Массовая коммуникация является следствием роста темпов и увеличения объема передаваемой информации, при этом технические решения для накопления, передачи и транслирования информации уже давно обеспечивают массовый характер передачи любых объемов информации. Следует отметить, что процесс повышения технологического уровня массовой коммуникации начался уже давно. Первым этапом были различные печатные средства, затем появились газеты и журналы. Второй этап – появление радио. Третий этап – телевидение. Четвертый этап – компьютеризация и Интернет.

В современных условиях массовая коммуникация играет существенную роль в обществе, позволяя неограниченному кругу людей получать различную информацию, используя ее в своих личных целях. При этом Интернет-коммуникация позволяет передавать текст, звук, изображение, видео.

Массовая коммуникация охватывает сегодня все сферы человеческой деятельности и общественных отношений: начиная от общения между родственниками и друзьями, заканчивая управлением крупными предприятиями.

Вместе с тем, развитие массовой коммуникации, усложнение передаваемой информации, увеличение объемов передаваемых данных, обусловило и увеличение значения самой информации, роста ее ценности, требований к ее содержанию, равно как и значимость новых технологий, инноваций и комплекса знаний во всех областях. Наблюдается опережающее развитие информационных и телекоммуникационных технологий по сравнению с развитием общественного и человеческого восприятия, которое определяет возможность адекватной обработки передаваемой информации. С одной стороны, это требует быстрейшей адаптации человека к новым условиям коммуникаций, с другой стороны, повышает роль массовой коммуникации в обществе, причем в такой форме, которую способно воспринимать большая часть общества.

Роль социальной коммуникации

В современном обществе коммуникация представляет собой элементарную систему, в которую входят три элемента, как показано на рисунке.

Элементарная схема коммуникации в современном обществе

В условиях увеличения объемов передаваемой информации, усиления характера массовой передачи данных, развития технологий передачи информации, проявляется главное препятствие, которое сосредоточено в самом человеке. Возможности человека объективно ограничены, поэтому воспринимать тот поток информации, который существует сегодня, он не в состоянии, объять огромный массив накопленных данных и знаний человек уже не в состоянии. Невозможно обладать достаточно обширными знаниями в нескольких областях, быть одновременно компетентным инженером, сварщиком, бухгалтером, историком, медиком и т.д.

Под социальной коммуникацией понимается движение в социальном пространстве в времени различных знаний, умений, эмоций. Фактически, это общая форма передачи информации в виде объективно определенных массивов данных, сгруппированных по какому-либо признаку.

Роль социальной коммуникации определяется тем, что отдельные получатели информации должны обладать всеми необходимыми возможностями, чтобы получить передаваемую информацию, массив знаний, комплекс данных и т.п., понять их, осознать значение и усвоить.

При невозможности получить, понять, осознать или усвоить передаваемую информацию – социальная коммуникация невозможна. Иными словами, если кто-либо передает информацию через сеть Интернет, то те, кто смотрит телевизор, не смогут ее получить. Чтобы понять определенную информацию, нужно обладать знаниями: например, сведения о характеристиках нефтяной скважины мало о чем говорят хирургу. Для осознания требуется определенный уровень знаний, грубо говоря, нельзя передать информацию об интегралах пятикласснику. Наконец, усвоение информации будет зависеть уже от самого человека, если он не посчитает ее достаточно важной, то пропустит "мимо ушей".

Определяется и коммуникативными особенностями как самого общества, так и его коммуникационного пространства.

Коммуникационные особенности современного общества

Коммуникация в обществе имеет огромное значение для функционирования его социальной структуры, обеспечивая работу всех общественных институтов, власти, экономических отношений, образования и т.д. Для современного общества роль коммуникации определяется особенностями его устройства.

В России коммуникационные особенности общества определяются в современных условиях следующими аспектами:

  • Формирование устойчивых общественных групп – клубы по интересам, профессиональные сообщества, социальные группы, например, автолюбители, студенты, а также политические партии, некоммерческие организации и т.д.
  • Взаимодействие общественных групп определяется структурой интересов, групповых норм, конфликтами, что проявляется в разных формах и на разных уровнях общества. При достаточно крупном размере социальной группы, например, на уровне отраслей экономики, взаимодействие осуществляется на государственном уровне.
  • Общественная коммуникация является высокотехнологичной и массовой. Этим определяется существование множества форм, типов, форматов коммуникации в современном обществе, что повышает роль и значение ее унификации.
  • Крайняя степень насыщенности коммуникации в современном обществе – информация и новые знания все больше становятся главной ценностью в обществе.
  • Высокая степень проникновения цифровой и электронной коммуникации в различные сферы общественной жизни: электронная запись в больницу, электронный больничный, электронная регистрация бизнеса, электронное оформление и получение государственных услуг, электронное взаимодействие с органами власти, предприятиями и между ними.

Определяется следующими аспектами:

  1. Высокая роль эффективной коммуникации в решении общественных конфликтов.
  2. Механизмы использования коммуникации для формирования позитивных установок в обществе.
  3. Осуществление коммуникации общественно значимыми субъектами (политики, органы власти, организации, общественные деятели).
  4. Повышение культурного уровня и этики общества.
  5. Изменение речевых моделей поведения, формирование новых форм общения между субъектами коммуникации.
  6. Роль коммуникации для повышения уровня гражданской ответственности и сознательности в современном обществе.
  7. Использование коммуникации представителями бизнеса для в рамках проектов, связанных с реализацией принципов социальной ответственности.
  8. Коммуникация, как сам факт передачи информации средствами массовой информации, также определяет ее роль для современного общества.

Для современного общества важно использовать все конфликты в позитивном ключе, поскольку объективные противоречия между групповыми интересами существуют в силу сложной структуры нашего общества. В этом плане, любое столкновение интересов, являясь конфликтом, должно быть разрешено конструктивным образом, что может быть достигнуто только в условиях рационального использования коммуникации между социальными группами. Рациональная коммуникация в обществе предполагает активное обсуждение, отказ от уклонения от существующих проблем, учет различных обоснованных точек зрения, комплексный охват существующих проблем, соблюдение норм поведения, принятых в обществе.

Коммуникационное пространство

Роль коммуникации в обществе во многом определяется и его коммуникационным пространством, в которое входит как комплекс этических, языковых, культурных вопросов и аспектов, так и средства коммуникации.

В современном обществе коммуникация преимущественно осуществляется посредством различных технологических средств, включая телевидение, радио, печатные издания, Интернет. Современные информационные технологии обеспечили расширение коммуникационного пространства за пределы любой общности или ранее обособленной социальной группы. Если раньше общественные группы искали средства эффективной коммуникации между собой, то сейчас все чаще появляются отдельные социальные группы, которые стремятся сократить объемы информации, получаемой по каналам коммуникации.

Современное коммуникационное пространство в техническом аспекте включает в себя три компонента:

  1. Интернет, который охватывает всю планету.
  2. Аппаратные и программные комплексы, обеспечивающие работу массовой коммуникации, включая теле и радиовещание.
  3. Средства взаимодействия информационных систем, обеспечивающих коммуникацию в современном обществе.

В результате, роль коммуникации в обществе определяется уже не только передаваемой информации, но и пространством, в котором она распространяется. С точки зрения общественно значимых интересов, вопросов, запросов – необходимо формирование унифицированного коммуникационного пространства, в котором можно получить нужную информацию.

Интернет во многом отвечает данному требованию:

  • Наличие универсальных протоколов позволяет передавать любую информацию таким образом, чтобы ее мог получить любой реципиент.
  • Возможность использовать Интернет в личном общении, в профессиональных целях, в образовании, для получения актуальной информации.
  • Возможность организации сложной коммуникации: отдельных индивидов, индивида с группой, групп с группами.
  • Продуктивный информационный обмен – тематический обмен информацией посредством личной коммуникации, обезличенного распространения информации, электронных публикаций, баз данных, совместной работы.

Роль коммуникации для общества в будущем

Коммуникации обладают значительным потенциалом для общества, что обусловлено как развитием общественных коммуникационных систем, так и совершенствованием технологий передачи и распространения информации. В будущем для общества роль коммуникации будет лишь возрастать:

  • Усложнение передаваемой информации повышает требования к ее восприятию, осознанию и усвоению.
  • Масштабирование информационных систем в сложные функционально определенные структуры с безграничными возможностями хранения и обработки накопленной информации.
  • Повышение требований к качеству передаваемой информации приведет к усилению ответственности за распространяемую информацию, достоверность сведений и данных.
  • Снижение возможности вводить социальные группы или общество в целом в заблуждение.
  • Трансграничность коммуникации для общества означает возможность контактировать и обмениваться информацией между представителями разных народов.

А.П. Колмыкова

Оренбургский государственный педагогический университет

Научный руководитель: М.А. Петрунина, кандидат педагогических наук, доцент

Социальная коммуникация в современном информационном обществе рассматривается как взаимный обмен между коммуникантами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на участников социального взаимодействия, так и на общество в целом .

В социологии и социальной педагогике понятия «общество», «информационное общество» имеют разные значения и воспринимаются неоднозначно. Важно учитывать, что в широком смысле социум рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле – как социальная организация нации, народности, населения страны.

Так, знаменитый российский ученый-социолог Питерим Сорокин под обществом понимал совокупность индивидов, которые находятся в стадии процесса общения. Известный немецкий социолог Макс Вебер считал, что общество – это взаимодействие группы людей, которые являются продуктом общественных действий, т.к. ориентированы на других людей. Американский социолог-политолог Талкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности .

Из этого следует, что под обществом в целом понимается единство, которое состоит из людей и их общественных отношений, взаимодействий и связей. Эти составляющие (социальные связи, отношения, взаимодействия) отличаются своеобразием и отображаются в историческом процессе, который характеризуется переходом из поколения в поколение. Общество, как известно, включает в себя людей, общественные институты, социальные взаимодействия, социальные отношения, ценности, нормы, связи. При этом каждый из этих элементов тесно взаимосвязан с другими элементами, что играет огромную роль в дальнейшем функционировании всей системы .

Общественное мнение играет огромную роль в жизни общества и показывает реальное положение социального сознания, интересов, настроений, чувств общества. Общественное мнение является «лакмусовой» бумагой, так как рассматривает отношение групп людей к проблемам социальной жизни.

Проведенный анализ позволяет выявить, что фактором возникновения общественного мнения являются интересы общества. Общественное мнение чаще всего появляется там, где возникают вопросы, имеющие противоречивый характер. Оно формируется как спонтанно, так и целенаправленно. Общественное мнение включает в себя несколько этапов: зарождение личных мнений, взаимообмен мнениями, переход единой точки зрения из множества других. В действительной жизни данные процессы происходят в одно время и характеризуются скачками и взаимопереходами.

Например, общественное мнение может иметь объединенный характер выражения. Оно выражает мнение общественного разума, мнения всего общества. В основную суть уже сложившегося общественного мнения попадают точки зрения, которые приняты всем социумом или большей его частью, несмотря на то что это мнение может быть неправильным и ошибочным.

Основным аспектом формирования общественного мнения являются средства массовой коммуникации. Они имеют огромное воздействие на точку зрения людей, а в особенности имеют сильное влияние на эмоции людей. Основными средствами массовой коммуникации являются печатные средства массовой информации, радиовещание, телевещание, всемирная сеть, реклама.

Телевещание и реклама – самые сильные источники, которые особенным образом влияют на сознание социума. Под рекламой понимается информация, которая распространяется разными способами, в разной форме, где используются любые средства с целью привлечения внимания. Реклама способна влиять на вкусы людей, как бы эти вкусы ни проявлялись. В социологии и психологии существует множество различных видов, способов и методов манипулирования сознанием людей.

Например, известнейший психолог Сергей Зелинский в своем труде «Манипуляция массами и психоанализ» выделял много разных способов манипулирования людьми: ложное переспрашивание, или обманчивые уточнения; ложная ущербность, или мнимая слабость; ложная влюбленность, или усыпление бдительности; яростный напор, или непомерный гнев; быстрый темп, или неоправданная спешка.

Всего Зелинский выделял несколько способов манипулирования, которые являются психологическими, но для того, чтобы их использовать на практике, не обязательно иметь психологическое образование или иметь ученую степень в области психологии .

В самом общем виде под коммуникацией, как правило, подразумеваются средства связи между двумя и более лицами, основанные на понимании; информационное сообщение одного человека другому или ряда лиц через общую систему символов.

Процесс коммуникации состоит из нескольких постоянных элементов:

1) отправителя (того, кто отправляет сообщение, – коммуникатора);

2) канала, который передает информацию;

3) самого сообщения;

4) получателя (того, кто получает сообщения, – реципиента).

Следует учитывать, что в мире есть множество способов, которые помогают воздействовать на сознание общества. Под общественным сознанием в первую очередь понимают комплекс психологических свойств, которые присущи социуму как целостной системе. В век информационных технологий активизируются развитие и дальнейший рост все более новых способов манипуляции человеком, в том числе с помощью средств массовой коммуникации, что влечет за собой непредсказуемые процессы. Может создаться ситуация, при которой людям трудно будет распознать, манипулирование это или реальная информация.

Если сравнивать традиционные средства массовой коммуникации с интернетом, то Интернет как новый вид массовой коммуникации имеет ряд преимуществ:

1) мультимедиа в отличие от других источников средств массовой коммуникации Интернет может объединять звуковые дорожки, печатные тексты и видео, картинки;

2) персонализация – с помощью Интернета информацию можно доставить любым способом, который предпочитает пользователь (рассылка по электронной почте или через кабельное телевидение);

3) интерактивность – посредством интернета люди имеют возможность взаимодействовать друг с другом, имеют множество связей с тысячами пользователей, которые возможны с помощью социальных сетей, форумов, чатов, телеконференций;

4) отсутствие посредников – Интернет в отличие от традиционных средств массовой коммуникации дает право непосредственного доступа властей и политических партий к народу.

Важно отметить, что влияние информации на массы зависит от социальных запросов данной аудитории. Также стоит отметить, что огромную роль играет общественный статус источника информации. Если средства массовой информации имеют официальный статус источника информации, то есть оформлены по закону, то информация, которую они распространяют, должна быть достоверной. Однако достоверность данной информации сложно проверить, поэтому для общества очень важна оценочная информация, которая помогает понять, какие тенденции доминируют в обществе.

Средства массовой коммуникации используют два основных способа распространения информации – последовательный и фрагментарный. Первый способ чаще используются в издательствах печатных СМИ, которые освещают события в последовательной форме и публикуют их в статьях и других источниках. Второй способ большего всего используется на телевидении, где преобладает визуальная передача информации и изображения.

Обобщенный взгляд на проблему манипулирования людьми с помощью средств массовой коммуникации позволил выявить наиболее известные:

1. Отвлечение внимания – это основной элемент управления социумом (внимание людей отвлекают от серьезных намерений и вопросов, постоянно наполняя информационное пространство ненужными сообщениями).

2. Создание проблем, а затем предложение путей их решения (в условиях экономического кризиса людей «заставляют» покупать ненужные для них вещи).

3. Способ постепенного применения (чтобы добиться решения непопулярной для народа цели, ее идеи внедряются постепенно, в течение долгого промежутка времени).

4. Обращение к народу на уровне популизма (во многих пропагандистских выступлениях, рассчитанных на широкую публику, используют простые доводы, располагающую к себе интонацию) .

Таким образом, роль социальных коммуникаций в современном информационном обществе заключается во взаимном обмене между членами сообщества смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на отдельного человека социального взаимодействия, так и на общество в целом. Необходимо учитывать, что основным фактором формирования общественного мнения являются средства массовой коммуникации, которые помогают манипулировать людьми. Это манипулирование в основном носит скрытый характер, так как многие люди могут об этом не догадываться. В этой связи важна коммуникативная культура всех членов информационного общества.

Список использованной литературы

1. Гуревич, П.С. Политическая психология: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Зелинский, С.А. Манипуляции массами и психоанализ / С.А. Засурский. – СПб.: Скифия, 2014.

3. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 336 с.

4. Лозовский, Б.Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации / Б.Н. Лозовский – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.

5. Матвеева, С.Я. Страхи в России в прошлом и настоящем / С.Я. Матвеева – Новосибирск. 2014.


Похожая информация.


Когда мы говорим об обществе как системе, то всегда делаем акцент на наличие особых связей и отношений между индивидами, социальными груп­пами, классами, общностями. Эти связи и отношения устанавливаются в процессе коммуникации, который осуществляется в форме социальных кон­тактов, взаимодействий и отношений.

Рис. 1, где

И - индивид

СГ - соц.группа

СО - соц.общность

| - соц.связь

В современном обществе залогом успешного взаимодействия является наличие у человека коммуникативной компетентности, т.е. наличия комму­никативных способностей, знаний и умений, достаточных для решения ком­муникативных задач. В обществе людей с развитой коммуникативной компетентностью часто называют «стратегами общения» или "мастерами общения". В сложных ситуациях такне люди способны найти адекватные способы решения проблем, преодолеть барьеры общения, легко вступать в контакт с представителями других социальных групп, классов и даже этносов.

Практика показывает, что наиболее эффективной формой коммуника­ции является форма диалога. Она предполагает, что каждый из участников активен, самостоятелен и несет личностное своеобразие. Вступая в диалог, люди исходят из признания ценности и значимости позиции другой стороны, стремясь понять друг друга. Коммуникативная компетентность проявляется в различных сферах коммуникативного взаимодействия. Мы можем говорить о коммуникативной компетентности преподавателя, студента, юриста, полити­ка, управленца, предпринимателя, специалиста в сфере PR и т.д.

Что же такое коммуникация и почему она является основным предме­том социологии коммуникаций? Впервые термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале XX века. Коммуникация (от лат. "communicatio") означает делать общим, связывать, беседовать, сообщать, передавать. Сегодня понятие «коммуникация» используется достаточно ак­тивно не только представителями гуманитарных и естественных наук, но и специалистами в области информационных технологий. Технические дисци­плины, например, изучают возможности и способы передачи, обработки и хранения информации, создание специальных кодов, с помощью которых можно представить необходимую информацию, разрабатываются диалого­вые системы типа «человек - компьютер» и т.д. Таким образом, коммуника­ция это не только передача информации от человека к человеку, но и от од­ной системы к другой.

6. Понятие социализации.

Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически,человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.



Первичная социализация

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности . Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе. [нет в источнике ]

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

Ресоциализация [править | править вики-текст]

Основная статья: Ресоциализация

Ресоциализация, или вторичная социализация, - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого . При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной . Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека .

Групповая социализация [править | править вики-текст]

Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

Гендерная социализация [править | править вики-текст]

Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками .

Организационная социализация [править | править вики-текст]

Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы .

Досрочная социализация [править | править вики-текст]

Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Социальные институты[править | править вики-текст]

Главными социальными институтами являются:

· Группа сверстников

· Религия

· Правовая система

7. Образовательный сервис как система осуществления социально-педагогической коммуникации и социализации личности.

8. Социально-педагогическая коммуникативная модель образовательного учреждения общего, профессионального и дополнительного образования. Образовательное заведение как место социализации личности.

9. Образовательное заведение как основа коммуникативных процессов в рамках осуществления услуг образовательного сервиса, их коррекции и управления образовательными услугами.

10. Общие методы социально-педагогической работы.

Введение. 3

1 Роль коммуникации в современном обществе............................................ 4

2. Виды массовых коммуникаций. 8

2.1Устная фаза. 8

2.2 Письменная фаза. 8

2.3Книжная фаза. 9

2.4 Телекоммуникации. 10

2.5 Компьютерная фаза. 10

3 Виды электронной коммуникации. 12

3.1 Демассификация. 13

3.2 Развитие Интернета и его будущее. 14

3.3 Радио. 15

3.4 Телевидение. 16

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20


Введение

Коммуникация – процесс обмена информацией между системами. Массовая коммуникация - исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно вошли в язык в конце XX столетия. Что связано с осмыслением социологами особенностей поведения в рамках специфического вида социальной общности «масса», «толпа», «публика», и с техногенным фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. Средства коммуникации выступают вещественным, материальным компонентом коммуникативного процесса и всегда выражают собой способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация - это одно из тех важных явлений общества, которое заметно сказывается, на развитии общественных отношений, она активно участвует в процессе становления общественного мнения.


Роль коммуникации в современном обществе

Когда работа с информацией (знаниями) стала одной из производительных сил общества, появились страны (типа Японии), которые строят свое экономическое благополучие в значительной степени используя эту сферу. Иные интересы экономики извлекают другие типы инфраструктур. Э.Тоффлер говорит об информации как о сырье: «Для цивилизации третьей волны одним из главных видов сырья, причем неисчерпаемым, будет информация, включая воображение»

Все это в значительной степени связано с тем, что современное общество вышло на более сложный этап соей организации, требующий для успешного функционирования более совершенных процессов координации, в более серьезной степени опирающийся на информационные процессы. Аналогичный пример наблюдался в период возникновения письменности в Китае.

Конец ХХ века вывел процессы коммуникации на новый уровень, когда в них в значительной степени оказались заинтересованными государства и в военной области. Речь идет о феномене информационных войн. Впервые на эту тему заговорил Э.Тоффлер в соей теории типологии войн. Войны аграрного периода велись за территории, Войны индустриального периода – за средства производства. Войны информационного века будут вестись за средства обработки и порождения информации (знаний).

Американские аналитики суммировали набор угроз, вытекающих из данного развития информационных технологий. Такой анализ очень важен для национальной безопасности.

Таким образом существует следующий набор угроз:

Информационные технологии представляют опасность для всех стран;

При этом отсутствуют легальные механизмы противодействия им, одобрение всем международным сообществом;

Возникновение новых методов манипуляции восприятием, эмоциями. Интересами, выбором;

Доступность больших массивов информации для всех (включая террористов).

К информационной войне современный мир подталкивает и глобализация современных СМИ, которые постепенно становятся равноправными участниками принятия решений. Возник так называемый «эффект СNN», который образуется, когда приоритеты коммуникативного канала начинают диктовать условия политикам и людям, принимающим решения.

Военные, в свою очередь, раскрыли его следующим образом, создав три списка угроз: А – угроза выживанию, В – угроза западным интересам, С – непрямое воздействие на западные интересы (например, Косово, Босния, Сомали и т.д.) При этом исследователи подчеркивают, что последний список находится в центре внимания масс - медиа в информационном веке. Особенности канала коммуникации и особенности восприятия информации человеком диктуют приоритеты, под которые начинает подстраиваться политика.

Современные страны сталкиваются и с другими видами информационного воздействия, с которыми они не готовы оперировать. При этом они не носят военного характера и по этой причине государство не имеет адекватной системы реагирования на них. Это могут быть разного рода информационные атаки с помощью масс - медиа, это может быть психологическое воздействие на все население с целью подорвать доверие к лидерам и их действиям. Кстати, общая схема всех этих рассуждений такова: чем сильнее становится страна в информационном отношении, тем более уязвимой может становиться ее информационная инфраструктура. Точнее можно сказать, что у страны появляются новые точки уязвимости, которых не было на предыдущем этапе ее развития.

Все эти параметры демонстрируют новый статус информации в современном обществе, требуя к себе другого отношения общества и государственной машины. К сожалению, страны СНГ еще в недостаточной степени понимают неизбежность подобного развития мира. Даже официальные американские документы используют термин «глобальная информационная среда», которая имеет влияние на политические, экономические и военные действия.

Не менее значимым, чем воздействие на противника, является внимание на дружественную или нейтральную аудиторию. Мир полон стереотипов, которые часто являются невыгодными для той или иной национальности. Ведется активная борьба против подобных негативных представлений одной национальности в рамках массовой культуры другой. Известно, что японцы, покупали акции голливудских компаний, чтобы влиять на то, как будут выглядеть в американских фильмах японцы. Аналогично пытается влиять на западные кинопредставления и арабский мир. Новый информационный мир по-иному выстраивает свои приоритеты, опирается на новые типы возможностей. И статус наук коммуникативного цикла возрастает. В этой области также появились свои «глобалисты», замкнувшие на коммуникацию весь мир. Это Маршал Маклюэн и Элвин Тоффлер.

Концепцию М.Маклюэна можно описать несколькими основополагающими идеями:

Повышение роли самого канала коммуникации, который задает в ряде случаев само сообщение. Маклюэн также подчеркивает, что современные средства коммуникации уже передают не столько само сообщение, сколько его автора, например, имея в виду телевидение;

Всеобщность его подхода привела к рассмотрению мира как одной глобальной деревни, единство которой достигается за счет СМИ.

Предложил очень интересное разграничение «горячих» и «холодных» СМИ. Горячие средства загружают орган чувств полностью, холодные – из-за недостаточной информационной определенности заставляют подключиться все органы чувств. Радио, с его точки зрения, является горячим средством, телевидение – холодным, поскольку радио «не вызывает такой высокой степень соучастия аудитории в своих передачах, как телевидение. Его роль в том, чтобы создавать звуковой фон или устранять шумы, как в случае с подростком, открывшем в радиоприемнике средство отгородиться от своего окружения. Телевидение не подходит для создания фона. Оно завлекает нас, и без этого, что называется, не обойтись.

Подобные концепции интересны еще и тем, что моментально проникают в массовое сознание, возможно, даже изначально создаются не только в расчете на специалистов.



©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20