Древнеиндийская модель сознания - современная интерпретация. Социальная структура древнеиндийского общества

Население Древней Индии делилось на четыре варны (сословия): брахманы – представители жреческих родов, кшатрии – члены военной аристократии, вайшьи – рядовые люди из свободного населения и шудры – неравноправные или бесправные члены общества. Внутри каждой варны – множество местных каст (в переводе с португальского «род», «племя») или «джати» (в переводе с санскрита «рожденные»). В каком соотношении находились между собой варны и касты – этот вопрос еще не изучен. Но точно известно, что варны как социальная составляющая общества возникли раньше, чем касты. Археологические изыскания, Древней Индии позволяют считать, что появление варн связано с расселением ариев на территории Северной Индии и с распадом их родоплеменного строя, когда выделились аристократия и жречество. Принадлежность к определенной варне обозначалось происхождением и наследовалась. Деление на сословия было и в других древних обществах, но в древнеиндийском обществе оно было особенно прочным и четким. Религия освящала такое деление, более того, сотворение варн приписывалось богу Брахме. Каждой варне определялся круг обязанностей. Брахманы выполняют жреческие обязанности, кшатрии ведают военными делами и управлением, вайшьи занимаются хозяйством, а низшая из варн – шудры – служат всем трем высшим. Касты внутри варн формировались, когда в Древней Индии наблюдалось неравномерное социально-экономическое развитие, религиозная и этническая разобщенность. Люди объединялись в касты по социальному положению, по выполнению наследственных занятий, по профессиям, по принадлежности к определенным этническим и религиозным обязанностям. Джати (касты) преимущественно в варнах вайшьев и шудр. Это были замкнутые общины со своими органами управления. Некоторые джати имели настолько низкий статус, что не входили ни в одну варну. Эту касту называли «неприкасаемые». Они были абсолютно бесправными и принадлежали к самым низшим слоям населения Древней Индии.

«Законы Ману»

Сборник о правилах поведения, предписаний о долге и наставлений о судопроизводстве и управлении государством назывался « ». Его якобы создал мифический прародитель людей Ману. А на самом деле авторами этих законов являлись брахманы. Его дополняли, изменяли и корректировали на протяжении нескольких веков. В сборнике описывается система всех четырех варн.

Брахманы

Брахманы как члены высшей варны имели особый статус. Они считались земными божествами, поэтому были свободны от налогов, всяких повинностей и телесных наказаний. Религиозные ритуалы, которые совершали жрецы по древнеиндийским верованиям, магия, укрощение стихий и даже богов – все эти таинства принадлежали брахманам. Интересен один из пунктов «Закона Ману» об этом привилегированном сословии, где сказано, что все, существующее в мире, принадлежит брахману, именно по превосходству своего рождения он имеет право на все. Кшатрии Долг кшатриев – охранять подданных. Они должны раздавать милостыню, взимать налоги, изучать Веды, отказываться от мирских утех. Они освобождаются от грехов, когда ревностно охраняя подданных, взимают даже четвертую часть урожая. А защитив вайшьев оружием, они законно имеют право взыскать с них налог.

Вайшьи

Вайшьи тоже обязаны изучать Веды, делать жертвоприношения, раздавать милостыню, но, кроме этого, выращивать скот, заниматься земледелием и торговлей. Шудры Шудры не были членами общин. Они были переселенцами, отбившимися от своего рода. У них не было своей земли, поэтому они были вынуждены обслуживать брахманов, кшатриев и вайшьев. За убийство шудры полагалось только покаяние, как за убийство, к примеру, кошки. А если сам шудра провинится, то его настигало суровое наказание. Неприкасаемые Эти люди не входили ни в одну из варн, они считались нечистыми. Нечистоту на них могли навлечь в прошлых поколениях убийство брахмана, нарушение сословных правил, выполнение грязных работ (уборка нечистот, мусора, трупов и т.д.). Неприкасаемые должны обитать вне селений и появляться там только с особой меткой на одежде. Они не допускались к общим колодцам, потому что это осквернило бы чистую воду. Именно неприкасаемые исполняли приговоры царя к казни, а одежду мертвецов они должны были забирать себе, и только ее и должны были носить.

Рабство

Рабами в Древней Индии становились военнопленные, должники, преступники или добровольно продавшие себя в рабство (альтернатива за налоговые долги или наказание за преступление) В 1950 году Конституция Индии узаконила равноправие каст и юридическое равенство неприкасаемых.

Поистине уникальна и своеобразна история государственно-правовой системы Индии. Является неоспоримым фактом то, что цивилизация, зародившаяся на берегах Ганга и являвшаяся ровесницей Шумера и Древнего Египта, оказала существенное влияние на философско-этнические взгляды и культуру многих Кроме того, сама социальная структура кратко описанная в данной статье, по сути, не имела аналогов в мире.

Пришельцы, заполнившие Индию

По мнению исследователей, социальная структура Древней Индии сформировалась в период заселения её территории во II тысячелетии до н. э. ариями ─ народами, говорившими на языках индоевропейской группы. Об этом свидетельствует древнейший памятник истории и литературы ─ Ригведа (1700-1100 гг. до н. э.). Значительную часть пришельцев составляли древнеиранские племена.

Известно, что по своему статусу все их представители делились на четыре основных группы, названные впоследствии варнами. Высшими среди них были брахманы ─ священнослужители, далее шли кшатрии ─ воины и вайшьевы ─ земледельцы, скотоводы и торговцы. Самым низшим сословием были шудры, выполнявшие обязанности слуг и разнорабочих.

В период Средневековья установленный ариями порядок социальной структуры Древней Индии несколько изменился за счёт того, что четыре ранее существовавшие варны распались на множество самостоятельных групп, называемых кастами. Это ещё жёстче обозначило принадлежность каждого жителя страны к определённой социальной группе, что было со временем закреплено законодательно и приняло характер устойчивой национальной традиции, во многом сохранившейся до настоящего времени.

Общинная собственность на землю

Особенности социальной Древней Индии во многом определили её отличие от других стран Древнего Востока. В частности, следует отметить бытовавшую в ней общинную систему землевладения при полном отсутствии земель, находившихся в собственности государства. Важную роль также сыграли сохранявшиеся на всём протяжении древнеиндийской истории пережитки родового строя. Считается, что именно они легли в основу деления общества на касты и варны.

Согласно текстам, содержащимся в историческом памятнике II века до н. э., известном под названием «Законы Ману», во многом позволяющем понять социальную структуру и правовое положение населения Древней Индии, даже царь не являлся собственником всей земли, а владел лишь наследственными территориями. Он не имел право отобрать у кого-либо землю или подарить её. По закону земельные владения были неприкасаемы и находились в распоряжении общин, являвшихся основой, на которой была выстроена кастовая система, столь прочная, что её не смогли сломать даже многочисленные захватчики, такие как арабы, македонцы, греки и персы.

Социальное разделение слоёв общества

О происхождении варн, ставших впоследствии основой социальной структуры Индии, у исследователей существует несколько точек зрения. Согласно наиболее распространённой из них, этот процесс связывают с брахманской религией. Считается, что элита ариев сумела присвоить себе исключительные права на религиозную, военную и политическую деятельность.

Само слово «варна» переводится с санскрита как «разряд», «вид» или «качество». Принадлежностью к той или иной варне определялась не только должность, профессия и размер получаемого жалования, но даже тяжесть наказания за совершённое преступление. Представители различных варн имели разные права на получение наследства, а по финансовым займам им начислялись разные проценты.

Основы социальной структуры Древней Индии ─ варны и касты ─ нашли религиозное обоснование в гимнах Регведы ─ литературном памятнике, упомянутом в начале статьи. В них представители первых трёх групп ─ брахманы, кшатрии и вайшьи ─ именуются «дваждырождёнными», и им предоставляются преимущественные права перед всеми, кто принадлежит к низшим варнам, состоящим из «единождырождённых». Их весьма многочисленная группа именуется шудрами.

Высший социальный слой общества

Вкратце остановимся на особенностях этих четырёх варн. Согласно древнеиндийской традиции, представители самой высшей из них ─ брахманы ─ произошли из уст бога Брахмы и потому считаются самыми чистыми из людей. Это едва ли не божества в человеческом облике. Принадлежность к варне брахманов являлась наследственной привилегией, и её представители всегда занимали высшие государственные посты.

Однако и у брахманов были свои проблемы. Согласно религиозной традиции, каждый из них был обязан завершить свой жизненный путь аскетом, то есть, почувствовав приближение смерти, надеть рубище и с посохом в руках отправиться просить подаяние. Или удалиться в лесную чащобу и там предаваться благочестивым размышлениям. Однако со временем желающих стать аскетами оказывалось всё меньше, и в наши дни пожилые брахманы просто переселяются в отдельную часть дома и там проводят время в полном комфорте и с телевизором.

Следующая ступень социальной лестницы

Представители второй варны ─ кшатрии ─ произошли, согласно легенде, из рук Брахмы. Они также именовались «дваждырождёнными», но в социальной структуре Древней Индии занимали позицию рангом ниже. Разница была столь велика, что девятилетний брахман по своему статусу мог считаться отцом девяностолетнего кшатрия. Лица, входившие в это сословие, также имели много привилегий и занимали руководящие посты как в армии, так и в государственно-административной сфере.

Несмотря на то что религиозные требования предписывали теснейшее сотрудничество брахманов и кшатриев, на деле между ними всегда возникала острая конкуренция за политическую власть, переходившая порой в кровавые столкновения. Об этом повествуют многие памятники санскритской литературы.

Социальная группа скотоводов и земледельцев

Третья варна ─ вайшьи, появившиеся, как утверждает легенда, из бедра Они занимались главным образом земледелием, скотоводством и различными ремёслами, но, поскольку также считались дваждырождёнными, пользовались покровительством представителей двух высших варн.

Однако, даже несмотря на являлись эксплуатируемым сословием. Из их числа всегда формировались ополчения, и они же несли главное финансовое бремя, отчисляя в казну львиную долю налогов. Кроме того, на шее этого сословия сидел господствующий класс ─ жрецы. Известно, что вайшьи редко входили в число зажиточных граждан.

Те, кто появился из плевка бога Брахмы

И наконец, представители четвёртой варны ─ шудры. Эти имели несчастье появиться из стоп бога. Некоторые источники утверждают даже, что образовались шудры из божественного плевка. Так или иначе, но они составляют низшее сословие, представители которого обречены всю жизнь служить вышестоящим господам. Тем не менее шудры являлись важным элементом социальной структуры Древней Индии, поскольку составляли значительный процент от общего населения страны.

Согласно закону, закреплявшему принципы социальной структуры Древней Индии, шудра был обязан питаться тем, что осталось после трапезы хозяина, донашивать его старую одежду и во всём беспрекословно подчиняться. За оскорбление брахмана ему отрезали язык, тогда как за его убийство представителю высшей варны полагался лишь небольшой штраф. И хотя известны случаи, когда отдельные шудры достигали материального благополучия за счёт торговли или занятия ремёслами, основная их часть жила в крайней бедности.

Каста отверженных

В эпоху Раннего Средневековья внутри третьей и четвёртой варны произошло разделение на многочисленные касты, принадлежность к которым определялась в основном принадлежностью к тому или иному роду занятий. Так образовались касты кузнецов, парикмахеров, гончаров и т. д. В этот же период появились и самые «нечистые касты», представители которых получили печально известное название неприкасаемых. В литературе их часто называют чандалами или париями.

Это были люди, уделом которых от рождения и до смерти становились самые грязные, тяжёлые и унизительные виды работ. Они собирали и вывозили трупы бездомных, совершали казни преступников, чистили помойки и выгребные ямы и т. д. Селиться неприкасаемые были обязаны за городской чертой, и существовали как бы вне общества. Их положение было ещё хуже, чем у рабов, которые также составляли часть населения Древней Индии, но при этом имели некоторые права, закреплённые законом.

Традиция, пережившая века

Политико-социальная структура Древней Индии сохранялась неизменной на протяжении многих веков во многом благодаря замкнутости каждой из входивших в неё социальных групп. Известно, что законы, положенные в основу жизни общества ещё на рубеже II и I тысячелетий до н. э., исключали всякую возможность перехода из одной варны в другую.

Даже в наше время, когда Индия находится в одном ряду с промышленно развитыми государствами мира и вошла в число ядерных держав, в ней по-прежнему сильны традиции прошлых веков, и граждане страны разделены между собой непреодолимыми кастовыми барьерами.

3. Решите задачу: В суд г. Шоле обратилась гражданка О с иском к гражданину Н о признании им ребенка, родившегося якобы от него 1 декабря 1818 г. Гражданин Н категорически отказался признавать ребенка своим, мотивируя это тем, что в период с 5 по 18 мая 1818 г. он находился в реанимации больницы г. Шоле, о чем свидетельствуют представленные документы. Обоснуйте решение суда в соответствии с Гражданским кодексом Франции начала XIX в.

4. Решите задачу: Разбогатевший на военных поставках Густав Плисонье решил украсить свой дом собранием ценных предметов искусства. За немалые деньги он летом 1804 г. приобрел у антиквара картину Ватто, но вскоре выяснил, что выплаченная им сумма чуть ли не вдвое превосходила ту, за которую сам мошенник-антиквар приобрел это полотно у обедневшей дворянской фамилии. Какое решение вынесет французский суд по иску месье Плисонье, согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

При подготовке к первому вопросу необходимо выяснить, какие деяния в Древнем Риме рассматривались как преступления, что отграничивало их от частноправовых деликтов, какие из уголовных преступлений упоминаются в «Законах XII таблиц». Далее необходимо определить, какие виды наказаний предусматривало римское право, принципы назначения наказания, использовался ли при этом принцип талиона, влиял ли на тяжесть наказания социальный статус потерпевшего и преступника, учитывалась ли вина, формы соучастия, рецидив.

Во втором вопросе рекомендуется на основе анализа конституционных норм составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Также необходимо освятить вопрос о форме государства (форма правления, форма политического режима, форма государственного устройства).

Для решения казуса необходимо ознакомиться с основными положениями Гражданского Кодекса Франции 1804 г., особенно в отношении брачно-семейного и гражданско-процессуального права.

Вариант 15

1. Представьте характеристику правового положения основных групп населения по «Законам Ману».

2. Изобразите схематично государственный механизм «третьего рейха» в гитлеровской Германии.

3. Решите задачу: Гражданин М и его сын прогуливались по набережной р. Сены г. Парижа. М поскользнулся, неловко взмахнул рукой, в которой была прогулочная трость, и острием трости проткнул шею сыну, который здесь же и скончался. Суд присяжных заседателей приговорил М к смертной казни, ссылаясь на ст.13 и 302 УК Франции 1810 г. Прокуратура оспорила это решение. Кто прав?

4. Решите задачу: Окончательно рассорившись с сыновьями Пьером и Луи, вдова богатого виноторговца Франсуаза Шерпантье в сердцах составила новое завещание, которым объявила единственным своим наследником внебрачного сына Жака. Естественно, по кончине матушки законные дети оспорили завещание в суде. Какое решение должен вынести суд согласно Гражданскому кодексу французов 1804 г.?

Для ответа на первый вопрос необходимо определить, деление на какие социальные группы «Законы Ману» считают наиболее значимым для общественной жизни? Почему на первый план в Древней Индии вышли варновые, а не классовые различия. Далее следует дать характеристику происхождения варнового строя, порядок приобретения варнового статуса, иерархию варн. При анализе статей, определяющих правовой статус различных варн, необходимо обратить внимание на права и привилегии, а также ограничения по роду деятельности, участию в правоотношениях, общественной и экономической жизни, юридической ответственности. При этом особое внимание следует уделить характеристике рабства в Древней Индии и определить, почему оно не получило такого широкого распространения, как в других странах?

По второму вопросу на основе анализа рекомендованной литературы и на основе правовых актов следует составить схему «Система органов государственной власти и управления» сопроводив ее комментарием по порядку формирования (как избираются, назначаются; кем; на какой срок) и функционирования (полномочия и взаимодействие между собой). Необходимо также определить причины установления фашистского режима.

Для решения казусов рекомендуем внимательно ознакомиться с положениями Уголовного Кодекса Франции, в особенности касающихся видов и групп преступлений, а также Гражданского Кодекса Франции 1804 г., посвященного, в том числе, вопросам семьи и наследования.

Й СЕМЕСТР

Важным этапом в изучении курса «История государства и права зарубежных стран» является написание контрольной работы по данному предмету.

Контрольная работа должна активизировать самостоятельное изучение студентом курса истории государства и права зарубежных стран и проверить его способность применять полученные знания к решению конкретных правовых вопросов.

Контрольная работа состоит из двух видов заданий: написание реферата по предложенной теме и решение двух задач (казусов). Из предлагаемых пяти вариантов нуж­но самостоятельно выбрать один вариант в соответствии с таблицей. Если по различным причинам у студентов возникают проблемы с написанием реферата по предложенной теме, то они могут взять резервную тему (тема 6).

Контрольная работа должна содержать четкие, последователь­ные, аргументированные ответы на вопросы.

Пересказ материала, заведомо не имеющего отношения к теме казуса, не нужен.

Работа будет зачтена при условии изучения рекомендованных первоисточников. Нужны конкретные ссылки на соответствующие нормы права и другие историко-юридические документы.

Объем контрольной работы - около 15 страниц. Она должна быть выполнена аккуратно, быть удобочитаемой, без грамматиче­ских и стилистических ошибок. В конце следует привести список использованной литературы, поставить подпись и дату.

Время представления работы указано в учебном плане факультета.

Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ I

Казус 1.

В доме бюргера был схвачен с поличным вор. В суде выяснилось, что он впервые совершил кражу (мелкую) и не имеет средств, чтобы уплатить потерпевшему штраф.

Какой приговор ожидает его по Каролине?

Методические указания.

Непосредственному решению казуса должна предшествовать характеристика уголовного права по Каролине. Особое внимание следует уделить рассмотрению такой категории преступлений, как преступления против собственности.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран/ под. ред. К.И. Батыра. М., 2008 Глава 11, пар. 5.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М., 2008 Т. 1

Казус 2.

К началу Великой французской революции крестьяне деревни Ваккевилль обязаны были уплачивать своему сеньору графу Н. ценз со своих земельных участков и натуральный оброк – шампар. В августе 1789 г., узнав, что Национальное собрание окончательно упраздняет феодальный порядок, крестьяне уничтожили архив графа Н., сожгли документы, где были записаны их повинности, и отказались от их уплаты. Граф Н. обратился к властям с требованием принять меры для подавления беспорядков.

Как разрешится вопрос о соответствии с законодательством первого этапа революции? Когда во Франции были упразднены феодальные повинности крестьянства?

Методические указания.

Ответ на вопросы казуса требует изучения и анализа антифеодального аграрного законодательства, трех этапов восходящего развития Великой французской революции. Необходимые правовые первоисточники (в выдержках) Вы найдете в нашей «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран». Отвечая на первый вопрос казуса, следует также использовать декрет Национального собрания от 10 августа 1789 г. о подавлении беспорядков.

Литература

  1. История государства и права зарубежных стран / под. ред. К.И. Батыра. М., 2008. Глава 17, пар. 1.
  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/ под ред. К.И. Батыра. М., 2008. - Т. 2.
  3. Поликарпова Е.В. Антифеодальное аграрное законодательство Великой французской буржуазной революции. М., 1987.

Индуизм оказал существенное влияние на общественную жизнь индусов. Основными социальными составляющими единицами индийского общества являются варны и касты. Варно-кастовая система и сам индуизм настолько взаимосвязаны, что индусы не могут представить для себя иную жизнь в обществе и другую религию. Изменения в области религии обязательно вызвали бы социальные потрясения, которые, в свою очередь, привели бы к пересмотру религиозных принципов. Человеку из иной культуры варновая система может показаться дикой и несправедливой, однако сами индусы, начиная от брахманов и заканчивая неприкасаемыми, считают свою варновую систему необходимой и истинной. Социальная структура индийского общества включает в себя такую систему варн: брахманы, или брамины (жрецы), кшатрии (воины, государственные правители и чиновники), вайшьи (крестьяне, ремесленники), шудры. В русском языке невозможно найти аналог слову шудр , так что условно назовём их рабами, хотя это не совсем правильно. Согласно традиции считается, что брахманы произошли из губ Вселенского человека Пуруши; кшатрии – из его рук; вайшьи – из бёдер; шудры – из пыли под его ногами. Соответственно своему положению в варновой системе, каждый человек должен служить Полному Целому, олицетворённому в образе Вселенского человека. Таким служением люди обеспечивают себе безопасность. Служение индивида Полному Целому, Пуруше, составляет вечный закон мироздания, или санатана-дхарму.

Индуизм укоренён не только в индивидуальном сознании, но и в социальной системе и общественном сознании индусов. Правовой статус в ведическом обществе зависел от состояния ритуальной чистоты или нечистоты, свидетельсвующей о степени духовного и интеллектуального развития человека. Самой высшей варной является варна брахманов. Здесь нужно учесть, что слово брахман может относиться и к всеобщему мировому закону, и к варне, и к текстам, входящим в Веды. Здесь речь идёт о людях определённой социальной группы. Брахманы, в первую очередь, выполняли функции священнослужителей, поэтому они часто ассоциируются с жрецами. Тем не менее такое понимание варны брахманов является неполным, поскольку брахманы занимались и медициной, и астрологией, и преподаванием, лучше сказать, что брахманы – это интеллектуальная аристократия, или элита древнеиндийского общества. Наиболее тяжёлым преступлением считалось убийство брамина, поэтому даже брахмана-отступника нельзя было убить, только выгнать. В VII веке до н.э. брамины сложили священные тексты – Брахманы, включавшие в себя толкования Вед, разъяснения смыслов разных религиозных обрядов. Брахмана отличало от остальных людей система ценностей, в которой на первом месте были принципы духовной жизни и интеллектуальной деятельности. На брахманов распространялись многие пищевые запреты, например, на крепкие хмельные напитки, пиво, мясо – всё это пища низших демонов, которая не должно вкушаться брахманом, поскольку он ест жертвенную пищу, приносимую богам. Важен также факт допущения браминами жертвоприношений, причём в древности практиковались и человеческие жертвоприношения. Брахманы не всегда считались с интересами людей из других варн, особенно из шудр. В случае убийства шудра брахман совершает такой же очистительный ритуал, какой совершается после убийства животного.

Кшатрии также именуются раджаньями. Раджаньи должны были служить обществу на военном и политическом поприще. Раджа – производное от раджаньи – обязан заботится о своих подчинённых и охранять их. Народная этимология производит слово раджа (царь ) от глагола ракш охранять . Царская власть мыслится неограниченною по отношению к подданным, но столь неограниченной мыслилась и его ответственность перед божеством и перед своею совестью. Основным орудием царской власти в Индии считалось наказание. Законы Ману, созданные примерно 2 тыс. лет назад и отражающие очень ярко индийскую правовую идеологию, говорят: «Наказание есть по-настоящему царь, наказание истинно муж по силе, руководитель, повелитель… Наказание управляет всеми существами, наказание их охраняет, наказание бодрствует, когда они спят… Весь мир держится в границах наказания, ибо человек безгрешный трудно находим. Ведь из боязни перед наказанием весь мир дает то, что должен давать… Того царя считают истинным применителем наказания, который говорит истину, поступает обдуманно, мудро и который знает закон… Наказание ниспровергает царя со всем его родом, если он отступает от закона». От царя требуется, чтобы он беспристрастно наказывал даже ближайших родственников, и по отношению к самому себе он должен штраф, которым облагает другого человека, увеличить в тысячу раз, если совершит тот же поступок. У того же Ману мы находим указание, что если царь и получает 1/6 доходов и 1/6 добрых дел своих подданных, то и 1/6 их грехов падает на его совесть. Более того, во все времена в Индии существовало убеждение, что если страну постигнет бедствие, то в этом виноват царь, ибо если царь справедлив и соблюдает закон, то страна процветает.

Заметим, что даже обряд посвящения, или вхождения в варну, был связан со сложной системой ритуалов. Даже пройдя посвящение, человека ожидали четыре этапа жизни, суть которых обусловлена дхармой.

    Брахмачарин – ученик. Этот период жизни, как правило, проходит в доме гуру – духовного наставника. Под его руководством ученик изучает древние тексты. Гуру обучает ученика правилам общения с людьми из разных варн и каст. Это весьма сложно, ибо даже вопрос о здоровье задаётся в той форме, которая соответствует определенной касте. В целом же брахманы обучаются выполнению обрядов, жреческих обязанностей. Кшатрии – владению оружием, искусству управлять государством. Вайшьи обучаются, как правило, наследственной профессии. Длительность обучения составляет 16 лет. Однако иногда обучение длится до 48 лет.

    Грихастха – домохозяин. Человек вступает в брак и становится домохозяином.

    Ванапрастха – отшельник. Человек, воспитав детей, внуков, может стать отшельником, дабы очистить свою душу от всякой скверны.

    Санньясин – от слова санньяса , что значит отречение . Перед смертью, отрешившись от всего земного, человек покидает лес и становится бездомным странником. Он нуждается только в самом необходимом: в ветхой одежде, в посохе и в чашке для подаяний. Подаяния для санньясина считаются допустимыми, так как не нарушают его карму.

Более мелкой социальной единицей является каста (от португальского слова, означающего род , племя , а также от санскритского джати род ). Система каст особенно сложна. Португальцы, прибывшие в Индию в начале XVI столетия, были удивлены жёсткой социальной системой индийского общества, отличавшегося независимостью и замкнутостью отдельных социальных групп. Во главе каждой касты стоит панчаят (переводится в значении пятёрка ) – совет из пяти самых уважаемых людей.

Каждая варна включает в себя определённые касты. Так, существуют брахманские касты, в которых есть своя иерархия. Среди варны вайшьев существует также множество каст, как правило, разделяемых по профессиональному признаку. Как пример, возьму касту центральных провинций – это каста рисовальщиков, или маляров; она носит название cifāri, citri , происходящее от санскритского citrakāra – «делатель картин», «живописец». Относительно происхождения этой касты сведения расходятся. Она состоит, видимо, в связи с кастами, работающими по коже, и с кастою башмачников, но уже теперь между ними настолько велико расхождение, что два основных элемента общения – браки и совместный прием пищи – не допускаются между рисовальщиками и работниками по коже. Они не берут друг у друга воды и иногда даже не допускают прикосновения.

Рисовальщики своим основателем называют Viçvakarman – легендарного первого художника и зодчего, принадлежащего к сонму богов; по другому преданию, они ведут свое происхождение от божественной девы Sarasvatī , искусной в живописи и в колдовстве.

Родственны им по занятию, а может быть, по происхождению, но отдельны от них rangajiva – «толкователи изображений», маленькая каста нищенствующих монахов. Представители этой касты странствуют и рассказывают древние легенды, иллюстрируя их изображениями богов или героев. Иногда эти монахи сами пишут эти изображения, обыкновенно сюжетно связанные с двумя большими эпическими поэмами – «Maхабхаратой» и «Рамаяной». Упоминания о толкователях картин – нищенствующих монахах – встречаются в ранней литературе. Эти монахи тоже обособляются браками и держатся значительных ограничений в отношениях с другими кастами.

Вместе с тем есть примеры, когда касты меняли своё положение в варновой системе. Например, каста бенгальских писцов-каястхи первоначально относилась к Варне шудр, но в период господства монголов их положение резко улучшилось, а теперь они твёрдо занимают место среди кшатриев.

Самой низшей кастой, не входящей в систему варн, является каста неприкасаемых (на хинди – ачхут ): чандалы , нишада , дасью … Считается, что неприкасаемые произошли не от человека Пуруши, а от помёта священной коровы. Люди из чандалов выполняют самые грязные, трудные работы и становятся уборщиками нечистот (сама работа такого рода нужна, но в Индии условия работы уборщиков нечистот крайне тяжёлые и унизительные), палачами, могильщиками и проститутками (последнии неприкасаемые, прежде всего, в том смысле, что не могут выйти замуж). Здесь следует отметить, что женщина, допустившая своё бесчестье – внебрачную половую связь, – рассматривается как нечистая и автоматически становится неприкасаемой.

Чандал не имеет права допустить падания своей тени на кого-либо из других каст. Еду же им бросают на землю, чтобы исключить возможность соприкасания. В некоторых южных штатах неприкасаемые под страхом смерти не имеют права выходить днём на улицу. Некоторые индийцы, даже умирая от жажды, не примут воду от чандала, хотя женщин из этой касты могут покупать в качестве проституток. Слеудет отметить, что неприкасаемым можно стать не только по рождению от неприкасаемой, но и по поведению, особенно связанному с развратом. Действительно, половая связь вне законного брака для людей недопустима, и в Индии чревата резким снижением социального статуса, вплоть до уровня неприкасаемых. Причём, считается, что блуд является позорным клеймом на развратнике или развратнице не только в данной жизни, но и в последующих перерождениях. Сегодня количество неприкасаемых составляет 16 % от всего населении Индии (примерно 160 миллионов) – это больше, чем всё население России. Ачхутов часто называют далитами попираемые ногами . Несмотря на то, что официально они защищаются государственным законом, их положение крайне унизительно. Особенно удручает то, что даже если человек из неприкасаемых чист, его стараются насильно осквернить, дабы подчеркнуть его кастовую принадлежность.

Информация для учителя

Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, при­надлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав рабо­ту класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут рабо­тать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами.

В ходе выступления представителей каждой группы класс за­полняет в тетради таблицу.

Название касты

Что имели

Чем занимались

1. Жрецы (брахманы)

2. Знатные воины (кшатрии)

3. Земледельцы (вайшьи)

4. Слуги (шудры) - «неприка­саемые»

4. Работа по группам.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи

Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19с. 111.

«Законы Ману»:

    Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

    Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

    Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры

Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101.

«Законы Ману»:

    Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

    Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

    Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

    Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

    Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

    Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

    Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Д ля проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их под­готовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.


Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетра­дями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументиро­ванными. Для того чтобы таблица представляла собой системати­зированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

    социальные группы;

    причины превосходства одних над другими;

    возможность перехода из одной группы в другую;

    роль государства в социальном строе страны.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таб­лицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументи­рованное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

      Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» ; прочи­тать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подго­товить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик).

Дополнительный материал

Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Сво­бодное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядо­вые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст.

К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотне­сти появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложени­ем у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась.

Сословное деление было присуще и другим древним обществам,но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономи­ческом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство ес­тественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах й обязан­ностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.

Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям.

«Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведе­ния индийца в частной и общественной жизни. Его составление предпи­сывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется пример­но рубежом новой эры.

Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом:

Крушкол Ю. С . Хрестоматия по истории Древнего мира.

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

        1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.

Примерный ответ учащегося

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко­торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч­тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах­маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об­служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

    Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

    Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

    Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

    У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

Вариант 2. Тест 5 .

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин­дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож­дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

    Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

    Изучение новой темы

План

      Географическое положение и природные условия Китая.

      Конфуций - древнекитайский философ.

      Учение Конфуция.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

        Работа по карте (с. 103 Вигасина).

    Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

    Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

    Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле­сами.)

    Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

        Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма­териале для учителя).

        Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

        Беседа по прочитанному.

    Всякого ли образованного человека Конфуций считал на­стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

    Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

        Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

        1. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

б) Решите задачу.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го­сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа­ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем­ледельцами».

    Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен­ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

          Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход­ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

Дополнительный материал

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож­ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит­скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.