Нравственные проблемы литературы. Исследовательская работа "проблема нравственных исканий человека в русской литературе"

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — веч-ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото-рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми-ровой литературы.

Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. Надо было быть очень сме-лым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неиз-вестный автор «Слова о полку Игореве»; как делал это один из первых русских проповедников киево-печерский игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про-должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом-нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол-стого, Достоевского, многие другие имена русских писа-телей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж-дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью и без-духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от-ветственностью обратиться к урокам нравственности.

В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. Они способны «изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа». Напри-мер, в романе «Плаха» писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высо-кую ступень».

Главный герой произведения — сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина-рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб-роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно-душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос-ти и ненависти откроется перед ним.

Встреча героя с собирателями анаши становится свое-образной проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут понять ни главарь «анашистов» Гришан, ни его напарники. Они собирают коноплю ради де-нег, а остальное для них не важно. Они считают Авдия сумасшедшим «попом-перепопом», чужим в их кругу.

Авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за человеческие души, за нравственность в отношениях между людьми является слово. Но постепенно выясняет-ся, что «анашисты» и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. В результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-кандаловцы распинают на саксау-ле. С наивной верой в возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним душевным словом Авдий взо-шел на свою плаху.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы лите-ратура не может дать однозначного ответа. Литератур-ное произведение лишь представляет типичные проявле-ния нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами — реальными людьми, живущими в ре-альном времени. Материал с сайта

Нравственные проблемы являются своего рода вторым оборотом ключа в повестях В. Быкова, который открывает дверь в произведение, при «первом обороте» представляю-щее собой незначительный военный эпизод. Больше всего писателя интересуют обстоятельства, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а исклю-чительно своими нравственными принципами. Ивановский («Дожить до рассвета»), Мороз («Обелиск»), Сотников («Сотников»), Степанида и Петрок («Знак беды») — вот далеко не полный перечень героев В. Быкова, которые оказываются в ситуации нравственного выбора и с честью выходят из нее. Погибает Алесь Мороз. Но перед смертью он «сделал больше, чем если бы убил сто немцев». Гибель Сотникова оказывается почетнее жизни, купленной Рыба-ком. Погибают Степанида и Петрок, до последней минуты своей жизни отстаивая свои личные нравственные прин-ципы.

«Истинный показатель цивилизации — не уровень бо-гатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека», — говорил Р. Эмерсон. Когда мы совершенствуем себя, мы тем самым совершенствуем и окружающий нас мир. И мне кажется, что только путем нравственного развития человеческое общество сможет достигнуть вершин совершенства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • литература нравственного очищения
  • сочинение общество 21 века
  • литература це совисть людства
  • сочинение.проблемы современных авторов литературы
  • литературная ситуация в россии в конце 90г начале 2000г

Нравственные проблемы в произведениях современных писателей

Но в каждой жизни есть такая встреча,

а в этой встрече есть такое "вдруг",

когда рассудок, потерявший тропку,

и мрак души сливаются в одно,

и правда жизни, упираясь в пробку,

в закрытом сердце выбивает дно.

Вадим Антонов.

Известный писатель Федор Абрамов высказал интересную мысль: с давних пор существуют два способа обновления и изменения жизни. Один - реформа и революция, второй - путь нравственного усовершенствования, самовоспитания личности каждого человека.

Кто же может достучаться до души каждого? Ответ понятен: литература. Критика отмечает, что в произведениях ряда наших писателей уже давно обозначился новый герой, думающий о смысле жизни и нравственности, ищущий этот смысл, понимающий свою ответственность в жизни. Задумываясь о проблемах и пороках общества, думая, как их исправить, такой герой начинает с себя. В.Астафьев писал: "Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем". Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к рыночной экономике и стать богатым, богатство не сможет заменить доброты, порядочности, честности. Наоборот, все пороки людей могут обостриться. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Белова и других.

Валентина Распутина я читал раньше. "Прощание с Матерой", "Живи и помни", "Уроки французского". Писатель всегда мне нравился вдумчивым, честным и строгим отношением к жизни. Один из главных его приемов, как мне кажется, умение показать судьбу людей на крутом переломе, представить своих героев в трагическое, исключительное для них время. В "Живи и помни" это ситуация, когда солдат-дезертир скрывается в заброшенной бане, в "Прощании с Матерой"- время, когда жители готовятся переселиться из родной деревни, которую решено затопить.

В небольшой повести "Пожар" мы вновь видим особую ситуацию. В сибирском поселке случился пожар. Загорелись орсовские склады. И в его пламени высвечиваются душа и высокая нравственность главного героя Ивана Петровича Егорова и позиции других жителей леспромхоза поселка Сосновка. Поселок этот писатель называет "неуютным и неопрятным, не городского и не деревенского, а бивуачного типа", который как бы "держит себя в постоянной готовности" к переселению. Вырубили варварски лес, "а потом собирайся и кочуй". Известно, "лес вырубать- не хлеб сеять".

В.Распутин развивает здесь одну из своих любимых тем: о корнях человека, о его связи с тем местом, где он родился и вырос, что отсутствие нравственных корней ведет к моральному вырождению. Поселок возник более двадцати лет назад. Окрестные деревни затопили, и жителей шести деревушек свели в поселок Сосновку. Исконные жители этого края называли себя старожилами. А позже понаехали сюда по набору за большими деньгами пришлые, как правило, мало связанные нравственными нормами. Старожилы называют их "архаровцами". В результате "люди... разошлись всяк сам по себе... отвернулись и отбились от общего и слаженного существования, которое крепилось не вчера придуманными привычками и законами". Приезжих писатель насмешливо называет "легкими людьми", не отягощенными ни хозяйством, ни чем другим, знающими только дорогу в магазин да как скоротать время. Постепенно они составили открытую, ничего не боящуюся и не стыдящуюся силу.

Прежде, когда люди жили подолгу на одном месте, их связывали личные и родственные узы. Поэтому и стыд перед сельчанами был велик, и традиции уважения к старшим, труду, порядку были крепче. Люди почитали совесть, стыд, честь и честность. Потеря внутренней связи между людьми, отсутствие стыда перед односельчанами, пренебрежение вечными традициями уважения к старшим, трудолюбия- все это приводит к тому, что люди превращаются либо в хищников, либо в бездушных эгоистов.

Пожар в повести как бы разделяет людей на две группы. Первые- те, кто забыв об опасности, кидается спасти гибнущее добро. Тут-то и проявляются глубинные качества людей, о которых прежде никто не догадывался (может, и сам человек): совесть, самопожертвование, чувство локтя. Кое-кто из шабашников именно так себя и проявил. Но другие мародерствуют. Пользуясь случаем, пытаются нагреть руки. И жадность переходит в жестокость и преступление: "архаровцы" убивают сторожа дядю Мишу Хампо, который препятствовал им воровать. Одна трагедия влечет и другую: в схватке погибает и воришка по прозвищу Соня, "потерявший имя, безвестный горемыка".

Интересно отметить, что мысли о корнях человека и его морали в том или ином варианте присутствуют у многих писателей. В романе Астафьева "Печальный детектиыв" есть эпизод, вызывающий негодование в каждом нормальном человеке. Следователь получает известие о том, что его мать умерла. Он считался любимым сыном. Все, даже не кровные, родственники съехались. Но он только что вернулся из отпуска, где "укреплял здоровье". Боясь испортить эффект радоновых ванн, как бы "не подшалили нервы", и не желая знаться с "темной" родней, он посылает на похороны полсотни рублей. Читатель искренне радуется, когда узнает, что родств


Нравственные проблемы в литературе 60-80 годов.

Шестидесятые годы двадцатого века вошли в историю как период «оттепели». Массовая реабилитация репрессированных, социальная политика, либерализация разных сторон жизни сформировала новый, необычный для советских поколений тип личности – «шестидесятники. Они были детьми войны, их молодость пришлась на оттепель, они составили основную часть эмиграции в 80 годы. К ним принадлежали и Высоцкий, и Окуджава, и Галич, и Шукшин, и Бродский...

Проза этих десятилетий определялась такими именами, как Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Юрий Трифонов. По темам и проблематике прозу 60-80 принято разделять на городскую и деревенскую. Деревенская проза (Шукшин, Астафьев, Распутин, Абрамов) исследовала последствия разрыва человека с землей. Авторы городской прозы (Гранин, Трифонов, Битов) уделяли внимание социальным процессам. Одним из наиболее ярких произведений городской прозы можно назвать повесть Трифонова «Обмен».

Повесть начинается в кульминационный момент жизни главного героя – Виктора Дмитриева – смертельная болезнь матери и затеянный его женой в связи с этим обмен квартиры. Когда Лена, жена Дмитриева, разговаривала с ним эту деликатную тему, он не испытывал ни боли, ни злости. Мелькала мысль о беспощадности жизини, и Лена была частью этой беспощадности.

Автор ставит героя в ситуацию выбора, когда лучше всего проявляется сущность человека. Дмитриеву необходимо решить: с кем он, с женой, которая не любит свекровь, но готова забыть это ради того, чтобы стать обладательницей собственной квартиры, или он с матерью, женщиной бескомпромиссной и безупречно честной. Дмитриев – не герой, он не готов к этому выбору, он привык идти на компромиссы. Его модель поведения – уход от решения проблемы, ответственности, стремление во что бы то ни стало сохранить привычный порядок вещей. Итог выбора – чувство вины и собственной неполноценности после смерти матери.

Смысл названия не просто в обмене квартиры. Трифонов дает нам жизнеописание двух семей, Дмитриевых (семья мужа) и Лукьяновых (семья жены). Вслед за Толстым, Трифонов видит человека как представителя рода, он несет в себе уровень развития личности, тип мышления. Семья – соединение двух «миров», и оно не может быть бесконфликтным. Новая семья, для Трифонова, это сложное сочетание двух разных стихий, какая из них победит, какой ценой, по каким законам будет жить семья, на какие компромиссы готова пойти – вот предмет исследования писателя. Семья Дмитриевых отличается от семьи Лукьяновых тем, что у них древние корни, они внимательны к своему прошлому, это обеспечивает преемственность нравственных принципов. Драма героя в том, что он совершает подмену этих принципов. Слияние духовного начала и практического ведет в победе последнего.

Позиция, которую занял герой, отстраненность. 20 лет духовной изоляции в семье не могут не оставить следа. Происходит духовное оскуднение, и вот мать уже не узнает сына, ей трудно общаться с ним. Она совесть семьи, пока она жива, сын хотя бы помнит о нравственных принципах, ему «неудобно» перед матерью. Когда-то дед Дмитриева, глава семьи, сказал ему: «Ты человек неплохой, но неудивительный». Это прозвучало как приговор. Нет в жизни героя увлеченности делом, одухотворяющего начала, поэтому он и оказывается беспомощным в противостоянии с семьей Лены.

Лукьяновы – люди практической хватки, «умеющие жить». Само по себе это и неплохо, но отношения даже между близкими родственниками основаны на принципах выгоды, здесь нет любви, тепла, человеческого участия. Мать Дмитриева говорит, что в Лене есть «душевный дефект», «недоразвитость» чувств, бестактность.

Эгоизм, как известно, мощный двигатель жизни, но где кончается эгоизм разумный и начинается неразумный?

Финал повести – обмен состоялся, мать Дмитриева умерла, у него случился гипертонический кризис, и через три недели он выглядел словно еще не старик, но уже пожилой человек.

Обмен – это трудная духовно-психологическая ситуация. Она поражает своей остротой еще и потому, что главным испытанием человека становится быт. Во время войны и других потрясений нравственные проблемы обострены, они требуют от человека выносливости, мужества, отваги, но не меньшей отваги требует, по мнению Трифонова, обычная повседневная жизнь. Мещанство, пошлость обыденного бездуховного существования – любимая тема и Чехова, и Трифонова.

Повесть Трифонова – это размышление по поводу скудеющих отношений между родными людьми, уходит культура семьи, воспитания детей в духе семьи, наследование духовных принципов.

Карнаухова Анна

Мы живем уже в 21 веке.., в сложные и интересные времена. Именно за последние десятилетия произошли, возможно, самые значительные изменения в истории, в образе жизни человечества. Человек везде стоит перед выбором. Насколько он понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки. Меня заинтересовало, что сейчас думает наша молодежь по этому поводу, как современная и древняя литература отражает проблемы человечества, русского народа.

Поэтому цель исследовательской работы проследить, как в русской литературе раскрывается проблема нравственных исканий, проблема чести, достоинства, национальной гордости русского человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Проблема нравственных исканий человека в русской литературе

Выполнила: ученица 11 «А» класса

МОУ средней общеобразовательной

Школы № 12 г. Нижнеудинска

Карнаухова Анна Владимировна

Руководитель: учитель русского

Языка и литературы

Селезнева Ольга Константиновна.

  1. Введение . Актуальность темы. Цель, задачи.
  2. Основная часть. Проблема нравственных исканий человека в русской литературе.
  1. Тема чести и национальной гордости в русском фольклоре
  2. Проблема нравственного выбора

А)в древнерусской литературе (Галицко-Волынская летопись)

Б)в литературе 19 века («Капитанская дочка»)

В)в литературе о Великой Отечественной войне.

3. Мой современник. Кто он?

III. Заключение. Итог. Анализ проделанной работы.

Введение.

Мы живем в 21 веке.., в сложные и интересные времена. Именно за последние десятилетия произошли, возможно, самые значительные изменения в истории, в образе жизни человечества. Именно сейчас, в эпоху перемен, понимание чести, гордости, достоинства важно для формирования молодого поколения. Недавний юбилей, посвященный 60-летию Великой победы, войны в Чечне и Ираке – все это непосредственно связано между собой одним звеном – человеком. Человек везде стоит перед выбором, именно от него зависит то, как он поведет себя в экстремальных ситуациях. Насколько он понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки. Именно это меня и заинтересовало. Что сейчас думает наша молодежь по этому поводу, как современная и древняя литература отражают проблемы человечества, русского народа. Это и явилось объектом данной работы.

Цель исследовательской работы:

Проследить, как в русской литературе раскрывается проблема нравственных исканий,

Проблема чести, достоинства, национальной гордости русского человека.

Выявились и общие задачи в работе:

  1. Углубить знания по древнерусской литературе, литературе военных лет, современной литературе.
  2. Сравнить, как в древнерусской литературе и литературе наших дней показано отношение к нравственным ценностям.
  3. Проанализировать, как в русской литературе разных лет отражена роль человека в обществе в переломные моменты.
  4. Выяснить, как героями современной литературы воспринимаются приоритеты наших предков.
  5. Проследить, как раскрывается русский национальный характер в русской литературе разных лет.

Основной метод – литературное исследование.

Работу проводила в течение года.

Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с понятиями чести и достоинства, патриотизма и доблести. Заглянем в толковый словарь. Честь и достоинство – профессиональный долг и нравственные нормы делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека; охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага, означающие осознание лицом своего общественного значения. 1

Еще с давних времен все эти качества ценились человеком. Они помогали ему в сложных жизненных ситуациях выбора.

По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», « Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими же источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки и былины. А ведь их героями становятся богатыри и молодцы, воплощающие силу, патриотизм, благородство русского народа. Это и Илья Муромец, и Алеша Попович, и Иван Быкович, и Никита Кожемяка, защищавшие свою Родину и честь, рискуя жизнью. И хотя былинные богатыри – вымышленные герои, но их образы основаны на жизни реальных людей. В древнерусской литературе их подвиги, безусловно, фантастичны, а сами богатыри идеализированы, но это показывает, на что способен русский человек, если на карте стоит честь, достоинство и будущее его земли.

Неоднозначен подход к проблеме нравственного выбора в древнерусской литературе. Галицко-Волынская летопись… Она считается одним из самых интересных памятников древнерусской книжности, относящихся к периоду борьбы русских княжеств с иноземными захватчиками. Очень интересен фрагмент древнерусского текста, касающийся поездки князя Даниила Галицкого на поклон к Батыю в Орду. Князь должен был либо восстать против Батыя и умереть, либо принять веру татар и унижения. Даниил едет к Батыю и чувствует беду: «в печали велице», «видя беду страшьну и грозну». Тут становится ясно, почему князь скорбит душой: «Не дам полуотчины своей, но еду к Батыю сам…» Он едет к Батыю, чтобы выпить кобылий кумыс, то есть принять присягу в служении хану.

Стоило ли это делать Даниилу, измена ли это? Князь мог не пить и показать, что не покорился и погибнуть с честью. Но он не делает этого, понимая, что если Батый не даст ему ярлык на управление княжеством, это приведет к неминуемой гибели его народа. Даниил жертвует своей честью ради спасения Родины.

Отеческая забота, честь и гордость заставляют Даниила пить «черное молоко» унижения, чтобы отвести беду от родной земли. Галицко-Волынская летопись предостерегает от ограниченного и узкого взгляда на проблему нравственного выбора, на понимание чести и достоинства.

Русская литература отражает сложный мир человеческой души, мечущейся между честью и бесчестием. Чувство собственного достоинства, стремление в любых ситуациях оставаться Человеком с полным правом можно поставить на одно из первых мест среди исторически сложившихся черт русского характера.

Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе. Она была тесно связана и с другими более глубокими вопросами: как жить в истории? за что держаться? чем руководствоваться? Таким испытанием для А. С. Пушкина стало

________________

1. – Поисковый сайт www.yandex.ru

декабристское восстание. Царь задал прямой вопрос: участвовал ли бы сам поэт в восстании, если бы был в Петербурге. На что получил такой же прямой ответ: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем…»

И в «Капитанской дочке» нигде честь не противоречит совести. Вслед за древнерусскими книжниками А. С. Пушкин восклицает: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Его герой, Петр Гринев, поставлен в те же условия, что и князь Даниил. Петр должен выбирать: поцеловать руку лжеимператору и остаться жить, принося пользу Родине, либо быть повешенным. Не раз Гринев прибегнул к помощи предателя Пугачева: и спасение от виселицы, и выписанный Пугачевым билет для свободного проезда по мятежным землям, и помощь самозванца в вызволении Маши Мироновой из-под «ареста» Швабрина. Но ни разу Гринев не предаст Родину: « Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», - говорит сам себе Гринев во время присяги лжеимператору.

Такой же сложный выбор стоял и перед другими. Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, Иван Игнатьич… Не могли они присягнуть Пугачеву, для них это было великим грехом, ведь они уже присягали государю, а второй раз нельзя. И не видели эти люди себе другой судьбы, даже и предположить не могли, что есть та, другая, после другой присяги: «Умирать, так умирать: дело служивое», - говорит Иван Кузьмич, бросаясь в атаку на бунтовщиков. И умирали они, не желая другой жизни, со словами: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»

Но ведь и Пугачев был русским человеком. Много раз он спасает жизнь Петра только за то, что когда-то тот не дал ему замерзнуть, пожаловав заячий тулуп со своего плеча. Вот оно сравнение: заячий тулуп и человеческая жизнь. Честь и совесть русского Пугачева не дали забыть о пустяковой, но важной для него самого услуге: «Ах! Я,было, и забыл благодарить тебя за лошадь и за тулуп. Без тебя я бы не добрался до города и замерз бы на дороге… Долг платежом красен…»

Но бывает и так, что человеческое достоинство и честь являются единственным оружием в условиях жестоких законов существования на этой земле. Это помогает понять небольшое произведение советского писателя 20 века М. Шолохова «Судьба человека», открывающее запретную в советской литературе тему фашистского плена. Произведение поднимает важные вопросы о национальном достоинстве и гордости, об ответственности человека за свой нравственный выбор.

На жизненном пути Андрея Соколова, главного героя рассказа, было много преград, но он гордо нес свой «крест». Характер Андрея Соколова проявляется в условиях фашистского плена. Здесь и патриотизм, и гордость русского человека. Вызов к коменданту концлагеря – сложное испытание для героя, но он выходит из этой ситуации победителем. Идя к коменданту, герой мысленно прощается с жизнью, зная, что просить пощады у врага он не будет, а тогда одно остается – смерть: «Стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали […], что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…»

Андрей не теряет гордости и перед самим комендантом. Он отказывается пить шнапс за победу немецкого оружия, и подумать он не мог тогда о славе врага, гордость за свой народ помогала ему: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт, мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой». Выпив тогда за свою погибель, Андрей закусывает кусочком хлеба, половину которого оставляет целым: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались», - это говорит исконно русская душа героя. Брошен вызов фашистам. Одержана нравственная победа.

Несмотря на жажду, Андрей отказывается пить «за победу немецкого оружия», не пьет «черное молоко» унижения и сохраняет незапятнанной свою честь в этой неравной схватке, вызывая уважение противника: «…Ты - настоящий русский солдат, Ты храбрый солдат», - говорит Андрею комендант, восхищаясь им. Наш герой носитель черт национального характера – патриотизма, человечности, силы духа, стойкости и мужества. Таких героев в военные годы было много, и каждый из них совершал свой долг, а значит – жизненный подвиг.

Правдивы слова великого русского писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком». 1

Такие же человеческие качества показаны и в произведении Кондратьева «Сашка». В этой повести события, как и в «Судьбе человека», происходят в военное время. Главный герой – солдат Сашка – и действительно герой. Не последними качествами для него являются милосердие, доброта, смелость. Сашка понимает, что в бою немец – враг и очень опасный, а в плену – человек, человек безоружный, обычный солдат. Герой глубоко сочувствует пленному, желает ему помочь: «Кабы не обстрел, перевернули бы немца на спину, может, кровь и перестала…» Сашка очень горд за свой русский характер, считает, что так и должен поступать солдат, человек. Он противопоставляет себя фашистам, радуется за свою Родину и русских людей: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Он уверен, что человек везде человек, всегда должен им оставаться: «…Русские люди над пленными не издеваются». Сашка не может понять, как один человек может быть волен над судьбой другого, как можно распоряжаться чужой жизнью. Знает, что на это никто Человеческого права не имеет, что сам себе такого не позволит. Неоценимо в Сашке его огромное чувство ответственности, даже за то, за что отвечать он не должен. Ощущая то странное чувство власти над другими, права решать – жить или умирать, герой невольно содрогается: «Сашке даже как-то не по себе стало… не такой он, чтобы над пленными и безоружными издеваться».

Там, на войне, он понял смысл слова «надо». «Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил ему ротный, «перед тем, как приказать что-нибудь, и Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует». Герой привлекателен тем, что делает сверх надобного: что-то неистребимое в нем заставляет его это делать. Он не убивает пленного по приказу; раненый, он возвращается, чтобы сдать автомат и проститься с солдатами-братьями; сам провожает санитаров до тяжело раненного, чтобы знать, что тот человек жив и спасен. Эту надобность Сашка ощущает в самом себе. Или это командует совесть? Но ведь иная совесть может и не скомандовать – и уверенно доказать, что чиста. Но нет двух совестей, «совести» и «иной совести»: совесть или есть, или ее нет, как нет двух «патриотизмов». Сашка считал, что Человек, а особенно он, русский, должен в любой ситуации сохранить свою честь и достоинство, а это значит – остаться человеком милосердным, честным перед самим собой, справедливым, верным своему слову. Он живет по закону: родился человеком, так будь настоящим внутри, а не внешней оболочкой, под которой темнота и пустота…

Больше половины века прошло с тех пор… Не так уж это и много. Но что же случилось с

современным человеком?! Неужели он затерялся среди суеты, забыл, кто он, перестал

верить в то, что на протяжении всего существования человечества было его даром, мощью?

________

1.- В.М. Шукшин./ «Литература в школе» №6, 2003 г.

Герой рассказа «Россия молодая» В. Распутина наблюдает за молодыми людьми, летящими в самолете: «Почти все в «упаковке»: кожа, джинсы, кроссовки, на лицах впечатанная небрежность, движения резкие, глаза с быстрыми прицельными взглядами. Странная похожесть замечалась и в женщинах: глянцевые лица с глазами в черном ободе краски, сытые рослые тела, не более двух фасонов экипировка – все выделанное, форменное». Эти люди просто забыли о своем назначении. Целью их существования - благосостояние при жизни. Это и есть «наслаждаться жизнью». Тогда начинаешь понимать, почему такое часто отношение у стариков к молодежи. Да потому, что всё позабыли. Всё! Что могли утеряли, оставили за ненадобностью. Главное – жить хорошо материально, больше нет стимула для них. Автор восклицает: «Господи!.. Ведь это же они, кормильцы наши, спасители Отечества…» Сколько всего понимаешь только из одной этой фразы.

Распутина поражает распущенность, развязность современного общества. Никакой морали, никаких ценностей. Рядом с героем в самолете играют в карты, напоказ обсуждают не имеющие значения проблемы. Повсюду брань… и страшно становится: «Все выброшено за борт – и «не курить», и «не распивать». Также позабыли о чести, достоинстве, о России… Среди этих людей нет ни братства, ни чувств, ни веры в свою землю… да и зачем она им нужна?! Когда вокруг столько веселого, нового, приносящего радость и без всяких там долгов и моральных ценностей. Хорошо это видно, когда в перерыве между перелетами молодежь затеяла игру: Выигрывал тот, кто плевком попадал в узкое горлышко от бутылки… И закрываются глаза, и опускаются руки… А все радуются, смеются! Здесь России нет, как нет ее для двух пассажиров, ехавших от сына домой: «Искать пристанища по кровному родству негде!!»

В погоне за новизной и модой молодежь эта совсем забыла о тех ценностях, что издревле считались почетными, важными, неистребимыми. «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь», - сказал Дж. Сантаяна. Эти люди столкнутся в свое время с непониманием, с невежеством, узнают цену потерянного ими счастья… Ведь отсюда и войны, и страхи, и сломанные судьбы!

Современный человек как будто отошел от истории, оторвался от прошлого: «Наступил праздник воли, грянуло неслыханное торжество всего, что прежде находилось под стражей нравственных правил, - и тотчас открыто объявило себя предводителем жизни таившееся в человеке дикобразье…» 1

Когда человек живет без смысла, без цели, забыв о моральных ценностях, заботясь только о своем благополучии, приходит на то место пустыня, где один песок. И когда поднимается в этой пустыне буря, наступает хаос, конца и края которому не видно: «Существует свой пошив любой человеческой организации, будь-то национальное государство или межэтническое поселение где-нибудь в Сибири или на Балканах, создаваемых с нравственными целями. Как только целью пренебрегают, швы расходятся…» 2

Эта мысль ярко раскрыта и в произведении «Сеня едет» В. Распутина. В небольшом этом рассказе поднимается та же проблема нравственности, воспитания молодежи. Распустившееся общество уже так сказать «атакует со всех фронтов», в частности и с телевидения. Опять же позабыта мораль, идет «заражение» молодого поколения. Никого не жалко, никому не нужно… Главный герой встает на защиту своей страны, потому что невыносимо видеть, как рушится она изнутри, нашими руками рушится!

____________

1. 2. – В. Распутин. Роман-газета №17(1263)-1995г.

Мы видим, что в современном мире воспеты совершенно другие «ценности», нежели в прошлом, вместо чести и гордости пришла пошлая открытость, вместо чувства долга и совести – дикие нравы первобытных современников. Как будто и не было никакого прошлого, все «лишнее» отсекли, оставили в старых запыленных книгах. К чему же все это приведет страну?.. Какая же Россия будет от двенадцатилетних мам и их детей, что же со всеми станет?! Разве так можно жить? И люди ли это, что сами себя уничтожают: «А какие это свои? Но где тогда свои? Где они? Почему, как Змею-Горынычу, отдают и отдают бессовестно дочерей своих малых?» - восклицает Сеня. Финал произведения многозначителен и оптимистичен. Проснется, наконец, русский человек. Ведь он знает цену счастью, а главное понимает, кто он и зачем живет. Он то и «приедет»…

В новой повести «Дочь Ивана, мать Ивана» В. Распутин собрал все разрозненные мотивы молений, отчаяний, боли и крупицы надежды, относящиеся к нашему, молодому поколению. Это произведение и дает взглянуть нам на себя со стороны, и показывает, что мы живы одновременно.

Иван, один из главных героев повести, готов «не сдаться на милость исчужа заведенной жизни…» В его лице Распутин показывает ту молодежь, которая своими крепкими плечами поднимет страну и удержит ее от новых нравственных падений. Иван ведет обычную жизнь, какую ведут все его друзья-подростки, но во многом он от них отличается: «какая-то прочная сердцевина, окрепшая в кость, чувствовалась в нем». «Прежде остынь, потом решайся на размашистые действия», - учил сам себя парень.

Это произведение показывает нам, что Иван – «главный, обнадеживающий побег всего семейного древа», что он тот русский человек, который был и в военное время, и гораздо раньше. Видна его связь с прошлым поколением: он – Иван, назван в честь своего деда Ивана, назван русским именем. И когда он едет достраивать церковь в родные места

матери и деда, Иван Савельич говорит: «Ну, приободрил ты меня, парень! Пойду сегодня объявление давать своему поместью,… что передумал сдаваться,…надумал дожить, покуль ноги держат».

Прошлое нашей страны было за старым Иваном, будущее – за молодым.

Иван Савельич, однажды рассказывая историю своим детям, точно нам показал то, как раньше тверд и крепок был народ, «когда мужика гнули в бараний рог». Эта история об одном переселенце, который, несмотря на всеобщую бедность, строился и богател, всем назло жил и выживал, сколько бы слухов о нем ни шло, что среди пустоты может создать все, вытерпеть все, преодолеть все! И из слов того же Ивана Савельича мы узнаем о нашем, сегодняшнем поколении людей. Как оно оторвалось от родных корней, а ведь гласит пословица: «Без корня и травинка не растет», значит, не растет и не движется поколение? «Отчего это у нас в народе кровь такая молчаливая… такая вялая на родство… У нас и внутри нас идет нешуточная перетяга: кто победит», - говорит человек, который в жизни своей успел повидать и горя, и радости, точно выбрав слова для объяснения нашей силы и нашей немощи. И действительно, современный человек стоит перед выбором между собственным «я» и «я», навязанным извне. Когда Иван наблюдал драму, разыгравшуюся в кинотеатре «Пионер», он очень долго размышлял, кто может считать себя правым, нужным: скинхеды, которые пришли громить кинотеатр с находящимся так притоном для наркоманов, или те наркоманы, на которых безжалостно нападают скинхеды и бьют, и убивают их, опустившихся людей. Иван оправдывает деятельность скинхедов, которую должно было проводить государство, но не насилие, которое они совершали: «И кто-то должен эту грязь вытряхивать и принимать на себя сыплющиеся со всех сторон проклятия? Может, дело только в этом и к бритоголовым стоит лучше присмотреться, а не уходить в сторонку с удобными оправданиями?» - думает герой. Видно, как он ищет ответы на вопросы, которые не дают его душе покоя, но не находит здесь того, что его интересовало, так как скинхедом, хотя и одобрял их частично, быть не хотел, а о той ««пионерии», захлебывающейся наркотиками и теряющей человеческий образ», даже не думал. Поэтому Иван идет на рынок – «царство китайского изобилия» И здесь опять больное общество, нуждающееся в помощи. Тут собираются люди, которым чужды законы морали. Здесь люди разных возрастов и национальностей, их цель – жажда наживы и «быстрого» счастья: всякого рода людей-нелюдей, обманывающих, обсчитывающих, развращающих и «убивающих» народ. Иван ввязывается в драку между воюющими кавказцами и казаками, не относя себя ни к какой стороне. Ввязался, «потому что покусывало, саднило внутри болью от бездействия и безволия…» Он почувствовал, что не может сам себе простить то, что творится вокруг него, искренне желает это изменить, поэтому уезжает из города, чтобы остаться одному, подумать…

С малых лет Иван был самостоятельным, умел настоять на своем, что совсем немаловажно в жизни. Возможно, самые сокровенные надежды, новые прозрения возложил Распутин на Ивана. Он, герой, задумывается о будущем общества, видит, что ему нужна помощь, только пока он не представляет и не думает о себе, как об одном из

«спасителей». «Для чего-то поспевал он неведомо, какие-то пробивались в нем новые чувственные струи», - говорит Распутин, когда Иван продолжает свои искания и обретает их на даче, на Байкале. Герой понимает, как больно современное общество и не хочет быть таким: «Сколько же в нем, выходит немого и глухого, забытого в неведомые углы, нуждается в пробуждении!» Иван знакомится с древнерусским, церковнославянским языком и познает то самое старое и прочное, что сидит в нем: «Нет, это нельзя оставлять на задний план, в этом, похоже, коренится прочность русского человека. Без этого, как дважды два, он способен заблудиться и потерять себя». Иван почувствует свою силу после того, как отслужит в армии и уедет строить церковь. Он положит начало новому поколению, которое «вылечит» Россию от прогрессирующей и страшной болезни. Вновь обретут свою силу нравственные ценности, воспетые еще в древнерусской литературе.

Вывод:

С древних времен почитались доблесть, гордость, милосердие в человеке. И уже с тех пор старшие передавали свои наставления молодым, предостерегали от ошибок и тяжелых последствий. Да, сколько времени с тех пор прошло, а не устаревают моральные ценности, живут в каждом человеке. Еще с тех времен человек считался Человеком, если мог воспитывать сам себя и обладал такими качествами: гордость, честь, добродушие, твердость. «Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его», - учит нас Владимир Мономах. Главное, чтобы человек был перед собой достойным жизни своей. Только тогда он сможет что-то изменить в своей стране, вокруг себя. Много может произойти несчастий и бед, но древняя литература учит быть нас сильными и соблюдать «свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою» 1 , учит не забывать о братьях своих, любить их как родных, уважать друг друга. А главное – помнить, что ты русский человек, что в тебе сила богатырей, матерей-кормилиц, сила России. Об этом не забыл Андрей Соколов в плену, не превратил ни себя, ни Родину свою в посмешище, не захотел отдавать на поругание СВОЮ Россию, своих детей Сеня из повести Распутина.

Мы видим, каким должен быть человек, сын и защитник, на примере князя Даниила, он отдал все, чтобы его Родина, страна, народ не погибли, выжили. Он согласился и на осуждения, которые его ждали после принятия веры татар, он выполнил свой долг, и судить его не нам.

У Ивана, героя повести В. Распутина, тоже впереди сложный жизненный путь, но тропинку к нему он уже нашел. И у каждого из нас есть своя дорога, на которую мы должны непременно выйти, а выходят на нее все, только кто-то слишком поздно понимает, что идет по ней в другую сторону…

Заключение.

Честь, достоинство, совесть, гордость – вот нравственные качества, которые помогали во все времена русскому человеку отстоять свою землю от врагов. Проходят века, меняется жизнь в обществе, общество, меняется и человек. И вот наша современная литература бьет тревогу: поколение больно, больно безверием, безбожием… Но Россия есть! А значит и есть русский человек. Есть среди современной молодежи те, кто возродит веру, вернет нравственные ценности своему поколению. А наше прошлое – будет опорой и помощью во всех ситуациях, именно на нем нужно учиться, идя к будущему.

Не хотелось, чтобы работа оказалась сочинением, прочитанным и забытым. Мной было поставлено такое условие: если после прочтения моих размышлений и «открытий», хоть кто-нибудь задумается (действительно задумается!) о смысле этой работы, о цели моих действий, о вопросах и призывах к нам – к современному обществу – значит старалась не зря, значит это творчество не станет «мертвым» грузом, не будет без дела пылиться где-то в папке на полке. Оно в мыслях, в разуме. Исследовательская работа – это, прежде всего твое отношение ко всему, и только ты можешь ее развить и дать толчок к дальнейшим преобразованиям, для начала в себе, а потом, возможно, и в других. Я дала этот толчок, теперь дело за каждым из нас.

Литературное чтение

Тема: Нравственные проблемы в произведениях русских писателей
Цели: Осмысление проблемы нравственности.

Давать оценку поступков и взаимоотношений между близкими людьми.

Формировать представление о личности героев.
Задачи:

1. Формировать:


  • представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

  • умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.
2. Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли.

3. Учить анализировать литературные тексты.

4. Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость;

Сценарий урока:


  1. Орг. Момент

  2. Психологический настрой

  3. Шифровальщик

  4. Введение в тему урока и целеполагание
- Какой единой темой связаны слова: добро, милосердие, великодушие, сострадание?

Обратимся к словарю для толкования слова – нравственность. Я – безусловно, нравственный человек». Получается, что есть определенные проблемы с духовными и душевными качествами у многих людей. Именно об этом наш сегодняшний урок.

Сформулируйте тему нашего урока?

Нравственные проблемы в произведениях русских писателей.

Какие цели мы ставим перед собой?

5. «Дерево предсказаний»

Для того, чтобы наш урок прошел успешно, что можете предложить на сегодняшнюю работу.

Обратите внимание на наше дерево и в листке оцените свой настрой на работу.

6. Работа по теме урока

Сегодня на нашем уроке «Виртуальный гость. Это - Василий Александрович Сухомлинский. Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского. Замечательный педагог - новатор, страстный публицист прежде всего заботился о проблемах детей, подростков. За два десятилетия он издал 35 книг и сотни научных статей – раздумий. Его истории – притчи мы с вами уже изучали этой осенью. («Я хочу сказать свое слово»). Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

Сегодня мы познакомимся еще с одной историей – притчей «Именинный обед». Прежде, чем вы предвосхитите, о чем эта история, давайте выясним что такое притча. («При́тча - это малый поучительный рассказ в литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). Близка к басне. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них».

Как вы думаете: о чем эта притча? (ответы детей)

Давайте прочитаем и проясним ваши предположения.

(Чтение учителем с прерыванием)

Оценка после первичного прослушивания

Не по себе – неловко.

Не поверить своим глазам – сильно удивиться.

Никуда не годится – очень плохой

Хвататься за голову – приходить в ужас, в отчаяние

Хоть бы что – безразлично

Так себе – ни плохо, ни хорошо

Выберите и укажите на выбранный фразеологизм.

Запомните свой выбор, он пригодится нам на подведении итогов.

7. Радио спектакль

Прочитаем сейчас текст по ролям по группам. Вас 4 человека: 2 автора, мама и Нина. 1 автор читает до слов: Скоро день рождения Нины.

Послушаем вторую часть истории со слов «Пришли гости…»

8. «Шесть шляп»

А сейчас приступаем к дискуссии. В этом нам помогут 6 шляп.

Шляпы у вас на партах, что делать – вы знаете. Повторим алгоритм работы в группах. Приступили к работе.

Выслушиваем ответы спикеров. Дополнения только после выступления лидеров.

Вернемся к фразеологизмам, изменились ли ваши мнения, оценивая поступок Нины?

Определите одним словом поступок Нины. (предательство)

9. Итоги работы

- Диагностика

- Поставьте + - да, - , если нет.

- Отметка на дереве предсказаний.

10. Оценка в маршрутном листе

11. Домашнее задание