Какие душевные качества обломова привлекают штольца. Какие душевные качества обломова привлекают штольца Образ Обломова: погруженный в задумчивость

У Гончарова Штольц таит в себе некую загадку. Нашему восприятию, видимо, мешает то, что Обломов и Штольц не равнозначны, так сказать, с точки зрения художественной полнокровности и убедительности. Как только в романе речь заходит о Штольце, так появляется скороговорка. В ряде случаев Гончаров не показывает Штольца, а рассказывает о нем. Образ Обломова дан в саморазвитии, а Штольц оказался полностью во власти автора. Кстати, сам Гончаров впоследствии признавал, что Штольц "слаб, бледен - из него слишком голо выглядывает идея".

Объясняется это в значительной степени особенностями дарования писателя. Гончаров утверждал, что литература призвана изображать прежде всего то, что уже отстоялось, утвердилось, ясно обозначилось в жизни. А Штольц и ему подобные в русской действительности только-только появлялись; их жизненные позиции, их роль в развитии русского общества еще не были ясны. Отсюда и некоторая неопределенность образа Штольца в романе.

Эстетическая неполноценность Штольца может привести к неприятию этого героя или к искаженному его восприятию. А между тем, неплохо было бы проявить объективность и внимательнее к нему присмотреться. Не надо забывать о том, что ведь и повествование в романе ведется в какой-то степени от имени Штольца. "А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится", - говорит в конце романа Штольц автору. "И он рассказал ему, что здесь написано".

Именно Штольц произносит похвальную речь Обломову, столь восторженную, что непонятно даже, о каком Обломове написан роман? "Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!.. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще..." - и т. д. Штольц один понимает, что такое Обломов, способен его защитить и оценить. "Протяни руку человеку", - вот он это и делает. Это его предназначение в романе. Ему же, Штольцу, автор передоверяет и некоторые свои мысли об Обломове, идеи, взгляды. Например: "Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить ".

Кто же такой Андрей Штольц? Делец, прагматик, рационалист. Он разрушает старую Обломовку и деятельно создает свою, новую. Повествуя о Штольце, автор нигде не сбивается на иронию. Но не вызывает ли у вас "положительность" Штольца своего рода подозрение? Штольцу все удается! В России! В предреформенные 50-е гг.! Да возможно ли такое? А в связи с этим сделаем небольшое отступление.

Не удавались русским писателям образы капиталистов! Вот захотел же Гончаров создать положительного Штольца - и не получилось! А другие даже и не мыслили увидеть в представителях буржуазии некое созидательное начало. Разрушительное видели, а созидательное - нет. Между тем, стала же Россия на рубеже XIX-XX вв. одной из промышленно развитых стран мира. Кто же это сделал? В любом случае, не Обломовы же.

В западной литературной традиции видим совсем другое. Бальзак, отчасти Диккенс, в XX в. Драйзер без всякого отвращения описывали радость и удовольствие обогащения, даже некую поэзию биржевой игры... Ничего подобного в русской литературе не было.

Вернемся, однако же, к роману.

Узнав печальную повесть о жизни Ильи Ильича, не хочется ли вам воскликнуть: Обломов, сделайся Штольцем! Или иначе: вот если бы к обломовской душевности да Штольцеву деловитость, к чистосердечности и наивности Обломова прибавить практическую рационалистичность Штольца... Только ничего из этого не получится! Не станет Обломов делаться Штольцем, и не только по причине глубокого отвращения ко всякому действию. Во-первых, Обломов свой образ жизни считает совершенно нормальным. А во-вторых, не является ли вся деятельность Штольца тоже "выделкой покоя", тоже стремлением к "утраченному раю"?

Присмотритесь, как настойчиво писатель отмечает в Штольце так называемое "естественное" стремление прожить четыре времени года в течение жизни, как сам Штольц строит модернизированную Обломовку вместе с Ольгой! Вот что написано в романе: "Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой..." Как все, как мечтал и Обломов... Не обнаруживается ли некая тождественность сущностного содержания Обломова и Штольца?

Меню статьи:

Они в детстве жили почти рядом – в соседних деревнях, – затем, уже будучи подростками, Они учились в пансионе для дворянских детей. На протяжении всей жизни судьба снова и снова сводила этих людей. Вы спросите, о ком идет речь? Конечно же, об Илье Обломове и Андрее Штольце из романа Ивана Гончарова «Обломов» и их необычной дружбе.

Чтобы вникнуть в суть отношений этих диаметрально противоположных по натуре друзей, нужно проследить их жизнь на протяжении произведения.

Образ Обломова: погруженный в задумчивость

Для того, чтобы понять, насколько противоположными по характеру были Андрей Штольц и Илья Обломов, необходимо сначала проследить за характером первого героя, фамилией которого назван весь роман. Илья Ильич предстает перед читателями неряшливым и крайне ленивым человеком средних лет. Его любимым местом является диван, а одеждой домашний халат, который «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…»
Небрежное убранство комнаты, где, казалось бы, соблюдался порядок, но при пристальном взгляде обнаруживалась масса внешних недостатков, еще больше подчеркивало инфантильность героя. Он не имел ни определенной цели в жизни, ни каких-либо четких планов, взирая на окружающее рассеянно и задумчиво.

Активный и целеустремленный Штольц

Андрей Штольц был совершенно другим. С юношеским жаром еще в юности он объяснял уроки медлительному и мечтательному другу, стремился помочь, чтобы Илья нашел себя в жизни. Но его стремления не оправдались, потому что ученье «странно подействовало на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

Любопытным и очень активным маленький Андрюша был еще с самого детства. Любые его выходки, вплоть до того, что мальчик мог уйти на несколько дней, при этом не вызывая беспокойства отца, воспринимались его родителями без всякой паники. Не препятствуя сыну свободно познавать окружающий мир, папа способствовал развитию целостной, вполне самостоятельной личности. Андрей Штольц удивительный человек, к которому уже с первых строк проникаешься симпатией. Герой романа, любящий жизнь и стремящийся в будущее. Таким он изображен на страницах произведения.

Причина дружбы Обломова и Штольца

У читателя, вникающего в образы таких абсолютно противоположных личностей, может возникнуть справедливый вопрос: как они могли дружить? Но, может, некоторые удивятся, узнав, что вначале Андрей и Илья были похожими по характеру. Но именно воспитание, среда, в которой обитали юные друзья, сделали их настолько разными, как Юг и Север. Однако, близкие товарищи прекрасно справляются со своей несхожестью и отлично дополняют друг друга.

Эти два разных по темпераменту человека смогли по достоинству оценить друг друга. Штольц видит в Обломове его прекрасную душу, а тот, в свою очередь, замечает лучшие качества настоящего, преданного друга.

“…Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя…” – отзывается Андрей Иванович об Илье Ильиче.

Он любит друга за его искренность, считает очень хорошим человеком, даже несмотря на его вальяжность, апатию и лень. Штольц надеется, что когда-нибудь возможно будет переделать Илью Ильича и пытается принять соответствующие меры. Но получится ли это у него?

Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова

В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни.

Вот Илья и Андрей маленькие дети. Один из них смелый и активный, другой немного ленивый, мечтательный и боязливый. Родители безмерно любят своих чад, но воспитывают их по-разному. Поэтому и судьбы у них совершенно неодинаковые …



Вот Андрей, «часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала едет посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». В присутствии Обломова друг успокаивается, чувствует себя, как человек, который пришел «из великолепных зал под собственный скромный кров».

Вот они ведут диалог между собой, и Андрей никак не может убедить Илью стать более живым, выйти в общество, оторваться от своего удобного дивана, сменить образ мыслей, оставить пассивность, апатию и лень, стать полноценной личностью… «Точно ком теста, свернулся и лежишь» упрекает Штольц Обломова, но тот не реагирует на замечания. Однако, Андрей непреклонен в своем решении изменить ситуацию. «Нет, я тебя не оставлю так, возмущается он. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен делать с собой и с тобой, а теперь одевайся…»

Умный Штольц за пеленой равнодушия и лени сумел разглядеть в друге философа, ведь он иногда говорит очень правильные речи. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? говорит Обломов другу. Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!..»

«Ты рассуждаешь, словно древний, делает вывод Штольц. А впрочем, и то хорошо, по крайней мере рассуждаешь, не спишь».

Проницательному Обломову все надоело, потому и пытался он закрыться в скорлупе своих нелепых грез и мечтаний и ограничиться пребыванием в собственном доме, где все так привычно и знакомо, где нет никакой суеты и напускного веселья. Но жить по плану друга ему тоже крайне тяжело…



А вот еще одна сцена. «Теперь или никогда» заявляет Штольц, и Обломов делает большое усилие над собой, решая последовать совету друга и получить французский паспорт. Однако, в то время он так никуда и не уезжает. Зато в личной жизни происходят неожиданные перемены: Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, женщину простую и в то же время благородную. С трепетом к ней относится и его друг Андрей.

Но подход к девушке у Ильи Ильича оригинальный: не желая льстить, он и здесь проявляет какую-то неуклюжесть, равнодушие к напыщенным фразам, а может, даже невежество, говоря: Мне ничего не стоит сказать: «Ах! я очень рад буду, счастлив, вы, конечно, отлично поёте… это мне доставит… Да разве это нужно?»

Наконец Ольга запела, и Обломов, не удержался от восторженного «Ах». «Слышите? сказал ей Штольц. Скажи по совести, Илья: как давно с тобой не случалось этого?» – спросил он влюбленного друга. К сожалению, инфантильность Обломова со временем взяла верх над его светлыми чувствами к Ольге Ильинской. Он не смог, да и не захотел преодолеть свою природную лень и стать мужем этой прекрасной женщины. В конце концов, в жены Ольгу взял именно Андрей Штольц, который, оказывается, тоже был влюблен в неё, но не хотел мешать счастью друга.

Наступает время перемен, и Обломов женится на Агафье, вдове коллежского секретаря Пшеницына, женщине хозяйственной, доброй и неглупой, которая преданно ухаживала за ним во времена болезней и депрессий. Жизнь его снова идет размеренно и плавно. Агафья окружает мужа заботой и поддерживает полный порядок в доме. Ну а что же Штольц?

К сожалению, последняя встреча друзей спустя пять лет была весьма печальной. «Погиб!» – сокрушался о друге Андрей Иванович, увидев его в крайне тяжелом душевном состоянии. Потрясло его и то, что Агафья – жена Ильи. При этом неожиданном известии будто каменная стена разверзлась между друзьями, и Штольц понял, что никогда уже его товарищ не оставит Обломовку. Но все же он внял просьбам Ильи Ильича «не забыть его сына Андрея». И дал себе слово повести мальчика совершенно другой дорогой, и с ним «приводить в дело их юношеские мечты».

Такая дружба очень важна

Проследив за отношениями Обломова и Штольца, можно сделать вывод: такая дружба тоже нужна и полезна, ведь они удивительным образом дополняли друг друга и поддерживали в трудные минуты жизни. Жаль, конечно, что Илья Обломов умер, не сумев справиться с внутренней апатией и ленивым образом жизни, но после него остался сын, которого взял на воспитание лучший и верный друг – Андрей Иванович. Он и в этот раз помог Илье – теперь уже усыновив его родную кровиночку и дав ребенку шанс на полноценную, осмысленную жизнь. Но разве могло произойти иначе? Ведь дружба Ильи и Андрея всегда была настоящей.

Что такое настоящая дружба? Это, прежде всего, понимание, желание помочь, поддержать человека в трудную минуту.

Ко многим ли людям мы испытываем такие чувства? Конечно же, нет. Их единицы. Настоящие друзья – это подарок судьбы. Далеко не всем везёт встретить таких людей в жизни. Но если удача на вашей стороне – вы никогда не будете одиноки, и всегда сможете ощутить незримое присутствие друга, ведь он уже живёт у вас в сердце.

Если взглянуть на героев романа Гончарова «Обломов», можно подумать, что Илья Ильич и Штольц – иллюстрация настоящей дружбы.

Но так ли это?

Эти герои знакомы с детства, знают друг друга очень хорошо. Штольц испытывает к Обломову нежные чувства, всячески стремится расшевелить его, заставить жить активной жизнью, так как сам является очень «подвижным» персонажем. Он пытается подогнать характер Обломова под себя, как не грустно, ломая его. Разве настоящие друзья поступают так? Нет! Они принимают тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками, ценя достоинства, не уничтожая индивидуальность. Конечно, эти его действия – это своеобразная забота, но нужно знать меру.

Штольц, общаясь с Ильёй Ильичом, также получает «дозу» душевного тепла, которого ему так не хватает в жизни - мне кажется, это главная причина его «дружеских чувств». Он является самым настоящим потребителем. Кроме того, я думаю, Штольц, видя уйму недостатков в Обломове, сравнивая его с собой, занимается самолюбованием. Та принципиальная разница, которую видно за километр между этими двумя героями, дарит Штольцу неоспоримое преимущество, которым он с удовольствием пользуется.

Конечно, понимая все эти нюансы, мы можем сделать далеко нелицеприятные выводы о Штольце. Но, с другой стороны, он, не смотря ни на что, всегда готов прийти на помощь Обломову, что видно в эпизоде, где Тараньтьев обкрадывает Илью Ильича, а Андрей помогает главному герою выпутаться из истории. Кроме того, ведь и чувства Обломова не случайны. Не может он любить человека недостойного. Илья Ильич – тонко чувствующая натура, он увидел в Штольце черты прекрасного сердца. Мы можем не сомневаться, со стороны Обломова о подлинности дружбы не может быть и речи, он свято верит в Андрея. Со стороны Штольца же – вопрос спорный.

Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанным взаимоотношениям Обломова и Штольца в полной мере раскрылась суть этих героев и различий их характеров.

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» - одно из самых неоднозначных произведений русской литературы. Именно в этом романе нашли отражение не только эпохальные проблемы изменения помещичьей жизни и нравов современного Гончарову человека. В «Обломове» выражается в своём роде революционная идея становления нового типа русского человека. Эта идея буквально раздвинула границы эпохи, вышла за её пределы.

Весь роман «Обломов» построен на приёме антитезы. И важнейшим противопоставлением стали два героя, две центральные фигуры произведения - Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц - персонажи, которых зачастую называют антагонистами друг друга. Но противостояние, различия героев и приведут в конечном итоге к некоему компромиссу, решению сложного конфликта.

Илья Ильич - герой, которого редко называют положительным. Это русский барин, помещик, привыкший к праздности. Обломов с гордостью говорит о себе:

«Я барин. Я ничего не умею».

И он действительно ничего не умеет. С самого детства окружённый слугами, мамушками и нянюшками, выросший в деревне, не знавший трудностей жизни, он привык к неспешному течению жизни, к постоянству - такой была жизнь в его родном доме. Она, по выражению автора, текла, «как покойная река». И слово «покойная» выбрано неслучайно: это не просто устаревшая форма слова, а его двойной смысл. Жизнь в Обломовке не только спокойная и размеренная. Она… мёртвая, погибающая, затухающая. Такой выдалась и жизнь главного героя.

Однако невозможно назвать Обломова отрицательным персонажем. Он - воплощение русской нравственности, русского менталитета, образец русского характера. Обломов щедр, добр и мягок, нежен. Он честен не только с окружающими, но и с самим собой: ему противно лицемерие Петербургского света, поэтому Илья Ильич предпочитает леность пустой деятельности. Его праздный образ жизни - результат крайнего проявления именно русского качества, любви к человечеству. Это есть самый настоящий протест светскому обществу.

С самого детства Илья Ильич был окружён заботой, вниманием, обласкан родителями и слугами, которые обожали маленького Илюшу. Но эта любовь приобрела гипертрофированный характер, оказалась чрезмерной и привела к гибели героя. С детства не привыкший утруждать себя (ведь в доме были слуги, которые нужны как раз для труда), он не смог заставить себя действовать даже тогда, когда это было необходимо. Как точно выразился Гончаров, «всё началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить».

Штольц же - полная противоположность Обломова. Даже внешне он противопоставлен главному герою. Если Илья Ильич представляет собой человека пышного, мягкого, с нежными руками, то Штольц же напоминает «кровную английскую лошадь» - резкий, с острыми чертами лица, с быстрой речью. Отец Штольца - деятельный человек. Он приучил сына трудиться, добиваться всего самому, чтобы не пропасть в жизни. Но этот человек недодал ему любви – того, что было в избытке у Ильи Ильича.

Два человека - две противоположности, острое социальное противоречие. Успешный, но сухой душою человек - и добрый, отзывчивый, но абсолютно беспомощный. Это противостояние деятельности и духовности у Гончарова находит решение, своеобразный компромисс. И это… маленький Андрюша Обломов - сын русского душою Обломова, выращенный, воспитанный привыкшим к труду немцем Штольцем.

Автор, несомненно, предполагает, что смешение этих противоположностей приведёт к хорошему результату. Именно Андрюша станет тем идеальным человеком своего - и нового тоже - времени, поскольку он впитает в себя лучшие качества героев-антагонистов.

Эта идея становления нового типа человека, разумеется, выходит за рамки своей эпохи. Подобно Тургеневу, предсказавшему в своё время появление поколения Базаровых, Гончаров создаёт облик нового типа личности, которой суждено изменить свою эпоху - и время, которое за ней последует.