Православная традиция духовно-нравственного становления человека. Традиция духовная

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость. Сегодня, когда очень много семей распадается, просто необходимо рассказывать детям о духовных традициях русской семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-познавательная беседа

«ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ СЕМЬИ»

Цели: расширить представление обучающихся о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать учащихся к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, книги М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя обучающихся.

II. Проблемная ситуация.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет быть счастливым. Как вы думаете, а что нужно для счастья?

Да, я согласна с вами, конечно же, для счастья нужна семья. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

III. Сообщение темы мероприятия.

Слайд 1. Сегодня, в преддверии Международного дня семьи, который отмечается 15 мая, я предлагаю вам поговорить о духовный традициях русской семьи.

У нас в училище уже стало традицией в мае проводить подобные мероприятия.

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость.

Существует легенда о том, что раньше не было разделения полов, а были сросшиеся воедино 2 существа, несущие одновременно мужское и женское начала. Идеальная гармония, великая сила любви была присуща им. Все их помыслы, поступки, стремления были общими. Великий бог Зевс не мог допустить, чтобы между людьми за пределами Олимпа могли существовать такие отношения и рассек пополам эти единые существа, разбросав их по Земле. Но любовь их не ослабла, стремление быть вместе еще более усилилось. И с тех пор каждый в этом мире ищет свою половину, а найти ее не всегда удается. Грустная и прекрасная легенда…

Но в действительности все не так гладко. Слайд 2. Россия является лидером по количеству разводов. Вы только представьте себе, каждый второй брак распадается, каждый третий ребенок рождается вне брака.

Теряются родственные связи. Не остается ничего святого.

Чтение стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про тапочки забыл, сказал смущённо:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
- Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься - к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки - ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку тешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днём старушка всё слабеет,
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа - первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта -
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье - не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
- Вы ж говорили - умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт…Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик -
Мол, подожди, Господь, не забирай

Почему так происходит? Что делать?

Конечно же, нельзя игнорировать опыт прошлых поколений.

IV. Обратимся к истории.

Слайд 3.

Серьезным «документом» на Руси, регламентирующим поведение человека в государстве, в семейной жизни, быту, был знаменитый «Домострой» (составитель Сильвестр). В Московском тексте 17 века 64 главы четко определяют обязанности человека по отношению к церкви и царю, к своим близким, жене, детям и т.д.

Слайды 4, 5 Главной идеей «Домостроя» является идея ответственности и авторитета: муж является господином своей семьи и несет ответственность перед Богом и государем за свою семью, за воспитание детей. Само понятие «Дом» в «Домострое» значительно шире, дом - это не только семья, но и общество, род, страна, мир. Правила «Домостроя» даны самим Богом, Церковью, выношены народом. Люди не просто читали его, переписывали, перестали лишь в 1940 – 1950 г.

Очень важная роль в семье принадлежала матери. (Зачитывается отрывок из «Судьбы человека» М. Шолохова).

Крестьянские дети получали в семье основы духовного воспитания. Семью не случайно называли «малой церковью», здесь происходило приобщение ребенка к молитвенному общению, постижение им азов православной веры. «Красный» угол избы служил для детей зримым подтверждением постоянства Божественного присутствия. Регулярное участие в богослужениях, таинства исповеди и причастия поддерживали в юных душах огонь Божественной любви.

Благословение перед разлукой, обычай в молчании посидеть вместе в безмолвной молитве перед отъездом свойственна русской семье. Тяжесть разлуки скрашивается переброшенным через нее мостом благословения. Отпускаемым на чужбину детям, сыновьям, уходящим на войну, столько давалось с собой благословений и молитв на дорогу, и так много было в старину рассказов про то, как материнское благословение - образок, повешенный на шею матерью перед отъездом - отклонило полет неприятельской пули. Мы здесь касаемся самого святого, сокровенного и интимного в жизни семьи. Отсюда вырастают те невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом, дают столько теплоты и очарования ее внутреннему «воздуху».

Слайд 6 . Обратимся к известной всем семье последнего русского царя Николая II.

1894 год. Николай II запишет в своем дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».

1916 год. Александра Федоровна в письме мужу: «Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо, это 22-я годовщина помолвки. Боже, как летит время... Незабвенны дни и та любовь, которую ты дал мне».

И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

«В 9 часов ровно мы услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку мы назвали Ольгой! Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние о случившемся». (Николай II. Дневники).

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай II был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».

« Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, самое родное место для нас в мире», - запишет в своем дневнике Александра Федоровна.

V. Подведение итогов беседы. «Фундамент» семьи. Слайд 7.

VI. Работа творческих групп. (Создаются 3 группы обучающихся во главе с преподавателем. Каждая группа совместно ищет ответ на поставленный вопрос).

1 группа.

Какие традиции можно «завести» в своей семье?

2 группа

Как можно разумно распределить домашние обязанности между членами семьи? (Приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, контроль за учебой детей, посещение родительских собраний и т. д.).

3 группа

Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять Правительству для укрепления семьи, для повышения рождаемости?

Пока группы обсуждают поставленные перед ними вопросы, зрители отвечают на вопросы викторины. Слайд 8, 9. Обсуждение пословиц. Слайд 10.

VII. Отчет творческих групп.

VIII. Подведение итога.

На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Они назывались разгоняи. Тем самым гостям намекали, что пора расходиться по домам.

Я тоже хочу раздать вам такие пряники.

IX.Рефлексия.


Традиции - это воплощенный в социальных стереотипах некий исторически сложившийся групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в социуме. Нужно отличать данное понятие от искусства, которое представляет более индивидуальную творческую деятельность. Посредством традиций определенный коллектив индивидуумов передает по наследству знания, необходимые для саморазвития и даже выживания. То есть данный термин можно трактовать как определенный механизм коллективной коммуникации. Специалисты выделяют основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные и культурные.

Происхождение термина

Всем известное слово "традиция" для многих имеет достаточно понятный смысл. Если говорить о дословном переводе, то в латинском языке термин означает «передача».

Первоначально понятие «традиция» использовалось лишь в буквальном значении и обозначало действие. Древние римляне употребляли его в том случае, когда им приходилось вручить кому-либо некий материальный предмет или же выдать замуж дочь. Впоследствии материальные предметы отошли на второй план, их оттеснили передаваемые умения и навыки. Таким "традиция", вернее, его семантический спектр, указывает на основное отличие от всего, что можно было бы подвести под данное понятие. Традиция - это то, что не принадлежит определенному индивидууму, так как передано извне. Производное значение ассоциируется со всем тем, что связано с давним прошлым, что бесповоротно утратило свою новизну, неизменно и символично стабильно. А точное следование обычаям избавляет многих от необходимости самостоятельно осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции и социум

Каждое новое поколение, получая в полное распоряжение некую совокупность традиционных образцов, не принимает и не усваивает их в готовом виде, оно невольно осуществляет их собственную интерпретацию. Получается, общество выбирает не только свое грядущее будущее, но и канувшее в Лету прошлое. Социальные группы и общество в целом, избирательно принимая одни элементы социального наследия, одновременно отвергают другие. Поэтому социальные традиции вполне могут быть как позитивными, так и негативными.

Национальное наследие

В целом традиции — это так называемый элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени. Это некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять. Рассматривая вместе с данным термином определение слова «наследие», можно сказать, что понятия практически идентичны.

Если говорить о национальных традициях, то это правила, которые проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля и в целом поведения, они проявляются и в движениях, жестах и других элементах, которые имеются в психологии людей. Подобные понятия и проявления весьма важны для человека, так как именно они способны запускать бессознательный механизм в человеке, который четко способен определить грань «свой» и «чужой».

Национальные традиции - это явление, которое сформировалось в результате жизнедеятельности каждого народа или нации, регулируемое функциями в сознании человека. Другими словами, регулирование происходит в семейном быте, в общении, поведении. Традиции имеют свои характеристики, а именно обладают высокой устойчивостью, преемственностью и даже стереотипностью. Характеризуются долговременным фактором, который является регулятором общественных явлений.

Современное отношение к культурным традициям

Многообразие традиций большинства стран порой просто поражает. То, что для определённого народа является нормой обыденной жизни, в другой стране нередко могут воспринять как личное оскорбление. Можно сказать, что традиции являются одной из основополагающих вещей в культурах различных стран мира. Поэтому, если вы надумали отдохнуть в какой-нибудь экзотической стране, необходимо предварительно ознакомиться с ее обычаями, дабы не попасть в неловкое положение. Например, в Турции одной из важных традиций считается необходимость снимать обувь при входе в дом и в храм. Ещё ни в коем случае нельзя отказывать в предложении выпить чашку чая, это могут воспринять как оскорбление.

Не просто набор правил

Культурные традиции - это не только набор правил этикета, это определённый смысловой поток, направленный на то, чтобы показать глубину истории той или иной страны, это ценности, заложенные веками, передаваемые из поколения в поколение для поддержания и выявления уникальной ментальности её жителей. Например: страны, в которых распространён буддизм, считают, что прикосновение к голове человека неприемлемо, так как в ней обитает человеческая душа. К огромному сожалению, во множестве стран традиционные обряды вышли, так сказать, из моды и утратили свою ценность в связи с технологическим прогрессом. Хотелось бы, чтобы интерес к сохранению своей культуры не терял своей актуальности ни в одном уголке мира.

Синоним слова

Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой (существительные мужского рода), наследие, предание (существительные среднего рода). Вместо единственного термина можно употреблять словосочетания со словом «так», например: так повелось, так заведено . У писателей, да и не только у них, традиции называют неписаными законами. Одним из самых необычных синонимов в русском языке к данному существительному является слово "итихаса", что в переводе означает «именно так и было». Большинство источников определяет синоним к слову "традиция" в нескольких вариантах, в которых, кроме представленных выше, лидируют норма, установление, обыкновение, ценность . Интересным вариантом является употребление слова «хашар» (термин, давно вошедший в тюркские и таджикский языки и обозначающий «совместный труд»).

Религиозные традиции

Религия также имеет свои традиции, что делает ее духовным и культурным кладезем. представляют собой совокупность устойчивых форм и приемов поклонения богам (Богу). Каждая из существующих на земле религий бережно хранит и всячески поддерживает свою традицию, но чаще всего в каждой религии существует сразу несколько традиций, например: православие, католицизм, протестантизм - в христианстве, шииты и сунниты - в исламе, махаяна и хинаяна - в буддизме. Религиозные традиции Востока практикуют определенную технику работы как с телом, так и с сознанием, которая направлена на просветление, т.е. получение крайне высоких состояний человеческого сознания. Христианские религиозные традиции включают в себя посещение церкви, молитвы, исповедь и почитание Самыми известными праздниками являются Пасха, Рождество, Крещение, Троица, Вознесение, Благовещение. Также не все традиции соблюдаются хотя бы потому, что в век цифровых технологий люди стали не такими набожными, как были их предки. Сейчас мало кто за праздничным столом просит урожая или дождя. Просто праздник стал еще одним поводом собраться всей семьей.

Без прошлого нет будущего

Традиции - это наследие, которое незыблемо авторитетно, они безропотно принимаются и передаются в согласии с тем, что ушедшие предки - «носители» - имеют основательное в жизни их наследников - «последователей».

Статья

Автор : Климешина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "ООШ№3", г. Астрахань
Статья может использоваться для подготовке к выступлениям на различных публичных мероприятиях по русскому языку, литературе, культуре.

Духовные традиции в древней и современной русской литературе

Культура – это то общее и особенное, созданное народом в прошлом и осуществляющееся в настоящем, что объединяет страну, что есть в каждом человеке, в каждой его части. Это единая совокупность частных и общих смыслов, образов и символов, структурирующая знаковую картину реальности, создающая определенный сверхобраз мира и отношение к нему, и деятельность в соответствии с ней. В словаре Владимира Даля, например, выделяется только последний, деятельный аспект: культура – обработка, возделывание, уход за чем-либо. Как и образование кого-то, умственное и нравственное, обучение чему-то. Определенное явление, действие в соответствии с каким-то идеалом, образцом, следуя обычаю, традиции общества. Культура связана также и с созданием ценностей, в том числе и высших духовных ценностей. В узком смысле она – сфера духовной жизни людей (как материальной, так и итог личностных достижений: знания, навыки, нравственность, уровень интеллекта, эстетика, мировоззрение, тип общения людей). В широком смысле - это создание идеалов и материальных ценностей, создание стереотипов социального поведения в соответствии с исходным Первообразом, исходной мифологемой.
Культура народа определяет его нравственный и духовный облик, без неё невозможно сосуществование таких различных стран на земле. Однако культурные традиции каждого этноса формируюся на многих столпах, связанных с историей и литературой. Чем богаче и развитей литературные традиции, тем высоконравственней культура народа.
Славянская культура в нашей стране представлена прежде всего русской литературой, которой более тысячи лет. Разнообразие жанров и стилей, многогранность тем, искренность и правдивость изложения, глубина и широта взглядов поражают и сегодняшнего читателя, а ведь до нас дошла лишь небольшая часть древнерусских произведений. Какими же были представления наших предков о духовной культуре человека? Ответом на этот вопрос будут произведения из сокровищницы древнерусской литературы.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описании жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А.С.Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н.А.Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени.
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Стойкость духа её героев поразительна.
Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, традициям, верованиям. Терпимость проявляется в отношениях между русским воеводой Претичем и печенежским князем в «Повести временных лет», в «Сказании о траве емшан», в проповедях епископа владимирского Серапиона, который писал о муках русских людей при татарском гнёте, сетовал об утрате былой славы Руси и в то же время говорил о моральных достоинствах татар. Уважение к другим народам, сочувствие к их бедам звучит с особой силой в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина. В новой русской литературе 18-21 веков продолжаются лучшие традиции литературы древней.
Сегодня древнерусская литература представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к родине. Писатели, отделённые от нас многими веками гордились величием Руси, её обширностью, красотой полей и лесов, светлостью души людей, их «дерзостью» (смелостью), высокими нравственными качествами.
Глубокую связь с культурой и историей древней Руси, устной народной поэзией и народным изобразительным искусством мы видим в творчестве многих современных писателей. Особенно эта связь прослеживается в творчестве С.А.Есенина. Именно она обусловила, по мнению В.Г.Базанова, « появление в поэзии Есенина целой группы поэтических символов, образов и мотивов, имеющих прямое отношение к структуре мифа о мировом дереве». (Дерево – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию, а также человека, уподоблённого этому миру). Поэзия Есенина, даже самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Неслучайно поэтому всё сильнее ощущается влияние двух начал – фольклора и классической поэзии. Приятие жизни, благодарность за неё находит у поэта декларативное выражение: « Приемлю всё. Как есть всё принимаю…». Образ розового коня – символа восхода, весны радости жизни (« Не жалею, не зову, не плачу…») соседствует у него с крестьянским конём-тружеником, который на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Именно поэтому названое и многие другие стихотворения поэта стали романсами. Эта особенность роднит творчество поэта с народной песней, с народной душой. В них отражается открытость человека, ощущаещего себя частью мироздания, отчего и даже печаль не мрачная, а светлая.
Традиционные есенинские образы: «страна берёзового ситца», «розовый конь», «белых яблонь дым», клён с медью листьев, осень как время зрелости и подведения итогов, даже сама фамилия, которая восходит к общеславянскому «есень» (осень), сохранившемуся в рязанском наречии, - всё это говорит о неразрывной связи с русскими народными традициями, с русской культурой. Принимая революцию и все последующие события, произошедшие на родной земле, поэт не изменен в одном, он безгранично предан родной земле, он служит ей до последнего вздоха. Герои его произведений неоднозначны, вызывают много споров и вопросов, но они реальные персонажи – герои своего времени («Пришествие», « Пугачёв», «Анна Снегина» и др.). Как и прежде поэт даёт понять, что любовь и верность ценны в любое время и в любом обществе, что нельзя достичь счастья для кого-то, утопив в крови страны и народы, что люди не должны быть слепым орудием в реках ловких политиков-дельцов, что долг и честь не пустые слова, а символы человеческого сознания. Разве можно считать несовременными слова лирического героя поэмы «Пришествие», который, обращаясь к родине, готовит её к прозрению, к осознанию своего нового предназначения и величия:
О Русь, Приснодева
Поправшая смерть!
Из звёздного чрева
Сошла ты на твердь…
Воззри же на нивы, на сжатый овёс,-
Под снежною ивой
Упал твой Христос!
Прошло почти сто лет, а роль России - Приснодевы (признанной церквью мученицы за Христа) как и раньше неизменна, особенно в свете последних событий на Украине, да и во всём мире.
Оглядываясь на наше общество, хочется задать вопрос, вложенный Есениным в уста Пугачёва и трижды повторённый: «Люди! Вы с ума сошли?» Этот повтор, заимствованный из фольклора, вторичные по значению смыслы слов делают рисунок стиха неповторимым и по-прежнему актуальным. Пройдёт еще немного времени, и в стихах поэта читатели увидят за идеалами романтизма и бунтарства прежнюю Русь, «родину кроткую», которая вернулась к своим истокам, к своим берегам.
Что такое столетие для истории, для эпохи? Всего лишь эпизод, небольшое событие, которое потом можно уместить в строчки школьных учебников. А для страны это жизнь нескольких поколений людей. Так и случилось с нами, с нашей Россией в 90-е годы. Казалось, что связь поколений, культурных традиций оборвалась, представления о жизни изменились, и как в начале века «Пляшет перед взором буйственная Русь». Но мы пережили, перестрадали эти трудные годы, период безнравственной одержимости и вседозволенности, прошли проверку на прочность, и колесо времени постепенно вернулось к тому,от чего начался этот столетний путь.
Когда-то давно, в 1913 году в Крыму, в Коктебеле., Марина Цветаева написала:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Эти давние строчки оказались пророческими. Для произведений Цветаевой настал такой период, когда их читают, понимают, любят, ими восторгаются. Значит, пришло время, когда все моральные категории вернулись на своё место, когда никто не назовёт чёрное белым, когда ложь и лицемерие стали называться своими истинными именами. Без культурных связей с прошлым это было бы невозможно. Пришло время, когда в России возрождается истинное значение таких понятий, как милосердие, сочувствие, добросердечие, благородство, патриотизм, сострадание. Когда-то эти слова считались основой не только русской духовной культуры, но других славянских народов. Долго они были незаслуженно забыты, и сейчас, открывая их для себя заново, люди учатся жить по совести, по душе. Об этом писали в своих произведениях многие представители современной литературы, в том числе А.И.Солженицын и В.П.Астафьев. Оба стали признанными защитниками нравственного отношения к людям, создателями галереи русских характеров, возрождали интерес к истокам духовности. У каждого из писателей по-своему проявилась мысль о крестьянстве, как об основе человечности, которую ещё можно возродить в российском обществе. Они же и предвидели, что это возвращение к своим духовным началам будет для нашего общества долгим и трудным, но оно идёт. По мнению Т.М.Вахитовой, «Астафьев сконцентрировал свои художнические наблюдения в сфере национального характера. При этом он всегда касается самых острых, больных, противоречивых проблем общественного развития, пытаясь идти в этих вопросах вслед за Достоевским».
Русская деревня в произведения Астафьева предстаёт перед нами духовно чистой и красивой. Светлый образ Родины воскрешает в памяти историческое прошлое нашей страны, глубже ощущается его связь с современным обществом. Она для нас - тот живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний, «во дни сомнений и тягостных раздумий», равно как и в эпохи подъёма. Духовное родство прошлого и настоящего становится всё ощутимее. Из культуры предков мы черпаем глубокие мысли, находим в ней высокие идеалы, прекрасные образы. Её вера в добро и справедливость, её «горячий патриотизм» укрепляют и воодушевляют нас. М.В.Ломоносов называл русские летописи « книгами славных дел». Отрадно, что славные дела продолжаются, они творят нового человека по тем же канонам духовности, каким могли гордиться его предки.
Возрождение духовности и возврат к своим источнникам объясняет интерес в современном обществе ко всему народному, исконному. Примеров этому достаточно. Мне хочется добавить к сказанному только несколько штрихов, вернее фотографий.

Традиция, как мы это обычно понимаем, — «вечная мудрость», лежащая в основе любой подлинной религии или духовного учения, приближающая человека к Реальности, а также способ ее передачи из поколения в поколение.

Я могу порекомендовать текст ведущего современного представителя традиционализма, авторитетного исследователя суфизма и ислама Сейида Хусейна Насра.

Отрывки:

Традиция это как живое присутствие, которое оставляет свой след, но не допускающее уменьшения по отношению к этому следу. То, что передаётся традицией, можно представить как слова на пергаменте, но это так же могут быть истины, запечатленные в душах людей, и субтильное, как дыхание или быстрый взгляд, посредством которого передаются учения.

Традиция, как мы используем это понятие в данной работе и во всех других наших работах, означает истины или принципы божественного источника, открытые человечеству, и, в действительности, целый космический сектор, посредством различных образов рассматриваемый как мессии, пророки, аватары, Логос или другие средства передачи Знания. Данная структура способствует применению этих принципов в различных областях таких, как закон, социальные системы, искусство, символизм, науки

В своём более универсальном смысле традиция включает в себя законы, которые приближают человека к Небесам, то есть к религии. С другой стороны, религия рассматривается как те законы, открытые человечеству Небом, соблюдение которых приближает человека к его Первоисточнику. В этом случае традиция рассматривается как применение этих законов. Она состоит из истин сверхиндивидуального порядка, которые укоренены в природе реальности, так как было сказано: «Традиция это не наивная и архаичная мифология, но наука, которая по-настоящему реальна». Она, подобно религии, есть одновременно и истина, и присутствие

В последнее время все интересующиеся традицией стали соотносить её значение с вечной мудростью, лежащей в основе каждой религии, которая есть не что иное, как София, чьё обладание мудростью на Западе, как и на Востоке рассматривалось в качестве увенчанной подвигом человеческой жизни.

Эта вечная мудрость, от которой неотделима идея традиции и которая является одним из важнейших её составляющих, есть не что иное, как Sophia perennis, так её называют в Западной традиции; для индусов это Sanatana dharma, для мусульман Hikmat al-khalidah (javidan khirad по-персидски).

Каждая традиция и Традиция как таковая имеет глубокие связи с вечной мудростью, или Софией, если только это звено не рассматривается исключительно во временном контексте и не как причина отвергать другие Небесные послания, составляющие различные религии, и которые, конечно, на духовном уровне соприкасаются с Примордиальной Традицией, не являясь при этом просто её историческим или временным продолжением. Дух и особенность отдельных традиций нельзя отвергать ради всегда настоящей мудрости, лежащей в основе каждого небесного источника.

Многие суфии не только называли Платона “божественным”, но для них имена Пифагора и Эмпедокла, которому приписывается важное сочинение, повлиявшее на некоторые школы Суфизма, ассоциировались с примордиальной мудростью или пророчеством.

Садр аль-Дин Ширази отождествлял истиное знание с вечной мудростью, существовавшей с самого начала человеческой истории. Исламская концепция универсальности откровения это та же примордиальная истина, которая всегда существовала и будет существовать, истина вне исторической длительности.

Чтобы лучше понять значение традиции необходимо также более подробно обсудить её отношение к религии. Если традиция этимологически и концептуально соотносится с передачей (трансмиссией), то слово «религия» произошло от латинского religare (religatio привязывание), английское binding. Как уже мы заметили выше, это то, что привязывает человека к Богу, и в то же время связывает людей между собой, как членов священной общины, то, что в Исламе называется умма. Если понимать религию именно так, то тогда её можно рассматривать как источник традиции, небесное начало, через которое откровение манифестирует некоторые принципы и истины (применение последних потом включает в себя традиция). Как мы говорили выше, полное значение традиции включает в себя этот источник наряду с его различными ответвлениями и развёртыванием. В этом смысле традиция понятие более общего характера, охватывающее религию…

Информационно-познавательная беседа «Духовные традиции русской семьи»

16.10.2014 год

МБОУ Сухобезводнинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ ИК-14

Классный руководитель 10 «а» класса, учитель биологии и химии Саянова Татьяна Леонидовна

Цели:

расширить представление обучающихся о национальных семейных традициях; формировать позитивную оценку семейных ценностей; побуждать учащихся к самопознанию, самовоспитанию, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности.

Форма проведения:

Урок - беседа.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя обучающихся.

Классный руководитель.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о счастье. Что это такое. У каждого человека своё счастье, свои мечты о счастье, свои приоритеты. Давайте поговорим об этом.

Проблемная ситуация.

Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хочет быть счастливым. Как вы думаете, а что нужно для счастья? Да, я согласна с вами, конечно же, для счастья нужна семья. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому.

Сообщение темы мероприятия.

Сегодня я предлагаю вам поговорить о духовный традициях русской семьи. У нас уже стало традицией проводить подобные мероприятия.

Семья - это малый мир, малое общество, а наши православные предки величали ее «малой церковью». Наверно, нет такого человека, которому бы не хотелось иметь дружную семью, с которой он мог бы разделить и горе, и радость.

Существует легенда о том, что раньше не было разделения полов, а были сросшиеся воедино 2 существа, несущие одновременно мужское и женское начала. Идеальная гармония, великая сила любви была присуща им. Все их помыслы, поступки, стремления были общими. Великий бог Зевс не мог допустить, чтобы между людьми за пределами Олимпа могли существовать такие отношения и рассек пополам эти единые существа, разбросав их по Земле. Но любовь их не ослабла, стремление быть вместе еще более усилилось. И с тех пор каждый в этом мире ищет свою половину, а найти ее не всегда удается. Грустная и прекрасная легенда…

Но в действительности все не так гладко. Россия является лидером по количеству разводов. Вы только представьте себе, каждый второй брак распадается, каждый третий ребенок рождается вне брака. Теряются родственные связи. Не остается ничего святого.

Чтение стихотворения.

В не раз уже заштопанном халате
Из яркого цветного волокна
В больничной переполненной палате
Стоит старушка, плачет у окна.

Её уже никто не утешает-
Все знают о причине этих слёз.
Соседок по палате навещают,
А ей, лишь раз, сынок халат привёз.

Про тапочки забыл, сказал смущённо:
- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?
- Конечно, потерплю. Я ж на перинке
И в шерстяных носках могу лежать.
Куда мне тут ходить? Простора мало.
Покушать санитарки принесут.
Меня болезнь настолько измотала,
Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:
- Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…
Всё это очень путано и тонко…
Но ты не думай плохо обо мне!
Квартира у тебя стоит пустая,
И мы с женой подумали о том,
Что ты то там, то тут… Одна… Больная…
Поправишься - к себе тебя возьмём!
И внуки будут рады, ты же знаешь!
Они души в тебе не чают, мать!
Всё! Решено! Ты к нам переезжаешь!
Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:
-Я все продумал, мне доверься, мам…
Как только мы увидим улучшенья,
Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…
А внуки - ради них и стоит жить!
И подписала, не подозревая,
Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели…
Сынка все нет. И вряд ли он придёт.
Старушку утешали и жалели…
Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днём старушка всё слабеет,
И по ночам все чаще снится сон,
Как кашку по утрам сыночку греет,
Но плачет и не хочет кушать он.
И первые шаги сынка-малышки,
И слово, что сказал он в первый раз,
И первые царапины и шишки,
И детский сад, и школа - первый класс…

Врачи молчат, стараясь что есть силы
Хоть как-то ей страданья облегчить.
А родственники строго запретили
Старушке про диагноз сообщить.
Она не знает, что больница эта -
Не городской простой стационар,
Что шансов на поправку больше нету…
Но, для нее незнанье - не кошмар.
Табличка «Хоспис» на стене у входа
Ей ни о чём плохом не говорит.
На странные слова давно уж мода
И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно
Звонит врачам, в неделю раза два:
- Вы ж говорили - умирает… Странно…
Что до сих пор она ещё жива…

Она жива. Она всё ждет и верит,
Что сын придёт, обнимет, объяснит,
Откроются сейчас палаты двери,
Она же всё поймёт и всё простит.
С последних сил встаёт она с кровати.
Держась за стенку, подойдёт к окну.
Насколько ей ещё терпенья хватит
Так верить безразличному сынку?
Она готова до конца стараться.
И сил, что нет, она должна найти.
Вдруг он придёт? Она должна дождаться!
Придёт…Ну как он может не придти?
Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…
На небо лишь посмотрит невзначай
И теребит рукой нательный крестик -
Мол, подожди, Господь, не забирай

- Почему так происходит? Что делать?

Конечно же, нельзя игнорировать опыт прошлых поколений. Обратимся к истории.

Серьезным «документом» на Руси, регламентирующим поведение человека в государстве, в семейной жизни, быту, был знаменитый «Домострой» (составитель Сильвестр). В Московском тексте 17 века 64 главы четко определяют обязанности человека по отношению к церкви и царю, к своим близким, жене, детям и т.д.

Главной идеей «Домостроя» является идея ответственности и авторитета: муж является господином своей семьи и несет ответственность перед Богом и государем за свою семью, за воспитание детей. Само понятие «Дом» в «Домострое» значительно шире, дом - это не только семья, но и общество, род, страна, мир. Правила «Домостроя» даны самим Богом, Церковью, выношены народом. Люди не просто читали его, переписывали, перестали лишь в 1940 – 1950 г.

Очень важная роль в семье принадлежала матери. Крестьянские дети получали в семье основы духовного воспитания. Семью не случайно называли «малой церковью», здесь происходило приобщение ребенка к молитвенному общению, постижение им азов православной веры. «Красный» угол избы служил для детей зримым подтверждением постоянства Божественного присутствия. Регулярное участие в богослужениях, таинства исповеди и причастия поддерживали в юных душах огонь Божественной любви.

Благословение перед разлукой, обычай в молчании посидеть вместе в безмолвной молитве перед отъездом свойственна русской семье. Тяжесть разлуки скрашивается переброшенным через нее мостом благословения. Отпускаемым на чужбину детям, сыновьям, уходящим на войну, столько давалось с собой благословений и молитв на дорогу, и так много было в старину рассказов про то, как материнское благословение - образок, повешенный на шею матерью перед отъездом - отклонило полет неприятельской пули. Мы здесь касаемся самого святого, сокровенного и интимного в жизни семьи. Отсюда вырастают те невидимые скрепы и нити, которые делают семью единым духовным организмом, дают столько теплоты и очарования ее внутреннему «воздуху».

Обратимся к известной всем семье последнего русского царя Николая II .

1894 год. Николай II запишет в своем дневнике: «8 апреля. Чудный незабвенный день в моей жизни - день моей помолвки с дорогой ненаглядной Аликс».

1916 год. Александра Федоровна в письме мужу: «Драгоценный мой, завтра я буду думать о тебе больше, чем когда-либо, это 22-я годовщина помолвки. Боже, как летит время... Незабвенны дни и та любовь, которую ты дал мне».

И дети вырастали в лучах этой взаимной любви.

«В 9 часов ровно мы услышали детский писк, и все мы вздохнули свободно! Богом нам посланную дочку мы назвали Ольгой! Когда все волнения прошли, началось просто блаженное состояние о случившемся». (Николай II . Дневники).

Несмотря на свои огромные обязанности главной семьи страны, а может быть, именно благодаря их глубокому пониманию, и царь, и царица чтили семью и были счастливы в семье. По воспоминаниям учителя наследника, Пьера Жильяра, «Николай II был для своих детей одновременно Царем, отцом и товарищем».

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви, - это наш дом, самое родное место для нас в мире», - запишет в своем дневнике Александра Федоровна.

Подведение итогов беседы. «Фундамент» семьи.

Работа творческих групп. (Создаются 3 группы обучающихся во главе с преподавателем. Каждая группа совместно ищет ответ на поставленный вопрос).

1 группа.

Какие традиции можно «завести» в своей семье?

2 группа

Как можно разумно распределить домашние обязанности между членами семьи? (Приготовление пищи, мытье посуды, уборка квартиры, вынос мусора, покупка продуктов, контроль за учебой детей, посещение родительских собраний и т. д.).

3 группа

Какие меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять Правительству для укрепления семьи, для повышения рождаемости?

Отчет творческих групп.

Подведение итога.

Классный руководитель:

На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники. Они назывались разгоняи. Тем самым гостям намекали, что пора расходиться по домам. Я тоже хочу раздать вам такие пряники.

Подготовила и провела урок

Классный руководитель 10 «а» класса

Учитель биологии и химии

Саянова Татьяна Леонидовна