Композиторы европы 19 века. Великие композиторы мира

Развитие музыкального творчества имело много общего с процессами, происходившими в области литературы и изобразительных искусств.

В 70-80-х годах XIX в. крупнейшие композиторы еще продолжали непосредственно и самым прямым образом отражать тенденции предшествующего периода, но затем борьба направлений обострилась, и наряду с дальнейшим развитием реалистического направления в музыкальной культуре ряда стран проявились признаки разложения и упадка, ослабления связей с передовыми общественными течениями, отхода в сторону изощренных формальных исканий.

Одно из центральных мест в западноевропейском музыкальном искусстве 70-80-х годов занимала оперная музыка. Большую роль в ее развитии сыграл великий немецкий композитор Рихард Вагнер, создавший жанр музыкальной драмы.

В последние годы своей жизни (он умер в 1883 г.) Вагнер завершил окончательный вариант «Кольца Нибелунгов» и написал музыкальную драму «Парсифаль».

В этот период он уже стоял на реакционно-националистических позициях, а в его творчестве ощущался спад. Но произведения Вагнера все больше завоевывали оперную сцену и концертные залы различных стран мира.

К концу столетия влияние вагнеровской музыки распространяется на большой круг композиторов, включая и таких, которые не.разделяли ни его общего мировоззрения, ни даже существенных сторон его музыкально-эстетической доктрины, но стремились использовать открытые им новые средства музыкальной выразительности.

Бурное увлечение «вагнерианством», противопоставляемым исторически сложившейся оперной традиции, вызывало тревогу у многих крупных композиторов (например, у Верди, Римского-Корсакова).

Не меньшее значение для оперной музыки имело творчество выдающегося итальянского композитора Джузеппе Верди, который в последних своих сочинениях (особенно в «Отелло») нашел путь к дальнейшему углублению реализма и обогащению музыкального языка. Итальянская опера конца XIX - начала XX в. лишь отчасти восприняла традиции Верди, ограничив и сузив их как в идейно-общественном смысле, так и в отношении музыкально-драматургического мастерства.

«Паяцы» Руджиеро Леонкавалло и «Сельская честь» Пьетро Масканьи представляли собой типичные образцы господствовавшего тогда «веристского» стиля. Большей глубиной и психологичностью отличались произведения Джакомо Пуччини, создателя остро драматичных опер «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-Сан», привлекающих слушателя своей красотой и богатством мелодий.

Французские композиторы, продолжая путь Гуно и Тома, успешно работали в области лирической оперы. В 80-х годах Лео Делиб создал оперу «Лакмэ», а Жюль Массне-оперы «Манон» и «Вертер»; Делибу принадлежит крупная заслуга в развитии балетной музыки («Коппелия», «Сильвия»). Видный симфонист Камилл Сен-Санс также писал оперы («Самсон и Далила» и др.).

Не имевшая успеха при своей первой постановке опера Бизе «Кармен» теперь завоевала широкое признание как один из шедевров мирового оперного искусства и мировой реалистической музыки. Ярко, правдиво и блестяще Бизе написал в эти годы музыку к драме Доде «Арлезианка».

Композиторы Франции внесли ценный вклад и в развитие симфонической и камерной музыки. После Берлиоза французский симфонизм нашел видных представителей в Цезаре Франке, а также Сен-Сансе.

Более молодой Сен-Санс завоевал известность раньше Франка; говорил, что Сен-Санс еще при жизни увидел себя в положении классика. метко характеризует существенные черты творчества Сен-Санса, проявившиеся в его симфониях, симфонических поэмах и инструментальных концертах: энциклопедичность музыкальной культуры, ясность, элегантная и сжатая форма выражения; Цезарь Франк, оцененный по достоинству только после своей смерти, еще сильнее повлиял на ход музыкального.развития Франции.

В его творчестве органически соединились традиции музыкального классицизма ( , ) с лучшими чертами поздней романтической школы. Это сказалось, например, в его произведениях, написанных в старинных формах (цикл «Прелюдия, хорал и фуга») и при этом насыщенных всем богатством романтической гармонии. Лучшие творения Франка относятся к 70-80-м годам XIX в. Это - единственная его симфония, являющаяся одним из украшений французского симфонизма, а также ряд симфонических поэм, вдохновенные камерные ансамбли, фортепианные и органные произведения.

В начале XX в. среди французских композиторов наиболее видную роль начинают играть Клод Дебюсси, который заметно выдвинулся уже в 90-х годах предшествующего столетия, и Морис Равель. Дебюсси возглавил новое направление в музыке - импрессионизм.

Образно-психологический мир его единственной оперы «Пелеас и Мелизанда» (по Метерлинку) с ее подчас «зыбкими» и неуловимыми настроениями в известной мере ограничен, но инструментальные произведения (оркестровые «Ноктюрны», сюита «Море», фортепианные пьесы и др.) содержат много своеобразной красоты, живописности, тонкой поэтичности.

Творчество Равеля выходит за пределы импрессионизма: он более других своих сверстников был связан с реалистическими традициями музыки XIX в., в частности с русской музыкой. Творческое наследие композитора многогранно: произведения для оркестра, музыкального театра (блестящая балетная партитура «Дафнис и Хлоя» и др.), для отдельных инструментов (в первую очередь для фортепиано), инструментальных ансамблей, голоса.

Большую известность получили сочинения Равеля, проникнутые интонациями и ритмами испанской музыки. В совершенстве владея всеми средствами нового музыкального искусства, Равель, несмотря на близость к модернистским течениям, не замыкался в формальных исканиях.

Музыка Германии и Австрии также отмечена широким развитием симфонического к камерного жанра. Видное место в этой области заняло творчество Иоганнеса Брамса. Брамс родился и начал свою деятельность в Германии, а годы наибольшего творческого подъема Провел в Австрии. В 70-80-х годах он создал замечательные четыре симфонии, инструментальные концерты и другие произведения.

Традиции , Шуберта, Шумана, любовное изучение и ясное понимание народного искусства (как немецкого, так венгерского и славянского) оказали большое влияние на его музыку, благородную и целомудренную, то сдержанную, то страстную и порывистую.

Австрийский композитор Антон Брукнер был последователем Вагнера, но многое унаследовал и от романтической стихии Шуберта. Его девять симфоний, грандиозные по масштабам, хотя и несколько рыхлые но построению, отразили поэтическую натуру автора, глубокое чувство природы, исключительный талант инструментовки, мелодический дар.

Большие симфонические замыслы отличали талантливого австрийского композитора и дирижера Густава Малера. Его творчество пронизывают гуманистические черты: стремление к большому этическому содержанию, обличение насилия и несправедливости. Вместе с тем желание Малера добиться доступности симфонической музыки и era обращение к народным истокам противоречиво сочетались с усложненностью музыкального мышления, преувеличенностью выражения чувства.

Выдающимся композитором-симфонистом был блестящий музыкант после-вагнеровской Германии, мастер оркестровки Рихард Штраус.

К лучшим его произведениям относятся симфонические поэмы, продолжавшие и развивавшие традиции программного симфонизма Берлиоза и Листа: «Дон Жуан», «Веселые забавы Тиля Уленшпигеля», «Дон-Кихот», «Жизнь героя». Отдельными чертами своего творчества Рихард Штраус близок к модернистскому искусству, что проявляется и в индивидуалистическом характере многих его произведений - иногда своеобразно бунтарских, иногда сатирических,- и в самом музыкальном стиле, например в отношении композитора к программности музыки, которую он подчас трактовал как иллюстративность.

Инструментальная, а также вокальная (но не оперная) музыка стран Северной Европы приобрела всемирное значение прежде всего благодаря деятельности Грига и Сибелиуса. Замечательный норвежский композитор Эдвард Григ, один из самых тонких поэтов в музыке XIX-XX вв., воспевавший народ и природу родной страны,был автором многих симфонических произведений, музыки к драмам норвежских писателей-классиков (в том числе к «Пер Гюнту» Ибсена), сочинений для голоса, фортепиано, скрипки, виолончели.

Национальный гений финской музыки - Ян Сибелиус оставил после себя большое наследие, в котором особенно выделяются семь симфоний и широко известный скрипичный концерт.

Богата музыка новой испанской школы, возглавленной Филипе Педреллем - композитором, историком музыки, фольклористом. В этой школе выросли такие мастера, как Исаак Альбенис. Энрике Гранадос. Высшие достижения испанской школы связаны с именем Мануэля де Фалья, произведения которого (песни, танцы, балеты), сочные и темпераментные, пропитанные глубоко народными интонациями, завоевали автору популярность и признание далеко за пределами родной страны.

Новая национальная школа музыки сложилась в конце XIX в. в Англии. Большие заслуги в английском «музыкальном возрождении» принадлежат Эдуарду Элгару и Ральфу Воан-Уильямсу.

В Соединенных Штатах Америки успешно творил талантливый композитор-лирик, «американский Григ» - Эдуард Мак-Доуэлл,

Раздел I. Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX в.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.
УРОК № 2
Тема: Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тип: комбинированный.
Цель: Ознакомить учеников с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы, научить охарактеризовать творческое наследие европейских композиторов, классифицировать основные жанры музыки, анализировать музыкальное творчество, оценить вклад мастеров в мировое музыкальное наследие; развивать умение анализировать произведения музыкального искусства, выделить главное, обосновать свою точку зрения, формировать познавательную активность; воспитывать уважение к мировому музыкальному наследию, увлеченность произведениями мастеров искусств.
Жанр (форма): урок-путешествие
Оборудование: Видео ряд: портреты композиторов (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Р. Вагнера, Дж. Верди, Ж. Бизе, Ф. Шопена, Ф. Листа); раздаточный материал («План анализа музыкального произведения», один на парту). Музыкальный ряд: Фрагменты музыкальных произведений композиторов «Неоконченная симфония». Ф.Шуберт. Фортепианный цикл «Карнавал». Р. Шуман. Фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Фрагмент Сонаты си-бемоль минор. Ф.Шопен. Фрагмент из «Венгерской рапсодии №2». Ф.Лист.
Художественное название урока: Искусством зажигать сердца!

Эпиграф: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы у него научаемся, а в том, какими мы благодаря ему становимся.»
О. Уайльд

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
Создание видеопрезентаций «Романтизм в художественной культуре Европы 19 века».

III. Актуализация опорных знаний.
Опрос.
- Какие художественно-стилевые направления музыкального искусства вам известны?
- Какое направление было ведущим в европейском музыкальном искусстве конце 13 =17\*Roman 14XVII15 - начале 13 =19\*Roman 14XIX15?
- Что является характерным для музыки эпохи классицизма?
- Что стало основанием для возникновения романтизма в музыкальном искусстве?
IV. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по странам Европы. Мы посетим Вену - центр европейской музыкальной культуры, Германию, Австрию, Венгрию, Францию, познакомимся с творчеством композиторов-романтиков, представителей оперного искусства восточной Европы. В ходе нашего урока попытаемся создать портреты выдающихся личностей композиторов-романтиков, представителей оперного.

V. Изложение нового учебного материала.

1. Рассказ учителя.
Я предлагаю вам продолжить наше виртуальное путешествие «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма», проследив историю развития художественных направлений в европейской музыкальной культуре. Путешествуя, мы найдем интересующую нас информацию, посвященную художественному направлению европейской музыкальной культуры конца 13 =18\*Roman 14XVIII15 начала XIX века – романтизму.
Романтизм - направление в европейском искусстве конца XVIII - начала XIX в., возникший в атмосфере разочарований, сомнений и безнадежности, которые господствовали в обществе, того времени вследствие отрыва мечты от реальности. Композиторы-романтики сосредоточили внимание на богатом и сложном внутреннем мире человека. В своем творчестве они отдают предпочтение жанру миниатюры - как вокальному, так и инструментальному. Представителями романтизма были, в частности: Ф, Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, К. Вебер, Дж. Россини, Ф. Шопен, Р. Вагнер, М. Глинка, Ф. Мендельсон, И. Брамс, А. Бородин, Ж. Бизе, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский.
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (183050-е гг.) творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Внимание к чувствам приводит к смене жанров господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений «Большая» симфония C-dur. Ф. Шуберт).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.

2. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
(Демонстрация портретов композиторов, о которых говорится в выступлениях учащихся.)
Группа 1 «Представители композиторов-романтиков»
Жизненный и творческий путь Р. Шумана.
Роберт Шуман (08.06.1810-29.07.1856) - выдающийся немецкий композитор-романтик, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, один из ярких представителей романтического искусства XIX в.
Произведения Шумана связаны с традициями немецкой музыкальной классики, одновременно в историю музыки он вошел как смелый новатор. Значительная часть фортепьянных произведений Шумана - циклы из небольших пьес лирико-драматического и «портретного» жанров, которые взаимосвязаны и создают сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1835), в котором калейдоскопом проходят сценки, танцы, маски, женские образы, музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близкими к «Карнавалу» являются циклы «Бабочки» и «Танцы Давидсбюндлеров». Цикл пьес «Крейслериана» принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях для фортепиано, как «Симфонические этюды», сонаты, концерт для фортепиано с оркестром и др. Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки», «Детские сцены», «Альбом для юношества» (1848) и др.
Шуман внес значительный вклад в области музыкальной критики. Пропагандируя творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу.
(Слушание музыки – фрагмент из фортепианного цикла «Карнавал». Р. Шуман. Анализ произведения по предложенному плану.)

Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта.
Переходным этапом от классицистической к романтической музыке считают творчество австрийского композитора Франца Шуберта (нем. Franz Peter Schubert; 1797-1828). За свою короткую жизнь Ф. Шуберт создал более тысячи фортепианных и оркестровых произведений. Но при жизни композитор получил признание только как автор песен, а его симфонии, сонаты, фортепианные миниатюры на длительное время забыли.
Инструментальная музыка Ф. Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая и Девятая симфонии композитора. Песенное дарование Ф. Шуберта отразилось во всех сферах его творчества, а также в фортепианной музыке. Значительную часть его наследия составляют небольшие музыкальные пьесы (миниатюры). Музыку Франца Шуберта слушатели любят за простоту, искренность, эмоциональность.
В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления способствовало изменению системы музыкальных жанров. В отличие от композиторов-классицистов (которые отдавали предпочтение таким жанрам, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт), композиторы-романтики разработали лирическую миниатюру, с помощью которой выражали сокровенные чувства и движения. души. Получили развитие песня и романс, особое место в музыке заняла любовная лирика.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Это понятие толковали очень широко. Программой могло служить название произведения, которое указывало на определенное состояние природы или души человека. Иногда музыкой иллюстрировали произведение литературы или живописи, иногда композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки (например, для симфонии) и выражал его в специальном пояснении к партитуре. Таким образом реализовывали популярную в романтизме идею синтеза искусств - литературы, живописи и музыки.
Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы использовали интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередко встречаются фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего мира человека.
(Слушание музыки – фрагмент из «Неоконченной симфонии». Ф.Шуберт. Анализ произведения по предложенному плану.)
3. Рассказ учителя
Рихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор, дирижер, поэт-драматург, театральный деятель, мыслитель XIX в., представитель последнего периода развития музыкального романтизма. В историю мирового музыкального искусства Вагнер вошел как реформатор оперного жанра и создатель музыкальной драмы, значительно отличается от традиционной оперы. По его мнению, в опере необходимо было резко уменьшить роль виртуозных вокальных партий и внешних эффектов в пользу инструментально-симфонического состава. Таким образом, в операх Вагнера, особенно - последних, сценическое действие появилось перед звучанием симфонического оркестра. Его оперы по сути является грандиозными программными вокально-симфоническими произведениями с драматическим сюжетом. «...Р. Вагнер как композитор является создателем замечательных и поэтических картин, создателем моментов прекрасной изобразительной музыки, в его драматично музыкальных произведениях, и в этом его главная сила», - писал Н. Римский-Корсаков. Новаторское мышление, борьба за свои реформаторские идеи в оперном жанре преподносят значение творчества Вагнера до бетховенского уровня. Хотя при жизни композитора его новаторство вызвало бурные споры. Творческие идеи Вагнера сталкивали его сторонников с противниками, которые даже выражали сомнение в его композиторском таланте. Рихард Вагнер родился в Лейпциге в 1813 году в семье полицейского чиновника. Отец умер через несколько месяцев после рождения мальчика и вскоре его мать вышла замуж за театрального деятеля из Дрездена. В этом городе в окружении театрального мира и прошло детство будущего композитора. С ранних лет Рихард увлекался литературой, много читал и в 14 лет под влиянием трагедий Шекспира написал собственное литературное произведение - трагедию «Лейбальд и Аделаида». Первое незабываемое музыкальное впечатление Вагнер получил от музыки Л. Бетховена к драме «Эгмонт» в 1821 году (в то время его семья снова жила в Лейпциге). Это послужило толчком к активным занятиям музыкой, в частности - композицией. Уже через несколько лет Вагнер написал свои первые произведения - сонаты, пьесы для фортепиано, оркестровые увертюры, симфонии и музыку к трагедии «Фауст» Гете. На протяжении жизни Рихард Вагнер часто менял место жительства, в основном с целью поисков заработка и применения своего таланта. Среди городов, где он останавливался, были Магдебург (там были написаны его первые оперы), Рига, Париж, Дрезден, Байрейт, Цюрих, Лондон, Мюнхен. С концертными выступлениями побывал композитор в Петербурге и Москве. Вагнер горячо отстаивал немецкие национальные традиции в музыке. В своем творчестве он использовал мифологические сюжеты, пытался совместить музыку с языком народных легенд. Оперные произведения Вагнера отличаются гармоничным соединением музыки, слова и театрального действия, основанные на принципе непрерывного развития музыки (так называемая «бесконечная мелодия») и системе лейтмотивов. Самые известные из них: «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», тетралогия «Кольцо нибелунга» - «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Кроме опер - основного жанра его творчества - Вагнер является автором симфоний, увертюр, хоровых, инструментальных и вокальных произведений.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Лоэнгрин». Р. Вагнер. Анализ произведения по предложенному плану.)
4. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 2. «Представители оперного искусства»
Жизненный и творческий путь Дж. Верди.
Джузеппе Верди родился в 1813 году в деревне близ небольшого итальянского городка Буссето. Его отец занимался торговлей и был большим поклонником музыки. Джузеппе начал заниматься музыкой под руководством местного органиста и композитора Фердинандо Провези, который вскоре убедился в блестящих способностях ученика и предсказывал ему выдающееся будущее.
Желанное поступление в Миланскую консерватории обернулось горьким разочарованием - его не приняли на обучение из-за «отсутствия музыкальных способностей» (кстати, впоследствии эта консерватория соревновалась за право носить имя Джузеппе Верди). Юноша начал брать частные уроки у композитора Винченцо Лавинья и получил благодаря ему возможность бесплатно посещать спектакли в знаменитом театре «Ла Скала». Однажды, во время репетиции оратории Гайдна отсутствовали дирижер и концертмейстер. По просьбе руководителя филармонического общества Верди согласился заменить их обоих, и успешно это сделал. Этот случай привлек внимание к молодому музыканту. Верди начал писать музыку на заказ и, наконец, дождался долгожданного - заказ на оперу «Оберто», которая впоследствии была поставлена на сцене с большим успехом.
По-разному складывались судьбы следующих опер Верди - были и «провалы», и невероятное восхищение публики. Однако, в большинстве случаев его удивительно мелодичная, выразительная и драматургически совершенная музыка имела ошеломляющий успех. Часто уже на следующий день после премьеры мелодии из опер Верди люди напевали прямо на улицах... Когда композитор на 88-м году ушел из жизни, в Италии был объявлен национальный траур.
Джузеппе Верди написал 26 опер, ни одна из которых не повторяет другую ни мелодическими темами, ни художественными образами, ни сюжетными линиями. Его шедевры, такие как «Трубадур», «Отелло», «Травиата», «Аида», «Риголетто», ласкают слух настоящих любителей музыки и до настоящего времени не сходят со сцен оперных театров всего мира. Кроме оперных произведений в творчестве Верди принадлежат Реквием, кантата «Гимн наций», хоровые, вокальные, вокально-симфонические и инструментальные произведения.
В основу оперы «Риголетто» положен сюжет драмы французского писателя Виктора Гюго «Король забавляется». В опере действие перенесено из Франции в Италию, а одного из главных героев драмы - короля Франциска I заменил герцог Мантуанский. Характеризуя этого персонажа средствами музыки, Верди осветил и заострил такие его черты, как бездушие, жажду развлечений и удовольствий низких инстинктов, властолюбие и отсутствие благородства. Причем это воплощение зла проявляется не в привычном для искусства образе жестокости и варварства, а в демонстрации легкомысленного и бездумного отношения к жизни. Композитор использует гротескный прием, характеризуя герцога легкой, внешне привлекательной песенно-танцевальной мелодией. «Песенка может быть произведением искусства в той же степени, что и великий оперный финал, если в песенке есть искренний настрой», - писал Джузеппе Верди.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Риголетто». Дж. Верди. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ж. Бизе
Главная сфера творчества Жоржа Бизе - оперы. Среди шести оперных произведений композитора «Кармен», благодаря глубине воплощения жизненных образов, силе драматургической выразительности и яркости музыкально-сценических характеристик, признана вершиной реалистической оперы XIX века. «Кармен - вся снаружи, вся жизнь, вся свет без теней, без недомолвок», - писал французский писатель Ромен Роллан.
Жорж Бизе родился в 1838 году близ Парижа в семье музыкантов и получил при рождении громкие имена Александр Цезарь Леопольд в честь всемирно известных полководцев. Однако в семье его называли Жоржем. С этим именем он и вошел в историю мировой музыки.
В четыре года мальчик уже знал ноты, а в десять - учился в Парижской консерватории. Когда Жоржу исполнилось 19 лет, он был удостоен Большой Римской премии за достижения в исполнительстве и композиции. Вне стен консерватории Бизе брал уроки композиции у Шарля Гуно, с которым они стали настоящими друзьями.
Об особых успехах Жоржа Бизе в фортепианном исполнительстве выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз написал так: «Бизе отлично читает партитуры... Его пианистический талант настолько большой..., что его не могут остановить никакие трудности». Карьера пианиста открывала перед Жоржем Бизе значительные перспективы, однако он отказался от нее в пользу творчества. Среди произведений Бизе, как уже отмечалось, 6 опер, а также 3 оперетты, музыка к драме А. Доде «Арлезианка», кантаты, симфония-кантата «Васко да Гама», симфонии, произведения для фортепиано, более 40 романсов, песни, дуэты, обработки народных песен.
(Слушание музыки – фрагмент из оперы «Кармен». Ж. Бизе. Анализ произведения по предложенному плану.)

5. Выступления учащихся с сообщениями, подготовленных в группах.
Группа 3. «Композиторы-романтики»
Жизненный и творческий путь Ф. Шопена.
Фридерик Франсуа Шопен (польск. Fryderyk Chopin, иногда Szopen; 22.02.1810 - 17.10.1849) - выдающийся польский композитор и пианист, родился в с. Желязова Воля под Варшавой, с 1831 года Шопен покидает Польшу и поселяется в Париже, где начинает работать над своими первыми скерцо, этюдами и балладами.
Начало и середина 1830-х годов в Париже были плодотворным периодом в жизни художника, ведь он завершил свои самые известные работы и регулярно давал концерты, которые имели бешеный успех. Зимой 1838-1839 года здоровье композитора значительно ухудшилось, 17 октября 1849 Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади. По его желанию на отпевании в церкви Св. Мадлены прозвучали фрагменты «Реквиема» Моцарта. Шопен похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце художника, согласно его завещанию, было перевезено на родину и покоится в костеле Святого Креста в Варшаве.
Шопен одним из первых обогатил западную музыку славянскими интонациями и новыми ритмическими рисунками. Он создал цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципам «от мала до велика»: первые прелюдии - лаконичные виньетки, последние - настоящие драмы, диапазон настроений - от полной безмятежности до порывов ярости.
Особый вклад в музыкальное искусство Шопен привнес своими оригинальными вальсами, мазурками и полонезами - жанрами, в которых воспроизведены славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора.
Пьесы Шопена малых форм можно условно разделить на две группы - в основном «европейские» (по мелодии, гармонии, ритму) и отчетливо «польские» (по колориту). К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.
Ему принадлежат более 12 ноктюрнов - прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений, Шопен - автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера). В его творчестве представлены также экспромты, особенно популярны его вальсы.
К творчеству Шопена относятся также произведения для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы (в частности, полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми-минор и фа-минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк).
(Слушание музыки - фрагмент сонаты си-минор («шопеновской») Ф. Шопена. Анализ произведения по предложенному плану.)
Жизненный и творческий путь Ф. Листа.
Франц Лист (Втор. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22.10.1811-31.07.1886) - венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, родился в селе Доборьян вблизи города Шопрон в Венгрии. Участие отца в музыкальном формировании сына было случайным: Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист – игре на органе. С 1821 года Лист играл в Вене мастерство игры на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика бесплатно. Теории Листа учил Антонио Сальери.
В 1823 г. Лист едет в Париж. Его целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. На протяжении 1835-1848 годов продолжается период жизни музыканта, за которым закрепилось название «годы странствий». 1837 году Лист едет в Италию, посещает Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Ференц Лист приезжал в Российскую империю трижды. Во время путешествия 1847 года он дал концерты во многих украинских городах.
Во время гастролей в Киеве, в феврале 1847 года Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, близкая дружба с которой продлится всею его жизнь. Именно этой женщине композитор посвятил свои симфонические поэмы. 1848году. Лист и Каролина поселяются в Веймаре.
В 1865г. композитор принимает малый постриг и звание аббата, в 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште). Здесь он был избран президентом вновь учрежденной Высшей школы музыки.
Один из величайших представителей музыкального романтизма, основатель венгерской композиторской школы, Ф. Лист был знаменитым исполнителем, известным в Европе, благодаря своему феноменальному пианизму и непревзойденному умению организовывать зрелищные концертные программы.
Фортепианный стиль Ф. Листа открыл новую эру в истории фортепианного искусства. Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности придавало универсальных возможностей для воспроизведения оркестровых звучаний демократизации фортепианного исполнительства - выведение его из сферы камерности и салона в большой концертный зал. Из популярных произведений Листа - ноктюрны, 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «трансцендентных этюдов» и три цикла небольших пьес, названные «Годы странствий». Некоторые из «Венгерских рапсодий» (в основе которых - скорее цыганские, чем венгерские напевы) впоследствии были оркестрованы.
В последние годы жизни творчество Ф. Листа претерпело значительные изменения - он создал особый, аскетичный и лаконичный стиль, свободный от романтических преувеличений, опередив выразительные средства музыки XX века.
Деятельность Ф. Листа заняла главное место в становлении венгерской национальной композиторской школы и оказала огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
(Слушание музыки - фрагмент «Грез любви» Ф. Листа. Анализ произведения по предложенному плану.)
VI. Актуализация приобретенных знаний.
Блиц опрос.
Эпоха романтизма была представлена такими композиторами как:
а) И. Гайдн; б) В.А. Моцарт; в) Ф. Шуберт.
Композиторы-романтики в своем творчестве отдавали предпочтение таким жанрам как:
а) сюита; б) фортепианная миниатюра; в) концерт.
Реформатор оперного искусства:
а) Р. Вагнер; б) Дж. Верди; в) Ж. Бизе.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Заканчивается наш урок в удивительный мир «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма». Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души. Выразив свое отношение к выдающимся личностям музыкального искусства эпохи романтизма.
Все с чем вы нас сегодня познакомили отвечало эпиграфу нашего урока:
«Благо, даруемое нам искусством, не в том,
чему мы у него научаемся, а в том,
какими мы благодаря ему становимся.»
О.Уайльд

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной деятельности станет панно, выполненное в технике коллаж «Романтизм в музыке».

VIII. Домашнее задание.
Создание видеопрезентации «Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма» (работа в группах).

13PAGE 141315

Роберт Шуман

Франц Шуберт

Рихард Вагнер

Джузеппе Верди

Жорж Бизе

Фридерик Шопен

Франц Лист

Шедевры европейской музыки XIX века представит на сцене Большого зала консерватории 24 мая Московский государственный академический симфонический оркестр. Прозвучат два блестящих романтических концерта для фортепиано с оркестром — Концерт ля минор Э. Грига и Концерт №1 ми-бемоль мажор Ф. Листа (солист — лауреат международных конкурсов Никита Мндоянц), а также Симфония №3 фа мажор И. Брамса. За дирижерским пультом — один из самых востребованных дирижеров молодого поколения Филипп Чижевский.

Имя Ференца Листа связано с величайшим расцветом фортепианной музыки эпохи романтизма. Исполнитель, покоривший своей фантастической техникой и артистизмом весь европейский континент, также является одним из ярчайших композиторов середины XIX века. Свой Первый фортепианный концерт он задумал еще в двадцатилетнем возрасте, но закончил лишь спустя четверть века (1846). Это масштабное четырехчастное сочинение, объединенное принципом монотематизма, содержит немало виртуозных и лирических страниц. Партии солиста нисколько не уступает партия оркестра, полная экспрессии и тонких тембровых красок.

Именно Лист оказал особое внимание и поддержку молодому норвежскому композитору Эдварду Григу, высоко оценив его Фортепианный концерт (1868). Ныне это одно из известнейших произведений классической музыки, в котором лирический характер музыки и изумительный мелодизм сочетаются с жанровым колоритом норвежской народной музыки.

Немецкий композитор Иоганнес Брамс находился в 1880-е годы на вершине своей славы. Дирижер и пианист Ганс фон Бюлов, которому посвящена Третья симфония Брамса (1883), считал его третим великим «Б» в истории немецкой музыки: Бах — Бетховен — Брамс. Симфонии Брамса продолжают традиции Бетховена, но сложившийся четырехчастный цикл обогащается изнутри новым романтическим содержанием, а центр драматического развития переносится из первой части в финал сочинения. Третья симфония начинается в жизнеутверждающем мажоре, ее вторая часть — камерное анданте с бесхитростной мелодией, а красивейшая тема третьей части, меланхоличного романса, стала одной из самых популярных не только в творчестве Брамса, но и во всей истории музыки. Наконец, минорный финал — самая протяженная часть симфонии, где, по словам музыковеда А. Кенигсберга, «раздражается давно готовившаяся буря». В коде буря утихает, и возвращаются во фрагментах ведущие темы симфонии.

Никита Мндоянц — пианист-вундеркинд, впервые выступивший с сольным концертом в возрасте девяти лет. Во время учебы в Московской консерватории он завоевал первую премию на конкурсе имени И. Падеревского в Польше (2007) и вошел в число финалистов конкурса В. Клайберна в США (2013). В 2016 году победил на престижном Международном конкурсе пианистов в Кливленде и спустя год выступил в сольным концертом в нью-йоркском Карнеги-холле, включив в программу редко исполняемые произведения Бетховена и Шумана, а также одно из собственных сочинений. Блистательный пианист с мировой известностью, великолепный интерпретатор классического репертуара, Никита Мндоянц также является композитором, автором многочисленных симфонических и камерных партитур.

Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) — один из старейших симфонических оркестров России, отмечающий в 2018 году свое 75-летие. со дня своего основания. Первым дирижером коллектива стал в 1943 году Народный артист СССР Лев Штейнберг. Позже оркестром руководили такие прославленные музыканты как Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Под их руководством оркестр стал известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года художественным руководителем и главным дирижером МГАСО является Народный артист России Павел Коган. Маэстро реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.

Филипп Чижевский — выпускник Московской консерватории, основатель и руководитель ансамбля Questa musica, С 2011 года — дирижер Государственной академической симфонической капеллы России, с 2014 — дирижер Большого театра. Дважды номинирован на премию «Золотая маска» за лучшую работу дирижера в музыкальном театре. Сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами, в числе которых ГАСО им. Е.Ф. Светланова, НФОР под руководством В. Спивакова, Musica Viva под управлением А. Рудина, Tokio New Sity Orchestra, Brandenburgische Staatsorchester, Литовский камерный оркестр и др. Осуществил ряд проектов в сфере старинной и современной музыки: музыкальный руководитель первого Барочного фестиваля в Большом театре, дирижер-постановщик шести опер современных композиторов в Электротеатре Станиславский. Впервые исполнил оперу М. Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Перселла» с оркестром ГАСК России в Перми.

В музыке XIX в. проявилось существование множества направлений: от романтизма до импрессионизма.

Франц Шуберт (1797-1828) прожил недолгую жизнь, широчай­шую известность он приобрел уже после смерти.

Многие годы Шуберт прожил в Вене, так и не найдя в столице Австрии широкого признания. Вокруг Шуберта сложился круг друзей, поддерживавших его и высоко ценивших его замечательные песни и баллады. Всю краткую жизнь композитора заполнило творчество и общение с близкими ему по духу людьми.

Основой своего творчества Шуберт сделал песню, он расширил круг ее образов и настроений, насытил поэтическим содержанием. Песенные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» глубоко и взволнованно передают душевное состояние: надежды, мечту, любовь. Обращение к песне и балладе - это черта именно музы­кального романтизма.

Роберта Шумана (1810-1856) много объединяло с Генрихом Гейне. Любимым инструментом Шумана было фортепиано, для которого он написал свои лучшие сочинения. Шуман создал новый жанр - программный цикл фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал»). Его сочинениям присущ романтический порыв и страстность. В наследии Шумана также симфонии, хоровые произ­ведения и вокальные опусы. Для текстов своих произведений Шуман выбирал творения лучших поэтов-романтиков своего вре­мени. Такие темы как одиночество, трагическая любовь, скорбь и ирония становятся выражением романтического строя чувств.

Рихард Вагнер (1813-1883) был не только гениальным компо­зитором, но и талантливым драматургом, он сам создавал либретто для своих опер. Вагнер считал, что в опере литературный текст и музыка должны составлять неразрывное целое, музыкальную драму. В сочинениях Вагнера характеристикой героев и их переживаний, а также явлений природы становятся лейтмотивы - повторяющи­еся короткие мелодии. Хотя этот прием существовал и до Вагнера, но именно его композитор делает основой всего музыкального развития. Содержанием опер Вагнера стали легенды Средневековья (к ним же часто обращались и литераторы-романтики). Но часто легенда становилась иносказанием, повествуя о судьбе художника во враждебном ему мире. Сам образ композитора был символом романтического бунтарства.

Ярчайшим представителем французского романтизма был Гек-тор Берлиоз (1803-1869). В его жизни был и громкий успех, и забвение, и посмертная мировая слава. Живя в Париже, Берлиоз встречается с самыми замечательными художниками XIX в.: Гюго, Бальзаком, переживает самые громкие политические события. В историю музыки Берлиоз вошел как создатель программного сим­фонического романтизма. Именно в симфоническом жанре Берлиоз впервые раскрывает сложный и противоречивый мир романтиче­ского героя. Творчество композитора вызвало противоречивую оценку современников. Берлиоз был не только компози- тором, но и блестящим дирижером, который знакомил европейских слушате­лей с современной музыкой.

В конце XIX в. возникают необычные художественные течения в искусстве в целом, появляются они и в музыке. Многие компо­зиторы искали новые средства художественного выражения. Обыч­но новые направления возникли сначала в литературе или в изобразительном искусстве и затем уже преломлялись в музыке. Именно так произошло с импрессионизмом.

Первым представителем этого направления в музыкальном ис­кусстве стал Клод Дебюсси (1862-1918). Огромное влияние на композитора оказали как художники-импрессионисты, так и поэ­ты-символисты. Музыка Дебюсси связана как с поэзией, так и с живописью. Дебюсси создал оригинальный музыкальный стиль, которому свойственны особая поэтичность, взволнованность и уточненность.

Звуковые образы Дебюсси рождают в воображении ароматы и краски, в его музыку входят настроения и чувства, рожденные впечатлениями, как это было у художников-импрессионистов.

Морис Равель (1875-1937) продолжил новое направление, от­крытое Дебюсси. Для музыки Равеля характерно оригинальное восприятие мира, любовь не только к французской, но и испанской музыке.

Имя Равеля тесно связано с музыкальным импрессионизмом, но в его творчестве ярче представлены веяния приближающегося XX века.

Величайшие композиторы мира всех времен: списки в хронологическом и алфавитном порядке, справочники и произведения

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)
2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)
3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)
4. Генрих Шютц (1585 –1672)
5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)
6. Генри Пёрселл (1658 –1695)
7. Арканджело Корелли (1653 –1713)
8. Антонио Вивальди (1678 –1741)
9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)
10. Георг Гендель (1685 –1759)
11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)
12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)
13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)
14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)
15. Антонио Сальери (1750 –1825)
16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)
17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)
18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)
19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)
20. Николло Паганини (1782 –1840)
21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)
22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)
23. Джоаккино Россини (1792 –1868)
24. Франц Шуберт (1797 –1828)
25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)
26. Винченцо Беллини (1801 –1835)
27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)
28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)
29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)
30. Фридерик Шопен (1810 –1849)
31. Роберт Шуман (1810 –1856)
32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)
33. Ференц Лист (1811 –1886)
34. Рихард Вагнер (1813 –1883)
35. Джузеппе Верди (1813 –1901)
36. Шарль Гуно (1818 –1893)
37. Станислав Монюшко (1819 –1872)
38. Жак Оффенбах (1819 –1880)
39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)
40. Сезар Франк (1822 –1890)
41. Бедржих Сметана (1824 –1884)
42. Антон Брукнер (1824 –1896)
43. Иоганн Штраус (1825 –1899)
44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)
45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)
46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)
47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)
48. Лео Делиб (1836 –1891)
49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)
50. Жорж Бизе (1838 –1875)
51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)
52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)
53. Антонин Дворжак (1841 –1904)
54. Жюль Массне (1842 –1912)
55. Эдвард Григ (1843 –1907)
56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)
57. Габриель Форе (1845 –1924)
58. Леош Яначек (1854 –1928)
59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)
60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)
61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)
62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)
63. Гуго Вольф (1860 –1903)
64. Густав Малер (1860 –1911)
65. Клод Дебюсси (1862 –1918)
66. Рихард Штраус (1864 –1949)
67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)
68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)
69. Ян Сибелиус (1865 –1957)
70. Франц Легар (1870 –1945)
71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)
72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)
73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)
74. Морис Равель (1875 –1937)
75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)
76. Бела Барток (1881 –1945)
77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)
78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)
79. Антон Веберн (1883 –1945)
80. Имре Кальман (1882 –1953)
81. Альбан Берг (1885 –1935)
82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)
83. Артур Онеггер (1892 –1955)
84. Дариюс Мийо (1892 –1974)
85. Карл Орф (1895 –1982)
86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)
87. Джордж Гершвин (1898 –1937)
88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)
89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)
90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)
91. Тихон Николаевич Хренников (род. в 1913 году)
92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)
93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)
94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)
95. Родион Константинович Щедрин (род. в 1932 году)
96. Кшиштоф Пендерецкий (род. в 1933 году)
97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)
98. Боб Дилан (род. в 1941 году)
99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
100. Стинг (род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Самые известные композиторы мира

Список композиторов в алфавитном порядке

N Композитор Национальность Направление Год
1 Альбинони (Albinoni) Томазо итальянский Барокко 1671-1751
2 Аренский Антон (Антоний) Степанович русский Романтизм 1861-1906
3 Баини (Baini) Джузеппе итальянский Церковная музыка - Ренессанса 1775-1844
4 Балакирев Милий Алексеевич русский «Могучая кучка»-национально ориентированной русской музыкальной школы 1836/37-1910
5 Бах (Bach) Иоганн Себастьян немецкий Барокко 1685-1750
6 Беллини (Bellini) Винченцо итальянский Романтизм 1801-1835
7 Березовский Максим Созонтович русско-украинский Классицизм 1745-1777
8 Бетховен (Beethoven) Людвиг ван немецкий между классицизмом и романтизмом 1770-1827
9 Бизе (Bizet) Жорж французский Романтизм 1838-1875
10 Бойто (Boito) Арриго итальянский Романтизм 1842-1918
11 Боккерини (Boccherini) Луиджи итальянский Классицизм 1743-1805
12 Бородин Александр Порфирьевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1833-1887
13 Бортнянский Дмитрий Степанович русско-украинский Классицизм - Церковная музыка 1751-1825
14 Брамс (Brahms) Иоганнес немецкий Романтизм 1833-1897
15 Вагнер (Wagner) Вильгельм Рихард немецкий Романтизм 1813-1883
16 Варламов Александр Егорович русский русская Народная музыка 1801-1848
17 Вебер (Weber) Карл Мария фон немецкий Романтизм 1786-1826
18 Верди (Verdi) Джузеппе Фортунио Франческо итальянский Романтизм 1813-1901
19 Верстовский Алексей Николаевич русский Романтизм 1799-1862
20 Вивальди (Vivaldi) Антонио итальянский Барокко 1678-1741
21 Вила-Лобос (Villa-Lobos) Эйтор бразильский Неоклассицизм 1887-1959
22 Вольф-Феррари (Wolf-Ferrari) Эрманно итальянский Романтизм 1876-1948
23 Гайдн (Haydn) Франц Йозеф австрийский Классицизм 1732-1809
24 Гендель (Handel) Георг Фридрих немецкий Барокко 1685-1759
25 Гершвин (Gershwin) Джорж американский - 1898-1937
26 Глазунов Александр Константинович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1865-1936
27 Глинка Михаил Иванович русский Классицизм 1804-1857
28 Глиэр Рейнгольд Морицевич русский и советский - 1874/75-1956
29 Глюк (Gluk) Кристоф Виллибальд немецкий Классицизм 1714-1787
30 Гранадос, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике испанский Романтизм 1867-1916
31 Гречанинов Александр Тихонович русский Романтизм 1864-1956
32 Григ (Grieg) Эдвард Хаберуп норвежский Романтизм 1843-1907
33 Гуммель, Хуммель (Hummel) Иоган (Ян) Непомук австрийский - Чех по национальности Классицизм-Романтизм 1778-1837
34 Гуно (Gounod) Шарль Франсуа французский Романтизм 1818-1893
35 Гурилёв Александр Львович русский - 1803-1858
36 Даргомыжский Александр Сергеевич русский Романтизм 1813-1869
37 Дворжак (Dvorjak) Антонин чешский Романтизм 1841-1904
38 Дебюсси (Debussy) Клод Ашиль французский Романтизм 1862-1918
39 Делиб (Delibes) Клеман Филибер Лео французский Романтизм 1836-1891
40 Детуш (Destouches) Андре Кардиналь французский Барокко 1672-1749
41 Дегтярёв Степан Аникиевич русский Церковная музыка 1776-1813
42 Джулиани (Giuliani) Мауро итальянский Классицизм-Романтизм 1781-1829
43 Динику (Dinicu) Григораш румынский 1889-1949
44 Доницетти (Donizetti) Гаэтано итальянский Классицизм-Романтизм 1797-1848
45 Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1859-1935
46 Кабалевский Дмитрий Борисович русский-советский композитор 20th-century classical composers 1904-1987
47 Калинников Василий Сергеевич русский русской музыкальной классики 1866-1900/01
48 Кальман (Kalman) Имре (Эммерих) венгерский 20th-century classical composers 1882-1953
49 Кюи Цезарь Антонович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1835-1918
50 Леонкавалло (Leoncovallo) Руджеро итальянский Романтизм 1857-1919
51 Лист (Liszt) Ференц (Франц) венгерский Романтизм 1811-1886
52 Лядов Анатолий Константинович русский 20th-century classical composers 1855-1914
53 Ляпунов Сергей Михайлович русский Романтизм 1850-1924
54 Малер (Mahler) Густав австрийский Романтизм 1860-1911
55 Масканьи (Mascagni) Пьетро итальянский Романтизм 1863-1945
56 Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик французский Романтизм 1842-1912
57 Марчелло (Marcello) Бенедетто итальянский Барокко 1686-1739
58 Мейербер (Meyerbeer) Джакомо французский Классицизм-Романтизм 1791-1864
59 Мендельсон, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс немецкий Романтизм 1809-1847
60 Миньони (Mignone) Франсиску бразильский 20th-century classical composers 1897
61 Монтеверди (Monteverdi) Клаудио Джованни Антонио итальянский Ренессанса-Барокко 1567-1643
62 Монюшко (Moniuszko) Станислав польский Романтизм 1819-1872
63 Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей австрийский Классицизм 1756-1791
64 Мусоргский Модест Петрович русский Романтизм-«Могучая кучка» 1839-1881
65 Направник Эдуард Францевич русский - Чех по национальности Романтизм? 1839-1916
66 Огиньский (Oginski) Михал Клеофас польский - 1765-1833
67 Оффенбах (Offenbach) Жак (Якоб) французский Романтизм 1819-1880
68 Паганини (Paganini) Николо итальянский Классицизм-Романтизм 1782-1840
69 Пахельбель (Pachelbel) Иоганн немецкий Барокко 1653-1706
70 Планкет, Планкетт (Planquette) Жан Робер Жюльен французский - 1848-1903
71 Понсе Куельяр (Ponce Cuellar) Мануель Мария мексиканский 20th-century classical composers 1882-1948
72 Прокофьев Сергей Сергеевич русский-советский композитор Неоклассицизм 1891-1953
73 Пуленк (Poulenc) Франсис французский Неоклассицизм 1899-1963
74 Пуччини (Puccini) Джакомо итальянский Романтизм 1858-1924
75 Равель (Ravel) Морис Жозеф французский Неоклассицизм-Импрессионизм 1875-1937
76 Рахманинов Сергей Васильевич русский Романтизм 1873-1943
77 Римский - Корсаков Николай Андреевич русский Романтизм-«Могучая кучка» 1844-1908
78 Россини (Rossini) Джоаккино Антонио итальянский Классицизм-Романтизм 1792-1868
79 Рота (Rota) Нино итальянский 20th-century classical composers 1911-1979
80 Рубинштейн Антон Григорьевич русский Романтизм 1829-1894
81 Сарасате, Сарасате–и–Наваскуэс (Sarasate y Navascuez) Пабло де испанский Романтизм 1844-1908
82 Свиридов Георгий Васильевич (Юрий) русский-советский композитор НеоРомантизм 1915-1998
83 Сен–Санс (Saint–Saёns) Шарль Камиль французский Романтизм 1835-1921
84 Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан) финский Романтизм 1865-1957
85 Скарлатти (Scarlatti) Джузеппе Доменико итальянский Барокко-Классицизм 1685-1757
86 Скрябин Александр Николаевич русский Романтизм 1871/72-1915
87 Сметана (Smetana) Бриджих чешский Романтизм 1824-1884
88 Стравинский Игорь Фёдорович русский НеоРомантизм-НеоБарокко-Сериализм 1882-1971
89 Танеев Сергей Иванович русский Романтизм 1856-1915
90 Телеманн (Telemann) Георг Филипп немецкий Барокко 1681-1767
91 Торелли (Torelli) Джузеппе итальянский Барокко 1658-1709
92 Тости (Tosti) Франческо Паоло итальянский - 1846-1916
93 Фибих (Fibich) Зденек чешский Романтизм 1850-1900
94 Флотов (Flotow) Фридрих фон немецкий Романтизм 1812-1883
95 Хачатурян Арам армянский-советский композитор 20th-century classical composers 1903-1978
96 Хольст (Holst) Густав английский - 1874-1934
97 Чайковский Петр Ильич русский Романтизм 1840-1893
98 Чесноков Павел Григорьевич русский-советский композитор - 1877-1944
99 Чилеа (Cilea) Франческо итальянский - 1866-1950
100 Чимароза (Cimarosa) Доменико итальянский Классицизм 1749-1801
101 Шнитке Альфред Гарриевич советский композитор полистилистика 1934-1998
102 Шопен (Chopin) Фридерик польский Романтизм 1810-1849
103 Шостакович Дмитрий Дмитриевич русский-советский композитор Неоклассицизм-НеоРомантизм 1906-1975
104 Штраус (Straus) Иоганн (отец) австрийский Романтизм 1804-1849
105 Штраус (Straus) Иоганн (сын) австрийский Романтизм 1825-1899
106 Штраус (Strauss) Рихард немецкий Романтизм 1864-1949
107 Шуберт (Schubert) Франц австрийский Романтизм-Классицизм 1797-1828
108 Шуман (Schumann) Роберт немецкий Романтизм 1810-1