Мигель де сервантес краткая биография. Биография Мигеля Сервантеса

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra ; предположительно 29 сентября , Алькала-де-Энарес - 22 апреля , Мадрид) - всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Мигель де Сервантес Мир

    ✪ Сервантес Мигель де - Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

    ✪ Сервантес, великий писатель (рассказывает Илья Бузукашвили)

    ✪ Мигель де Сервантес "Дон Кихот" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

    ✪ Сервантес, Мігель де

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Мигель Сервантес родился в семье обедневших дворян, в городе Алькала-де-Энарес . Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным лекарем, мать - Донья Леонор де Кортина - дочь дворянина, потерявшего своё состояние. В их семье было семеро детей, Мигель был четвёртым ребёнком [ ] . О ранних этапах жизни Сервантеса известно очень мало. Датой его рождения считается 29 сентября 1547 года (день Архангела Михаила). Эта дата установлена приблизительно на основании записей церковной книги и существовавшей тогда традиции давать ребёнку имя в честь святого, чей праздник приходится на день рождения. Достоверно известно, что Сервантес был крещён 9 октября 1547 года в церкви Санта Мария ла Майор города Алькала-де-Энарес.

Некоторые биографы утверждают, что Сервантес учился в университете Саламанки , однако убедительных доказательств этой версии нет. Существует также неподтверждённая версия, что он учился у иезуитов в Кордове или Севилье .

По мнению Авраама Хаима, президента сефардской общины Иерусалима, мать Сервантеса вела свой род из семьи крещёных евреев. Отец Сервантеса был из дворян, но в его родном городе Алькала де Энарес дом его предков, который расположен в центре худерии, то есть еврейского квартала. Дом Сервантеса находится в бывшей еврейской части города [ ] .

Деятельность писателя в Италии

Причины, которые сподвигли Сервантеса покинуть Кастилию , остаются неизвестными. Был ли он студентом, или бежал от правосудия, или бежал от королевского ордера на арест за то, что ранил Антонио де Сигуру на дуэли, - это ещё одна тайна его жизни . В любом случае, уехав в Италию , он занимался тем, что так или иначе делали для своей карьеры и другие молодые испанцы. Рим открыл для молодого писателя свои церковные ритуалы и величие. В городе, изобилующем древними руинами, Сервантес открыл для себя античное искусство, а также сконцентрировал своё внимание на искусстве эпохи Возрождения , архитектуре и поэзии (знание итальянской литературы прослеживается в его произведениях). Он смог найти в достижениях древнего мира мощный импульс к возрождению искусства . Таким образом, непроходящая любовь к Италии, которая видна в его более поздних работах, была в своём роде желанием вернуться к раннему периоду Возрождения .

Военная карьера и битва при Лепанто

Существует и другая, маловероятная, версия потери руки. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Якобы именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году , дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для короля и министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года . Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату .

В алжирском плену

В сентябре 1575 года Мигель Сервантес со своим братом Родриго возвращался из Неаполя в Барселону на борту галеры «Солнце» (la Galera del Sol) . Утром 26 сентября на подходе к каталонскому берегу галера была атакована алжирскими корсарами . Нападавшим было оказано сопротивление, в результате чего многие члены команды «Солнца» были убиты, а остальных взяли в плен и увезли в Алжир. :236 Обнаруженные у Мигеля Сервантеса рекомендательные письма повлекли за собой увеличение суммы требуемого выкупа. В алжирском плену Сервантес провёл 5 лет ( -), четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнён. В плену часто подвергался различным мучениям.

Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года , указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце “, под командой Каррильо де Кесада», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться» . У отца не было средств на выкуп Мигеля в связи с тем, что он прежде выкупил из плена другого своего сына, Родриго, также находившегося на том корабле. Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет, и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23 года, в день сражения при Лепанто. Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен и у него был жар », и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении. За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы.

Известие же (в виде писем) о пребывании Мигеля в алжирском плену доставил солдат Габриэль де Кастаньеда, житель горной долины Каррьедо из селения Саласар. Согласно его сведениям, Мигель находился в плену около двух лет (то есть с 1575 года) у обращённого в ислам грека, капитана Арнаутриомами .

В прошении матери Мигеля от 1580 года сообщалось, что она просила «дать разрешение на вывоз 2000 дукатов в виде товаров из королевства Валенсия » для выкупа её сына .

Служба в Севилье

В Севилье он занимался делами испанского флота по приказу Антонио де Гевары .

Намерение выехать в Америку

Мигель де Сервантес. Назидательные новеллы. Перевод с испанского Б. Кржевского. Москва. Издательство «Художественная литература». 1983

Личная жизнь

Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 22 апреля 1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд». Однако по обычаям того времени датой его смерти была записана дата его похорон - 23 апреля . Из-за этого иногда говорят, что дата смерти Сервантеса совпадает с датой смерти другого великого писателя - Уильяма Шекспира , фактически же Сервантес умер 11 днями ранее (так как, на тот момент, в Испании действовал Григорианский календарь , а в Англии - Юлианский) . 23 апреля 1616 года иногда считается концом эпохи Возрождения .

Наследие

Памятник Сервантесу поставлен в Мадриде лишь в 1835 году (скульптор Антонио Сола); на пьедестале две надписи на латинском и испанском языках: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов, год M.D.CCC.XXXV» .

Мировое значение Сервантеса держится, главным образом, на его романе «Дон Кихот », полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение всё великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «Нет, - отвечает умирающий, - всё это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».

Библиография

  • «Галатея», 1585
  • «Разрушение Нумансии»
  • «Алжирские нравы»
  • «Морское сражение» (не сохранилась)
  • «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», 1605, 1615
  • «Назидательные новеллы», сборник, 1613
  • «Путешествие на Парнас», 1614
  • «Восемь комедий и восемь интермедий, новых, ни разу не представленных на сцене», сборник, 1615
  • «Странствия Персилеса и Сихизмунды», 1617

Русские переводы

Первым русским переводчиком Сервантеса, по последним данным является, Н. И. Ознобишин , который перевел новеллу «Корнелия» в 1761 году . Потом его переводили М. Ю. Лермонтов и В. А. Жуковский .

Память

  • В честь героини новеллы Сервантеса «Цыганочка» назван астероид (529) Прециоза , открытый в 1904 году (по другой версии он получил имя по названию пьесы Пия Александра Вольфа, написанной в 1810 году ).
  • В честь героини и героя романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» названы астероиды (571) Дульсинея (открыт в 1905 году) и (3552) Дон Кихот (открыт в 1983 году).
  • В 1965 году Сальвадор Дали сделал серию «Пять Бессмертных Испанцев», которая включала Сервантеса, Эль Сида, Эль Греко, Веласкеса и Дон Кихота.
  • В 1966 году была выпущена почтовая марка СССР , посвященная Сервантесу.
  • В 1976 году в честь Сервантеса назван кратер Сервантес на Меркурии .
  • 18 сентября 2005 года в честь Сервантеса астероиду, открытому 2 февраля 1992 года Э. В. Эльстом в Европейской южной обсерватории , присвоено наименование «79144 Cervantes» .
  • Площадь Испании в Мадриде украшает скульптурная композиция , центральной фигурой которой являются Сервантес и его самые известные герои.
  • Памятник Мигелю Сервантесу установлен в Москве в парке Дружбы .
  • В честь Сервантеса назван аргентинский

Сочинение

С другой стороны, это творчество с исключительной полнотой отражает кризис, который переживала Испания в конце XVI в., и противоречивость сознания передовых людей того времени. Все это делает Сервантеса одним из самых глубоких реалистов, каких знает европейская литература эпохи.

Мигель де Сервантес Сааведра (Miguel de Cervantes Saavedra, 1547-1616) родился в городке Алькала де Энарес. Он принадлежал к идальгии и был сыном бедного лекаря. Недостаток средств помешал ему получить хорошее образование, но все же он окончил университет. Двадцати одного года Сервантес поступил на службу к папскому послу в Испании, кардиналу Аквавиве. Когда тот вернулся на родину, Сервантес поехал с ним в Италию. После смерти кардинала он поступил солдатом в испанскую армию, действовавшую в Италии, вскоре был зачислен во флот и принял участие в битве при Лепанто (1571), где храбро сражался и получил тяжелое увечье левой руки. В 1575 г. он решил вернуться в Испанию, но корабль, на котором он плыл, подвергся нападению алжирских корсаров, и Сервантес попал к ним в плен. В Алжире он томился пять лет, беспрерывно устраивая заговоры с целью побега, оканчивавшиеся неудачами, пока не был, наконец, выкуплен из неволи. Дома он нашел вконец разоренную семью, а о военных его заслугах все уже забыли в Испании. В поисках заработка Сервантес пишет пьесы для театра, а также различные стихотворения, за которые, поднеся их какому-нибудь знатному лицу, можно было получить небольшую денежную награду. Кроме того, он работает над «Галатеей» (см. о ней предыдущую главу), которая была издана в 1585 г. В это время Сервантес женится. Скудность и ненадежность литературного заработка заставляют Сервантеса принять должность сначала сборщика зерна для армии, затем сборщика недоимок. Доверив казенные деньги одному банкиру, сбежавшему с ними, Сервантес в 1597 г. попадает в тюрьму по обвинению в растрате. Пять лет спустя он снова подвергается тюремному заключению по обвинению в денежных злоупотреблениях.

Последние пятнадцать лет жизни Сервантес провел в большой нужде. Тем не менее это был период высшего расцвета его творчества. В 1605 г. вышла в свет I часть романа «Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский», начатого или, по крайней мере, задуманного Сервантесом во время его второго тюремного заключения. Опубликование в 1614 г. неким Авельянедой поддельного продолжения «Дон-Кихота» побудило Сервантеса ускорить окончание своего романа, и в 1615 г. вышла в свет II часть его. Незадолго до этого, в том же году, он издал сборник своих пьес, а перед тем, в 1613 г., опубликовал «Назидательные новеллы». В следующем году он закончил литературную сатиру «Путешествие на Парнас». Последним произведением Сервантеса был упомянутый выше (см. предыдущую главу) роман «Персилес и Сихизмунда», напечатанный уже после его смерти.

Жизнь Сервантеса, типичная для чуткого и одаренного представителя идальгии, является серией пылких увлечений, неудач, разочарований и непрерывной мужественной борьбы с нуждой и одновременно с косностью и пошлостью окружающего мира. Такой же длинной серией поисков является и творчество Сервантеса, сравнительно поздно нашедшего свой путь. Он долгое время пишет на заказ, приспосабливается к господствующему стилю, разрабатывает «модные» жанры, стремясь сказать в этой области свое слово, внести в этот стиль и жанры реалистическое содержание и глубокую моральную проблематику. Но эти попытки почти неизменно оказываются безуспешными, пока, уже на склоне лет, Сервантес не создает своего собственного стиля и собственных жанров, способных полностью выразить его окончательно созревшую мысль.

Некоторой условностью и надуманностью отличается почти вся лирика Сервантеса, его литературно-сатирическая поэма, а также опыты в области пасторального и рыцарского романа («Галатея» и «Персилес и Сихизмунда»), в которых он стремится к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств. То же самое можно сказать и о наибольшей части его драматического творчества. В своей драматургии Сервантес прежде всего ищет правдоподобия, восставая против слишком свободного обращения некоторых современных ему драматургов с пространством и временем, против нагромождения в сюжете разных приключений, экстравагантностей и нелепиц, против несоответствия между общественным положением персонажей и их языком и т. п. (см. высказывания его в «Дон Кихоте», ч. I, глава XLVIII).

Все это склоняло Сервантеса к стилю учено-гуманистической драмы Возрождения (несмотря на то, что он, не отличаясь педантизмом, соблюдал далеко не все ее «правила») и делало его противником драматургической системы Лопе де Вега, слишком вольный характер которой он вначале осуждал, хотя и признавал блестящий талант своего противника. Вместе с тем Сервантес ставил театру морально-воспитательные задачи, протестуя против понимания спектакля исключительно как веселого, развлекательного зрелища. Определяя драму, вслед за Цицероном, как «зеркало человеческой жизни, пример нравов и образцов истины», Сервантес замечает: «Посмотрев комедию замысловатую и отличающуюся искусством в расположении, зритель уйдет из театра, смеясь шуткам, проникшись нравоучениями, в восторге от происшествий, умудренный рассуждениями, предостереженный кознями, наученный примерами, возмущенный пороком и влюбленный в добродетель, ибо хорошая комедия способна пробудить все эти страсти в любой душе, даже самой грубой и невосприимчивой». («Дон Кихот», цит. глава). Отсюда - двоякая тематика драматургии Сервантеса: сатирико-реалистическая и героическая.

Однако собственные театральные опыты Сервантеса, за немногими исключениями, были малоудачны. Они не имели успеха у современников, и большинство их до нас не дошло. Сервантес не овладел драматической формой и не сумел создать вполне живые характеры.

Из больших пьес Сервантеса выделяются только две. Одна из них, «Нуманция», изображает эпизод из истории героической борьбы за независимость древних испанцев (иберов) против римлян. Жители города Нуманции, осажденного римским полководцем Сципионом, видя неизбежность своей гибели от голода, предпочитают смерть, позору сдачи врагу и, сжегши предварительно все ценное, что у них было из имущества, поголовно кончают жизнь самоубийством. Целый ряд черт пьесы выдает влияние Сенеки и его ренессансных истолкований. Сюда относятся: обилие всяких ужасов, как, например, заклинание духов, картина страданий женщин и маленьких детей от голода, заключительное побоище, о котором, однако, зритель узнает лишь из рассказа последнего оставшегося в живых нумантинца, исполняющего роль античного «вестника». Это появление аллегорических фигур Голода, Войны, реки Дуэро, повествующей о страданиях Испании. Наконец, Славы, восхваляющей в своего рода эпилоге доблесть нумантинцев и предсказывающей грядущее могущество их потомков. Это полное отсутствие примеси комического элемента и т. д. Несмотря на рассудочность построения пьесы и ее довольно риторический язык, трагедия эта полна патриотического пафоса и содержит ряд волнующих сцен. В годы больших национальных испытаний она неоднократно возрождалась на испанской сцене.

Вторая пьеса Сервантеса, сложившаяся под влиянием плутовского романа, - комедия «Педро де Урдемалас», близкая к народному творчеству, - с большой остротой изображает нравы бродяг, уличных жуликов, всяких авантюристов, судейских крючкотворов и т. п. В эту рамку Сервантес вставляет похождения Педро де Урдемаласа, образ которого создан народным творчеством и встречается в старых испанских сказках и повестушках.

Другой вершиной драматического творчества Сервантеса являются его интермедии, написанные им, вероятно, между 1605 и 1611 гг. Это маленькие, остро комические пьески, в которых типы и ситуации имеют много общего с средневековыми фарсами, но отличаются гораздо большей живостью. С огромным знанием народного быта и психики Сервантес рисует сценки из жизни крестьян, ремесленников, городских жуликов, судейских, бедных студентов, разоблачая разврат духовенства, тиранию мужей, плутни шарлатанов, а также добродушно осмеивая легковерие, болтливость, страсть к сутяжничеству и иные человеческие слабости.

Тонкий юмор и замечательно яркий язык придают этим пьескам большую прелесть. Особенно популярны из них «Театр чудес», «Саламанкская пещера», «Ревнивый старик» и «Два болтуна».

Еще более замечателен, чем интермедии Сервантеса, сборник его четырнадцати «Назидательных новелл». Новеллы Сервантеса составили важный этап в развитии этого жанра в Испании. Сервантес впервые утвердил в Испании тип ренессансной итальянской новеллы, решительно отойдя от традиции средневековых рассказчиков, но в то же самое время он реформировал этот итальянский тип, придав ему национальные испанские черты. Главным образцом для Сервантеса послужил итальянский писатель середины XVI в. Банделло, новеллы которого, содержащие широкую картину нравов эпохи, полны волнующих драматических моментов и по широте своего изложения, обстоятельности описаний, обилию эпизодов и всякого рода деталей приближаются к жанру маленьких романов. Все эти черты мы находим и у Сервантеса. Но вместе с тем новеллы последнего имеют вполне самобытный и национальный характер. Сюжеты их, - в эту эпоху постоянных заимствований новеллистических фабул,- почти полностью сочинены Сервантесом. Быт, обстановка целиком испанские. Эротический элемент, в противоположность итальянским новеллистам, чрезвычайно сдержан. Для стиля характерно подлинно сервантесовское соединение точности с юмором, иногда добродушным, иногда горьким. Изложение отличается еще большей обстоятельностью, чем у Банделло. В частности, огромное место занимают речи персонажей, нередко очень пространные.В общем, рисуя редкие, но вполне возможные конфликты и случаи из жизни идальго и кабальеро, горожан, воинов, простолюдинов, сводней, корсаров, заглядывая при случае в цыганский табор, воровской притон или даже сумасшедший дом, Сервантес дает картину нравов эпохи, не менее подробную и красочную, чем современные ему плутовские романы. Но в то время как эти последние лишь разоблачают действительность, разрушая все иллюзии, и приходят к безысходно мрачному взгляду на жизнь, Сервантес, при его глубоко критическом отношении к действительности и наличии черт острой социальной сатиры, в общем все же отстаивает целостный и оптимистический подход к жизни, защищая положительные моральные ценности. Отсюда - самое заглавие сборника «Назидательные новеллы», означающее не прямолинейную морализацию в средневековом смысле, а приглашение глубже всмотреться в жизнь и перестроить ее на моральной основе.

Сервантес верит в возможность счастливого разрешения самых запутанных и опасных положений, если попавшие в них люди честны, благородны и энергичны; он верит в «голос природы» и в ее добрые силы, в конечное торжество человека, борющегося против злых и враждебных ему начал.

В связи с этим он всегда на стороне молодого и искреннего чувства, отстаивающего свои права против всякого принуждения и общественных условностей. Однако прямая реабилитация плоти и абсолютизирование инстинктов человеческой природы ему чужды.

Проблема совести всегда стоит для него на первом плане («Ревнивый эстремадурец», «Великодушный поклонник»).

Точно так же Сервантес далек от идиллической беспечности или какого бы то ни было абстрактного утопизма. В его глазах жизнь - суровое испытание, требующее от человека большого мужества, энергии, терпения и внутренней дисциплины, так как побеждать надлежит не только внешние препятствия, но и самого себя.

Идеалы Сервантеса, раскрывающиеся в «Назидательных новеллах, - это любовь к жизни, но без упоения ею, смелость без заносчивости, моральная требовательность к себе и другим, но без всякого аскетизма или нетерпимости, скромный, непоказной героизм, а главное - глубокая человечность и великодушие.

В Испании 1605 год был исключительно благополучным для культуры. Что же касается политики и экономики, то он не сулил испанскому народу ничего нового. Империя Карла V, где "солнце никогда не закатывалось", по-прежнему занимала лидирующие позиции на мировой арене. Однако уже начала создаваться база для экономического кризиса. Но до его пика было ещё очень далеко.

Испанское королевство вело бесконечные войны на суше и на море. Цель у них была одна - сохранить и ещё больше расширить свои необъятные владения в Европе, Америке, Азии и Африке. Те значительно увеличились после 1581 года, когда Португалия присоединилась к Испании и передала ей все свои колонии.

В этот период времени были одержаны победы над восставшими жителями Фландрии и германскими войсками. Шла успешная борьба за власть в колониях с Англией, Голландией и Францией. Но все эти громкие события не могли сравниться по своей важности с событием, на первый взгляд скромным и незначительным.

В январе 1605 года в книжных лавках Мадрида появился роман мало кому известного пожилого писателя, да к тому же инвалида. Называлось это произведение "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". С момента появления этой книги прошло уже более 400 лет. Кто сейчас помнит Карла V, Филиппа II, Филиппа III, других королей и полководцев? Эти люди затерялись в череде веков, а бессмертное произведение продолжает жить полнокровной жизнью и находит всё больше и больше поклонников.

Кто же являлся автором великого творения? Звали его Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616). Этот человек примечателен тем, что нужда преследовала его с появления на свет и до самой могилы. Сам писатель в своей поэме "Путешествие на Парнас" говорит о себе как о человеке, измученном проклятой нищетой. Даже когда он уже был в зените славы, о нём говорили, что он старик, солдат, идальго и бедняк.

Узнав об этом, французы недоумённо восклицали: "И такого великого писателя Испания не обогатила и не содержит на государственный счёт?" На что испанцы отвечали: "Великие творения его заставляет писать нужда. Поэтому хвала Богу, что он никогда не жил в богатстве, ибо своими шедеврами, будучи нищим, он обогащает весь мир".

Биография Сервантеса

Детство

Согласно записи о крещении в одной из церквей города Алькала де Энарес, 29 сентября 1547 года у вольнопрактикующего лекаря Родриго де Сервантеса и его жены Леоноры де Кортинас родился мальчик - будущий создатель "Дон Кихота". В семье он был 4-м ребёнком. Всего же детей насчитывалось шестеро. Три девочки и трое мальчиков.

По отцу будущий великий писатель имел знатное дворянское происхождение. Но в XVI веке род обнищал и пришёл в упадок. Родриго страдал глухотой и никогда не занимал никаких судебных и административных постов. Он стал всего лишь лекарем, что с точки зрения идальгии не значило практически ничего. Мать писателя также принадлежала к бедному дворянскому роду.

В материальном отношении семья жила очень плохо. Родриго в поисках заработка постоянно переезжал из города в город, а жена с детьми следовала за ним. Но вечная нужда не внесла в семейный быт раздоров и скандалов. Родриго и Леонора любили друг друга, а их дети жили дружным спаянным коллективом.

Постоянные переезды имели скорее положительную, чем отрицательную сторону для маленького Мигеля. Благодаря им, он с ранних лет познакомился с подлинной, а не показной жизнью простых людей.

В 1551 году лекарь со своим семейством поселился в Вальядолиде. В то время этот город считался столицей королевства. Но прошёл год, и Родриго был арестован за неуплату долгов местному ростовщику. Скудное имущество семейства пошло с молотка, и опять началась бродяжническая жизнь. Семья уехала в Кордову, затем вернулась в Вальядолид, а после этого перебралась в Мадрид и, наконец, осела в Севилье.

В 10-летнем возрасте Мигель поступил в коллегию иезуитов. В ней он оставался 4 года с 1557 по 1561 и получил среднее образование. Дальнейшая учёба проходила в Мадриде у известного испанского педагога и гуманиста Хуана Лопеса де Ойоса. А тем временем семья юноши окончательно разорилась. В связи с этим Мигелю пришлось думать о том, чтобы самостоятельно зарабатывать на хлеб и помогать обнищавшему семейству.

Молодые годы

У бедных дворян в то время было 3 дороги: идти в церковь, служить при дворе или в армии. Будущий великий писатель выбрал 2-й путь. Хуан Лопес де Ойос дал своему ученику рекомендательное письмо, и тот устроился на службу к чрезвычайному послу папы Пия V, монсеньору Джулио Аквавиву-и-Арагону. В 1569 году вместе с послом Сервантес уехали из Мадрида в Рим в должности камерария (ключника).

На службе у Аквавивы будущий писатель пробыл год, а в 1570 году поступил на службу в испанский полк, дислоцированный в Италии. Это дало ему возможность побывать в Милане, Венеции, Болонье, Палермо и основательно познакомиться с итальянским укладом жизни, а также богатейшей культурой этой страны.

7 октября 1571 года состоялась морская битва при Лепанто. В ней флот Священной лиги (Испания, Ватикан и Венеция) наголову разгромил турецкую эскадру, чем положил конец турецкой экспансии в Восточное Средиземноморье. Однако для Мигеля это сражение закончилось печально. Он получил 3 огнестрельных ранения: два в грудь и одно в левое предплечье.

Последняя рана оказалась роковой. Молодой человек практически перестал владеть левой рукой "к вящей славе правой" - как он сам позже говорил. После этого будущий великий писатель оказался в госпитале, где пробыл до начала мая 1572 года. Но, выписавшись из госпиталя, военную службу не оставил. Он изъявил желание служить дальше, и был зачислен в полк, дислоцированный на острове Корфу. 2 октября 1572 года уже участвовал в битве при Наварине, а через год был направлен в Северную Африку, откуда вернулся в Италию и продолжил военную службу в Сардинии, а затем в Неаполе.

20 сентября 1575 года Мигель вместе со своим младшим братом Родриго, который также служил в армии, поднялся на борт галеры "Солнце" и отбыл в Испанию. Но эта поездка закончилась трагически. Судно взяли на абордаж пираты и доставили пленённых братьев в Алжир. У Мигеля были с собой рекомендательные письма, и пираты посчитали его важной и богатой персоной. Они запросили за него огромный выкуп в размере 500 золотых эскудо.

Чтобы сделать узника сговорчивым, они держали его в цепях и с железным кольцом на шее. Тот писал письма на родину, а алчные алжирцы ждали выкуп. Так прошло долгих 5 лет. За это время молодой мужчина показал себя человеком благородным, честным и стойким. Своим мужественным поведением он даже заслужил уважение у такого головореза как Гассан Паша.

В 1577 году родные накопили деньги и выкупили Родриго. Мигелю же пришлось ждать ещё долгих 3 года. Король отказался выкупать своего верного солдата, и родные ценой невероятных усилий собрали сумму в 3300 реалов. Эти деньги были переданы Гассану Паше, а тот видимо был рад избавиться от опасного человека. 19 сентября 1580 года Сервантеса освободили из алжирского плена, а 24 октября он покинул Алжир, чтобы через несколько дней ступить на родную испанскую землю.

Жизнь после плена

Испания встретила своего соотечественника неласково. На родине он был никому не нужен, а семья находилась в ужасном состоянии. Отец совсем оглох и отказался от врачебной практики. Умер он в 1585 году. Но ещё до его смерти Мигель стал главой семьи. Чтобы прокормить себя и своих близких, опять вернулся на военную службу. В 1581 году он в качестве военного курьера ездил в Северную Африку и одно время находился при ставке герцога Альбы в Томаре.

В это время у Мигеля появилась внебрачная дочь Исавель де Сааведра. В 1584 году будущий писатель женился на 19-летней Каталине де Саласар-и-Паласьос. У девушки было маленькое приданое, и материальное положение семьи не улучшилось.

В 1587 году Мигель отправился на юг страны в Андалусию. Это был центр торговых связей с американскими колониями. Он открывал широкие возможности для коммерческой инициативы. Писатель осел в Севилье и получил место комиссара по заготовкам для Непобедимой Армады. Это был Клондайк для взяточников и нечистоплотных личностей. Другие продовольственные комиссары за год делали целое состояние, а Мигель жил на скромное жалование и старался вести все дела честно.

В результате он нажил кучу врагов, и его обвинили в утаивании денег. Закончилось всё это 3-х месячным заключением в 1592 году. В 1594 году его направили сборщиком налоговых недоимок в королевство Гранаду. Мигель рьяно взялся за новое дело. Он собрал сумму в 7400 реалов и перевёл эти деньги в севильский банк. Но тот объявил себя банкротом, а сборщику налогов предъявили денежный иск. Сервантесу не удалось доказать, что он все собранные деньги отдал государству. В 1597 году его опять посадили в тюрьму на 3 месяца. В 1604 году писатель расстался с Севильей и переехал в Вальядолид. Вскоре к нему присоединилась и семья.

Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса

Творчество

Первый большой и незавершённый роман в прозе и стихах "Галатея" был начат в 1582 году, а увидел свет в 1585 году. В XVIII веке это произведение пользовалось таким же успехом, как и "Дон Кихот". В наше время роман почему-то несправедливо забыт. Это повествование о любви 2-х пастухов, Элисьо и Эрастро к прекрасной Галатее. Первая часть романа, которая увидела свет, состоит из 6 глав. В каждой главе описывается 1 день соперничества 2-х влюблённых юношей. А вот брак Галатеи с одним из пастухов автор хотел дать во 2-й части, которую так и не написал.

Роман представляет интерес не острой сюжетной линией, а вставными эпизодами. Лучший из них - повесть о приключениях Нисиды, Тимбрио, Бланки и Силерьо. Это одно из центральных мест произведения.

Что касается драматургии, то Мигель де Сервантес написал порядка 30 пьес. Из них можно назвать "Алжирские нравы", "Разрушение Нумансии" и "Морское сражение". "Нумансия" считается вершиной испанского театра в период Золотого века. Были также написаны 2 повести: "Ринконете и Кортадильо" и "Ревнивый эстремадурец". Они вышли в 1613 году в сборнике "Назидательных новелл".

В начале XVII столетия писатель создал поэму "Путешествие на Парнас", а также "Странствия Персилеса и Сихизмунды" и сборник "Восемь комедий и восемь интермедий". В 1602 году началась работа над бессмертным творением "Дон Кихот".

Роман о благородном рыцаре Дон Кихоте и его верном оруженосце Санчо Пансе состоит из 2-х частей. Вторая часть была написана на 10 лет позже первой и была окончена в 1613 году. В продаже появилась в ноябре 1615 года, а первая часть, как уже говорилось, в январе 1605 года.

Но второму тому предшествовал подложный том, написанный неким Алонсо Фернандесом Авельянедой. Он увидел свет летом 1614 года. Подлинное имя автора фальшивки неизвестно по сей день. Сам Мигель узнал о подложном "Дон Кихоте", когда писал 59 главу. Это известие повергло его в раздражение и, скорее всего, ускорило смерть. Однако следует заметить, что подложная вторая часть хоть и была написана литературным бойким языком, но успеха у читателей не имела и прошла, в общем, незамеченной.

Между первой и второй частями великого романа было создано второе по литературной значимости произведение - "Назидательные новеллы". Они были такими блестящими, что их хвалили даже литературные враги Сервантеса. В сборник вошли 12 повестей с разнообразными сюжетами. Здесь можно назвать любовные повести: "Сила крови", "Две девицы", "Сеньора Корнелия". Остро сатирические: "О беседе собак", "Обманный брак". Психологические: "Ревнивый эстремадурец".

Памятник Сервантесу

Конец жизненного пути

Последние годы жизни великий писатель жил в Мадриде. В этот город он переехал в 1608 году. Жил с семьёй в бедном квартале. "Дон Кихот" материальное положение не улучшил. В 1609 и 1611 годах умерли родные сёстры Мигеля. Жена приняла монашеский постриг. Дочь развелась с первым мужем и заключила второй брак.

Последним стал уже упомянутый роман "Странствие Персилеса и Сихизмунды". Закончен он был 16 апреля 1616 года. В книжных магазинах появился в апреле 1617 года, а умер писатель 23 апреля 1616 года . Похоронили Сервантеса на средства Братства рабов святейшего причастия, членом которого он состоял с 1609 года.

В предисловии к своему последнему творению гениальный испанец обратился к читателям с такими словами: "Простите, радости! Простите, забавы! Простите, весёлые друзья! Я умираю в надежде на скорую и радостную встречу с вами в мире ином". Так закончилась многострадальная, но исполненная величия и благородства жизнь великого писателя и гражданина.

Гражданство:

Испания

Род деятельности:

Романист, новеллист, драматург, поэт, солдат

Направление: Жанр:

Роман, новелла, трагедия, интермедия

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra ; 29 сентября , Алькала-де-Энарес - 23 апреля , Мадрид) - всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ».

Семейство Сервантес

Битва при Лепанто

Существует несколько версий его биографии. Первая, общепринятая версия гласит, что «в самый разгар войны Испании с турками, он поступил в военную службу под знамена. В Лепантском сражении он всюду являлся на самом опасном месте и, сражаясь с истинно поэтическим воодушевлением, получил три раны и лишился руки». Однако существует и другая, маловероятная, версия его невосполнимой потери. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году , дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для Его Величества и Министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года . Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату.

Служба в Севилье

В Севилье он занимался делами Флота по приказу Антонио де Гевары.

Намерение выехать в Америку

Последствия

Памятник Мигелю де Сервантесу в Мадриде (1835)

Мировое значение Сервантеса зиждется, главным образом, на его романе «Дон Кихот », полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, - отвечает умирающий, - все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra; 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес, Кастилия - 23 апреля 1616, Мадрид) - всемирно известный испанский писатель и солдат.
Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес (происхождение 2-й фамилии Сервантеса - «Сааведра», стоящей на титулах его книг, не установлено), был скромным хирургом, дворянином по крови, мать - донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его творчество, вероятноо, его мать, вела свой род из семьи крещеных евреев.
Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. В 1566-1569 годах Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.
В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса.
В 1569, после уличной стычки, закончившейся ранением одного из ее участников, Сервантес бежал в Италию, где служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей).
Мигель Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе), Наварино (1572), Португалии, а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-ые годы); служил в Севилье. Принял также участие в ряде морских экспедиций, в том числе в Тунис. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо (утерянное Мигелем при пленении) от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. В плену провел пять лет. Четырежды пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу, лишь чудом не был казнен, в плену подвергался различным мучениям. В конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид.
В 1585 году он женился на Каталине де Салазар и выпустил пасторальный роман "Галатея" ("La Galatea"). В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся. Из ранних драматических опытов Сервантеса сохранились трагедия «Нумансия» и «комедия» «Алжирские нравы».
Через два года он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика "Великой Армады", а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году (В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул) был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").
В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной.
В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота". В 1614 г. - в разгар работы над ней Сервантеса - появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом «Алонсо Фернандес де Авельянеда». В Прологе к «Лже-Кихоту» содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором (или авторами?) подделки всей сложности замысла оригинала. В «Лже-Кихоте» содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Мигель Сервантес специально включил во вторую часть «Дон Кихота» переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты (аналогично его обращение с рыцарской эпикой).
«Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского» издана в 1615 г. в Мадриде в той же типографии, что и «Дон Кихот» издания 1605 г. Впервые обе части «Дон Кихота» увидели свет под одной обложкой в 1637 году.
Последнюю свою книгу "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda"), любовно-приключенческий роман в стиле античного романа "Эфиопика" Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.
За несколько дней до смерти он постригся в монахи. Могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г.; на пьедестале латинская надпись: «Михаилу Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов». В честь Сервантеса назван кратер на Меркурии.
Первым русским переводчиком Сервантеса по последним данным является Н. И. Ознобишин, который перевел новеллу «Корнелия» в 1761 году.