Авантюрно приключенческая тема. Школьная энциклопедия

Генетически приключенческая литература восходит ко многим явлениям словесности, в частности к фольклорному жанру волшеб­ной сказки, к авантюрной повести , ибо также имеет своей основой динамичный, непредсказуемый, полный загадок и парадоксов сю­жет. Произведения приключенческой литературы всегда относятся к числу наиболее любимых детьми вне зависимости от того, созда­вались они специально для ребенка или же постепенно вошли в круг детского и юношеского чтения, поскольку отвечали психоло­гическим особенностям данных возрастных категорий, нравствен­но-эстетическим и познавательным потребностям подрастающего поколения.

Приключенческие жанры в чистом их виде складываются в ли­тературе сравнительно поздно. Однако их черты издавна входят обя­зательной составляющей в произведения, где, например, главным, жанрообразующим началом выступает исторический компонент. Так, Жития святых непременно повествуют о выглядящих почти невероятными поворотах судьбы героя, о ситуациях «выбора» персонажа между жизнью и смертью, об отважном преодолении им своих человеческих слабостей, о победе над ними в самых «безвыходных» для него коллизиях. В подтверждение можно сослаться на Житие Преподобного Сергия Радонежского, Житие Александра Невского и др.

Другой источник собственно приключенческой литературы содержится в произведениях жанра путешествий , в России заявившего о себе особенно интенсивно в XVIII в.

Особую роль в развитии европейских приключенческих жанров сыграли некоторые литературные произведения, подобные «Робинзону Крузо» Д. Дефо, ставшего «моделью» для целого ряда позднейших «робинзонад», на разные лады варьировавших приключения героя книги Дефо.

С другой стороны, мощный импульс для развития приключенческой литературы на протяжении веков давали великие географические открытия, широко и разнообразно преломившиеся в мировой романистике.

Войны, их событийные перипетии также всегда были источником приключенческих сюжетов. В России XIX в. таким источником послужила прежде всего Отечественная война 1812 года с Наполеоном. Произведения на ее тему пользовались у читателей постоянной популярностью. Не обращаясь в данном случае к именам и произведениям известных и сегодня писателей, приведем такой «забытый», но показательный пример, «Серый армяк» В. В. Львова (роль которого в русской литературе XIX в. весьма скромна) - приключенческая повесть о войне 1812 года - выдержал десять из­даний (с 1836 по 1907 г.). Так как никто, полагаю, этого не читал, логичнее сказать о том, что есть у нас в списках. Я ничего такого не читала, но если вы вдруг да, приведите пример сами, нет – надеюсь, можно обойтись названиями или быстро перейти на что-то другое.

Приключенческие жанры самым непосредственным образом связаны с жанрами фантастики и детектива . В первом отражаются труднопостижимые обстоятельства, в которые попадает герой, во втором проявляет себя «закрученный сюжет», который все-таки можно представить реально.

Собственно, жанры и произведения:

1. Вышеупомянутая робинзонада, обязательные составляющие которой «путешествие», «крушение надежд», «кораблекрушение», открытие ранее неведомой земли, обретение себя самого, личностное самоутверждение после прохождения героя через многочислен­ные экстремальные и экзистенциальные ситуации.

2. Морские приключения, о которых писали многие знаменитые авторы, начиная от Вальтера Скотта, Фенимора Купера, капитана Марриета, Жюля Верна, Луи Жаколио, Эмилио Сальгари и дру­гих (а у нас от неведомого автора «Гистории о российском матросе Василии Кариотском»), А. Бестужева-Марлинского, Константи­на Станюковича до Леонида Соболева, автора романа «Наследник из Калькутты» Роберта Штильмарка, Валентина Пикуля и других писателей XX в. (кто все эти люди?!)

Я бы по этому вопросы выбрала кого-то одного и попыталась раскрыть проблематику и стиль. Ну, например, кто-то (кажется, Юля Чернова) делал вопрос по Стивенсону, можно взять информацию оттуда.

Мой вариант: «Дети капитана Гранта» (краткое содержание - http://briefly.ru/vern/deti_kapitana_granta/). Информации не нашла, в общем: здесь описываются приключения не только морские, впрочем, но и сухопутные (см. сюжет). Кроме того, книга имеет и познавательную функцию: в ней устами героя (Паганеля) излагается огромное количество сведений из географии (ну и биологии заодно), то есть ребёнок в процессе чтения захватывающего сюжета получает и массу информации о Патагонии (это в Южной Америке) и Австралии. Ну и конечно, важно в книге и то, что добро торжествует, а зло наказывается.

Вообще о Верне: чтобы заинтересовать юных читателей, автор выстраивал цепь приключений, клал в основу сюжета поиски пропавшего человека или достижение неведомых земель, попутно излагая сведения о флоре и фауне тех или иных стран.

3. Приключения «сухопутные» - путешествия в таинственные страны, дремучие леса, безлюдные пустыни и т. п. Тридцатые-со­роковые годы XIX в. в России были ознаменованы появлением при­ключенческих романов Фенимора Купера, творчество которого ценили М. Ю. Лермонтов и В. Г. Белинский; в 50-60-е гг. выходят в свет приключенческие романы Томаса Майн Рида, а его «Всадник без головы» (1865) в 1868 г. был переведен на русский язык и при­обрел особую популярность у детей в России. И сегодня в активе детского чтения и другие романы Майн Рида. Сюда же относятся проза Г. Эмара, часть произведений Жюля Верна и многих других писателей на Западе, а у нас произведения В. Арсеньева, некото­рые романы и повести И. Ефремова и др.

(Тут «Дети капитана Гранта» тоже прокатят, я даже не знаю, к какому пункту о них лучше сказать)

4. Существует мощное «приключенческое» ответвление и в ис­торической романистике. Это произведения В. Скотта, А. Дюма, Понсон дю Террайля, у нас же М. Загоскина, Вс. Соловьева, Д. Мордовцева и ряда других писателей XIX в., а в XX в. - Л. Чарской, Л. Пантелеева, А. Рыбакова, Л. Кассиля, С. Алек­сеева, В. Катаева, отчасти В. Пикуля и др.

Следует добавить, что приключенческое, авантюрное начало час­то является доминантой в социально-психологической прозе Л. Пан­телеева, Б. Житкова, А. Гайдара, даже в так называемой школьной прозе.

Собственно детские приключения , игры в путешествия, в пиратов, разбойников и т. п. описаны американским писателем Марком Твеном в «Приключениях Тома Сойера» (1876). Это произведение - мировая детская классика. Оно отличается удивительно глубоким и точным проникновением в психологию увлеченных игрой подростков.

Спокойный авторский комментарий к происходящему постоянно «подновляет» в сознании читателя ощущение двойственности того, что разворачивается на страницах книги. Мальчики искренне живут в том мире, который создало их воображение: они доходят в своей игре до самозабвения. События представлены одновременно так, как их переживают дети, и так, как они выглядят в реальном мире взрослых.

Новый импульс приключенческому жанру в Европе и в России дало появление романа «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона в 1883 г. Здесь уже не мальчишеская игра в пиратов, а настоящая пират­ская история. Такие сюжеты педагогически ценны, в частности, именно тем, что выводят сознание взрослеющих подростков из игровой атмосферы, побуждая читателя понять разницу между игрой и реальностью, ув­лекательной игрой в пиратов и разбойников и страшной зверской сущностью настоящих бандитов и пиратов, в которых на самом деле нет ничего привлекательного.

Про проблематику, героев, стиль в учебнике отдельно ни слова.

Черты приключенческой литературы (ВНИМАНИЕ! не по Минераловой):

Противостояние злодейства и благородства, динамика повествования, возможность сюжетных перебивов, наконец, яркость красок и выразительность деталей в ущерб изощренной психологичности являлись непременными атрибутами приключенческой литературы. В произведениях испытывается сила воли человека и качества его характера – смелость, верность, способность к решительным действиям. Это и есть главное в любой приключенческой книге.

Герой: авантюрист, иногда наделенный положительными качествами, иногда абсолютно отрицательными, но неизменно преследующий собственную выгоду; положительный герой, зачастую скитающийся по свету из-за того, что оклеветан подлецами или не пожелал оставаться в затхлом мирке обывателей, он не ищет ничего для себя, а сражается за свободу, защищает обездоленных и беззащитных; ученый, как правило, добрый чудак, которого в путь позвала наука, но иногда и маньяк, использующий свои огромные познания для того, чтобы сеять зло.

Черты этих типов часто совмещались, если не в одном характере, то в одном повествовании.

Для приключенческой литературы характерны: динамичность, острота сюжета, изобилующего загадками, исключительными ситуациями, внезапными поворотами действия. Сюжеты насыщены преследованиями, похищениями, переходами от опасности к избавлению, неожиданными катастрофами. Действие часто протекает в необычных условиях; П. л. свойственна резкая психологич. контрастность между положит. и отрицат. персонажами.


Похожая информация.


Данный урок проводится в 5-м классе (образовательная система "Школа-2100", учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой), рассчитан на два часа.

Цели урока:

  • повторить, закрепить, систематизировать пройденный на уроках литературы материал;
  • развить у учащихся умение обобщать и анализировать полученные знания, делать выводы;
  • способствовать формированию у учащихся развитого воображения;
  • содействовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей школьников.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок с разнообразными видами занятий

Оборудование урока: мультимедиа-проектор, ИКТ, портреты писателей, экран, индивидуальные карточки для учащихся

Эпиграф к уроку (запись на доске)

Приключения: Книги о приключениях стали самыми любимыми для читающих детей. Почему именно такие?

Ход урока

Давайте запишем в тетради тему сегодняшнего урока: "Приключенческая литература". Приключения: Что таит для вас это слово? Давайте поиграем в ассоциации.

В тетрадочках напишите слово ПРИКЛЮЧЕНИЯ.

Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

  • Почему мы так любим книги о приключениях?

Предполагаемые ответы.

  • Потому что тянет к дальним странствиям
  • Потому что в них много мужества
  • Потому что мы узнаём, кто является героями приключенческих книг и какие увлекательные события в них описываются.

Учитель .

Такие авторы, как Д. Дефо, М. Твен, Р. Л. Стивенсон, умели так живо и ярко описать необычные приключения, что читатель навсегда запомнит Гека Финна, с дохлой кошкой в руках, или путешествия Робинзона, его способность выжить на необитаемом острове, или одноногого пирата Джона Сильвера по прозвищу Окорок из "Острова сокровищ". Книги о приключениях различные по содержанию, но настроение, которое возникает при их чтении, как правило, светлое и радостное. Например, приключения героев в Изумрудном городе или полеты Карлсона - веселые и забавные истории, которые, тем не менее, с особой мудростью подчеркивают те добрые чувства, на которых строятся настоящая дружба и уважение.

Диалог учитель - ученики:

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса придумал французский писатель ____(А.Дюма-отец).

Слайд. А.Дюма-отец "Три мушкетёра"

В 1844году выходит первая книга трилогии о мушкетёрах ____________("Три мушкетёра").

Чем привлекает нас его произведение?

Предполагаемые ответы.

Герои Дюма привлекают рыцарским благородством, отвагой, верностью в дружбе и любви.

Когда происходят события, описанные в романе?

Предполагаемый ответ.

Главные герои произведения - кто они?

Предполагаемые ответы.

Д"Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса - они мушкетёры короля.

Писатель рассказывает не столько об исторических событиях 17 века, сколько о нравах того времени. Так что в основе всего повествования лежат судьбы и подвиги "людей чести" Атоса, Портоса и Арамиса и присоединившегося к ним Д"Артаньяна.

Во имя чего совершают свои подвиги мушкетёры?

Предполагаемый ответ.

Во имя Франции

Учитель.

Мушкетёры совершают свои подвиги во имя Франции, они патриоты (запись в тетрадь: патриот - тот, кто любит свою родину, предан своему народу), для них долг превыше личных интересов. Они верны идеалам и нетерпимы подлости, это определяет их поступки в каждой экстремальной ситуации.

Что для мушкетёров значит дружба?

Предполагаемые ответы.

Верность,

Преданность друг другу "один за все и все за одного"

А ещё это символ объединения ума, изобретательности и благородства, которые должны служить справедливости.

Слайд: "Плывущий корабль" (для привлечения внимания)

А вот писатель Жюль Верн был одним из первых фантастов. Он предсказал многие научные открытия, летал на воздушном шаре, написал знаменитого "Капитана Немо", командира Наутилуса.

Самым увлекательным его произведением был роман "Дети капитана Гранта", где кипят страсти и приключения, и смелые люди утверждают дух дружбы, который поистине непобедим.

Уже с первых страниц романа "Дети капитана Гранта" Ж.Верн привлекает читателя к аналитическому мышлению. Как он это делает?

Ответы учащихся

Какими предстают перед нами главные герои романа "Дети капитана Гранта"?

Предполагаемые ответы.

  • Смелыми
  • Отважными
  • Целеустремлёнными
  • Спешащими на помощь друг другу
  • Честными
  • Любознательными

Слайд. Эдгар По "Золотой жук"

Э.По в своей повести "Золотой жук" рассказывает о детективном поиске клада.

Почему повесть называется "Золотой жук"?

Предполагаемые ответы.

Так как именно с находки золотого жука и начинается поиск клада.

Эдгару По интересен сам процесс разгадывания загадки, процесс познания и в этот процесс он вовлекает и читателя.

Как раскрывается тайна?

Ответы учащихся:

Учитель.

Можно ли это произведение отнести к жанру приключенческого рассказа?

Предполагаемые ответы.

"Золотой жук" - самый настоящий приключенческий рассказ. Все черты жанра налицо:

Слайд. Р.Л.Стивенсон

"Я поднялся, и меня сейчас же с ног до головы обдало волной. Но теперь это меня не устрашило. Я сел и, собрав все силы, осторожно принялся грести. Я пустился вдогонку за не управляемой никем "Испаньолой". Один раз волны так швырнули меня, что сердце у меня трепыхнулось, как птица. Я остановился и стал вычерпывать воду...".

Из какого произведения эти строки?

Предполагаемые ответы.

"Остров сокровищ"

Роберт Льюис Стивенсон родился в 1850 году в главном городе Шотландии - Эдинбурге. Он был единственным ребенком в семье. Роберт Льюис Стивенсон был по образованию юристом, всю жизнь страдал неизлечимой болезнью бронхов и часто был прикован к постели. Отец его, Томас Стивенсон, морской инженер, любил истории о путешествиях, дальних странах и пиратах. Может быть, профессиональные занятия - строительство маяков - настраивали его на такой лад. Сидя у постели больного сына, отец рассказывал об отважных морских разбойниках, отчаянных плаваниях, зарытых кладах.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ"

Это произошло летом 1881 года. Развлекая пасынка (запись в тетрадь: пасынок - неродной сын одного из супругов, приходящийся родным другому), приехавшего домой на каникулы, Стивенсон нарисовал карту острова и раскрасил ее красками. Карта вышла просто замечательная! На ней были обозначены Холм Подзорной трубы, остров Скелета, нарисованы заливы и бухты. Стивенсон вообще очень любил карты, "за их содержательность и за то, что их не скучно читать". И посмотрев на нарисованный остров он вдруг увидел: голубое небо, корабль под белыми парусами, темно-зеленые леса и сокровища!

"Это должна быть книга для мальчиков", - объявил писатель своим домашним. После этого старый мистер Томас Стивенсон, отец писателя, потратил целый день, составляя опись предметов, хранившихся в сундуке у Билли Бонса. И в этой описи Роберт Льюис ничего не изменил. Старый морской инженер подсказал и бочку с яблоками. Ту самую бочку, которая потом очень пригодилась, - ведь именно сидя в ней, Джим Хокинс узнал о коварных планах пиратов.

Книга вышла в 1883 году и с тех пор ею зачитывается не одно поколение читателей.

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Джим Хокинс.

А ведь Джим жил в деревушке где-то в самой глуши, был в трактире чем-то вроде мальчика на побегушках. Был даже немного трусоват поначалу. Самый простой, обыкновенный мальчик. И вдруг на его долю выпадают такие - пусть страшные и опасные - но такие головокружительные приключения, в бешеном темпе сменяющие друг друга. Жутко стучит палка слепого Пью по обледенелой дороге... Джим сидит в бочке с яблоками и слышит страшное имя капитана Флинта... Хриплый крик попугая "Пиастры, пиастры, пиастры!"... Пираты признают выжженный солнцем скелет: "Э, да это Аллардайс, разрази меня гром!"

И вот на наших глазах Джим меняется.

Каким он становится?

Предполагаемые ответы.

Он становится ловким, смелым и находчивым, и даже - пусть на час - капитаном "Испаньолы".

Слайд. Р.Л.Стивенсон "Остров сокровищ". Другие герои повести.

Навсегда останутся в памяти читателей и другие герои книги.

Каких героев повести вы помните? Кратко охарактеризуйте их. (Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях).

Предполагаемые ответы.

Добрый, но недалекий и болтливый сквайр; капитан Смоллет с железным чувством долга; доктор Ливси, умный и отважный, оказывающий медицинскую помощь даже своим смертельным врагам; и, конечно же, одноногий пират Джон Сильвер! Именно он, вместе с Джимом - главные герои книги. "Корабельный повар" - так, по мысли Стивенсона, она должна была сначала называться.

Слайд. А.Н.Рыбаков.

РЫБАКОВ Анатолий Наумович (1911 - 1998), русский писатель. Опубликованная в 1948 году повесть "Кортик" была написана 37-летним демобилизованным офицером, участником Великой Отечественной войны. Это была первая книга А. Рыбакова, жизненный опыт которого включал в себя и войну, и предшествующие ей годы скитаний по России, и учебу в Институте инженеров транспорта (по образованию писатель-инженер-автомобилист).

Книга построена по всем правилам приключенческого жанра.

Ребята, докажите, пожалуйста, что эта повесть построена по всем правилам приключенческого жанра.

Предполагаемые ответы.

В центре сюжета - загадка, которую должен разгадать, распутать герой книги Миша Поляков со своими верными друзьями Генкой и Славкой. Загадка эта воплощается в старинном кортике, оказавшемся при странных обстоятельствах у комиссара Полевого во время гибели линкора "Императрица Мария". Затем комиссар подарил кортик Мише. Внутри рукоятки кортика - шифр, ключ к которому находится в ножнах этого таинственного оружия, а ножнами овладел белый офицер, предполагаемый виновник гибели линкора, главарь банды Никитский.

И, как и положено в приключенческой книге, пути обладателя кортика и обладателя ножен чудесным образом скрещиваются: слежка, смутные догадки - одно таинственное событие влечет за собой другое.

Какие они - главные герои повести?

Предполагаемые ответы.

  • решительный Миша Поляков,
  • деликатный и все подвергающий сомнению Слава,
  • горячий и болтливый Генка;
  • то, что три друга узнали о существовании тайны кортика - случайность.
  • герои А. Рыбакова мужественны

А мужественность - это не только храбрость, это и чувство ответственности за происходящее, умение самому находить правильное разрешение нравственных задач, которыми полна жизнь каждого человека, большого и маленького.

и в то же время Миша, Генка и Слава - не скопище добродетелей, а обыкновенные мальчишки - они не прочь пошалить, увильнуть от неприятного и скучного дела. Но обратите внимание, как, рискуя жизнью, Миша бросается под ноги бандиту, чтобы спасти комиссара Полевого, или как терпеливо и деликатно отваживает он беспризорника Коровина от бездомной жизни. Это поступки истинно мужественные.

Заключение.

Учитель.

Сегодня мы обратились к жанру приключенческого произведения (романа, повести, рассказа). Вспомнили таких писателей, как А.Дюма-отец, Жюль Верн, Эдгар По, Роберт Льюис Стивенсон, Анатолий Наумович Рыбаков, которые написали такие интересные произведения, сами были интересными людьми и прожили яркую жизнь.

Каковы основные черты произведений приключенческой литературы?

Ответы учащихся :Обобщение сказанного.

Вывод (запись в тетрадь)

Основные черты произведений приключенческой литературы, их отличительные особенности:

В основе - приключение, динамичное событие, участниками которого волей случая становятся герои произведения. В приключенческом произведении одно приключение сменяется другим, что делает произведение остросюжетным.

Случай играет большую роль и в разгадках тайн, шифров и т.п.

Характерны описания исторических событий, географических открытий (то и другое как фон для развития действия), кораблекрушений, поединков, столкновений с пиратами и другими разбойниками, наводнений, землетрясений и т.д., то есть того, что мы называем экстремальными ситуациями .

Разгадка шифра, поиск клада, любые другие полные тайны ситуации .

Часто действие происходит в море или на острове .

Герои - обычно смелые , мужественные , добрые , благородные люди. Они отличаются верностью и преданность, готовы прийти на помощь попавшему в беду.

Чему нас учит приключенческая литература?

Ответы учащихся:

Слайд. "Приключенческая литература учит нас"

(Запись в тетрадь)

Приключенческая литература учит нас

  • дружить и любить,
  • быть стойкими и храбрыми,
  • не бояться трудностей;
  • прививает любовь к путешествиям,
  • воспитывает тягу к знаниям, к наукам.

Домашнее задание. Рабочая тетрадь к учебному комплексу "образовательная система "Школа-2100"" стр. 11-12.

Приключенческая литература занимает большое место в кругу чтения подростков, и это связано с тем, что она отвечает определённым запросам формирующейся личности. Именно в этом возрасте как никогда сильна тяга ко всему неизведанному, непознанному, опасному, и всё это подросший читатель находит на страницах приключенческих книг.

Своеобразие приключенческой литературы заключается в том, что она рассказывает своим читателям о необычных событиях и необычных обстоятельствах, создаёт особый мир, отличный от повседневной реальности.

Событийную основу произведения составляют захватывающие приключения, повествование насыщено действием, развивается стремительно, возможны неожиданные повороты сюжета и пересечение нескольких сюжетных линий .

Лучшие образцы приключенческой литературы написаны так, что читаются на одном дыхании и удерживают внимание читателя с первой до последней страницы.

Действие приключенческих повестей и романов разворачивается, как правило, в экзотических и далёких странах, на необитаемых островах ("Остров сокровищ" Стивенсона), в подводных глубинах ("Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна), а то и вовсе в космических просторах или на других планетах ("Аэлита" А. Н. Толстого) .

Время действия может быть различным, но чаще всего оно максимально отдалено от настоящего момента, события разворачиваются либо в далёком прошлом (несколько столетий назад), либо перенесены в будущее (это особенно характерно для той части приключенческой литературы, которую принято называть фантастикой).

Более того, распространённым мотивом являются путешествия, перемещения в пространстве и во времени, так что в рамках одного произведения место и время действия может несколько раз меняться. Основную задачу повествования составляет сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, и главная цель автора - потрясти воображение читателя, удивить его.

Отсюда острота фабульных ситуаций, накал страстей, мотивы похищения, преследования, тайны, невероятных научных открытий. Но приключенческая литература не только воздействует на эмоции читателя и даёт пищу его воображению, она раздвигает рамки его представлений о мире, расширяет его кругозор.

Приключенческие романы и повести зачастую насыщены историческими, географическими и другими подробностями, так что, переживая вместе с героями необычайные приключения, подросток одновременно получает большой объём новой информации, которая нередко запоминается лучше, чем те же сведения из школьных учебников.

В целом приключенческая литература в немалой степени способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию личности подростка. Необходимо отметить также, что приключенческая литература - понятие довольно широкое, оно может вбирать в себя такие явления, как детективные и научно-фантастические произведения.

Иногда довольно сложно отнести конкретное произведение к какому-то из этих жанров, поэтому, говоря "приключенческая литература", мы будем иметь в виду все вышеназванные понятия

Выводы по главе I

Все вышеперечисленные особенности и определяют собой стилистику приключенческой литературы. Она должна увлекать за собой своего читателя, поэтому язык такой прозы должен быть живым и доступным. Сюжет насыщен событиями, поэтому текст изобилует глагольными формами и сложными синтаксическими конструкциями.

Повествовательный элемент явно преобладает, а количество описаний сведено к минимуму, и даже пейзажные или портретные изображения динамичны: они готовят читателя к тому, каким образом будет развиваться действие на данном этапе повествования.

Главным средством характеристики героя становятся его поступки, в портрете же внимание акцентируется на нескольких ярких приметах внешности, деталях одежды, особенностях поведения.

Повествование в целом выстраивается так, чтобы как можно дольше удерживать внимание читателя, поэтому в качестве излюбленного композиционного приёма используется эффект неожиданности: недавно погибший герой чудесным образом возвращается к жизни, в самый опасный момент ему на помощь приходят друзья, а оружие врага оказывается незаряженным.

Приключенческая литература - литература крупных форм, дающих простор авторскому и читательскому воображению, поэтому самым распространённым жанром становится приключенческий роман. Внутри произведения объёмный текст делится на главы, каждая из которых часто заканчивается "на самом интересном месте", в момент неожиданного поворота сюжета.

Кроме того, чтобы заинтересовать читателя, приключенческая проза стремится к эффекту достоверности. Так в произведение входят реальные географические названия, даты, имена исторических личностей и другие характерные приметы описываемого места и времени: одежда персонажей, особенности их речи, их социальный статус.

Вся стилистика приключенческой литературы направлена на то, чтобы создать целостный художественный мир, живущий по своим законам и не уступающий в достоверности реальному миру .

Приключенческая литература

Приключе́нческая литерату́ра

Один из видов художественной литературы, проза, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях. Признаки приключенческой литературы – динамичный сюжет, острота ситуаций, накал эмоций, мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п. Внутри приключенческой литературы можно выделить несколько устойчивых жанров, различающихся по двум признакам: в какой обстановке происходит действие и каково основное содержание сюжета. Так, к приключенческой литературе относятся детективы , основное содержание которых – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Э. По , А. К. Дойл , А. Кристи и др. Часто автор создаёт детективные романы и рассказы с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (отец Браун у Г. К. Честертона, Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Кристи и др.). Интерес читателя поддерживается за счёт попыток найти преступника, имя которого обычно узнаётся в самом конце. Фантастическая приключенческая литература рассказывает о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может быть перенесено на другие планеты, в прошлое или будущее Земли; в них действуют инопланетяне, сказочные существа и т. п. Известные авторы фантастики – Г. Уэллс , Р. Брэдбери , С. Лем , К. Булычёв , А. и Б. Стругацкие . Занимательность фантастической приключенческой литературы основана на изображении необычных существ и механизмов, а также неординарных событий, происходящих с ними. Историческая приключенческая литература рассказывает о какой-либо удалённой от автора и читателя эпохе, стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали В. Скотт , А. Дюма-отец , В. Гюго . В исторических романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются эпизодическими героями (напр., главные герои романа «Три мушкетёра» – Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян – выдуманы автором, а кардинал Ришелье, король и королева Франции – реальны). Также занимательность приключенческой литературы может быть связана с экзотикой различных народов и племён, природы разных стран – таковы романы Ф. Купера , Дж. Лондона , Р. Л. Стивенсона , Ж. Верна , Т. М. Рида , Дж. Конрада, Г. Р. Хаггарда. Автор может изображать жизнь бок о бок с такими племенами (как Т. М. Рид, описывающий жизнь в США и вводящий в свои произведения индейцев). Ведущим мотивом в таких произведениях может быть мотив путешествия, как, напр., у Г. Р. Хаггарда.

Наряду с выделенными типами приключенческой литературы существуют произведения, не относимые ни к какой из этих групп, но тем не менее принадлежащие к приключенческой литературе за счёт своей занимательности и захватывающего сюжета (напр., повести А. П. Гайдара о приключениях подростков или романы М. Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне).
В русской литературе в жанре приключенческой литературы работали А. С. Грин Алые паруса»), В. А. Каверин («Два капитана»), А. Н. Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), А. П. Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), А. Р. Беляев («Голова профессора Доуэля»), В. П. Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.
Произведения многих авторов приключенческой литературы стали классикой детской литературы .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "приключенческая литература" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Художественная проза, подчиненная задаче занимательного повествования о происшествиях; для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Большой Энциклопедический словарь

    Приключенческая литература - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Обложка романа Жюль Верна «Михаил Строгов: царск … Википедия

    приключенческая литература - понятие, не имеющее строгих границ. Применяется для многих литературных жанров и относится к произведениям, повествующим о напряженных конфликтах личной и общественной жизни. Рубрика: роды и жанры литературы Синоним: приключенческий жанр Прочие… …

    Художественная проза, подчинённая задаче занимательного повествования о происшествиях; для неё характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и… … Энциклопедический словарь

    ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Связана с научной фантастикой, фантастикой, детективной литературой и путешествиями.… … Литературный энциклопедический словарь

    Художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное… … Большая советская энциклопедия

    литература приключенческая - см. приключенческая литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Приключенческая (авантюрная) литература типичный и очень распознаваемый литературный жанр; на протяжении всей сюжетной линии, автор помещает героя в рискованные проблематичные положения, из которых он выбирается на глазах у читателя; следует… … Википедия

Книги

  • Змееловы , Анатолий Безуглов , Приключенческая повесть, рассказывающая о событиях, происшедших в герпетологической экспедиции… Категория: Приключения и путешествия Издатель:

Приключенческую литературу любят все: дети и взрослые. Хотя, правды ради, следует сказать, что

некоторые (дети и взрослые) такую литературу не любят вообще. Вот так по-разному все мы устроены.

Приключенческая литература – один из жанров художественной прозы, основным содержанием которой является увлекательный, захватывающий рассказ о реальных или вымышленных событиях.
Приключенческая литература отличается рядом признаков.

Признаки приключенческой литературы

1) Динамично развивающийся сюжет. Сюжет – это ряд последовательных событий, изложенных в повествовании. Сюжет – основа приключенческого произведения. Он может быть достаточно сложным, запутанным – тем интереснее читателю его распутывать. Главная интрига всегда осложняется побочными происшествиями. По этой причине иногда содержание приключенческого повествования рассказать бывает очень сложно.

2) Острота ситуаций, описанных в произведении. Иногда дух захватывает от поступков героев.

3) Накал эмоций. Читатель остро переживает события, описанные в произведении. Можно даже сказать, что он при чтении иногда ощущает себя действующим лицом. Или же остро сострадает героям.

4) В приключенческом произведении всегда присутствуют мотивы тайны, похищения, преследования, преступления, путешествия и т. п.

Жанры приключенческой литературы

Внутри приключенческой литературы выделяются несколько устойчивых жанров. Например, детективы . Основное содержание детективов – расследование какого-либо преступления. Мастерами детективов были Эдгар По, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Уилки Коллинз, Жорж Сименон и др. Сейчас популярны детективы Дарьи Донцовой, Стивена Кинга, Бориса Акунина, Хейдли Чейза, Александры Марининой и др.
Иногда детективные романы и рассказы создаются с одним сквозным персонажем – сыщиком-профессионалом или любителем (Шерлок Холмс у Конан Дойла, Эркюль Пуаро у Агаты Кристи и др.). Обычно весь сюжет посвящён поиску преступника (этим и поддерживается интерес читателя), а имя его обычно узнаётся в самом конце.
Другой устойчивый жанр приключенческой литературы – приключенческая фантастика , рассказывающая о вымышленных существах, их приключениях или о вымышленных событиях, происходящих с людьми. Действие фантастических произведений может происходить на других планетах, в прошлом или будущем. В таких произведениях действующими лицами могут быть инопланетяне, сказочные существа. Известные авторы фантастики – Герберт Уэллс, Рой Брэдбери, Станислав Лем, Кир Булычёв, А. и Б. Стругацкие.
Не менее известна историческая приключенческая литература , которая рассказывает о прошлой эпохе, при этом стараясь как можно точнее восстановить детали быта и обстановки. В этом жанре работали Вальтер Скотт, Александр Дюма-отец, Виктор Гюго. В исторических приключенческих романах обычно действуют вымышленные главные герои, а реальные исторические лица являются персонажами исторической литературы .
Ещё один жанр приключенческой литературы – путешествия в экзотические страны , знакомство с народами и племенами этих стран, природой. Такими путешествиями наполнены романы Фенимора Купера, Джека Лондона, Роберта Льюиса Стивенсона, Жюля Верна, Томаса Майн Рида, Джона Конрада, Генри Райдера Хаггарда.
К приключенческой литературе относятся также произведения занимательного сюжета , с оригинальными героями и их нестандартными поступками. Например, повести Аркадия Гайдара о приключениях подростков, романы Марка Твена о Томе Сойере и Гекльберри Финне.
Перечислить всех писателей, работавших или работающих в жанре приключенческой литературы, невозможно – их очень много. Любой список будет неполным и субъективным. Но, тем не менее, невозможно не назвать имена русских писателей, на приключенческих произведениях которых воспитывалось уже несколько поколений людей: Александр Грин («Алые паруса» и другие повести и многочисленные рассказы), Вениамин Каверин («Два капитана»), Алексей Толстой («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), Аркадий Гайдар («Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Чук и Гек»), Александр Беляев («Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» и др.), Валентин Катаев («Белеет парус одинокий»), братья Вайнеры («Эра милосердия») и др.

История приключенческой литературы

Мотивы будущей приключенческой литературы формировались в глубокой древности в пределах других жанров. Ещё в древнегреческой литературе существовали произведения, в которых герой ударялся в бега и претерпевал различные приключения и препятствия: бурю на море, кораблекрушение, нападение пиратов, плен, чудесное спасение и т.д.
Как жанр приключенческий роман сформировался в середине XIX в. Но предпосылки для него существовали уже в конце XVIII в. К этому моменту изменилась и сама литература: на смену классицизму пришёл романтизм, а он уже предполагал в литературном произведении увлекательность, что и является непременным условием приключенческой литературы.

Дальше – больше. Начали развиваться картография, навигация и кораблестроение. Дальние страны сделались более доступными для европейцев и воспринимались уже не как сказочные пространства, а как пространства экзотические, но реальные, хоть и с другой культурой, другими народами. Начались исследования этих стран и их колонизация, что стало важнейшим мотивом приключенческих романов. Золотым веком приключений считается конец XIX-начало XX в.

Почему приключенческая литература так популярна?

Людям всегда хотелось оторваться от обыденности, раздвинуть мир, сделать его более разнообразным: с кипением страстей, с необыкновенными героями – красивыми, благородными, смелыми, всегда отстаивающими идеалы добра и справедливости. Словом, хотелось того, чего так не хватает в обыденной жизни. А мир приключений – к вашим услугам! Всё это вы найдёте в нём с избытком. По этой причине приключенческая литература никогда себя не изживёт.

Кроме того, приключенческая литература познавательна, а её герои часто служат примером мужества, честности, справедливости и нравственной высоты, а это всегда привлекает.