Мир художественной культуры возрождения пересказ. Доклад культура эпохи возрождения

МАРК ТВЕН

ПРИНЦ И НИЩИЙ

(Отрывки)

Это произошло в первой половине шестнадцатого века. В один осенний день в древнем Лондоне в бедной семье Кенти родился мальчик, которому никто не обрадовался. Того же самого дня в королевской семье Тюдоров тоже родился мальчик, дорогой и желанный. Вся Англия жаждала его рождения. Англия так долго ждала его, так надеялась на него, что когда он, наконец, появился на свет, народ не помнил себя от радости. Едва знакомые люди бросались друг другу в объятия, целовались и плакали. Это событие праздновали все: вельможне господа и простонародья, богачи и бедняки - все пели, танцевали и пили. В течение нескольких дней гуляли от зари до зари.

Днем на Лондон было любо глянуть: на всех балконах и крышах развевались яркие флаги, по улицам двигались пышные процессии. Ночью Лондон был еще прекраснее: на каждом углу горели праздничные костры. По всей Англии только и разговоров было, что о новорожденном мальчике, Эдуарда Тюдора, принца Уэльского. А он лежал, окутанный в шелк, безразличен ко всему, не зная, какой суеты нанес своим появлением на свет, не осознавая, что почтенные лорды и леди опекают. А. вот о рождении второго мальчика Тома Кенти, завернутого в нищенскую лохмотья, никто не знал, кроме его бедных родителей, которым его появление принесла только лишние заботы.

Том дошел до поселка Черинг и немного передохнул вблизи креста, поставленного там в давние времена каким-то овдовілим королем. Потом он побрел по тихой очаровательной улице мимо величественный дворец кардинала к еще пишнішого Вестминстерского дворца. Том задумчиво смотрел на огромную каменную постройку с широко расставленными флигелями, на грозные бастионы и башни, на высокую каменную ворота с позолоченными решетками и гигантскими гранитными львами, на все знаки и символы королевской власти. Неужели, наконец, сбудется его заветная мечта? Это же, бесспорно, дворец короля. Может, он сейчас увидит принца - самого настоящего живого принца?

По обе стороны позолоченной ворот стояли две живые статуи - стройные, невозмутимые и неприступные стражи, закованные с головы до ног в стальные блестящие панцири. Вдали стояла целая толпа крестьян и горожан, ожидая возможности хоть краешком глаза увидеть кого-то из королевской семьи. То в одни, то в другие ворота въезжали роскошные экипажи с пышно одетыми слугами на приступках.

Бедный маленький Том в жалком рубище пробрался вперед и робко шил мимо часовых. Сердце у него. бешено колотилось, но в душе занималась надежда. Неожиданно, взглянув сквозь позолоченные решетки, он чуть не вскрикнул от радости. Там стоял хорошенький мальчик, загорелый от игр и упражнений на свежем воздухе. Наряд на нем был из великолепного шелка, украшенное самоцветами. Сбоку у него висела небольшая, обсыпана бриллиантами шпага, за поясом ставился кинжал. На ногах были красивые туфли с красными каблуками, на голове пригожих маленькая шапочка с перьями, прикрепленная большой блестящей заколкой. Мальчика окружали статные кавалеры - вероятно, его слуги. О, это был принц, настоящий живой принц - здесь не могло быть и тени сомнения! Наконец пылкая мечта мальчика - нищего осуществилась!

Широко раскрыв полные восторга и удивления глаза, Том еле сводил дыхание от волнения. Забыв про все в мире, он в тот момент жаждал только одного - подойти как можно ближе к принцу и вдоволь насмотреться на него. Не помня себя, он жадно припал лицом к решетке. В ту же минуту один из солдат грубо схватил его, отбросив в толпу деревенских зевак и лондонских гуляк.

Знай свое место, старченя! - крикнул он.

Толпа насмешливо захохотала, и в тот же миг к воротам подбежал юный принц. Лицо его пылало, глаза горели сильным гневом.

Как смеешь ты так обижать бедного парня? - крикнул он. - Как смеешь ты вести себя так хотя бы и с бедным подданным моего отца - короля? Открой ворота и впусти его!

Солдаты отдали честь алебардами, открыли ворота и снова отдали честь, когда маленький злыдень в розмаяному лохмотьях и сын безмеясних роскоши пожали друг другу руки.

Эдуард Тюдор сказал:

Ты, кажется, голодный и уставший. Тебя обидели, пойдем со мной.

Душ шесть придворных слуг бросились к Тома, наверное, чтобы не впустить его ко дворцу. И принц властным движением руки отстранил их, и они застыли на месте, словно статуи. Эдуард привел Тома в богато убранную горницу, которую назвал своим кабинетом. По его приказу Тому подали замечательные блюда, которые были известны мальчику только из книг. Принц отослал слуг, а сам, подсев к Тома, повел с ним разговор.

Как тебя зовут? - спросил он.

Том Кенти, сэр.

Чудное имя. А где ты живешь?

В городе, сэр. В Смітниковому дворе, за Тельбуховим переулком,

Мусорный двор? Тоже странное название. А родители у тебя есть?

Есть, сэр. Отец и мать и еще бабушка, только бы ее не было - прости меня, Господи,- и сестры - близнецы, Нет и Бет.

Наверное, твоя бабушка не слишком ласкова к тебе?

Она никого не любит, осмелюсь доложить вашей милости. У нее злое сердце, и она оказывает всем только зло.

Она обижает тебя?

Когда спит или - извините на слове - перепьет, то не занимает. А как в голове у нее немного прояснится, то очень бьет.

Глаза маленького принца сверкнули гневом.

Как это? Она тебя бьет?

Бьет, сэр, простите.

Бьет? Такого маленького и слабого? Слушай ка: прежде чем наступит ночь, она будет сидеть в Тауэре. Король, мой отец...

Вы забываете, сэр, что она простого рода. Ведь Тауэр только для благородных.

Твоя правда. Я и не подумал об этом. И ничего, как-то накажу ее. А отец твой добр к тебе?

Не больше за бабушку, сэр.

Родители, наверное, все одинаковые. У моего тоже не ангельский характер. Рука у него тяжелая, но меня он жалеет. Только на ругань, сказать правду, не скупится. А как ведет себя с тобой иметь?

Она добрая, сэр, и никогда не обижает и не бьет. Нет и Бет тоже хорошие.

А сколько же им лет?

Пятнадцать, сэр.

Леди Элизабет, моей сестре четырнадцать лет, а кузине, леди Джен Грей, столько же, как мне. Они ласковые и хорошенькие.

А вот вторая моя сестра, леди Мэри,- и совсем мрачная... Слушай, а твои сестры запрещают своим прислужницям улыбаться, чтобы те не доводили до греха свою душу?

Мои сестры, сэр? Неужели вы думаете, что в них есть прислужницы?

Юный принц с минуту смотрел серьеВНО на маленького бедняка, а потом сказал:

А почему бы и нет? Кто же помогает им раздеваться вечером? Кто одевает их утром?

Никто, сэр. Вы хотите, чтобы они снимали на ночь свои платья и спали голые, словно звери?

Неужели в них только по одному платью?

И зачем же им больше, ваша милосте? У них же не по два тела.

Какая чудная и интересная мысль! Извини, я и не думал подтрунивать. В твоих милых сестер будет вдоволь и нарядов, и слуг. Мой казначей позаботится об этом. Нет, не благодари меня, это пустое. А ты хорошо говоришь: красиво и сложно. Ты учился?

Я и сам не знаю, сэр. Один добрый пастор немного учил меня по своим книжкам.

А латынь знаешь?

Неважно, сэр.

Ты учи латынь. Это только сначала трудно. Греческая гораздо сложнее. Знаешь, ни одна речь, кажется, нетрудная для леди Элизабет и моей кузины. Вот бы ты их послушал! Но расскажи мне что-нибудь о Мусорный двор. Тебе там весело живется?

Да ничего, сэр. Только когда я не голоден. У нас там во дворах показывают Панча и Джуди и еще обезьян - такие забавные зверьки. А как замечательно они одеты! Случаются еще спектакли, где артисты кричат и дерутся, пока не поубивают друг друга до смерти. Вот где интересно! И стоит какой-то там фартинг2, только заполучить фартинг не такое легкое дело, ваша милосте.

Иногда ребята из Мусорного двора дерутся на палках.

У принца блеснули глаза.

Слово чести, это и мне бы понравилось,- сказал он. - Рассказывай дальше.

Летом, сэр, мы плаваем в канавах и в реке, в шутку топя друг друга, бризкаємося, ныряем, кувыркаемся.

Ох, я отдал бы королевство своего отца, чтобы хотя бы раз так повеселиться. Ну, расскажи еще что-нибудь.

Мы танцуем и поем во время гуляний в Чіпсайді, играем в песке, осыпая друг друга. А то еще лепим пирожки из грязи попавшегося грязи вряд ли есть что-то в мире? Мы просто качаємось в грязи, простите, ваша милосте,

Молчи, молчи. Это же самая настоящая роскошь. Вот если бы я только мог одеться, как ты, и босиком попрыгать в грязи, и чтобы никто мне не мешал и не вычитывал! Ради этого я отказался бы от короны.

А вот если бы мне хотя бы раз выпало счастье вырядиться, как вы, ваша милосте...

Тебе этого хочется? Ну, то скидывай свое лохмотья и надевай мой роскошный одежду. Хоть и недолгим будет наше счастье, и все же радостно от этого. Мы позабавимся, пока будет можно, а потом опять переоденемся, прежде чем кто-либо побеспокоит нас.

За несколько минут принц Уэльский напяливал на себя Томове рубище, а маленький принц из царства нищеты - пышные королевские одежды. Оба стали перед большим зеркалом и - чудо! - казалось, они и не думали меняться одеждой. Ребята недоуменно посмотрели друг на друга, потом в зеркало и снова друг на друга. Наконец смущенный принц произнес:

Ну, что ты скажешь?

Ох, ваша милосте, позвольте мне не отвечать. Такие, как я, не смеют говорить об этом.

Тогда я сам скажу. У тебя волосы, глаза, голос и манеры, осанка, рост, и лица такие же, как и у меня. Когда бы мы совсем разделись, никто бы не смог распознать, кто из нас нищий, а кто принц Уэльский. Теперь, надев твою одежду, я еще лучше понимаю, что чувствовал ты, когда негодяй-часовой... Погоди, не синяк, случайно, у тебя на руке?

Да, ваша милосте, и это ерунда. Вы же знаете, что бедняга - сторож...

Замолчи! Это было подло и жестоко! - крикнул маленький принц, тупнувши босой ногой. - Если бы король... Стой, не двигайся, пока я не вернусь! Я приказываю тебе!

Он мгновенно схватил со стола какую-то толику, спрятал ее и, выбежав из кабинета, сломя голову помчался дворцовым парком. Лохмотья развевалось по ветру, лицо розпашіло, глаза горели. Добежав до ворот, он схватился за решетку и крикнул:

Откройте! Отворите ворота!

Солдат, который так грубо обошелся с Томом, немедленно послушался. И только принц, задыхаясь от гнева, выбежал за ворота, солдат так утопил ему в ухо, что парень покатился на дорогу.

Вот тебе, нищенский уроду, за то, что мне досталось из-за тебя от его высочества! - воскликнул страж.

Толпа расхохоталась. Принц поднялся с земли и возмущенно набросился на солдата.

Я принц Уэльский, моя особа священна,- воскликнул он. - За то, что ты осмелился поднять на меня руку, тебя повесят.

Солдат отдал ему честь алебардой.

Поздравляю вас, ваша милосте! - насмешливо воскликнул он и со злостью добавил - Вон отсюда, бешеная паскуда!

Толпа с хохотом и свистом окружила маленького принца и погнала его по дороге, насмешливо крича:

Дорогу его королевскому высочеству! Дорогу принцу Уэльскому!

Где-то в час Том, не сетуя, покорился церемонии переодевания к обеду.

Его одевали так же пышно, как и раньше, но уже по-новому. Каждая мелочь туалета была другой. Затем его торжественно провели в просторной богатой комнате, где стоял стол, накрытый на одну персону. Вся посуда была из кованого золота с драгоценными узорами.

Горница была полна почетных слуг. Капеллан прочитал молитву, и Том хотел было уже приступить к еде, потому что его давно мучил голод, и его остановил граф Беркли, который принялся подвязывать ему салфетку. Почетный долг подвязывать салфетку принцу Уэльскому переходил из поколения в поколение в роду вельможи. Поблизости находился и чашник, что предотвращал любой попытке Тома налить себе вина. Здесь же стоял и спробник, который должен был по первому требованию его высочества принца Уэльского пробовать любую подозрительную блюдо, рискуя отравиться. Странно, что для этого не использовали собаку или любое другое животное,- а впрочем, королевские обычаи вообще какие-то чудные. У Тома было триста восемьдесят четыре слуги. Конечно в столовой присутствовала где-то четвертая часть и, вообще Том не знал об их существовании.

Все присутствующие были хорошо вышколены. Им приказано было не забывать, что принц временно сошел с ума, и не выказывать и тени удивления по поводу его химер. Эти «химеры» сразу же всем бросались в глаза, вызывая у каждого не смех, а только печаль и сожаление. Всем было тяжело созерцать любимого принца в таком состоянии.

Бедняга Том ел руками, но все делали вид, что ничего не замечают. Том с интересом посматривал на свою салфетку, потому что она была очень тоненькая и с красивым узором, а потом простодушно заявил:

Пожалуйста, лучше заберите ее, а то еще чего доброго, я ее забрудню.

И граф Беркли, что підв"язував ему салфетку, не произнеся слова, почтительно снял ее.

Том долго рассматривал салат и репу, а потом поинтересовался, что это за блюда и можно ли их есть. Потому что в Англии тогда только-только начали выращивать эти овощи, а до этого их привозили из Голландии как дорогие деликатесы. На Томове вопрос ответили почтиво и серьеВНО, без всякого удивления. Справившись с десертом, Том набил карманы орехами; и опять-таки никто, казалось, не обратил на это внимания и ничуть не смутился. Но Том сам сразу же опомнился и смутился. Это был единственный раз в течение обеда, когда ему позволили самому, собственноручно взять что-то со стола, и он почувствовал, что его поступок слишком неприличный и недостойный принца. В тот же момент в него зачесалось переносицы, а кончик носа наморщився и болезненно засмикався.

Умоляю, простите. Но у меня ужасно чешется нос. Что следует делать в таких случаях? Пожалуйста, скажите скорее, а то я не выдержу.

Никто и не думал смеяться. Все поглядывали друг на друга в отчаянии, словно ища совета. Перед ними выросла глухая стена, и в целой истории Англии вряд ли нашлись указания, как преодолеть эту стену. Главного церемониймейстера не было, и никто не решался пуститься в неизведанное море, чтобы на свой страх и риск решить этот важный государственный вопрос. Чудо! При королевском дворе не было должности наследственного чухача. А тем временем у Тома слезы вышли из берегов и хлынули по щекам. Его бедный нос корчился в адских муках, моля о спасении. Наконец природа таки сломала все преграды этикета, и Том облегчил расстроены сердца при-дворних и собственноручно почесал нос.

Когда обед закончился, Потому преподнесли широкую золотую миску с душистой розовой водой, чтобы он виполоскав рот и умыл руки. Рядом стал граф Беркли, держа наготове чистую салфетку. Том с минуту озадаченно смотрел на чашу, потом поднес ее к губам и с серьезным видом хлебнул душистой жидкости.

Нет,- сказал он, отодвигая от себя чашу,- этот напиток мне не нравится. Пахнет он хорошо, но совсем не крепкий.

Даже эта странная выходка больного принца никого не развеселила, вызвав только глубокое сожаление к нему.

Далее Том бессознательно снова совершил ошибку. Он вышел из-за стола как раз в тот миг, когда капеллан стал позади его стула и, подняв вверх руки и закатив глаза, приготовился читать молитву. И никто как будто не заметил, что принц нарушил обычай.

Наш маленький друг попросил, чтобы его провели в кабинет и оставили в одиночестве. На крючках, вбитых в дубовые панели, была порозвішана крицева оружие, мастерски вицяткувана золотом. Это был полный военный доспех, недавно подаренный королевой настоящему принцу. Том надел нижний панцирь, наручники, шлем с пером. Остальные оружия надеть ему самому было через силу, и он захотел позвать когда-нибудь на помощь, но вдруг вспомнил про орехи, что лежали в его карманах. Вот счастье полакомиться в одиночестве, когда никто не докучал непрошеными услугами! Том Повесил на место замечательные игрушки и принялся лущить орехи, впервые чувствуя себя счастливым, как судьба, не смотря на грехи, сделала его принцем. Справившись с орехами, он открыл шкаф с интересными книжками, и вдруг ему бросилось в глаза название - «Этикет при английском дворе». Вот это был клад! Том пристроился на роскошном диване и тщательно взялся за науки.

Наступил третий день королювання Тома Кенти и прошел он так же, как и предыдущие, но на душе у него немного полегчало - он чувствовал себя уже не так неловко, как сначала...

Приближение четвертого дня Том ожидал бы уже без особой тревоги, если бы не страх перед публичным обедом...

Немного погодя Том подошел к окну и заинтересовался жизнью и движением на большом пути по дворцовой воротами. Вдруг он увидел беспорядочную толпу мужчин, женщин и детей, которые с криками бежали по дороге.

Как бы его узнать, что там случилось? - воскликнул Том с откровенной мальчишеским любопытством.

Вы - король! - торжественно и с низким поклоном ответил граф Гертфорд. - Позвольте исполнить желание вашего величества.

О, будьте так добры! Прошу, прошу! - взволнованно вскрикнул Том.

«А быть королем не так уж и плохо,- подумал он. - В этом есть свои выгоды».

Граф призвал пажа и послал его к капитану королевской стражи с приказом:

Остановить толпу и узнать, что там произошло. Велению короля!

За несколько минут из ворот дворца вышел большой отряд воинов в блестящих крицевих панцирях и выстроился поперек пути наперерез толпе. Вскоре вернулся гонец и сообщил, что толпа гналась за мужчиной, женщиной и девочкой, которых вели на казнь за преступления, совершенные против спокойствия и чести королевства.

У Тома сжалось сердце. Он не думал ни о нарушении закона, ни о горе, причиненное преступниками, он думал только о эшафот, о страшной казни, ждала осужденных. Том даже забыл, что он не настоящий король, а только тень монарха, и, не помня себя, отдал приказ:

Привести их сюда!

Через несколько минут в зал вошли преступники в сопровождении младшего шерифа и отряд королевской гвардии. Том с интересом смотрел на осужденных. Осанка и одежда мужчины пробудили в нем какое-то неописуемое воспоминание. «Кажется, я его где-то видел,- подумал он,- вот только где и когда - не помню». В тот же миг преступник поднял голову и сразу же опустил ее, словно ослепленный грозным величием монарха. Но Тому было достаточно только взглянуть ему в лицо. «Теперь мне все понятно,- сказал он сам себе. - Это тот самый незнакомец, что холодной ветреной погоде Нового года извлечение Джайлза Уїтта с Темзы, спасая ему жизнь. То был отважный, храбрый поступок. Жаль, что он совершил какую-то подлость и попал в передрягу. Мне сильно запомнилось то утро. Потому что ровно через час, в одиннадцать, баба Кенте так меня избила, что все ее предыдущие порки показались мне чуть не нежными».

Том велел вывести на некоторое время из зала женщину с девочкой и обратился к шерифу:

В чем провинился этот человек?

Смею доложить вашему величеству, он отравил одного из ваших подданных.

И это доказано? - поинтересовался Том.

Вполне, ваша милосте.

Том грустно вздохнул и произнес:

Заберите его, он заслужил смертную казнь. Жаль! Такой смелый... нет, нет, я хотел сказать, что он таким кажется.

Несчастный с неожиданной силой заломил руки и начал отчаянно и жалобно умолять короля:

О милостивый повелитель! Зжалься надо мной. Я не виноват, и преступление в котором меня обвиняют, не доказано.

И это зря. Приговор мне уже произнесено, и его невозможно отменить, но я прошу тебя о последней милости. Сжалься надо мной - вели меня повесить!

Том растерялся. На такую просьбу он отнюдь не надеялся.

Клянусь, чудной ты просишь ласки! Разве тебе не назначили такое наказание?

Нет, ваше величество, нет! Меня приказано сварить заживо.

Из ужаса Том чуть не вскочил с кресла. Опомнившись немного, он воскликнул:

Твоя просьба будет вволене, бідолахо! Если бы ты даже отравил сто человек, я, однако, не отдам тебя на такую позорную смерть. Мілорде, неужели этого мужчину действительно осужден на такую страшную кару?

Так наказывает закон всех отравителей, ваше величество. А в Германии, скажем, фальшивомонетчиков варят в масле, и не сразу бросают, а постепенно погружают на веревке: сначала по щиколотку, потом по колено, потом...

Лицо графа осветилось глубоким удовлетворением. Он был человеком благодушной и великодушной, а таких было немного среди представителей его класса в тот жестокий век.

Этот закон отменен уже благородными словами вашего величества,- произнес он. - История сохранит их для будущих поколений в честь вашего королевского дома.

Шериф хотел было вывести осужденного, но властным движением руки Том прервал его.

Сэр, я хотел бы тщательнее рассмотреть это дело,- сказал он. - Этот человек утверждает, что преступление его не доказано. Что ты знаешь об этом?

Осмелюсь доложить вашему величеству, на суде выяснилось, что этот человек заходил к одной хаты в селе Айлингтоне, где лежал больной. Трое свидетелей утверждают, что это было в десять утра, а двое - что на несколько минут позже. Больной в то время был сам и спал. Этот мужчина вскоре вышел и направился своей дорогой, а больной через час умер после рвоты и коряг.

Кто-нибудь видел, как больному дали яд? Саму яд найдено?

Нет, ваше величество.

Откуда же тогда известно, что больного отравлен?

Осмелюсь доложить вашему величеству, врачи уверяют, что подобная смерть бывает только при отравлении.

Почтенный доказательство, как на те простодушные времена! Том понимал всю дикость этого события, а потому сказал:

Врачи знают свое дело - может, и их правда. И для бедняги дело оборачивается скверно.

Но это еще не все, ваше величество, Существуют еще другие доказательства. Люди говорят, что гадалка, которая вскоре исчезла куда-то из села, сглазила, то больной умрет от яда, и яд даст ему неизвестный путник с темными волосами и бедно одет. А преступник вполне соответствует этим приметам. Прошу ваше величество учесть это обстоятельство, поскольку это было предсказано.

По их суеверных времен подобный аргумент имел непревзойденную силу. Том понял, что все пропало Преступление обвиняемого была доказана. Но Том хотел предоставить ему возможность защищать себя.

А что ты скажешь в свое оправдание? - спросил он.

Ничего, что могло бы меня спасти, мой королю. Я не виноват, но не могу этого доказать. Если бы у меня были друзья, я мог бы засвидетельствовать, что в тот день был не в Айлингтоне, а за несколько миль от него в Уоппінг-Олд-Стерзі; даже более того, я мог бы доказать, что в то время, когда произошло преступление, в котором меня обвиняют, я не лишил кого-то жизни, а спас ближнего. Какой-то парень начал тонуть...

Довольно! Шерифе, которого дня произошло преступление?

В первый день Нового года, найласкавіший...

Освободите обвиняемого! Это воля короля!

И, устыдившись своей не достойного монарха несдержанности, Том снова покраснел. Чтобы как-то загладить свой неблаговидный поступок, он сказал:

Меня просто возмущает, что на основании таких ничтожных, бессмысленных доказательств человека посылают на виселицу!

Одобрительный гул пошел по залу. Произвел впечатление не помилувальний приговор Тома, поскольку помилование отравителя мало кому могло показаться справедливым. Нет, все были увлечены умным и благородным поведением юного короля и тихо говорили друг другу:

Это не сумасшедший король - он в своем уме!

Как мудро поступил он допрос! Как эта властная решительность напоминает его прежнюю удачу!

Благодарение Богу, он выздоровел! Он держался точь-в-точь, как его отец.

Тому захотелось поскорее узнать, что вкоїла женщина с девочкой.

Что именно они совершили? - спросил Том у шерифа.

Осмелюсь доложить вашей милости, их обвинили в страшном и точно доказанном преступлении. Они продали свои души дьяволу - вот какова их вина.

Том вздрогнул. Его приучили брезговать людьми, которые творили такие ужасные вещи.

Где это случилось и когда?

В декабре в полночь, в разрушенной церкви.

Кто был при этом?

Только они сами, ваша милосте, и «тот».

Что же, они сознались?

Нет, ваше величество, отрекаются.

А как же это стало известно?

Люди видели, как они вошли туда; это возбудило подозрение, которое подтвердилось ужасными последствиями их преступления. Установлено, что благодаря нечистой силе они вызвали бурю, которая опустошила целую округу и всем нанесла бедствия. «Это серьеВНОе дело»,- подумал Том, а потом спросил:

А сама женщина тоже пострадала от этой бури?

Старые вельможи закивали головами, одобряя мудрое вопрос. Но шериф, не видя в словах Тома ничего подозрительного, простодушно ответил:

Да, ваша милосте. Так ей и надо. Дом ее снесло, и она с ребенком осталась без крова.

Дорого же она заплатила за право натворить себе такого бедствия. Она же отдала за это собственную душу и душу родной дочери. Бесспорно, она сумасшедшая, а сумасшедшие не ведают, что творят, и эта женщина не виновата.

Старые снова закивали головами, одобряя Томову рассудительность, а один из них промямлил:

Говорят, что и сам король тоже сумасшедший, но такая душевная хворь пошла бы на пользу и многим здоровым.

Сколько лет девочке? - поинтересовался Том.

Девять, ваше величество.

А разве по английским законам ребенок может составлять соглашения и продавать себя? - обратился Том к ученому судьи.

Нет, ваше величество, закон запрещает детям вступать в серьезные деловые отношения с взрослыми. Дьявол может купить ребенка, если ребенок согласен, и англичанин отнюдь не в состоянии этого сделать, поскольку подобный контракт будет недействителен.

Это уже не по-христиански! С какой стати английский закон отказывает англичанам в привилегиях, предоставленных дьяволу? - искренне возмутившись, воскликнул Том.

Этот своеобразный взгляд на дело вызвало веселую улыбку у многих.

Что же они делали, чтобы вызвать бурю? - поинтересовался Том.

Сбрасывали с себя чулки, ваше величество.

Это ужасно удивило Тома.

Невидаль! И что же, это всегда приводит к таким ужасным последствиям?

Всегда, ваше величество, по крайней мере, когда женщина этого захочет и произнесите про себя или вслух известное ей заклинание.

Том вернулся к женщине и властно приказал:

Покажи ка свою силу - я хочу видеть бурю.

Суеверные вельможи вплоть пополотніли. Но Том ничего не заметил, нетерпеливо ожидая катастрофы.

Не бойся, тебе ничего не будет. Тебя выпустят на волю, и никто тебя не обидит. Покажи ка свою силу.

О наймилосердніший королю! Я же не имею такой силы. Я осуждена безвинно.

Успокойся, тебя за это не накажут. Сделай это, и жизнь твоя спасена.

Женщина бросилась на землю и, рыдая, уверяла, что она не способна совершить такое чудо.

Том требовал, женщина доказывала собственное бессилие. Наконец он сказал:

Женщина, наверное, говорит правду. Если бы моя мать была на ее месте и владела бы дьявольской силой, она бы, не колеблясь, вызвала бы бурю и разрушила бы всю страну, чтобы только в награду за это спасти мою жизнь. Теперь я убежден, что все матери одинаковы. Ты свободна, добрая женщина, ты и твой ребенок. Ну, а теперь, когда ты помилована и тебе уже нечего бояться, сними чулки! Если ты вызовешь бурю, я озолочу тебя!

Спасенная стала искренне благодарить и поспешила исполнить желание короля. Том замер в нетерпении, чуть затуманенной легкой тревогой. Придворные даже не скрывали своего страха. Женщина и ее маленькая дочь сбросили с себя чулки и, видно, прилагали все усилия, чтобы отблагодарить королеве за его великодушие хотя бы небольшим землетрясением. И ба! Все было бесполезным. Том разочарованно вздохнул и молвил:

Не беспокойся больше, добрая душа, твоя странная сила покинула тебя. Иди с миром. Если же когда-нибудь утрачена сила вновь вернется к тебе, не забудь устроить для меня бурю.

С английского перевела Мария Рябова

Конспект урока внеклассного чтения.

Тема: «Человеком остаться…» по рассказу Т. Кудрявцевой «Принц и нищий»

Цель: Выявление идеи произведения, воспитание определённых нравственных категорий через отношение к понятию «дружба» и к понятию «самообразование»

Задачи:

- детально изучить содержание текста (через слово, художественные средства, способы организации речи);

Объяснить обучающимся, что само название произведения несёт огромную смысловую нагрузку;

Сформулировать понятие настоящей дружбы;

Подвести обучающихся к правильному пониманию значения учения и самообразования.

Задачи формирования УУД:

Познавательные УУД:

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

Работать с текстом и литературоведческими терминами.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ;

Осуществлять совместную познавательную деятельность;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

Развивать умение высказывать своё отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

Воспитывать духовно – нравственные чувства и готовность совершать позитивные поступки.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

Подводить итоги своей деятельности на уроке;

Оценивать свои учебные действия.

Используемые технологии: элементы ИКТ, элементы технологии критического мышления, технология продуктивного чтения (СТРАТЕГИЯ «АНТИЦИПАЦИЯ» Антиципация (лат. aticipatio, от aticipo – предвосхищаю) – предвосхищение, заранее составленное представление о чем-либо).Возможно использование технологии «Мозговой штурм», «Глоссарий!», «Рассечение вопроса» и др.

Оборудование : видеоролик, презентация, рабочие материалы для учеников, текст рассказа Т. Кудрявцевой «Принц и нищий»

Ход урока

Стадия «вызов» по технологии критического мышления

(Побуждение интереса к получению новой информации)

(фильм по щелчку)

Слайд – 1

2 слайд – Марк Твен

Ребята, у нас сегодня много гостей, но вы не должны их стесняться. Я им предложила такие же рабочие материалы, что и вам. Они тоже весь урок будут работать.

А начать урок я хотела бы с такого видеоролика посмотрите, послушайте и подумайте, на какое произведение он будет указывать?

ИЛИ иллюстрация к книге «Принц и нищий»

Итак, какое произведение вы узнали в мюзикле? (приложение №1)

Смотрят видеоролик

Одним из самых знаменитых произведений американского писателя Марка Твена является роман «Принц и нищий» (1880).

Формулировка темы и целей урока.

(3 слайд – Т. Кудрявцева)

(Приложение №2)

Представляете, мы сегодня будем читать рассказ «Принц и Нищий» Татьяны Кудрявцевой, вышедший в печать в 2013году.

(На слайде запись Рассказ Т Кудрявцевой «Принц и нищий»___________________)

«Мозговой штурм» Как вы думаете о чем пойдет речь? Кто может быть главными героями произведения?

«Рассечение вопроса»

Прочитайте заглавие и разделите его на смысловые группы

«Глоссарий» Запишите слова с которыми связано понимание данных слов.

У нас сформулирована часть темы урока, назовёте вы его позднее).

А сейчас поставьте задачи на урок для себя лично и запишите их в тетрадь.

1.Изучить содержание рассказа.

2. Составить первичное возможное представление о героях рассказа.

Выяснить значение слов «Принц» и «Нищий», записать слова с которыми связаны ассоциации по понятиям «Принц» и «Нищий».

Понятие «социальное неравенство». (должны сами прийти к открытию этого понятия)

3. Выявить художественную идею произведения?

(Учитель пишет на доске по мере озвучивания)

СТРАТЕГИЯ «АНТИЦИПАЦИЯ» (ПРЕДВОСХИщЕНИЕ)

(презентацию закрыть)

У вас на столах листы, переверните. Заполните самостоятельно графу слева и приготовьтесь к беседе. 5 минут на работу.

(Приложение №3)

Работают самостоятельно.

Ребята будет лучше, если вы ответ будете строить в виде связного текста.

У кого-то есть иное мнение?

Обсуждают записанное.

Работа с приложением №3

Будьте добры: заполните графу после чтения текста, если точка зрения не изменилась, то повторно можно не писать. Вам 5 минут на работу. Повторяю ответ давать, опираясь на текст, цитаты в тексте можно выделить карандашом.

Отвечают на вопросы после текста.

Работа с названием – введение нового термина «квипрокво» - 4 слайд

Многие из вас (или все вы) сошлись на мнении, что Заглавие рассказа связано с темой бедности и богатства, социального расслоения в обществе. Так вот Рассказ с названием «Принц и нищий» повествует о приключении, в основе которого ситуация квипрокво ,

когда одного персонажа принимают за другого, когда герои меняются местами (чаще всего случайно)

Смотрят на слайд, записывают в тетрадь определение.

Квипрокво - недоразумение (кто вместо кого)

Знакомство с произведением

«Чтение в кружок» Учитель – ученик. С вопросами.

Давайте познакомимся с рассказом?

Следят за текстом, читают по предложению учителя. Готовят устно вопросы по тексту.

Анализ текста

Изменилась ли ваша точка зрения после прочтения рассказа? Почему? Коллективное обсуждение ответов.

Вступают в дискуссию.

Углубление понимания текста с опорой на ответы учителя.

Слайд 5

Почему Алиса стала звать Лизу «Бедной»? Найдите в тексте и прочитайте.

Это произведение будем изучать на следующий год, если хотите можете прочитать уже сейчас.

Какие темы явные и скрытые поднимает автор в рассказе?

Какие вопросы у вас возникли по мере прочтения текста?

Хотели бы вы иметь такого друга как Алиса? -А Лиза?

Зачитывают цитату из текста

Возможные ответы учеников:

Социальное расслоение в обществе

Взаимоотношения подростков

Дружба истинная и ложная

Проблема поверхностного обучения вшколе

Отношение членов семьи к качеству знания ребенка и «плата ха качество знаний в РЭ Запись в тетради возможных синквейнов по концепту «дружба истинная» и «дружба ложная»

Слайд 6 -12 («Лесная речка»)

Физкультминутка.

А что ещё можно сказать про Лизу, о чём она пыталась рассказывать в кафе Алисе?

Сядьте удобнее, насладитесь этими пейзажами под музыку: Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Знает полотна Поленова и Левитана.

Слайд 13-14

Я надеюсь, что многие из вас знакомы с творчеством Поленова и Левитана, а вот что подтверждает, что Лиза серьёзно интересовалась живописью?

Читают цитату

Звук убавить

Возвращение к заглавию

Скажите, а зачем Лиза решила вступить в диалог с телевизионщиками?

Давайте вернёмся к началу урока, вспомним видеоролик на роман Марка Твена. Роман основан на историческом сюжете о юном короле Эдуарде VI. События в книге происходят в XVI в. А главная мысль романа проста и очевидна для людей любого общества: только справедливость и доброта делают человека человеком.

А что ещё кроме доброты и справедливости?

Решила помочь Алисе, так как считала себя её подругой.

Милосердие, отзывчивость, умение любить и дружить.

Умение и желание быть развитой личностью.

Слайд 15.

Тогда как можно назвать наш урок?

Главное что, в любой ситуации?

«Человеком остаться…»

Или «Дружба бывает истинная и ложная».

Слайд 15 -16

Давайте вернёмся к целям, которые вы перед собой поставили? На какие вопросы мы ответили?

Какова идея произведения.

Только ли об этом говорит Татьяна Кудрявцева?

(Почему не Алису, а Лизу приметили телевизионщики?)

Стремление к саморазвитию, учению, самосовершенствованию

На этом этапе урока можно использовать стихотворение А.Деменьева

Друг познается в беде

Также порой, как в беде,

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде…

Друг познается в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует- значит

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит. Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

Вопросы:

Есть ли общая тема в рассказе и стихотворении?

Каие или какая это тема?

Можно включить ролик с пеней о дружбе.

Можно вспомнить пословицы и поговорки Составить синквейн.

Обсуждаются вопросы.

Умение дружить и делает человека человеком.

Она много знала.

Обладать точными знаниями, а не поверхностными и приблизительными. Учиться нужно для себя, для общего развития, чтобы уметь поддержать разговор, а для этого нужны прочные знания, а не поверхностные. Учиться не за РЭ, а для получения знаний. Дружить истинно, а не ложно.

Слайд 16

А знала много потому, что много трудилась.

Стремление к саморазвитию, учению, самосовершенствованию,

Она много знала.

Обсудите в группе, какова позиция автора

(Если не будем успевать – домой)

Что из поставленных задач мы ещё не успели сделать?

Слайд 17

Многоточие в конце текста.

Слайд 15-16

Картина «Шоколадница»)

Рефлексия

Посмотрите, а по отношению героев, не может автор высказывать своё мнение словами телевизионщиков:

Алиса поначалу промямлила нечто, но эти зубастые акулы эфира не смех подняли её познания»

- «Ну, это что-то! Посмотри, какой взгляд! Прямо «Незнакомка» из Блока. У девчонки явно есть лицо»

Ребята, Актуальна ли данная тема на сегодняшний день?

Возможна ситуация, описанная в рассказе, в настоящее время?

Интересен ли был урок?

Что нового вы узнали о дружбе?

Какая она бывает?

Хотите ли вы имееть таких друзей как Лиза? А таких как Алиса?

Ребята ищут цитаты

Домашнее задание.

Определяются с выбором

Звучит песня

    Напишите продолжение рассказа

    Сочинение «Дружба – это дар или труд?»

    Сочинение – рассуждение «Дружба бывает истинная и ложная» с продолжением (ответ на вопросы: Захочет ли Алиса стать настоящей «Принцессой» во всем? Будет ли учиться усердно? Будет ли дружить искренне? Хотите ли вы иметь такого «ДРУГА» как Алиса?) При написании сочинения –рассуждения аргументы привести из текста (можно указать № предложения (ий) и пример из личного опыта (случай из жизни).

выбор

Список литературы

    Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.

    Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М: КомКнига, 2006. - 144 с.

    Овсянникова Т.Г., Мовнар И.В., Шишигина Т.Л. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы. -Вологда -2016

    Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. - М. : Баласс, 2012. - 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).


Культура эпохи Возрождения
Введение:
1. Предпосылки возникновения новой культуры
2. Общая характеристика великой эпохи
3. Этапы развития Возрождения
4. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
5. Натурфилософия эпохи Возрождения
Введение
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму . В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто; Высокое Возрождение , представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение , когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).
Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры . Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.
В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека.
Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве Шекспира, Микеланджело.
В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.
1. Предпосылки возникновения культуры
Непосредственные производители в период позднего средневековья находились в тяжелом положении. У лиц, находящихся в личной зависимости от собственника земли, изымалась большая часть производимого продукта.
Социальный гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети населения Европы - все это вытесняет последние надежды на устройство земной жизни и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством от религий востока признания ценности земного бытия, идеи долгой и счастливой жизни как награды за добродетель.
Почву для распространения идеи Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий индивидуалистические тенденции в христианстве , во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. Мистицизм часто интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду.

2. Общая характеристика великой эпохи.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры и другого знания.
Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений.
Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Он возник в эпоху Возрождения.
Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания , что в нем содержатся некоторые врожденные идеи. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения.
Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени . Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм . Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия . Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа.
Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей . Антропоцентризм означал замену понятия обожения понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности.
3. Этапы развития Возрождения
Раннее Возрождение
Эпоха Возрождения считается переходной от Средних веков к Новому времени. В этот период происходят изменения в экономической и культурной жизни.
Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма. Принцип гуманизма, т.е. высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы.
В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.
Искусство Возрождения было своеобразным синтезом античной физической красоты и христианской духовности.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV века; Раннее Возрождение - XV век; Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.; Позднее Возрождение - конец XVI века.
Высокое Возрождение
В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.
Мастера Высокого Возрождения стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.
В период, когда Италия вступила в высшую стадию расцвета, начинается Северное Возрождение. Философской основой Северного Ренессанса был пантеизм, растворявший Бога в природе и наделявший ее божественными атрибутами. Пантеисты считали, что каждый кусочек природы достоин изображения, поскольку в нем есть частица Бога.
Позднее Возрождение. Кризис Гуманизма
Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке . К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной.
Кризис гуманизма выразился также в создании утопий.
В искусстве Западной Европы черты кризиса гуманизма сказались в возникновении академизма и маньеризма. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека. В произведениях художников нарушены принципы равновесия и гармонии, свойственные искусству Высокого Возрождения. Это направление получило название маньеризма. Для зрелого маньеризма характерно стремление отгородиться от жизни, поставить искусство выше реальности.
4. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. известный римский оратор Цицерон. Для него humantias - это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются и по сегодняшний день.
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость.
и т.д.................

Возрождение – величайший по своему значению этап в развитии культуры человечества. Термин "Возрождение" впервые употребил художник и искусствовед Джорджо Вазари, автор "Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (1500), где он определил развитие искусства в Италии XV – XVI вв. как возрождение после долгих лет упадка в эпоху Средневековья. Впоследствии этот термин стал употребляться в более широком смысле, став обозначением и характеристикой целой эпохи развития культуры Западной Европы.

Культура Возрождения (Ринашименто – по-итальянски, Ренессанс – по-французски) начала формироваться в Италии с середины XIV века. Сущностью этой культуры стала борьба с феодальными канонами и их проявлением в религии, философии, искусстве. Стремясь создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития человека, деятели Возрождения обратились к гуманистическим принципам античной культуры. Произошел грандиозный переворот в мироощущении людей, и прежде всего – ученых, живописцев, архитекторов, поэтов, явившихся проводниками новой культуры, воплотившей идеал человечности, рождавшей в людях великую любовь к красоте мира и упорное стремление познать этот мир.

В отличие от культуры Средневековья гуманистическая жизнеутверждающая культура Возрождения носила светский характер. Страстная жажда познания реального мира и восхищение им привели к подъему науки, к отображению в искусстве самых разных сторон действительности и сообщили величественный пафос и глубокую проникновенность наиболее значительным творениям художников. В искусстве утверждался идеал титанической личности, что нашло воплощение и в литературе, и в скульптуре, и в живописи, которая переживала небывалый до того времени расцвет. Идеалы гуманизма выразились и в архитектуре, в ясном гармоническом облике сооружений, в их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком.

Этапы развития искусства Возрождения:

Предвозрождение, или Проторенессанс (ХШ – XIV вв.),

Раннее Возрождение (XV в.),

Высокое Возрождение (90-е г. XV-го – первая треть XVI вв.),

Позднее Возрождение (вторая половина XVI в.).

В разных странах процессы Возрождения развивались различно. Например, в Нидерланах не было этапа Высокого Возрождения. В Италии наибольшее развитие получила живопись и скульптура, в Германии и Нидерландах наряду с живописью широкое распространение получила гравюра и т.д.

Родиной и классической страной европейского Возрождения явилась Италия.

ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЕ

Явления Проторенессанса и раннего Возрождения наиболее ярко проявились в передовых итальянских республиках, в частности, во Флоренции. Именно на флорентийской почве сформировалось творчество великого поэта Данте, последнего поэта Средневековья и первого поэта нового времени, и зачинателя живописи Возрождения художника Джотто.

Данте Алигьери (1265 – 1321) родился и вырос во Флоренции, где формировался под влиянием выдающегося политического деятеля и гуманиста Брунетто Латини. Сам Данте, участник политической жизни города, был изгнан из Флоренции; в период двадцатилетнего изгнания он написал свое гениальное творение – "Комедию", которой восхищенные читатели дали определение "божественная ".

Фабула поэмы восходит к религиозно-фантастической традиции средневековых описаний хождения в загробный мир и видений посмертных человеческих судеб. Но содержание поэмы отражает конкретные, жизненные реалии, связанные с личной судьбой поэта, социально-политическими обстоятельствами действительности. Отправляясь в загробный мир на поиски своей возлюбленной Беатриче, Данте признает право человека на свободное чувство и воспевает "любовь, что движет солнца и светила".Значение "Божественной комедии", ее общечеловеческое содержание заключено в личности самого Данте, первого поэта, сумевшего возвыситься над схемами схоластической мысли.

Джотто ди Бондоне (1266/67 – 1337) отличала разносторонность интересов (архитектор, скульптор, поэт, художник), что было личной особенностью деятелей Возрождения. Самый значительный вклад он внес в развитие живописи.

Искусство Джотто утверждает ценность реального человека и отличается громадной силой эмоционального воздействия, морально-этической глубиной, драматизмом и эпичностью. Наиболее значительное его творение – цикл фресок на тему жизни Марии и Христа в Капелле дель Арена в Падуе .

Религиозную легенду художник трактует как реальное событие. С невиданной ранее силой Джотто передает характеры героев, раскрывающиеся в их поступках, в замедленных движениях, в жестах. Как драматический рассказ о предательстве, как столкновение двух контрастных характеров воспринимается сцена "Поцелуй Иуды ", эпическое величие и драматизм отличают фреску "Оплакивание Христа". Отбрасывая второстепенные детали, обобщая, Джотто создает образы большой глубины. Светлые холодные краски – желтые, розовые, голубые, зеленые – составляют звучную, легко воспринимаемую гармонию росписей.

Искусство Джотто с его искренностью и простотой, легкое по мысли, полное веры в человека, положило начало живописи Возрождения.

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В конце XIV века власть во Флоренции сосредоточилась в руках банкирского дома Медичи. В 1434 г. Козимо Медичи стал негласным правителем Флоренции. Он стремится обрести статус покровителя искусств и наук.

В этот период во Флоренции утверждается Платоновская академия, основывается Лауренцианская библиотека. При дворе Медичи работают ученые, писатели, архитекторы. В городе ведется широкое строительство, развиваетсяархитектура (центрально-купальная храмовая постройка и городской дворец богатеющей буржуазии и аристократии).

Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппе Брунеллески (1377 – 1446), уроженец Флоренции (восьмигранный купол над собором Санта-Мария дель Фьоре, Воспитательный дом на площади Аннунциаты, капелла Пицци и другие). Выдающимся практиком и теоретиком был Леон Баттиста Альберти (1404 – 1472), автор трактата "Десять книг о зодчестве".

Раннее Возрождение было отмечено развитием литературы , связанным с именами Петрарки и Боккаччо.

Франческо Петрарка (1304 – 1374), отец которого был другом Данте и тоже познал горечь изгнания, был обласкан правительством, завоевал славу великого поэта и был увенчан лавровым венком. Петрарка – основатель жанра сонета в европейской лирике. Две книги его сонетов посвящены Лауре, любовь к которой воплощена в поэзии как реальное, земное чувство. Петрарка освободил поэзию от мистики и отвлеченности. Его лирика явилась воплощением гуманистических устремлений автора.

Джованни Боккаччо (1313 – 1375) – писатель, художник и ученый – филолог. Он разрабатывал жанр новеллы , обратившись к народным корням итальянского искусства.

Великим произведением Боккаччо является "Декамерон " – книга, нанесшая сокрушительный удар по религиозно-аскетическому мировоззрению Средневековья. Новеллы Боккаччо написаны ярким, красочным языком, насыщены народными пословицами, поговорками, каламбурами.

Итальянские писатели XIV – XVI вв. – Дж. Флорентино, Ф. Саккети, М. Гварди, М. Банделло и другие – развивали традиции Боккаччо. Итальянская новеллистика оказала влияние на последующую европейскую литературу.

В период Раннего Возрождения обретает свое самостоятельное значение скульптура , находившаяся в подчинении архитектуры в средние века.

Настоящим реформатором итальянской скульптуры стал Донателло (около 1386 – 1466, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Он создает образы святых и пророков (Флорентийский собор и другие), отличающиеся индивидуальными характеристиками. Вершиной его творчества является скульптура "Давид " (1430 – 1440-е гг.), знаменующая торжество идеалов Ренессанса. Мастерство изображения обнаженного тела опирается на античные традиции. Образ юного пастуха, победителя Голиафа, явился гимном подвигу во имя народа. Первая конная статуя эпохи Возрождения создана также Донателло -изображение кондотьера Гаттамелаты.

В последней трети XV в., в период правления Лоренцо Медичи , прозванного Великолепным, формируется утонченная культура, отличавшаяся интересом к античной мифологии, рыцарской готике. Высокого уровня достигает живопись.

Черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности нашли воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445 – 1510). Наиболее зрелые работы художника – это прославленные картины "Весна " (около 1485 г.) и "Рождение Венеры" (около 1484 г.). Их сюжеты навеяны поэзией А. Полициано , обращены к античным мифам, но одухотворены личным поэтическим мироощущением художника. Многие картины Боттичелли посвящены образу Мадонны , им созданы фрески на библейские сюжеты. Его живописные работы отличают сложнейшие линейные ритмы, в гармонии линий слышится гармония музыки.

Боттичелли был первым иллюстратором "Божественной комедии" Данте (1492 – 1497), его рисунки исполнены глубокого драматизма и тонкого лиризма.

Наряду с Боттичелли выразителем идей Возрождения в флорентийской культуре были скульптор и живописец Верроккьо, в Средней и Северной Италии – Пьеро делла Франческа, Мантенья, в Венеции – Дж. Беллини и другие.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В конце XV – середине XVI вв. наряду с Флоренцией центрами искусства становятся Рим и Венеция.

В Риме формируется новый архитектурный стиль, выразителем которого становится Донато д"Анджело Браманте (1444 – 1514), придавший своим сооружениям величаво - монументальный облик. Главное создание Браманте - проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центрально-купольного здания с симметричной композицией.

Подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения стал Леонардо да Винчи (1452 – 1519). Его деятельность была всеобъемлющей; ему принадлежат гениальные прозрения в самых различных областях науки и техники.

Уже ранние живописные работы Леонардо отличает естественность и пластичность, внутренняя закономерность композиции ("Мадонна с цветком", 1478).

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо – "Тайная вечеря ", исполненная в 1495 – 1497 гг. для монастыря Санта – Мария делла Грацие в Милане.

Одно из самых прославленных произведений Леонардо да Винчи – портрет Моны Лизы ("Джоконда ", около 1503 г.). Художник явился новатором в развитии портретной живописи Возрождения. Величественная фигура молодой женщины показана на фоне сложного полуфантастического пейзажа, который тонко гармонирует с характером модели. Поражает живописное мастерство художника. Тончайшая дымка светотени (так называемое сфумато ) окутывает фигуру, в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

К достижениям графики Леонардо относится картон для фрески "Битва при Ангиари ". В последние годы жизни художник, в основном, занимался научными изысканиями, в которых он также опередил свое время.

Младшим современником Леонардо был Рафаэль Санти (1483 – 1520), воплотивший в своем облике, характере, в своих произведениях представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения. Он создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека.

Одухотворенным лиризмом отличаются его работы, посвященные образу Мадонны ("Мадонна Коннестабиле" – 1502, "Мадонна в зелени" – 1505, "Мадонна со щегленком" – 1507, "Прекрасная садовница" – 1507 и другие).

В период с 1509 по 1517 гг. Рафаэль создает росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Содержание фресок определил сам папа Юлий II. В библейские сюжеты Рафаэль ввел портреты своих современников и знаменитых людей прошлого. Во фресках разработаны четыре темы: "Афинская школа ", "Парнас ", "Диспут ", "Юстиция ".

Римский период творчества Рафаэля отмечен созданием "Сикстинской мадонны " (1515 – 1519), предназначавшейся для церкви св. Сикста в Пьяченце. Художник создал образ, потрясающий нас и сегодня своей глубиной и силой.

Кульминацией Высокого Возрождения явилось творчество Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). В каждой из областей художественного творчества он оставил выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики, архитектуры, поэзии. Вся жизнь Микеланджело – это борьба за утверждение права человека на свободное творчество.

Первое оригинальное скульптурное произведение – мраморная группа "Пьета", воплотившая гуманистические идеалы Возрождения.

Величайшим созданием мастера явилась статуя Давида (1501 – 1504), установленная в центре Флоренции перед зданием палаццо Веккьо и выражавшая идею гражданского подвига, призыв к защите отечества.

Могучий талант художника проявился в росписи потолка Сикстинской капеллы (1508 – 1512), где размещено девять композиций на библейские сюжеты, и алтарной стены – фреска "Страшный суд ".

Микеланджело принадлежат такие скульптуры, как изображение пророка Моисея, надгробия Медичи в капелле при церкви Сан-Лоренцо (фигуры-аллегории "Утро", "Вечер", "День" и "Ночь"). Высокие гуманистические принципы торжествуют в архитектуре собора св.Петра в Риме. И в годы общественной реакции, наступления католической церкви Микеланджело не утратил веры в человека, в торжество разума.

В 1520-1530-е гг. в Италии распространяются явления, чуждые ренессансной культуре, получившие впоследствии название "маньеризма". В этом явлении нашли отражение внутренний разлад и чувство бессилия художников перед неразрешимыми противоречиями жизни. Идеалы гармоничной личности сменились пессимизмом, надломленностью, опустошенностью. Деформация, удлиненные пропорции фигур, причудливые линии характеризуют произведения художников Понтормо (1494 – 1557), Пармиджанино (1503 – 1540) и другие.

В этот же период на севере Италии, в Венеции, создаются замечательные произведения искусства Высокого Возрождения. Это творческие создания архитектора Якопо Сансовино (Библиотека Сан-Марко и другие), это живопись Джорджоне (Джордже Барбарелли да Кастельфранко).

Одной из вершин Высокого Возрождения явилось творчество Тициана (1485/90 – 1576), в котором ярко проявились гуманистические тенденции, своеобразие реализма венецианской школы.

Стремление автора к психологической характеристике героев проявилось в картинах "Любовь небесная и земная", "Динарий кесаря " (образ Христа и фарисея), "Вознесение Марии", в многочисленных портретах. Идеал полнокровной красоты человека воплощен в таких творениях, как "Венера перед зеркалом", "Даная ", в "Автопортрете" художник предстает мыслителем, знаменующим торжество человеческого разума.

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

К концу XVI в. происходит разложение ренессансной культуры под натиском феодально-католического направления, начинающего жестокое неприятие гуманистического вольномыслия, науки и культуры. В 1600 г. на костер инквизиции восходит великий гуманист Джордано Бруно , астроном, натурфилософ, писатель, не изменивший своим убеждениям даже перед лицом смерти. Двумя годами ранее на костре иезуиты объявили сумасшедшим и приговорили к пожизненному тюремному заключению великого философа-утописта Томмазо Кампанеллу , создателя романа-сатиры "Город солнца", написанного под влиянием работы Платона "Государство" и перекликающегося с "Утопией" Томаса Мора. Гениальный физик, механик и астроном, выдающийся писатель Галилео Галилей подвергался жестоким преследованиям, инквизиция заставила его отречься от учения Коперника.

В этой обстановке развивается деятельность последнего великого поэта итальянского Возрождения Торквато Тассо (1544 – 1595), творчество которого отразило крушение гуманизма в исторических условиях той эпохи. Центральное произведение Тассо – поэма "Освобожденный Иерусалим " (1575), тема которой ­ осада и взятие Иерусалима крестоносцами. Поэт показывает могущество христианской веры через столкновение двух культур – языческой и христианской.

Идеалы Позднего Возрождения нашли отражение также в искусстве Веронезе (живописец Паоло Кальяри, 1528 – 1588), Тинторетто (художник Якопо Робусти, 1518 – 1594) и другие.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Этим термином принято обозначать культуру XV – XVI вв. в европейских странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии, Искусство этих стран развивалось как прямое продолжение готики, как ее эволюция в направлении светского искусства. Общность же с итальянским Возрождением проявляется в тенденциях социокультурного процесса: рост и становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального мировоззрения, растущее самосознание личности.

НИДЕРЛАНДЫ

В XV в. Нидерланды стали самым ярким после Италии очагом европейского искусства, которое здесь приобрело более демократический характер. В этот период ученные-гуманисты обращаются к античности, переводятся произведения античных авторов, возникает ученая поэзия на латинском языке и латинская школьная драма.

Крупнейшим ученым-гуманистом начала XVI в. был Эразм Роттердамский (1466 – 1536), прославившийся переводами греческой трагедии, работами на латинском языке как научного, так и художественного плана, например, сатирой "Похвала глупости ". Осмеянию и критике подвергаются пороки современного общества, представленные как различные виды человеческой глупости.

Для нидерландского искусства XV – XVI вв. характерно новое, реалистическое видение мира, утверждение художественной ценности действительности, выражение органической связи человека и окружающей среды. Это проявилось в живописи и графике, в бытовом жанре, портрете, интерьере, пейзаже.

Архитектура и скульптура вплоть до XVI в. развивались в рамках готического стиля. Перелом произошел в живописи в связи с возникновением станковой картины.

Губерт и Ян ван Эйки – основоположники реализма в Нидерландах. О Губерте мало сведений, Ян ван Эйк (около 1390 – 1441) – смелый новатор, художник философского понимания жизни, обратившийся к изучению натуры. Новое, жизнерадостное восприятие жизни проявилось в Гентском алтаре , исполненном для капеллы Вейда (1426 – 1432, Гент, церковь св. Бавона). В работах "Мадонна канцлера Ролена" (ок. 1434), "Мадонна каноника ван дер Пале" (1436) идет формирование портретного жанра, особенности которого воплощаются в портретах кардинала Альбергати (ок. 1431), четы Арнольфини (1434) и других

Новая концепция мира и человека нашла отражение в творчестве Рогира ван дер Вейдена (около 1400 – 1464), Гуго ван дер Гуса (1440 – 1482). Стремление к социальной сатире, облеченной в аллегорическую, религиозную или мрачную фантастическую форму, воплотилось в творчестве Иеронимуса Босха (ок. 1450 – 1516), который бичевал пороки безвольного, погрязшего в грехах человечества ("Корабль глупцов" и другие).

В XVI в. – новый подъем живописи Нидерландов. Художники обратились к изучению открытий итальянского Возрождения (течение "романизм"). Среди "романистов" выделяется Лука Лейденский (Ван Лейден, 1489/94 – 1533). К середине XVI в. развивается монументальный бытовой жанр, натюрморт (П. Артсен, И. Бейкелар), индивидуальный и групповой портрет.

Последний этап эволюции нидерландского искусства, его трагический гуманизм определил Питер Брейгель Старший (ок. 1525/30 – 1569), прозванный Мужицким ("Падение Икара"). Народные праздники изображены в картинах "Битва масленицы и поста" (1559), "Игры детей" (1560), жизнь крестьян и природа – в живописном цикле "Месяцы" ("Охотники на снегу" и другие), в работе "Крестьянский танец". Глубокий социально-философский смысл имеет картина "Слепые "(1568) – евангельская притча использована для олицетворения слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы.

ГЕРМАНИЯ

В художественной культуре Германии отразились особенности ее исторического развития (реформация, крестьянская война и другие). Распространяются идеи гуманизма, учения Лютера. Мюнцер проповедует активную деятельность среди народа. В искусстве утверждаются принципы реализма. Великим художником-мыслителем явился Альбрехт Дюрер (1471 –1528). Деятельность его многогранна: писал портреты, пейзажи, традиционные библейские и евангельские сюжеты, изучал математику, анатомию, перспективу. Особенно Дюрера привлекала гравюра , сначала ксилография, а затем гравюра на меди. Высшим достижением является серия гравюр на дереве на тему Апокалипсиса (1498). Художник изобразил страшные сцены гибели и кары, соотнеся их с событиями современности ("Четыре всадника", "Битва архангела Михаила с драконом" и другие). Замечательны были достижения Дюрера и в гравюрах на меди ("Рыцарь, смерть и дьявол", "Св.Иероним", "Меланхолия").

Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников: Лукас Кранах Старший, Маттиас Грюнвальд, Гольбейн.

Франция

На формирование французского Возрождения значительное влияние оказали процессы итальянского Ренессанса. Во Франции творят Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Бенвенуто Челлини, переводятся произведения Данте, Петрарки, Боккаччо, изучается античность. Центром гуманистических знаний становится светский университет – Коллеж де Франс. Но с середины 1530-х гг. происходит резкий поворот в политике Франциска I. Начинаются казни протестантов и свободомыслящих гуманистов. Все это находит отражение в искусстве. Самым ярким представителем французского Возрождения был Франсуа Рабле (1494 – 1553) – врач, натуралист, археолог, юрист, поэт, филолог и гениальный писатель-сатирик. Его роман "Гаргантюа и Пантагрюэль" – замечательный пример гуманистической ренессансной культуры. Основываясь на народной книге, Рабле создает несколько произведений о добром великане Гаргантюа и его сыне Пантагрюэле. Используя схему рыцарских романов, автор сатирически пародирует, высмеивает схоластическую систему воспитания, речи средневековых ученых мужей, феодальные войны, жизнь и обычаи королевского двора и самих королей. В образе монаха Жана Рабле утверждает народное начало, здравый смысл, неукротимую отвагу и жизнелюбие.

Замечательный вклад в литературу Возрождения внесли поэт Пьер де Ронсар , один из величайших певцов любви, Мишель де Монтень , автор книги "Опыты", утверждавший способность человека к неограниченному развитию и в то же время возможность заблуждения, низкого падения. Базой познания и критерием истины для Монтеня был опыт, высшая моральная норма – умеренность и близость к природе.

ИСПАНИЯ

В испанском Возрождении социальная проблематика была перенесена, в основном, в отвлеченно-моральный план. Гуманистические тенденции находили воплощение не в философских теориях, а почти исключительно в поэтических образах. Широкое отражение в литературе получила религиозная идеология. Великие драматурги: Лопе де Вега, Кальдерон – наряду со светскими пьесами создавали религиозные, обрабатывали для сцены легенды и жития святых.

Особое распространение получил жанр романа, возрождавшего такие понятия, как рыцарская честь, военная доблесть. В конце XVI века, когда завоевательная политика Испании стала терпеть крах, наступило разочарование в наивном оптимизме рыцарских романов. Падению их авторитета способствовала гениальная сатира Сервантеса, в которой нашли выражение гуманистические идеи эпохи.

Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616) задумал свой роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" прежде всего как пародию на рыцарские романы. Автор образом Рыцаря Печального Образа и его "подвигами" снимает покровы с самой идеи рыцарства и выказывает свое отрицательное отношение к духу экспансии и авантюризма современной ему Испании. Но образ Дон Кихота неоднозначен. Автор видит в нем высокие нравственные качества: бескорыстие, великодушие, честность, искреннее желание принести пользу людям. В характере героя заложено очень важное противоречие: он безумец и в то же время мудрец. Он выразитель духа эпохи Возрождения, идеи гуманизма, веры в человека.

Создавая свой роман в период кризиса гуманизма, Сервантес отразил в нем столкновение идеальных устремлений человеческого ума с миром корысти, меркантилизма, идеала с "низменной действительностью".

АНГЛИЯ

XIV век в Англии – это период формирования единой национальной культуры, общенационального языка. Английские писатели испытывают непосредственное влияние итальянского Ренессанса,

Современником Петрарки и Боккаччо был Джефри Чосер (1340 – 1400), выразивший жизнеутверждающее мировоззрение, гуманный взгляд на человеческую жизнь. Его основное произведение – "Кентерберийские рассказы".

Великим выразителем идей своего времени и в то же время общечеловеческого гуманистического содержания искусства стал Вильям Шекспир (1564 – 1616). Вся жизнь великого драматурга была отдана театру. Но дарование его проявилось в различных областях. Шекспир был значительным поэтом. Ему принадлежат поэмы "Венера и Адонис", "Лукреция". Наиболее глубокими и значительными поэтическими произведениями явились сонеты (всего 154).

В течение всего своего творческого пути Шекспир обращался к драматургии. Это комедии "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец", "Укрощение строптивой", "Много шума из ничего", "Двенадцатая ночь", исторические хроники "Ричард II", Ричард III", Генрих IV" и другие. Но главное его достижение – трагедии: "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Король Лир", "Макбет", "Антоний и Клеопатра" и др.

Наиболее глубоко гуманистическое содержание творчества Шекспира нашло воплощение в трагедии "Гамлет ". В течение всей трагедии Гамлет – страстный, негодующий обличитель. Сила Гамлета не в том, что он разрешил, но поставил вопрос о несправедливости окружающего его мира, который он называет тюрьмой.

Описывая события, происшедшие в Дании XI века, Шекспир думал о своем времени, о его противоречиях. Уже во времена Шекспира трагедия "Гамлет" вышла далеко за стены профессиональных театров. В 1604 г. современник Шекспира Энтони Сколокер писал о том, что трагедии Шекспира "трогают сердца простонародной стихии".

Таким образом, позднее Возрождение в Испании, Франции, Англии породило наиболее богатые и зрелые плоды в литературе – в них достиг расцвета преисполненный внутреннего трагизма реализм.


Похожая информация.