Когда была введена 6 дневная рабочая неделя. Пятидневная рабочая неделя

Кто из читателей слышал от предков (а не прочитал в книжке), что до 1940 года была рабочая шестидневка с фиксированными по числам днями отдыха, приходящимися на разные дни семидневной недели? Мало кто. А ведь в 1940 году это знал каждый. Эта статья о том, что все позабыли: о регулировании рабочего времени в СССР…

При проклятом царизме

Многие люди возвращаются из своего отпуска настолько истощены, что хотят вернуться на работу, чтобы отдохнуть. Основное различие между свободным временем и работой заключается в том, что вы, по крайней мере, заплатили за свое отчуждение и истощение. Мое минимальное определение труда - это принудительный труд, то есть навязывание производства. Оба элемента важны. Работа - это производство, навязанное экономическими или политическими средствами, морковкой или хлыстом. Но не все творение - это работа.

Работа никогда не выполняется ради самого труда, а для получения продукта или результата, получаемого от него работником. Это и должно быть. Но работа обычно хуже, чем указывает ее определение. Динамика доминирования, содержащегося в работе, со временем развивается. В передовых и трудозакоренных обществах, включая все индустриальные, капиталистические или «коммунистические» общества, работа всегда приобретает другие атрибуты, которые делают ее еще более вредной. Обычно - и это даже более верно в «коммунистических» странах, чем в капиталистических странах, где государство является почти единственным работодателем, и все заняты - работа оплачивается, что означает продажу себя в рассрочку.

Царская регуляция рабочего времени относилась, при некоторых исключениях, лишь к промышленным рабочим (и то так называем цензовым, то есть с исключением мельчайших предприятий) и горнорабочим.

Рабочий день был ограничен 11.5 часами, предполагалась стандартная семидневная рабочая неделя с одним днем отдыха в воскресенье, при этом перед воскресеньями и праздниками предусматривался 10–часовой рабочий день (так называемые канунные дни).

Так что 95% американцев, которые работают, работают на кого-то другого. Только укрепленные Крепостные Крепость Третьего мира - Мексика, Индия, Бразилия, Турция - временно содержат значительную концентрацию фермеров, которые увековечивают традиционное соглашение большинства рабочих за последние несколько тысячелетий: уплата налогов государству или доход к паразитическим землевладельцам, в обмен на то, что остался один во всем остальном. Даже эта простая сделка начинает выглядеть красиво. Все промышленные рабочие находятся под контролем, обеспечивающим раболепство.

Праздников, приходящихся на любой день недели, было 13, кроме того, еще 4 праздника всегда приходились на будние дни. Оплачиваемый отпуск не предусматривался. Таким образом, на средний невисоскосный год приходилось 52.14 воскресенья, 4 праздника, всегда приходящихся на будни, и еще 11.14 праздничных дня, попавших не на воскресенье, итого в году получалось 297.7 рабочих дней.

Но современная работа имеет более серьезные последствия. Люди не только работают, но и имеют «рабочие места». Даже если задача имеет даже собственный атом интереса, монотонность его исключительного обязательства устраняет его лудический потенциал. «Работа», которая могла бы привлечь энергию некоторых людей в разумные сроки для чистого удовольствия, является лишь бременем для тех, кто должен делать это сорок часов в неделю без голоса или голосования о том, как это должно быть сделано, в интересах владельцев, которые ничего не вносят в проект, и нет возможности поделиться задачами или распределить работу среди тех, кто должен это делать.


Из них 52.14 были субботними, а еще 7.42 создавались подвижными праздниками, не прилипшими к воскресенью. Итого, 59.6 рабочих дней было короткими, и 238.1 длинными, что дает нам 3334 нормативных рабочих часа в году.

На самом деле, в промышленности работать так много никто уже не был согласен, да и фабриканты понимали, что люди будут трудиться эффективнее, если предоставить им больше времени для отдыха.

Это реальный мир работы: мир бюрократической глупости, сексуальных домогательств и дискриминации, полые боссы, эксплуатирующие и разгружающие вину своих подчиненных, которые, согласно любым технико-рациональным критериям, должны руководить всем. Но капитализм в реальном мире жертвует рациональной максимизацией производительности и прибыли на требования организационного контроля.

Деградация, испытываемая большинством работников, представляет собой сумму нескольких унижений, которые можно назвать «дисциплиной». Фуко видит это явление сложным образом, но это очень просто. Дисциплина состоит из всех тоталитарных контролей на рабочем месте - надзора, повторяющихся движений, налоговых ставок, производственных квот, маркировки карт и т.д. дисциплина - это то, что фабрика, офис и магазин разделяют с тюрьмой, школой и психиатрической больницей. Это нечто исторически новое и ужасное.

В среднем в началу Первой мировой войны на заводах работали 275–279 дней в году, по 10–10.5 часов (различные исследования давали разные результаты), что дает нам приблизительно 2750 - 2930 часов в год.

Временное правительство. Ранняя Советская власть: военный коммунизм и НЭП

Временное правительство с мая 1917 года попало в руки социалистов, десятилетиями обещавшими трудящимся восьмичасовку. Социалисты не изменили свой курс, то есть продолжали обещать восьмичасовку в неопределенном будущем, которое (для Временного правительства и эсеров) так и не наступило.

Это выходит за рамки возможностей демонических диктаторов прошлых лет, таких как Нерон и Генгис-хан и Иван Грозный. Несмотря на их злые намерения, у них не было механизма для контроля над своими предметами так же, как современные деспоты. Дисциплина - это современный способ контроля, особенно дьявольский, это новый прорыв, который нужно остановить при первой же возможности.

Игра просто противоположная. Игра всегда добровольная. То, что в противном случае было бы игрой, - это работа, если она принудительна. Берни де Ковен определил игру как «приостановку последствий». Это неприемлемо, если это означает, что игра непоследовательна. Не то, чтобы игра не имела последствий. Дело в том, что последствия, если таковые имеются, свободны. Оба разделяют аристократическое презрение к результатам. Игрок получает что-то во время игры; поэтому он играет. Но главная награда - это опыт самой деятельности.

Всё это имело мало значения, ибо промышленность разваливалась, а рабочие обнаглели и не слушались начальства; к концу лета 1917 года по факту никто не работал более 5–6 часов в день (ну а выработка была такая, как если бы работали 3–4 часа).

Уже 29 октября 1917 года большевики выполнили один из главных пунктов своей дореволюционной программы - особым декретом провозгласили восьмичасовой рабочий день, то есть получилась семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Кодекс законов о труде 1918 года еще более расширил эти положения.

Некоторые ученики игры, обычно внимательные, определяют ее как «следующие правила». Есть хорошие игры, которые управляются правилами, но играть гораздо больше, чем следовать правилам. Разговор, секс, танцы, путешествия - эти практики не следуют правилам, но это игры без сомнения. И можно играть с правилами так же, как и с чем-либо еще. Работа делает свободу насмешкой. В официальной речи говорится, что у всех нас есть права, и мы живем в условиях демократии. Другие несчастные, которые не такие свободные, как мы, должны жить в полицейских штатах.

Власти постоянно контролируют их. Государственные чиновники контролируют даже мельчайшие детали повседневной жизни. Офицеры, которые толкают их с одной стороны на другую, отвечают только на их начальников, государственных или частных. В любом случае, разногласия и непослушание наказываются. Информаторы регулярно отчитываются перед властями. Все это должно быть очень плохо.

Был введен месячный оплачиваемый отпуск; а между окончанием рабочего дня в субботу и началом в понедельник должно было быть 42 часа, что при односменной работе с обеденным перерывом давало пятичасовой рабочий день в субботу; перед праздниками рабочий день сокращался до 6 часов.

И это, за исключением того, что это всего лишь описание современного рабочего места. Либералы и консерваторы и анархо-капиталисты, которые жалуются на тоталитаризм, ложны и лицемерны. В любой умеренно десталинизированной диктатуре больше свободы, чем в типичной американской работе. Вы находите тот же тип иерархии и дисциплины в офисе или на заводе, как в тюрьме или монастыре. Фактически, как показали Фуко и другие, тюрьмы и фабрики возникли почти одновременно, и их операторы сознательно скопировали методы управления того или другого.

Работник - рабыня неполный рабочий день. Босс говорит, когда приходить, когда уходить, и что делать между ними. Это говорит вам, сколько работы нужно делать и как быстро. Вы можете взять под свой контроль унизительные крайности, регулируя, если вам так хочется, одежду, которую вы носите, или как часто вы можете пойти в туалет. За некоторыми исключениями, вы можете попрощаться по любой причине или без причины. Вас проверяют осведомители и супервайзеры, замешивая файл каждого сотрудника. Ответ на него называется «неповиновение», как будто рабочий был плохим мальчиком и не только уволил вас, он дисквалифицировал вас за компенсацию по безработице.

Количество праздников уменьшилось до 6, все на твердую дату, это были знакомые нам Новый год, 1 мая (день Интернационала) и 7 ноября (день Пролетарской революции) и совсем незнакомые: 22 января (день 9 января 1905 года (sic!)), 12 марта (день низвержения самодержавия), 18 марта (день Парижской Коммуны).

При методике расчета, показанной выше, в средний год, с учетом отпуска и сокращенных дней, выходило 2112 часов, на 37% меньше, чем по царскому Уставу о промышленности, на 25% меньше, чем в царской России работали реально. Это был большой прорыв, если бы не одно неприятное обстоятельство: реальная промышленность не работала вообще, работяги разбегались из городов и помирали с голоду. На фоне таких событий писать в законе можно было что угодно, только бы немножко порадовать опорный класс.

Не одобряя это обязательно для них, следует отметить, что дети в доме и в школе получают аналогичное лечение, в данном случае оправданное их предполагаемой незрелостью. Что это говорит нам о ваших родителях и учителях? Для определенных целей вовсе не ошибочно называть нашу систему демократией или капитализмом или, что еще лучше, индустриализмом, но ее истинными именами являются фашизм фабрики и офисная олигархия. Тот, кто говорит, что эти люди «свободны», лжец или дурак. Если вы делаете скучную, глупую и монотонную работу, вы, скорее всего, окажетесь скучным, глупым и монотонным.

Так как народ той эпохи был еще сильно привержен религиозным праздникам, но упоминать это в законе большевикам было неприятно, их переименовали в особые дни отдыха , каковых полагалось 6 в году. Дни назначались на любые даты по усмотрению местных властей; если эти дни оказывались религиозными праздниками (что неизменно и происходило в действительности), то их не оплачивали; поэтому мы не включаем добавочные праздники в наши расчеты.

Работа объясняет растущую кретинизацию вокруг нас намного лучше, чем другие механизмы идиотизма, такие как телевидение и образование. Те, кто живет на дороге всю свою жизнь, взятые из школы на работу и обрамленные семьей в начале и в убежище в конце, привыкли к иерархии и психологически порабощены. Его способность к автономии настолько атрофирована, что его страх перед свободой является одной из его немногих фобий на рациональной основе.

Как только вы поглотите жизненную силу людей на работе, вы, вероятно, будете подвергнуты иерархии и экспертизе во всем. Мы живем так близко к миру работы, что не видим, что с нами делается. Мы должны полагаться на внешних наблюдателей из других времен или других культур, чтобы оценить экстремизм и патологию нашей нынешней позиции. В любом случае, нам просто нужно использовать мудрость древности, чтобы превратить работу в перспективу.

В 1922 году промышленность начала потихоньку оживать, а большевики потихоньку одумываться. По КЗоТу 1922 года отпуск был сокращен до 14 дней; если на отпуск приходились праздники, он не удлинялся. Это увеличило годовую норму рабочего времени до 2212 часов в год.
С этими нормами, достаточно гуманными для эпохи, страна и прожила весь НЭП.

Древние видели работу так, как она была, и их точка зрения преобладала, несмотря на безумных кальвинистов, до тех пор, пока она не была изгнана индустриализмом - но не раньше, чем ее продвинули ее пророки. Представьте себе на мгновение, что работа не превращает людей в глупых подчиненных. Представьте себе, против любой достоверной психологии и против идеологии ее защитников, что она не влияет на формирование характера. И представьте, что работа не такая скучная, изнурительная и унизительная, как мы все это знаем.

Тем не менее, работа остается издевательством над всеми демократическими и гуманистическими устремлениями, только потому, что она узурпирует большую часть нашего времени. Сократ сказал, что ручные рабочие часто являются плохими друзьями и плохими гражданами, потому что у них нет времени для выполнения обязанностей дружбы и гражданства. Из-за работы, независимо от того, что мы делаем, мы тратим свое время на часы. Единственная «свободная» вещь о так называемом свободном времени - это то, что она ничего не стоит боссу.


В 1927–28 годах 1 мая и 7 ноября получили второй добавочный выходной день, что уменьшило рабочий год до 2198 часов.

Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный "Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира" 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда.

Свободное время в основном расходуется на подготовку к работе, работе, возврату с работы и восстановлению с работы. Свободное время - это эвфемизм в отношении того, каким образом рабочий, как фактор производства, не только транспортирует себя, за свой счет, на работу и обратно, но и берет на себя ответственность за свои собственные технического обслуживания и ремонта. Уголь и сталь этого не делают. Фрезерные станки и пишущие машинки этого не делают. Робинсон в одном из своих гангстерских фильмов воскликнул: «Работа для глупых людей!».

Платон и Ксенофонт приписывают Сократу и, очевидно, разделяют с ним, понимание разрушительных последствий работы над рабочим как гражданина и как человека. Геродот определил презрение к работе как атрибут классических греков в разгар своей культуры. Цицерон сказал, что «кто дает свой труд в обмен на деньги, продает себя и стоит на том же уровне, что и рабы». Его откровенность сейчас встречается редко, но современные примитивные общества, которые мы часто видим с презрением, дают нам представителей, которые заинтриговали антропологов Запада.

Великий перелом и первые пятилетки

В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени. В 1929/30 хозяйственном году страну начали энергично переводить на непрерывную рабочую неделю с одним плавающим выходным днем в пятидневку и семичасовым рабочим днем (НПН).

Это была самая странная реформа табель–календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников (22 января, теперь называвшееся Днем В.И.Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября).

День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда.

Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым (это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей).

Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7–часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год.


Советский календарь на 1930 год. Цветом выделены разные дни пятидневной недели, однако традиционные семидневные недели и число дней в месяцах сохранились.

Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день.

На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго.

С 1931 года страну начали переводить на шестидневную рабочую неделю с пятью фиксированными днями отдыха в месяц и семичасовым рабочим днем. Связь рабочей недели и семидневки по–прежнему была потеряна. В каждом месяце выходными были назначены 6,12, 18, 24 и 30 числа (а значит, кое–какие недели на самом деле были семидневными). От праздников по–прежнему оставались 22 января, двухдневный Первомай и двухдневные Ноябрьские.

При шестидневке в году оказалось 288 рабочих дней по 7 часов, что давало 2016 рабочих часов. Большевики признали, что рабочий день увеличен, но клялись пропорционально (на 4.3%) увеличить и оплату труда; на практике это не имело значения, так как цены и зарплаты в ту эпоху росли очень быстро.

Шестидневка смогла несколько уменьшить чертову путаницу с табель–календарем и более или менее (по факту, на нее перевели около половины трудящихся) прижилась. Так, с довольно коротким номинальным рабочим днем, страна прожила первые пятилетке.

Надо, разумеется, понимать, что в действительности картина была не столь радостной - типичная для эпохи штурмовщина обеспечивалась за счет непрерывных и длительных сверхурочных работ, которые из неприятного исключения постепенно стали нормой.

Зрелый сталинизм

В 1940 году эпохе относительно либерального трудового права настал конец. СССР готовился к завоеванию Европы. Уголовные наказания за опоздания, запрет на увольнение по собственному желанию - разумеется, эти меры выглядели бы странно без сопутствующего увеличения трудовой нагрузки.


26 июня 1940 года переход на семидневную рабочую неделю. Этот призыв ко всем трудящимся СССР прозвучал на IX пленуме Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. Помимо семидневки в ходе пленума также было предложено ввести восьмичасовой рабочий день.

С 1940 года была введена семидневная неделя с одним выходным днем и с восьмичасовым рабочим днем. Праздничных дней стало 6, к старым праздникам добавился день Сталинской Конституции, 5 декабря. Укороченные предпраздничные дни, сопровождавшие семидневку до 1929 года, не появились.

Теперь в году оказалось 2366 рабочих часов, аж на 17% больше, чем ранее. В отличие от предшествующих эпох, власти не извинялись по этому поводу перед народом и ничего не обещали. С этим простым и понятным календарем, давшим исторический максимум (для СССР) рабочего времени, страна прожила до полной гибели сталинизма в 1956 году.

В 1947 году, на фоне общего возврата к национальной традиции, праздничный день 22 января заменили на Новый год.

Хрущевская и брежневская эпохи

В 1956 году справившийся с сопротивлением элит Хрущев открыл новую страницу - трудовое право снова резко смягчилось. С 1956 года страна перешла на семидневную рабочую неделю с одним выходным днем и с семичасовым рабочим днем; на практике переход занял 3–4 года, но зато он был полным.

Кроме семидневки, страна получила новое смягчение - все предвыходные и предпраздничные дни были сокращены на два часа. Праздники остались те же. Это привело к резкому сокращению рабочего времени, в году теперь было 1963 рабочих часа, на 17% менее. В 1966 году к праздникам добавились знакомые нам 8 марта и 9 мая, что сократило рабочий год до 1950 часов, то есть почти что до времен полузабытой пятидневки.

И наконец, в 1967 году, уже при Брежневе, произошла самая принципиальная из реформ, давшая знакомую всем нам сегодня форму рабочего расписания: была введена семидневная рабочая неделя с двумя выходными днями и восьмичасовым рабочим днем.

Хотя рабочая неделя имела 5 рабочих дней по 8 часов, ее продолжительность составляла 41 час. Этот лишний час складывался, и образовывал за год 6–7 ненавистных народу черных (то есть рабочих) суббот; на какие именно дни они приходились, решали ведомства и местные власти.

Продолжительность рабочего года немного выросла и составляла теперь 2008 часов. Но народу реформа все равно нравилась, два выходных - сильно лучше, чем один.

В 1971 году был принят новый КЗоТ, содержавший одну приятную новацию: отпуск был увеличен до 15 рабочих дней. Теперь в году было 1968 рабочих часов. С этим трудовым правом Советский Союз и доехал до своего распада.

Для справки: сегодня, благодаря сокращению рабочей недели до 40 часов, увеличению отпуска до 20 рабочих дней, а праздников до 14 дней, которые всегда приходятся не на выходные, мы работаем 1819 часов в средний не високосный год.

UPDATE: По всей видимости, фото могилы скорее всего является фотошопной подделкой и 30 февраля в СССР в действительности никогда не существовало. Лично мне пока не удалось найти ни одного подтверждения в виде какого-нибудь календаря или газеты за 1930 или 1931 г. Зато известны календари, свидетельствующие об обратном.

Оригинал взят у masterok в Советский революционный...

Казалось бы, зачем я вам показываю эту фотографию. А вы не замечаете на ней ничего странного? Точно точно? Ну посмотрите внимательней! Нашли? Ок, давайте под кат, будем читать подробности …

— календарь, попытка ввести который была осуществлена начиная с 1 октября 1929 года в СССР. Однако с 1 декабря 1931 года этот календарь был частично отменён. Окончательно возврат к традиционному календарю был осуществлён 26 июня 1940 года.


Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь.


Советский революционный календарь с пятидневной неделей был введен с 1 октября 1929 г. Главной его целью было уничтожить христианский семидневный недельный цикл, сделав воскресенья рабочими днями. Однако несмотря на то, что выходных дней стало больше (6 в месяц вместо 4-5), такой искуственный ритм жизни оказался нежизнеспособен, он противоречил и бытовым привычкам, и всей устоявшейся народной культуре. Поэтому революционный календарь под давлением жизни постепенно менялся в сторону традиционного, который был восстановлен в 1940 г. Происходила эта календарная реформа следующим образом.

26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года (с 1 октября) приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 г., был закреплен весной 1930 г. постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны, которым был введен единый производственный табель-календарь.


В календарном году предусматривалось 360 дней, и соответственно 72 пятидневки. Каждый из 12 месяцев состоял ровно из 30 дней, в том числе февраль. Остальные 5 или 6 дней (в високосном году) были объявлены «безмесячными каникулами» и не входили ни в один месяц и ни в одну неделю, зато имели собственные имена:



Неделя в СССР в 1929-1930 гг. состояла из 5 дней, при этом они были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной день в неделю.


Пятидневка приживалась с исключительным трудом - фактически это было постоянным насилием также и над привычным биологическим ритмом жизни людей. Поэтому большевики решили слегка отступить.


Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. «О прерывной производственной неделе в учреждениях», с 1 декабря 1931 г. пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Следы этого видны, например, в титрах фильма «Волга-Волга» («первый день шестидневки», «второй день шестидневки»…).


С 1931 г. число дней в месяце было возвращено в прежний вид. Но эти уступки не меняли главной цели календарной реформы: искоренение воскресенья. И ритм жизни они также не могли нормализовать. Поэтому с первыми признаками реабилитации русского патриотизма накануне войны Сталин решил также прекратить и борьбу с традиционной структурой исчисления времени.


Возврат к 7-дневной неделе произошел 26 июня 1940 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Однако неделя в СССР начиналась с воскресенья, лишь в более поздние годы - с понедельника.


Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 года. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до конца власти компартии.