Татары народ история традиции культура религия. О казанской сироте и незваном госте

Татары - тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык - татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар - мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» - например Ураза гаете - праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества - проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих - каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

Ещё из

Поскреби татарина - найдешь русского
Многонациональная Россия

В нашей стране много народов-незнакомцев. Это не правильно. Мы не должны быть чужими друг другу. Начну с татар – второго по численности этноса России , их почти 6 миллионов.


Кадр из фильма «Монгол»


Кто такие татары? История этого этнонима, как частенько бывало в средневековье, – это история этнографической путаницы.
В XI-XII веках степи Центральной Азии населяли разные монголо-язычные племена: найманы, монголы, кереиты, меркиты и татары. Последние кочевали вдоль границ китайского государства. Поэтому в Китае название татар переносилось на другие монгольские племена в значении «варвары». Собственно татар китайцы называли белыми татарами, жившие севернее монголы именовались черными татарами, а обитавшие еще дальше, в сибирских лесах монгольские племена – дикими татарами.

В начале XIII века Чингисхан предпринял против настоящих татар карательный поход в отместку за отравление своего отца. Сохранился приказ, который владыка монголов отдал своим воинам: уничтожить всех, кто ростом выше тележной оси. В результате этой бойни татары как военно-политическая сила были стерты с лица земли. Но, как свидетельствует персидский историк Рашид ад-Дин, «из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды при всем различии их разрядов и названий стали известны под их именем, и все назывались татарами».

Сами монголы никогда себя татарами не называли. Однако постоянно контактировавшие с китайцами хорезмские и арабские купцы принесли в Европу название «татары» еще до появления здесь войск Бату-хана. Европейцы сближали этноним «татары» с греческим названием ада – Тартар. Позднее европейские историки и географы использовали термин Тартария как синоним «варварского Востока». Например, на некоторых европейских картах XV-XVI веков Московская Русь обозначена как «Московская Тартария» или «Европейская Тартария».

Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют абсолютно никакого отношения к татарам XII-XIII веков. Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских татар лишь название.


У современного татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, волжские булгары, кипчаки, ногайцы, монголы, кимаки и другие тюркско-монгольские народы. Но еще больше на формирование современных татар оказали влияние финно-угры и русские. Согласно антропологическим данным, больше чем у 60% татар преобладают европеоидные черты и лишь у 30% – тюрко-монгольские.

Возникновение на берегах Волги Улуса Джучи было важной вехой в истории татар. В эпоху Чингизидов татарская история стала поистине всемирной. Достигла совершенства система государственного управления и финансов, почтовая (ямская) служба, унаследованная Москвой. Более 150 городов возникло там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи. Одни их названия звучат как волшебная сказка: Гульстан (страна цветов), Сарай (дворец), Актюбе (белый свод).

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили западноевропейские. Например, если Рим в XIV веке имел 35 тысяч жителей, а Париж – 58 тысяч, то столица Орды, город Сарай, – более 100 тысяч. По свидетельству арабских путешественников, в Сарае были дворцы, мечети, храмы других религий, школы, общественные сады, бани, водопровод. Здесь жили не только купцы и воины, но и поэты. Все религии в Золотой Орде пользовались одинаковой свободой. По законам Чингисхана за оскорбление религии полагалась смертная казнь. Духовенство каждой религии было освобождено от уплаты налогов.

В эпоху Золотой Орды был заложен огромный потенциал к воспроизводству татарской культуры. Но Казанское ханство продолжало этот путь большей частью по инерции. Среди осколков Золотой Орды, рассыпавшихся по границам Руси, Казань имела для Москвы наибольшую важность в силу ее географической близости. Раскинувшееся на берегах Волги, среди дремучих лесов мусульманское государство представляло собой любопытное явление. Как государственное образование Казанское ханство возникло в 30-х годах XV века и за недолгий срок своего существования сумело проявить свое культурное своеобразие в исламском мире.

120-летнее соседство Москвы и Казани было отмечено четырнадцатью крупными войнами, не считая почти ежегодных пограничных стычек. Впрочем, долгое время обе стороны не стремились покорить друг друга. Все изменилось, когда Москва осознала себя «третьим Римом», то есть последней защитницей православной веры. Уже в 1523 году митрополит Даниил предначертал дальнейший путь московской политики, сказав: «Великий князь всю землю казанскую возьмет». Спустя три десятилетия Иван Грозный исполнил это предсказание.

20 августа 1552 года 50-тысячное русское войско расположилось лагерем под стенами Казани. Город обороняли 35 тысяч отборных воинов. Еще около десяти тысяч татарских всадников скрывались в окрестных лесах и тревожили русских внезапными налетами с тыла.

Осада Казани продолжалась пять недель. После внезапных нападений татар со стороны леса больше всего русскому войску досаждали холодные осенние дожди. Насквозь промокшие ратники даже думали, что непогоду насылают на них казанские колдуны, которые, по свидетельству князя Курбского, при восходе солнца выходили на стену и творили всякие чары. Все это время сооружался подкоп под одну из казанских башен. В ночь на 1 октября работы были закончены. В подкоп заложили 48 бочек с порохом. На рассвете грянул чудовищный взрыв. Ужасно было видеть, писал летописец, множество истерзанных трупов и искалеченных людей, летящих в воздухе на страшной высоте.

Русское войско бросилось на приступ. Царские знамена уже развевались на городских стенах, когда к городу подъехал сам Иван Грозный с гвардейскими полками. Присутствие царя придало московским ратникам новые силы. Несмотря на отчаянное сопротивление татар, через несколько часов Казань пала. Убитых с обеих сторон было такое множество, что в некоторых местах груды тел лежали вровень с городскими стенами.

Гибель Казанского ханства, рзумеется, не означала гибели татарского народа. Наоборот, именно

в составе России, собственно, и сложилась татарская нация, получившая, наконец, свое подлинно национально-государственное образование – республику Татарстан.


Московское государство никогда не замыкалось в узких национально-религиозных рамках. Историки подсчитали, что среди девятисот наиболее древних дворянских родов России, великорусы составляют всего одну треть, между тем как 300 фамилий являются выходцами из Литвы, а другие 300 – из татарских земель.

Москва Ивана Грозного казалась западноевропейцам азиатским городом не только по своей необычной архитектуре и застройке, но и по количеству проживавших в ней мусульман. Один английский путешественник, посетивший Москву в 1557 году и приглашенный на царский пир, отметил, что за первым столом сидел сам царь с сыновьями и казанскими царями, за вторым – митрополит Макарий с православным духовенством, а третий стол был целиком отведен черкесским князьям. Кроме того, в других палатах пировало еще две тысячи знатных татар. На государевой службе им было отведено не последнее место. Впоследствии татарские роды дали России огромное количество представителей интеллигенции, видных военных и общественно-политических деятелей.

На протяжении веков культура татар также была вобрана Россией, и теперь многие исконно татарские слова, предметы быта, кулинарные блюда вошли в сознание русского человека так, как будто свои собственные. По словам Валишевского, выходя на улицу, русский человек надевал башмак, армяк, зипун, кафтан, башлык, колпак. В драке он пускал в дело кулак. Будучи судьей, приказывал надеть на осужденного кандалы и дать ему кнута. Отправляясь в дальний путь, он садился в сани к ямщику. А встав из почтовых саней, заходил в кабак, заменивший собой древнерусскую корчму.

После взятия Казани в 1552 году культура татарского народа сохранялась, прежде всего, благодаря исламу. Ислам (в его суннитской версии) - традиционная религия татар. Исключение составляет небольшая их группа, которая в XVI-XVIII веках была обращена в православие. Они так и называют себя: «кряшен» - крещеные.

Ислам в Поволжье утвердился еще в 922 году, когда правитель Волжской Булгарии добровольно обратился в мусульманскую веру. Но еще большее значение имела «исламская революция» хана Узбека, который в начале XIV века сделал мусульманство государственной религией Золотой Орды (кстати, вопреки законам Чингисхана о равенстве религий). В результате Казанское ханство стало самым северным оплотом мирового ислама.

В русско-татарской истории был печальный период острого религиозного противостояния. Первые десятилетия после взятия Казани ознаменовались гонениями на ислам и насильственным насаждением христианства среди татар. Только реформы Екатерины II в полной мере легализовали мусульманское духовенство. В 1788 году открылось Оренбургское духовное собрание – орган управления мусульман, с центром в Уфе.

А что же можно сказать про «сироту казанскую» или про незванных гостей? Русские издавна говорили, что «старинная пословица недаром молвится» и потому «на пословицу ни суда, ни расправы». Замалчивать неудобные пословицы – не лучший способ достичь межнационального взаимопонимания.

Итак, «Толковый словарь русского языка» Ушакова следующим образом поясняет происхождение выражения «сирота казанская». Первоначально так говорилось «о татарских мирзах (князьях), старавшихся после покорения Казанского ханства Иваном Грозным получить от русских царей всевозможные поблажки, жалуясь на свою горькую участь».

Действительно, московские государи считали своей обязанностью приваживать татарских мурз, особенно, если те решали переменить веру. Согласно документам, такие «казанские сироты» получали около тысячи рублей ежегодного жалованья. Тогда как, например, русскому лекарю полагалось всего 30 рублей в год. Естественно, такое положение дел порождало зависть у русских служилых людей. Позже идиома «казанская сирота» потеряла историко-этническую окрашенность – так стали говорить о всяком, кто лишь прикидывается несчастным, стремясь вызвать сочувствие.

Теперь о татарине и госте: кто из них «хуже», а кто - «лучше». Татары времён Золотой Орды, если им случалось приехать в подчинённую страну, вели себя в ней, как господа. Наши летописи полны рассказов о притеснениях со стороны татарских баскаков и о жадности ханских придворных. Вот тогда-то и стали говорить: «Гость на двор - и беда на двор»; «И гости не знали, как хозяина связали»; «Краюшка не велика, а гостя чёрт принесёт - и последнюю унесёт». Ну, и – «незваный гость хуже татарина». Когда времена переменились, татары в свою очередь познали, каков он - русский «незваный гость». У татар тоже немало обидных изречений о русских. Что с этим поделаешь?

История - это непоправимое прошлое. Что было, то было. Только правда лечит нравы, политику, межнациональные отношения. Но следует помнить, что правда истории - это не голые факты, а понимание прошлого ради того, чтобы жить правильно в настоящем и будущем.

Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).

Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» - «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие - этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).

Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. - Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.

По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. человек. Из них в РСФСР - более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане - более 1,76 млн. человек (26,6%).

В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.

По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.

Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.

Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв., а Древние татары -тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.

Существует мнение историков, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

Традиционная пища татар - мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки - чай, айран (тан) - смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).

Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место.

Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М.А.Гареев, генерал-полковники P.C.Акчурин и Ф.Х.Чураков, вице-адмирал М.Д.Искандеров, контр-адмиралы З.Г.Ляпин, А.И.Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.

Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496/97-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века - классиков татарской литературы Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода - Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-патриота, Героя Советского Союза Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты это: Абдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров Рената Литвинова, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов, оперные певцы - Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров и Альфия Афзалова, популярные исполнители - Ринат Ибрагимов, Земфира Рамазанова, Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Малика Разакова, молодой поэт и музыкант Рустам Аляутдинов.

Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:
Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов ("Локомотив"-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.

Известные россияне - выходцы из татарских родов

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы - всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".

Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.

Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...

Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".

Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).

Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.

Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. В России не менее половины русских - генетические татары.

В XVIII веке правители России скроили нынешнюю этнографическую карту, скроили по-своему, как хотели: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия".

Тогда, в XVIII веке - всего-то двести лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими.

Защитники Отечества

Татарские воины честно служили России. "Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" - гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, - миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.

В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам - на ту же сумму - чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

Великие ученые и писатели

Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей - ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе - это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства - балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они - россияне татарского происхождения.

Татары - вторая по численности нация в России после русских. По переписи 2010 года они составляют 3,72% населения всей страны. Этот народ, присоединившийся к еще во второй половине 16 века, на протяжении столетий сумел сохранить свой культурный самобытный облик, бережно относясь к историческим традициям и религии.

Любая нация ищет свои истоки. Не составляют исключение и татары. Происхождение этой народности начали серьезно исследовать в 19 веке, когда ускорилось развитие буржуазных отношений. Особому исследованию подверглось народа, выделение основных его черт и особенностей, создание единой идеологии. Происхождение татар на протяжении всего этого времени оставалось важной темой исследования как русских, так и татарских историков. Результаты этого многолетнего труда можно условно представить в трех теориях.

Первая теория связана с древним государством Волжская Булгария. Считают, что история татар начинается с тюркско-булгарского этноса, вышедшего из азиатских степей и осевшего в Среднем Поволжье. В 10-13 веках они сумели создать собственную государственность. Период Золотой Орды и Московского государства внес некоторые коррективы в формирование этноса, но не изменил сути исламской культуры. При этом речь преимущественно идет о волжско-уральской группе, другие же татары рассматриваются как самостоятельные этнические общности, объединенные только названием и историей вхождения в Золотую Орду.

Другие исследователи считают, что татары происхождение свое ведут от центральноазиатских переселившихся на запад во время монголо-татарских походов. Именно вхождение в Улус Джучи и принятие мусульманства сыграли основную роль в объединении разрозненных племен и складывании единой народности. При этом автохтонное население Волжской Булгарии частично истребилось, а частично было вытеснено. Пришлые же племена создали свою особую культуру, принесли кыпчакский язык.

Тюрко-татарские истоки в генезисе народа подчеркивает следующая теория. По ней татары происхождение свое отсчитывают от великого крупнейшего азиатского государства Средневековья 6 века нашей эры. Теория признает определенную роль в становлении татарского этноса как Волжской Булгарии и так и кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп азиатских степей. Подчеркивается особая роль Золотой Орды, которая сплотила все племена.

Все перечисленные теории становления татарской нации выделяют особую роль ислама, а также периода Золотой Орды. Опираясь на данные истории, исследователи по-разному видят истоки зарождения народа. Тем не менее становится ясно, что татары происхождение свое ведут от древних тюркских племен, и исторические связи с другими племенами и народами, разумеется, оказали свое влияние на сегодняшний облик нации. Бережно храня культуру, язык и сумели не утратить свою национальную самобытность перед лицом всемирной интеграции.

В современной России проводится весьма специфическая национальная политика. Подспудно она направлена на полную ассимиляцию нерусских народов. Об этом свидетельствуют и политика государства в области образования, культуры, финансирования, статистики…

Такая политика являет собой пример завидной преемственности государственной стратегии времен Советского Союза и современной России. После перестройки и всяческих потрясений поменялось все, базисы, надстройки, идеология, образование, экономика, культура – осталось неизменным только патологическое неприятие существования на территории страны нерусских народов.

Для чего я это пишу? А для того чтобы сообщить один интересный факт, о котором когда-то поведал всенародно любимый татарский писатель Мухаммет Магдеев на рубеже 80-90-х годов. В то время я был студентом, а М.Магдеев нам читал лекции по современной русской литературе. Его поточные лекции всегда вызывали самый живой интерес, аудитории были полны студентами настолько, что даже в проходах не оставалось свободных мест. Это и понятно: приходили даже те студенты, которые пропадали в долгосрочной спячке в недрах душных общежитий, я уж не говорю о слушателях с параллельных потоков.

Однажды М.Магдеев рассказал историю о своем знакомстве с неким высокопоставленным чиновником из Государственной статистической службы. Дело происходило в одном из домов отдыха для советской номенклатуры. Царящая в доме отдыха атмосфера располагала к доверительным беседам и откровенности. И вот чиновник от статистики поведал М.Магдееву, что татар в Советском Союзе не 5-6 миллионов, как это показывают данные официальных переписей населения, а 20 миллионов. Только вот политика государства такова, что реальные данные о численности татар в СССР обнародовать не полагается.

Буквально на днях у меня состоялся разговор с одним из современных татарских писателей, который еще в советское время был вызван на разборки в Татарский обком КПСС за то, что распространял слухи о двадцати миллионах татар, проживающих в России. Тогда смельчак сослался на официальное академическое издание сочинений татарского поэта Габдуллы Тукая, где в одном из томов Г.Тукай, исходя из статистических данных своего времени (т.е. царской России) сообщал о двадцати миллионах татар, проживавших в на территориях от Москвы до Урала и от Перми до Астрахани. А если добавить к этому числу татар Сибири, Туркестана и Средней Азии, Крыма?

Мне жаль государство, которое всячески стремится скрыть подлинные данные о численности моего татарского народа. Вся русская история так и останется куцей и нечестной до тех пор, пока официальная историческая наука не признает ее «татарскую составляющую».

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора