Сообщение национальная политика в регионе. Современная национальная политика в российской федерации

Национальная политика всегда являлась частью деятельности любого государства. Она должна регулировать любые общества. Ее направления и цели напрямую зависят от ориентации политики государства. Некоторые страны специально разжигают Такой подход характерен для режимов фашистской (националистической) направленности.

Национальная политика в развитых демократических странах, наоборот, строится на принципах уважительного отношения ко всем людям, независимо от их происхождения. Политика государства в них направлена на формирование толерантности, сотрудничество и тесное сближение наций. Основной ценностью в демократических странах является жизнь человека, а также его свободы и права независимо от его национальной принадлежности. Смыслом демократичной и гуманистической политики является максимальное согласование интересов разных народов, реализация их по принципам уважения каждого человека. Национальная политика - это система мер государственного воздействия, призванная создать благоприятные условия для каждого индивида и всех народов.

Важной задачей является предупреждение возможных конфликтов на почве национальной вражды. Национальная политика России имеет перед собой очень сложные и важные задачи по решению возникающих проблем в Для этого необходимо проведение четко продуманных действий, с одной стороны направленных на сохранение и развитие самобытности всех народов, а с другой стороны - на сохранение целостности государства. Российская национальная политика, как и в других основывается на документах, которые определяют эту политику. К таким документам относится Конституция РФ и «Концепция национальной политики РФ». Основными их принципами являются следующие:

Равенство свобод и прав независимо от расы и национальности человека;

Запрещение ограничения прав граждан;

Равноправие;

Гарантия всех прав;

Содействие развитию языков и культур.

Последовательная реализация этих отвечает насущным интересам всех проживающих в стране народов.

Национальная политика разных государств может менять свой характер от этнических чисток и национального террора, искусственной ассимиляции, до частично политической или полной культурной автономии разных народов. По сути своей она отражает политику многонационального государства в отношении к населяющим его народам.

В России данная политика направлена на эволюционное развитие полной национальной жизни всех народов в рамках федерации и на создание равных отношений между ними, формирование механизмов разрешения любых конфликтов. Любому, даже малочисленному народу, проживающему на территории страны, предоставляются все права (вплоть до предоставления территорий под государственные национальные образования). Считается, что такая национальная политика правительства России действительно позволяет сохранить очень шаткое межнациональное равновесие. В последнее время наметились основные тенденции национальной жизнедеятельности, вероятные ее перспективы, позволяющие сформулировать предложения по межнациональной консолидации граждан России и по укреплению ее единства и государственности:

Необходимо разработать научную теорию гармонизации межнациональных отношений и программы жизнедеятельности нашего общества, соответствующей ей;

Создание программы действий, исходящей из практического и юридического соблюдения региональных и национальных всех субъектов Федерации;

Возрождение великой и сильной державы с развитой экономикой и демократическими порядками.

  • МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ
  • МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
  • СТРАТЕГИЯ
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В статье рассматривается актуальность проблем в развитие государственной и муниципальной политики.

  • Развитие государственной национальной политики Российской Федерации
  • Государственная и национальная политика и актуальные проблемы её развития

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

  • развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;
  • развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;
  • обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;
  • поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов в Российской Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на ее территории. В декабре 2012 г. Указом Президента РФ принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия).

Цели, указанные в пункте 17 настоящей Стратегии, достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.

Основными принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

  1. государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти;
  2. равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
  3. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  4. предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  5. уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
  6. государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
  7. взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;
  8. обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
  9. обеспечение прав национальных меньшинств;
  10. содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;
  11. обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;
  12. разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;
  13. комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;
  14. недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности;
  15. взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;
  16. преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России;
  17. своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) противоречий и конфликтов;
  18. пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией. Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегического планирования.

В ходе реализации настоящей Стратегии Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и региональными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными организациями готовит Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей.

Реализация настоящей Стратегии может осуществляться также путем заключения международных договоров Российской Федерации, принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов.

Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях может осуществляться путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями. специальную статью расходов. Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  2. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
  3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2012. С.534.
  4. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70284810/#ixzz3yfCLi8Gf
  5. НАСТОЯЩИЙ НАЧАЛЬНИК. ОПЫТ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ НА ПРИМЕРЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН Ханнанова Т.Р. Российское предпринимательство. 2007. № 10-2. С. 72-76.
  6. ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Ханнанова Т.Р. Человек и труд. 2009. № 4. С. 45-46.
  7. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ НА ИННОВАЦИОННОЙ ОСНОВЕ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.
  8. АГРАРНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.
  9. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ Воронин Б.А., Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2012. № 10-1 (102). С. 52-56.
  10. КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  11. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  12. ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ, ВВЕДЕНИЯ НОРМ ГТО Погорелова Д.С., Шапошникова Р.Р. сайт. 2014. № 26. С. 200-201.
  13. ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Мухаметшин А.Р., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) Материалы Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: В.И. Долгий (ответственный редактор), А.Е. Махметова, М.А. Еремеев. 2011. С. 52-53.
  14. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ Тукаева И.О., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 165-166.
  15. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Уфа, 2007
  16. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010.
  17. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Абрарова А.Ф., Галимьянова Л.Ф., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 17-22.
  18. ПРОБЛЕМА МОЛОДЕЖНОЙ ЗАНЯТОСТИ Старикова А.С., Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 122-125.
  19. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Рафикова Н.Т., Валишина Н.Р. В сборнике: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 36-38

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

РОССИИ

Выполнила:

студентка гр. 15-254 Немирова Я. Р.

Проверил:

Муромов Н. И.

Введение

1.1. Основы национальной политики

1.2. Аспекты национальной политики

1.3. Этнополитическая стратификация

2.1. Становление национальной политики в России

2.2. Национальная политика в Татарстане

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Россия - многонациональная страна. Это обусловлено, прежде всего, её географическим расположением: наша страна занимает территорию всего севера Евразии. В Сибири живут различные народы- эвенки, чукчи, марийцы - каждый из которых имеет свою историю, традиции и обычаи. Россия является государством, в котором все народы живут в содружестве друг с другом. Особняком стоит Республика Татарстан, в которой удивительно гармонично уживаются две национальности: татары и русские. Так как различных национальностей достаточно много, то правительство России должно проводить определённую политику в этой области. Именно тему национальной политики России я хочу раскрыть в своём реферате. В современном мире участились случаи, когда те или иные нации, живущие на территории какого-либо государства, начинали заявлять о том, что их интересы ущемляют и не дают достаточное количество гражданских прав и свобод. Ярким тому подтверждением стало Косово, которое совсем недавно отделилось от территории Сербии и провозгласило себя независимым государством. Тем самым оно нарушило все законы и политические системы, которые существовали до этого в мире. В своё время Россия была Союзом Советских Социалистических Республик, но распалась по причине того, что «каждый стал тянуть одеяло на себя». После распада СССР лучше никому не стало – ни независимым государствам, ни России, потому что главное – это сплочённость. Такие национальности, как украинцы, латвийцы, эстонцы, белорусы и другие захотели независимости. Они её получили. Но к чему это привело? К тому, что между странами ухудшились политические отношения, в бывших союзных странах стали вести политику против русских, участились конфликты на национальной почве. Чтобы этого не происходило, нужна эффективная национальная политика, которая бы предусматривала ряд мер, создающих благоприятные условия для всех национальностей, проживающих на территории нашей страны. Опять же примером правильной национальной политики может служить Республика Татарстан. Она занимает одно из важнейших мест по значимости в России. В ней и татары, и русские имеют абсолютно одинаковые права притом, что эта республика обладает особенным национальным колоритом. На РТ равняются многие другие государства. Когда народностей очень много, сплотить их сложно, не затронув при этом нравов и обычаев. Но возможно, потому что если не проводить национальную политику, то страна просто перестанет существовать как единое целое и распадётся на несколько маленьких республик, которые будут делать то же самое, что и нынешние независимые государства, которые отказываются сотрудничать с Россией и активно крадут у неё газ. Этого нельзя допускать, так как единство – основа любого современного цивилизованного общества, а в особенности нашей страны, потому что она только-только начала выбираться из кризиса, который произошёл после распада СССР и прихода к власти Б. Н. Ельцина.


Глава 1. Теоретические обоснования национальной политики.

1.1. Основы национальной политики.

Национальная политика, как и политика в целом, представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения между различными национальными и этническими сообществами. Национальная политика – это средства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различных национальностей и этнической принадлежности осуществляется посредством духовных атрибутов: культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев.

Для объяснения сущности национальной политики необходимо, прежде всего, определиться с теми исходными категориями, на которых она базируется или должна базироваться.

Понятия, которые используются для объяснения многообразия национальной жизни, требуют более точного определения научного и политического смысла каждого из них. Необходимость чётко определиться с этими понятиями диктуется тем, что ряд нация – народность – этническая группа несёт не только научную, но и идеологическую нагрузку. Употребление ранее в официальной советской политике понятия «нация», как правило, ставило данный этнос выше, чем понятие «народность». Это сразу характеризовало народы, как достигшие различной степени зрелости, развитости, большей или меньшей значимости для решения проблем государственности, экономики, культуры, языка. Такой подход означал признание качественных различий между ними, что вело к следующему:

Стремлению приобрести более высокий статус;

Накоплению обид в случае, когда народ относили к более низкой категории зрелости и развитости;

Ущемлению декларируемых прав того или иного народа.

Попытка разобраться в ключевых понятиях привела к тому, что большее внимание было уделено нации. После всеобщей критики марксистского определения нации как исторической общности людей, формирующейся на основе общности территории, социально-экономических связей, языка и культуры, появились многочисленные попытки отменить, исправить, улучшить эту формулировку или дополнить её чем-то новым.

Критика этого понятия привела к тому, что в современной политической практике стало всё чаще использоваться другое понятие – «народ» вне зависимости от его количественного состава, степени развитости культуры, наличия государственности и территории. Это означает, что все без исключения нации, народности и этнические группы приобретают одинаковое политико-правовое звучание, которое изначально отвергает дифференциацию в оценке народов, ставящее их в сложное социально-психологическое состояние, усугубляя ощущение ущербности, особенно малочисленных народов и национальных меньшинств. Попытки более детально описать качественную определённость этноса через основные понятия относятся в большей мере к компетенции науки и научных дискуссий. Однако отказываться полностью от этих понятий в общественно – политической практике, и особенно при трактовке национальной политики, вряд ли оправданно. Ссылка на то, что в ряде стран (США, Франции, Великобритании) слово «национальность» идентично понятию «гражданство», не может служить оправданием: слишком уж различны конкретно – исторические условия, характеризующие этнополитическую ситуацию в этих странах и в России. Насколько это сложно, показала практика введения нового российского паспорта, в котором была отменена графа «национальность», что вызвало активное неприятие такого новшества в большинстве национальных республик.

Рассмотрю такое понятие в национальной политике России, как федерализм.

Когда существовал Советский Союз как федеративное государство, то преобладало следующее понимание федерации:

А) непременно в связи с такими особенностями, как право наций на самоопределение вплоть до отделения, выхода из СССР;

Б) сведение субъектов федерации лишь к национально-государственным образованиям.

В настоящее время в трактовке федеративных отношений происходят существенные изменения. Во-первых, по-иному стало трактоваться самоопределение. Раньше главным его гарантом выступало право сецессии, то есть право выхода. Подобный подход нельзя признать конструктивным, и не случайно право отделения, выхода из федеративного государства не зафиксировано в конституциях такого рода государств. Национальное самоопределение не правомерно отождествлять с государственным суверенитетом. Оно трактуется более глубоко и вместе с тем более гибко: как свободное самоуправление, всё более полная самоорганизация данного этноса в интересах развития своей самобытности. Именно так понимаются на современном этапе процессы этно-национальной консолидации нерусского населения, прежде всего автохтонов – коренных жителей бывших автономий, то есть как процессы, происходящие на базе их дальнейшего самоопределения.

Во-вторых, понятие «субъекты федерации» расширилось, включив в себя не только национально-государственные и национально-территориальные образования, но и области, края, города федерального значения.

В-третьих, все без исключения субъекты федерации считаются равноправными. При этом речь идёт не об абсолютном равенстве, не о тождестве, к примеру, административных единиц и таких национально-государственных образований, как республики, а о равноправии их как субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с органами центральной власти и между собой.

Наконец, права личности рассматриваются как приоритетные, в том числе и по отношению правам нации. На этом аспекте стоит остановиться особо.

На современном этапе самое опасное состоит в том, что в условиях национального возрождения народов, роста национального самосознания и национальной культуры общество сталкивается с фактом пренебрежения прав личности в угоду национальным интересам. Социальная практика 90-х годов прошлого века показала, что становление национального самоопределения нередко осуществляется за счёт благополучия и нормальной жизни личности, особенно когда это касается людей другой национальности. Трагедия ломки национального самосознания обрушилась не только на общественную, но и на личную жизнь человека.

Стало фактом, что в современной политической борьбе предпочтение отдаётся интересам нации перед личностью, национальное противопоставляется личному, национальными интересами прикрываются сейчас все акции, как политические, так и экономические. Это исторический тупик, оправдание неоконсерватизма

Национальная политика приобретает особо значимый характер в полиэтнических обществах в условиях переходного периода, перестройки властных отношений, модернизации и преобразования экономического и политического укладов. Национальные силы, осуществляя эти процессы, всегда выражали большой спектр политических концепций, и они никогда не были однородными ни по своим целям, ни по средствам их достижения.

Источником политического творчества, имеющего в своей основе национальные идеи, является реальное политическое сознание этнических групп. В настоящее время ведущей характеристикой этнополитического сознания является этноцентризм, смысл которого заключается в отношении к другим народам с позиций собственной культуры. Этноцентрические взгляды особенно ярко выражены в миссионерской деятельности.

В условиях коренной реконструкции российского общества этноцентризм становится преобладающим мировоззрением, оценивающим все аспекты развития общества – от экономики до культуры – сквозь призму деления людей на две категории: своих, этнически идентичных, и инородцев, этнических чужих. Этноцентризм практически всех народов бывшего союза характеризуется, прежде всего, положительной оценкой и защитой привилегий «своих» в социальной и политической сферах, и этим он враждебен демократическим ценностям индивидуальной свободы и равенства.

Национальная политика осуществляется на региональном уровне, в рамках местного самоуправления. Как правило, в России нет «чисто» русских областей, городов, районов, как нет «чисто» татарских, бурятских, якутских. Все административные единицы имеют население, которое только в исключительных случаях является однородным. Именно полиэтничность территориальных образований требует создания специальных государственных учреждений, занимающихся национальными проблемами в рамках данной административной единицы. В большинстве случаев это проблемы культурной автономии – языка, обучения, культуры. Для местной администрации особенно важно отслеживать реальную ситуацию, складывающуюся во взаимоотношениях между представителями различных национальностей, предупреждать возможные конфликты и особо заботиться, чтобы на уровне межличностных отношений не складывалась предубеждённость, этнонеприязнь, и другие формы взаимодействия, способные породить этническую напряжённость.

1.2. Аспекты национальной политики.

Сегодня следует четко обозначить государственное понимание того, чти национальная политика, отвечающая за состояние и самочувствие народов, за обеспечение прав и свобод человека и гражданина единой страны, вкупе с соответствующей позицией и деятельностью органов власти в центре и на местах затрагивает глубинные основы состояния и перспектив развития наций и межнациональных отношений. А значит, и всей системы отношений государственного строительства и государственной безопасности многонациональной России, безопасности духовного развития и социально-политического самочувствия народов, права и свободы российских граждан всех национальностей. Дискомфорт в самочувствии гражданина в социальной и экономической сфере легче преодолеть, если он не ощущает дискомфорта этнонационального. Соответственно выработка и осуществление последовательно демократической национальной политики в Российской Федерации - это одна из коренных задач реформирования российской государственности, неотъемлемая часть работы по демократическому совершенствованию всех сфер жизни российского общества. В России еще крайне слабо гражданское общество.

Возможности и перспективы национальной политики в России всегда зависели и зависят прежде всего от позиции и понимания сложнейших проблем обустройства народов и культур в российском государстве первым руководителем страны. И в нынешних условиях от Президента страны во многом зависит,какойбыть национальной политике, какая модель обустройства народов и культур будет в современной России.

Животрепещущие, близкие для многих людей этнонациональные проблемы должны звучать прежде всего из уст руководителей государства, чтобы они не стали достоянием толпы и провокаторов. Важно, чтобы глава государства российского чаще использовал в своих выступлениях и докладах терминологию "многонациональный народ Российской Федерации", "российский народ" и "россияне", "дружба народов", "единство России". Важно ввести в традицию уважительное отношение к самобытности истории и традиций народов страны, к равноправию и равным возможностям народов и граждан Российской Федерации во всех сферах государственной и общественной жизни. И большая надежда тут на главу государства.

На фоне трагедии в Чечне, роста межнационального недоверия, враждебности, массового нарушения прав человека (русских и нерусских) по национальному признаку в различных регионах страны, взбудораженности национального самосознания соотечественников в бывших республиках Советского Союза люди должны увидеть в Президенте Российской Федерации своего заступника, гаранта справедливости и равноправия во всех сферах жизнедеятельности общества. Руководители государства, руководители субъектов Федерации должны как можно чаще говорить о дружбе, сотрудничестве, о духовном сотворчестве, общности и близости народов, культур и религий России, а не науськивать их друг против друга, как это иногда, к сожалению, происходит. В этом плане предстоит более убедительно и более корректно проработать вопросы исторической значимости процессов самобытного развития каждого народа, а также формирования многонационального, но единого в своей государственности и духовности российского народа. Только при обеспечении полной гарантии развития каждого этноса как нации мы имеем шанс стать нацией - государством.

В Российской Федерации концептуально и конституционно определены базовые принципы демократической национальной политики, ее основные цели и задачи на современном этапе, конкретные направления и механизмы реализации государственной национальной политики. На смену политике колонизации, ассимиляции, унификации и патронажа должна прийти политика паритета и партнерства как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с властью. Нет необходимости вновь писать очередную концепцию национальной политики.Теперь все будет зависеть от позиции и практических усилий Президента и всех органов власти в центре и на местах в сфере федеративных и национальных отношений. Российский гражданин любой национальности должен быть уверен в том, что Президент России - это гарант самобытного и равноправного развития всех народов страны, гарант единства и общности их духа как представителей одного народа, одного государства. Повторяю, представитель любой из 176 национальностей России, каждый гражданин страны имеет право видеть в Президенте России выразителя интересов и воли как своего народа (национальной воли), так и всего многонационального (общенациональной, гражданской воли) народа Российской Федерации. Таков статус и каждого руководителя в краях, областях, автономиях и в республиках. Пока, к сожалению, не все соответствуют этому статусу даже в своих намерениях.

Президент Российской Федерации, оставаясь русским, призван быть и первым россиянином. Мозаика российского общества очень богата в национальном, религиозном, демографическом, социальном, профессиональном и в иных измерениях. И задачи органов власти в центре и на местах: необходимо дойти до каждой национальности, до каждого человека, почувствовать их боль и надежды, помочь им найти свое место в многонациональном российском обществе. Чтобы человек стал патриотом страны, важно, чтобы он чувствовал себя ее полноценной частью, равноправной во всех измерениях, в т.ч. и в национальном, языковом, культурном, религиозном и т.д. Гражданин не может быть патриотом своей страны, государства в полном смысле этого слова, если он в осуществлении своих повседневных гражданских прав сталкивается с дискриминацией по национальному, культурному, языковому, религиозному и прочим признакам. Гражданин России, являясь представителем той или иной национальности, по сути и по делу - россиянин. Российский поэт, дагестанец Расул Гамзатов сказал мне по этому поводу буквально следующее: "Многонациональность в целом, как и отдельные национальные образования, - это для России вопрос сущности, а не формы". То есть Многонациональность присуща каждой клеточке российского общества. Отсюда комплексный, всеобъемлющий характер самой национальной политики. "политикам, государственным деятелям, законодателю!, чиновникам Российской Федерации важно это: внять, если мы хотим действительно построить в России демократическое, стабильное, благополучное государство. Как говорил в начале века В. Соловьев:

"Национальный вопрос в России - это вопрос не о существовании, а о достойном существовании".

Именно таким должно быть понимание основ национальной политики в Российской Федерации, ее целей и задач. Достойное существование каждого гражданина России в российском государстве, обществе - это основа и конечный результат осуществления национальной политики. А насколько мы в своих чувствах, мыслях и в действиях далеки от этого идеала?!

Это вопрос, содержание ответа на который может во многом определить перспективы России - и как общества, и как государства. Нынешнему национальному патриотизму во многом присуще разобщение народов и отдельных людей по национальному и религиозному признакам. Истинный национальный и государственный патриотизм раскрывает творческий потенциал каждого народа и объединяет его в общегосударственном масштабе. Государство не может и не должно оставаться посторонним наблюдателем. Россия действительно нуждается в безопасном и созидающем, способном собирать многонациональное российское общество и государство патриотизме. Нам нужен просвещенный патриотизм, патриотизм достоинства каждого народа, каждой культуры, каждого гражданина, патриотизм собирания России, ее возвеличивания созидательными делами, достойным существованием и сосуществованием народов, культур и граждан страны. Для обеспечения господства в общественном и индивидуальном сознании ценностей такого патриотизма необходимы: демократизация государственной и общественной жизни страны, внимательный учет и согласование интересов, потребностей и достоинства всех национальностей страны, выявление и объединение их самобытного потенциала, налаживание межнационального сотрудничества и сотворчества, укрепление единства и жизнеспособности всего российского государства и общества. Отсюда роль и значимость последовательной и систематической работы органов власти и гражданского общества в центре и на местах по выработке и реализации национальной политики современной России. Демократическое обустройство в едином государстве всех народов страны - это коренной вопрос российского государства и общества. В связи с этим считаю необходимым обозначить и учесть в современных условиях следующие направления государственной национальной политики.

1.3. Этнополитическая стратификация.

Властные отношения, которые имеют этнонациональную окраску, достаточно многообразны. Четырёхуровневое (союзная, автономная республики, автономная область, национальный округ) устройства СССР было очень грубой формой учёта многообразия национальной жизни. Его ограниченность заключалась в следующем:

Это было отступлением от реальной практики первых лет Советской власти, когда творчеством народов были рождены такие формы национального строительства, как национальный район, национальный сельсовет, а также многонациональные территориальные образования;

Из этой системы были практически исключены возможности реализовать право на культурную автономию малочисленными и нацменьшинствами;

Это иерархическое устройство, по которому строились и другие сферы общественной жизни, когда выявлялись различные компоненты.

Сохранение целостности России, а также учёт полиэтнического расселения и стремление к предотвращению межнациональных конфликтов требуют совершенствования реально сложившихся форм государственного устройства, дополнения его новыми формами национальных и региональных образований.

Корреляция государственного устройства России имеет принципиальный характер. Реальная жизнь свидетельствует, что идёт поиск форм этнонациональной самобытности, адекватной принципам демократизации общественной жизни. Становление демократического общества предполагает разгосударствление и деполитизацию межнациональных отношений, формирование самоуправляемых национальных структур. Перенос акцентов в сфере национальной политики с национально-государственного и национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни означает, что в дополнение к существующей системе национально-государственного устройства все народы России могут получить самые широкие права для реализации своих этнокультурных интересов и потребностей независимо от характера расселения, величины этноса, развитости экономики и культуры. При таком подходе расширяется понятие национального самоопределения. Кроме традиционных национально-государственного и национально-территориального самоопределения возникает реальная возможность национального самоопределения, главной среди которых считается национально-культурная автономия.

Национально-культурная автономия (НКА) – это образование самоуправляющегося национального союза по желанию представителей того или иного народа. НКА как показатель демократического самоуправления народов ориентирует национальную политику на то, что субъектом национальных интересов являются не только коренные (автохтонные) нации в республиках, краях и областях. Она позволяет объединяться на личностной или коллективной основе людям, принадлежащим к одной и той же политической группе (диаспоре) независимо от места жительства и от того, являются ли они региональным большинством или рассеяны по территории государства.

Утверждение института национально-культурной автономии придаёт новое содержание федерализму, что отражает естественный процесс возрождения национальностей России, не имеющих своих национальных образований и рассеянным по всем её регионам. Только на этом пути могут быть обеспечены целостность Российской Федерации в её культурном многообразии и оптимизации федеративного устройства.

Поливариантность (асимметрия) федеративного устройства способствует эффективной реализации принципа единства в многообразии. На этой основе может сложиться не только государственная, но и социально-культурная российская общность.


Глава 2. Проблемы национальной политики России в настоящее время.

2.1. Становление национальной политики в России.

Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.

Основные принципы, цели и задачи национальной политики в современных условиях достаточно полно отражены в концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15.05.1996 г.

Однако традиции унитаризма и предельной централизации, отсутствие демократического опыта и культуры федерализма, обострение межнациональных противоречий, доведенных до национал-сепаратизма. шовинизма и кровопролитных конфликтов, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, господство в них дезинтеграционных процессов, а также отсутствие отработанных правовых и организационных механизмов управления государственным строительством, федеративными и национальными отношениями создают в комплексе угрозу дальнейшему развитию российской государственности. Господствующие в нынешней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного, унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального сепаратизма подрывают демократические перспективы развития российского многонационального народа, российского федеративного государства. Отсюда актуальность выработки и налаживания реально работающей политико-правовой и управленческой модели развития многонационального федеративного государства, национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.

Сегодня необходимо выстроить систему государственной национальной и федеративной политики, которая могла бы обеспечить на практике единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог федерального центра с народами и территориями, равноправное развитие народов и культур страны и такое местное самоуправление, которое бы несло полную ответственность перед государством, обществом и гражданами. Государство и общество не располагают сегодня апробированными политико-правовыми механизмами стабильного развития федеративных и национальных отношений.

Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных отношений, перспектив развития российской государственности, считал бы необходимым выстроить более эффективную организационно-управленческую структуру развития федеративных и национальных отношений, используя аналитический и управленческий потенциал Администрации Президента, Совета Безопасности, Правительства и субъектов Федерации

В Правительстве России следовало бы качественно повысить статус и полномочия Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, придав ему целый ряд дополнительных функций по прослеживанию характера развития социально-экономических, культурно-языковых процессов реформирования российского общества и самочувствия народов и регионов, в том числе и через механизмы стимулирования интеграционных тенденций развития Российской Федерации. Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем. Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не ориентированы на объединение своих усилий.

Формирование «единого многонационального общества при консолидирующей роли русского народа» – главная идея подготовленного по поручению президента проекта новой редакции концепции государственной национальной политики России.

Хотя проект разрабатывался как поправки к концепции, утвержденной указом президента Бориса Ельцина еще в 1996 году, на деле речь идет о принципиально новом документе. Так, главная цель концепции 1996 года – «формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим реалиям» – в нынешнем варианте даже не упоминается. Соответственно, исчезла из новой редакции и глава «Совершенствование федеративных отношений». Наконец, нет в документе упоминания об ответственности государства перед репрессированными народами и ссылок на закон «О реабилитации репрессированных народов». Ранее Кремль ясно дал понять лидерам национальных республик, что не потерпит никакого изменения границ между субъектами РФ (именно их предусматривает упомянутый закон в рамках так называемой территориальной реабилитации).

Над новым проектом работали представители министерств регионального развития, культуры, образования, финансов, иностранных дел и юстиции, а также ФСБ и Совета безопасности. «Предпосылки для сплоченности народов», по мнению авторов проекта, в России уже созданы – таковыми, в частности, являются разграничение полномочий между разными уровнями власти и создание системы национальных общественных организаций. И теперь «сплоченным народам» предстоит сделать следующий шаг, чтобы обеспечить «единство страны и укрепление вертикали власти на основе конституционного строя и законности». А за это государство гарантирует всем представителям «единой гражданской нации», в том числе и за рубежом, поддержку и помощь в удовлетворении этнокультурных потребностей и сохранении самобытности. Эксперты к новой концепции национальной политики России относятся настороженно. Принудительное «обрусение», по их словам, может привести в некоторых регионах к тяжелым политическим последствиям. Впрочем, появление в проекте положения о «единой нации» как раз понятно: оно перекликается с заявлениями руководства России и, в частности, замглавы президентской администрации Владислава Суркова о сохранении суверенитета страны и упрочении единства общества.

Более других в принятии концепции заинтересовано Министерство регионального развития во главе с Владимиром Яковлевым, где, по словам министра, уже разрабатываются федеральная целевая программа (ФЦП) «Этнокультурное развитие регионов» и ведомственная программа «Федеральный центр инновационных этнокультурных проектов и инициатив». Их стоимость пока не подсчитана, но, как говорят в МРР, только ФЦП «обойдется государству примерно в 9-9,5 млрд. рублей».

2.2. Национальная политика в Татарстане.

О том, что Россия по сей день не имеет внятной национальной политики, не упоминал только ленивый. Между тем Концепция государственной национальной политики РФ была принята Указом Президента Ельцина еще в 1996 году. Прошло 7 лет, но до сих пор толком ничего не сделано. И вот в августе прошлого года, во время встречи с делегатами Всемирного конгресса татар, президент Путин предложил своим собеседникам подумать над коррективами в упомянутую концепцию.

В республике к этому подошли серьезно. Когда недавно на имя Президента РТ Минтимера Шаймиева пришло соответствующее письмо от министра по делам национальностей Владимира Зорина, создали комиссию во главе с Председателем Госсовета РТФаридом Мухаметшиным, в которую вошли ученые, депутаты Госсовета РТ, представители аппарата Президента, и подготовили предложения. Какие? Об этом мы беседуем с председателем комиссии Госсовета РТ по культуре, образованию и национальным вопросам Разилем Валеевым.
Нельзя сказать, что все семь лет со дня принятия концепции совсем уж ничего не делалось. Формировалась правовая база, был принят закон о национальных культурных автономиях РФ. Работает он, правда, из рук вон плохо, поскольку не финансируется в должной мере ни из федерального бюджета, ни из региональных. Татарстан в этом плане - исключение, у нас из республиканского и из местных бюджетов выделяются на это определенные суммы. В частности, около 2 млн. рублей на поддержку АНКО (Ассоциации национально-культурных общин), куда входит около 30 национальных общин, имеющихся в республике. А в Казани утверждена специальная программа, по которой один процент бюджетных средств ежегодно выделяется на реализацию закона о государственных языках РТ. Насколько мы знаем, нигде в России столько средств на подобные нужды не расходуют... Но этого мало. На основе концепции национальной политики должны были приниматься специальные программы, законы, в том числе и закон об основах государственной национальной политики страны. Этот закон разработан. Два года назад в Госдуме прошли по нему парламентские слушания, но на этом все и замерло. Кроме того, в Госдуме пытались в первом чтении принять закон об уполномоченном по правам народов по аналогии с уполномоченным по правам человека. В нашей многонациональной стране такой документ очень нужен. Но и с этим дело тормозится... Поэтому мы с таким воодушевлением приступили к работе над коррективами концепции национальной политики. Сначала подготовили проект на 185 страницах, затем, убрав повторы, сократили текст до 20 страниц. Комиссия предлагает вернуться к советскому опыту и образовать Палату Национальностей Федерального Собрания РФ по принципу гарантированного представительства всех наций, народностей и этнических групп, проживающих в России. В правительстве РФ необходимо учредить должность вице-премьера по национальной политике. Наличие вице-премьера в этой сфере качественно изменит ситуацию. Не может таким важным и тонким делом заниматься одно ведомство, нужен координатор, который объединит усилия разных министерств - образования, культуры и других.
Помимо этого, нужно воссоздать правительственную комиссию по реализации концепции, в федеральных министерствах и органах власти субъектов РФ определить структуры, которые будут заниматься реализацией концепции. При Российской академии госслужбы при Президенте РФ открыть факультет подготовки госслужащих для российских регионов в области национальных отношений, а Российский университет дружбы народов сделать базовым высшим учебным заведением в этой сфере. В Москве организовать Дом народов России, который станет научно-методическим центром взаимодействия всех этнических общностей. Наконец-то принять федеральные законы об основах государственной национальной политики в России, бюджетной классификации, об Уполномоченном по правам народов.

Заключение.

Вышеизложенное позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России:

Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм “протестного реагирования” в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.

Явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).

Программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.

Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.


Список использованной литературы.

Журнал «Полис» (« Политические исследования»), 2007 № 6, 1 – 192 стр.

Политология; Учебник для вузов / Под ред. М. А. Василика. – М.: Юристъ, 1999 – 600 с.

Политическая социология: Учебник для вузов / Под ред. чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 495 с.

Пугачёв В. П., Соловьёв А. И., Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учебн. Заведений. – 3-е изд, перераб. и доп. – М.: Аспект – Пресс, 1999. – 447 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

Тема: « Национальная политика Российской Федерации как важнейший инструмент, укрепления целостности российского государства и гармонизации межэтнических отношений в регионах»

Букина Валерия Олеговна

Лясина Вероника Олеговна

Научный руководитель:

Санькова Тамара Дмитриевна

Введение

Россия - самая большая по территории страна, обладающая уникальным культурным многообразием. Вместе с тем, при всем богатстве этнокультурного многообразия у российского общества есть проблемы в сфере межнациональных отношений. Рост нетерпимости, межэтнической напряженности, религиозно-политического экстремизма, молодежного радикализма вызывает тревогу и общества, и государства.

Результаты проводимого Минрегионом России мониторинга межнациональных отношений показывают актуальность так называемого "национального вопроса" для российского общества. Количество публикаций в российских СМИ на эту тему имеет устойчивый тренд к ежегодному росту: со 367 тыс. в 2009 г. до 832 тыс. за неполный 2016 год. С 2006 по 2015 годы медийный интерес к "национальному вопросу" увеличился в 7,3 раза.

Тема национальной политики и национальных отношений нас заинтересовала. В своей работе мы постарались отразить основные принципы и осуществление национальной политики в РФ, на Ставрополье. Попытались проанализировать национальные отношения на территории Александровского района Ставропольского края.

Цель исследовательской работы - исследовать сложный процесс становления и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе региональный компонент её реализации

Задачи: политика национальный государство

1. Оценить деятельность руководства края и местного самоуправления по реализации национальной политики с целью регулированию межнациональных отношений;

2. Определить оценки населением состояния межнациональных отношений в Ставропольском крае.

Объектом исследования является государственная национальная политика как инструмент гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации.

Проблема - улучшение национальных отношений на Ставрополье.

Одним из направлений в исследовательской работе являются методы исследования:

1.Теоретические методы:

Фиксирование одной или нескольких интересующих сторон предмета изучения;

Анализ и синтез.

2.Эмпирические методы:

Наблюдение;

Сравнение.

3.Статистические методы:

Социологический опрос; метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы).

1. Понятие национальной политики. Задачи национальной политики

Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ - система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Государственная национальная политика - включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Так это принято понимать во всем мире.

Главной задачей национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

Ст. 26 Конституции гласит: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Основные цели и задачи национальной политики в РФ:

обеспечение условий для улучшения благосостояния народов через мобилизацию традиционного трудового опыта, сохранение и развитие национальных культур;

утверждение приоритета прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности и территории проживания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства;

реализация и обновление федеративных отношений на основе конституционного распределения полномочий и эффективного их осуществления как важнейшего компонента построения нового демократического государства;

участие граждан всех национальностей в общегосударственном политическом процессе через широкое и справедливое представительство в законодательных и исполнительных органах, автономия и самоуправление больших и малых общин, этнических анклавов, малочисленных групп.

2. Национальная политика и национальные отношения на Ставрополье

Гармонизация межэтнических отношений в крае строится на базе отказа от навязывания административных методов в решении этнических вопросов. Органы государственной власти края исходят из того, что при разработке программы реализации государственной национальной политики должно уделяться внимание:

Учету традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности этносов, населяющих край;

Содействию развитию хозяйственной деятельности национально- культурных автономий;

Учету взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией.

На 01 января 2016 года население Ставропольского края составляет 2 800 551 млн. человек. На территории края проживают представители более 100 национальностей.

Русские, составляющие 89,04% населения края (2 232 153 млн. чел.), по-прежнему играют ключевую роль в его социально-экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.

Вторыми по численности являются армяне (161 324 тыс. чел.) - 6,4%. Они расселены по всей территории края. На третьем месте - даргинцы (49 302 тыс. чел.) - 1,97%. Численность греков (33 573 тыс. чел.), украинцев (30 373 тыс. чел.) составляет соответственно 1,3% и 1,2%. Численность других этнических групп составляет 0,09% от общего числа жителей края.

В целях дальнейшего совершенствования работы по реализации государственной национальной политики, комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества реализуется краевая целевая программа "Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы".

В качестве ее приоритетов выделяется:

Обеспечение стабильной социально-политической ситуации;

Объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений в гармонизации межэтнических отношений;

Противодействие национальному и религиозному экстремизму.

Социологический опрос проведенный, на территории Александровского муниципального района показал, что население волнуют проблемы безработицы, здравоохранения, невыплата заработной платы. 87% опрошенного населения выдвигают главную проблему - безработица, 73% называют плохое медицинское обеспечение, 71% обеспокоены загрязнением окружающей среды, 69% не достаточно высокими пенсиями.

На решение этих вопросов и направлена краевая целевая программа, с целью предотвращения этнических конфликтов. Программа является механизмом координации деятельности на направлениях этнокультурного и духовного развития Ставропольского края и поддержки диалога между органами исполнительной власти Ставропольского края и общественными, национальными и религиозными объединениями.

В ходе опроса респондентов Александровского муниципального района было выяснено, что 21 % опрошенного населения приходилось испытывать ущемление своих прав из-за своей национальности. 69 % не приходилось испытывать ущемление своих прав.

Анализ проведенного опроса показывает, фактор этнодискриминации в нашем районе имеет место быть и оказывает влияние на особенности межнациональных отношений.

3. Реализация национальной политики на территории Александровского муниципального района

Население Александровского района составляет 46 685 тысяч человек. На конец 2015 года национальный состав составляет 50 национальностей. Русские составляют 93 %, вторую позицию занимают цыгане - 1,4 %, армяне - 5,6 %. Таким образом, главной особенностью этнополитической и этноконфессиональной ситуации в Александровском районе состоит в том, что русские, составляющие 90 % играют ключевую роль в его социально- экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.

Одним из вопросов к жителям Александровского муниципального района был вопрос, касающийся оценки межнациональных отношений на территории района. 40 % респондентов как славянской, так и неславянской национальностей считают, что национальная напряженность имеет место, 29% опрошенного населения указывают на сильную национальную напряженность в районе, 6 % считают, что отношения стабильные.

Краевая целевая программа и план мероприятий администрации Александровского района направлен на обеспечение конституционного права, гарантирующего равенство граждан любой расы и национальности, формированию культуры межнациональных межконфессиональных отношений. 25 % опрошенного населения называют национальные отношения стабильными это свидетельствует о том, что постепенно происходит сглаживание межэтнических взаимодействий, переход этих отношений на качественно новый уровень, характеризующийся менее острыми противоречиями.

Для определения этнического самочувствия населения Александровского муниципального района необходимо изучить оценку степени учета интересов различных национальных групп в решениях руководства района.

Из 217 респондентов, в основном представители славянской национальности, отмечают, что интересы их национальной группы в решениях местных властей учитываются полностью (49 %), 4 % опрошенного населения считают интересы их национальной группы полностью игнорируются, на это в основном указывают представители неславянской национальности. Таким образом, проведенная обработка данных показывает, что среди русских участников опроса наблюдается тенденция к увеличению числа тех, кто удовлетворен защитой своих национальных интересов со стороны власти. В то же время среди представителей других национальных групп - к его уменьшению. В таких условиях становится возможным накопление отрицательных эмоций представителей других национальных групп жителей нашего района по поводу неравномерного учета их национальных интересов.

В целях реализации основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края при администрации Александровского сельсовета создан совет по вопросам межэтнических отношений. Положение утверждено Главой администрации Александровского, выработан план работы при администрации по вопросам межэтнических отношений на 2016 г. Главной задачей работы Этнического совета является урегулирование межнациональных отношений на территории райцентра на уровне делегатов от Этнических групп входящих в Совет.

Респондентам разных национальностей было предложено ответить на вопрос: смогут ли они принять участие в конфликте в интересах своей национальной группы?

43 % опрошенных ответили отрицательно, 17 % - зависит от обстоятельств, 15 % - затруднились ответить и 13 % высказали готовность отстаивать интересы своей группы вплоть до включения в национальный конфликт. Причем положительный ответ был дан людьми разных национальностей. Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о восприятии большим количеством населения Ставрополья представителей различных национальных групп. Что является важным показателем развития процесса взаимодействия представителей различных народов.

Приоритетным направлением в работе Этнического совета является воспитание молодежи различных национальностей на основе обмена культурными ценностями, создание предпосылок для уважения и терпимости между народами на этой основе.

Молодому поколению Александровского муниципального района был предложен вопрос, в ходе социологического опроса, - «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?».

Как показывает сравнительный анализ - 64 % опрошенного населения указывают, что они не испытывают неприязни к людям другой национальности, 21% испытывают неприязнь и 15 % затруднились ответить.

Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о снижении межэтнической неприязни у жителей Александровского района. Опасение вызывают граждане, которые испытывают неприязнь к людям другой национальности. Поэтому необходимо органам местного самоуправления, общеобразовательным учреждениям проводить наиболее активную разъяснительную работу среди молодежи о толерантном отношении между народами, формировать Этнические советы во всех муниципалитетах Александровского района.

Заключение

Таким образом, обозначенная в работе проблема реализации национальной политики и национальных отношений на территории РФ находится на стыке различных подходов в изучении сферы межнациональных отношений как таковой и механизмов ее регулирования как управленческой проблемы.

В ходе исследовательской работы, познакомились с нормативно - правовой базой по реализации национальной политики на территории Ставропольского края, Александровского муниципального сельсовета. Изучили и проанализировали, на основе социологического опроса, проводимые мероприятия по предотвращению этноконфликтов Александровским муниципальным сельсоветом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в качестве теоретической основы преподавания в общеобразовательных учебных учреждениях на уроках гуманитарного профиля. Анализ социологического опроса по проблеме национальных отношений может быть востребован органами местного самоуправления, для разработки новых и совершенствования существующих концепций, платформ и программ действий в области национальной политики.

Новизна исследования заключается в авторском обобщении накопленного опыта реализации государственной национальной политики в одном из субъектов Российской Федерации -- Ставропольском крае -- и выявлении на основе этого наиболее проблемных областей государственного воздействия на этнонациональные процессы в регионах.

Предложения по усилению эффективности реализации национальной политики в Ставропольском крае и других субъектах РФ:

Необходимо учитывать историческую специфику региона, в частности - исторически сложившиеся особенности совместного проживания различных этносов в рамках единых административных границ;

Координирующая роль в сфере регулирования межнациональных отношений на уровне субъекта федерации должна быть отведена специальному органу при исполнительной власти края (области, республики). Который отслеживал бы соблюдение условий для развития эффективных систем образования, природопользования, национально-культурного самоуправления и других сфер жизни различных этносов, проводил оперативную оценку и мониторинг этнополитической ситуации в пределах административной территории.

Литература

1.Андриченко Л. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы»// Федерализм. - 2002. - № 3, с.123-158.

2.Конституция Российской Федерации

3. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации».

4. Краевая целевая программа «Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы".

5. Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы».

6. Национальная политика России: история и современность. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 680 с.

7. ФЦП "Этнокультурное развитие регионов России (на 2008-2012 гг.)».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 27.12.2012

    Понятие "национальной идеологии" и ее положение в современной России. Уровни сложности идеологического самоопределения общества. Взаимосвязь политики, идеологии и национальной идеи. Основа политических манипуляций. Главные функции национальной культуры.

    реферат , добавлен 11.12.2013

    Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации. Конституционные основы национальной политики. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики. Проблемы миграции и ксенофобии.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    История национальной политики Российской империи нового времени. Стремление к укреплению административно-территориальной целостности государства. Взаимоотношения народов России, Сибири и народов Кавказа. Проблемы веротерпимости в Российской империи.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Нынешняя ситуация в мире и ее отличия от периода холодной войны. Сущность и функции политики как основы международной политики. Концепция национального интереса и национальной безопасности. Особенности внешней политики России на современном этапе.

    реферат , добавлен 05.03.2008

    Геополитический потенциал России и факторы обеспечения национальной безопасности государства на современном этапе. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления. Анализ концепций национальной безопасности России и США, преимущества и недостатки.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2011

    Понятие политики как искусства управления государством и инструмента реализации властно значимых интересов социальных групп. Внутренняя и внешняя политика. Основные аспекты экономической, социальной, военной и экологической политики государства.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Конфликтные способы взаимодействия в социуме. Понятие "национальной безопасности" РФ. Влияние конфликта на систему национальной безопасности. Уровень военного потенциала государства. Внутренние и внешние конфликтные угрозы национальной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2014

    Сущность и понятие национальной безопасности, ее базовые принципы и основные составляющие. Характеристика национальной безопасности Российской Федерации и путей ее укрепления. Меры и средства ее обеспечения. Обзор и анализ угроз: их разновидности и формы.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2014

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.

Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношении между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика тесно взаимосвязана с социальной, региональной, демографической и другими направлениями политической деятельности. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Это выражается в том, что национальная политика включает в себя социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты. Вместе с тем в многонациональном государстве при осуществлении государственной политики в любой сфере общественной жизни необходимо учитывать национально-этнические аспекты.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики - отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным назначением является управление интересами и через интересы национальностей.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального от инонационального влияния.

По направлению выделяют национальную политику демократическую, миротворческую, созидательную, прогрессивную и тоталитарную, воинственную, разрушительную, реакционную.

По формам и методам осуществления национальная политика характеризуется ненасилием, толерантностью, уважительным отношением. Наряду с этим национальная политика может осуще ствляться в форме господства, подавления, репрессий, методом насильственным, грубым, унизительным, методом «разделяй и властвуй».

По результатам национальной политики межнациональные отношения отличаются, с одной стороны, согласием, единением, сотрудничеством, дружбой, а с другой - характеризуются напряженностью, конфронтационностью, конфликтностью.

Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития.

Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.

В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения титульного этноса с другими социально-этническими общностями и т.д.

Функциями национальной политики являются:

функция целеполагания: определение целей и задач, выработка программ деятельности в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны;

организационно-регулятивная функция, т.е. функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и т.д.;

функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей;

функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов;

прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе;

функция воспитания людей в духе интернационализма, уважения национального достоинства каждого, высокой культуры межнационального общения, непримиримости к проявлению национализма и шовинизма.

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики.

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации - равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Еще по теме НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

  1. Глава 5. Идея культурно-национальной автономии в современной национальной политике.
  2. Лекция 14. НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ