Школьный театр. Методическая разработка для педагогов «Школьный театр

Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович?) Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 1680, Москва) - общественный и церковный деятель. В 1637 - 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою литературную "службу", которая была принята. С 1663 после переезда в Москву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царских детей.

К наставлениям Симеона прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети - вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной книгой которой стал "Букварь". В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт, драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся против раскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения.

Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в русской литературе писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.

В XVII веке Симеон Полоцкий пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной. Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник “Вертоград многоцветный”; “Рифмологион”, включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы -- “Комедия притчи о блудном сыне” и “О Навуходоносоре”; “Псалтырь рифмотворная” -- полное стихотворное переложение ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник проповедей “Обед душевный”, “Вечеря душевная”.

К 70 -- 80-м годам XVII в. относится возникновение школьного театра в России. Сложился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Русский школьный театр отличался злободневностью, стремлением отвечать на насущные потребности времени. В начале XVIII в. школьный театр прославлял военные победы Петра I, выражал идеи об укреплении Русского государства, развитии просвещения.

В XVIII в. большую роль в жизни школьного театра сыграл известный общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681 -- 1736). Он написал пьесу «Владимир», ставшую вершиной драматургии школьного театра. В образах языческих жрецов, боровшихся с киевским князем Владимиром, современники легко угадывали врагов петровских реформ. Приближая пьесу к современности, Прокопович использовал в ней некоторые приемы народного театра, особенно в комических сценах.

В духовных академиях на кафедрах пиитики и риторики к декламациям, диалогам и постановкам спектаклей обращались с тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий, облекая их в образную форму. Вместе с тем участие в театральных представлениях считалось разумным и полезным занятием в часы досуга.

Вошли в историю русского театра школьные спектакли студентов Хирургической школы. Особенностью размещения школьных сцен было отсутствие центра служившего образцом для театров, рассеянных по другим городам, определявшего их репертуар. Школьные театры были в Ярославле, Твери, Пскове, Новгороде. Такое размещение школьных сцен позволяло посещать спектакли большому числу людей. Постоянное увеличение числа зрителей входило в задачи школы. Она стремилась к массовости театрального искусства, хотела сделать театр доступным для населения города и близлежащих деревень.

Школьный театр в игровой, наглядной форме знакомил семинаристов с сюжетами священной истории и прививал будущим проповедникам навыки общения с аудиторией

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

В середине XVIII века организуются школьные театры в Петербургском Шляхетском кадетском корпусе (1749 г.); в Московском университете (1757 г.) и в некоторых крупных провинциальных учебных заведениях.

На сцене театра Шляхетного корпуса были исполнены первые трагедии и комедии Сумарокова. В конце 40-х годов в корпусе были организованы представления трагедий, в которых участвовали любители театра из числа кадетов.

Историческое значение имел театр Воспитательного дома. Воспитательный дом был учрежден в Москве в 1764 г. в качестве прибежища для подкинутых внебрачных детей и должен был стать, по мысли Екатерины II, одним из очагов создания русского «третьего сословия», необходимого государству. Аналогично Шляхетному корпусу, Московскому университету, Духовным коллегиям и семинариям, сценическое искусство преподавалось и ученикам Императорской Академии Художеств.

Большой интерес представляют театральные начинания А.Т. Болотова, Игнатия Тейльса и других деятелей детского театра. В театре Болотова ставились нравоучительные комедии, которые должны были осмеять лгунов и хвастунов и показывать для образца добронравных и прилежных детей и «добродетельные деяния», а также пьесы эффектно-постановочного характера и балеты.

Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Театр Смольного института - особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».

Школьный театр не был театром, который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека.

Школьный театр органически входил в систему культуры своего времени, выражал многие ее основные черты, служил важнейшим звеном связи культуры и образования.

Школьный театр в системе культуры XVII-XVIII вв. занимал двойственное положение. Он был не только явлением искусства, но и средством воспитания, развернутым педагогическим приемом, который применялся в преподавании двух из семи свободных художеств - поэтики и риторики.

Театр значительно облегчал процесс обучения, делал его более доступным и интересным, вносил в него элемент игры.

Будучи частью дидактической программы, выполняя функции религиозного и общественного воспитания, театр в то же время вырывался из учебного плана и превращался в явление искусства.

Такая двойственность школьного театра в глазах его зрителей и создателей была не недостатком, а естественной чертой. В этом сложном взаимодействии театра и жизни состоит одна из основных особенностей эпохи барокко.

Школьные представления были закрытыми и открытыми. Первые преследовали чисто учебные цели. Вторые предназначались и для развлечения и для поучения публики. На этих представлениях собирались учителя и ученики школы, гости. Часто это были граждане, поддерживавшие учебное заведение в финансовом отношении, родители учеников.

Все произведения, ставившиеся на школьной сцене, подчинялись правилам риторики. Риторикой определялся выбор темы. Специально выделялся такой этап работы над произведением, как создание и осознание замысла. Школьные руководства посвящались описанию тем, перечислению способов их реализации и сочетания.

Пьесы школьного театра ставились в одном из помещений школы, которое могло иметь сцену, оборудованную по последнему слову театральной техники, которая должна была быть покатой, расширяющейся по направлению к зрителю. Это была сцена с рисованными декорациями, писавшимися на заднике и кулисах. Школьные спектакли не всегда шли на специальных сценах или в специальных помещениях. Постановщики могли выходить за пределы школы, продолжая традиции народного средневекового театра. Они выносили свои спектакли под открытое небо, на рыночные и церковные площади, собирая толпы зрителей.

Школьный театр, имея обширный репертуар, привлекая многочисленную публику, в то же время не был профессиональным театром. На протяжении всей своей истории он был театром любительским, где обязанности авторов, постановщиков, актеров выполняли непрофессионалы. Все деятели театра целиком зависели от школы. Театр исходил из нее.

Актерами школьного театра были ученики старших классов, поэтики и риторики, а так же младших. Обычно младшие ученики получали второстепенные роли или играли в массовых сценах. Кроме того, они участвовали в декламациях, диалогах, моралите, т.е. более простых драматических формах. Статистами могли быть не только ученики коллегий, но и жители города, где находилась коллегия.

Слово и музыка, изображение, жест, танец входили в театральную структуру на равных правах и были полноценными средствами эстетического воздействия на зрителя. Синтезируя, сплавляя живопись и слово, танец и музыку, школьный театр предельно выражал основные особенности этих искусств, выявляя то общее, что в них существовало.

Начиная с истоков, на пути своего развития до наших дней школьный театр переживал годы признания и подъема, периоды забвения и спада.

Появление школьного театра на Руси в 17 веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение.Школьный театр в России17 века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики.

Поскольку католический прозелитизм шел главным образом из Польши, близко расположенной к Украине, то естественно, что духовные школы на юге начали распространяться раньше, чем на севере. Особенно благоприятные условия для развития школьного театра создались в 30-х годах 17 в.- после реорганизации Киевской духовной академии митрополитом Петром Могилой. И Москве же школьный театр появился только в конце 17в.- в стенах основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Затем, в связи с расширением сети духовных школ, школьные театры стали возникать и в других городах.

При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него.

В общем наши школьные драмы были подобны своему прототипу. Они также отличались абстрактным характером и дидактизмом. Сюжеты для них заимствовались из Библии и Житий святых. Писались и исполнялись они, за исключением интермедий, на латинском языке.

Поведение актера на сцене определялось правилами "изящной игры" , следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой ; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова , изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый "сценический крест" (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении "душевных ощущений" у зрителей.

Возможности духовного воздействия школьного театра в 16 веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием.

Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - "мистерии" и "моралите" . В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были "декламации" - монологи персонажей в сопровождении хора , исполнявшиеся в праздничные дни.


Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого "начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы". В сборнике его произведений "Рифмологион" (1679) были напечатаны две пьесы: О Навуходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных" и "Комидия притчи о блудном сыне".

Пьеса "О Навуходоносоре..." была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и "Пещное действо", которое к этому времени было запрещено. В "Предисловие" (прологе) к пьесе "О Навуходоносоре...", обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и "смирение", соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и "гордости" царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше "всех богов". После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать "утеху сердцам" царя и верным ему князьям и боярам.

ПЬЕСА О ЦАРЕ НАВУХОДОНОСОРЕ

… Имена юношей те же, что и в библейском рас­

сказе: Седрах, Мисах и Авдена го. Гневная речь к ним Навуходоносора

заканчивается словами: «Кто бог есть могущ вас мук свободити, от рук

всесильных наших исхитити?». Это не что иное, как перефразировка

библейского текста: «и тогда какой бог избавит вас от руки моей?».

Диалог юношей с царем в пьесе Полоцкого очень краток, каждый из

них говорит только один р а з, реплики их коротки и слова первого (С е д-

раха) точно воспроизводят 16-й и 17-й стихи 3-й главы книги пророка

Даниила. Отроков тут же бросают в печь. Речи воинов при этом несколько

напоминают речи «халдеев» из «Пещного действа», произносимые при

том же моменте представления. Действие быстро идет к р а з в я з к е: огонь,

пощадивший отроков, опаляет слуг ц а р я, Навуходоносор и его сановники

поражены этим чудом, царь раскаивается в своем поступке, призывает

юношей выйти из печи и приказывает чтить бога евреев. Юношей он при-

глашает в свои палаты. Ремарка поясняет: «И отыдут за завесы. По сих

епилог». Пьеса заканчивалась «игранием», т. е. музыкой.

В пьесе Полоцкого Навуходоносор не несет на к а з ания за свое з лодея­

ние, он раскаивается, и действие заканчивается общим примирением, но

все же царь, возомнивший себя богом, получает суровый урок: он ок а з а л ся

бессильным перед иной высшей силой и должен был признать эту силу и

покориться ей. Юноши Полоцкого не христианские мученики, как у Кос-

сена, а еврейские отроки - верные слуги и поклонники Иеговы.

Т о, что пьеса Полоцкого одноактная, не портит ее; наоборот, она даже

выигрывает бл а годаря своей компактности и краткости. В библейском

рассказе большую роль играет музыка. Полоцкий сохраняет эту красочную

деталь: в его пьесе Навуходоносор слушает «ликовствования мусикий» в то

время, когда по его прик а зу отливают из золота изображение его особы,

Музыкой, как и в Библии, подается зна к, что настало время поклоняться

«телу златому».

Ник а ких упоминаний и сведений о постановке пьесы не сохранилось,

в то же время эта постановка должна была быть очень яркой и красочной:

обилие музыки, драматический эффект с пьілающй печью и чудесным спа­

сением юношей - все это вместе с легко воспринимающимся стихотвор­

ным текстом должно было увлекать зрителей и сильно действовать на их

воображение.

Х отя в прологе добродетели царя Ал е к с ея Михайловича противопо­


ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР [В России]

Расстановка ударений: ШКО`ЛЬНЫЙ ТЕА`ТР [В России]

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (В России) - театр при духовных учебных заведениях. Первый (упоминающийся в лит. источниках) спектакль состоялся в Киево-Могилянской академии. В 1672 пост. мистерия "Об Алексее человеке божием", прославлявшая царя Алексея Михайловича. В 1679 Симеон Полоцкий, разрабатывая проект создания в Москве духовной академии, писал о необходимости организации при ней Ш. т.; он написал для Ш. т. две пьесы - "Комедия- притча о блудном сыне" и о "Новуходоносоре царе". Дальнейшее развитие Ш. т. связано со Славяно-греко-латинской академией в Москве (организована в 1687). Здесь давались представления: "Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным"(1701); мистерия "Страшное изображение второго пришествия господня на землю" (1702; в мистерии действовал т. н. Марс Роксоланский, олицетворявший Петра I и Россию), "Торжество мира православного" (о взятии рус. войсками шведской крепости Нотебурга-Орешка); "Божие уничижителей гордых уничижение" (1710; о разгроме шведской армии под Полтавой). В спектакли Ш. т. широко входили интермедии (бытовые сатирич. сценки), иногда косвенно связанные с осн. действием, в них использовались сюжеты и приёмы скоморошьих представлений и нар. игр. Часто в интермедиях в комич. виде изображались представители привилегированных классов.

Самое значит. произв., написанное для Ш. т., - "трагедокомедия" "Владимир..." Феофана Прокоповича (1705, пост. в Славяно-греко-латинской академии). В ней автор обращается к историч. сюжету (крещение Руси), вместо аллегорич. масок в пьесе действуют бытовые персонажи. Ш. т. существовали также в семинарии Ростова Великого (пост. пьесы Дмитрия Ростовского "Комедия на рождество Христово" и др.), в духовной семинарии в Сибири и др. В 1720 - 40 существовал Ш. т. в хирургич. школе при госпитале, руководимом доктором Бидлоо (Москва); здесь были пост. "История Александра Македонского и Дария", "Слава Российская" Журавского и др. Игра актёров в Ш. т. подчинялась правилам классицизма. Оформление и костюмы в представлениях Ш. т. носили символич. характер (добродетельные персонажи появлялись в белых одеждах, злодеи - в чёрных, Мир выходил с оливковой ветвью, Изобилие - с рогом, Обман - в волчьей шкуре, Добродетель - в львиной и т. п.). Во 2-й пол 18 в. в результате гонений духовенства, протестовавшего против Ш. т. из-за развития в нём светских элементов, а также конкуренции со стороны нарождавшегося проф. драм, т-ра, Ш. т. прекратил существование.

Лит.: Асеев Б. Н ., Русский драматический театр XVII - XVIII веков, М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н ., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957.


Источники:

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества г. Байкальска»

Методическая разработка для педагогов

«Школьный театр»

Подготовил:

Педагог МБУ ДО «ДДТ г. Байкльска»

Орлова Тамара Геннадьевна

Байкальск

1. Школа и театральная педагогика .

Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе. Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»

Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана. Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

Проблема.

К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность. Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической школы.

Цель: Создание школьного театра для гармоничного развития личности ребенка через формирование основных компетенций посредством театральной деятельности.

Задачи:

Организовать театральную группу из учащихся школы;

Подобрать репертуар;

Обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

Создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.

Методические задачи

    Организовать работу школьного семинара по изучению театральных технологий.

    Сформировать детское театральное сообщество.

    Создать условия для творческой инициативы и самореализации обучающихся.

    Мотивировать педагогов к профессиональному, личностному росту через возможность демонстрации своего опыта.

    Организовать взаимодействие творческих коллективов близлежащих ОУ и ДОУ.

Образовательные задачи:

    Познакомить обучающихся с основами драматургии и режиссуры.

    Обучить элементарным навыкам театрально-исполнительской деятельности и научить применять их на сцене.

    Научить изготавливать театральные костюмы и декорации.

Развивающие задачи:

    Развивать интеллектуальные, коммуникативные и предметно-практические качества личности школьника.

    Развивать творческое воображение.

    Развивать самостоятельный подход к решению поставленной задачи.

    Развивать художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного.

    Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

Воспитательные задачи:

    Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

    Воспитывать умение критически оценивать как свою работу, так и работу своих товарищей;

    Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения;

    Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

    Воспитывать любовь к культуре и истории своей страны;

    Воспитывать дисциплинированность, собранность, настойчивость, работоспособность, смелость, волю;

Создать сообщество единомышленников (педагог - школьники - родители).

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1. Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2. Пробуждение гуманистических чувств.

3. Формирование позитивных представлений о себе.

Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

3. Что же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2. Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4. Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5. Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.

4. Школьный театр формирует компетенции.

Организация творческого процесса в театральном коллективе способствует формированию ключевых компетенций. Компетенции для ученика – это образ его будущего.
Главная компетенция, которую формирует театр – коммуникативная . Она включает знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Во время работы над театральными проектами происходит обучение различным типам речи на основе различной лексики, развитие фонетических, лексических и грамматических навыков, углубление страноведческих знаний, подготовка к практическому использованию знаний в коммуникативной сфере, раскрытие потенциальных творческих способностей учащихся.
Опыт работы с ИКТ показывает, что их использование способствует модернизации общего образования, повышает поликультуру учителя и школьника, способствует формированию коммуникативной и информационнойкомпетенции учащихся. Компьютерные технологии повышают и стимулируют интерес ребят к занятиям; активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности; позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного и звукового ряда; предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов; создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры. Таким образом, творческая свобода детей и подростков на занятиях в театральном коллективе может успешно развиваться посредством ИКТ.
Театральная деятельность повышает мотивацию учеников, способствуя формированию учебно-познавательной компетенции. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. На этапе постановки спектакля ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
На этапе создания сценария, при обсуждении характеров действующих лиц может происходить переоценка ценностей и формирование мировоззрения маленьких артистов. При этом формируется ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования , идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие.
При создании декораций и костюмов персонажей развивается общекультурная компетенция . Она включает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
Школьный театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации. Тем самым развивается их социальная-трудовая компетенция , которая включает в себя владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Итак, именно школьный театр может стать местом, где произойдет становление личностного самосознания, сформируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности. Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс, - универсальное средство развития личностных способностей человека.

5. Как организовать школьный театр?

К процессу привлечения участников в театр его руководителю необходимо подходить комплексно и системно .

1. Работа, с руководителем школы: выделение помещения, удобного времени (соблюдать принцип систематичности и периодичности педагогического процесса, между занятиями не менее 2 дней), настойчивость.

2. Работа с педагогами - добиться поддержки.

3. Работа с семьёй (неприятие специфики и свободной атмосферы занятий, игривости поведения, безинициативность)

4. Работа со школьниками.

Нынешнее время, когда и дети и взрослые “отравлены” влиянием телевидения, улицы, общего смещения ценностей, когда значительно снижен интерес к чтению книг, театру, музыки, в это время значительно снижено доверие к театру, престижность театральной деятельности.

Поэтому нередки случаи проблематичного начала истории школьного театра. Бывают случаи, когда в течении первых месяцев занятия в школьном театре посещают два-три человека, и только доброжелательным отношением руководства организации к данному театру и ее руководителю, можно объяснить, что театр не прекращает своего существования. Еще чаще случается ситуация, когда в школьном театре набирается полный и даже с избытком состав девочек, и всего одного-двух мальчиков.

Организационные методы:

1. Опора на педагогов,особенно классных руководителей, психологов - оповещение, поддержка.

2. Объявление о наборе в театр.

* даты встреч;

* временные промежутки встреч;

* точное место встреч;

* название коллектива и характер его деятельности;

* имя и регалии руководителя коллектива;

* минимум требований к желающим записаться (возраст, пол, способности, интересы);

* коротко информация о перспективах (“В нашем коллективе вам предложат...”, “В нашей студии вы сможете...” и т. д.); при написании объявления следует продумать стиль шрифта, фон, красочное оформление, рисунки;

3. Объявления в газетах и по телевидению.

При конкурсном отборе руководитель может выявить следующие качества:

* Способность “верить” в правду вымысла (сценическая наивность).

Сценическая вера и наивность наиболее ярко проявляется при восприятии сценической неожиданности, когда нужно заранее известное принять, как неожиданное (т.е. в эмоциональной “оценке факта”).

* Эмоциональность и подвижный темперамент.

“За этими загадочными понятиями скрываются быстрота и сила эмоциональной “оценки факта” и способность длительно удерживать сценическое чувство, вызванное воздействием сценического (вымышленного) возбудителя;

* Сильная воля, дающая возможность управлять своими чувствами и своим сценическим поведением;

Многие талантливые люди и признанные гении утверждали, что участие таланта в творчестве, создании настоящего произведения искусства или науки, не так велик, как кажется.

* Фантазия и воображение, проявляющиеся в способности комбинировать данный опыт (жизненный материал) для решения определенной творческой задачи и ярко видеть результат деятельности фантазии внутренним зрением (“на экране воображения”);

* Интеллект, соответствующий возрасту, обеспечивающий глубокое и содержательное мышление по поводу стоящей перед актером творческой задачи (способность глубоко и содержательно мыслить об образе и его поведении);

* Наблюдательность, проявляющаяся в способности улавливать и воспроизводить в своем поведении (проигрывать, “показывать”, повторять, а не просто передразнивать) существенное и характерное в жизненном поведении людей (в том числе и в своем собственном);

* Чувство юмора, способность улавливать (видеть и чувствовать) смешное в жизни, в поведении людей и творчески воспроизводить увиденное со всеми оттенками “смешного”;

*Все виды человеческой памяти, в особенности эмоциональная и мышечная;

* Обаяние и заразительность;

* Большая сверхзадача творчества, обеспечивающая глубокую любовь к театральной деятельности (то, “ради чего” участник стремится к театральной деятельности).

Все компоненты смогут обнаружиться в процессе прочтения басни, стихотворения, прозаического отрывка, при показе разнообразных этюдов. Следует при отборе учитывать волнение читающего, возможный зажим, стеснительность, которые будут закрывать его дарования.

4. Личные беседы с родителями.

5. Поиск стимулов для участников:

* стимулы перспективы, могут реализоваться в результате деятельности: например, возможность выезда на конкурсы в другой город, экскурсия в награду за лауреатство в конкурсе, подарки победителям или даже участникам конкурса, статьи о них в газетах, телепередачи и т.д.

* ситуационные стимулы: похвала во время занятия, маленькая награда, обещание игры в конце занятия: подвижной и ролевой, сюжетной.

6. Первое выступление, первый успех.

7. Опора на костяк группы.

8. Афиша первого выступления.

9. Личные встречи руководителя как информационное посещение; руководитель должен тщательно подготовиться к этим встречам, ориентироваться в своих планах, расковаться и свободно отвечать на вопросы; проявляя личное обаяние, профессионализм в общении.

6. Практическая работа

    Тренинг по речи.

    Тренинг по пластики

Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала необходимо всем вместе отобрать нужную и интересную всем пьесу. Выбор пьесы дает педагогу широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера. Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Главное поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но слово педагога никогда не должно носить характер приказа, он только подкидывает детям аргументы и факты, которые помогают направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в коллективе.

Когда выбор пьесы определился и роли распределены, начинаются репетиции и творческие поиски. Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. В школьном театре нет изолированных и мало пренебрегаемых. Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах сверсников.

Современный комплексный характер школьного театра

1 . Литература: обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к песням.
2. Музыка: репетиция песен, обсуждение музыки к спектаклю.
3. Физическая культура: движение по сцене, кувырки, «бой», прыжки, падения и т.д.

4. Изобразительное искусство: разработка грима, декораций, костюмов, афиш.

5 . Технология: изготовление костюмов и декораций (кукол)

Заключение.

Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

Список литературы:

    Андреева Т.П. Роль театрального кружка в воспитании советских школьников М.: Знание, 1950,- 45с.

    Авдеев АД. Происхождение театра. М.-Л.: Искусство, 1954.-266с.

    О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ. Союз, 1997- 91с.

    Бахтин H.H. Воспитательное значение театра //Сб. педагогических статей, СПБ, 1907 С.32-49.

    Безымянная О. «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Ильев В.А Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО Аспект Пресс, 1993.- 127с.

    Макарьев Л. «С утра до вечера в театре.» Рассказы режиссера.-Л.: Детская литература, 1973.- 96с.

    Покатилов Э. «Детские спектакли и их влияние на развитие детей.» /Театр и искусство, 1889, №12.- С.26-33.

    Рубина Ю.И « Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью» М.: Знание, 1974 - 97с.

    Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

(XVII-XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

    Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

    Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год

    Лапина О.А.Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. Диалог в образовании . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество , 2002.

    Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.

Организация деятельности

школьного театра

Из опыта работы.

учитель начальных классов.

Введение………………………………………………………..3

1. Исторические корни театральной педагогики………………………6

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенок………..7

3. Организация работы школьного театра (из опыта работы)……….9

Заключение………………………………………………………………12

Литература………………………………………………………………13

Приложения………………………………………………………………14

Введение.

Очевидно, что на рубеже веков произошла переоценка духовных ценностей, норм по­ведения, мировоззрения. Кардинально изменилась социально-экономическая ситуация в стране. Но, несмотря на коренную ломку обще­ственной жизни, одно остается неизменным - это человек.

Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе. Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» . Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана. Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьный театр как вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

Проблема. К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность. Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической школы.

Цель: Развитие созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Задачи:

Организовать театральную группу из учащихся школы;

Подобрать репертуар;

Обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

Создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.

Как же проникнуть в эту волшебную страну по имени Театр? Как соединить друг с другом театральные системы и Детство? Чем вообще должны быть театральные занятия для их юных участников - началом пути в профессию, путешествием по различным художественным эпохам, расширением кругозора, а может быть, просто разумным и увлекательным отдыхом?

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» - всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

1.Исторические корни театральной педагогики.

Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Театр Смольного института - особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».

Школьный театр не был театром, который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека.

Школьный театр органически входил в систему культуры своего времени, выражал многие ее основные черты, служил важнейшим звеном связи культуры и образования.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

Становится «театральной» и педагогика: ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию - всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству - с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ученика и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа.

Итак, многочисленные исследования педагогов и пси­хологов подтверждают тот факт, что отношение ребенка к самому себе, восприятие себя, самооцен­ка во многом определяют его поведение и успехи в жизни.

Специальные психолого-педагогические иссле­дования последнего десятилетия убедительно по­казали, что самооценка, принятие себя ребенком имеют большое значение для его полноценного раз­вития, раскрытия способностей и возможностей.

В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1. Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2. Пробуждение гуманистических чувств.

3. Формирование позитивных представлений о себе.

Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

Что же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2. Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4. Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5. Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.

3.Организация работы школьного театра (из опыта работы).

Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала все вместе мы читаем пьесы, чтобы отобрать нужную и интересную всем. Выбор пьесы дает мне широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера. Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Моя цель, правда, отличается от целей режиссера. Главное для меня поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но мое слово никогда не носит характер приказа, я только подкидываю детям аргументы и факты, которые помогают мне направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в классном коллективе.

Когда наш выбор определился и роли распределены, ученики разбиваются на группы (по действиям), выбирают ответственного и репетируют сначала сами, затем показывают мне. В процессе игры главные реплики и ценные советы мы получаем как раз не от «отличников». Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. Поэтому в моем классе нет изолированных и мало пренебрегаемых.

Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах одноклассников. На уроках труда и ИЗО весь класс прикладывает массу усилий для подготовки реквизита, что очень повышает работоспособность и результативность. Стабильно в моих классах труды и рисование - это всегда успешные у детей предметы с качеством знаний 100%.

Кроме того, мы привлекаем к спектаклям и родителей, что особенно нравится детям. После такой совместной работы в классе складывается дружный и сплоченный коллектив, которому все по плечу. Иногда родители присутствуют на общей репетиции, когда мы показываем все действия вместе, т.е. на генеральной репетиции. Они тоже дают советы или помогают нам в постановке. Когда спектакль готов- мы отправляемся «за аплодисментами». Первыми зрителями всегда бывают ученики нашей школы. А потом уже мы выезжаем на гастроли. Наши постановки всегда нравятся детям. Так «Золушку» на новый лад мы показывали семь раз. «Путешествие колобка» - 9 раз. «Сказку про настроение», которую, кстати, мы написали сами вместе с детьми ко дню психологии, мы показывали аж 2 года, конечно же в разных местах. Со своими постановками мы ездим во все детские сады нашего города, в центр для детей-инвалидов «Солнышко» (эти дети всегда ждут с нетерпением новых наших спектаклей). Так же ездим и в детские дома нашего района (их у нас два). Как всегда приятно и волнительно видеть «горящие» детские глаза в тот момент, когда они смотрят наши постановки.

Ещё мы частые гости дома-интерната для пожилых людей. Бабушки и дедушки этого заведения очень нас любят и всегда рады встрече с нами. А на Рождественские праздники мы ходили вместе со студентами Российского государственного социального университета по квартирам инвалидов со мини-спектаклем «Коляда на дворе». За что эти люди были очень нам признательны и благодарны.(Приложение 1)

Со своим театром мы готовим многие школьные праздники, выступаем в различных конкурсах. Нас приглашают на городские праздники. Так совсем недавно мы со своим спектаклем «Равняйсь! Смирно!» выступали в городском клубе «Метроном» на празднике, посвящённом проводам в Армию призывников.

Ещё мы бываем на различных предприятиях нашего города со своими постановками, таким образом устанавливаем шефские связи, знакомимся с разными профессиями.

Очень часто небольшие театральные постановки я беру на уроках для объяснения нового материала. В классе всегда найдутся дети, которые уже знают материал следующего урока, вот этих детей я и беру в актёры, чтобы они разыграли небольшую пьеску для лучшего усвоения нового материала остальными учащимися.

Заключение.

Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Часто они являются победителями конкурса чтецов разного уровня (школьного, городского, районного). (Приложение 2).

Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

Литература

    Антонова О.А. Очерки по истории театра в учебных заведениях

России (XVII -XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГАСЭ, 2004 г. – 12,7 п.л.

  1. Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

(XVII -XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

    Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

    О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год

    Лапина О.А.Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: , 2002.

    Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.

Приложение1

Фотосюжеты со спектаклей

Приложение 2.

Наши достижения

Федеральный Закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят Государственной Думой 12 июня 1995 г. Ст.2. Принципы государственной политики в области образования. М.,1998. С.4.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913. С.370.