Роль и значение общения в жизни человека. Значение общения для развития общества и человека

Одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры является общение. Вся человеческая жизнь тем или иным образом связана с общением, которое лежит практически в основе всего, что делают люди.

В принципе общение характерно для всех живых существ. Так, у животных имеются различные способы передачи друг другу информации о биологически значимых для них событиях и состояниях. Это особый язык жестов, поз и мимики, включающий хвост как выразитель эмоций, «язык» запахов, связанный с тем, что некоторые виды животных метят своим выделениями территории, где они обитают. У всех видов животных существует звуковая сигнализация. Так, лягушки издают 6, курицы 13-15, лошади – до 100, грачи до 120 разных звуков. Много разных звуков издают рыбы. А дельфины ведут между собой как бы активный «разговор», даже когда их разделяет расстояние в 8 тыс.км.

Согласованность в поведении животных, возникающая в результате взаимодействия врожденных сигналов и ответных поступков, вызывает у человека впечатление, что они, как и люди, разговаривают и понимают друг друга.

Неслучайно, даже среди ученных есть такие, кто считает, что разные виды животных имеют свой «язык», являющийся средством их общения, благодаря чему они передают подробные сведения обо всем, что с ними происходит. Так, еще в XVII во Франции была издана «Книга о гусиной речи», а в последствии в Европе были опубликованы словари «языков» собак, кошек, куриц (1800), ворон (1809), а в Америке – книга о языке обезьян, утверждающая, что они говорят на своем родном языке, который отличается от человеческого только степенью сложности и развития. Известный русский поэт Велимир Хлебников предпринял попытку создания словаря птичьего языка. Уже в наши дни в Японии всерьез занялись разработкой автоматических переводчиков с «языка» собак, и устройство, содержащее около 200 «слов» и «фраз», уже продается токийских магазинах.

И все же, говорить о том, что животные обладают языком в истинном смысле этого слова не приходится. Врожденный, закрепленный сигнальный код животных коренным образом отличается от человеческого языка, неразрывно связанного с сознанием и мышлением человека.

Язык человека в его современном виде появился не сразу, а прошел длинный исторический путь. Он возник из потребности древних людей сказать что-то друг другу ещё на заре человеческого общества. Более или менее дифференцированные звуки применительно к определенной обстановке, определенным предметам и действиям стали произносить впервые неандертальцы, жившие 200- 35 тыс.лет назад. Постепенно это стало сказываться на их физиологическом строении: неразвитая гортань, находящаяся у них в горизонтальном положении, медленно и неуклонно стала преобразовываться, принимая вертикальное положение. Так, стало возможным произношение предками человека членораздельных звуков. Первым гласным звуком кроманьонца, то есть человека современного типа, жившего 50-40 тыс.лет назад, судя по всему, был звук «а». Полиолингвисты считают, что таких звуков было максимум 9, которые позволяли различать не более 9 ситуаций.

Постепенно шаг за шагом у людей образовались прочные связи между произносимыми звуками и образами предметов и действий. Из выражения чувств и эмоций звуки превратились в названия предметов и действий с этими предметами. Из первоначально слаборасчлененных звуковых комплексов вычленялись слова и предложения. Так возникла членораздельная речь, став одним из первых признаков, отличающих человека от животного.

Возникновение языка коренным образом изменило характер и роль общения людей. Под влиянием речи происходил процесс формирования человеческого мозга как органа сознания и мышления. Язык и мышление постепенно сложились в единый речемыслительный комплекс человека. Так слово стало орудием мышления, позволив человеку мысленно «оторваться» от конкретной реальности, создать слова, отражающие не только предметы и процессы, но и абстракции, обозначающие их свойства и качества. Благодаря языку и мышлению, содержание общения людей оказалось не сопоставимо шире, чем у животных.

Огромное значение речи заключалось в том, что она сделала возможным передачу накопленного опыта. То, чему научилось одно поколение, могло быть передано следующему.

Овладение человека языком происходило в общении с другими людьми. Люди исчезали, но язык, созданный ими, передавался от поколения к поколению. Сейчас в мире насчитывается свыше 3,5 тыс. различных языков. И каждый язык для кого- то родной.

Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Язык является основным средством передачи культуры народа. Вот почему в самом широком смысле слова под языком понимается вся система культуры в целом. Язык в более узком смысле именуется речью. Речью называются логически связанные между собой слова, используемые в определенном порядке для обозначения понятий, предметов или действий.

Речь не передается генетически, наследуется лишь биопсихическая предрасположенность к ней. Решающими в развитии речи являются первые три года жизни детей. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Постепенно ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Все последующее время до семи лет ребёнок овладевает речью и всё более совершенно и разнообразно использует её для общения с окружающими. Развитие речевого общения человека происходит в течение всей его жизни.

Язык относится к вербальному, то есть словесному (лат.verbalis – словесный) средству общения. Но кроме него, общение может происходить также при помощи невербальных, то есть не словесных средств, к которым относятся мимика, жесты и телодвижения человека.

Человек нуждается в общении с момента рождения. Установлено, что с 1,5 - 2- месячного возраста развитие ребёнка происходит уже в общении со взрослыми. Недостаток такого общения может в дальнейшем привести к серьёзным отклонениям в формировании человека. Так, дети, с рождения лишенные общения, вырастали идиотами и рано умирали. Известный исторический пример: Прусский король Фридрих II в начале

XVIII в. захотел изучить праязык человечества и решил поставить опыт, убежденный в том, что если воспитывать ребёнка, не разговаривая с ним, то он сам по себе заговорит на этом древнем языке людей. Результат эксперимента оказался плачевным - все экспериментируемые дети погибли. Не случайно, мореплаватели, оказавшиеся на необитаемых островах, как правило, дичали, забывали речь и сходили с ума.

Ради чего человек вступает в общение? У животных цепи общения обычно не выходят за рамки биологических потребностей. У человека же эти цели весьма разнообразны и связаны со многими потребностями. Так, через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения происходит усвоение им общественных, культурных и нравственных ценностей. Без общения в обществе немыслимы процессы воспитания, образования, управления и обслуживания.

Общение в жизни человека и общества выполняет целый ряд функций, среди которых выделяется:

Информационная, связанная с передачей и обменом информацией;

Социальная, связанная с организацией совместной деятельности и сотрудничеством людей;

Психологическая, связанная с обеспечением психологического комфорта человека;

Развивающая, связанная с формированием в человеке личностных качеств, его умений и навыков.

В жизни большинства людей преобладает обыденное общение – самое распространенное, возникающее дома, в кругу семьи, в быту. Значительное место в жизни человека занимает так же деловое общение, связанное с работой и выполнением служебных обязанностей.

Наиболее частыми видами общения являются разговор и беседа. К распространенным разновидностям общения относятся споры, переговоры, интервью, дискуссии, совещания, пресс – конференции.

Общение в жизни большинства людей занимает сегодня до 70 процентов личного времени. Вот почему для современного человека важно умение общаться, знание определенных норм и правил общения, обеспечивающих взаимопонимание между людьми.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Общение - это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми. общение искусство внимание эмпатия

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.

2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.

3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с

********Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение -- связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности -- в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

· передача информации

· восприятие друг друга

· взаимооценка партнерами друг друга

· взаимовлияние партнеров

· взаимодействие партнеров

· управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

· информационная (обмен информацией между людьми)

· когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

· эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

· конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

· креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

· инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

· синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

· самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)

· трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

· экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

· социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)

· социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны : коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

· сигналы непосредственно от другого человека;

· сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

· информация об итогах деятельности;

· информация от внутреннего опыта;

· информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии : избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

· прием “нейтральной фразы ”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

· прием “завлечения ” -- говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

· прием установления зрительного контакта -- пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания -- приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов -- шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов -- вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания -- приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка -- это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель -- это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго -- состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго -- состояний как “ребенок -- ребенок”, “взрослый -- взрослый”, “родитель -- ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго -- состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название -- фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то -- нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности .

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт -- нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия . Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, -- это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык -- это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

· интенциональные -- специально производимые для передачи информации

· неинтенциональные -- непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия -- это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение -- это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение -- это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение -- это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение -- аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание -- при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

· “Контакт масок ” -- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

· Примитивное общение -- когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает -- отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

· Формально -- ролевое общение -- это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

· Духовное , межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

· Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

· Светское общение -- его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения -- манипуляция и актуализация. Манипуляция -- это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация -- это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

· Уровень манипуляции.

· Уровень “рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

· Уровень правового общения . Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

· Уровень нравственного общения . На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” -- уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен -- несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы -- это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа -- каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения -- в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой -- для общения в незнакомой компании.

Игры -- это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость -- это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие общения и его роль в жизни пожилого человека. Планирование досуга и отдыха у лиц преклонного возраста. Отклонения в формировании мотивации общения одиноких людей. Мероприятия, проводимые для людей старшего поколения в условиях социальных центров.

    дипломная работа , добавлен 26.04.2016

    Рассмотрение характерных черт стиля жизни и поведения пожилых и престарелых людей: гипертрофированность событий, своеобразное ощущение времени, воспоминания о молодости. Необходимость частого общения с пожилими людьми и способы повышения их самооценки.

    презентация , добавлен 26.12.2013

    Процесс общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения. Роль общения в профессиональной деятельности социального работника, его коммуникативные компоненты, виды, различные аспекты и специфика. Общение в процессе консультирования.

    реферат , добавлен 02.08.2010

    Особенности межличностного общения. Специфика общения в социальных сетях. Анализ общения, его коммуникативной, интерактивной и перцептивной стороны. Классификация типов общения. Типы отношения к окружающим. Личностные качества по тесту Кеттела.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2014

    Философская трактовка повседневной жизни человека как реальности, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость. Анализ динамики процесса обмена эмоциями и реакциями на выражение этих эмоций в ходе межличностного общения.

    эссе , добавлен 30.05.2016

    Язык как основное средство коммуникации современного города. Факторы, влияющие на формирование речи жителей мегаполиса. Анализ влияния урбанизации на специфику городского общения. Роль массовых информационных коммуникаций в жизни современного города.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Отличительные черты реального и виртуального общения. Особенности и основные способы общения в Интернете: электронная почта, форумы (ICQ), чаты, социальные сети. Анализ мнения современной молодежи по поводу вреда или пользы общения подростков в Интернете.

    презентация , добавлен 13.05.2013

    Влияние социальных сетей на человека. Замещение и вытеснение живого общения. Образовательное и интеллектуальное развитие детей. Процессы самоорганизации социальной системы. Социальные сети как инструмент общения и организации людей в современном мире.

    статья , добавлен 09.04.2015

    Понятие урбанизации, ее роль в жизни общества. Гуманистический подход к трактовке социализации. Уровни, темпы и перспективы урбанизации. Понятие социализации. Город как мезокомпонент среды социализации человека. Уровневый анализ факторов социализации.

    реферат , добавлен 10.10.2008

    Значение публичных библиотек в жизни современного общества. Социальный статус человека в старости. Роль библиотеки в жизни пожилых граждан. Основные услуги публичных библиотек. Основные проблемы библиотечного обслуживания пожилых граждан и их решение.

Общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Без общения человеческое общество просто не будет существовать. С самого появления первого человека, оно стало причиной и залогом возникновения общества и цивилизации. Современные люди не могут обходиться без общения ни в одной сфере своей жизни и деятельности, несмотря на то, любит ли человек одиночество или компанию, экстраверт он или интроверт. Давайте попробуем вместе найти причины такому уникальному явлению как коммуникабельность, и ответить на вопрос, зачем человеку общение.

Роль общения в жизни человека

Ответ на вопрос, зачем человеку общение, приносит нам история первобытного общества. Именно из общения, которое у первых людей производилось путем жестов, и развилась человеческая речь, появились понятия и обозначения предметов, а позже и письменность. Именно благодаря общению и появился социум, человеческое общество, установились своеобразные правила общения между людьми.

Зачем нужно общение?

Потребность человека в общении определяется его естественной жизнью и постоянным нахождением в обществе, будь-то семья, коллектив сотрудников, школьный или студенческий класс. Если бы человек был лишен возможности общаться с рождения, он никогда не смог бы вырасти социальной личностью, цивилизованным и культурно развитым, напоминал бы человека лишь внешне.

Это доказывают многочисленные случаи так называемых «людей-маугли», лишенных человеческого общения в раннем детстве или сразу при рождении. Все системы организма развивались у таких личностей вполне нормально, но вот психика очень задерживалась в развитии, а то и вовсе останавливалась из-за отсутствия опыта общения с людьми. Именно по этой причине мы понимаем, зачем человеку необходимо общение с остальными людьми.

Искусство общения с людьми

Казалось бы, если общение вполне естественно для всех людей, то каждый из нас должен беспрепятственно контактировать и уметь это делать. Однако у некоторых порой возникает боязнь общения с людьми или, другими словами, социофобия. Этот страх возникает обычно в подростковом возрасте, самом сложном в жизни человека. Если первое осознанное вхождение в общество проходит негативно, то и в дальнейшем человек будет иметь проблемы в общении с людьми.

Навыки общения с людьми приобретаются с возрастом и тут самое главное овладеть этим искусством. В этом могут помочь древнейшие заповеди общения:

  1. Общаясь с человеком, делайте это наилучшим, по вашему мнению, образом.
  2. Проявляйте уважение к человеку, с которым вы разговариваете.
  3. Доверяйте тому, с кем общаетесь.

Со знакомым людьми у нас, как правило, не возникает никаких проблем в общении, мы хорошо знаем, как они реагируют на те или иные слова, реплики, новости. А вот разговаривая с незнакомыми людьми, стоит делать это всегда с положительной стороны, не проявлять никакого негатива, всегда быть доброжелательным. Разговаривайте с улыбкой, однако старайтесь, чтоб ваши слова и фразы были уместны. Смотрите человеку в глаза ясным и доброжелательным взглядом, проявляйте к собеседнику искренний интерес и внимание. Если вы не можете пересилить себя и сделать все вышеперечисленное по тем или иным причинам, лучше просто избегайте общения с человеком.

Деятельность общения и речевая деятельность, речевая ситуация и ее компоненты, виды речевого взаимодействия в зависимости от ситуации общения.

    Деятельность общения и речевая деятельность.

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо.

В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение».

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает, обеспечивает ее. Нетрудно обнаружить, что любая производственная деятельность включает в себя те или иные виды непосредственного или опосредованного общения. Работающие коллективно (служащие, обучающиеся и т.д.), как и члены семьи, группы друзей постоянно координируют свои усилия, обмениваясь устными или письменными сообщениями, поддерживают связь между собой в виде определенных отношений. Даже если человек трудится в одиночку, он не выключен полностью из общения: его намерения, цели, орудия труда и приемы работы в значительной мере созданы другими и переданы ему социальной традицией. Его формы мышления, его знания, их речевое воплощение, вся материальная и духовная культура связывают его с другими людьми, составляя часть опосредованного общения, не менее необходимого, чем непосредственное.

Мы рассмотрим виды и формы общения с учетом той важной роли, которую играет общение в жизни человека.

Роль общения в нашей жизни чрезвычайно велика. В общении и через него совершается усвоение человеком организации и норм коллектива, принятых средств связи, языка, культуры. В процессе общения происходит вхождение в коллектив, социализация. В общении осуществляется и воздействие на коллектив , в общении оформляются и черты личности.

Жизненные успехи отдельных людей и общества в целом зависят от развития их коммуникативных средств и умения общаться. Это особенно справедливо для современного общества, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы определяют его теперь как «информационное общество».

Общаются, как известно, и животные. Люди, в отличие от них, наследуют приемы общения не биологическим (генным) путем, а через подражание и обучение: наши коммуникативные возможности не являются частью биологической природы человека, его «натуры» - они составляют важную часть культуры или традиции, имеют социальный характер. Умение общаться человек получает в ходе самого общения от других людей, и направлено общение также прежде всего на других, на социум. Известны случаи воспитания человеческих детенышей животными (15- волками, 5- медведями, 1- павианами, 1 – леопардами, 1 – овцой и др.). Естественно, во всех случаях дети не имели ни человеческой речи ни навыков человеческого общения. Все они демонстрировали животное поведение.

Общение так важно для людей, что оно совершается не только в составе какой-либо другой деятельности, но и образует самостоятельный вид деятельности – деятельность общения (дружеские и официальные встречи, визиты, приемы, вечеринки, пикники, семейные праздники и т.д.).

Деятельность общения опирается в своей основе на речевую деятельность. Механизмы возникновения речи изучаются специальной дисциплиной – психолингвистикой. Рассмотрение круга ее проблем не является нашей специальной задачей, поэтому ограничимся для понимания поставленной проблемы схематичным рассмотрением процессов перехода мыслительной деятельности в речевую.

Для того, что бы заговорить человеку (в норме) нужен мотив или группа мотивов (мотивационный этап), затем осуществляется приспособление к обстановке (афферентация), учитываются возможные последствия. На третьем этапе речевое намерение превращается в речевую деятельность. В процессе подготовительных этапов осуществляется выбор языка, учитывается уровень усвоения языка, происходит ориентация на систему и норму. Важен также учет действия функционально-стилевого фактора, эмоциональности, индивидуальных особенностей говорящего – тяги к стереотипам или новообразованиям и т.д.

В результате реализации речевого намерения возникают условия для речевой ситуации.

    Речевая ситуация и ее компоненты

Компонентами речевой ситуации выступают: адресант (инициатор общения), адресат (пользователь информации), наблюдатель (случайный участник процесса коммуникации, характер отношений между адресантом и адресатом, цель общения, способ обеспечения контакта (слуховой, зрительный или их совокупность), код общения (вариант языковой системы, используемый говорящим), условия общения, включающие в себя также и средства связи.

Роль общения в развитии всего человеческого общества и отдельного человека огромна.

Общение - безусловный спутник человеческой истории. В этом смысле можно говорить о значении общения в филогенезе человеческого общества. Именно общение в процессе совместного труда первобытных людей привело к возникновению у них сознания и речи.

Не будем забывать и о том, что именно в общении реализуются и воспроизводятся все общественные отношения. Иными словами, общество функционирует и прогрессирует благодаря общению между отдельными людьми и социальными группами.

Не переоценима роль общения и в онтогенезе, т.е. в процессе индивидуального развития человека в течение всей его жизни. Общение является безусловным спутником человека в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей. Общение составляет необходимое условие формирования личности, её сознания и самосознания. Именно в ходе и благодаря различным видам и формам общения формируется внутренний мир личности.

Значение общения в развитии человека раскрыто в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, который показал, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, социальные, т.е. такие, в реализации которых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, психологическими, превращаются из интерпсихических в интрапсихические. Развитие ребёнка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Общение со старшими для маленького ребёнка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и "присваивает" социальный опыт. Вот почему общение - главнейший фактор психического развития детей.

Выделяют 3 группы фактов, которые доказывают решающую роль общения в психическом развитии ребёнка.

1. Изучение детей - Маугли. Такие дети обнаруживают глубокое и необратимое недоразвитие: у них не развивается речь, интеллектуальные способности, человеческие чувства, самосознание. Так, в начале ХХ в. индийским психологом Ридом Сингхом были обнаружены рядом с волчьим логовом две девочки: примерно 8 и 1,5 лет. Сингх увёз их и пытался воспитать. Они бегали на четвереньках, пугались и убегали от людей, ночами выли по-волчьи. Младшая - Амала - умерла через год. Старшая - Камала - дожила до 17 лет (умерла от уремии). За 9 лет её удалось в основном отучить от волчьих повадок, но всё-таки, когда она торопилась, то опускалась на четвереньки. Речью Камала по существу так и не овладела - с большим трудом она обучалась правильно употреблять всего 40 слов.



2. Явление госпитализма. Оно обнаружилось при первых попытках (ещё в конце прошлого века) наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. Это было характерно для детских приютов как царской России, так и западных стран. Явление госпитализма выражается в психической и физической отсталости: запоздалое развитие движений, ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обеднённость, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.). Сюда же добавляются низкие показатели роста, массы тела, рахит. Француские исследователи описали 33 ребёнка, воспитывавшихся в детском доме с 3-х месяцев. Уход за детьми был хороший, но отсутствовал необходимый контакт детей с ухаживающими за ними взрослыми. Одна треть детей погибла в первые 2 года жизни. В живых остался 21 ребёнок. 5 из них совсем не умели передвигаться и сидеть, 3 лишь сидели без поддержки, только 5 ходили самостоятельно, 12 не умели есть с ложки, 20 - сами одеваться. У детей были недоразвиты познавательные функции, 6 детей не говорили совсем. У детей наблюдались специфические невротические реакции: печаль, замыкание в себе, заторможенность, потеря аппетита, бессонница. Ещё в 20-е г.г. советские психологи, педиатры и физиологи начали искать пути преодоления госпитализма. Было выявлено, что разлука с матерью не влияет фатально на детское развитие. Решающим здесь является не связь с матерью, а характер общения. Явления госпитализма могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, мало эмоциональных "холодных" матерей, не уделяющих им необходимого внимания, т.е. в условиях дефицита общения. и в детском доме возможно эффективное воспитание детей, но при условии налаживания эмоционального контакта ребёнка с персоналом. Отставание удаётся выправить методами педагогического, воспитательного характера. Правда, искоренить госпитализм мало - нужно ещё постоянно следить за тем, чтобы он не появился снова.

3. Влияние общения на общее психическое развитие ребёнка:

а) общение способно ускорять ход развития детей. Под руководством М.И. Лисиной были организованы специальные сеансы общения для младенцев 2-4 месяцев. Оказалось, что у них, по сравнению с их сверстниками, не только интенсифицируется общение со взрослыми (оживление, радость, призывные вокализации), но и более быстро развивается внимание и интерес ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребёнка уже не было;

б) общение позволяет детям преодолеть неблагоприятную ситуацию. Установлено, что в детских домах отставание в развитие речи может быть преодолено, если они включаются в живое общение с окружающими людьми;

в) общение может исправлять дефекты неправильного воспитания, например, овладение способами общения с посторонними людьми в ходе занятий с 2-летними детьми позволяет им избавиться от робости, смущения, беспокойства, возникающего в присутствии новых взрослых.

Проблема общения является одной из центральных в психологии именно благодаря его важнейшей роли в жизни человека.