Первое музыкальное занятие в детском саду. Музыкальные занятия в детском саду

Цель: воспитание самостоятельности и творческой активности в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать певческие навыки;
  • активизировать действия детей в музыкально — речевой, художественной деятельности;
  • расширять словарный запас.

Развивающие:

  • развивать чувство ритма;
  • умение самостоятельно подбирать музыкальные инструменты и соотносить их звучание с характером музыки;
  • развитие координации движений в соответствии с музыкой;
  • развивать межпредметные связи (музыка+изо).

Воспитательные:

— воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.

Средства обучения:

Оборудование:

  • музыкальный центр,
  • мультимедийный экран,
  • музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны.

Наглядный материал:

— презентация с тематическими слайдами

Музыкальный материал:

  • песенка – распевка М.Лазарева «Музыка, здравствуй»;
  • русская народная хороводная мелодия;
  • «Полька» литовская народная мелодия В обработке Т. Потапенко;
  • «Настоящее волшебство» И. Якушенко;
  • «Зимнюю песенка» сл. П. Когановой, муз. В. Витлина;
  • «Стаккато и легато» С. Перкио;
  • «Зима» А. Вивальди.

Конспект зимнего музыкального занятия в подготовительной группе «Путешествие в мир Музыкального творчества»

Ход занятия:

Звучит музыка. Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Слышите? Нас приветствовала музыка! Давайте и мы скажем музыке – «здравствуй»!

Дети исполняют песню «Музыка, здравствуй» М. Лазарева.

Музыкально – ритмическое упражнение «Хоровод» (любая р.н. хороводная мелодия)
(На мультимедийном экране появляется Слайд No1 с изображением закрытых ворот)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, перед нами появились какие – то ворота. Странно, они закрыты… что же нам делать? (Дети: «Надо постучать!»)

Музыкальный руководитель (стучит): Нет, никто не открывает… Кажется, я знаю в чем дело! Нужно нам постучать по – музыкальному, ритмично. Мы будем проговаривать волшебные слова и одновременно хлопать в ладоши и по коленям.

Замок! (2 раза хлопнуть в ладоши)
Открывай!
Гостей (2 раза хлопнуть в ладоши)
Запускай! (3 раза шлепнуть по коленкам)

Музыкально-ритмическое упражнение («Полька» литовская народная мелодия в обработке Т. Потапенко)
Затем дети исполняют упражнение с аккомпанементом, но без слов (на экране ворота открываются)

Музыкальный руководитель: Смотрите, ворота открылись! Мы очутились в мире Музыкального Творчества. Слышите? Это встречает нас музыка!

Дети присаживаются на ковер и слушают инструментальную пьесу «Настоящее волшебство» И. Якушенко

Музыкальный руководитель: Ребята, вам знакома эта музыка? Правильно, прозвучала пьеса «Настоящее волшебство». Что хотел изобразить композитор этой музыкой? (ответы детей). (На экране появляется фон из зимних сосулек. Слайд №2) . Я предлагаю вам с помощью шумовых инструментов оживить хрупкие льдинки, сосульки, сказочный мир зимнего пейзажа.

Дети музицируют под пьесу.

Музыкальный руководитель: Молодцы! У вас получилась прекрасная музыкальная зарисовка! Вы были немножко композиторами! А теперь продолжим наш путь в мир Песенного Творчества. Скажем волшебные слова:

Мы немножко покружились –

(На экране возникает Слайд №3 с изображением детского хора)
Дети садятся на стулья.

Музыкальный руководитель: Ребята! Чтобы музыкант хорошо исполнил любое произведение, инструмент должен быть хорошо настроен. Так и наш голосок нуждается в настройке.

Проводится артикуляционная гимнастика по Емельянову.

Музыкальный руководитель: Как хорошо мы настроили свой голосок. Теперь отгадайте песенку по вступлению (ответы детей). Совершенно верно, это «Зимняя песенка».

Дети исполняют «Зимнюю песенку» сл. П. Когановой, муз. В. Витлина
(На экране возникает Слайд №4 с зимними узорами)

Музыкальный руководитель: Интересно, а кто рисует зимой на окнах фантастические картины? (Ответы детей). Да, это Мороз. Если приглядеться, то можно увидеть пейзажи леса, сказочные цветы, различные замысловатые узоры…

А вы любите рисовать? (Дети: «Да!»). Тогда мы отправимся в мир художественного творчества!

Мы немножко покружились –
В волшебстве вдруг очутились!

Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам стать художниками и самим нарисовать морозные узоры. А поможет вам музыка. Нужно только внимательно к ней прислушаться и рисовать, как она подскажет! Вы готовы? Тогда начнем!

«Стаккато и легато» С. Перкио

(Дети переходят в зону рисования, берут кисточки, краски. На больших листах бумаги рисуют зимние узоры. На стаккато в музыке – изображают точки, маленькие снежинки; на легато — волнистые причудливые линии, завитушки).

Музыкальный руководитель: Вы справились с заданием. Морозные узоры у вас получились великолепные: так и хочется заглянуть в эти окна. А за окнами разыгралась метель!
Ой, ребята, метель перенесла нас в мир танца! Разбирайте снежные шарфики, ленточки: потанцуем вместе с метелицей!

Импровизационный танец под музыку А. Вивальди «Зима»
(По окончании танца дети замирают в причудливых позах. Музыкальный руководитель дует, как бы отогревая снежные фигуры).

Музыкальный руководитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в прекрасном мире под названием Музыкальное Творчество. С помощью музыки вы, ребята, становились композиторами, певцами, танцорами, художниками. Вы сами сочиняли свои произведения. Но пришла пора прощаться. До свидания, ребята!

Дети возвращаются в группу.

Тема урока: «Портреты в музыке».

На данном уроке используется технология проблемного обучения. У обучающихся формируются мыслительные навыки – умение вслушиваться, доказывать и обобщать, развивается умение сравнивать, сопоставлять.

На уроке используется частично-поисковый метод, методы моделирования, пластического интонирования, графического иллюстрирования, эффект неожиданности.

Цели урока:

обучаюшие:

  1. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать
  2. развитие умения сравнивать, сопоставлять
  3. формирование навыка интеграции различных видов искусства

коррекционная:

  1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся
  2. развитие импровизации в доступных для детей формах
  3. создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят

воспитательная:

  1. воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку
  2. воспитание грамотного слушателя

Тип урока: Изучение нового материала

Методы:

  1. словесно-индуктивный (беседа, диалог)
  2. наглядно - дедуктивный (сравнение)
  3. частично - поисковый (импровизация)
  4. моделирование
  5. пластическое интонирование
  6. графическое иллюстрирование

Оборудование урока:

  1. портреты композиторов
  2. «Детский альбом» П.И. Чайковского
  3. аудиозаписи для музыкального ряда
  4. презентация POWER POINT
  5. фортепиано, ноты, музыкальный центр
  6. иллюстрации по теме, рисунки учащихся

I. Организационный момент.

Е. Тиличеева «Музыкальный урок».

II. Объявление темы и задач урока.

III. Ход урока.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».

Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка рассказывала нам о сказочных персонажах. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?

Д: «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Д: Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (На экране проецируется портрет Пушкина).

У: Верно. А кто является автором оперы? (На экране проецируются портреты русских композиторов – П.И.Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, если ребята дают правильный ответ, портрет Римского-Корсакова увеличивается в размере, остается на экране один).

Д: Музыку написал Н.А. Римский-Корсаков.

У: Правильно. А как еще называют Николая Андреевича?

Д: Композитор-сказочник, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты.

У: Хорошо. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение термина).

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране появляется пояснение термина).

У: Верно. А какие три чуда описывает музыка? Вспомните, как рисует музыка сказочные чудеса?

(Слушание в аудиозаписи начала каждой из пьес).

У: Чья тема только что прозвучала?

Д: Прозвучала тема белочки. (На экране появляется изображение белочки).

У: Правильно. А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Д: Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.

У: Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?

Д: Я слышала, но эта песенка совсем коротенькая – «Во саду ли, в огороде».

У: Верно. Римский – Корсаков включил в свою оперу русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».

У: Хорошо. А это что за чудо? Какая здесь музыка? (Показать богатырскую осанку и стать).

Д: Прозвучала тема богатырей. (На экране появляется изображение богатырей).

У: Какая здесь музыка? Как она звучит?

Д: Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие, марш.

У: А это что за чудо?

Д: Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».

У: Каков характер пьесы «Царевна – Лебедь»? Что изображает музыка? (На экране появляется изображение Царевны – Лебедь).

У: Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует фигуру лебедя).

Д: Характер певучий, плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.

У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой также рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский. (На экране появляется портрет П.И. Чайковского).

Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.

(Звучит пьеса «Баба-Яга» П.И. Чайковского).

У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Д: Злой, недобрый.

У: А кому может принадлежать такая музыка? Вспомните, пожалуйста, самых популярных сказочных персонажей. Кого вы можете назвать?

Д: Баба – Яга, Кощей, Буратино, Карлсон…

У: Кому же из перечисленных героев подошла бы такая музыка?

Д: Бабе-Яге!

У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

У: А как вы это поняли? Музыка этой пьесы похожа на музыку темы Белочки или Царевны – Лебеди? Звуки такие же длинные, плавные?

Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Д: Выделяет. (На экране появляется термин «акцент»).

Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Петр Ильич использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке. (На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).

У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование).

У: Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? (На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Д: Темп быстрый, живой, не останавливается. (На экране появляется изображение летящей Бабы-Яги).

У: На каком инструменте исполняют пьесу?

Д: Пьесу исполняют на фортепиано.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает. А поэт Виктор Лунин специально для этой пьесы сочинил стихи. Послушайте.

(Чтение стихотворения: учитель и ученик).

У: Как вы думаете, стихи поэта помогают нам лучше понять музыку?

Д: Да.

У: А у меня есть такое предложение: давайте попробуем это стихотворение пропеть на мелодию пьесы П.И. Чайковского.

(Исполнение учителем фрагмента песни и разучивание с детьми нескольких строчек).

У: Давайте пропоем более выразительно! Интонацией в голосе покажем характер героини! (Повторное исполнение в характере).

У: Хорошо! Спасибо! А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? (На экране появляется термин «балет» и его объяснение).

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием.

(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

А я хочу вам сказать, что пьеса «Баба-Яга» входит в «Детский альбом» П.И. Чайковского.

(На экране появляется изображение «Детского альбома»).

Ребята, а какие пьесы, кроме этой, еще входят в сборник? С какими пьесами мы уже знакомы?

Д: «Мама», «Сладкая греза», «Старая кукла» и т.д.

У: Молодцы! Не забыли!

Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

Д: В мультфильме «Летучий корабль».

У: Да, в мультфильме «Летучий корабль» живет не одна, а целая многоэтажная избушка таких веселых лесных старушек. Они даже называются смешно – Бабки - Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил Максим Дунаевский. (Демонстрируется портрет).

(В класс вбегает вокальный ансамбль, переодетый в костюмы Бабок – Ежек, они исполняют частушки и также быстро убегают).

У: Ну вот, прибежали, пошумели, частушки спели и побежали дальше.

Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной.

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую композиторы сочинили благодаря сказочному образу Бабы-Яги (на экране проецируются портреты П.И. Чайковского и М.И Дунаевского без фамилий).

Кто из вас сможет назвать их фамилии? (При правильном ответе, на экране высвечиваются фамилии композиторов).

Д: П.И. Чайковский и М.Дунаевский.

У: Правильно. Как вы думаете, почему я поместила фотографии обоих композиторов на одном слайде? Что их может объединять?

Д: Я думаю, потому что они оба сочинили музыку про Бабу – Ягу.

У: Совершенно верно. Но они по-разному раскрыли нам этот сказочный образ. А кроме этого, что еще нового вы узнали?

Д: Мы узнали про ударение в музыке.

У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?

Д: Акцент – это ударение в музыке.

У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).

Дома попрошу вас выполнить следующее задание – нарисуйте рисунок к пьесе «Баба-Яга» П.И. Чайковского.

В заключение мне хочется сказать, что сказок существует очень много, они всегда гуляли и будут гулять по свету, и вы об этом нам сейчас споете.

(Жестом руки учитель просит учащихся встать,

дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).

Всем спасибо за урок! До свидания!

Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

1 класс

Урок и презентацию подготовила Макарова Светлана Геннадиевна,

учитель музыки высшей категории, МОУ «Гимназия Дмитров», г. Дмитров.

Тема урока: «Музыкальная азбука».

Цель урока:

Знакомство с нотной грамотой.

Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательные:

Дать понятия о нотной грамоте;

Научить запоминать и называть ноты;

Развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

- умения выполнять коллективные действия;

Развить инициативу учащихся;

Пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;

Целостность восприятия.

Оборудование к уроку:

Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, CD - диски, компьютер (презентация).

Музыкальный материал:

«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,

«До, ре,ми…»

Учителю необходимо объяснить детям, что музыку, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записывается она не буквами, а нотами. Ноты пишутся на пяти линейках, которые вместе образуют нотный стан. Надо подчеркнуть, что линейки в нотном стане отсчитываются снизу. Ноты нужно писать на линейках, между линейками и на добавочных линейках. Нужно объяснить различие между звуком и нотой: звук – это то, что мы слышим, поем; нота – то, что пишем, читаем по записи.

После того, как учитель объяснит детям нотную запись, они на каждом уроке систематически должны упражняться в пении по нотам (2 – 3 минуты).

Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей. Известно, что положительные эмоции стимулируют деятельность человека. Я считаю, что именно применение презентации на уроках музыки помогает детям воспринимать информацию более доступно, более эмоционально и понятно.

Музыка пробуждает в человеке творческие силы, воображение и фантазию.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вход в класс под музыку («Песня о школе» Д.Б. Кабалевский).

Занимают свои места.

Музыкальное приветствие детей.

Ответное приветствие.

Сегодня, ребята, вы зашли в класс под музыку. Мы с вами недавно познакомились с музыкальными жанрами.

Как они называются?

Какой жанр музыки нас встретил?

О чём поётся в этой песне?

Правильно. Школа всегда вам рада и уже многому вас научила за это время. На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова.

Ответ: песня, танец, марш.

Песня.

О школе.

У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Так называется сегодня наш урок.

Слайд №1.

Что же это за знаки? Отгадайте загадку.

Слайд №2.

Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. А помогать нам будет как всегда наша Муза.

Ответ: ноты.

Давным-давно музыку записывали так.

Слайд №3.

Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

Все ноты живут в музыкальном доме. Посмотрите какой он красивый.

Слайд №4.

Почему этот дом называют нотоносцем?

Его ещё называют нотный стан и состоит он из пяти линеек. Не зря же у нас дом пятиэтажный. Линейки мы считаем снизу. 1,2,3.4,5.

Чтобы попасть в этот дом, нам нужен ключ, да не простой, а музыкальный, скрипичный.

Слайд № 5.

Посмотрите, как он пишется.

Я сначала нарисую

Закорючку вот такую,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь.

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовется он скрипичный .

Ответ: носит ноты на себе.

Вот мы и попали в дом к ноткам. Пора с ними познакомиться.

А кто из вас знает, сколько нот в музыке?

Слайд №6.

Правильно. Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь. Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.

Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь?

Ответ: семь.

Семь дней в неделе, семь цветов радуги.

Слайд №7-13.

Знакомство с нотами в стихах.

Фундамент дома – нота ДО,

Она живет в пристройке,

Квартира первая её –

Начало всей постройки.

Слайд.

Нота РЕ, ах, нота РЕ,

Подняться не решилась

А рядом с нотой ДО

Тихонько поселилась.

Слайд.

На первом этаже, смотри,

Из всей большой семьи

В квартире теплой номер три

Живет там только МИ.

Слайд.

Нота ФА, скажи на милость,

С нотой МИ там поселилась.

Слайд.

Ну а ЛЯ все посмотрите

Вдруг повисла словно в лифте

После ноты соль она.

Слайд.
Нота СИ, взяв свой багаж,

Третий выбрала этаж.

А теперь проверим вместе:

Все ли ноты здесь на месте?

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Дети по порядку называют ноты.

Слайд №14.

Все на месте до одной

По порядку всех их пой.

Первый раз исполняют «эхом» за учителем, повторно исполняют звукоряд вместе с учителем.

Слайд № 15.

А вы знаете, ребята, что у нашей Музы есть песенка про ноты. Она называется « До, ре, ми». Давайте её послушаем.

Слайд №16.

«До, ре, ми» – разучивание.

Напоминание о певческой посадке.

Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием.

Работа над выполнением правильного ритмического рисунка в песне.

Дети разучивают с учителем песню.

Прохлопывают ритмический рисунок.

Игра «Живой звукоряд».

Учитель- «дирижер» раздает таблички с названием нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре.

Дети вместе с учителем поют свои звуки.

Затем выбирается ученик – «дирижер».

Откройте учебники по музыке на стр.22. Вы видите здесь немые клавиши. На клавишах можно играть, но зазвучать они могут только с помощью вашего голоса.

Давайте попробуем исполнить.

Исполняют звукоряд.

Сегодня для урока я подготовила ребусы.

Что такое ребусы?

Разгадывание ребусов, ответы в слайдах.

Слайд №17-22.

Ответ: это загадки в картинках.

Фа зан, соль , по ля на, си ре нь, до м, по ми до р.

Давайте подведём итог:

Как назвали итальянцы музыкальные знаки?

Сколько нот в музыкальной азбуке?

Где записываются ноты?

А как попасть на нотный стан?

Ответ:

Ноты

Семь

На нотном стане, нотоносце

Нужен скрипичный ключ.

В подарок для вас мультфильм «До, ре, ми…», про то, как телёнок учил ноты.

Слайд №23

Урок окончен, пожелания успехов.

Смотрят мультфильм

(отрывок).

До свидания.


«Страна Добрых дел»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: учить детей определять эмоциональное состояние по внешним признакам (мимике); устанавливать связь между разными чувствами и причинами их вызывающими.

Задачи:

  • Закрепить знания и представления детей о характере музыки (веселый, грустный, злой); отражать настроение движениями, мимикой, и жестами; подводить детей к пониманию связи между характером музыки и средствами музыкальной выразительности.
  • Побуждать малышей к активным творческим проявлениям в задачах и музыкальных играх.
  • Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира средствами музыки.
  • Учить детей устанавливать связь голосотворческих движений с объемно — пространственным представлениям.
  • Развитие детского слухового внимания, речевого дыхания, чистоты интонирования; отработка четкой артикуляции, «открытие» звукового аппарата.
  • Совершенствовать певческие навыки.
  • Обогащать детей музыкальными впечатлениями.

Оборудование:

  • магнитофон, кассеты с детскими пьесами и пением птиц;
  • дидактическая кукла Бим – Бом,
  • музыкально – дидактическое пособие «Волшебная поляна» с тремя временами года (лето, осень, зима), фишки – карточки с изображением животных (птица, заяц, медведь, волк, еж);
  • волшебный мешочек, сердце, корзина с «угощениями» для зверей;
  • шумовые инструменты, молоточки – палочки.

Репертуар:

Языково – «Прогулка» («Свободный марш», муз. В.Верховинца; «Под –пляски и высокий шаг», муз. В. Косенко; «Плавный танцевальный шаг», муз. Б. Лятошинского; «Бабочки», муз. С. Майкапара; «Октябрь», муз. П. Чайковского; «Элизе», муз. Л.Бетховена; «Зайчик», муз. Т. Ломової, «Зимние грьози», муз. П. Чайковского; «Зимушка — зима», муз. Д. Компанийца; «Наш сад», муз. В. Герчик.

Ход занятия.

(Дети заходят в зал, становятся в круг, здороваются музыкальным языком, то есть музыкальный руководитель поет: «Добрый день, малыши! Мальчики и девочки!»

Дети отвечают: «Добрый день!»

Музыкальный руководитель : «Всем гостям, добрый день!» (Добрый день!))

Музыкальный руководитель: Дети, вы любите делать добро людям? А почему? (Дети отвечают) Сегодня нас посетил знаменитый весельчак, добряк, волшебник – клоун Бим – Бом. Посмотрите, какой он красивый … (Дети рассматривают игрушку)
Понравился вам Бим – Бом? Давайте покажем друг другу, как клоун улыбается (широко, еще шире).

Артикуляционная гимнастика для ротика «Улыбка».

Молодцы.
Ребята, а как вы считаете, как Бим — Бом с нами поздоровается? (весело, улыбаясь, громко) Кто покажет? (Дети по одному приветствуются — поют или говорят): „Добрый день, малыши!, „Всем – всем, добрый день!” и т. п. Все остальные с той мимикой на лице отвечают: „Добрый день, Бим — Бом!”. Музыкальный руководитель делает вид, что Бим – Бом ему что-то говорит/)

Музыкальный руководитель: Биб — Бому очень понравились ваши поздравления. За ваши открытые сердца и добрые улыбки приглашает всех в Страну Добрых дел, чтобы познакомить вас с его обитателями. А готовы ли вы к необычным приключениям? Итак, в путь.

Языково – ритмическая игра «Прогулка» (разновидности ходьбы).

Музыкальный руководитель: Дети в путешествие идут,
По траве ступают
И веселую песенку
Все вместе поют (обычная ходьба).

Чтобы нам цветы не помять
Надо ноги поднимать (ходьба с высоким подниманием колен).

Между кустами осторожно
Змейкой шагаем (ходьба «змейкой»).
Идем легонько и тихо,
Мы не шумим (легкой бег в среднем темпе с переходом на ходу).

(Дети выполняют различные виды ходьбы; с окончанием музыки останавливаются. Музыкальный руководитель предлагает немножко отдохнуть.)

Музыкальный руководитель: Вижу, без помощи волшебника нам не обойтись. Дорога дальняя, а силы нам еще пригодятся для добрых дел. Чем же мы доберемся до Сказочной страны? (Дети предлагают разные виды транспорта. Бим – Бом будто что-то шепчет музыкальному руководителю.)

Музыкальный руководитель: Дети, Бим – Бом предлагает нам продолжить путешествие на самой настоящей телеге. Только где же мы его возьмем? (Бим – Бом дает волшебного мешочка)
Да, разумеется, у Бим – Бома в мешочке есть много волшебных молоточков, которые помогут быстро смастерить повозку.

Языково – ритмическая упражнение «Веселые молоточки».

(Дети сидят на стульях и молоточками передают ритм, который наносит музыкальный руководитель, одновременно произнося рифмованные строки.)

Дети и музыкальный руководитель:

Стучи, стучи, молоток,

Тук – тук, тук – тук — ток,

Стучи веселей. Бей точнее, молоток.
Этот и этот, и этот гвоздик

Тук – тук, тук – тук -ток,
Забивай покрепче.

Смастерили мы тележку.

Музыкальный руководитель: Хорошего тележки мы вместе смастерили, занимайте места:
Поэтому в дорогу отправляйтесь, все внимательно рассматривайте.

Упражнение на звукоподражание «Едем мы на коляске».

(Упражнение выполняется в умеренном темпе. Дети самостоятельно подбирают звуки окружающей среды (скрип телеги, шепот ветра, шорох листьев, пение птиц, бульканье ручейка).)

1.Едем мы на коляске
В гости к леска. (Скрипа – скрип, скрип – скрип)

2.Ветерок нас встречает, (Фу – фу – фу…)
С листьями в прятки он играет. (Ш – ш – ш…)

3.А веселии птички
Завели свои песни. (Фить – фить, чив – чив, тех – тех…)

4.На ветке белочка сидит,
Орешки съесть ей не терпится(Цок – цок – цок…)

5. Вот ручей течет, булькая,
Он убежать к реке хочет. (Брр –брр…)

6. Очень долго ехали,
Наконец мы приехали. Ух! (Все вместе.)

(Музыкальный руководитель открывает 1 страницу дидактического пособия «Волшебная поляна». Звучит фонограмма птичьего пения.)

Музыкальный руководитель: Ребята, куда же это тележка нас привез? Так, на волшебную поляну. Посмотрите как красиво. Хотя на дворе лютая зима, а здесь повсюду цветы и бабочки, все цветет.

Слушание пьесы С. Майкапара «Мотылек».

Дидактическая игра «Бабочки и цветы».

(Дидактическая игра: звучит музыка – бабочки летают, музыка останавливается — бабочки садятся на цветы. Дети движениями рук отражают начало и окончание инструментальной музыки.)

Музыкальный руководитель: Дети, эта пьеса по настроению? (легкая, подвижная, веселая.) Если музыка веселая, то и день должен быть «солнечным» (подсказывают дети). Поможем солнышку освободиться от тучки.

Дыхательное упражнение «Освободим солнышко от тучки».

(Упражнение проводится с целью улучшения у детей речевого дыхания и выработки целенаправленной воздушной струи. Дети дуют на тучку, снова повторно звучит пьеса «Бабочка» – выбранная ребенок самостоятельно перемещает на стенде тучку от солнышка, открывает его.)

Упражнение «Ученый кузнечик».

(Упражнение на развитие звуковысотного слуха, определение движения мелодии.)

Музыкальный руководитель: Ой, а это кто здесь прыгает по цветам? Покажись малышам!.. Да это же кузнечик разгулялся. Дети, этот конек ученый, прыгает по цветам, как ему указывают. Ну-ка, конек, прыгай до 3 – х цветки, а затем отсюда вниз.

А теперь к 5 –й цветка и снова вниз.

(Дети на склад «скок» сопровождают пение движениями рук. Музыкальный руководитель наигрывает мелодию на металлофон, выбранная ребенок сопровождает пение движением конька по цветам.)

(Меняется лицо Бим – Бома с веселого на грустное.)

Музыкальный руководитель: Дети, посмотрите на нашего Бим – Бома, он почему-то очень грустный, вот – вот заплачет. Дружище, что случилось, почему ты такой расстроенный? (делает вид будто тот что-то рассказывает).

Бим – Бом нашел в траве маленького птенца. Оно выпало из гнезда и зовет мамочку. (Слышны звуки минора.) Покажите мне голосом, как поет воробушек! (Дети выполняют упражнение и показывают рукой).

Музыкальный руководитель: Поможем воробушку снова попасть к гнездышка? Тогда возьмем птичку в ладошки и подкидывают ее вот так В Х (высоко и быстро с порогом „х”).

Упражнение «Помоги воробушку».

(Основным элементом упражнения является восходящая интонация с резким переходом из грудного «в» в фальцетный «в» регистр с характерным «переломом» голоса «х».)

(Звучит сначала взволнованная музыка. Музыкальный руководитель говорит, что не понимает что происходит, откуда взялся сильный ветер и разогнал всех бабочек, тучки закрыли солнышко. Звучит печальная музыка из цикла «Времена года» П. И. Чайковского «Октябрь».)

Языково – ритмическая упражнение «Песенка дождика».

(Упражнение направлено на развитие ритмического и мелодического слуха (чистоту интонирования), автома-тизацию звуков, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.)

Музыкальный руководитель: Начался небольшой дождь. Не пугайтесь, дети! Давайте вместе с дождиком споем его песенку, вот такую (поет высоко на одном звука):
Те – те – те – те – те – те – да,
Песенку пою так!

Музыкальный руководитель: А дождь все не унимается, а наоборот становится еще сильнее и песенка его теперь такая (поет низко на одном звука):
Тук – тук – тук, Тук – тук – тук,
Слышно дождика нам звук.

(Песня дождика повторяется несколько раз, чтобы дети смогли зафиксировать в памяти высокое и низкое
положение звука.

Музыкальный руководитель предлагает детям показать еще языком песенку маленького и сильного дождика – выполнить высокие и низкие щелчки.)

Упражнение «Высокие и низкие клацающие звуки».

(Дети щелкают языком, изменяя форму рта

Музыкальный руководитель: Все, дождик перестал идти, не смог нас напугать. Обратите внимание, дети, как сменилась пора года. Странность, вместо лета пришла… (Дети отвечают).

(Меняется страница. Звучит повторно пьеса «Октябрь» Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить при помощи шумовых инструментов из волшебного мешочка Бим — Бома шорох листьев, ветер, дождь…)

Игра на шумовых инструментах, «Элизе», муз. Л. В. Бетховен, в инструментальной обработке.

Музыкальный руководитель: Ой, посмотрите дети, за деревом кто-то спрятался, видимо какая-то зверушка. Помогите мне ее отыскать.

(Объяснить детям, что вот где – несколько карточек животных. После прослушанной музыки нужно выбрать ту карточку, о ком подсказывает музыка.)

Слушание пьесы «Зайчик» Т. Ломовой, из цикла «В лесу».

(Музыкальный руководитель обращает внимание детей на лицо Бим – Бома, оно испуганный. За елкой видно фигуру волка.)

Упражнение «Страшный зверь».

(Упражнение на установление связей между голосотворческими движениями и объемно – пространственным представлениям, на развитие речевого слуха, чистоты интонирования. Дети дают образную характеристику волку: весь серый, очень зол — В, большие страшные глаза — УО, страшные клыки — УОА.

(Когда волк исчезает, лицо Бим – Бома снова становится веселым.

Звучит фонограмма муз. П. И. Чайковского «Зимние грёзы». Меняется страница на «Зиму».)

Музыкальный руководитель: Что за невидаль, опять сменилась пора года. Вокруг бело – бело, а под ногами слышно как шуршит снег.

Упражнение «Артикуляция».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, «открытие» артикуляционного аппарата. Упражнение состоит из сильной активной произношения согласных. Рот максимально открыт движениями челюсти вверх-вниз.

В таком положении производится бесшумный вдох ртом и использование движения конечностей рук. Руки поднимаются на уровень рта, конечности раскрываются так, чтобы пальцы были расставлены и напряжены, ладони развернуты вперед. Конечности работают вместе с произношением согласных(ш, с).

(Музыкальный руководитель предлагает детям согреться веселым танцем.)

Песня – танец Д. Компанийца «Зимушка – Зима».

Музыкальный руководитель: Посмотрите-ка, какой странный шатер. Ой, тише, малыши, это же берлогу. Медведь зимой спит и видит во сне мед и сладкие ягодки, он сосет лапу и «канючит» — очень просит, чтобы ему дали меда – «ням – ням – ням».

Упражнение «Канючим».

(Упражнение на развитие певческого дыхания, освобождение нижней челюсти для свободной артикуляции.
Исходное положение лицо расслаблено, рот чуть приоткрыт, глаза полусонные. Это необходимо для включения расслабленного регистра голоса, который не имеет фиксированной звуковисотності.)

Музыкальный руководитель: Как вы считаете, дети, все лесные звери зимой спят? (Нет.) Можете назвать тех зверей, которым нужна помощь зимой? (Дети отвечают.)

(Воспитатель оставляет корзину с гостинцами для зверей: мед – медведям, морковь – зайцам, капусту, сенце – оленям, лосям, зерно – птичкам, орешки – белки.)

Музыкальный руководитель: Ребята, Бим – Бом говорит, что вы молодцы, настоящие друзья, помогаете в трудную час, не забыли и о животных.
Это потому, Бим – Бом, что в нашем детсаду учат малышей никогда не оставлять друзей в беде, помогать друг другу. Мы все вместе – одна дружная семья и знаем, что такое добро. Предлагаю всем вместе спеть песню дружбы.

Возрастная группа : старшая 5-6 лет
Тема НОД : «Музыкальные краски весны»
Ведущая образовательная область : «Художественно-эстетическая»

направление «Музыкальная деятельность»

Цель : Развитие умений и навыков музицирования у детей старшего дошкольного возраста, используя ритмические и двигательные упражнения, песни, игры.

Задачи:

  • Закреплять умение исполнять ритмический рисунок жестами и при помощи шумовых и музыкальных инструментов.
  • Добиваться дружного ансамблевого исполнения на детских музыкальных инструментах.
  • Развивать слуховое внимание, чувство ритма.
  • Вызывать интерес к совместному выполнению заданий.
  • Развивать творческие способности, прививать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы через музыку.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, и садятся на стульчики
М. р. — (поёт приветствие ): «Здравствуйте, ребята»
Дети — (пропевают ): Здравствуйте Лариса Николаевна!
М. р. – Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам. Давайте и с ними поздороваемся.
Дети — «Здравствуйте, гости»

М. р. – Молодцы! Всем пожелали здоровья, но мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во-первых на полу я нашла вот эти следы (показать макет следа), во-вторых на столе с музыкальными инструментами я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние? (на столе лежат кисточка и палитра) (дети отвечают).

М. р. – Верно, ребята я с вами согласна, что палитра и кисточка среди музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? (ответ детей ) Я тоже так думаю, что кисточку и палитру здесь забыл художник. Но что же он здесь делал? (ответ детей ) Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую — то картину не успел дорисовать. Интересно какую? Посмотрите на экран, может быть там вы найдёте ответ. (на слайде картины всех времён года раскрашены, а весенняя картина не раскрашенная) Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник? (ответ детей ). Правильно, это картина о весне. Ребята, я думаю, что мы с вами можем сделать сюрприз художнику – раскрасить весеннюю картину. Вы согласны помочь ему? А как? (ответ детей ). Я предлагаю раскрашивать её не только красками, но и музыкальными звуками, а начнём мы с солнышка, споём для него приветственную песенку «Здоровалка»

Песенка «Здоровалка»

М.р. – Ну вот, смотрите, у нас получилось: солнышко улыбается и весело танцует на небе, но только кругом тишина. Кругом тишина, тишина, тишина.
Вдруг звонким стуком сменилась она. (стук дятла )

Смотрите на дереве дятел сидит

И клювом своим телеграмму стучит.

Ребята, дятел рассылает всем весеннюю телеграмму в виде ритмического рисунка из жуков. Посмотрите внимательно на ритм, и давайте короткие звуки будем хлопать в ладоши, а долгие шлёпать по коленям. Готовы? Начали.

Упражнение с жестами и хлопками В. Суслов «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук
Всем друзьям своим на юг ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!
Телеграммы срочно шлет туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!
Что весна уже идет ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!
Что растаял снег вокруг туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!
Что подснежники цветут туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!
Дятел зиму зимовал, ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!
В жарких странах не бывал ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!
И понятно почему туки — туки ТУК, туки- туки ТУК!
Скучно дятлу одному! ТУК! ТУК! ТУК! ТУК!

М.р.- Молодцы! Все старались выполнить верно, ритмический рисунок. Смотрите, наш дятел надел яркое оперение. Телеграмма быстро долетела до птиц и их собралась целая стая, но почему же они молчат? (ответ детей). Ребята, чтобы птички запели разными голосами, надо взять шумовые и музыкальные инструменты и исполнить «Птичью фантазию», используя разный ритм и динамику. Выходите, выбирайте инструменты.
Музицирование «Птичья фантазия» под музыку Л.Вихаревой «Весенняя песенка»

М.р. – Здорово! Получился настоящий птичий концерт и птички на картине, тоже окрасились в разные цвета и весело защебетали (звуки щебетанья птиц в аудиозаписи).
М. р . – Ну вот наша картина постепенно оживает. Даже на небе появилось что-то загадочное. Возьмите металлофон и палочку, смотрите внимательно на экран. Вам надо будет найти на металлофоне пластинку с кружочком того цвета, который сейчас появится перед вами на слайде. (появляется полоска красного цвета). А теперь ударьте палочкой по пластинке с красным кружочком. Продолжайте смотреть на экран и выполнять задание. (дети постепенно играют по всем пластинкам металлофона) Ребята, что же появилось на небе? (ответ детей ). Правильно, на небе появилась радуга.

М. р . – Ой, ребята я слышу какой то странный шум. (звучит в записи шум ручья) Как вы думаете, чей это звук? (ответ детей). Верно, это веселый весенний ручеёк, он приглашает нас поиграть. (на полу по кругу лежат колокольчики )

Здравствуй, здравствуй, ручеёк, звонкий, звонкий голосок.

Ты весною зажурчал, в гости к речке прибежал.
В круг скорее выходи, с ручейком плясать иди.

М.р. – Смотрите ребята, в какое большое озеро превратился наш ручеёк. Колокольчики,
лежащие на полу, образуют берега нашего озера. Вода в озере всё прибывает и прибывает. Вот этот голубой платочек будет изображать ручеёк. Под весёлую музыку вы будете передавать его друг другу из рук в руки. Когда музыка закончится, тот, у кого окажется платочек выходит в круг, платочек оставляет возле себя, берёт металлофон и исполняет приёмом глиссандо волны на озере, а остальные ребята будут играть на колокольчиках, изображая переливы воды на нашем озере.
Игра — импровизация « Весёлый ручеёк и волны»

М.р.- Спасибо всем за дружное исполнение. Посмотрите внимательно на картину, она с каждым разом становится всё ярче и ярче. Осталось только раскрасить цветочную поляну, а вот и феи. Они очень любят петь и сочинять разные ритмы. Их песенки-ритмы разносятся по всей полянке. У фей красивые, нежные голоса и поэтому их песенки звучат звонко, хрустально. Давайте исполним одну из них.

Ритмическая игра-импровизация «Цветочные феи».

М.р . – Молодцы! С помощью фей и вашего верного исполнения ритмического рисунка наша картина полностью закончена. Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Об этом и наша «Бесконечная весенняя песенка» Давайте споём её так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.

Песня «Бесконечная весенняя песенка»

М.р. – Вы очень старались исполнить песенку, и её услышал наш художник. Он что –то хочет сказать вам.

Художник — Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Здоровья всей-всей разноцветной планете!

Все запомните друзья, в сером мире жить нельзя!

Я рад, что картина моя ожила

Весеннюю радость она принесла.

Спасибо ребята! До свидания, до новых встреч!

Подведение итогов.

М.р. — Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

Рефлексия.

Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с занятия. Вот эти нотки помогут нам. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то ваша весёлая нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже. А если вы уходите с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите свою нотку на самую нижнюю ступеньку нотного стана.

Название: Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные краски весны»
Автор: Липилина Лариса Николаевна
Должность: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Место работы: МОУ-СОШ № 6 г. Маркса Саратовской области структурное подразделение МДОУ –д/с № 16 г. Маркса
Месторасположение: город Маркс Саратовская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 3 «Мозаика»

/data/files/q1513161029.pptx («Музыкальное приключение»)

(МДОУ «Детский сад № 3)

музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3»

г. Петрозаводск

Голуб Светлана Владимировна

2017г.

Конспект занятия «Музыкальное приключение»

Цель - развитие у дошкольников музыкальных и творческих способностей посредством использования различных видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

Развивать музыкально-двигательные способности детей (ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве);

Учить видеть красоту осенней природы через слушание музыки, исполнение музыкальных произведений и просмотр картин с изображением осени;

Продолжать учить петь естественным голосом песню «Осень»;

Развивать в детях эмоциональную отзывчивость к музыке;

Воспитательные:

- формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе;

Формировать коммуникативные навыки;

Оздоровительные:

Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

Оборудование: фортепиано, аудиоаппаратура, компьютер, проектор, детские музыкальные инструменты, нотки для наград детям, светящийся шар.

Репертуар: «Марш» Ф. Надененко, «Всадники» Витлин, «Летчики, на аэродром» М. Раухвергер, «Веселый поезд» З. Компанеец, «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковский, «Осень»А. Арутюнов, народная мелодия «Русский наигрыш», «Плетень» «Полька» Ю. Чичков, «Марш» Н. Леви, «Прелюдия» отрывок Бах.

Ход занятия :

Дети входят в зал под марш, на вторую часть музыки находят себе дружочка и встают врассыпную.

Муз. рук-ль. Что такое «здравствуй»? - лучшее из слов
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров
Муз. рук-ль поет по трезвучию вверх: «Здравствуйте, дети»

Дети отвечают по трезвучию вниз «Здравствуйте»

Муз. рук-ль: Чтобы у нас на весь день сохранилось хорошее настроение, мы сейчас споем веселую трямди- песенку

Валеологическая «Трямди -песенка».
Дети стоят парами лицом друг к другу
Маленькие пальчики: трям-трям-трям! «здороваются» кончиками пальцев
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А теперь ладошки: трям-трям-трям! То же ладошками
Кулачками постучим: трям-трям-трям! То же кулачками
По трям-трямски говорим:
Засопели носики: трям-трям-трям! Касаются друг друга носиками
Носики -насосики: трям-трям-трям!
А теперь мы улыбнулись, «Пружинка» улыбаются
Прыгнули и повернулись. Выполняют на месте по тексту
Мы в Трям-трямдии живем, Хлопают в ладоши
Трямди песенки поем: трям-трям-трям!

Дети садятся на стульчики.

Муз. рук-ль: утором, идя в детский сад, под дверью я нашла вот такое письмо (показывает) «Здравствуйте, ребята, как у вас дела? Знаю, что послушны вы и верные друзья. Пригласить хочу вас в гости, буду рада я видеть всех в стране прекрасной, где правит музыка одна!»

Муз. рук-ль: Вы согласны отправиться в мир музыки? (ответы детей). А средство передвижения мы выберем вместе, но, чтобы лучше видеть и слышать, сделаем зарядку для глаз и ушей.

Гимнастика для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Самомассаж ушей

Потрите ладошки друг об друга, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ушко, левую ладошку на левое ушко. Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмите за мочки уха и аккуратно потяните их вниз 3 раза- раз, два, три. Возьмите середину ушной раковины и потяните ушки в стороны- раз, два, три. Возьмите верхний край, потяните вверх 3 раза- раз, два, три. Пощипайте ушки снизу-вверх, с верху вниз. Молодцы! Массаж закончен - садитесь. Теперь наши ушки готовы слушать, а глазки посмотреть.

(Показ слайдов и слушание музыкальных фрагментов «Всадники» Витлина, «Летчики, на аэродром» М. Раухвергера, «Веселый поезд» З. Компанейца). (Дети решают, на чем поедут в путешествие, двигаются в соответствии с музыкой)

Муз. рук-ль: И куда же мы попали? (слайд с вопросительным знаком )

И вот, что вам сказать хочу.

Сегодня, здесь, сейчас

Я музыкальной феей

Быть хочу для вас!

(музыкальный руководитель надевает «волшебную мантию с нотками»)

Муз. рук-ль:

Я - фея музыки, друзья,

Меня, конечно, вы узнали.

Ведь каждый час я

День за днем

Вновь появляюсь в этом зале.

Живу в волшебной я стране

Где музыка лишь правит.

Дружите с музыкой всегда

Она лишь радость дарит.

Вы попали в музыкальную страну. В этой стране есть 5 музыкальных городов. В каждом городе вас ждут сюрпризы и задания, выполнив которые, вы получите буквы, из которых сложите слово и узнаете кто является королем всех инструментов

(слайд «Город Ритма», выключить шар)

Мы попали в город ритма, этот город очень важен, ведь без ритма не может быть музыки. И сейчас я хочу с вами поиграть в игру « Ритмическое эхо». Я прохлопаю ритм, свой для каждого, вы внимательно слушаете и повторяете : дети воспроизводят за педагогом короткие ритмические рисунки в медленном темпе (на данном этапе - правильное воспроизведение ритма без пауз, не нарушая общего движения).

В моем музыкальном королевстве тоже наступила осень (слайд ), одно из моих любимых времен года. Красоту русской природы воспели в своих произведениях русские композиторы классики. Наблюдая за осенней природой, мы замечаем, что осень не только унылая, но и красивая пора. Что происходит с природой осенью?

Ответы детей

Итог: Осень - полыхание красок в лесу и в полях, отлёт птиц. Лес одевается в осенний разноцветный убор. Появляются золотые листья на березе, желтые и багряные на осине. С каждым днем сильнее листопад. Земля покрывается разноцветными красками. Давайте все вместе расскажем стихотворение про осень.

Речевая игра с движениями «Листопад»

Осень! Осень! Листопад! Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат. Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат Трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят! Качают руками

Вы правильно выполнили все заданиям и получаете первую букву(Р)

Муз. рук-ль: Отправляемся дальше

( Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой - загорается светящийся шар )

Раз два три- волшебный шар нам город покажи

( слайд «Музыкальный город», выключить шар )

Муз. рук-ль: В музыкальном городе живут люди, которые пишут музыку. Как их называют? (ответы детей ) Правильно, композиторы. Богатством своих красок осень привлекла к себе внимание великого русского композитора П.И. Чайковского (слайд с фотографией ), который в 1876г написал музыкальный альбом «Времена года». Одно из произведений этого сборника - «Осенняя песнь». Эта пьеса- русский пейзаж, напоенный грустью. Эпиграфом к этому произведению были выбраны слова А. Толстого:

«Осень. Осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят…»

Презентация «Осенняя песнь» П.И.Чайковский

После прослушивания и просмотра обсудить увиденное, поговорить о музыке, какая она?

Муз. рук-ль: Сейчас все вместе расскажем еще одно стихотворение про осень

«Дождь» (игровой самомассаж с пением)

Муз. рук-ль: Вы очень интересно рассказали об услышанной музыке, поэтому получаете еще одну букву подсказку (А)

Муз. рук-ль: Ну что, ребята, нам пора отправляться в следующий город.

( Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой - загорается светящийся шар)

Раз два три- волшебный шар нам город покажи

(слайд «Город танцев», выключить шар )

Муз. рук-ль: Волшебный шар перенес нас в город танцев. Все жители этого города очень любят играть и танцевать. И их любимая игра называется «Музыкальные стульчики»

Ход игры: стулья расставлены по кругу спинкой в центр. Дети рассчитываются на 1-2-3, за каждым номером закреплена своя мелодия. Водящий стоит недалеко от круга. Педагог включает вальс для группы детей под № 1. Выполняют за водящим вальсовый шаг по кругу.

Группа детей под № 2 за водящим выполняют шаг польки.

Группа детей под № 3 за водящим идут хороводным шагом под русскую народную музыку. Если звучит марш, то все дети встают и маршируют за ведущим. Как только музыка заканчивается, дети быстро садятся на свободные стульчики. Кому не хватило, становится ведущим.

Муз. рук-ль: Хватит, дети, нам играть

Начинаем танцевать.

На таблички вы смотрите,

И движенья повторите

«Парный танец» хорватская народная мелодия с использованием мнемотаблиц (см. приложение)

Муз. рук-ль: Очень весело мы провели время в городе танцев, и вы узнаете еще одну букву вашего задания (О).

Но нам пора отправляться дальше. Сели на стульчики

(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой - загорается светящийся шар)

(слайд «Город вокала», выключить шар )

Муз. рук-ль: Мы с вами в городе вокала. Слово «вокал» произошло от латинского слова « voce », голос, поэтому здесь живут певцы и певицы. У вас тоже у всех звонкие и красивые голоса, поэтому, чтобы получить еще одну букву, я предлагаю нам спеть песню «Осень» (исполняют песню ).

Муз. рук-ль: И в этом городе вы справились с заданием, и получаете еще одну букву (Г). Чтобы узнать, как зовут короля инструментов, нам осталось побывать в последнем городе, садитесь на стульчики, отправляемся.

(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой - загорается светящийся шар)

Раз два три- волшебный шар нам город покажи

(слайд «Город оркестр», выключить шар )

Муз. рук-ль: Это последний город моей музыкальной страны, город оркестр. Что обозначает слово оркестр? (ответы детей: большое количество людей, играющих на разных инструментах)(слайд)

Муз.рук-ль: Первое задание: сейчас будет звучать русская народная музыка, вам нужно угадать, какой инструмент звучит. «Русский наигрыш» (во время прослушивания дети угадывают инструменты и их изображения появляются на слайде)

Муз.-рук-ль: Вы справились с этим заданием. Ребята, а хотите сами помузицировать?

Осенняя сказка

(речевая игра с музыкальными инструментами)

Тихо бродит по дорожке Тихо бьют ладошками по барабану

Осень в золотой одёжке.

Где листочком зашуршит, Маракасы

Где дождинкой зазвенит. Колокольчик

Раздается громкий стук: Деревянные палочки, кубики

Это дятел- тук да тук!

Дятел делает дупло- Ксилофоны

Будет белке там тепло. « Шуршалки»

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел,

Громче завывает, Тремоло бубнов

Тучки собирает.

Дождик- динь, дождик- дон! Колокольчики, металлофоны

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет- Все инструменты

Осень яркая идет!

Муз. рук-ль: Получайте последнюю букву (Н). Если сложить вместе все буквы, то получится имя короля всех инструментов, недаром мы находимся в городе оркестр. (Складывают буквы на мольберте ) Получилось слово «орган» (слайд «орган») Орган- самый большой, самый величественный музыкальный инструмент. Очень древний и, пожалуй, самый сложный из всех существующих в мире инструментов. Название этого инструмента происходит от древнегреческого слова organon - то есть, орудие или инструмент. Звучит орган при помощи труб (слайд ) с различным тембром, в эти трубы при помощи мехов нагнетается воздух. Трубы в органе разные: (слайд ) деревянные, металлические, с язычками и без них, тонкие и потолще. Поэтому и звуки получаются совершенно разные.
Овладеть игрой на органе не очень просто. Для извлечения звуков из этого инструмента нужно использовать сразу несколько клавиатур (
слайды ) - мануалов (это клавиатуры для рук), и педальную клавиатуру (для ног).
Среди всех музыкальных инструментов именно орган занимает первое место по своему звуковому богатству и выразительности. И вовсе не зря в музыкальном мире орган именуется Королем инструментов.

Давайте послушаем, как звучит орган «Прелюдия» Бах, отрывок

Муз. рук-ль: Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде, чем мы вернемся обратно в детский сад, вы расскажете, что запомнилось больше всего на занятии. (Дети выражают свое отношение к занятию - рефлексия ). А на прощание хочу поблагодарить вас и подарить вам весёлые нотки, но, как вы видите, они все белого цвета. Я хочу, чтобы, вернувшись в группу, вы раскрасили свои нотки в тот цвет, который больше всего подойдет к вашему настроению. Возвращаемся домой?

(Музыкальный руководитель взмахивает «волшебной» палочкой - загорается светящийся шар)

Раз два три- волшебный шар нас в детский сад верни (слайд «Детский сад», выключить шар ).

Ну вот, мы с вами и в детском саду. (Снимает плащ) . И я уже не Фея музыки, а музыкальный руководитель. Давайте прощаться.

Муз. рук-ль: поет вверх по гамме «До свидания»

Дети: поют вниз по гамме «До свидания»

Под «Марш» Леви уходят в группу

Список литературы:

Арсеневская О.Н Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду ФГОС Издательство «Учитель» 2015.

Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. М., «Музыка» 2000.

Парфенов И. домик в Клину. Курган, 1990.

Под большим шатром голубых небес. Стихи русских поэтов. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1982.

Чайковский П. Времена года. М., Музыка 1974.

Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. -271.

Интернет-