Методы конкретного социологического исследования. Учебное пособие: Предмет и методы социологии Общая характеристика методов социологии

В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Первый компонент включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — это и отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Знание о - это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок (схему или план) действий. В социологии применяются как частно научные методы (например, наблюдение, опрос), так и общенаучные (например, статистические).

Способы и приемы исследования выстраиваются в определенной последовательности на основе регулятивных принципов. Последовательность способов и приемов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Методика - это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры. Она означает привязку одного или комбинации нескольких методов и соответствующих процедур к исследованию, его концептуальному аппарату; выбор или разработку методического инструментария (совокупности методов), методической стратегии (последовательности применения методов и соответствующих процедур). Методический инструментарий, методическая стратегия или просто методика могут быть оригинальными (неповторимыми), применимыми только в одном исследовании, или стандартными (типовыми), применимыми во многих исследованиях.

В разных исследованиях один и тот же метод специфически преломляется в зависимости от его места и роли в исследовании, от связи с другими методами.

Методика включает в себя технику. Техника - это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. Она может представлять собой совокупность и последовательность приемов работы с объектом исследования (техника сбора данных), с данными исследования (техника обработки данных), с инструментами исследования (техника составления анкеты).

Методы социологии

Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

  • опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;
  • наблюдение;
  • анализ документов;
  • контент-анализ;
  • эксперимент;
  • социологический тест;
  • социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

  • Общенаучные (например, математические методы)
  • Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

  • Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)
  • Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

  • Методы сбора
  • Методы обработки
  • Методы анализа

Методы науки – это совокупность основных познавательныхприемов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания, постигается предмет науки.

Методы социологии – это пути, средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.

Методы социологии – это правила социального познания, технологический принцип изучения объекта и его предметных областей (состояний и свойств).

Особенности социологических методов заключаются в том, что они: научные; объективные, то есть, основаны на изучении конкретных фактов, явлений; реализуются специфическими способами – посредством различных видов социологических исследований.

Основополагающие теоретические положения – это всеобщие методы мышления, мировоззренческие методы, философские, которые выражают наиболее универсальные принципы. Всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями (всеобщая связь, взаимозависимость и развитие явлений, закономерности, отношения причины и следствия, переход количественных явлений в качественные, единство и борьба противоположностей, диалектика единичного, особенного и общего, отрицание отрицания.

Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: наблюдение, описание, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, факторный анализ, системный анализ.

Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук (статистические, психологические, прогностические, эмпирические, педагогические, кибернетические и др.)

1. Социально-философский метод . Используется в целях общего подхода к изучению, познанию, анализу и рассмотрению общества как единого организма.

2. Структурно-функциональный метод используется для анализа, рассмотрения общества через сферы – экономическую, политическую, духовную, культурную, социальную, национальную, религиозную; через субъекты – личности, классы, нации, семьи. Согласно этому методу, названные факторы рассматриваются как подсистема, выясняется их место и роль в обществе как целостной системе, их действия и взаимодействия, то есть этот метод рассматривает общество с точки зрения структуры, функционирования, развития всех его элементов.

3. Сравнительный метод . Данный метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения. Он предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций, религий.

4. Методы, формирующие социологическое знание , а именно: факты, гипотезы и теории. Здесь особо выделяются методы:

– выборочного и полевого обследования;

– компаративно-историческое исследование и эксперимент;

– диалектический метод;

– наблюдение включенное и не включенное;

– опросы – интервью, анкетирование;

– статистические и методические методы;

– количественный и качественный анализ содержания;

– доказательства;

– наблюдение;

– специфический анализ документов + контент-анализ.

Социология также использует методы: субъективный (оценка явлений на основании мировоззрений исследователя), объективный, статистического анализа, позитивный (научно-инструментальный), исторический, научного анализа и верификации (практическое подтверждение научных выводов).

В процессе развития социологии существенно изменился ее методологический инструментарий благодаря ряду обстоятельств:

– произошло осознание качественного усложнения процесса развития общества; появились новые методы сбора и анализа данных, служащих созданию широкой эмпирической базы; внедрение в практику привычного обобщения эмпирических данных (итогов массового опроса, наблюдения, анализа документов, экспериментов). Выбор метода исследования стал все более зависеть от спецификации объекта и задач исследования.

Социологический метод представляет собой собирательное понятие, включающее в себя конкретные познавательные ориентации, приемы, подходы, инструменты и способы, которые применяются в социологическом исследовании.

Методы в социологии это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила деятельности, совокупность приемов и способов действия, порядок действий. Приемы и способы в исследовании выстраиваются в определенной последовательности. Последовательность приемов и способов действий называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Итак, как уже было изучено выше, объектами социологии могут являться: социальные организации, социальные институты, социальные взаимодействия, социальные явления, социальные процессы, социальные отношения, социальные общности, социальные субъекты. Предметом социологии считается совокупность основных свойств и законов, характеризующих сущность объекта социологии, его внутреннее определение, механизм проявления и функционирования явлений, социальных процессов и отношений. Одно из главных мест, в структуре социологии занимает методология.

Методы социологии - это система правил и приемов теоретической и практической направленности для исследования социальных объектов. Социологическая методология - это система всех применяемых методов в социологии.

Выделяют следующие методы социологии:

  • 1) Всеобщие (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, классификация, средняя статистика);
  • 2) Общенаучные (системный принцип, принцип объективности, принцип историзма);
  • 3) Специальные методы социологии (методы общей социологии, кросскультурный анализ, сравнительно - корреляционный анализ).

Методы социологии как науки следует рассматривать отдельно. Инструментом познания в этом случае является социологическое исследование, включающее в себя две основные части:

  • 1) Основной метод социологии, включает в себя: разработку программ исследования, выбор цели и задач, постановку гипотез и этапов исследования.
  • 2) Инструментальная часть. Процедура исследования включает в себя: выбор инструментов для сбора информации, определение метода сбора информации, обработку информации, получение характеристик состояния исследуемого объекта.

Методы - это способы или приемы, с помощью которых достигается цель исследования. Метод наблюдения в социологии и изучение документов являются основными, однако, самый распространенный метод социологии - это опрос, применяемый с середины XIX века. Этот метод служит для получения первичной информации и требует подтверждения другими методами исследования. Объект предмет и метод социологии хорошо описаны в трудах отечественных и зарубежных ученых-социологов.

Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос, они могут сочетаться в различных вариантах (рис. 3).

Рис. 3

Каждый человек, сам того не замечая, пользуется методом наблюдения каждый день, например, наблюдая за детьми или за другими людьми. Но метод наблюдения в социологии существенно отличается от простого наблюдения.

Научное наблюдение имеет четко определенные цели, задачи и план действий и отличается систематичностью, планомерностью и обязательной проверкой результата, полученного в процессе исследования.

Метод наблюдения в социологии требует обязательного выполнения некоторых правил: наблюдать изучаемый объект нужно в разных ситуациях, при наблюдении необходимо пользоваться четкими индикаторами, ни в коем случае нельзя смешивать описание события с его представлением. Для достижения достоверных результатов наблюдение могут независимо друг от друга осуществлять несколько человек.

Метод наблюдения в социологии имеет как преимущества, так и определенные недостатки. Преимущество этого метода заключается в том, что исследователь непосредственно связан с объектом изучения, а это позволяет получать информацию оперативно, и дает возможность уловить какие-то важные детали изучаемого явления.

Еще одним важным преимуществом, которым обладает наблюдение, является его гибкость. Опрос, самый распространенный метод в социологии, также приносит интересные результаты.

Все эти достоинства, плюс дешевизна метода не исключают его недостатков, одним из которых является некоторая субъективность восприятия, выражающаяся в том, что наблюдатель прямо или косвенно влияет на результаты исследования. Это приводит к тому, что все результаты обязательно должны быть перепроверены другими методами.

Встречаются несколько различных видов наблюдений. Он бывают формализованными, неформализованными, включенными - в этом случае наблюдатель становится непосредственным участником событий (журналист меняет профессию) или невключенными, когда наблюдение ведется со стороны при полном невмешательстве наблюдателя в происходящее.

В естественных условиях проводятся так называемые полевые исследования и наблюдения, а лабораторные проводятся в специально созданных условиях и выполняются обычно в рамках проводящихся экспериментов.

Различных видов наблюдений бывает много, и в некоторых случаях, например при изучении быстро протекающих процессов, катастроф или военных конфликтов они могут стать единственным методом изучения объективной реальности.

Методы социологического исследования подбираются в зависимости от содержания исследуемой проблемы. Так, например, в эмпирических исследованиях, которые опираются на массовый спрос, понадобится когнитивный анализ вопросника, а также следующие методы: формирования выборочной совокупности, сбора эмпирических данных, многомерного математического анализа, дескриптивной статистики, проверки статистических гипотез. Методы социологического исследования должны тщательно подбираться. Подобная процедура заключается в осмыслении адекватности и взаимообусловленности методов. Для того чтобы исследования было максимально достоверным, очень часто используется процедура методной триангуляции, которая подразумевает использование одновременно нескольких методов для изучения какого-либо социального феномена.

Социология управления - это отдельная теория социологии, специализирующаяся на рассмотрении и совершении процессов управления в отдельных типах обществ, организаций, институтов. Эти процессы осуществляются для сохранения и обеспечения устойчивого развития соответствующей системы. Эта теория имеет свои методы социологии управления, объекты, функции и предмет. Предметом принято считать изучение, оценку и совершенствование процессов управления. Объектом являются управленческие процессы, протекающие в отдельных подсистемах общества.

Методы социологии управления:

  • 1) Организационно - административные. Сюда входит система законодательных актов страны, система нормативных документов, система, разрабатываемых планов, программ, система оперативного управления.
  • 2) Экономические - налоговая система страны, кредитно-финансовый механизм, система заработной платы, социально-психологические механизмы.

Все методы социологии управления и науки ориентированы, прежде всего, на создание эффективных управленческих схем и мотивации к созиданию, в этом и заключается весьма ощутимый экономический эффект от их применения.

Исследование любой области проводится по некому заранее продуманному плану и имеет свою структуру. Основные этапы социологического исследования можно представить следующим образом:

  • 1. Подготовка к исследованию: составление плана, разработка инструментария (например, вопросы для интервью, анкеты).
  • 2. Сбор первичной информации (интервьюирование, анкетирование).
  • 3. Обработка полученных данных.
  • 4. Анализ полученных данных, подведение итогов исследования.

Следует обратить внимание на то, что все этапы социологического исследование представляют собой структуру, в которой все элементы тесно взаимосвязаны. Это значит, что нельзя переходить к следующему этапу, если предыдущий этап выполнен некачественно, не до конца. А все потому, что полученные данные на одном этапе является основой для проведения последующих этапов. Особое внимание следует уделять этапу подготовки, так как от того, насколько будет продумано все исследование, будет зависеть достоверность полученных данных.

Методы социологии - приемы познания, которые помогают сформировать закономерности общественного развития; совокупность способов математического измерения социальной реальности, определение закономерностей развития и описания социальных процессов, проходящих на локальном пространстве в определенный промежуток времени.

Общая характеристика методов

Методы социологии можно разделить на два типа:

Общенаучные - описание, индукция, дедукция, системный подход и т.д.;

Специальные (методы социологии как науки). К ним обычно относят опросы, включенное наблюдение, анализ документов, практический эксперимент, холл-тест, социометрические методики.

Специальные методы

Подробно остановимся на специальных методах социологии. К таковым относят:

Массовый опрос населения, который представляет собой опрос людей по специально разработанной анкете на основе просчитанной выборки, представляющей весь социально-демографический срез общества. Стандартная выборка фиксирует дифференциацию по таким показателям: пол, возраст, образование, уровень дохода, социальный и профессиональный статус. Опрос проводится либо в форме персонального интервью, когда респондент лично отвечает на вопросы интервьюера, либо анкетирования, при котором опрашиваемый самостоятельно заполняет опросный лист/бланк интервью;

Включенное наблюдение - методы социологии, предполагающие «включение» исследователя в состав референтной группы, наблюдение и описание социальной активности группы «изнутри». Действия социолога при этом четко соответствуют разработанному сценарию и логике обследования;

Анализ документов - специфические методы социологии, при помощи которых определяются и математически измеряются общественные процессы. Выделяют классический анализ документов, то есть анализ их содержания в соответствии с выделенными критериями. Кроме того, существует и контент-анализ, позволяющий статистическими методиками описать отдельные локальные процессы;

Социологический эксперимент - создание в лабораторных условиях специфической социальной ситуации, которую членам испытуемой группы предлагается решить дозволенными мерами. При этом учитывается специфика самой ситуации, действия членов группы, их жизненная позиция, персональные интересы участников эксперимента. Данный метод применяется достаточно редко и только на добровольной основе;

Фокусированное групповое интервью или фокус-группа - социологические методы, в ходе которых ограниченному количеству лиц (8-12 лет) предлагается самостоятельно определить и описать проблемные вопросы, зафиксированные в сценарии. Метод неформализованный, ведущий имеет право прибегать к импровизации;

Холл-тест - данный метод предполагает пошаговый опрос респондентов по полуформализованной анкете. Выборка частичная и ограничена размерами референтной группы в 80-120 человек. В зависимости от целей и задач исследования возможны еще более «мягкие» или «жесткие» варианты опросов;

Социометрические методы - определение и измерение уровня социальных связей внутри референтной группы.

В целом эти методы не отличаются от тех, которые применяются в социологической науке. Однако приоритетными считаются холл-тест, социометрия и эксперимент. Иногда применяется экспертный опрос - изучение ситуации на основе обобщенного мнения отдельных специалистов в своей отрасли научного знания.

Важным условием взаимодействия и взаимопроникновения макро- и микросоциологических исследовательских процедур является использование общеметодологических принципов. Американский социолог Ф. Гиддингс писал, что методы в не меньшей степени, чем содержание, разделяют науки друг от друга.

Метод (от греч. methodos – путь исследования, познания, теория, учение) – это в самом широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения тех или иных задач. Метод предполагает определенную последовательность действий на основе четкого плана . Осуществление любой деятельности на основе того или иного метода предполагает сознательное соотнесение способов действия субъекта данной деятельности с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор альтернатив.

Методы очень сильно варьируются в зависимости от типов деятельности и сфер, в которых они применяются. Выделяют как частные методы исследования и деятельности в конкретных областях (еще их называют методиками), так и методы, применяющиеся в различных областях науки и практики (статистический, моделирования и др.). Среди методов научнопознавательной деятельности различают методы исследования в отдельных дисциплинах, междисциплинарные (например, системно-структурный), общенаучные методы (метод наблюдения, гипотезы, эксперимент и др.).

Важно запомнить!

Социология отличается от других наук об обществе своими специфическими методами исследования. Методы социологического исследования – это совокупность средств (способов, приемов, инструментов) познавательной деятельности, направленных на описание, объяснение и прогнозирование изучаемых социальных явлений в контексте их существования или прогнозирования . В рамках отдельного исследования – это логически взаимоувязанная совокупность средств, регулирующая процесс социального познания, определяющая структуру исследования и являющаяся основной частью методологии.

В эмпирических исследованиях метод – это совокупность средств формирования необходимого инструментария сбора, измерения, анализа и интерпретации данных. В роли методов выступают теоретические модели объяснения социальных феноменов и инструментальные средства их изучения. Методы различаются в зависимости от уровня абстрактности, степени формализованности (официально выраженные нормы), роли и места в социологических исследованиях. Универсальной классификации методов не существует в силу специфики социологического знания. Тем не менее, возможны классификации по различным основаниям. Существуют социологические методы выдвижения гипотез и построения теорий, сбора, обработки и анализа данных. В общем виде эти методы делятся на три типа:

  • – общенаучные методы, которые включают познавательные средства, присущие, в отличие от обыденного, исключительно научному познанию (другими словами – это методы, которые используют все науки);
  • – методы, являющиеся общими для всех социальных наук (например, исторический метод);
  • – социологические методы, т.е. методы, использующиеся только в социологии, или которые созданы в рамках решения социологических исследовательских задач (например, качественные и количественные методы эмпирических социологических исследований).

В зависимости от объекта исследования выбор методов можно представить в виде табл. 1.1.

Таблица 1.1

Социологические методы

Здесь надо учитывать, что не существует единых подходов к решению социологических задач. В процессе изучения любой науки неизбежно возникает вопрос о ее значении, о том, как она связана с решением конкретных задач, стоящих перед обществом.

Роль социологии в обществе определяется ее предметом, а реализуется посредством функций . Во многих научных источниках по-разному вычленяют и описывают функции социологии. Так, Ж. Т. Тощенко выделяет теоретико-познавательную и управленческую функции, от которых непосредственно зависят мировоззренческая, просветительная, прогностическая, профилактическая, практическая и т.п. функции. Э. Гоффман к функциям социологии как науки относит описательную, объяснительную, предсказательную и технологическую. Н. И. Лапин говорит о таких основных функциях современной социологии, как познавательная, образовательная, прикладная. В. Н. Лавриненко к важнейшим функциям относит познавательную, практическую и идеологическую. Очевидно, что исследователи признают наличие у социологии познавательной и прогностической функций, хотя и с разным пониманием их сути. Однако оптимальным можно считать выделение теоретико-позиавательной, прикладной, мировоззренчески-образовательной и гуманистической функций.

Теоретико-познавательная функция заключается в приросте теоретических и эмпирических знаний. Основной задачей социологии, связанной с теоретико-познавательной функцией, является исследование социальных явлений и процессов. Особое место здесь принадлежит социологическим теориям среднего уровня, которые на основе социологических исследований выявляют закономерности и перспективы развития общества, дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают пути и методы социального преобразования мира. При этом каждое явление, каждый процесс необходимо рассматривать в комплексе, во взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями и процессами – все это позволяет получать первичные данные об индивидах, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах поведения, об общественном мнении. Полученные знания способствуют выработке научных прогнозов развития социальных процессов в материальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Кроме того, социология оказывает конструктивную помощь в решении или прогнозировании развития практических проблем, возникающих в различных сферах общественной жизни: экономико-хозяйственных, политических, поведенческих и т.д. Речь идет о прикладной функции , которая состоит в том, чтобы на основе теоретического и эмпирического анализа социальных процессов и явлений выдвигать научно обоснованные прогнозы и разрабатывать практико-ориентированные рекомендации. Поскольку социологические теории позволяют предвидеть отдаленные перспективы социального развития, эту функцию еще называют прогностически-преобразовательной и конструктивной. В рамках прикладных функций выделяют такие подфункции, как производство информации для практических целей, социального контроля и прогностические (социальное планирование, расчет диапазона возможностей, альтернативных сценариев, побочных эффектов и пр.).

Это связано с тем, что в социальном прогнозировании важную роль призваны играть социологические теории различного уровня общности. Создание таких теорий позволяет сконцентрировать большое количество информации по широкому кругу социальных явлений, соответственно, раскрыть закономерности их развития.

Суть мировоззренческо-образовательной функции сводится к формированию общественного мнения граждан, популяризации научных знаний о социальных процессах и явлениях, повышению социологической грамотности общества, что, в свою очередь, способствует преодолению стереотипов представления о социологии как исключительно прикладной науке.

Социологические знания, научное объяснение событий, происходящих в обществе, проникают в сознание, формируют социологический стиль мышления, который заключается, по меткому выражению американского социолога П. Бергера, в умении видеть человека в обществе и общество в человеке, понимать, как сочетается индивидуальное с общественным, как происходит взаимосвязь всех социальных явлений и процессов .

Гуманистическая функция социологии заключается в разработке целей социального развития, формировании социальных идеалов и ценностей, программ научно-технического и социокультурного развития общества. Гуманистическая функция связана с изучением и формированием систем ценностей, а также сближением систем ценностей конфликтующих сторон. Кроме того, она указывает на необходимость социальных условий для эффективной реализации человека как субъекта управления.

Итак, функции социологии разнообразны, но главное в них – дать объективные знания социальной реальности, выявить негативные тенденции, предвидеть их последствия, оптимизировать управленческие решения. При этом критериями научности и объективности социологического познания выступают: 1) перепроверяемость выводов; 2) понимание ограничений и формулирование границ выявленных закономерностей; 3) проверка возможностей иных объяснений наблюдаемых социальных процессов и явлений.

Социология должна определить реальные условия для организации эффективной деятельности людей. Сверхзадачей социологии является предвидение, но не чисто интуитивное, а такое, которое опирается на научно обоснованный анализ общества. Кроме того, система функций социологической науки дает возможность конкретнее определить ее место среди общественных и гуманитарных наук.

Современные авторы решительно выступают против любых попыток реанимации "социологического империализма", т.е. обоснования "превосходства" социологии. Сегодня речь идет не о поглощении социологией других наук об обществе, а о корректном определении форм ее взаимодействия с этими науками.

  • См.: Социологическая энциклопедия: в 2 т. М.: Мысль, 2003. Т. 1.
  • См.: Тощенко Ж. Т. Тезаурус социологии.
  • См.: Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект-Пресс, 1996.