Чьи потомки казахи. Происхождение казахов — Насыров Шухрат — Блог — Портал трудоустройства и универсальная база данных людей и организаций — Команда профессионалов CREW в г

Каза́хи (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) - этнос и нация, коренное население Казахстана. Кроме того, широко расселены в приграничных областях Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Монголии, являясь коренным населением (национальным меньшинством) этих стран. Исторически состояли из трех крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза. Язык - казахский, относящийся к тюркской группе языков.

Происхождение и история

Казахи - народ тюркского происхождения, относится к Туранской расе (также известна под названиями Южно-Сибирская, Тураноидная, Туранско-Тюркский антропологический тип), считающейся переходной.

Казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних предков казахов входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В 3-2 вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В 6-7 вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (Тюргешский каганат, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (8 в.) и Карлукский (8-10 вв.) каганаты, объединения огузов (9-11 вв.), кимаков и кипчаков (8-11 вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов (10-12 вв.). В начале 12 в. территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В начале 13 в. в Казахстан из Монголии и с Алтая проникли остатки разгромленных Чингисханом племён найманов и кереитов. Последовавшее затем монгольское завоевание Средней Азии и Казахстана привело к интенсивным процессам перколации, перемещения, дробления и объединения племён различного происхождения. На развалинах Золотой Орды в её восточной части около середины 15 в. возникает казахское ханство. К 15 веку казахская нация окончательно формируется в централизованное национальное государство.

Казахский народ исторически сложился из трех групп жузов, каждый из которых выражал прежде всего общенациональные интересы: Старший жуз (Семиречье) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин и др.; Средний жуз - в основном племена аргын, найман, кипчак, керей, конграт; Младший жуз - состоял из племенных объединений алим-улы, бай-улы (роды адай, алаша, жаппас, бериш, шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жети-ру (роды жагал-байлы, кердери и др.). Из Младшего жуза в начало 19 в. выделилась и ушла за р. Урал Внутренняя, или Букеевская Орда. Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу 20 века.

Казахское ханство

Исторически территорию нынешнего Казахстана населяли кочевники-скотоводы. При этом имелось также развитое земледелие, преимущественно в южных частях степи.

Этноним «казах»

Этноним «Қазақ» закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке, когда племёна под предводительством султанов Жанибека и Керея, в конце 50-х годов XV века, перекочевали с берегов Сырдарьи в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу. Эти племена стали именовать себя «Қазақ»(Қазақтар"), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака, образовав единое Казахское ханство (1465-1729) от Иртыша до Итиля (Волги).

Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях.

Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:

1) В переводе с древнетюркского слово «казак» переводится как «свободные», «вольные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины». На сегодняшний день считается в среде этнографов наиболее распространенной версией.

2) Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).

3) Есть мнение, что этноним «казак» происходит от имени кипчаков кыуса́к, куса́к, кубса́к, кипча́к, кып ша́к, что дословно означает жёлтый сак (то есть жёлтокожий), и которые сами носили прозвища сары (жёлтый) и куба́/кума́ (куман).

4) Самоназвание происходит от сочетании слов "Ка" и "Сак", т.к. по китайскому диалекту слово "Ка" означает - "Великий". Из этого выходит, что "Казах" - "КаСак" происходит от слов "Великий Сак". Есть еще похожие слова "КаХан"-"КаГан"-"Великий Хан" и "КаГанат"-"КаХанат"-"Великое Ханство".

Казахи Горного Алтая

В настоящий момент казахи проживают практически во всех регионах (государствах) Горного Алтая. В Алтайском крае проживает около 10 тыс. казахов (общая численность, количество проживающих в горных районах неизвестно), в Республике Алтай проживает около 12 тыс. казахов, большая часть которых обосновалась в Кош-Агачском районе , в Китае проживает около 1,5 миллиона казахов (общее кодичество, количество в горных районах Алтая неизвестно), в Монголии - около 140 тысяч (большая часть в районе хребта Монголский Алтай).


В Казахской юрте (Горный Алтай, фото С. Борисова начала ХХ века)

Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов.

Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе

Народ, коренное население Казахстана. Общая числ. К. более 9,4 млн. чел., в т.ч. в Казахстане 6540 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (807 тыс. чел.), в Российской Федерации (636 тыс. чел.), в Туркмении, Киргизии, на Украине и в Таджикистане, в Китае 1150 тыс. чел., в Монголии 125 тыс. чел., в Афганистане 40 тыс. чел., в Турции 25 тыс. чел. и т.д. Говорят на казахском яз. тюрк. группы алтайской семьи. Письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Этногенез К. происходил в условиях длит. взаимодействия разнородных кочевых племен. В этногенезе важную роль сыграли прежде всего субстратные индо-иран. племена эпохи бронзы. В 1-м тыс. до н. э. Казахстан - зона обитания ираноязычных сакских племен. В 1-й пол. 1-го тыс. н. э. Происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и др. тюркоязычных племен на терр. Казахстана. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстана в зону влияния разнородных племен с сер. 1-го тыс. (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.). В 9-11 вв. политич. гегемония в Казахстане принадлежала огузам, кимакам и карлукам. В 11-13 вв. терр. Казахстана входит в зону формирования кыпчакской этнокультурной общности. В сер. 12 в. в Семиречье проникают кидани (каракитаи), а в нач. 13 в. - найманы и кереиты. Этот период по антропологическим материалам Казахстана является ранним этапом становления характерного фенооблика для казахов. Последовавшие затем монг. завоевания и вхождение терр. Казахстана в состав монг.-татарских гос-в (Кок-Орда, улус Сибана, Моголистан и др.) оказали значит. воздействие на этнич. процессы, вызвав перемещение, дробление и объединение разл. племен и народностей, в ходе к-рых монголы полностью ассимилировались местным тюрк. населением. в кон. 14- нач. 15 вв. большинство тюрко-язычных племен Казахстана (кыпчаков, аргынов, найманов, карлуков, канглы, кереитов) вошли в состав Узбекского и Ногайского ханства. С возникновением Казахского ханства во 2-й пол. 15 в. произошло завершение этногенетич. процесса, сформировалась казах. этнич. общность. В ее составе сложились три хозяйственно-культурных объединения - жуза, каждый из к-рых включал группу племен и занимал обособленный р-н: Семиречье - Старший жуз (улу жуз), Центр. Казахстан - Средний жуз (орта жуз) т Зап.Казахстан - Младший жуз (киши жуз). В 1731 добровольно вошли в состав России К. Младшего жуза, в 1740 - К. Среднего и части Старшего жуза; присоединение Казахстана к России завершилось в 60-е гг. 19 в. В состав РСФСР в 1920 была образована Кирг. АССР, переим. В 1925 в Казах. АССР, к-рая в 1936 преобразована в Казах. ССР. С 1991- Респ. Казахстан.

Традиц. занятие - полукочевое и кочевое скотоводство (овцеводство, в осн. грубошерстных курдючных пород, кр. рог. скот, коз), в т.ч. коневодство и верблюдоводство, базировавшееся на круглогодичном пастбищном содержании скота. Радиус перекочевок достигал 1000-1200 км. Каждая кочевая группа имела строго определенные пастбища и кочевые пути. Пастбищные угодья разделялись по сезону: зимой располагались в осн. на юге - при меридиональном кочевании, в речных долинах и предгорной полосе - при вертикальном кочевании; летом - соответственно в степной и лесостепной зонах и в горах. Земледелие (поливное) носило вспомогательный характер. В последующие годы интенсификация скотоводства, а также сокращение пастбищных территорий (в результате рос. колонизации) и развитие земледелия приводили к оседанию части кочевников.

Традиц. ремесла у женщин - прядение овечье и верблюжьей шерсти, изготовление ковров и войлоков, вышивание, шитье золотом и бисером, плетение циновок; у мужчин - ювелирное, обработка металла, резьба по дереву и кости, тиснение кожи.

Традиц. поселения - аул. Осн. вид традиц. жилища - юрта (сохраняет подсобную роль). При перекочевках она перевозилась во вьюке в разобранном виде. Были широко распространены зимние постоянные жилища: каменные шошала, или тошала, и юртообразные постройки из дерева, плетня, дерна и камыша, а также землянки (жертоле, или казба уй).

Традиц. муж. одежда состоит из рубахи, штанов и бешмета - узкой наплечной одежды до колен со стоячим воротником. Верх. одежда - халат (шапан); у богатых К. халат был из бархата и расшит золотом или галуном; иногда оторочен мехом. Непременная часть муж. одежды - кожаный пояс. Головной убор мужчин - тюбетейка, поверх нее надевали или войлочную шляпу с разрезными отгибающимися полями, или башлык, или шапку в виде колпака мехом внутрь с отгибающимися наружу полями, или тымак - зимнюю шапку, подбитую мехом, с широкими полями, спускающимися на шею и плечи.

Традиц. жен. одежда - рубахи-платье, штаны хл.-бум. платье - темное или белое у пожилых и цветное у молодых, безрукавка. У молодых женщин - нагрудник из сукна и др. тканей, расшитый нитками, галуном и разнообразными украшениями. Жен. головные уборы различались в зависимости от плем. принадлежности, возраста и семейного положения. Характерен свадебный убор (саукеле) - высокий колпак из красного сукна или бархата, часто богато украшенный подвесками, бусами и цепочками, у замужних женщин кимешек - род капюшона из белой хл.-бум., реже шелковой ткани, закрывающий голову, плечи, грудь и спину, с вырезом для лица; поверх капюшона надевался белый тюрбан. Женщины носили серебряные, медные и стеклянные украшения: серьги, бусы, браслеты, кольца и др.

Основу традиц. питания с весны и до осени составляло молоко, в осн. в сквашенном виде (катык или айран - из овечьего и коровьего молока, кумыс - из кобыльего), сыр; с ноября - мясные и растит. продукты.

Основа традиц. социальной организации - кочевая община, главой ячейки к-рой была малая семья с патриархальными устоями. Брак патрилокальный. Были распространены обычаи левирата и сорората. Заключению брака предшествовало сватовство, неоднократное посещение невесты, взаимные одаривания между сватами и выплата калыма.

У К. сохраняется богатый фольклор (песни, эпич. сказания, исполняемые сказителями-жыршы, творчество поэтов-импровизаторов - акынов). Большую роль в духовной культуре играют генеалогические предания, эпос («Кобланды», «Козы-Корпеш» и «Баян-Слу» и др.) и сказания.

Национальность казахи

В основном казахи расселены в Или-казахском автономном округе, Мулэй-казахском и Баликун-казахском автономных уездах Синьцзян-Уйгурского автономного района, меньшинство - в Аксай-казахском автономном уезде провинции Ганьсу.

Казахи говорят на казахском языке, который относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Казахский язык имеет два диалекта: юго-западный и северо-восточный.

Казахская письменность возникла во второй половине XIX в., дважды реформировалась в Советском Союзе, а в 1954 г. была переработана в Китае и в настоящее время основана на арабской графике.

Большинство казахов исповедуют ислам.

Казахская нация имеет древнюю историю. Древними предками казахов были усуни, которые в эпоху Хань населяли территории к югу и северу от Тянь-Шаня (II в. до н.э. - II в. н. э.). В последствии важную роль в этногенезе казахов сыграли тюрки (середина VI в. н.э.), древние племена гэлоулу, хуэйху (X в.-XII в.), кидани (XII в.), кереиты, найманы, цинча (XIII в.). Впервые название нации появилось в середине XV в., когда казахи создали Казахское ханство. Согласно народным преданиям казахов, “казах” означает: “белый гусь”. Некоторые считают, что название нации произошло от древних китайских названий племен “гэса”, “эса”, “кэса”, другие объясняют название “казах” как “воин”, “вольный человек”, “беглец”. За исключением незначительного числа занимающихся сельскохозяйственным производством, большинство казахов занимаются скотоводством. Живут они в живописных степях. Жизнь и работа казахов не обходятся без лошадей. Каждый казах может похвастаться превосходной ездой на лошадях и гордится тем, что нация казахов - “нация наездников”. Гордость казахов - знаменитые скакуны Или, которые благодаря своей красоте и великолепию более 2000 лет назад были названы императором Хань Уди “небесными скакунами”.

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.

История

История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:

  • Ранний;
  • Средние века;
  • Казахское ханство;
  • История в составе Российской империи и СССР;
  • История современного независимого Казахстана.

Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.

Исторически состояли из трёх крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза.

Язык - казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков.

Казахи - народ тюркского происхождения, имеющий сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Древними предками казахов являлись саки, массагеты, гунны, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В III-II вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй (канглы). В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы. В VI-VII вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (тюргеши, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (VIII век) и Карлукский (VIII-X вв.) каганаты, объединения огузов (IX-XI вв.), кимаков и кыпчаков (VIII-XI вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. В X-XI веках на западе Казахстана существовали ханства половцев, состоявщих из племен кыпчаков. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В XIII веке была образована Золотая Орда: территория от Чёрного моря до Азовского моря, территории Каспийского и Аральского бассейнов. После распада Золотой Орды в её восточной части около середины XV веке возникло Казахское ханство. Но междуусобные войны, сепаратизм, интриги внешних и внутренних врагов привели к дроблению и ослаблению Казахского ханства. К XV веку окончательно формируется централизованное казахское государство, в которое влились почти все казахские рода, объединенные одним языком и культурой. Во времена Есим-Хана в 1625 году присоединились некоторые найманы, кочевавшие во владениях Хивинского ханства, а в 18 веке присоединились коныраты с кочевьев Бухары.
Женшина-казашка в свадебном наряде на лошади.

Казахский народ исторически сложился из трёх групп жузов:

Старший жуз (Семиречье) - включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншыкылы, шапрашты, уйсин, ошакты, ысты;
Средний жуз - в основном племена аргын, найман, кыпчак, керей, конырат, уак, таракты;
Младший жуз - состоял из племенных объединений алимулы (роды шомекей, карасакал, каракесек, торткара, шекты, кете), Байулы (роды адай, алаша, жаппас, алтын, [[берш /бериш]], шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жетиру (роды жагалбайлы, кердери, тама, табын, телеу, рамадан, керейт).

В Младшем жузе в начале XIX век царским правительством России была создана и поддерживалась Внутренняя, или Букеевская Орда.

По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 млн человек.

К началу XX века казахи ещё не сложились в единую нацию. Как пишут В. И. Бушков и Л. С. Толстова, этническая консолидация казахской народности ещё не была завершена. Среди казахов к началу XX века насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем «хасак», но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими.

Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века.
Почтовая марка с изображением традиционных казахских костюмов и юрты
Голод 1932-1933 годов

Голод в Казахстане в 1932-1933 гг., Малый Октябрь

Массовый голод случился начале 30-х годов в результате репрессивной сталинской сельскохозяйственной политики, проводимой в Казахстане первым секретарём Казкрайкома ВКП Филиппом Голощёкиным и заключавшейся в насильственном отборе скота у коренного населения. Оставшись без средств к существованию, погибли около полутора миллионов жителей республики,сотни тысяч бежали в Китай. Частично эта катастрофа признаётся и советскими источниками. По официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов насчитывалось 3,968 млн человек, а согласно переписи 1939 года - уже всего 3,1 млн человек. Существует мнение, что доверять данным этой переписи нельзя, так как, чтобы скрыть чудовищные последствия голода, данные неоднократно переделывались и фальсифицировались. Согласно всероссийской переписи 1897 года, численность граждан Российской империи, указавших в качестве родного казахский язык, составляла 4,08 миллиона человек, что было меньше всего лишь примерно на 0,1 миллиона, чем все остальные народы Средней Азии вместе взятые (без учёта 1 млн жителей российских протекторатов Бухарского эмирата и Хивинского ханства, не охваченных переписью), см. Перепись населения Российской империи (1897). Если бы не голод, население современного Казахстана могло бы быть значительно больше, чем сейчас.
Репатриация этнических казахов в Казахстан

Нурлы кош

В настоящее время Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны либо оказавшихся за пределами её современных границ после национально-государственного размежевания в Центральной Азии, и их потомков, проживающих в других странах (употребляется термин оралманы). Всего за последние 2 десятилетия в Казахстан переехало, по официальным оценкам, до 1 миллиона этнических казахов.

В настоящее время реализуется программа «Нурлы кош» на 2009-2011 годы, (каз. Нұрлы көш дословный перевод «светлая кочёвка», «светлый переезд»). Программа утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126. Данная государственная программа Республики Казахстан для рационального расселения и содействие в обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан; гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны.
Этноним «казах»

Этноним «Казах» появился в XV веке, когда в 1460 году, недовольные жёсткой политикой хана Узбекского улуса (основной татарский улус Золотой Орды, не путать с современными узбеками), Абу-л-хайра, султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом - «Қазақ» («Қазақтар»), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твёрдое Қ, но с 1936 года в современной русской орфографии было установлено правописание «казах». После дробления восточной части Улуса Чагатая государства Могулистан, Казахский улус усилится за счет могулийских родов Могулистана.

В царской России нынешних казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками, чтобы не путать с русскими казаками. Неправильное употребление до революции этнонимов «казах» и «киргиз» было связано с ошибками некомпетентных авторов и администрации. Ещё в 1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют». Первоначально этноним «казах» закрепился в форме «казак» в 1925 году в Советской России после переименования Киргизской АССР в Казакскую АССР, а в форме «казах» после преобразования Казакской АССР в Казахскую ССР.

Существующие версии происхождения значения слова «казах»:

Слово «казак» означает «свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений».

Численность

Общая численность казахов - св. 14 млн человек.

Казахстан - 10,5 млн чел.
Китай - 1,4 - 1,5 млн чел.
Узбекистан - 0,8 - 1,1 млн чел.
Россия - 648 тыс. чел.
Монголия - 102 тыс. чел.
Туркменистан - до 40 тыс. чел.
Киргизия - 39 тыс. чел.
Иран - 3-4 тыс. чел.
Таджикистан - 900 чел.

Казахи в Китае

В настоящее время в Китае казахов проживает в два раза больше чем в РФ - около 1,4 млн.человек. Основная масса казахов проживает в СУАР (около 1,25 млн человек), где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также проживают в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд. Казахи в Китае относятся к малочисленным этносам, имеющим государственный статус.

В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает 3 телеканала, которые вещают 7 дней в неделю.

На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «Одна семья - один ребёнок».

Казахи в России

Численность казахов и их доля в населении России постоянно увеличивалась. В приграничных регионах казахи проживают компактно. В Астраханской области издаётся газета на казахском языке («Ак арна»), в ряде рагионов имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет, есть одна школа в Республике Алтай, где на казахском языке ведётся преподавание по программе казахстанского отдела народного образования и по казахстанским учебникам, но при этом среднее образование на казахском языке в России отсутствует.

Казахи в Узбекистане

Религия
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане

Традиционная религиозная принадлежность - мусульмане-сунниты. Традиционный мазхаб (мусульманская правовая школа) имама Абу Ханифа, акыда (вероубеждение) на основе учение имама Абу Мансур аль-Матуриди (одна из 3 классических суннитских акыд).

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века. Например ислам был уже в Империи Караханидов в конце 10 века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет / сундет) совершает подавляющая верующая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определённая часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.
Мечеть имени Машхура Жусупа

Распространение ислама среди кочевников было не таким активным как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255-1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312-1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Тенгрианство

Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы, вечного неба над головой и почитанием духов предков. Тюрки поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевлённое. Тенгрианская вера давала тюркам-кочевникам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Всё было взаимосвязано, и тюрки-кочевники бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.
Язык и письменность

Казахский язык, Казахская письменность

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственниками казахов являются каракалпаки, ногаи, татары. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Следует отметить, что в период с V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Ещё при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке. Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII-XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому. С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык - «тюрки», который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии.

Учёные впервые обнаружили памятник древнетюркского рунического письма на территории современной Хакасии. Позднее - на территории Тувы, Монголии, Алтая, Казахстана, Таласа (Киргизия) и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Археологические экспонаты с образцами древнетюркского рунического письма хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.

Рунический алфавит состоял из 24 букв и слово разделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и слово разделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Языком надписей, выполненных на древнетюркском руническом письме был орхоно-енисейский язык (получивший название по рекам Орхон в Монголии и Енисей в России), который относился к карлукской группе тюркских языков и предшествует узбекскому языку.

По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился ещё в X-XI вв. Исламизация большинства казахов и восприятие грамотной частью населения арабской графики произошли в XVIII веке.

В 1912 году Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

В советский период в Казахстане в политических целях был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику (латинизация, 1929), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу (кириллизация, 1940). В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведётся обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.

«Латинская графика доминирует сегодня в коммуникационном пространстве», заявил президент Н.Назарбаев, выступая перед Ассамблеей народов Казахстана. «Нужно вернуться к вопросу о переходе на латиницу казахского языка», сказал он делегатам, представлявшим различные этнические группы Казахстана.

Для современных казахов характерно двуязычие. Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски, в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов, а в России 98 % казахов свободно владеют русским. Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.

В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики.
Быт и культура

Казы - деликатесное конское мясо

Основные блюда - мясные. Одно из популярных казахских блюд называется «Ет» (мясо), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак, из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (камыр). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы - казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» - нанизанная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба.
Куырдак - традиционное казахское мясное блюдо

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски - это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире - 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

К известным сладостям относится «шертпек» - это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки - жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле - шельпек; «таба-нан» - лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандырный - лепёшки испечённые в тандыре.. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шельпеки, так как они легко готовятся в походных условиях - в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом шёлковом пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау - зимовья).

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»
Национальные виды спорта

Памятная монета Казахстана «Кыз Куу» из серии «Национальные обряды и игры», 2008

Байга - скачка на расстояние 10 - 100 шакырым (один «шакырым» - приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» - «звать»).
Аламан-байге - скачки на длинные дистанции (40 шакырым).
Кунан-байге - скачки молодых лошадей - двухлеток.
Жорга-жарыс - скачки иноходцев.
Кыз куу (погоня за девушкой) - догонялки на лошадях между девушкой и парнем.
Кокпар - козлодрание (борьба конников за тушу козла).
Тенге алу - подними монету на скаку и прочая джигитовка.
Сайыс - борьба, сидя на лошадях.
Казахша курес - национальная казахская борьба.
Тогыз-кумалак - девять шариков (настольная игра).
Асык - игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки).
Буркут-салу - соколиная охота до первой дичи.
Жамбы ату - стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
Тартыспак - командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

Казахские традиции

Современный Казахстан переживает период национального возрождения и возрождение национальной государственности.

Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».

4766 0

Портал NDH знакомит читателей с новыми идеями о происхождении казахского народа и его прямой связи с древнейшими государствами Евразии. Об этом пишет Бекжан АДЕНУЛЫ в книге «Тайная история казахов»

В анналах истории хунны известны как «хунь» и «хунну» . Хунны, начиная с IV века до н.э., основали империю Хунь, которая простиралась от территории современной Монголии до великих китайских стен и вплоть до I века н.э. хунны были главным грозным соперником Китайской империи. Известно, что сам народ Хунь состоял из 24 племен, а племена дилин, сяньби и дунху входили в состав их империи в качестве вассалов.

Коричневые лица являлись отличительной чертой хуннов и существует мнение, что они, ведя жизнь с открытой степи, под палящим солнцем и обдуваемые постоянными степными ветрами, получили свое имя от соседского народа жунди. Казахское слово «қоңыр» («хоныр»), которым соседи жунди наградили хуннов за цвет лица, сначала стало «хуньр» , но уже китайской империей окончательно трансформировалось в «хунь» из-за отсутствия в китайском языке звука «Р».

Сам народ жунди жил в лесистых горах на северо-западе Китая. Тысячелетие, проведенное в густых лесах и туманных горах, нехватка или полное отсутствие солнечного света предопределило у представителей народа голубой цвет глаз и рыжий цвет волос. Кроме того, как и большинство горных народов, жунди отличались усиленным волосяным покровом лица, и хунны, в свою очередь, назвали их народом «жүнді» или жунди, что означает «волосатый». Как говорится: «Как сосед назовет – тем и будешь».

До III века до н.э. территория народа жунди располагалась в лесистых горах между страной хуннов и многочисленными предками китайцев. Поражения в войнах с соседями в III веку до н.э. привели к распаду племени жунди. Малая часть народа жунди ушла северо-восток в земли племен ху (предки корейцев, монгол и японцев), а львиная доля – на запад. Племена, оставшиеся в горах современного Синьзяна, основали небольшое государство Уйсунь. В середине II века до н.э. они стали союзниками Китайской империи, прервав родственные связи с империей Хунь. В тот же век они, завоевав Среднюю Азию, создали империю Уйсунь, что открыло их союзнику, Китайской империи, новые возможности для торговли шелком. Это и предопределило появление Великого шелкового пути. В истории имперской России истинное название империи Уйсунь скрыто под именем «Кушанское царство» . Стоит отметить, что ученые признают уйсуней потомками народа жунди. Древние уйсуни отличались рыжим цветом волос и голубыми глазами, однако, потеряв родную территорию, богатую лесами, они со временем растеряли ряд отличительных черт своего внешнего облика.

Таким образом, земли народа жунди перешли во владения Китайской империи, сделав китайцев и хуннов ближайшими соседями. Хунны называли китайцев «құрттай» , намекая на их многочисленность и сравнительную низкорослость (средний рост китайцев значительно уступал высоким хуннам, чей средний рост был не менее 180 см). «Құрттай» со временем стал прототипом названия «Қытай» , подтверждая, что имя китайскому народу дал их ближайший сосед – хунны (хоңыр).

Как сказано выше, название «хунны» изначально звучало иначе, а именно – «Хоңыр» . Дело в том, что в китайском языке отсутствует звук «Р», что исказило китайское произношение, сделав из труднопроизносимого «қоңыр» и «құрттай» практичное «хунь» и «китай» , соответственно. За четыре столетия хунны переняли китайский вариант произношения «хунь» на китайский лад, однако на казахском языке его следует произносить как «құң», а не «ғұн» .

Изображение хунну в китайском искусстве

В I веке н.э. Хуннская империя потерпела поражение от военного союза Китая и сяньби. В конце концов, основная часть хуннов ушла на запад, на территорию современного Казахстана, где испокон веков жили саки. Возможно, что передовые части хуннов племена Құман и Алан (Ұлан) достигли реки Куман (Кубань) и Закавказья.

До прихода хуннов на земли саков, на их территории существовало государство, которым правило племя Кангью. Фактически племя Кангью находилось в прямом подчинении от Хунньской империи, ведь государством правили ставленники хуннских правителей. Этот факт подчеркивал известный российский историк Лев Гумилев. Так основная часть хуннов, пришедших с востока, осталась на территории современного Казахстана и взяла власть в свои руки. Можно предположить, что потерявшие власть Кангью (Канглы) перекочевали на юг, на земли своих «вчерашних врагов» Уйсунской империи, признав их власть. Уйсунская империя являлась ближайшим союзником Китайской империи. Ими правили цари, родившиеся от китаянок, что защищало Уйсунскую империю от завоевания хуннов вплоть до конца III века н. э.

В I веке н.э. смешение двух кочевых народов с родственным языком послужило началом естественного процесса становления единой нации. Власть находилась в руках хуннских правителей, поэтому территорию современного Казахстана иные тюркоязычные соседние племена называли «Хунзах» , где «зах» аналог современного слова «жақ» , что обозначало место, область. Значит, «Хунзах» переводится как «земля хуннов» . Со временем, данное соседями название прижилось и для самого народа. Процесс становления единой нации продолжался вплоть до IV века нашей эры, а к VII веку название «Хунзах» окончательно преобразовалось в «Хазах» . Часть слова «ун» («ұң») выпадает из использования, укорачивается до «Хзах» и, в конце концов, приобретает новое название «Хазах» . Из этого следует, что хунны и саки образовали единый народ «Хунзах» , ставший впоследствии «Хазах» . Это подтверждает происхождение казахского народа как их единственного правопреемника.

Следует отметить, что Российская империя вела политику по целенаправленному искажению истории древних тюркоязычных народов хуннов и саков с целью отрицания прямых потомственных связей с казахской нацией. Согласно их утверждениям, казахи - это «молодой народ, недавно появившийся из разбойных кочевников» . Имперская политика ложно утверждала, что саки относились к ираноязычному этносу, тем самым получив возможность отрицать любую связь саков (скифов) с тюркоязычными народами Евразии из-за якобы «ираноязычности» саков-скифов.

Более того, Российская имперская политика утверждала, что в I веке н.э. хунны не осели на территории Казахстана, а ушли дальше на запад, за реки Итиль и Яик, что помогло им успешно скрыть очевидное родство современных казахов с древними хуннами. Тут царская Россия опиралась на летописи римских историков, которые писали, что некоторые племена хуннов действительно дошли до реки Кубань и до Закавказья. Но, несомненно, большая часть обосновалась именно на территории современного Казахстана.

На основании нижеприведенных данных покажем, что эти утверждения не бездоказательны.

Племя Абар – одно из самых воинственных племен хуннского народа, слава которой гремела до VII века н.э. В I в. они обитали в предгорьях Тарбагатая и известны тем, что сумели остановить армию сяньби, гнавших отступающих на запад хуннов. Это племя в IV веке н.э. переселилось на Кавказ из-за «напряженных отношений с савирами». Хунзахское плато в сердце нагорного Дагестана, слово «хунзах», которое переводится как «земля хуннов», древняя столица аварцев город Хунзах – все это доказывает наше утверждение. Таким образом можно предположить, что современные аварцы Дагестана – предки переселившихся абарцев. Племя Абар, переселившееся на Кавказ в IV веке, признавало себя полноправной частью народа «Хунзах», поэтому в названии многих исторически значимых мест присутствует название народа.

Отсутствие названий «Хунзах» на нашей территории объясняется тем, что к VII веку оно изменилось на «Хазах». Конечно, мы не можем сказать, что язык современных аварцев похож на казахский язык. Главной причиной языкового различия между нашими народами состоит в том, что на протяжении нескольких веков (V - XI века) аварцы находились под влиянием сначала церковного языка византийского христианства, а в XI - XIV вв. - церковного языка католического христианства. Влияние языков византийского и католического церквей привело к сильному изменению хунзахской основы аварского языка. Уместно было бы сказать, что изменение аварского языка прекратилось благодаря принятию ислама в XIV веке. В данное время аварский язык относится к алтайской языковой группе, что также указывает на то, что предки аварцев происходили из горной местности Тарбагатая в Восточном Казахстане.

Исторические факты наглядно демонстрируют, что большая часть племени Абар в VI веке переселилось в Европу. В 562 году в восточной части Европы Баян хан создал Аварский каганат, центр которого располагался на территории современной Венгрии, а согласно мнению историков, авары были тюркоязычными. Также, как и в ситуации с Кавказом видно, что народное название «Хунзах» использовалось и на территории Аварского каганата. К примеру, на территории Венгрии существует область Кунзак, которая состоит из младшего кунзака (Кишкунзак) и большого кунзака (Надкунзак).

Тут прослеживается очевидная связь между хунзаками Кавказа и кунзаками Венгрии, но несмотря на это, Российская империя категорично отвергала эту связь ровно, как и связь племени Абар из Тарбагатая с аварами Дагестана. Имперским историкам следовало объяснить «несоответствие», и они представили название «Кунзак» как искаженную версию названия «Кыпчак», тем самым опровергая связь двух древнейших народов саков и хуннов с казахами.

Опираясь на исторические факты, попробуем доказать, что название «Хунзах» изменилось в «Хазах».

До VII века народ, проживающий на территории современной Кашкарии, в китайских источниках был известен как «Хаса», что есть «Хазах» на китайском наречии. Причина небольшого несоответствия в китайских особенностях произношения звуков. Если бы китайцы произносили слово «хазах» в полном соответствии со своими правилами, то это звучало бы как «хасакы», однако китайцы часто сокращали иностранные слова. Таким образом названия «хазах» у них превратилось в «хаса» , и этим именем в VII веке китайские источники называли народ, живущий за Кашкарией.

Однако, как и ряд других, казалось бы, неопровержимых доказательств, этот факт был искажен в имперской политике, назвав «хаса» племя хазар. Общеизвестно, что основная часть племени хазар до сих пор живет на своей исторической родине, в Туркмении, и входит в состав туркменского народа.

Как известно, в 626 году Закавказье было захвачено «большелицыми азиатами », пришедшими с территории современного Казахстана, то есть армией Западно-Тюркского каганата. А в VIII веке арабские источники сообщали о городе «Казах» в Закавказье, который существует и поныне.

Также известно, что на территории современного Казахского района с XV по XIX век существовал Казахский султанат. Город Казах и Казахская степь в Азербайджане, река Касах и водопад Касах в Армении - напоминание, оставленное азиатами-казахами, о том, что в Закавказье жила часть казахского народа.

В IX веке византийский император писал, что меж двух Кавказских гор есть страна Касахия. Арабский историк и географ Аль Масуди в X веке называл этот народ Кашак. Он также писал: «Кашакский народ, в отличии от других народов, населяющих ту местность, выглядел красивее, потому что их лица чисты» , т.е. растительности на лице кашаков было меньше, чем у других Кавказских народов. Когда арабский историк прибыл туда в X веке, казахи населяли Кавказ уже более трехсот лет и за это время «большелицые азиаты» растеряли первоначальные внешние признаки, но еще не успели обрасти густой растительностью на лице, которой славились веками этносы, населяющие Закавказье.

Казахи Закавказья

Большая часть этих казахов потеряли свои земли в междоусобицах с Грузией и перебрались в район реки Дон. Их национальные одеяния из-за долгого проживания на Закавказье претерпели изменения и стали неотличимой от соседей, поэтому национальные одежды донских казаков и закавказских народов одни и те же. позже, в XVI веке, донские казахи попали под влияние Российской империи и начали массово принимать христианство, поэтому они были вынуждены менять имена на православные. Тех, кто продолжал говорить на своем языке церковь называла «язычниками» и истребляла, поэтому закавказские казахи вынужденно перешли на русский язык. Так появился новый славяноязычный этнос «Казак» . Российские ученые признают, что многие стародонские казачьи слова аналогичны с казахскими, а выдающийся академик Бартольд говорил, о «происхождении казаков из киргиз-кайсаков», что является доказательством родства донских казаков с казахами. Царская Россия объясняла появление казаков тем, что они являются сборищем бежавших от крепостного права русских бедняков, но никак не казахами. Забавно, ведь крепостное право появилось в России только после XVI века, а те, кого они зовут казаками населяли близлежащие Крыму области уже в XIII веке.

Закавказская одежда казаков указывает на их прямую связь с народом «касах» («кашак») , населявших Закавказье в VII - XIII века, а «казахоязычность» предков стародонских казаков доказывает то, что азиаты, пришедшие Закавказье в VII веке с территории Казахстана, говорили на казахском языке и назывались казахами.

Собранные доказательства говорят о том, что в VII веке наши земли населяли казахи и говорил этот народ на казахском языке.

Живший в XIII-ом веке арабский историк Ибн Аль Асир писал, что войско Чингисхана, сражаясь с объединенными силами закавказских аланов и кашаков, агитировало кашаков, желая переманить их на свою сторону, говоря им: «Вы и мы один народ, но аланы не из наших» . Этот арабский историк жил во времена описываемых событий. Потомки аланов - карачаевцы и балкары, а их язык, несмотря на некоторое сходство с казахским, отличается. Изречение «Вы и мы один народ, аланы не из наших» доказывает, что войско Чингисхана и кашаков состояло из одного народа, но язык не повернется сказать, что монголы и казахи один народ. Войско Чингисхана, называя каких-то закавказских кашаков сородичами, заключило с ними союз. Это говорит о том, что войско Чингисхана состояло из казахов, а кашак-касахи, завоевавшие Закавказье в VII веке, совершенно точно казахи.

Но Царская Россия намеренно вводило в заблуждение, утверждая, что кашаки – это кыпчаки. Тем не менее, в нашу пользу говорят византийские письмена, в которых грузинские и арабские «кашаки» известны как касахи. Добавим, что в отличии от названий разных городов и местностей «Казах» или «Касах» в Закавказье (которые существуют до сих пор), там никогда не было ни одного наименования кыпшак. Это могут подтвердить вышеуказанные азербайджанский Казахский район, город Казах и армянский «касахский водопад», а также казахская группа рабского сословия балкаров и рабское сословие «касогта» в составе осетинских дигоров. А кыпчакских названий нет и в помине. Используя схожесть, Российская империя попыталась скрыть древнее существование казахского народа с помощью мнимых «кипчаков».

Закавказские казахи позже ассимилировали в состав осетин, балкар, азербайджанцев, армян, грузин и кумыков. В национальном составе осетинских дигоров и балкар существовало рабское сословие казах, а дигоры, балкары и карачаи – прямые потомки народа аланов. Карачаевский и балкарский языки схожи с казахским, а друг друга они называют аланами. Тем временем осетинские дигоры, слившись с иронцами, стали терять дигорское наречие. Эти доказательства говорят, что оставшиеся казахи были ликвидированы и отправлены в рабство аланами или бежали в Армению и Грузию и ассимилировали там. А те, кто бежал в сторону Дона, были вынуждены принять церковный язык и стали врагами своих сородичей, став донскими казаками.

В VII веке на территории современного Казахстана существовал Тюркский каганат. Нет сомнений в том, что название Тюркского каганата происходит от названия правящей там династии «Тюрк Ашина», ибо царская династия создала и правила государством. В те времена название государства изменялось в зависимости от названия правящей династии, в то время как народ, населявший территорию, оказывался в тени. Например, из-за того, что народ саков находился под управлением племени Канлы, государство имело название Канлы и наоборот. Позже были Найманское ханство, ханство Керея, государство Жалайыров, Каракойлы, Аккойлы и их названия зависели от главенствующего племени. Поэтому во времена царства Жужанского и Тюркского каганатов довольно тяжело найти упоминания о самом народе, населявшем эти государства.

Арабские и персидские источники VII века указывали, что дошедшие вплоть до Индостана, рядовые воины из войска Западно-Тюркского каганата называли себя Халажами или Хилжами и то, что это не название какого-то племени, а общее название воинов, входивших в состав различных племенных войск каганата. Простые воины в составе Тюркского каганата отмечались и под таким названием. А если сравнить написание этих двух вариантов их имен и название «казах», то можно понять насколько они похожи (показано снизу). Можно утверждать, что названия «казах» изказилось на «халаж» и «хилж» при поздних переписях арабо-персидских источников. Это доказывает, что состав Тюркского каганата представлял народ казахи, а все племена, встречающиеся в истории этого государства, относятся к казахскому народу, в том числе главенствующая династия «Тюрк Ашин».

حذح حلج حلج

Хазах Хилж Халаж

Российский историк XIX века Алексей Левшин в своей знаменитой работе «О киргиз-кайсакской орде» пишет следующее:

«...большая часть русских писателей полагает, что первые Казахи произошли или составились у Татар. Мысль сию, к которой мы уже привыкли, опровергают восточные Историки, утверждая, что Казахи составляли самостоятельный и независимый народ в отдаленнейших веках нашего летосчисления. Некоторые даже относят их существования далее Рождества Христова. Достоверно то, что Фирдеви, или Фердуси, живший около 1020 года, то есть за два столетия до появления Монголо-Татар на западе, в Истории Рустема, упоминает о народе Казаках и Ханах Казахских. Из сочинений его и древнейших летописей Персидских, которыми он пользовался, известно, что Казахи древние, подобно позднейшим, прославили имя свое грабежами и побегами, что главное оружия их были копья».

Таким образом, Алексей Левшин, прозванный Чоканом Валихановым «Геродотом казахской истории», на основе персидских источников четко доказывает существование казахского народа и Казахского ханства еще в Х веке.

Так получилось, что, труд Дулати «Тарихи и Рашиди» ныне считается первоисточником истории казахов. Но ученые отзывались об этом труде так: «Та"рих-и Рашиди» сообщает уникальные известия по истории Могулистана и Могулии, ни один источник их почти не дублирует, в то время как события, нашедшие отражение в «Бабур-наме», в значительной части получили освещение в ряде других источников эпохи. Сличение текста с другими списками «Та"рих-и Рашиди» показало, что изменения, внесенные переписчиками в текст на протяжении нескольких веков, столь значительны, что на сегодняшний день можно говорить о наличии двух редакций сочинения. Повторы - характерная особенность Мирзы Хайдара; создается впечатление, что он писал свои мемуары, не перечитывая их». Из их мнений складывается впечатление, что они считали «Тарихи и Рашиди» не заслуживающим доверие трудом, который не дошел до нас в оригинальной версии, а «Бабур Наме» и «Рустам» Фирдоуси, напротив, снискали авторитет ученых, которые считают их заслуживающими доверие первоисточниками. Фирдоуси писал в своих мемуарах в X веке (т. е. за триста лет до Чингисхана), что и Казахское ханство, и казахский народ жили на своей территории. Я поражаюсь тем, кто не верит в это и тем, кто верит в сомнительные писания Дулати, говоря, что «народ Казахстана и их государство появилось только после ХV века».

Однако Российская империя, преследуя свою политику, исказила сведения из книги Фирдоуси, изменив название Казахского ханства. Империя ввела Казахское ханство в мировую историю как «государство Караханидов». Для читателей, которые знакомы с арабской письменностью, не составит труда убедиться в этом.

قازق قارق

Қазақ Қарақ

Исторически известно, что официальной религией, так называемого, «государства Караханидов» был ислам и правители Караханидов, которые считались представителями рода ходжа, оставляли в городах доверенных людей правителями, а сами оставались жить в степи в юртах, ведя кочевой образ жизни. Это является наглой ложью, ибо люди из рода ходжа никогда не были кочевниками и пришли на земли Средней Азии только в XI-XII веках. Другими словами, государство Караханидов было Казахским ханством, казахский народ считали мусульманами в исламском мире.

Изменение Россией в XIX веке название города Тараз в Аулие-Ата, а также строительство мавзолея «Карахан Баба» на месте неизвестного могильника в этом столетии – попытка обосновать существование «Караханидов» вместо Казахского ханства.

Подводя итог, мы получим цельную историю казахского народа. В I - IV вв. хунны и саки образовали единый народ Хунзах, к VII веку их название изменилось на Хазах. В VII веке часть их, завоевав Закавказье, осталась там, а спустя еще пять столетий многие из них переселились в Донский регион и трансформировались в «русскоязычных казаков». Оставшиеся на своей исторической родине казахи приняли ислам в VIII веке, а в IX веке появилось национальное государство Казахское ханство, где официальной религией был ислам. Именно этот народ и их ханы указаны в труде Фирдоуси, о котором упоминает Алексей Левшин. Так называемые «караханиды» были Казахским ханством, а его кочевой казахский народ - мусульманами. Таким образом, казахи является прямыми потомками народов хуннов и саков.