Балетный спектакль спящая красавица. Балеты фотоархив «спящая красавица

Краткое содержание

Пролог
Король Флорестан XIV и Королева празднуют рождение принцессы Авроры. В королевском дворце готовится пир. Каталабют, обер-церемониймейстер, проверяет списки приглашенных. Согласно приказу Короля все готово для на-чала праздничной церемонии.
Приехавшие гости и придворные поздравляют короля и королеву. Фея Сирени и феи Добра подносят новорожденной свои дары, наделяя Аврору самыми прекрасными человече-скими качествами.

Вдруг раздается шум – прибывает злая и могущественная фея Карабос, которую забыли пригласить во дворец. Каталабют в отчаянии – его ошибка может обернуться множеством несчастий для принцессы. В ярости фея Карабос предсказывает юной Авроре смерть от укола вязальной спицы.
Но фея Сирени заставляет Карабос покинуть дворец, пред-сказывая разрушение злых чар: «Через сто лет принцессу раз-будит прекрасный принц, и Аврора, и с нею все королевство вернется к счастью».

Действие I

Принцессе Авроре исполнилось шестнадцать лет. Четыре принца сватаются к ней. Король и Королева уговаривают дочь сделать выбор. Но Аврора радуется жизни и молодости и не внемлет уговорам родителей.

В разгар веселья к ней незаметно подходит старушка и протягивает веретено. Аврора доверчиво берет его и про-должает танцевать.

Вдруг танец ее прерывается, она в ужасе смотрит на свою руку, которую нечаянно уколола веретеном. Смертельный хо-лод сковывает Аврору, и она умирает.
Незнакомая старушка сбрасывает плащ – это фея Карабос! Зловеще кружась, она исчезает в клубах дыма. Страшное несчастье постигло королевство. Появляется фея Сирени – в ее силах ослабить зло! Аврора не умерла, она заснула. Ее разбудит горячим поце-луем прекрасный принц. Фея Сирени погружает все королевство в сон на сто лет.

Действие II

Картина 1
Прошло сто лет. Принц Дезире охотится в своих владениях. Но охота не очень занимает его. Он тянется к прекрасной неведомой мечте, ко-торая родилась в его душе.

Перед ним появляется фея Сирени. Она вы-зывает видение Авроры, окруженной воздушными нереидами. Очарованный принц устремляется за видением, но по велению феи оно исчезает. Дезире страстно умоляет фею Сирени разыскать красави-цу, которая пленила его сердце. Фея Сирени увлекает принца в свою волшебную ладью, и они плывут к заколдованному королевскому замку.

Картина 2
В спящем королевстве царят мрак и запустение. Его охра-няет злая фея Карабос. Стремительно приближаются фея Сирени и принц Дезире. Карабос и ее свита пытаются скрыть от них Аврору, но тщетно – принц увидел красавицу. Покоренный Авророй, он нежно целует ее. И злые чары разрушены. Карабос со свитой исчезает.

Аврора просыпается, и вместе с ней оживает все королев-ство. Принцесса видит своего избавителя, и в ее сердце рож-дается любовь. Дезире просит у Короля и Королевы руки Авроры.

Действие III

Свадьба Авроры и Дезире. Герои волшебных сказок при-шли на торжество: принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Зо-лушка и Принц.

Апофеоз
Фея Сирени и ее свита благословляют жениха и невесту.

«Спящая красавица» - балет П. И. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза. Написан в 1889, представлен публике в 1890.

Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флёр-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виолант (Страсть) и злая Карабосс; принц Дезире.

Наиболее известный номер балета - вальс из I акта.

П. Чайковский.
Спящая красавица

Балет-феерия в 3-х действиях с прологом

Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по сказкам Шарля Перро
Хореография Мариуса ПЕТИПА в редакции Константина СЕРГЕЕВА

Музыкальный руководитель и дирижер – ЕВГЕНИЙ ВОЛЫНСКИЙ
Хореограф-постановщик - заслуженный артист России СЕРГЕЙ ВИХАРЕВ
Художник-постановщик - заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России ИГОРЬ ГРИНЕВИЧ
Педагоги-репетиторы - народная артистка СССР ЛИДИЯ КРУПЕНИНА, народная артистка России ЛАРИСА МАТЮХИНА-ВАСИЛЕВСКАЯ, народная артистка России ТАТЬЯНА КЛАДНИЧКИНА, заслуженный артист России ВЛАДИМИР РЯБОВ, заслуженная артистка России НИНА ФУРАЛЕВА, СЕРГЕЙ КРУПКО.

Постановка 1996 года.

Гастроли НГАТОиБ с балетом «Лебединое озеро»: Китай (1957, Пекин, Шанхай, Гуанчжоу), Япония (1966, Токио, Осака, Киото, Нагая, Кобе и др.), Австралия, Новая Зеландия (1971), Монголия (1988, Улан-Батор), Германия (1991, Карлсруэ, Мангейм, Фрейбург и др.); данная постановка - Испания (1995, Фигерас, Сантандер), Португалия (1995, Лиссабон, Порто, Брага), Голландия (1996), Макао (1996, международный фестиваль), Португалия (1997, Лиссабон, Порто), Япония (1998, Токио), Китай (Шанхай, Пекин, 2000, 2001), Египет (2000, Каир), Япония (2004, Токио, Осака, Саппоро и др.).

Краткое содержание балета

Во дворце короля Флорестана торжество по случаю рождения его дочери - принцессы Авроры. Каталабют, обер-церемониймейстер короля, сверяет список приглашенных. Фанфары возвещают выход короля и королевы. Следом появляется свита фей, феи-восприемницы Авроры и фея Сирени. Феи благословляют Аврору, начинается таинственный обряд, который устанавливает магическую связь Авроры с ее покровительницами - феями, творящими судьбу принцессы. Кроме Сирени, фей пять - Кандид, Флер-де-Фарин, Крошка, Канарейка, Виолант. Феи одаривают новорожденную определенными качествами (пять вариаций фей). Нежная колыбельная Кандид сменяется бурным танцем Флер-де-Фарин, которая в свою очередь передает соло мягкой фее Крошке. Затем - весеннее щебетанье Канарейки, и - как апогей - энергичная волевая вариация Виолант. Последней одаривает Аврору фея Сирени.

Неожиданно в этот спокойный и уравновешенный мир врывается черная туча зла. Судьба уготовила Авроре трудную участь. Возникшую было гармонию нарушает фея Карабосс. Она направляется прямо к королю и королеве, выражая недовольство тем, что ее забыли пригласить на церемонию. В забывчивости обвиняют Каталабюта, и Карабосс набрасывается на церемониймейстера. Карабосс со свитой устраивают целый шабаш. Предсказывает то, как Аврора вырастет, как она будет красива и как умрет, уколов палец веретеном. Феи молят Карабосс успокоиться, но все напрасно. Это только подзадоривает ведьму, которая наслаждается своим могуществом в новом приступе безумной пляски. Вдруг - словно луч света проникает в царство тьмы, и через миг появляется фея Сирени. Карабосс отступает.

Начинается предсказание феи Сирени: сила добра не позволит свершиться злу. Приходится Карабосс убираться, тут она бессильна. И возвращается свет, очищающий дворец от злого нашествия. Пролог заканчивается запретом короля прясть в окрестностях дворца и прощением несчастного Каталабюта.

Действие первое

С рождения Авроры прошло двадцать лет, наступило ее совершеннолетие, момент, указанный Карабосс, как пора исполнения предсказания.

В яркий солнечный полдень король Флорестан устраивает праздник в честь Авроры. Идет приготовление к торжеству - крестьяне плетут гирлянды из цветов. Появляются принцы Шарман, Шери, Флер-де-Пуа и Фортюне. Это четыре кандидата в женихи принцессе Авроре.

Вот и сама принцесса, та, из-за которой "затеяли спор космические силы" при ее рождении. Вот она - избранница, обреченная стать жертвой, чтобы чудесно спастись. Судьба Авроры - пройти этот путь испытания...

А пока она, в сопровождении фрейлин и пажей, в танце, "напоминающем брызги фонтана", словно спешит приветствовать всех, спешит начать праздник, ничуть не ведая о роковом исходе.

Король и королева просят дочь остановить свой выбор на одном из четырех принцев. Но сердце Авроры пока молчит, и она соглашается танцевать с принцами, чтобы не ослушаться родителей. Аврора никому не отдает предпочтение.

Но судьба гонит беспечную Аврору к роковому моменту встречи с феей Карабосс, которая уже здесь - вот появляется в толпе, никем не замеченная. Она держит букет цветов и преподносит его Авроре. Принцесса достает из букета спрятанное в нем веретено, увлекаясь незнакомым предметом. Вот и роковой укол. Аврора испуганно бросается к родителям и вскоре падает замертво. Среди застывших в ужасе людей Карабосс подходит к лежащей Авроре. Это последний миг ее притворства перед нескрываемым более торжеством. Вот она сбросила накидку и явилась во всем своем зловещем великолепии. Это ее час. Торжествуя, Карабосс исчезает.

Фея Сирени появляется в момент всеобщего отчаяния над распростертым телом принцессы. Успокаивает смятенные сердца, вселяя надежду. Она сообщает, что принцесса уснула, что ее сон будет длиться сто лет и что все заснут вместе с ней и вместе с ней проснутся. Мановением жезла фея Сирени усыпляет царство Флорестана, засыпают струи фонтана, деревья и цветы. Все останется так до верховного часа. Только появление героя и его любовь окончательно освободят принцессу от заклятия.

Действие второе

Прошло сто лет с момента, как заснула Аврора. Появляется принц Дезире. История принца еще не началась. Пока он только крестник феи Сирени, но сегодня, в лесу, где он охотится, настанет его час. Принц об этом ничего не знает. Он до сих пор не избрал себе невесты, и его сердце пока молчит...

Охота в лесу. Дезире в сопровождении свиты, придворных дам, кавалеров, охотников. Отказываясь следовать за свитой, чтобы продолжить охоту, Дезире остается один.

Неожиданно появляется фея Сирени в окружении дриад. Она спрашивает, любит ли принц кого-нибудь, и, получив в ответ решительное отрицание, обещает показать ему будущую невесту. Это первое испытание, которое должен пройти Дезире. Второе испытание - то, как он воспримет встречу с видением Авроры. Здесь Дезире свободен, фея Сирени не может повлиять на его сердце. Она вызывает призрак Авроры. Чувства овладевают принцем постепенно. Фея Сирени знакомит будущих влюбленных и не разрешает им до поры приблизиться друг к другу. Аврора и Дезире почти не касаются друг друга в этом адажио мечты. Принцесса словно ускользает от принца и, наконец, исчезает. Дезире молит фею Сирени дать ему взглянуть наяву на покорившее его сердце прелестное создание. Фея уверяет, что Дезире увидит Аврору, и приглашает его к путешествию. Оба уплывают в ладье в царство сна...

Появляется замок - цель путешествия. Спит царство Флорестана под бдительным оком феи Карабосс. И в этот мрак вторгается жизнь. Дезире сражается с Карабосс, изгоняет ее. Рассеивается туман. Принц замечает спящую Аврору и устремляется к ней. Он целует спящую красавицу. Чары разбиты. Аврора просыпается, а вслед за ней - и весь двор.

Дезире называет себя и просит у родителей руки принцессы. "Вас долго пришлось ждать", - говорит Аврора в сказке Перро. Король благословляет влюбленных и объявляет о предстоящей свадьбе.

Действие третье

Шествие сказочных героев уводит в волшебный мир, в царство абсолютной гармонии, где нет зла вообще. Злые чары разрушены навсегда. Такова награда, которую получают прошедшие испытания Аврора и Дезире. Они будут любить друг друга вечно, и в царстве Флорестана уже не наступит мрак.

Праздник открывает съезд гостей, на сей раз - со всего света. Фанфара возвещает начало этой сказки сказок. Король с королевой, новобрачные, феи Бриллиантов, Золота, Сапфиров, Серебра, сказочные персонажи... Вереница сказок настолько богата, что не хватило героев Перро - тут и Синяя борода со своей женой, Кот в сапогах и Белая кошечка, Голубая птица и принцесса Флорина (они из сказки мадам д"Онуа), Златовласая красавица и принц Авенан (герои д"Онуа), Красная шапочка и Серый волк, Золушка и принц Фортюне... Не все герои смогут здесь рассказать свою историю, но с некоторыми удастся познакомиться поближе.

Венчают праздник новобрачные (па-де-де Авроры и Дезире). Торжествует любовь, сотворившая это царство гармонии.

Сценарий И.А.Всеволожского и М.Петипа по сказкам Ш.Перро. Период создания - с октября 1888 г. по август 1889 г.

Сюжет: Принцесса Аврора, дочь короля Флорестана XIV, засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия - такова месть злой феи Карабос, которую королевский церемониймейстер Каталабют некогда забыл пригласить среди других фей на крестины принцессы. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.

Замысел постановки и либретто принадлежали директору Императорских театров И.А.Всеволожскому. В его интерпретации направленность сюжета и постановки сводились к следующему: "Я задумал написать либретто на "La Belle an bois dormant" по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в духе Louis XIV - тут может разыграться фантазия - сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро - тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода и др."

Билеты на балет «Спящая красавица» в Большом театре на сайте Bolshoy-Teatr.com →

Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер ХIХ века М.Петипа. Получив либретто, Чайковский дает согласие на сотрудничество со Всеволожским и Петипа. Сразу же делает первые наброски на обложке только что полученного журнала "Русский вестник". Чайковский писал одному из чиновников конторы Императорских театров: "Относительно балета скажу Вам, что сюжет его мне очень нравится и я с величайшим удовольствием займусь им."

Музыка балета сочинялась с большими перерывами в период с октября 1888 г. по 26 мая 1889 г. во Фроловском (эскизы III д., финала 1 д. были сделаны во время заграничного путешествия, а также в Тифлисе). На некоторых фрагментах рукописи балета есть авторские указания на "Средиземное море", во время плавания по которому композитор продолжал делать эскизы балета. Балет был инструментован в период с 30 мая по 16 августа 1889 г. во Фроловском.

Сценарий Петипа был весьма ценным для Чайковского, поскольку содержал не только необходимые для композитора указания на хореографию танцев, на количество времени, тактов каждого номера, но также включал ряд важных замечаний в отношении образности, музыкальной стороны танцев и отдельных пантомимных номеров. Как свидетельствует М.И.Чайковский : "Петр Ильич не только не сетовал на эти указания, но подчинялся им охотно и ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее музыки двух последних балетов".

Основной конфликт сюжета заключен в противопоставлении двух сил: феи Сирени и феи Карабос. Лейтмотив каждой героини в целостном виде появляется в сценах, наиболее сложных в композиционном отношении - в финалах Пролога I д., в сцене феи Сирени - Дезире II д., в симфоническом антракте "Сон". Сюита героев сказок Перро не столько традиционно-балетный "концерт", сколько цепь миниатюрных лирико-психологических зарисовок, мимолетное отражение основных "настроений" музыки балета ("Кот и кошечка", "Золушка и принц Фортюне", "Синяя птица и принцесса Флорина"). Музыка стилизованных танцев свидетельствует о проникновении в стилистику балета классицистского письма. Сказочный мотив сна - поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей красавице" использованы жанры "прошлых эпох" (сюита старинных танцев во II д., сарабанда из III д.); включение жанровых стилизаций, т. е. номеров "в стиле XVIII в." (танцы фрейлин и пажей из II д., финальный Апофеоз).

Поставлен балет впервые на сцене Мариинского театра в Петербурге 3. 01. 1890 г. балетмейстер М.Петипа, художники Г.Левот, И.П.Андреев, К.М.Иванов, М.А.Шишков, М.И.Бочаров (декорации), И.А.Всеволожский (костюмы), дирижер Р.Дриго; Аврора - К.Брианца, Дезире - П.А.Гердт, фея Сирени - М.М.Петипа. Пресса оказалась очень благосклонной к спектаклю. На генеральной репетиции его присутствовал Император с семьей. Успех балет имел безоговорочный. Критики и зрители были в данном случае единодушны.

Партия Авроры в этом спектакле больше всего воспринимается как каноническая, но именно в ее каноничности, балетной эта л он ноет и заключена особая трудность для балерины. Издавна роль Авроры была пробным камнем для танцовщицы, она обнажала все ее сильные и слабые стороны. Кажущаяся простота, «хрестоматийность» хореографического текста — это тот род простоты, в которой выражены самые глубинные закономерности балетного искусства.

Для Екатерины Максимовой, выступившей на премьере спектакля, встреча с ролью Авроры была не первой, и она безукоризненно справилась с партией. Ее танец, как всегда, точен и до мелочей выверен, к тому же роль Авроры ей «идет», как и вообще роли обостренно танцевальные, насыщенные техническими сложностями, и она их преодолевает словно играючи. Аврора Максимовой обаятельна, пожалуй, даже кокетлива — особенно в адажио с четырьмя кавалерами: она не забывает о том, что она принцесса и на нее устремлены все взоры. И во время вариации она не забывает об этом, ощущая себя центром праздника, устроенного в ее честь. А когда после появления принца в спящем царстве празднуется их свадьба и начинается блистательный парад танца. Максимова и Васильев правят этим торжеством во всей уверенности мастерства.

Второй спектакль танцевала Людмила Семеняка — балерина, быстро завоевавшая признание, успевшая за свои первые два сезона станцевать центральные роли в «Лебедином озере», «Жизели», «Щелкун чике> Людмила Семеняка уверенна и профессиональна, она и Аврору танцевала так, будто не впервые в жизни. Танец балерины ярок и захватывающе зажигателен.

Позже в спектакль вошла Наталия Бессмертнова. Но вошла так, что без этой роли представление о ней как о балерине уже не может быть полным. Роль Авроры — одно из лучших созданий Бессмертновой: зрелость мастерства и непосредственность исполнении неотделимы одно от другого. Первый же выход Авроры — Бессмертновой звучит торжествующим аккордом красоты, упоенности жизнью. Танец Бессмертновой всегда масштабен, в нем легко искать обобщение и высокие символы, потому что балерина наделяет всех своих героинь ореолом исключительности. Вот почему Бессмертнова так впечатляюща в ролях, отмеченных печатью трагичности, романтической незаурядности. Однако ее таланту свойственна и мажорная праздничность, что с особенной наглядностью проявилось в роли Авроры. И есть еще в ней особая загадочность, так соответствующая романтической атмосфере спектакля. За короткое время в «Спящей красавице» выступило немало исполнителен. Этот балет — академия классического танца, и тот, кто удачно прошел ее, многого достиг в искусстве.

Но не только успехами исполнителей главных ролей определяется спектакль. В нынешней редакции «Спящей красавицы» восстановлены пантомимические сцены Петипа, и они замечательно вписываются в масштабное и красочное решение феерического зрелища. Пантомима Петипа не разрывает танцев, она словно глубокий вдох перед их новым головокружительным развитием. Так, сцена с вязальщицами не только не прерывает действия, а, наоборот, концентрирует в себе его предошущение. А как изящен и одновременно ироничен танец Каталабюта в поистине превосходном исполнении Юрия Папко, нашедшего свежие краски для обрисовки этого персонажа. И, конечно, удачей спектакля стала фея Карабос в драматичном, гротескном рисунке танца одного из самых опытных актеров труппы — Владимира Левашева.

И еще характерно для новой редакции спектакля то, что многие важные роли в нем доверены молодежи. Партию феи Сирени танцует молодая Марина Леонова. Она подкупает искренней увлеченностью. Молодым танцовщицам поручены все роли фей — одни из самых трудных в балете. Трудных потому, что феи непохожи одна на другую, а чтобы постигнуть эту непохожесть, требуется немало мастерства и душевной тонкости, ощущения хореографии Петипа. Монументальна и в то же время лаконична по решению театральная живопись художника Симона Вирсаладзе. Его костюмы по красоте соперничают друг с другом, а все вместе составляют идеальную колористическую гармонию. В этих костюмах соблюден принцип историзма, но в то же время учтены задачи современного балетного театра.

Мышление масштабами не только отдельных сцен и групп, но всего спектакля в целом всегда отличает работу этого художника. Изысканность, нигде не переходящая в вычурность, умение светом и цветом придавать романтически возвышенную настроенность действию — все это делает художника полноправным соавтором новой постановки. В своих решениях художник неизменно созвучен замыслам и хореографа и композитора. Панорама Вирсаладзе, на фоне которой скользит ладья с принцем и феей Сирени, — это спектакль в спектакле, истинный гимн красоте. Высокий гуманизм постановки — вот то, что придает ей масштабность. Этот спектакль не мог бы родиться, если бы балету не был подарен великий союз Чайковского и Петипа. Однако, понимая это, понимаешь и другое: такой спектакль, каким его видят сегодня зрители, мог появиться только в наше время, сплавившее воедино и опыт классики и достижения советского балетного театра.