Я покажу тебе музей, или как попасть на бесплатную экскурсию в пушкинский. Я покажу тебе музей, или как попасть на бесплатную экскурсию в пушкинский Клуб юных искусствоведов при пушкинском музее

Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина приглашает московских школьников и дошкольников в кружки Центра эстетического воспитания «Мусейон» в учебном году 2017/18.

Уточнять наличие свободных мест в кружках лучше на сайте музея. В некоторые кружки принимают только по результатам собеседования.

Семейная группа. 5–6 лет и 6–7 лет

октябрь – май: вторник, 12:00, среда, 12:00 или 15:00, четверг, 14:00 или 15:00, пятница, 12:00 или 14:00, суббота, 12:30, 13:00 или 14:30, воскресенье, 11:00 или 13:00
сентябрь – апрель: четверг, 12:00 или 12:30, четверг, 15.00, пятница, 11.00 или 12:30, воскресенье, 11:15 или 13:30

Самые маленькие слушатели вместе с родителями в течение двух лет открывают для себя изобразительное искусство, знакомятся с его шедеврами и учатся проводить время в музее с удовольствием. Занятия проходят в группах, представляют собой интерактивные прогулки по экспозиции Музея, во время которых дети вместе с родителями получают задания, отвечают на вопросы и слушают рассказы искусствоведа.
Принимаются дети 5–7 лет. Занятия проходят с октября по май 1 раз в месяц по будням или выходным в зависимости от выбранной группы.
Цикл из 16 занятий рассчитан на 2 года. Все занятия проходят в Музее (в Главном здании или Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). Абонемент предполагает участие 1 ребенка и 1 родителя.
Стоимость абонемента на 2 года обучения – 10 000 руб.

Беседы об искусстве. 2–3 классы

сентябрь – апрель: среда, 16:00, четверг, 16:00, пятница, 16.00, суббота, 14:00, воскресенье, 12:30 или 14:00
октябрь – май: пятница, 15:30, суббота, 13:30, воскресенье, 11:10

Младшие школьники учатся размышлять и говорить об изобразительном искусстве и знакомятся с его историей на примере коллекции Музея под руководством искусствоведов. Занятие – это разговор, участвуя в котором дети узнают об особенностях изобразительного искусства, его видах, жанрах, стилях и направлениях от Древнего мира до XX века.
Занятия проходят 1 раз в месяц по будням или выходным в зависимости от выбранной группы.
Цикл из 16 занятий рассчитан на 2 года. Все занятия проходят в Музее (в Главном здании или Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков).
Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента на первый год обучения – 3 000 руб.

Беседы об искусстве. 4 класс

октябрь – май: пятница, 17:00, каждая вторая суббота, 15:00

Этот курс разработан специально для учащихся 4 класса, которые начинают свое знакомство с изобразительным искусством, но еще не знакомы с историей. На занятиях участники познакомятся с коллекцией Музея, поговорят об изобразительном искусстве и его особенностях, чтобы на следующий год, опираясь на знание истории, продолжить этот разговор в Клубе любителей искусства или в тематических «Беседах».
Занятия проходят 1 раз в месяц по будням или выходным, в зависимости от выбранной группы.
Цикл из 8 занятий рассчитан на 1 год. Все занятия проходят в Музее (в Главном здании или Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков).
Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента – 3 000 руб.

Беседы об искусстве: Древний мир. 5 класс

октябрь – май: воскресенье, 11:15, 13:10 или 16:00, суббота, 14:30

Курс для тех, кто начал в рамках школьной программы изучать историю Древнего мира. На занятиях в залах Музея школьники смогут не только увидеть произведения искусства, которые им знакомы по иллюстрациям в учебниках истории, но и поговорят об особенностях разных Древних цивилизаций.
Занятия проходят 1 раз в месяц в Главном здании Музея по будням или выходным, в зависимости от выбранной группы.
Цикл из 8 занятий рассчитан на 1 год. Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента – 3 000 руб.

Компьютерная графика

октябрь — май: 2 раза в месяц по средам в 17:00

Занятия разработаны специально для того, чтобы познакомить детей в возрасте от 9 до 13 лет с основами компьютерной графики, опираясь на историю изобразительного искусства. На примерах работ художников эпохи Возрождения и других мастеров дети учатся использовать цвет, изучают принципы перспективы. Таким образом, на занятиях дети создают свои первые графические произведения на основе шедевров мировой живописи, получая при этом базовые навыки работы в фотошопе.
Цикл из 16 занятий рассчитан на 1 год. Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента – 8 000 руб.
Прием ведется на основе собеседования. Начало онлайн-записи на собеседование – 22 августа 2017 года.

Клуб любителей искусств

2 раза в месяц по будням в 16:00

Клуб создан специально для тех, кто учится в средних классах школы и дополняет школьный курс истории углубленным изучением истории изобразительного искусства. Именно поэтому программа Клуба разделена на 3 последовательных ступени для учеников 5, 6 и 7 классов.
Кроме того, в Клубе существуют два кружка, специально для тех, кто увлекается археологией и нумизматикой; к ним могут присоединиться все желающие (учащиеся 5–8 классов).
Все занятия в Клубе проходят 2 раза в месяц по будням в 16:00 – лекции в аудитории Центра эстетического воспитания «Мусейон» и занятия в залах Главного здания Музея.
Цикл из 15 занятий рассчитан на 1 год. Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента – 5 000 руб.

«Древний мир». 5 класс

октябрь – апрель: вторник, 16:00, пятница, 16:00

Курс разработан специально для учащихся 5-х классов. На лекциях дети знакомятся с памятниками древних цивилизаций, а более подробно изучают их на занятиях в главном здании Музея.

«Средние века и Возрождение». 6 класс

Курс разработан для учащихся 6-х классов и является продолжением курса «Древний мир», поэтому набор новых учеников на этот курс не проводится. На лекциях дети знакомятся с шедеврами главных мастеров эпохи, а на занятиях в залах изучают тему курса на примере произведений из коллекции Музея.

Курс «Великие мастера XVII века». 7 класс

Курс разработан для учеников 7-х классов и является продолжением курса «Средние века и Возрождение», поэтому набор новых учеников на этот курс не проводится. Курс знакомит школьников со знаменитыми мастерами Нового времени на лекциях, а также на примере произведений из коллекции Музея.

«Нумизматика». 5–8 класс

сентябрь – апрель: среда, 16:00

Специальная программа для школьников, разработанная научными сотрудниками Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это способ узнать об искусстве и истории нумизматики, научиться разбираться в старинных монетах, а также познакомиться с работой ученых.

«Археология». 5–8 классы

сентябрь – апрель, четверг, 16:00

Программа для тех, кому интересны знаменитые археологические открытия и находки, а также работа археологов в наши дни. Авторы и ведущие курса – настоящие ученые-археологи, которые знакомят слушателей с историей археологических открытий и современной археологией.

Изостудия. 5–6 лет

октябрь – май: вторник, 11.00, среда, 12:00, четверг, 11:00

Изостудия создана специально для того, чтобы познакомить с коллекцией Музея детей, которые любят рисовать и много рисуют самостоятельно. Этот курс не является художественной школой или уроками рисования, именно поэтому набор в Изостудию проходит на основе просмотров. Занятия построены таким образом, что часть времени дети проводят в залах Музея, чтобы потом в мастерской изобразить то, на что вдохновили их произведения искусства.
Принимаются дети 5–6 лет. Курс рассчитан на 5 лет. Прием ведется на основе собеседования и просмотра работ ребенка (рисунки). Начало онлайн-записи на собеседование – 21 августа 2017 года.
Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента на первый год обучения – 7 000 руб.

Художественная мастерская. Керамика. 9 лет

сентябрь — апрель: 2 раза в месяц по средам в 15.00

В течение двух лет занятий в керамической мастерской дети работают с разными видами глины и учатся понимать различия между фаянсом, фарфором и гончарной глиной. Они узнают, как выглядит необожженная глазурь, подглазурная роспись и роспись по эмали, пробуют свои силы в скульптуре и рельефе, изучают произведения прикладного гончарного искусства в экспозиции Музея.
Принимаются дети 9 лет. Курс рассчитан на 2 года. Прием ведется на основе собеседования и просмотра работ ребенка (рисунки, лепка). Начало онлайн-записи на собеседование – 22 августа 2017 года.
Занятия проходят в мастерской керамики в ЦЭВ «Мусейон». Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента на первый год обучения – 8 000 руб.

Художественная мастерская. Эстамп. 11–15 лет

октябрь — май: 2 раза в месяц по вторникам в 17:00

В студии эстампа занимаются школьники с 11 до 18 лет. Курс занятий рассчитан на 4 года. За это время дети знакомятся с разными техниками гравюры, овладевают техникой гравирования по линолеуму, дереву, пластику и металлу, а также приобретают опыт построения графической композиции – четкой ритмической структуры, основанной на сочетании силуэта, пятна и линии.
Принимаются дети 11–15 лет. Прием ведется на основе собеседования и просмотра работ ребенка (рисунки). Начало онлайн-записи на собеседование – 22 августа 2017 года.
Занятия проходят в мастерской эстампа в ЦЭВ «Мусейон». Абонемент предполагает участие 1 ребенка. Стоимость абонемента на первый год обучения – 8 000 руб.

Клуб юных искусствоведов

сентябрь — апрель: один раз в неделю по субботам в 16:00 (или 16:30)

Это молодежное сообщество при ГМИИ им. А.С. Пушкина, где изучают историю изобразительного искусства. Клуб создан для старшеклассников (8–11 классы) и студентов младших курсов. Занятия в клубе – это лекции и семинары по истории изобразительного искусства от Древнего мира до XXI века. В Клубе проводятся различные мероприятия, которые позволяют их участникам узнать, как устроен Музей, познакомиться с современными художниками, попробовать себя в роли экскурсоводов и кураторов, а также обрести новых друзей среди единомышленников.
Занятия в Клубе рассчитаны на 4 года. Прием в Клуб на основе собеседования. Начало онлайн-записи на собеседование – 22 августа 2017 года.
Занятия проходят в ЦЭВ «Мусейон», одном из зданий Музея или в других музеях Москвы (в зависимости от темы занятия). Занятия ведут сотрудники ЦЭВ «Мусейон» и приглашенные специалисты.
Абонемент предполагает участие 1 слушателя. Стоимость абонемента на первый год обучения – 6 500 руб.

Раз в несколько месяцев Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина молодеет. 10 апреля в нём в третий раз прошла акция «Я покажу тебе музей». Ученики Клуба юных искусствоведов при музее проводили бесплатные экскурсии для всех желающих на протяжении целого дня ― с 11 до 19 часов. «Татьянин день» посетил три экскурсии и остался бы ещё, если бы хватило сил.

В кассы Пушкинского, как обычно, стоит толпа. Указателей о проведении акции нет, найти нужный вход непросто. Подростки снуют туда-сюда по лестнице. Броуновское движение молодёжи особенно заметно среди монолитной, жадной до искусства очереди.

― Покупаете билет только на вход, а сами экскурсии бесплатны, ― подсказывают мне.

Вдоль лестницы сидят подростки в белых футболках с надписью «Я покажу тебе музей». Вспоминается фраза товарища Дынина из кинофильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: «Дети! Вы ― хозяева лагеря». Сегодня дети ― хозяева одного из главных музеев страны. На один день они становятся смотрителями, администраторами, экскурсоводами.

Такие же футболки, только чёрные, носят ребята в Галерее искусства стран Европы и Америки. Они кураторы: сами подходят к посетителям и предлагают рассказать о картинах.

Эти молодые люди от 13 до 19 лет со своими кураторами из Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» почти два месяца готовили более 20 разных экскурсий для взрослых и детей, игру-квест с призами для победителей, живые картины, музыкальное сопровождение. Когда настаёт день икс, волнуются и посетители, и юные искусствоведы.

Основное здание ГМИИ похоже на жужжащий улей. При входе в залы темноволосая девушка держит высоко над головой табличку с названием экскурсии. Малиновые штаны, коса до пояса, торчащий из кармана смартфон. Её зовут Аня Волковицкая, ей 14 лет.

― Смотри-смотри! ― толкает она подругу. ― Ты видела, сколько у меня человек?

Грех в зеркалах эпох

В основном здании музея на Волхонке не кураторы приходят к посетителям, а посетители к экскурсоводам. К Ане меня привела её подруга Полина. Мы опоздали на начало экскурсии «Грех в искусстве», и теперь Аня «по блату» повторяет для нас первую часть.

― Тебе нравится учиться здесь?

― Я хожу в Клуб юных искусствоведов первый год. Мы занимаемся по субботам, и мне очень нравится, ― говорит Аня, пока мы бегаем по залам Пушкинского.

У каждой акции «Я покажу тебе музей» своя тема. Тема третьей встречи ― путешествие.

― Как ты готовишься к экскурсии?

― Сначала я её пишу. Потом куратор проверяет написанное, вносит правки. Затем я выучиваю то, что я написала, наизусть. Потом у нас прослушивание: первое с куратором, второе ― с незнакомым человеком. А затем мы уже выходим к группам.

Желающих услышать про грех в искусстве много. Аня гордится обрушившейся на неё популярностью.

― Концепция греха в античности отличалась от христианской. Перед вами скульптурная композиция «Афина и Марсий». Кто-нибудь знает, кто такой Марсий?.. Как мы знаем, Афина изобрела свирель или по-гречески авлос, на которой она любила играть. Афродита и Гера смеялись над ней, ведь в процессе игры у Афины сильно раздувались щёки. Когда она увидела своё отражение, Афина в гневе бросила свирель на землю. Её подобрал силен Марсий, который так виртуозно научился играть на инструменте, что вызвал на поединок самого Аполлона. До сих пор идут споры, кто победил, но итог был неутешителен для Марсия: Аполлон разгневался, привязал сатира к дереву и содрал с него кожу. Грехом в данном случае считалось, что силен осмелился вызвать на поединок бога.

К картине Луки Джордано «Аполлон и Марсий» ― красные оттенки плоти, окровавленный нож, свисающая кожа ― слушателей подводит уже другой юный экскурсовод ― Катя Каплина. Её экскурсия называется «Страдание через камень и холст».

― Скажите, а на вашу экскурсию можно детям? ― спрашивает мама мальчика лет семи.

― Не волнуйтесь, возрастных ограничений у нас нет.

Катя серьёзна и нетороплива. Она рассказывает аудитории не только о бедном Марсии, но и о страданиях христианских мучеников. Например, святого Лаврентия за открытое исповедание христианской веры и отказ поклониться языческим богам заживо зажарили на железной решётке.

― А здесь на полиптихе Франческо д’Антонио да Анкона XIV века мы видим, что святую Екатерину колесовали. Она стоит с пальмовой ветвью в руках, а сзади справа видите колесо?

Дети молча переводят взгляд на створку с изображением святой. Кажется, пора выйти на воздух.

Ноль эмоций и очень умно

Каждая экскурсия длится от получаса до сорока минут. Подробное расписание по темам и времени начала можно взять у ребят на стойке, при входе в залы музея.

― Ты пойдёшь куда-нибудь ещё? ― спрашивает меня Аня.

― Я… Не знаю, а можно?

― Конечно, сходи, если есть время. Вот этот парень вчера делал мне замечания по моей экскурсии. Поправлял ошибки, говорил, мало научного подхода.

Мимо нас проходит группа людей во главе с молодым человеком в очках.

― А если я пойду к нему на экскурсию?

― Сходи. Будет очень умно. Ну очень.

Эллинизм и Махабхарата

Экскурсию «Горе побеждённым» проводит Никита Правильщиков.

― Какие вы знаете состязания? ― спрашивает Никита.

― Спортивные.

― Да, это самый простой вариант, первое, что приходит на ум. Нет-нет, не переживайте, я специально задал вопрос, чтобы получить именно этот ответ. Спасибо вам, вы мне помогли.

Для своих пятнадцати Никита очень умён: он сравнивает греческие мифы с индийским эпосом Махабхарата и, похоже, как любой подросток, не сомневается в своей правоте.

Путешествие вглубь веков начинается с античности. Копия фриза алтаря Зевса в Пергаме (город Бергама в современной Турции) отражает миф о том, как Кронид убивает титанов, а Гея, их мать, смотрит на происходящее с ужасом. Хотя её лицо не сохранилось, можно увидеть, что в античном искусстве мимика появляется только в эпоху эллинизма. До этого скульпторы обходились тем, что на языке искусствоведов принято называть архаической улыбкой.

Архаическая улыбка скрывает эмоции. Кричать и плакать античным статуям как-то не с руки: «Раненая амазонка» скульптора Поликлета истекает кровью, но по её спокойному лицу трудно понять, что её мучает боль.

― Ей на самом деле больно, а она почти смеётся. Вы знаете, что все современные гэги (от англ. gag — шутка, комический эпизод, комедийный приём, в основе которого лежит очевидная нелепость ― «ТД» ) на самом деле произошли от Аристофана. Он всё давно описал в своих «Облаках». Представляете, с тех пор юмористы не придумали ничего нового! А кто-нибудь помнит, каким подвигом Геракла была Лернейская гидра?

― Вторым, кажется, ― отвечает девушка.

― Верно, а первым был Немейский лев. Что ж, не буду грузить вас, ― говорит слушателям Никита. ― У вас есть вопросы?

Взрослые слушатели виновато улыбаются.

― На самом деле говорят, что вопросов нет тогда, когда всем всё понятно или экскурсовод всех утомил, поэтому до свидания!

И подросток уверенной походкой удаляется с воображаемой сцены, оставляя у слушателей желание перечитать мифы сразу же по приезде домой.

Назад в будущее

С ними страшно. Они угловатые и неуклюжие, но они ― проводники в мир прекрасного. Но самое страшное ― они задают вопросы.

― Почему на церкви есть крест, когда Христа ещё не распяли и никто не знал, символом чего является крест? ― спрашивает Аня, показывая на двери XI века с изображением библейских сцен. Она бегает по залам Пушкинского как по своей квартире. Я стараюсь не отставать ― боюсь потеряться. Ответа на её простой вопрос, я, конечно же, не знаю.

― Да потому, что скульптор просто хотел обозначить, что это церковь. Ведь люди не умели читать, как показать им, что церковь ― это церковь? Сделать на крыше крест.

Они заставляют обращать внимание на очевидное ― композицию, свет, цвета. И трактуют символы не сухим научным языком, а так, как будто каждый день встречают живописцев и скульпторов в метро.

― А ты хотела бы заниматься искусством в дальнейшем?

― И кем я тогда буду работать?

― Не знаю, музейным смотрителем, может быть… Учителем истории.

― Нет, за это мало платят. Я хочу стать военным переводчиком.

― Военным переводчиком?

― Да, у меня как раз институт рядом с домом. Я люблю языки.

Мы с Полиной и Аней сидим на кожаной скамейке перед статуей Давида. Аня рассказывает нам про Кранахов: их выставка проходит в Пушкинском музее до 15 мая. На неё нужно покупать отдельный билет, поэтому картины смотрим через Интернет на экране смартфона.

― Вообще Кранахи ― это Северное Возрождение. Почему северное? Потому что севернее Италии. Видишь, виноградная лоза? Это символ крови Христовой. Из винограда делают вино, и художник решил обозначить это на картине. Его будущую жертву. Нам вчера кураторы много про это рассказывали, но я запомнила не всё. А вы вообще знакомы?

Я смотрю на Полину, потом на Аню.

― Если честно, только что познакомились. Вместе опаздывали к тебе на экскурсию.

― Ничего себе! А какая у меня была большая группа!

Вечером в Интернете читаю отзыв: «Спасибо большое за акцию "Я покажу тебе музей". Было очень интересно. Очень понравилась экскурсия "Грех в искусстве". Аня, которая вела её, поразила нас великолепной речью. Также ценна была ее попытка показать, как изображался грех в разные эпохи, в разных странах». Пересылаю сообщение Ане: мол, посмотри, тебя заметили!

― Вау! Спасибо, что прислала!

Не каждый день тебя слушают целых тридцать два человека.

В ГМИИ имени Пушкина прошла акция "Я покажу тебе музей"

В ГМИИ имени А.С. Пушкина пошли на смелый эксперимент: на один день сотрудников музея сменили юные искусствоведы. Дети работали смотрителями, рассказывали экскурсионным группам о Рембрандте и скульптурах Древнего Египта и раздавали призы за правильные ответы в викторинах.

Мы пообщались с новыми работниками музея и узнали, собираются ли они связать будущее с музеем, какие экспонаты Пушкинского любят и почему время, проведенное в клубе искусствоведа, бесценно.

Ольга Каткова, 15 лет, учится в лицее № 1158

– Какой у тебя любимый экспонат и почему?

– Прекрасно. Здорово, что ты можешь давать людям свои знания, точку зрения. Когда ты знаешь ответ на вопрос, который тебе задает посетитель, это придает уверенности. Ты знаешь больше, чем другие люди. Правда, этот зал часто пропускают люди, он проходной.

– Расскажи, как давно ты попала в клуб?

– Я здесь первый год. Нас привел сюда наш первый экскурсовод. Сначала я не ничего поняла, но теперь понимаю, что все очень здорово. Мне нравится акция, которую мы проводим.

Александра Бондарь, 14 лет, учится в гимназии № 1567

– Расскажи, какой твой любимый экспонат в Пушкинском музее?

– Наверное, все-таки шеду , которые стоят в Ассирийском зале. Это большие скульптуры с телом быка, головой человека, ассирийского царя, и крыльями орла. Это яркий пример того, как скульптура использовалась для устрашения. Они очень массивны, их ставили перед входом в сам город, и еще они были перед входом в дворец царя. Они должны были напугать человека, который входит туда с плохими намерениями.

– Что тебе дает роль смотрителя зала?

– Ты можешь общаться с самыми разными людьми. Даже когда ты спрашиваешь: "Хотите, я вам что-то расскажу?" – а тебе говорят: "Нет", – все равно пытаться не расстроиться, а подойти к следующему человеку, поверить. Еще можно узнать про экспонаты то, что ты бы никогда в жизни просто так не прочитала. Например, у нас есть Геракл с ланью . Маленький ребенок как-то спросил, что во рту у лани. Мы очень долго думали, наверное, недели две. Подобрали всевозможные варианты, а оказалось, это был просто фонтан.

– Расскажи, кем ты видишь себя в будущем?

– Мне бы очень сильно хотелось связать свою жизнь с искусством, но кем я стану, пока не знаю. Может быть, буду обучать детей искусству, вести лекции. Я рисую и здесь же, в музее, хожу на занятия по гравюре. Не уверена, что свяжу свою жизнь с живописью. Вот станешь ты художником, ну а толку? Будешь рисовать портреты на заказ.

– Как ты стала заниматься в клубе искусствоведа?

– Моя тетя закончила клуб, и она много мне про него рассказывала. У нее осталось очень много друзей, с которыми тетя до сих пор общается. В прошлом году я ходила в клуб любителей искусства для пятых-седьмых классов. Когда я узнала, что есть возможность ходить в него дальше, я, не раздумывая, продолжила. Во-первых, у меня появилось много друзей, которыми я дорожу. Во-вторых, у нас потрясающие семинары и очень интересные лекции.

Юлия Накошная, Екатерина Кадушкина