Сообщение на тему эволюция личности пьера безухова. Духовное и нравственное формирование пьера безухова

Пьер принадлежит к числу тех людей,

ко­торые сильны только тогда,

когда они чувству­ют себя вполне чистыми.

Л. Толстой. Дневник

На страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир» мы встречаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе различных событий нравственную эволюцию, разви­тие идей, изменение мировоззрения. Один из таких лю­дей - Пьер Безухов, жизненный путь которого был сло­жен и труден, но в котором никогда не гасла жажда само­совершенствования, развития личности, поиска свободы и истины.

Воспитанный за границей незаконнорожденный сын графа Безухова, Пьер предстает перед нами свободно мыс­лящим человеком, но достаточно далеким от реальной русской действительности, в результате чего становится послушной игрушкой в руках хитрых и бесчестных людей.

Воспитанный на идеях французских просветителей, Бе­зухов полностью отрицает бога, но ему, как каждому рус­скому человеку, необходима какая-то вера. Так он стано­вится масоном. Легко поддавшись внешнему очарованию масонства, Пьер почти счастлив. Он ощущает себя силь­ным, потому что теперь может разобраться, где правда, а где ложь. Однако Пьеру потребовалось не так много вре­мени, чтобы понять, что проповедующие бедность и пра­вильность жизни сами живут во лжи, и все их ритуалы лишь прикрывают фальшь их поведения, стремление из­влечь собственную выгоду.Одно время Пьера чрезвычайно привлекал образ Напо­леона - ему тоже хотелось идти напролом, быть сильным и непобедимым. Однако с началом Отечественной войны 1812 года это увлечение проходит, Пьер понимает, что по­клонялся деспоту и злодею, а значит - пустому идолу. Оставаясь в Москве, Пьер даже проникается идеей убить Наполеона, но его замысел не удается, и Безухов попадает в плен к французам.

В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Карата­евым, и этот человек дает ему совершенно новое понима­ние мира и роли человека в нем, отвечая на вопросы: для чего жить и что такое я? Безухов лишь развивает и углуб­ляет для себя это новое понимание: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни».

Толстой писал: «Нет величия там, где нет простоты, добра, и правды». И весь смысл идейно-нравственной эво­люции Пьера Безухова состоит в постепенном преодоле­нии индивидуалистического самоутверждения, в самоотре­чении ради блага и пользы других.

После окончания войны Пьер женится на Наташе Рос­товой. И она, после своих страданий, и он, после всех не­счастий и сомнений, обретают в своей любви настоящее счастье. Но Пьер не успокаивается и вступает в тайное общество. Возможно, вскоре, «взявшись рука об руку с теми, которые любят добро», он выйдет на Сенатскую площадь.

Для Толстого чрезвычайно важными являются не толь­ко итоги исканий героев, но и пути, которыми они прошли, так как пути эти раскрывают подлинное содержание жиз­ни, ярко освещают реальные отношения, существующие в мире. Своеобразен поиск истины и у Пьера Безухова, но его диктовало время, обстоятельства, окружающие люди, поэтому он не менее важен для нас, чем те истины, кото­рые постиг герой к моменту нашего с ним расставания.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг - это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...

  1. Новое!

    План сочинения 1. Вступление. Своеобразие психологизма Толстого. 2. Основная часть. Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе. - Особенности портретной живописи в романе. - Внешняя непривлекательность и внутренняя...

Введение……………………………………………………………………3

Эволюция личности Пьера Безухова……………………………………..4

Заключение……………………………………………………………...10

Использованная литература……………………………………………11


Эволюция личности Пьера Безухова

В получении человечества гр. Толстой рисует две параллели: историю индивидуального развития постепенно прозревающего человека, нашедшего, наконец, откровение и правду жизни, и момент коллективного движения человечества, руководимого перстом Провидения. Первую параллель изображает гр. Пьер Безухов, вторую – наполеоновские бойни и Отечественная война 12-го года. Крупное событие выбрано не без цели: если будет доказано, думает автор, что люди – бессмысленные муравьи в грандиозных положениях, подобных бранной эпохе Наполеона, то уж, конечно, во всех остальных случаях они не заслуживают сравнения даже с тлёй.

В романе многое множество разных действующих лиц: мужчин и женщин, седовласых екатерининских старцев и ребят в пелёнках, князей, графов, мужиков, генералиссимусов и тонких дипломатов, генералов и солдат; на сцене являются даже три императора; но все эти лица служат лишь дополнительным доказательством неопровержимой верности идеи, олицетворяемой в гр. Безухове и наполеоновском движении.

Роман гр. Толстого начинается изображением пустоты великосветных нравов, с которыми он знакомит читателя, вводя его в салон Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближённой императрицы Марии Фёдоровны. В этом же салоне автор показывает и своего героя. Пьер Безухов, толстый, неуклюжий господин, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, не умеющий ни войти в салон и ещё меньше из него выйти, т. е. перед выходом сказать что-либо особенно приятное. Кроме того, герой очень рассеян. Так, встав, уйти, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить её. Но вся его рассеянность и неумение войти в салон и говорит, что он доказал особенно своим горячим заступничеством за Наполеона и нападением на Бурбонов, - выкупалась выражением добродушия, простоты и скромности. Пьер, побочный сын графа Безухова, с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, граф отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен; вот тебе письмо к князю Василию и вот тебе деньги». И вот Пьер приехал в Петербург и не знает, куда ему поместить своё большое и толстое тело. Идти в военные, но это значит воевать против Наполеона, т.е. помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире. Не порешив насчёт выбора пути, Пьер пристроился к компании пьяных кутил, которыми заправлял князь Курагин. Что это была за жизнь, читатель может видеть из проделки Долохова, который пьяный держал пари, что, сев на окно третьего этажа и спустив ноги на улицу, выпьет залпом бутылку рома. Все были в восторге, а Пьер воодушевился до того, что предложил повторить такую же штуку и уже полез на окно, но его стащили. Кутеж и разврат, ночные посещения каких- то барынь, потехи с медведем, к спине которого привязали даже раз квартального надзирателя,-- вот подвиги героя, нравственным просветлениям которого гр. Толстой хочет определить глубину той мудрости, которая должна руководить каждым человеком. Бродит в большом теле Пьера какая- то сила, но куда она прёт - человек не знает; у него нет ничего точно определённого, ясно выработанного. Отдавшись своей некультивированной необузданности, Пьер делает всякие дикости, и как он, ни с того ни с сего просто от разброда силы, хотел повторить штуку Долохова, так он и женится на прекрасной Элен. Зачем ему понадобилось жениться? Великосветская Анна Павловна задумала пристроить Элен, а благодушный Пьер попал, как кур вощи. Может быть, Пьер и миновал бы сетей, но уж так случилось, что на одном вечере Анны Павловны Пьер очутился так близко от Элен, что он «своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть её плеч, шеи, губ, и что ему стоило лишь немного нагнуться, чтобы прикоснуться до неё. Он слышал тепло её тела, запах её духов и скрип её корсета при движении. Он видел не её мраморную красоту, а составляющую одно целое с платьем; он видел и чувствовал всю прелесть её тела, которое закрыто было только одеждою». Так хорошо рассказывает гр. Толстой. Мы только удивляемся, отчего Пьер женился через полтора месяца, а не в ту же секунду, когда почувствовал тепло и всю прелесть тела Элен.

Сделав одну глупость, Пьер неизбежно должен был произвести ряд ещё новых глупостей. Его пленило только красивое тело, а других более прочных нравственных связей с Элен у него не было. Поэтому нет ничего удивительного, что красивое тело Элен, вышедшей за Пьера по расчёту, потянулась скоро к другим, более красивым мужчинам, чем её муж, и Пьер начал ревновать. К чему? зачем? что у него было общего с Элен? Пьер ничего не знает, ничего, не понимает. Его широкая, страстная натура, помещающаяся в огромном теле, умеет только волноваться и кипятиться. Он злится на Долохова, как на любовника своей жены, и, придираясь к пустяку, называет его негодяем. Следует дуэль, т. е. новая глупость, глупость тем более капитальная и обнаруживающая всю некультивированную ширь натуры Пьера, что он в жизнь свою не держал в руках пистолета, что он не только не знает, как заряжают пистолет, но даже как спускается курок. Но есть над человеком силы, которые заставляют его идти тем, а не другим путём- размышляет и усиливается доказать гр. Толстой. Пьер на месте дуэли вздумал даже оправдать Долохова в том, за что раньше называл негодяем. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте,-- думал Пьер.- Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадёт мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, закрыться куда- нибудь, приходило Пьеру в голову». И несмотря на такое справедливое размышления, Пьер на замечания секунданта, желавшего примерить врагов,-- что обиды ни с одной стороны не было и что не нужно ли переговорить с Долоховым, ответил: нет, об чём же говорить-всё равно… И так же судьба, заставившая Пьера ни с того ни с сего жениться, ни с того ни с сего выйти на дуэль, устроила так, что Пьер не умевший даже спустить курка, подстрелил известного бретера Долохова.

После дуэли Пьер, думавший постоянно задним умом, начал размышлять, зачем он сказал Элен до женитьбы: «Je vous aime». «Я виноват и должен нести…что? Позор имени, несчастье жизни? э, все вздор и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня. Людовика XVI казнили за то, как они говорили, что он был бесчестен и преступник, пришло Пьеру в голову, и оно были правы со своей точки зрения, так же как и правы те, которые за него умирали мученическою смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват?- никто. А жив и живи: завтра умрёшь, как мог умереть час тому назад. И стоит ли мучаться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью». Затем Пьер порешил, что ему нужно «разъехаться» с женой. Он не мог оставаться под одной с ней кровлей. Он оставит ей письмо, в котором объявит, что намерен навсегда разлучиться с нею и едет завтра же. Но вот входит жена и объявляет ему, что он дурак и осёл, и что это знает весь свет, что он в пьяном виде, не помня себя, вызвал на дуэль человека, которого ревнует без всякого основания.- Гм…гм… мычит на это Пьер. «И почему вы могли поверить, что он мой любовник, почему? потому, что я люблю его общество? Если бы вы были умнее и приятнее, я бы предпочла ваше». Пьер выходит из себя, схватывает со стола мраморную доску, замахивает на жену и кричит: «Я тебя убью!» Если читатель припомнит, что Пьер вдавливал гвозди в стену, то он поймёт, что мраморная доска в руках такого Голиафа представляла некоторую опасность. « Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты»,-- замечает автор.

По-видимому, не понятно, почему гр. Толстой избрал своим героем такую сырую, дикую натуру. Ведь это необузданный монгол. Зачем его называют графом, зачем ему давать в воспитатели аббата, зачем его посылать на десять лет за границу? Сырая сила, сердечный порыв-вот основа характера Пьера. Его бродящая сила, вмещаясь в теле Голиафа с умом страуса, конечно, не может прийти ни к каким европейским результатам. Но именно это-то и нужно гр. Толстому: иначе его философия, основанная на сырой, непосредственной силе, потеряет почву. Ему именно нужен фатализм Востока, а не разум Запада.

После своего объяснения с женой Пьер поехал в Петербург и на станции, в Торжке, встретился с каким- то таинственным господином. Таинственный господин был приземистый, ширококостный, жёлтый, морщинистый старик с седыми, нависшими бровями над блестящими, неопределённого сероватого цвета, глазами. Таинственный незнакомец, говоря, подчёркивал каждое слово и, точно пророк, знал, что случилось с Пьером. « Вы не счастливы, государь мой,-- говорил таинственный старик Пьеру.- Вы молоды, я стар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам. Но если по каким-либо причинам вам неприятен разговор со мной, то вы так и скажите, государь мой. Пьер был поражён таинственностью и всею внешностью непостижимого старика и, как вполне сердечный человек, с робостью подчинился непонятной ему силе. Тут только впервые Пьер почувствовал, что всё, что он делал, было не то, что ни умом, ни сердцем он не был в состоянии постигнуть жизни, и что мудрость и истина текли ключом мимо него, ни орошая его души. Высшая мудрость основана не на разуме, не на тех светских науках физики, истории и химии, на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку-науку всего, науку, объясняющую все мироздания и место, занимаемое в нём человеком… Для того, чтобы вместить в себе эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому, прежде чем знать, нужно верить и совершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет божий, называемый совестью. Погляди духовными глазами на своего внутреннего человека и спроси самого себя: доволен ли ты собой? Чего ты достиг руководясь одним умом? Что ты такое? «Вы молоды, вы богаты, вы умны, образованы, государь мой. Что вы сделали из всех этих благ, данных вам Богом?»-- говорил таинственный старик, и Пьер, прошибленный до слёз, чувствовал, что он до сих пор не делал ничего, кроме глупостей. Мало того, он даже не верил в Бога. Беседа с масоном произвела на Пьера глубокое впечатление, и первое из внешних влияний заставило его хоть несколько заглянуть в самого себя. Пьер не был безысходный дурак, но он был широкая русская натура. Пьер не мог думать хорошо, но он мог чувствовать хорошо, если внешнее обстоятельство тому благоприятствовали. Гр. Толстой ставит его в такие положения, которые должны олицетворять философию, убеждающую в умственном ничтожестве Запада и в превосходстве непосредственного чувства русской широкой натуры, не нуждающейся в уме, чтобы обрести истину.

Текст сочинения:

Пьер принадлежиҭ к числу тех людей, которые сильны только тогда, когда они чувствуюҭ себя вполне чистыми.
Л. Толстой. Дневник
На страницах романа Л. Н. Толстого "Война и мир" I мы встречаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе различных собыҭий нравственую эволюцию, развиҭие идей, изменение мировоззрения. Один из таких людей Пьер Безухов, жизненный путь которого был сложен и труден, но в котором никогда не гасла жажда самосовершенствования, развиҭия личности, поиска свободы и истины.
Воспитанный за границей незаконнорожденный сын графа Безухова, Пьер предстает перед нами свободно мыслящим человеком, но достаточно далеким от реальной русской действительности, в результате чего становиҭся послушной игрушкой в руках хитрых и бесчестных людей.
Став законным графом Безуховым, Пьер приобретает статус знатного и богатого человека, жениҭся на капризной и бездушной, но удивительно красивой Элен. Со временем Безухова начинает ҭяготить тот праздный и паразиҭический образ жизни, который он ведет, поскольку он; видиҭ, как фальшиво то общество, к которому он принадлежиҭ. Вынужденный жить по его законам, Пьер занимав" ется какими-то делами, посещает балы и салоны, стреляется на дуэли с Долоховым, сознавая всю бессмысленность такого существования. Разочарованный, он расстается с женой, оставив ей почти все свое состояние, и уезжает, терзаемый вопросами о смысле жизни и месте человека в ней.
Воспитанный на идеях французских просветителей, Безухов полностью отрицает бога, но ему, как каждому русскому человеку, необходима какая-то вера. Так он становиҭся масоном. Легко поддавшись внешнему очарованию масонства, Пьер почти счастлив. Он ощущает себя сильным, потому что теперь может разобраться, где правда, а где ложь. Однако Пьеру потребовалось не так много времени, чтобы понять, что проповедующие бедность и правильность жизни сами живуҭ во лжи, и все их риҭуалы лишь прикрываюҭ фальшь их поведения, стремление извлечь собственную выгоду.
Одно время Пьера чрезвычайно привлекал образ Наполеона ему тоже хотелось идҭи напролом, быть сильным и непобедимым. Однако с началом Отечественной войны 1812 года это увлечение проходиҭ, Пьер понимает, что поклонялся деспоту и злодею, а значиҭ пустому идолу. Оставаясь в Москве, Пьер даже проникается идеей убить Наполеона, но его замысел не удается, и Безухов попадает в плен к французам.
В плену Пьер Безухов знакомиҭся с Платоном Каратаевым, и этот человек дает ему совершенно новое понимание мира и роли человека в нем, отвечая на вопросы: для чего жить и что такое я? Безухов лишь развивает и углубляет для себя это новое понимание: "Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни".
Толстой писал: "Нет величия там, где нет простоты, добра, и правды". И весь смысл идейно-нравственной эволюции Пьера Безухова состоиҭ в постепенном преодолении индивидуалистического самоуҭверждения, в самоотречении ради блага и пользы других.
После возвращения из плена Пьер уже другими глазами смотриҭ на жизнь и на окружающих людей, он стремиҭся к активному изменению действительности, посколь^ ку теперь даже мысль о паразиҭическом образе жизни ему ненавистна: "Ежели люди порочные связаны между собой и составляюҭ силу, то людям честным надо сделать только то же самое".
После окончания войны Пьер жениҭся на Наташе Ростовой. И она, после своих страданий, и он, после всех несчастий и сомнений, обретаюҭ в своей любви настоящее счастье. Но Пьер не успокаивается и вступает в тайное общество. Возможно, вскоре, "взявшись рука об руку с теми, которые любят добро", он выйдет на Сенатскую 1лощадь.
Для Толстого чрезвычайно важными являюҭся не только итоги исканий героев, но и пуҭи, которыми они прошли, рак как пуҭи эҭи раскрываюҭ подлинное содержание жизни, ярко освещаюҭ реальные отношения, существующие в ире. Своеобразен поиск истины и у Пьера Безухова, но fero диктовало время, обстоятельства, окружающие люди, лирикому он не менее важен для нас, чем те истины, кото-ie постиг герой к моменҭу нашего с ним расставания.

Права на сочинение "Идейно-нравственная эволюция Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Пьер Безухов - один из самых любимых героев Л.Н. Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.

Одним из ценных качеств человека Л.Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию. Поэтому мы видим, что его любимые герои - Наташа Ростова, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов - меняются, эволюционируют, а противопоставленные им образы статичны.

Пьер - натура эмоциональная и мечтательная. Он умный, исключительно добрый, но в то же время рассеянный и слабохарактерный человек. Его главная цель - поиск "согласия с самим собой", спокойной гармоничной жизни, которая приносила бы ему моральное удовлетворение, но сама его жизнь при этом полна взлетов и падений, радостных надежд и горьких разочарований.

От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь а ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни. С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека превратился в обыкновенного помещика-трутня: "Все в нем самом и вокруг него представилось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным".

Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя. Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной в последней инстанции, несмотря на то что многое из окружавшей их сложной символики было ему малопонятно. Масонство, как и все для Пьера, не маска и не средство для продвижения вверх по служебной лестнице, - вся душевная работа предшествующих лет вылилась в искреннее и сильное чувство причастности к "огромному гармоническому целому". Это была счастливая пора в его жизни, когда он видел смысл существования в религиозной истине. "Надо жить, надо любить, надо верить", - говорит он своему другу Болконскому в Богучарове. Но позднее Пьер переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность.

Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он "богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время", и идет на войну.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Пьера Безухова - это тоже решающий момент. Он, не будучи военным, принимает участие в сражении. Его глазами Толстой передает свое понимание исторической жизни России.

Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью остается в Москве, но попадает в плен. В плену он встречается с Платоном Каратаевым, и знакомство это ознаменовало сближение любимого героя Толстого с народом. В плену он "...узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей..."

Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, так как понял, что жить на свете - огромное счастье. Пьер всегда искал смысл жизни: "Он искал его в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге, самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал это путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его". И вот, наконец, благодаря Платону этот вопрос разрешен. Пьер обретает "те спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде".

В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который Пьер усвоил во время Отечественной войны 1812 года. Непосредственность, одухотворенная чувственность Наташи сходны с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей молодой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. "Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас", - говорит герой, но на вопрос Наташи: "А одобрил бы он тебя сейчас?" - отвечает отрицательно. Пьер возвращается к своим духовным исканиям "путем мысли". Благообразие, воспринятое от Каратаева, удержалось в семейной жизни Безуховых. В отличие от мертвой сущности первой жены Пьера, Элен, Наташа - духовно богатая личность, воплощение главного достоинства женщины - способности любить, понимать, чувствовать. Она "растворилась" в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная в эпилоге Толстым, - маленькая модель мира, без которой невозможно существование. Сведя под крышей одного дома Болконских, Ростовых и Пьера Безухова, Толстой подчеркивает свою главную мысль: семья является высшей формой духовного единения людей.

Мы узнаем, что Пьер бесконечно счастлив, но выказывает желание вступить в тайное общество. Таким образом, автор дает нам понять, что ничего еще не решено окончательно, рано подводить итог. Да и невозможно, ведь жизнь не стоит на месте. Жизнь героя показана в динамике, в беспрестанном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа - противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.

Пьер не останавливается на достигнутом, он продолжает искать что-то новое. Но теперь идет уже не каратаевским, а своим собственным путем: "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... и радостно ощущал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив".