Самые страшные кладбища и могилы – фото, реальные истории, легенды, поверья. Самые знаменитые кладбища россии

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать:

Кладбища Москвы часто являются не только местом захоронения умерших, но и историческими достопримечательностями. Например, Ваганьковское и Новодевичье кладбища Москвы известны как места, где погребены выдающиеся личности, известные далеко за пределами России.

История кладбищ Москвы уходит в глубину веков. Вначале погосты устраивали при монастырях и приходских церквях. Согласно различным документальным источникам в 17 веке в Москве насчитывалось от 300 до 600 кладбищ.

Были в то время кладбища и на территории Кремля. После того, как при Иване Калите в 14 веке из Владимира в Москву была перенесена митрополичья кафедра, в кремлевских соборах хоронили не только великих князей, но и русских митрополитов. Усыпальницей московских князей, а затем и царей стал Архангельский собор, а высших церковных иерархов хоронили в Успенском соборе Кремля. В числе самых древних захоронений, сохранившихся в Москве и те, что расположены на Новодевичьем кладбище и в Донском монастыре.

Иностранцев хоронили на отдельных кладбищах. Было не принято особо разделять их по национальностям, поэтому использовалось обобщение "немцы". В 12 веке "немцев" хоронили на кладбище в Марьиной роще (не сохранилось до нашего времени), позднее в Лефортове, на Немецком кладбище на Введенских горах. Здесь хоронили христиан, среди которых было множество иностранных коммерсантов, чьи фамилии встречались на вывесках магазинов Кузнецкого моста и других торговых улиц.

Уже в 1657 году, а затем и в 1723 году были изданы указы запрещающие производить захоронения при церквях на территории Москвы. Исключение делалось только для высокопоставленных лиц. Но, как это часто бывает, указ этот не особо соблюдался. Первое загородное кладбище в Москве было открыто или в 1750 или в 1758 году (источники на этот счет выражают разные мнения) - это было Лазаревское городское кладбище. В 1771 году, когда во время эпидемии чумы в Москве ежедневно умирало огромное количество людей, на Лазаревском кладбище места уже не хватало, и возобновились захоронения на территории Москвы. В ответ на это указом Екатерины II Сенат вновь запретил хоронить умерших на московских церковных некрополях, потребовав организовать достаточное количество кладбищ за чертой города.

В это время появилось около двадцати кладбищ, в числе которых: Ваганьковское, Даниловское, Армянское, старообрядческие Преображенское и Рогожское, а также другие. Тогда же открылись и Еврейское, Караимское и Татарское кладбища.

Как уже упоминалось выше, знатные особы имели привилегию быть захороненными в Москве, но за границами Земляного вала. Таким образом расширились некрополи Симонова, Новоспасского и других московских монастырей.

В 1915 году в нынешнем районе Сокол (село Всехсвятское) было создано воинское братское кладбище для захоронения погибших в сражениях Первой мировой войны. Его заложила великая княгиня Елизавета Федоровна, а позднее здесь построили храм Преображения Господня. В 1917 году на этом московском кладбище похоронили юнкеров, погибших в революционных боях. В 30-е годы кладбище и церковь сравняли с землей, и на этом месте выстроили Песчаные улицы, а затем кинотеатр Ленинград.

В ноябре 1917 года у стен Кремля возникло еще одно кладбище – здесь похоронили красногвардейцев, погибших в борьбе за новую власть. В 1927 году в Москве на Донском кладбище был построен первый крематорий с колумбарием, а затем колумбарии начали оборудовать и на других московских кладбищах.

Некоторые кладбища в Москве воспринимались как исторические памятники еще в дореволюционные годы, ведь на них можно было встретить могилы людей, сыгравших в свое время заметные роли в судьбе России. После того, как указом Советского правительства церковь была отделена от государства, кладбища превратились в гражданские учреждения, и религиозные обряды погребения сменились светскими. Изменяются не только обряды, но и внешний вид надгробий: вместо распятий появились пятиконечные звезды, и другая советская символика. В годы советской власти были снесены некоторые старые кладбища, в числе которых: Братское, Всехсвятское, Дьяковское кладбища. Были уничтожены и кладбища при Симоновом, Даниловском, Спасо-Андрониковом, Покровском и других монастырях Москвы. Исчезли также Лазаревское, Дорогомиловское и Семеновское кладбища.

По счастливой случайности удалось уцелеть кладбищам при Новодевичьем и Донском монастырях – это случилось потому, что здесь были открыты музеи. Хотя, несмотря на статус музея, Новодевичье кладбище в 30-е годы понесло значительный урон, из 2811 надгробий здесь остались лишь немногим более ста. Лучше всего сохранился некрополь при Донском монастыре – это было одно из самых аристократических московских кладбищ. Сюда после революции свозили надгробия со старинных кладбищ, подлежащих уничтожению. Поэтому Донской монастырь стал еще и своеобразным музеем надгробных памятников.

Что касается Новодевичьего кладбища, то в советское время оно стало вторым по престижности после некрополя в Кремлевской стене. Кроме многочисленных захоронений видных правительственных чиновников и партийных деятелей, на Новодевичьем кладбище покоятся и останки писателя Н. В. Гоголя, С. Т. Аксакова, А. С. Хомякова, художника И. И. Левитана и многих других знаменитых людей.

В настоящее время в Москве существует 68 кладбищ. Некоторые из них закрыты для захоронения, а некоторые действуют.

Подробный каталог старинных надгробий (XIX-начало XX века) Троицкого кладбища (село Троицкое, Одинцовский район Московской области). Село Троицкое известно с XVII века, тогда оно составляло одно целое с селом Михайловское на противоположном берегу Москвы. В 1737 г. здесь построили Троицкую церковь и по ней село стало называться Троицким. В 1761 г. построили новую церковь, существующую и поныне. С постройкой церкви возле нее возник погост, который ко второй половине XIX века уже стал мал и в 1870х годах было открыто новое кладбище, о котором и пойдет речь ниже. Троицкое кладбище окружено старым земляным валом. Сохранилось большое количество белокаменных надгробий конца XIX-начала XX века в форме саркофагов (гробов) и несколько в виде часовенных столбов, в основном принадлежащих местным крестьянам. В первой части статьи подробно рассмотрены 25 надгробий.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 04.2016г.

1. Схема Троицкого кладбища, красным цветом обозначена обваловка, метки - обозначение фотографий (цифры - их количество) присутствующих в статье (в обоих частях)

2. Село Троицкое на карте Шуберта, топосъемка 1850-х годов. Кладбища еще нет

3. Село Троицкое на карте 1931 года, Троицкое кладбище обозначено как "Кл."

4. Сначала осмотрим старую обваловку кладбища и пройдем по ее периметру. Следы обваловки Троицкого кладбища, северо-западный вал, со стороны шоссе и Москва-реки

5. Юго-западный вал

6. Северо-восточный вал

7. Северный угол. Фото юго-восточного вала не выкладываю, т.к. там все заросло и на фото ничего не разобрать

8. Далее идет каталог старинных белокаменных надгробий. Все надгробия были завалены мусором, листвой, а некоторые почти полностью скрылись под землей, поэтому нами были расчищены и откопаны. Для удобства каждому надгробию присвоен номер. Белокаменные надгробия конца XIX века (001 и 002)

9. Надгробие 003 "Здесь погребен ВАСИЛИЙ (?) / ФЕДОРОВ МАРКОВ / скончался 1898г. 25 ноя / жития Его было 70л. 4 ме"

10. Надгробие 003

11. Надгробие 003

12. Надгробие 003

13. Надгробие 004 "Здесь погребен ГАВРИЛА / ФЕДОРОВ МАВРКИН / скончался 1899 г. 18 Июля / Крестьянин Т. (?) Троицка"

14. Надгробие 004 и 005

15. Надгробие 006

16. Практически скрывшееся в земле надгробие, пришлось поработать совочком. Надгробие 007

17. оно же, надгробие 007

18. оно же, надгробие 007 "Господи при / ми дух ея / с миром"

19. оно же, надгробие 007 "Здесь погребено / тело рабы Божий / Аграфена Трифоно / вна"

20. оно же, надгробие 007 "скончалася / 1903 г. 8 июля / в 9 часов вечера"

21. оно же, надгробие 007

22. оно же, надгробие 007

23. Засыпанные надгробия 008 и 009

24. они же после расчистки, надгробия 008 и 009

25. они же, надгробия 008 и 009

26. Надгробие 010 с интересной резьбой. Сейчас находится в лапидарии Одинцовского краеведческого музея

27. оно же, надгробие 010

28. Скопление старинных надгробий, заваленных лесным мусором

29. Это же место с другой стороны

30. Это же скопление после расчистки, надгробия 011-017

31. Поваленный памятник в виде часовенного столба, надгробие 011 и 012

32. Видны остатки надписи, надгробие 011

33. "Здесь погребено / тело Раба Боже / го Иоанна Спири / донова Мурашова". Надгробие перемещено в лапидарий Одинцовского краеведческого музея. Надгробие 012

34. оно же: "Господи / прими Дух / его с миром", надгробие 012

35. оно же: "Скончался / 1905 г. 16 сентя / бря *** часа (?) дня", надгробие 012

36. Группа надгробий с фото 28-35 со стороны юго-западного вала, надгробия 011-017

37. Надгробие 013

38. Надгробие 014

39. Надгробие 015 с процарапанной эпитафией: "дорогой незабвенной / родительнице от / любящего ее сына / житие ее 63 года 7 месяцев / смерть настиг / ла за 2 дня до пасхи"

40. оно же с другой стороны, надгробие 015: "потзеир(?) каинер(?) / погребено тело кресть / янка деревни власова / авдотья николаивна / родилась 18?0 17(?) ма / йа ска. 1904 г. 26 ма"

41. оно же с торца, надгробие 015 "господи прими дух ея с миром"

42. Надгробие 016: "здесь погребен / крестьянин / д. власова / андгсний(?) д. тарлы = / кофк(?)

43. Другая сторона надгробия 016 с предыдущего фото: "жития его было / 83. скончался / 30 марта / 1900 г."

43. оно же, надгробие 016

44. оно же, надгробие 016

45. Надгробие 017

46. Группа надгробий 011-017 после расчистки

47. Надгробие 018: " ??? / ??? под сению / обители святой ударит час / ??? мы / увидимся с тобой"

48. оно же, надгробие 018: " под сим камнем погребен / крес(?)?? ???? / ивана(?) петровича / СИМОНОВА / ??? 1894 г. жития его / было 47(?) лет?? месяц и 10 д."

49. оно же, надгробие 018

50. Надгробие 019: "под сим камнем / погребено тело рабы божий / фекла ивановна луикова(?) / дере никиф ской 1880 ??к?"

51. Надгробие 020

52. Панорама на старую часть кладбища

53. Поваленный памятник в виде часовенного столба, надгробие 021

Ваганьковское кладбище возникло в 1771 году после эпидемии чумы. Тогда на нём хоронили рядовых граждан, а сегодня предают земле известных людей. Своё последнее пристанище здесь нашли Василий Суриков, Владимир Даль, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Александр Абдулов. С этим местом связано множество историй и мистических легенд. Так, к примеру, на могиле Есенина здесь покончила с собой Галина Бесниславская. Работники Ваганьковского кладбища утверждают, что её призрак до сих пор ходит по округе.

ул. Сергея Макеева, д. 15

Новодевичье - ещё одно известнейшее кладбище столицы. Здесь похоронены Антон Чехов, Константин Станиславский, Дмитрий Шостакович, Фёдор Шаляпин, Вера Мухина, Михаил Булгаков. В 1931 году состоялось перезахоронение останков Николая Гоголя, породившее ряд слухов. Очевидцы утверждали, что череп писателя был повёрнут на бок, откуда и родилась о легенда о том, что автора «Мёртвых душ», вероятно, по ошибке закопали живьём, пока тот пребывал в летаргическом сне. Ещё одна загадочная история связана с могилой Велимира Хлебникова, которую украшает половецкая каменная баба. С 1970-х годов скульптура стала покрываться необъяснимыми красными пятнами, напоминавшими кровь. Исчезали они во время дождя.

пр-д Лужнецкий, д. 2

Старое столичное кладбище ведёт свою историю с конца XVIII века. Его первое название - Немецкое: преимущественно здесь хоронили католиков и лютеран. На территории можно встретить массу интересных склепов. Так, здесь находится мавзолей доктора Александра Овера, куда частенько приходят попросить помощи в разных житейских делах, усыпальница Луизы Симон-Деманш (любовницы драматурга Александра Сухово-Кобылина), чей дух, утверждают очевидцы, бродит среди могил. Последнее пристанище Николая Кельха по неизвестным причинам привлекает людей, интересующихся чёрной магией.

ул. Наличная, д. 1

Армянское кладбище было основано в начале XIX века по ходатайству армянской общины. Пожалуй, самая известная здесь могила принадлежит меценату Николаю Тарасову. Памятник, созданный скульптором Николаем Андреевым, воспроизводит сцену самоубийства нефтепромышленника. Он свёл счёты с жизнью после того, как с собой покончила его любовница Ольга Грибова. Та же, в свою очередь, не захотела жить после самоубийства другого своего возлюбленного - Николая Журавлёва, который незадолго до этого проигрался в карты. Грибова даже просила денег у Тарасова, но тот, конечно, ничего не дал. Ходят легенды, что призрак мецената до сих пор бродит по кладбищу и раздаёт нищим монеты, пытаясь хоть как-то успокоить совесть.

ул. Сергея Макеева, д. 12

Как и многие московские кладбища, Даниловское было основано Екатериной II после эпидемии чумы. Здесь похоронены известные футболисты, художники, артисты, писатели. Говорят, на аллеях можно встретить собственного двойника, что, как известно, недобрый знак: взгляд на себя-призрака приводит к неминуемой кончине через три дня.

пр-д 4-й Рощинский, вл. 30

С Некрополем у Кремлёвской стены и его центром - Мавзолеем Ленина - связано немало мистических историй. Рассказывают, что на Красной площади и территории Кремля периодически можно увидеть призрачных государственных, партийных и военных деятелей. Одну из таких встреч в своё время описал Николай II. Последний русский император утверждал, что накануне коронации в нему явился Иван Грозный. Как мы помним, после этого произошла трагедия на Ходынке, и потому визиты Ивана Васильевича рассматриваются как предзнаменование беды. Ещё один частый гость с того света - Владимир Ленин.

Красная площадь

Спасибо за внимание, мог сделать коряво, но старался)
Некоторые факты стали известны только в момент написания поста.

Как ни странно это может показаться сейчас, но многие ныне популярные детские парки, торговые центры и даже элитные жилые комплексы располагаются на местах, где некогда были обширные древние кладбища.Что же осталось от давно исчезнувших захоронений? Подробно про все кладбища рассказывать не имеет смысла, рассмотрим самые большие и самые известные – Дорогомиловское, Лазаревское, Семёновское ->
В древней Москве жителей хоронили возле приходских церквей и монастырей, а до 1657 г. и на территории Кремля. К концу XVII века в Москве насчитывалось свыше 300 кладбищ. В 1771 г., в связи с эпидемией чумы, Сенат запретил хоронить москвичей, умерших от чумы, на всех московских кладбищах. За пределами Москвы (за Камер-Коллежским валом), в том же году открываются кладбища: Армянское, Даниловское, Дорогомиловское, Калитниковское, Миусское, Пятницкое, Семёновское и старообрядческие - Преображенское и Рогожское, а позднее Еврейское, Мусульманское и др. Большинство кладбищ, закрытых в связи с эпидемией чумы, приходили в запустение и постепенно уничтожались. А в советское время, особенно в 1930-е – 40-е годы, в связи с застройкой и освоением бывших окраин города, был уничтожен целый ряд кладбищ. Ликвидированы кладбища Алексеевского, Андроньева, Данилова, Новоспасского, Перервинского, Покровского, Симонова, Сорокасвятского, Скорбященского, и частично Новодевичьего монастырей, а также Алтуфьевское (часть), Братское, Бибиревское, Богородское (часть), Бутырское, Воронцовское, Владыкинское (часть), Дегунинское, Дорогомиловское, Еврейское, Карачаровское, Кожуховское, Семёновское, Филёвское и Шелепихинское кладбища. Останки только некоторых выдающихся людей России были перенесены с них на Новодевичье, Востряковское и Ваганьковское кладбища.

Обычно на месте уничтоженных кладбищ разбивают скверы, парки, или отдают территорию под промышленную застройку. Но Дорогомиловское кладбище – исключение. На месте него построили квартал жилых домов, причем для партийной элиты! Кладбище находилось на территории между Можайским шоссе (ныне – Кутузовский проспект) и рекой Москвой. Захоронения на нём продолжались вплоть до 1930-х годов.
В 1948 году кладбище было закрыто, находившаяся там церковь святой Елисаветы и все захоронения уничтожены, территория застроена жилыми домами.

Памятник над братской могилой воинов, погибших в 1812 году. Дорогомиловское кладбище, 1947-1950 ггПримыкавшее к Дорогомиловскому и являвшееся его значительной частью еврейское кладбище также было уничтожено. Представлявшие для государства ценность могилы были перенесены на Новодевичье и Ваганьковское кладбища. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост “Багратион” и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий. А ещё говорят, что «при строительстве “Башни 2000″ на набережной Тараса Шевченко, в 1998 году кости и черепа со стройки спокойно лежали на лавочке во дворе дома 22 по Кутузовскому проспекту… идешь домой с работы, а тут хлоп…»
На территории кладбища ещё стояла церковь Преподобной Елизаветы, построенная в 1839 году на месте старой церкви. Увы, Елизаветинская церковь разделила печальную участь кладбища: она была снесена где-то в начале 1950-х.

Примерно на месте церкви Елизаветы стоит “Башня-2000″А теперь несколько рассказов очевидцев о Дорогомиловском кладбище:“В 1938 году, по воспоминаниям Ф.Ф. Егорова, в Дорогомилове еще хоронили. А уже в следующем году на кладбищенской конторе появилось объявление о закрытии кладбища и о его скорой ликвидации. Родственникам погребенных здесь было предложено перезахоранивать их останки на вновь открывшемся тогда Востряковском кладбище. Но сделали это очень немногие. Ф.Ф. Егоров говорит, что в лучшем случае лишь каждая пятая могила была перенесена на новое место. Перезахоронения продолжались до начала 1950-х годов. А с середины 50-х Дорогомилово было заново застроено и приобрело тот вид, который в основном сохранился и по сей день. Но старое кладбище до сих пор напоминает о себе. Жители района рассказывают, что стоит во дворах домов по четной стороне Кутузовского где-то копнуть, непременно наткнешься на захоронения. А когда строили мост “Багратион” и рыли котлован для фундамента на правом берегу, в ковше экскаватора то и дело попадались кости и обломки надгробий.” (Ю. Рябинин. «Плохая им досталась доля…») Обратите внимание: лишь каждая 5-я могила (в лучшем случае) была перезахоронена на Востряковском!

Квартал сталинских домов на месте кладбищаЕщё одно воспоминание, написал Сергей:
«когда в году 65-66-м по берегу реки вдоль ветки железной дороги прокладывали какую-то теплотрассу, мы мальчишками дневали-ночевали на этой стройке. Каждый вынутый экскаватором ковш грунта обнажал и вынимал множество захоронений. Варварство… Но тогда мы этого не понимали, было просто интересно и любопытно. Все останки сваливали в кучу, вроде их охранял какой-то приставленный дядька, но мы всё-равно тырили черепа, которые у нас охотно забирали более старшие “товарищи” – студенты-медики. До сих пор стоит в памяти картинка: ковш срезает боковую стенку очередного гроба а там… просто как вспышка – сноп изумительных цвета меди женских волос невероятной длинны и красоты. Сорри за такие подробности конечно… Находили пуговицы от мундиров (там были захоронения павших при Бородине), а однажды строители откопали какой-то склеп, который ковш экскаватора “не осилил”. Что там было – так для нас и осталось тайной, потому что всех “посторонних” погнали так настойчиво, что сопротивляться было бесполезно»

Вот тут находилось Дорогомиловское кладбищеКраевед Игорь Сергеев пишет в своей книге:
“…Помню, как мы вынуждены были ходить на Еврейское кладбище снимать деревянные ограды. Запомнился случай, когда мы ломали ограду том месте, где ныне кинотеатр “Киев”, нас заметил охранник железнодорожного моста через Москву-реку. “Стой, стрелять буду!” – крикнул он и побежал к нам. Мы спокойно ждали. Он подбежал, поговорил с моей матерью и нас отпустил. Помню, что на этом кладбище лежала большая гранитная плита, на которой был вырублен целый рассказ об убийстве из-за ревности еврейской женщины. С этим кладбищем связано еще одно мое воспоминание, но оно относится уже к послевоенному времени. Когда-то то ячмень на Бадаевский пивоваренный завод паровоз подвозил по ветке мимо Дорогомиловского рынка по улице Можайский вал, останавливая движение автотранспорта по Дорогомиловской улице. При реконструкции этого района проложили в обход: к окружной железной под мостом и через ликвидированное Еврейское кладбище по набережной Тараса Шевченко к пивоваренному заводу. В то время оставался целым северо-западный участок Еврейского кладбища. При углублении котлована под железнодорожную ветку экскаватором только наполовину по откосу были вскрыты могилы. Верхние части скелетов оставались в земле. И вот мой товарищ, с которым я учился в одном классе. Женя Финоченко позвал меня туда добывать золотые коронки. Мы там копались, но никакого золота не нашли. Евгений Александрович Финоченко ныне подполковник милиции в отставке.»

Лазаревское кладбище

В 1758 году на самой окраине Москвы, в Марьиной Роще, было устроено кладбище для бедных, а также для тех, кто умер «дурной смертью». Лазаревское кладбище было окружено довольно густым Марьинским лесом и почиталось многими москвичами местом проклятым, таинственным…
Свой статус кладбище сохраняло до печально знаменитой эпидемии чумы 1771 года, когда оно вместе с десятком «новых» кладбищ стало местом, где хоронили тысячи умерших. А уже в следующем XIX веке тут находили успокоение купцы, представители духовенства, военные, артисты… Еще в 1787 году при кладбище построили церковь Сошествия Святого Духа.

Церковь Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбищеК началу ХХ века Лазаревское кладбище было довольно запущенным. Как писал в 1916 году историк Москвы А. Т. Саладин, оно «далеко не ласкает взгляда… Спрятавшись от шума за прочными стенами, кладбище покрыто буйной растительностью.
Трава выше пояса – скрывает даже высокие гробницы, и к некоторым могилам можно подойти с трудом, обжигаясь о крапиву… В начале 1930-х кладбище было закрыто, а в 1936-м и вовсе ликвидировано. Большую часть могил сровняли с землей еще до войны, а последние уничтожили бульдозерами уже в послевоенные годы. Часть останков перенесли на другие кладбища, но большинство захоронений так и осталось под землей. А у «гробового входа» предписали «играть младой жизни» – на территории кладбища открыли… детский парк! И по сию пору, если копнуть под игровыми площадками, попадаются черепа и кости…На Лазаревском кладбище возле юго-западного угла храма в 1917 году был похоронен его настоятель Николай Скворцов с супругой. Они оказались жертвой обыкновенного грабежа: отец Николай собирал деньги на нужды неимущих. Об этом знали все; и грабители предполагали, что казну священник держит дома. Ночью они ворвались к нему, убили его и матушку, но не нашли ни копейки. Протоиерей весьма аккуратно сдавал поступавшие пожертвования в банк.
А в 1923 году тут был похоронен настоятель храма Святителя Николая на Маросейке Алексей Мечев. Среди его прихожан были Н. Бердяев, А. Голубкина, М. Нестеров…
Заупокойный молебен служил сам патриарх Тихон. Но в храм он в тот день не вошел: в нем уже обосновались «обновленцы». Отца Алексея перезахоронилина Введенском кладбище, а в 2000 году архиерейский собор причислил его к лику святых.
На Лазаревском кладбище были похоронены: профессор Р. Тимковский, редактор и издатель И. Кушнарев, бытописатель Москвы И. Кондратьев… А в 1837 году на кладбище похоронили мать Ф. Достоевского Марию Федоровну, урожденную Куманину. Семья будущего писателя квартировала тогда при близкой к кладбищу Мариинской больнице, на Новой Божедомке… Бывая в Москве, Федор Михайлович обязательно посещал могилу родительницы и делал пожертвования на нужды храма. Где была эта могила, можно указать только приблизительно, но надгробие чудом уцелело и хранится в Музее Ф. М. Достоевского.

Единственная сохранившаяся могильная плита Лазаревского кладбища. Надписи не сохранилисьКак и всякое старое кладбище Москвы, Лазаревское обременено многими легендами. Одно из них, о богатой купчихе, не пожелавшей и после смерти расставаться со своими драгоценностями и завещавшей положить их себе в гроб, по сию пору будоражит воображение кладоискателей… Впрочем, преданья о кладбищенских кладах этим случаем не исчерпываются.
Здесь когда-то была захоронена семья известного актера Силы Сандунова, оставшегося в памяти потомков устроителем бань на Неглинке. Похоронив своих весьма состоятельных родителей, братья Сандуновы с удивлением обнаружили, что им от покойных не досталось ни копейки.
Куда девалось родительское состояние – неизвестно. Но тут они вспомнили, что мать, умирая, просила положить в гроб ее любимую подушку. Заподозрив неладное, братья откопали гроб, вынули подушку, но ничего, кроме пуха и перьев, не нашли.
Раздосадованные Сандуновы установили над могилой родителей чугунный памятник в виде прямоугольного ящика, увенчанного чугунным же крестом, который обвивают две довольно мерзкие змеи…
Когда братья умерли, их похоронили тут же, подле родителей: актера Силу Николаевича – в 1820 году, а профессора Московского университета Николая Николаевича – в 1832-м…
Тайна так и осталась тайной. Но, может быть, братья просто плохо искали? Может быть, их родительница исхитрилась заказать для себя гроб с тайником? А значит, и сегодня где-то под дорожками парка лежат в земле сандуновские сокровища…
В 1920-е на кладбище вновь обосновались налётчики и деклассированные элементы. Скрываясь от погони, они чувствовали себя вольготно, облюбовав деревянное строение сестричества, упраздненного в 1929 году, спрятав там, а также в зарослях и склепах, награбленное. Милиция опасалась забираться вглубь территории кладбища и изредка устраивала там облавы.
Осенью 1932 года здание храма было оцеплено милицией, а настоятелю храма сообщили о его закрытии с конфискацией имущества и передачей здания в ведение Моссовета. А через год на кладбище запретили хоронить. Захоронения и надгробия переносились родственниками на другие кладбища в течение 1935-1936 годов за счет государства. И уже в 1936 году на месте кладбища был открыт Детский парк Дзержинского района с каруселями и танцплощадкой. Однако на территории парка ещё можно было увидеть последние бесхозные надгробия, которые во время субботника 1953 года вовсе исчезли. С середины 1990-х годов территория парка приходит в запустение и нередко используется как место для криминальных разборок. В настоящее время ведутся работы по благоустройству территории.

Сейчас парк называется ФестивальнымХрам Сошествия Св. Духа был возвращен Церкви в 1991 году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские декораций Театра оперетты.
На кладбище в свое время были похоронены:
историк, профессор греческой и латинской словесности - Р. Ф. Тимковский (1785-1820);
метеоролог, доктор физики и химии, профессор, декан физико-математического факультета Императорского Московского университета - Спасский, Михаил Фёдорович (1809-1859);
историк, москвовед, поэт, песенник, писатель, переводчик - И. К. Кондратьев (1849-1904);
очеркист, редактор, издатель, владелец типографий - И. Н. Кушнерёв (1827-1896);
мученики убиенные протоиерей Николай Скворцов со своей супругой (1917);
основатель Медицинского факультета ПМИ - С. Г. Зыбелин;
авиатор А. А. Мухин (1914);
мать Ф. М. Достоевского - М. Ф. Достоевская (1837), тетка - А. Ф. Куманина;
жена В. Г. Белинского (1890).
русский архитектор, председатель МАО в 1879-1894 годах - Н. В. Никитин (1828-1913)
Хоть кладбище уже давно уничтожено, всё-же кое-какие следы остались. Например была обнаружена могильная плита (см. фото выше).

Семеновское кладбище
Семёновское кладбище было единственным «нечумным» из до-революционных кладбищ расположенных за Камер-Коллежским валом.
Семёновское кладбище, вернее, уцелевший фрагмент исторического кладбища, располагается на территории района Соколиная гора между улицей Семёновский вал, Семёновским проездом и Измайловским шоссе. Печальная история Семёновского некрополя - пример того, как утрата объектом его функции автоматически приводит к потере связанного с ним культурного наследия.
Официально кладбище в селе Семёновском было открыто в 1771 году, однако история использования в качестве места упокоения усопших участка, на котором оно расположено, гораздо древнее. Еще в XVII веке здесь располагался погост. Самое старое захоронение на территории Семёновского кладбища датируется предположительно 1641 годом.
Исторически так сложилось, что Семёновское кладбище, в первую очередь, выполняло функцию военного некрополя. Оно имело в своем составе большой воинский участок, много захоронений военных было и в «гражданской» части. Именно там хоронили многих раненых, умиравших в расположенном неподалёку Лефортовском военном госпитале. Помимо рядовых и офицеров там покоились и генералы, в частности, артиллерист Константин Васильевич Сикстель и участник Кавказской войны Николай Карлович фон Цеймерн. На Семёновском кладбище был погребён и умерший в солдатах поэт Александр Полежаев. Поиски его утерянной ещё до революции могилы продолжаются.

До 1855 года на этом кладбище не было храма, а само кладбище было приписано к храму Введения Пресвятой Богородицы в селе Семёновском (ныне храм уничтожен - см.: Список храмов, упразднённых советской властью). В 1855 году на средства московского купца Михаила Николаевича Мушникова и других вкладчиков был построен каменный храм во имя Воскресения Христова, и с этого времени кладбище сделалось самостоятельным.
Кладбищенский храм Воскресения Христова была закрыт в конце 1920-х или в начале 1930-х годов. В здании храма вначале была размещена кладбищенская контора, а позже здание было до неузнаваемости изуродовано перестройками и использовалось как производственное помещение.

Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбищеВ 1935 году Семёновское кладбище было юридически ликвидировано, а в 1960-х годах застроено, причём Семёновский проезд прошёл непосредственно по его территории. Незастроенным остался небольшой участок, превращенный в сквер. Таковым бывшее кладбище до недавнего времени и оставалось.
Однако в конце мая 2011 года управа района Соколиная гора начала работы по благоустройству территории сквера с целью устройства там детской площадки. Во время земляных работ нанятые управой рабочие наткнулись на старинные склепы, в которых обнаружились останки людей. В одной из раскрытых могил лежал человек в одеянии священника, предположительно опознанный местными краеведами как владыка Мелхиседек (Михаил Львович Паевский, 1878-1931) - выходец из западной Белоруссии, с 1922 г. бывший митрополитом Минским и Белорусским, осужденный в 1925 году по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей, сосланный в Сибирь, а с 1927 г. назначенный архиепископом Красноярским.
Кроме того, в ходе работ были открыты исторические надгробные плиты. Часть останков и плит (в том числе, надгробие 1806 года) сумел сохранить Геннадий Медведев, член инициативной группы по установке на территории кладбища мемориального знака.
Активисты общественного движения «Архнадзор», заметив работы на территории бывшего Семёновского некрополя, вызвали на место представителей археологической службы Департамента культурного наследия Москвы. Те, в свою очередь, выдали предписание о приостановке земляных работ. Тем не менее, по сведениям «Архнадзора», работы на территории Семеновского некрополя идут полным ходом. Землекопы продолжают уничтожать не только старинные надгробные памятники, но и саму память о нескольких поколениях воинов России, захороненных на кладбище.

Могильные плиты Семеновского кладбища, раскопанные при реконструкции 2000-х годовВот, что пишет В. Кардин в рассказе: «Тайна Семеновского кладбища»:
«Через несколько дней после начала войны многих наших студентов, и меня в том числе, вызвали в комитет комсомола и объявили мобилизованными на рытье котлована для большого авиационного завода. Дали адрес и – завтра без опозданий к восьми утра. Меня, не отличавшегося общественной активностью, по чистой случайности назвали одним из бригадиров. Это было особенно нелепо: родившийся в Москве и выросший на московском асфальте, я редко соприкасался с лопатой. Но не отказываться ведь, когда идет война и город полнится дурными вестями. Раз надо, будем копать землю. На заводе нас встретили радушно, дали лопаты и повели… на кладбище. Оно начиналось прямо за оградой и терялось где-то в зеленой дали. Задача формулировалась достаточно просто – рыть котлован и не обращать внимания на могилы. То есть, как – “не обращать”? А так! Война. Нужны боевые самолеты. Предстоит расширять завод, возводить новый корпус…Мы рыли с утра до вечера в дневную смену и с вечера до утра в ночную. Днем жара, но и ночью дышать тяжело. Рыли старательно, пытаясь подавить внутреннюю растерянность. Лопаты сокрушали гробы. Вместе с землей в тачку попадали кости, черепа, куски истлевшей ткани. Иногда в гробах обнаруживали клады – стеклянные банки с драгоценностями и золотыми монетами. Мы вызывали дежурившего неподалеку милиционера и передавали ему находку. Чтобы представить себе душевное состояние ребят-землекопов, приведу один лишь эпизод. Приятель-однокурсник Жора неожиданно бросился на меня с занесенной над головой лопатой. Но так же неожиданно замер. Обнял: “Прости, нервы сдали”. Мне почему-то запал в память этот случай. Хотя Жоры давно нет – погиб на фронте. Как и большинство моих сокурсников… Сознание безотчетно фиксировало какие-то странности. Но не пыталось их осмыслить. Почему, когда котлован еще не окончен, нас перебрасывали на другой участок, в другой конец кладбища? Мы снова рыли могилы, где хоронили многими десятилетиями. Иной раз останки лежали в два-три слоя. Но и очередной котлован не завершали – приступали к новому.Всякий раз, выполняя свои бригадирские обязанности, я задерживался после работы. Приходил молчаливый десятник. Покуривая, делал замеры, что-то писал в своем блокнотике. Однажды он вдруг разговорился. Попросив не передавать услышанное ребятам.Оказалось, вырытые нами котлованы закапывали другие бригады таких же работяг, как мы. Но почему? Зачем? Было мобилизовано большое количество молодых москвичей, преимущественно студентов. А у руководства нет уверенности в строительстве нового корпуса. Не исключено, что завод предстоит эвакуировать… “Как же кладбище?” – неуместно спросил я. Но ответа не удостоился. Докурив папиросу, десятник сказал лишь, что мы – ребята старательные. Глядишь, когда-нибудь нам сгодятся землеройные навыки …»
Ещё пишут, что:
«В 80- годы ещё можно было найти остатки каменных надгробий, валявшиеся то там то сям на территории бывшего кладбища и даже прочесть на этих надгробиях какие то фамилии.»
«в 90-е в сквере появились “гробокопатели”. А отдельные надгробия с надписями и даже кусок кованой могильной ограды в кустарнике сохранялись до начала 2000-х, когда в одну прекрасную ночь все остатки надписей были сбиты с плит отбойными молотками, а затем собраны и вывезены. Сейчас там снова реконструкция.»

Кладбище Моисеевского монастыря на месте Манежной площадиМы рассмотрели примеры кладбищ, которые были уничтожены в советское время. Но, ведь и до революции тоже сносились кладбища, и 200, и 300 лет назад! Самый интересный пример – древнее кладбище Моисеевского монастыря, которое было раскопано при строительстве торгового центра на Манежной площади.
Это самый крупный из некрополей, вскрытых за последние годы – там обнаружили более 600 захоронений. На этом месте когда-то стоял Моисеевский монастырь, который разрушили во времена Екатерины II (в 1765 году): она приказала построить там казармы для солдат, охранявших Кремль. При этом останки похороненных на территории монастыря людей так и оставили в земле. На них натыкались и раньше, например, при строительстве метро и реконструкции улицы Горького.
А когда в конце 1990-х на Манежной площади стали строить подземный торговый комплекс, все захоронения вскрыли и перезахоронили с отпеванием на христианском кладбище в подмосковных Ракитках. Кстати сказать, по словам гендиректора столичного Центра археологических исследований Александра Векслера, теперь все останки, на которые натыкаются в ходе строительства, перезахораниваются. В федеральном законе об охране и использовании памятников истории и культуры древние кладбища отнесены к памятникам археологии.
Векслер говорит, что раньше к древним захоронениям относились гораздо менее почтительно, чем сейчас. “Во все времена, кроме нашего, здания либо возводили на костях, либо, если делали подвалы, останки просто выкидывали вместе со строительным мусором, – говорит Александр Векслер. – А надгробия очень часто пускали в ход в качестве строительного материала. Почти в каждом храме в стены были заложены надгробные камни. Я очень много раз сталкивался с таким способом их использования”.
В ходе проведенных археологических работ удалось восстановить планировку некрополя монастыря, основные этапы расширения его территории. В некрополе оказалось более 600 захоронений, погребения в деревянных долбленных колодах были расположены в четыре яруса. При расчистке захоронений сделаны редчайшие находки: нательные резные деревянные кресты и керамические, стеклянные, металлические сосуды - слезницы для благовонного миро. Найдены и уникальные ткани, шитые шелками, причем, благодаря особенностям грунта, отличающегося особой кислотностью, они сохранили первозданный цвет.
И сейчас, когда мы ходим по торговому центру «Охотный ряд», даже не представляем, что еще 15 лет назад тут, на месте этих магазинов, в толще земли таились древние захоронения.