Мои впечатления о походе в музей. Сочинение на тему «Экскурсия в краеведческий музей


Урок литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов"
Тема: «Обломов» как роман о любви.
Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Цели урока:
1.Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви.
2.Изменить первоначальное негативное представление об Обломове.
3.Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.
Оборудование урока:
Текст (Гончаров И.А. Обломов: роман. В 4-х ч. Т.: 1985г.), эпизоды из экранизации романа «Обломов» Гончарова «Несколько дней из жизни Обломова» Н.С.Михалкова, тетради.Ход урока:
На доске: Обломов и Ольга. История любви.
Учитель: Изучая роман, мы постоянно анализируем эпизоды, сопоставляя Обломова то с гостями, то с Захаром, то со Штольцем. Вот и сегодня – Обломов и Ольга, эта волнующая сердце история любви. Зачем все это? Для чего?
(В любви наиболее ярко раскрываются особенности характера главного героя, понимание любви писателем).
Гончаров огромное значение придавал чувству любви. Устами Штольца он говорил, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель жизни, в любви он черпает энергию.
Попробуем проследить, как развивалось это чувство. Для начала вспомним определяющий момент, давший толчок развитию этого чувства.
«От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, но пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни. …
Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».
Чтобы как можно лучше понять этих героев, обратимся к этимологии их имен.
Ольга Ильинская – фамилия трактуется как любовь ради Ильи (Ильинская). По одной из версий, Ольга – луна (с. 295), по другой – святая, факел (с.259, 296).Илья – (по ветхому завету) связано с небесным огнем. В народных представлениях Илья – пророк, бог-громовержец или громовик, который сыплет огненные стрелы (с. 245).
Таким образом, любовь Обломова и Ольги – это огонь. Посмотрим, как это выражается в тексте (с.243, 248, 252, 253, 281, 282). Он мог как взорваться, так и остыть (с.284).
В романе часто описываются цветы, поэтому нам не обойтись без их символики.
Так, Обломов предлагает Ольге ландыши, что означает душевные излияние о любви и счастье. В тексте неоднократно встречается сирень, которая служит эмблемой грустного расставания. Но герои избирают ее как эмблему любви, тем самым, пророча разлуку. Также встречаются такие цветы, как резеда и роза – символ любви (с. 249, 250, 254, 261, 277, 305, 308).
В романе представлены 3 ипостаси любви, любви идеальной:
Любовь идеальная, где Ольга является идеальным одухотворенным образом (с. 244, 246, 247).
Любовь – обязанность (с. 283, 291, 294).
Такая разная любовь (с.286, 287).
(Далее эпизод из фильма - отъезд Штольца, где он с Ольгой строит планы насчет Обломова. Комментирование эпизода учителем с обращением внимания на образ Ольги, ее поведение. Анализ эпизода из фильма – сцена с Орешниковым. Можно задать классу вопрос: существует ли такой же эпизод в романе?).Ольга – человек, которому пока еще не открылась правда жизни. Она является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, т.е. Ольга любит будущего Обломова, созданного ее руками (с.179).
(Рассказ учителя о мифе «Пигмалион и Галатея»).
Несмотря на это, Ольга любит Обломова. Далее в ее чувстве идет «пробуждение» сознания, которое выражается через природу.
«Лицо ее наполнилось постепенно сознанием; в каждую черту пробирался луч мысли, догадки, и вдруг все лицо озарилось сознанием…Солнце также иногда выходит из-за облака, понемногу освещает один куст, другой, кровью и вдруг обольет светом целый пейзаж».
(Эпизод из фильма).
Обломов правильно оценивает Ольгу, указывая на ее самолюбие, высказывая все свои описания в письме.
Свободен ли обломов в своей любви?
Ответ кроется в его письме (чтение и анализ: с.306-307).
Свободен Обломов был, когда смог отказаться от своей любви. В нем раскрылось назначение Обломова как человека, образ Божий в нем; в письме проявился его поэтический дар.
Быть свободным – это быть таким, каким задумал тебя Бог: «Познайте истину, и истина сделает вас свободным». Он познал ее (с. 243-244, 303).
Ольга полагает, что письмо – это проявление эгоизма Обломова. А как вы считаете?
(Сцена из фильма – эпизод объяснения в парке).
Когда мы пишем письма?
Какую роль письмо Обломова играет в их отношениях?
Оно помогло задуматься над чувством (с. 318, 330, 342, 417, 420).
Кульминацией их любви становится разлука.
(Чтение по ролям эпизода на с.420).
Как и предугадал Обломов, Ольга выходит замуж за Штольца и стыдится своих отношений, которые были с Обломовым (с.465).
Почему брак Ольги и Штольца был возможен?
Почему не сложилось счастье Ольги и Обломова?
Домашнее задание: письменное высказывание на вопрос: «Возможно ли другое развитие этих отношений?».


Приложенные файлы


Цель:
Познакомить с фактами биографии и творческой деятельности А. де Сент-Экзюпери; с понятиями «философская сказка», «притча», «символ»;
Развивать умение понимать философский смысл сказки; что бывает, когда открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать дети; определять сказочные и реальные элементы сказки;
Прививать любовь к книге.
Методы: слово учителя, беседа.
Тип урока: изучение художественного произведения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация Pover Point.
Ход урока
Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь.
Сообщение целей и задач урока.
Ученик 1.
Он идет уверенной походкой По пылающей от солнца полосе, Из-под синей форменной пилотки Улыбаясь отражению в росе, Той, что в дальних странах незнакомых Остывает бриллиантами в траве, А муссоны стайкою бездомной Бродят в запредельной синеве. Может быть, и не было в помине Этой встречи в знойных выжженных песках - Просто в жарком мареве кабины Злой мираж пульсировал в висках: Точно инверсивный след обманчив, Свет звезды далёкой и живой Вдруг возник в ночи печальный мальчик С золотистым шарфом за спиной. Как под небом чёрно-просмоленным Вдруг порвал привычных истин сеть Этот мудрый и доверчивый ребёнок, Так упорно не желающий взрослеть. И хранит ответ на все вопросы Под брезентом спрятанный алмаз: Кем он был - пилот, писатель и философ С цепким взглядом ясных детских глаз?
Ребята, мы с вами сегодня попытаемся ответить на этот вопрос. Мы познакомимся с творчеством французского писателя, философа Антуана де Сент-Экзюпери и его сказкой-притчей «Маленький принц». Именно о нем рассказывается в стихотворении Людмилы Пельгасовой. Мы попытаемся ответить на вопрос: «Чему же учит нас сказка «Маленький принц»?». Запишите в тетрадях число и тему урока (Слайд 1)
Изучение новой темы
Биография писателя
Ученик 2.
А.де Сент-Экзюпери родился в 1900г., в городе Лионе во Франции. Отец Антуана – граф де Сент-Экзюпери был страховым инспектором. У Антуана было три сестры: Мари-Мадлен, Симона, Габриель и брат Франсуа.
В 1919-21 учился в Школе изящных искусств. В 1921-23 служил в армии; затем работал на заводе. В 1926 стал гражданским лётчиком. В 1933-34 лётчик-испытатель.
В годы 2-й мировой войны (1939-1945) Сент-Экзюпери - военный лётчик, сражался на фронте.
После оккупации Франции фашистскими войсками (1940) эмигрировал в США.
С 1943 военный лётчик в Северной Африке.
31 июля 1944 не вернулся из разведывательного полёта. (Слайд №2)
Ученик 3.
1926г. Опубликован первый рассказ «Лётчик» . 1929г. Выходит роман «Южный почтовый» .
В 1931 опубликован роман «Ночной полёт». В 1939 книга «Планета людей» отмечена премией Французской академии
В 1942г. написана повесть «Военный лётчик» и «Письмо к заложнику» (1943). Незаконченная книга «Цитадель» опубликована в 1948г. (Слайд №3)
Но мировую известность получила философско-лирическая сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943г.) . Иллюстрировал книгу сам автор.
Работа с текстом сказки
Ну, а сейчас давайте поработаем непосредственно над текстом произведения. И это будет викторина, которая выявит самых внимательных читателей.
Литературная викторина «Внимательный читатель»
От чьего лица ведется повествование? (летчик)
Где произошла встреча героя с Маленьким принцем? (пустыня Сахара)
С кем отправился Маленький принц в свое путешествие? (с перелетными птицами)
Сколько вулканов было на планете Маленького принца? (3)
С какой планеты, по мнению рассказчика, прилетел маленький принц? (астероид Б-612)
Что больше всего любил наблюдать Маленький принц? (закат солнца)
На какой планете хотел бы остаться Маленький принц во время странствий? (планета с фонарщиком)
У какой планеты неплохая репутация?
Какой цветок рос на планете маленького принца? (роза)
Кто жил в ящике у Маленького принца? (барашек)
Как рассказчик оказался в пустыне?
Кто скучен, по мнению лиса? (охотники и куры)
Работа с иллюстрациями
Как я уже говорила, иллюстрировал книгу сам автор. И на каком языке не была бы напечатана сказка, но рисунки в них будут самого писателя. Как вы думаете, почему? Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Внимание на экран! Посмотрите на изображенные иллюстрации и найдите в сказке цитаты, соответствующие им.
Жанровое своеобразие
Большинство исследователей считает «Маленький принц» сказкой. Причем сказкой философской. Давайте вспомним определение термина «сказка».
Что реального в «Маленьком принце»?
А сказочного?
Некоторые же считают, что это притча. Притча – небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение.
Как вы думаете, а кому адресовал автор свою притчу-сказку? Давайте обратимся к эпиграфу сказки.
Почему мальчик увидел слона в удаве, барашка в ящике?
А вы видите их?
Проблемные вопросы
Почему принц не перестал любить Розу, когда увидел много роз на Земле?
Почему Маленький принц решает умереть?
«Маленький принц» нас учит чему-то. Кому принадлежат эти слова и как они характеризуют героев?
«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».
«Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».
«Среди людей тоже бывает одиноко».
В сказке много мудрых мыслей. Зачитайте те, которые вам понравились больше всего.
Подведение итогов.
Домашнее задание. Список литературы на лето.


Приложенные файлы

Обломов и Ольга Ильинская Урок 3. Урок литературы в 10классе Учитель МБОУ СОШ 17 п. Тырма Кулыгина Е.Г. ПОДУМАЙТЕ…

  • Прав ли Добролюбов, утверждая, что Обломов - «коренной народный наш тип», «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых - «легион»?
Подумаем над значением диалога Обломова и А.Штольца в части 2, главе 4 (стр.149) ЧТЕНИЕ отрывка.. ВЫВОДЫ
  • Каков идеал жизни Обломова?
  • Как такой образ жизни назвал Штольц?
  • Весь образ жизни и мыслей Обломова Штольц назвал одним словом
  • «ОБЛОМОВЩИНА»
Повторение пройденного материала. Идеал жизни Штольца в труде.. Постоянном, непрерывном..Он сам говорит:
  • ..Даже когда удвою, учетверю капитал не перестану трудиться..
  • «.. Жить для труда, больше ни для чего. Труд – образ, содержание,цель жизни»
Что решил сделать Штольц, узнав об идеалах Обломова? Решение Штольца Спасти друга. Приподнять его, «может быть, в последний раз» Есть мнение,
  • что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.
  • Согласны ли вы с ним?
Работа в парах: (интерактивная работа по принципу «снежный ком»)
  • Подумайте над несколькими вариантами ответов, но каждая пара должна дать лишь одну версию ответа. Мы их по очереди запишем:
  • Что может спасти Обломова?
Были у вас такие версии?
  • Работа?
  • Дружеская поддержка?
  • Увлечение (хобби)?
  • Путешествие?
  • Любовь?
Можно ли определить, какие из вариантов и почему не сработают с людьми подобного типа? Освоение темы: Обломов и Ольга Ильинская.
  • Автор проводит своего героя через испытание любовью.
  • Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности, считая, что любовь - это не только чувство влюбленности одного человека в другого, но и отношение к миру.
В романе появляется женский образ.
  • От кого впервые Обломов услышал об Ольге Ильинской?
  • Что Штольц о ней говорит?
Есть мнение, что..
  • образ Ольги Ильинской можно назвать несомненной удачей Гончарова-психолога.
  • В нем воплотились не только лучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском человеке вообще.
Штольц и автор об Ольге:
  • Ольга – «очаровательное дитя»
  • Лукавая, задорная, умная, глубоко чувствующая, достаточно хороша собой, образованная
  • Характер сложился в эпоху эмансипации..
Всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини:
  • “Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”
Автор выделяет в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую
  • “В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка...
  • Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
Ольга чужая в своей среде.
  • Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и решительность, чтобы отстаивать свою жизненную позицию,
  • Её поведение не ориентировано на общепринятые нормы.
Знаком ли вам такой тип женщин? По жизни, по фильмам, или по произведениям?
  • Легко ли таким женщинам? Почему?
Пришло чувство…
  • Обломов воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил.
  • Едва Ольга спела “Casta diva” (это его любимая ария), он сразу “узнал” ее.
  • Не только Обломов “узнал” Ольгу, но и она его.
Что узнаем об Ольге..
  • Уровень её требований высок: она не ограничивается женскими идеалами семейного счастья.
  • Мужчины её побаиваются, так как не уверены, что могут быть ей достойной парой.
  • Ольга ценит себя высоко
Для чего Штольц решил познакомить Обломова с Ольгой? Как он сам относился к Ольге?
  • Штольц надеется, Ольга сможет возродить Обломова, спасти его от разрушительной лени
Что же увидела Ольга в Обломове?
  • Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые чужды и ей.
  • Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть сочувствие.
Сумела ли она его изменить?
  • Да. через три месяца общения с Ольгой на лице Обломова нет усталости, скуки, нет сна.
  • Снят халат, на нем чистые манжеты, воротнички
  • Он рано просыпается, что проворно пишет
  • И с утра первый образ перед глазами - ОЛЬГА
Он ходит в библиотеки, ищет по её просьбе книги, пересказывает их, взбирается в гору ради цветочка Ольге Подумаем над текстом..
  • Была ли это любовь?
  • Если это была любовь, за что Ольга полюбила Обломова?
  • Возможно ли счастье для них? Есть ли у них будущее?
Домашнее задание
  • Прочитать часть 3, главы 11-12.
  • часть 4
  • Подготовиться к разговору о роли Агафьи Пшеницыной в жизни Обломова
Использованные материалы:
  • Роман И.А.Гончарова «Обломов»
  • Зинин С.А., СахаровВ.И.. «Русская литература XIX века» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2010.
  • Литература 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова. /С.А. Зинина Г.Х.Ахбарова. Т.О. Скиргайло- 4-е изд._ М.:ОО ТИД «РУССКОЕ СЛОВО»-РС», 2012
  • Художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Мосфильм, 1979). 2 серии
Интернет-ресурсы
  • Обложка книги с портретом И.А. Гончарова - http://aldebaran.ru/author/goncharov_ivan/kniga_oblomov/
  • Обломов (кадр из к\ф) - http://briefly.ru/static/films/x22.jpg.pagespeed.ic.o6OE1iPQLI.jpg
  • Иллюстрации к роману: http://library.donntu.org/exhib/obraz_gen/oid.jpg
  • http://900igr.net/datai/literatura/Oblomov-v-romane-Goncharova/0009-007-Olga-Ilinskaja.jpg
  • http://900igr.net/datai/literatura/Oblomov-v-romane-Goncharova/0005-003-Oblomov-na-divane.jpg
  • Н. В. Щеглов “Ольга” - http://oblomov.omsk.edu/galereja/Olga1.html
  • Обломов и Ольга (кадр из к\ф) - http://img15.nnm.me/c/e/f/7/1/9a45f632bf4aabcc72b890cea9f.jpg
  • Обломов читает Ольге (кадр из к/ф) http://soub.ru/images/stories/uploads/www.dvdclassik.com.jpg
  • Диалог Штольца и Обломова – аудиозапись -http://www.youtube.com/watch?v=oQcytxI5hNg
  • Обломов и Штольц- http://www.dv-reclama.ru/upload/blog/f9c/vmeste.jpg
Дополнительные ресурсы
  • Для просмотра эпизодов художественный фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (Мосфильм, 1979). 2 серии
  • Режиссер - Никита Михалков. Сценарий - Никита Михалков, Александр Адабашьян. В ролях: Олег Табаков, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 г. Брянска»

Конспект урока по литературе
в 10 классе

подготовила

г. Брянск

Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе, определить авторскую позицию и рассмотреть способы ее выражения на страницах романа «Обломов».

Задачи:

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

Продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;

Создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.

Методические приемы: беседа, работа в группах, выразительное чтение наизусть, работа по тексту с элементами исследования инсценировка, просмотр видеофрагмента и его анализ, сообщения учеников, комментарий учителя.

Оборудование: текст романа «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация, видеофрагмент «Захар и Обломов», иллюстрации, костюмы для инсценировки.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.


II. Сообщение темы и целей.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство - любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

III. Основная часть урока.

Прежде всего нам необходимо определиться, кого можно любить?

Кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, которую вы заранее начертили в своих тетрадях.

Мы заполняем 3 колонки: герой, отношение героя к Обломову, отношение Обломова к герою.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей. Для этого вы по группам выполняли задания. Слушайте внимательно выступление другой группы и, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Начнем с Захара - слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь - вражда.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни »

Просмотр эпизода

Этот эпизод иллюстрирует отношения Ильи Ильича и его слуги. Об этом и расскажут представители 1 группы. А вы, ребята, заполняете таблицу.

Выступление группы

Захар – слуга Обломова. Это пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. Захар ленив и неряшлив. Все, к чему он прикасается, ломается и бьется. Он может подать еду Обломову на грязной посуде или побитой посуде, может подать поднятую с пола еду. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность Захара обманчива. Он радеет о хозяйском добре, знает его наперечет. Несмотря на напор Тарантьева, Захар не дает ему ничего из одежды барина, уверенный, что тот ее не вернет.

Захар – слуга старой закалки, боготворящий своего хозяина и весь его род. Когда Обломов отчитывает слугу за то, что он уподобил другим людям, живущим на свете, Захар чувствует свою вину:действительно, его барин особенный и самый лучший. Но вместе с преданностью к хозяину, Захару присуща утонченность и развращенность нравов. Он любит выпить с приятелями, посплетничать с другими слугами, то восхваляя, то унижая своего барина. При случае Захар может прикарманить себе деньги, сдачу из магазина. Жизнь Захара тесно связана с жизнью Обломова. Два последних представителя Обломовки, они, каждый по-своему свято хранят в душе ее заветы. Даже когда Захар женится на кухарке Анисье, он старается не допускает ее к барину, делает для него все сам, считая это своей обязанностью. Жизнь Захара заканчивается жизнью Обломова. После его смети Захар вынужден уйти из дома Пшеницыной. Таким его встречает Штольц и предлагает увезти в деревню. Но верный слуга отказывается: он не может оставить без присмотра могилу своего барина.


Обломов требует от Захара почитания и благословения , требует, чтобы слуга хранил покой своего барина.

Ребята, есть вопросы к первой группе?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Предан хозяину, свято хранит заветы Обломовки

Требует от Захара почитания и благословения

Подведем итог. Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Вторая группа подготовила инсценировку эпизода, иллюстирующего встречу Обломова и Штольца .

Спасибо, теперь представители от второй группы расскажут о Штольце и взаимоотношении друзей. Ребята, вы продолжаете работать с таблицей.

– ДРУГ ДЕТСТВА Обломова.

В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как «лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием». Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.

Илья Ильич не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, «как рыба в воде». Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки общества. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, словно закрываясь от него учтивым поведением.

А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста («Чего там искать? Интересов ума, сердца?») и суетлива («В десять мест в один день!?»). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.«немецким бюргером », и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу.

Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где «вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго».

Для Штольца главное - труд. Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он «ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть». Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" вряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления

Ребята, есть вопросы ко второй группе?

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Подведем итог. Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия . В этом они дополняют друг друга.

Ребята, теперь даю вам возможность немного отдохнуть. Прослушайте ари ю «Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма».

Слушаем арию.

Почему я поставила именно это произведение?

Илья Ильич сразу же пленяется удивительным голосом девушки. Слушая ее великолепную «Casta diva», Обломов все больше влюбляется в Ольгу. "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова?

Третья группа провела небольшое исследование «Ветка сирени – символ любви Ольги и Обломова.».

Выступление 3 группы. Показ слайдов с изображением сирени (детские рисунки).

Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душах Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос».

Понюхайте, как хорошо пахнет! - сказала она и закрыла нос и ему.

А вот ландыши! Постойте, я нарву, - говорил он, нагибаясь к траве, - те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.

Он поднес ей несколько ландышей.

А резеду вы любите? - спросила она.

Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не люблю цветов...
Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит потупившей голову и нюхающей цветы Ольге:

Забудьте же это, - продолжал он, - забудьте, тем более, что это неправда...

Неправда? - вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением...

Как неправда? - повторила она еще.

Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте…
И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой день с веткой сирени:

Что это у вас? - спросила она.

Какая ветка?

Вы видите: сиреневая.

Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли.

Это вы давеча сорвали и бросили.

Зачем же вы подняли?

Так, мне нравится, что вы... с досадой бросили ее.

Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно сидела и вышивала … ветку сирени.
В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души
Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы
Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе!..»
Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку:

Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.

Жизнь, жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в “Casta diva”... всё здесь...

Она покачала головой.

Нет, не всё... половина.

Пожалуй, - сказала она.

Где же другая? Что после этого еще?

Чтоб не потерять первой, - досказала она, подала ему руку, и они пошли домой.

Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку.
В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни, нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит читателю!
К символической ветке сирени писатель обращается еще не однажды. Например, в сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения». Увидев Ольгу плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:

Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь... ветку сирени...

Сирени... отошли, пропали! - отвечала она. - Вон, видите, какие остались: поблеклые!

Отошли, поблекли! - повторил он, глядя на сирени. - И письмо отошло!

Вдруг сказал он.

Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени.

Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов
«зевнул во весь рот». Яркой иллюстрацией чувств, испытываемых героем, может служить такая картина, описанная Гончаровым, в ней, на мой взгляд, отразилось отношение Обломова к любви, да и к жизни вообще:

“В самом деле, сирени вянут! - думал он. - Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно... (он зевнул)... ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого не было: она бы не плакала, было бы всё по - вчерашнему; тихо сидели бы мы тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так же, и завтра...” Он зевнул во весь рот.

А вот как ученица нашего класса увидела эту сирень.

Показ слайдов.

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Подведем итог. Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Агафья Матвеевна-идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь? », она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?

А впрочем… пусть сама Агафья Матвеевна расскажет о себе.

о себе.

Я - вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Илью Ильича, вынужденного искать новую квартиру, в домике на Выборгской стороне. Я привыкла к тому, что всё решает братец, только в умелом ведении дома, я достигла совершенства. Я нахожусь в постоянном движении, в отличии от Обломова осознавая, что работа всегда есть и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Постепенно в моей судьбе происходит серьёзная внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению дома, в хлопотах по хозяйству, нахожу я смысл своего существования. Во мне начало пробуждаться нечто неведомое мне прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами любовь, всё более и более глубокая, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что я хорошо знаю и умею: заботиться о столе и жизни Обломова, молиться о его здравии. Всё моё хозяйство получило живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича. Прежде я видела в этом обязанность, теперь это стало моим наслаждением. Илья Ильич стал для меня человеком из другого мира: прежде я таких людей не видела. Встреча с ним послужила импульсом к перерождению. Но сам виновник этого процесса не понимал, как глубоко пустила корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над моим сердцем. Обломов сближается со мной, как будто продвигаясь к огню, от которого становится теплее, но которого любить нельзя. Я являюсь единственным, абсолютно бескорыстным человеком в окружении Ильи Ильича, не вникая ни в какие сложности я делаю то, что необходимо в данный момент: закладываю собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги моего брата и кума достигают пика, я решительно отрекаюсь от них. Посвятив себя заботами об нем, я живу так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а мой избранник начинает чувствовать себя, словно в родной Обломовке. У нас рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, я после смерти Ильи Ильича безропотно отдаю его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в моё существование новую краску - я вдова помещика, чем постоянно попрекают меня братец и его жена. Мой свет жизни угас вместе с Ильёй Ильичом.

Поверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Агафья Матвеевна

Проявляет свою любовь заботой о столе и жизни Обломова. Смысл ее жизни - покой и удобство Ильи Ильича.

Сближается с героиней, но не любит ее.

Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Беседа. Обобщение материала .

Обобщим все сказанное нами.

Это позволяет лучше узнать главного героя.

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова?

Никто. Они не уберегли его от деградации.

IV. Подведение итогов урока.

«Обломов» как роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что « Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

НЕ ТЕРЯЙТЕ СЕБЯ В КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов. Выбирайте свой путь. Помните: все началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить

V. Домашнее задание.

Ребята, домашнее задание вы заранее записали в тетради, я лишь вам его напомню.

1) Заходите на сайт oblomov. omsk. edu , выбираете раздел «Критика», знакомьтесь с мнениями ученых о романе, тезисно записываете высказывания в тетрадь.

2) Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь –это испытание». В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.

Список использованной литературы

1. “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. , статья «Обломов» ».


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www. *****/
2. http://*****/