Природа и человек в современной отечественной прозе. Все школьные сочинения по литературе Сочинения по темам

Летом на клумбах парка море цветов… Осенью пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, барбарис, зеленеют ели, сосны. Вдоль дорог тянутся вверх тополя. Многие дома окружены высокими туями, серебристыми елями и кустарниками. Как хочется, чтобы эта красота природы была вечной… Только что я прочитала рассказ «И грянул гром». Прочитала и глубоко задумалась… Герои этого рассказа из наполненного благополучием настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. Один из персонажей совершает, казалось бы, совсем незначительный грех: он наступает на бабочку, и та погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но после возвращения домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем другим, непохожим на тот, что был, – «и грянул гром».

Фантастика? Хорошая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем сложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Но планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Вот поэтому и нельзя топтать ногами бабочек. Ухудшается экологическое положение, что представляет угрозу для всего живого. Ежегодно на нашей планете отмечаются два особых календарных дня: День земли и День окружающей среды. Люди в этот день говорят о проблемах экологии («Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды»). Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. Сломанное неокрепшее деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разбросанный мусор, прорывы нефтепроводов, утечка газа, промышленные выбросы, плохая вода, которую мы пьем, плохой воздух, которым мы дышим, – все это лишь предполагаемые мелочи. За последние тридцать-сорок лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почву, тропические леса – «легкие» планеты – вырубаются со скоростью 20 га в минуту, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой; болезни, причиной которых являются экологические проблемы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней… Каждое государство, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

Мир таинственный и загадочный… Вот, например, у нас в квартире живет черепаха Чака. Ей уже четыре года. Мы ее купили в Донецке на базаре. У нее твердый панцирь, спинная сторона которого образована разросшимися в ширину ребрами, а брюшная – срастается с грудью, надежно защищает мягкие части тела животного. При прикосновении она прячет под щит голову, лапы и хвост.

Надежно защищены роговыми щитками наружные части лап черепахи и ее голова. Когда она ходит, то слышно стук ее панциря по кромке стола. Движения ее тяжелые. Наша черепаха не плавает, я читала в книге «Живые животные в школе», что болотные черепахи плавают в воде, работая всеми четырьмя ногами.

отные черепахи плавают в воде, работая всеми четырьмя ногами. При опасности черепаха втягивает в глубь панциря голову, задние конечности и хвост. Она с большой охотой питается листьями одуванчика, капустой и цветком «Невеста». Легкие черепахи отличаются большими размерами. Мы очень любим свою чудо-черепаху. Сейчас она спит в коробке под шифоньером. В настоящее время черепах насчитывается около двухсот видов, большинство из которых встречается в тропических странах. На островах Индийского и Тихого океанов живут гигантские черепахи, вес которых достигает трехсот килограммов. В болотах и озерах живет болотная черепаха, питающаяся различными водными животными. В школьных уголках живой природы ученики кормят черепах сочной травой, резаной капустой, морковью, свеклой, мякотью арбузов и дынь. Сколько черепах осталось на Земле? Мне хочется всем сказать: «Любите черепах так, как я, они – украшение земли, как бриллианты», по словам художника-анималиста А. Н. Комарова, который написал картину «Наводнение».

Вспомним строки из известной повести Антуана де Сент-Экзюпери: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» – Спросил Маленький принц географа. «Посетите планету Земля, ответил географ. – У нее неплохая репутация. Земля – планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. И хочется предупредить: «Люди! Берегите все живое на Земле!».

I. Человек – хозяин и защитник природы.

II. Проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях русских писателей.

1. Человек и природа в произведениях В. Астафьева и Ч. Айтматова.

2. Отношение к земле и отчему дому в произведениях В. Распутина.

III. Гармония человека и природы – обязательное условие жизни.

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Еще в начале двадцатого века наш соотечественник В. И. Вернадский утверждал, что человечество становится геологической и, возможно, космической силой. Не сразу были поняты и оценены эти пророческие слова. Но сейчас каждый из нас может убедиться в их верности: человечество «сотрясает» Землю, подобно геологическим катаклизмам. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности.

Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство – это три стороны одного и того же процесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому не случайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя.

Еще в прошлом веке русские публицисты впервые заговорили о симптомах того явления, которое в наши дни получило название «экологического кризиса» и которое ныне представляет серьезную опасность для существования человека. Так, к примеру, известно, что сейчас на планете исчезает безвозвратно до десятка видов животных и по одному виду растений еженедельно. Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство.

Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали известных писателей. Во многих произведениях В. Распутина и В. Астафьева, В. Белова и Ч. Айтматова, Ф. Абрамова и Д. Гранина звучит мысль о том, что природа наша – это дом, который человек разрушает собственными руками. Так, в своем произведении «Царь-рыба» В. Астафьев с болью задает вопрос: «Кто и как искоренит эту давнюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в собственном дворе? Почему появляются такие люди, как Гога Горцев?» Гога Горцев, «турист», никогда не считал людей ни друзьями, ни товарищами, был, по своему собственному признанию, «свободной личностью». Такие люди, как Гога, кажутся сильными личностями. Им свойственна жажда нового, стремление повидать мир и людей. «Туристы» вроде Гоги Горцева на первый взгляд могут даже вызвать симпатию. Но для них главное – урвать свой кусок, ради которого они готовы пожертвовать чужой жизнью. Бездуховное отношение к жизни («после нас хоть потоп»), эгоизм, самомнение приводит таких героев к ощущению абсурдности существования, к духовной деградации и физической гибели.

Случайно поскользнувшись, погибает в тайге «сильная личность» Гога Горцев, подтверждая тем самым мысль о том, что случайность – это проявление закономерности. Тщеславие и гордыня роднят астафьевского героя с Орозкулом из повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Орозкулу всегда сладко слышать, как называют его «большим хозяином большого леса». Он зверски расправляется не только с этим лесом, но и с Рогатой матерью оленихой, чьими детьми считали себя старик Момун и его внук.

Что происходит с человеком? Такой вопрос волнует многих людей. Внутренняя сущность человека раскрывается не только во взаимоотношении друг с другом. У каждого из нас есть то, что мы называем святынями: отчий дом, мама…

Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать? Об этом размышлял В. Распутин в повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». А в повести с символическим названием «Пожар» писатель рассказывает о пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Пожар в поселке, пожар в душах людей…

Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле.

В 70-е и 80-е гг. нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись, города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели во всю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.

Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это такие известные у нас и за границей прозаики, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин.

Героя повести «Царь-рыба» Астафьев называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше, и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. «Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора». Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. «И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья». В этот миг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. «Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела - на доисторического ящера походила она...» Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела отпускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет вверх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: «Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и...» И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.

По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести «Пожар». Герои повести занимаются заготовкой леса. Они «словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли». Эпиграф повести: «Горит село, горит родное» - заранее настраивает читателя на события повести. Распутин раскрыл душу каждого героя своего произведения через пожар: «Во всем том, как вели себя люди - как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, - во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти». В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих добро и делающих зло. Главный герой повести Иван Петрович Егоров - гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!... В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!» Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон». В данном случае «захромала» земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания. В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: «Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Возможно, эти слова сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.

М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма «Фацелия», первая часть «Лесной капели». В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, — собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему возможность счастья иногда пугает, страшит и почти добровольно принимается страдание? Этот писатель помог мне открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий.

«Фацелия» — лирико-философская поэма, песнь о «звезде внутренней » и о звезде «вечерней» в жизни писателя. В каждой миниатюре светит истинная поэтическая красота, определяемая глубиной мысли. Композиция позволяет проследить нарастание общей радости. Сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одино — чества до творчества и счастья. Человек раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе,

Как тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь. Ключевые мысли поэмы выражены в названиях и в эпиграфахафоризмах ее трех глав. «Пустыня»: «В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой». «Росстань»: «Стоит столб, а от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти — везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, — для меня погибельные дороги от столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия». «Радость»: «Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и все сгореть огнем необычайной радости».

Перед нами — ступени судьбы самого писателя и любого твор — чески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь. А вначале была пустыня… одиночество… Боль утраты еще очень сильна. Но уже ощущается приближение небывалой радости. Два цвета, синий и золотой, цвет небес и солнца, начинают сиять нам с первых строк поэмы.

Связь человека с природой у Пришвина не только физическая, но и более тонкая, душевная. В природе ему открывается то, что происходит с ним самим, и он успокаивается. «Ночью мысль какая — то неясная была в душе, я вышел на воздух… И вот тут-то я узнал в реке свою мысль о себе, что не виновен я тоже, как и река, если не могу перекликаться со всем миром, закрытый от него темными покрывалами моей тоски об утраченной Фацелии». Глубокое, философское содержание миниатюр определяет и их своеобразную форму. Многие из них, насыщенные метафорами и афоризмами, помогающими предельно сгустить мысли, напоминают притчу. Стиль лаконичен, даже строг, без всякого намека на чувствительность, на украшательство. Каждая фраза необыкновенно емкая, содержательная. «Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и боль с миром не перекликалась, — нет!». Всего в двух предложениях зримо представлены две различные картины зимней ночи, а в контексте — два разных душевных состояния человека. Слово несет на себе насыщенную смысловую нагрузку. Так, путем повторения усиливается впечатление по ассоциации: «… все равно оставалась рекой и сияла во тьме и бежала»; «…рыба… плескалась гораздо сильней и громче вчерашнего, когда звезды сияли и сильно морозило». В двух заключительных миниатюрах первой главы появляется мотив бездны — как наказание за упущения в прошлом и как испытание, которое необходимо преодолеть.

Но глава заканчивается жизнеутверждающим аккордом: «…и тог да может случиться, что человек победит даже смерть последним страстным желанием жизни». Да, человек может победить даже смерть, и, конечно же, человек может и должен преодолеть свое личное горе. Все компоненты в поэме подчинены внутреннему ритму — движению мысли писателя. И нередко мысль оттачивается до афоризмов: «Иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола».

Вторая глава «Росстань» и посвящена выявлению этой скрытой творческой силы. Здесь особенно много афоризмов. «Счастье творческое могло бы сделаться религией человечества «; «Нетворческое счастье — это довольство человека, живущего за тремя замками»; «Где любовь, там и душа»; «Чем тише сам, тем больше замечаешь движение жизни». Связь с природой становится все теснее. Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человека». Очеловечивает ли Пришвин природу? В литературоведении не существует единого мнения на этот счет. Одни исследователи находят в произведениях писателя антропоморфизм. Другие же придерживаются противоположной точки зрения. В человеке получают продолжение лучшие стороны жизни природы, и он по праву может стать ее царем, но очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:

«Я стою и расту — я растение.
Я стою, и расту, и хожу — я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю — я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо — все небо мое. И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все небо — мое». В художественной системе писателя важную роль играют развернутые сравнения и параллелизмы. В миниатюре «Старая липа», завершающей вторую главу, раскрывается главный признак этого дерева — бескорыстное служение людям. Третья глава называется «Радость». И радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр: «Победа», «Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Птички», «Эолова арфа», «Первый цветок», «Вечер освящения почек», «Вода и любовь», «Ромашка», «Любовь», Притча-утешение, притча-радость открывает эту главу: «Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места, если сам поражен… Но если победа, — а ведь всякая победа — это над самим собой, — если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе».

Окружающий мир предстает не только во всем великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой арфы, до мощных ударов ручья в кручу. И все разнообразные запахи весны писатель может передать одной-двумя фразами: «Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи…».

Неотъемлемыми структурными элементами в пейзажных зарисовках Пришвина являются художественное время и пространство. Например, в миниатюре «Вечер освящения почек» наступление темноты и смена картин вечернего лета переданы очень наглядно, зримо, с помощью слов — цветовых обозначений: «начало темнеть… стали исчезать почки, но капли на них светились…». Четко очерчена перспектива, ощущается пространство: «Капли светились… одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу». Человек, если он не нарушил согласия с окружающим миром, неотделим от него. Такое же напряжение всех жизненных сил, как в распускающемся лесу, и у него в душе. Метафорическое употребление образа распускающейся почки дает это почувствовать во всей полноте: «Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью».

В философском плане очень важна миниатюра «Лесной ручей». В мире природы Михаила Михайловича особенно интересовала жизнь воды, в ней он видел аналоги с жизнью человеческой, с жизнью сердца. «Ничто не таится так, как вода, и только сердце человека иногда затаивается в глубине и оттуда вдруг осветит, как заря на большой тихой воде. Затаивается сердце человека, и оттого свет», — читаем запись в дневнике. Или вот еще: «Помнишь, друг мой, дождь? Каждая капля отдельно падала, и капель этих всего было неисчислимые миллионы. Пока эти капли носились облаком и потом падали — это была наша жизнь человеческая в каплях. А после все капли сливаются, вода ручьями и реками собирается в океан, и опять испаряясь, вода океана порождает капли, и капли опять падают, сливаясь «. Запись сделана 21 октября 1943 года в Москве.

«Лесной ручеек» — это поистине симфония бегущего ручья, это и осмысление человеческой жизни, вечности. Ручей — «душа леса», где «травы рождаются под музыку», где «под звуки ручья раскрываются смолистые почки», «и напряженные тени струй бегут по стволам». И человек думает: рано или поздно, он тоже, как и ручей, попадает в большую воду и будет там также первым. Вода всем дает живительную силу. Здесь, так же как в «Кладовой солнца», присутствует мотив двух разных путей. Вода разделилась и, обежав большой круг, вновь радостно сошлась. Нет разных дорог и у людей, у которых горячее и честное сердце. Эти дороги — к любви. Душа писателя обнимает собою все живое и здоровое, что есть на земле, и наполняется высшей радостью: «… пришла моя желанная минута и остановилась, и последним человеком от земли я первый вошел в цветущий мир. Ручей мой пришел в океан».

А на небосклоне зажигается вечерняя звезда. К художнику приходит женщина, и он ей, а не своей мечте говорит о любви. Любви к женщине Михаил Михайлович придавал особое значение. «Только через любовь можно найти себя как личность, и только личностью можно войти в мир любви человеческой».

Мы сейчас очень отдалились от природы, особенно городские жители. У многих же интерес к ней чисто потребительский. А если бы все люди так относились к природе, как М. М. Пришвин, то жизнь была бы содержательнее и богаче. И природа бы сохранилась. Поэма «Фацелия» указывает человеку путь из жизненного тупика, из состояния отчаяния. И может помочь не просто встать на твердую почву, но обрести радость. Это произведение для каждого человека, хотя Михаил Михайлович и говорил, что он пишет не для всех, а для своего читателя. Просто Пришвина нужно научиться читать и понимать.



  1. План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль...
  2. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  3. Все согласны в том, что еще ни одна книга не произвела столько разнообразных толков, как «Выбранные места из переписки с друзьями». И — что всего...
  4. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О...
  5. С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 г. Тех, кто суровой осенью 1941 г....
  6. Мой слуга, повар и спутник по охоте — полесовщик Ярмола вошел в комнату, согнувшись под вязанкой дров, сбросил ее с грохотом на пол и подышал...
  7. Страницы биографии. Творчество Беляева как основоположника советской фантастики Заключение. Вывод. Библиография: Александр Романович Беляев родился 16 марта 1884 года в Смоленске, в семье священника. Отец...
  8. Во многих произведениях советской литературы 1960-80-х годов отношение к природе, восприятие ее являются мерилом нравственности человека. В повестях «Весенние перевертыши» В. Тендрякова, «Белый пароход» Ч....
  9. Л. П. Егорова, П. К. Чекалов Философская проблематика Богатство и сложность философской проблематики романа «Дорога на Океан» , оригинальность, необычность его формы не были поняты,...

Природа и человек в современной отечественной прозе. Василий Владимирович Быков - талантливый мастер слова. Он включает в свои произведения раз­личные метафоры, не столько украшающие его до­ходчивую и яркую речь, сколько помогающие читате­лю понять замысел автора, проникнуться его идеей.

Писатель прекрасно знает традиции русской клас­сической литературы, являясь достойным преемни­ком мастеров слова XIX в.

Быков дает картины природы не для того, чтобы они служили фоном происходящего. Они являются полноправными участниками событий, оттеняя настроение героя или контрастируя с ним.

В повести «Пойти и не вернуться» природа посто­янно сопровождает героев, предостерегая, укрывая или пугая своим могуществом и силой. Идя на зада­ние и попав в снегопад, Зоська Норейко со страхом за­мечает; что заблудилась в «этом бесконечном боло­те». Выскочивший из-под ног заяц заставил девушку замереть от ужаса. Она еще не догадывается, что природа - ее союзник. Надо бояться людей, а при­рода согреет и приютит, как это получилось со стож­ком, в котором промокшая в ручье Зоська обогрелась и пообсохла.

Писатель старается показать, что, если человек слит с родной природой, он из этого источника черпа­ет свои душевные силы. Романтичная и мечтатель­ная натура Зоськи, безусловно, отозвалась бы на ок­ружающую красоту, не будь она так озабочена предстоящим заданием, но нет-нет, да промелькнет в ее сознании мысль об окружающем ее мире, той красоте, которую пытаются растоптать и отнять фа­шисты. «Зоська осторожно выбралась из стожка. Кругом стояла тишина, слегка подмораживало». Не­ман пугает девушку своим могуществом. Она не представляет, как можно перебраться в такую погоду через огромную реку.

Находясь в утлом суденышке, Зоська ощущает свою беззащитность, уязвимость, но она пока боится больше реки, чем немцев и предстоящего перехода. Пророчески звучат слова перевозчика Бормотухина: «Хиба тут страшно?» И только попав под обстрел немцев, раненная в голову, Зоська спасается в роще, в полной мере отдаваясь на волю природе. «Антон по­мог Зоське встать, с короткими остановками они пе­решли поле и углубились в следующую рощу». Не до­ходя до деревни, остановились под деревом. «Это была груша-дичка, роскошно раскинувшая крону почти до земли. Тут же были навалены камни, собранные с поля. За ними можно было укрыться от ветра». Словно волшебное дерево из детской сказки, всегда помогающее героям, оно и теперь укрывает Зоську, дает ей возможность собраться с силами перед реши­тельным и последним разговором с Антоном. Писа­тель наводит нас на мысль, что, может быть, это де­рево уберегло героиню от смерти, уготованной ей Голубиным.

В. Быков помогает оценить всю значимость окру­жающего мира, умеет обрисовать незабываемую кар­тину природы, помочь читателю вызвать желание со­хранить ее красоту.