ЕГЭ русский язык. Банк аргументов

Сочинение по тексту:

Вопрос о том, почему на протяжении всей истории человечества не прекращаются войны, относится к категории вечных. Казалось бы, каждый осознает, насколько ужасны последствия войн, но почему-то на нашей планете всё равно продолжают греметь взрывы, разрываться снаряды, погибать люди. Эта проблема остаётся злободневной. Дмитрий Миронов пытается найти ответ на вопрос, в чём причина постоянных войн, которые ведутся на Земле, и можно ли разорвать этот замкнутый круг. Начальные строки текста могут ввести читателя в заблуждение. Автор использует выражение «пропеть гимн войне» — кажется, что он намерен прославлять ведение боевых действий. Однако в этих словах содержится горькая ирония, которой пронизан весь текст. В последующих абзацах писатель перечисляет трагические последствия войны: «горе и страдание», «слезы и страхи», гибель целых империй и их культуры. Несмотря на «легион» ужасов, который приносит война, человек не способен разорвать эту цепь, или «заколдованный круг», как метафорически называет её автор. Мир, которым заканчиваются войны, хрупок, и оказывается, что одна война обязательно влечёт за собой другую, «замыкаясь на саму себя».

Истоки этого процесса, «порыва безумства», автор находит в разуме человека. Он убеждён, что причины всех войн — несвобода людей, как внешняя, так и внутренняя. «Закрытые системы» ненавистны людям, и они готовы на всё, чтобы вырваться из-под их гнёта. По мнению писателя, жестокие рамки долга и ответственности, в которых приходится существовать человеку, закладывают основу для новой войны, поскольку воспринимаются нами как оковы. Однако автор видит выход из этой ситуации: в риторическом вопросе, которым оканчивается текст, заключена главная мысль писателя — открытость человека внешнему миру способна прервать цикл кровопролитных войн.

Я не могу не согласиться с мыслью автора. Война культивирует в нас злобу и неприятие к окружающим, человек участвует в боевых действиях, чтобы завоевать новые территории, утвердить своё право на превосходство, хотя бы на малое время разрушить систему правил и предписаний и создать нечто новое, однако цена слишком велика. Если бы люди ощущали себя поистине свободными и не были ограничены внешними и внутренними рамками, то потребность в войне перестала бы существовать.

Об этом же говорит и русская литература, в которой часто поднимались проблемы войны и её причин. Так, М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Валерик», посвящённом одному из кровопролитных сражений на Кавказе, в котором он сам участвовал, задумывается о бессмысленности ведения войн и с грустью указывает на нежелание людей жить в мире и братстве: «...Жалкий человек. / Чего он хочет!.. небо ясно / Под небом много места всем. / Но беспрестанно и напрасно / Один враждует он — зачем?» Поэт утверждает, что война чужда лучшему в душе человеке, она противна самой природе. Мира хватит на всех, поэтому неразумно и даже противоестественно пытаться проводить границы между разными народами и людьми.

Сама история нашей планеты — пример того, какими разрушительными бывают последствия попыток завоевать кажущуюся свободу. Гражданские войны и революции, то и дело вспыхивающие в разных уголках света, — следствие нестерпимого желания народа выбраться из-под гнёта системы, которая, как им представляется, не позволяет жить полной жизнью. Но чаще всего они влекут за собой только более жестокие и кровавые события. Не всегда резкие изменения в общественном строе приносят людям ожидаемое счастье — «свободу, равенство и братство». Именно так случилось после Великой французской революции 1789 года, результатом которой стала диктатура Наполеона и череда ужасных, кровопролитных войн, охвативших всю Европу.

Таким образом, произведение Дмитрия Миронова учит нас тому, что война — заколдованный круг, который всё-таки имеет начало и из которого можно вырваться. Для этого следует освободить свой разум от предрассудков и понять, что свобода идёт изнутри, она не может быть отобрана у других и привита себе, это чувство, которое доступно только нравственному человеку, а нравственность предполагает жизнь в согласии с другими людьми.

Текст Д. Миронова:

(1)Стоит пропеть гимн войне, ибо нет таких времён, когда бы не было её хотя бы на малое время.

(2)Война! (3)Ты несёшь с собой горе и страдания, слезы и страхи. (4)Ужасов твоих невозможно перечислить, ибо их легион. (5)Ты ломаешь судьбы и их носителей на манер щепок или хвороста. (6)Ведь не десятки, не сотни, не тысячи, но миллионы жизней вырываешь ты из обыденной круговерти дней. (7)Высасываешь жизненное начало, заключённое в наших убогих телах, без остатка и выбрасываешь, как ненужный силос. (8)Куда безвозвратно забираешь ты жизнь живых? (9)Ради чего?

(10)Бесконечно больно видеть насильственную смерть.

(11)Ты сжигаешь города и целые страны, под сапогом твоим жестоким гаснут тончайшие художества рук человеческих, империи и цивилизации улетают в забвение, чтобы никогда более уже не возродиться в былом величии. (12)Хрустят косточки человеческие, словно песочек мелкий на зубах твоих, никогда не съедаемых кариесом. (13)Тысячелетиями живёшь ты припеваючи, набивая нутро своё мертвечиной.

(14)Не самые лучшие остаются после войны и в муках своих продолжают жить, чтобы через короткое время снова начать самоуничтожение.

(15)Зачем же ты существуешь на земле нашей, и без тебя грешной?

(16)Миллионы маленьких, подрастающих деток, но с немаленькими слёзками на щёчках встретят новое утро без отца. (17)Никто не заменит им отца — никто и никогда. (18)Маленькая обида, точно зёрнышко, упадёт в душу, и никому не ведомо, куда оно прорастёт; но маленькое когда-нибудь вырастет большим и будет мстить.

(19)Война замыкается на саму себя, словно заколдованный круг. (20)Мир — это искусство обрезания замкнутой ниточки; мир — это усилие противостояния.

(21)Но мир в неволе совсем не нужен взрослому мужику.

(22)Война ради свободы необходима ему, как глоток холодного пива, если только он не мучается хроническим тонзиллитом. (23)Когда свобода закована в жёсткие рамки ответственности и долга, — знайте, что там заложен источник будущей войны. (24)Ибо оковы эти обязательно будут сброшены, как и кандалы разума и логики.

(25)Война — порыв безумства в поисках своего истока. (26)У безумства тоже есть исток — это разум человека. (27)Разум, который зашёл в тупик.

(28)Человек не переносит закрытых систем, ибо в закрытом пространстве он задыхается. (29)Пружина развития, заложенная в нём, иногда выстреливает из-под гнёта необходимости и разрушает всё вокруг — система прорывается и открывает для себя новый горизонт.

(30)Только непонятно, почему нельзя просто вовремя открыть настежь все окна и форточки его странного устройства?

(По Д. Миронову)

Каждый, кто изучал историю, знает, что в ней найдутся и героические страницы, и трагические. А есть и такие, где героизм и трагедия слиты воедино. Это, разумеется, история войн. Тех самых войн, без которых не обходится история ни одного государства, которые служат к усилению или ослаблению нации. К одной из таких страниц, страшных и героических, обращается Даниил Гранин в своем тексте, ставя перед читателем проблему о цене победы и о том, что такое боевой дух.

Писатель приводит описание жестокой битвы, отмечая храбрость и героизм как защитников крепости, шведов, так и русских, стремящихся эту крепость взять. Упоминает он и о минутной слабости Петра, готового отступить, чтобы сберечь своих лучших солдат.

Но гвардейцы отказываются выполнить приказ царя: «Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий». Эти слова Михаила Голицына показывают понимание воинами ратного дела как своеобразного служения Родине, а смерти - как жертвы за победу. Поэтому офицер и называет себя «Божиим» - он полностью отрекся от себя, и все силы, все мысли его направлены лишь на победу. Поэтому солдаты и корабли пустили по течению: теперь для них невозможно отступление - только смерть или победа!

Писатель считает, что русские смогли взять крепость именно потому, что в них проснулся «боевой дух» - то душевное настроение, когда уже и смерть не страшна, а все направлено лишь на битву. И, наверное, Даниил Гранин прав. Во многих произведениях литературы мы встречаем рассказы о героической борьбе русских воинов с врагами. Например, пробуждение «боевого духа» в сердце молодого офицера описано в романе Бориса Васильева «В списках не значился». Это замечательное произведение о том, что и один в поле воин, если он посвятил все свои силы и помыслы только одной цели - борьбе с врагами. Из ужасного горя - гибели друзей, предательства товарища, страшной смерти беременной невесты - в главном герое Коле Плужникове и рождается тот самый боевой дух, о котором говорится в тексте Д. Гранина, и помогает в одиночку бороться с фашистами.

Об этом же боевом духе, заставляющем бороться и погибать, не дрогнув, мне кажется, говорится и в знаменитом стихотворении Константина Симонова «Родина»:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

Иногда великое чувство вырастает из чего-то совсем, казалось бы, небольшого и неважного - в данном случае из трех берез, памятных солдату. Именно в них сосредоточилась для него вся наша бескрайняя Родина.

СОЧИНЕНИЕ-ЭССЭ

ПОБЕДА В ВОЙНЕ – ПОБЕДА НАРОДНОГО ДУХА

Рыжова Юлия Викторовна,

ученица 11 класса

Учитель:

Дорохина Светлана Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 30 имени М.К. Янгеля»

города Братска

Есть у истории один непререкаемый

Закон:

Кто предан Родине своей – врагом

Не будет побеждён.

С. Вургун

Простые солдаты, матросы,

Сквозь годы боёв и утрат

Горят наши мирные росы

Всем золотом Ваших наград.

В. Виноградский

9 мая… Каждый год, когда приходит этот светлый день, с особой остротой вспоминаются трагические и героические военные годы. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных и друзей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу – всё это несла с собой война, унося при этом миллионы человеческих жизней. Русский народ выстоял в этой войне, защитил свою многострадальную землю.

Победа в войне – это победа народного духа, победа сильных духом людей, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. Это победа людей, которыми руководит чувство любви к Родине, попавшей в тяжкую беду, чувство самого горячего патриотизма.

История нашей страны хранит память о многих трагических событиях, имя которым «война». Не раз русский народ вставал на защиту своей Родины, и сила духа его передаётся из поколения в поколение.

О событиях минувших лет мы узнаём, читая подлинные документы, сохранившиеся в архивах, произведения художественной литературы, воспоминания участников этих событий.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой прославил «своими никем не превзойдёнными творениями» две русские национальные эпопеи: сначала Крымскую войну 1854-1855 г. в «Севастопольских рассказах», а впоследствии победу над Наполеоном в 1812 г. в романе «Война и мир», показав величайшую силу духа русского народа.

В рассказе «Севастополь в декабре месяце» Толстой пишет: «Вы ясно поймёте, вообразите себе тех людей, которых вы сейчас видели, теми героями, которые в те тяжёлые времена не упали, а возвышались духом и с наслаждением готовились к смерти, не за город, а за родину. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский…». Раненый матрос, которому снарядом оторвало ногу, «остановил носилки, с тем чтобы посмотреть на залп нашей батареи», солдаты и матросы говорят: «Ничего, нас тут двести человек на бастионе, дня на два нас ещё хватит».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» мы читаем: «Долголетним военным опытом он (Кутузов) знал..., что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска…». «Чудесный, бесподобный народ», - говорит о русских солдатах и ополченцах Кутузов перед Бородинским сражением. Перед сражением они надели чистые белые рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Они готовы были умереть за свою землю, потому что французы «разорили их дом», и «идут разорить Москву…». «Мы дрались за русскую землю..., в войсках был такой дух, какого никогда я не видал…», - говорит главный герой романа Андрей Болконский. И этот дух помог русским солдатам одержать победу над армией Наполеона.

Русский народ умеет защищать и любить свою Родину, пронося через годы героические традиции русского оружия, овевая его новой бессмертной славой.

Есть святые места под Москвой. Разъезд Дубосеково – одно из них. Там стоят шесть гигантских бетонных фигур воинов, сжимающих в руках бетонные связки гранат, автоматы. Они словно вырастают из земли. А за спиной у них – Москва. Через сто двадцать девять лет после Бородинского сражения гитлеровские войска подойдут к Москве. И снова насмерть будут стоять русские солдаты, защищая свою землю. «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва», - эти слова лейтенанта Клочкова и сейчас живут в памяти людей, напоминая о подвиге героев-панфиловцев. Они погибли, но врага не пропустили.

В том же далёком 1941году фашистские радиостанции вещали: «Севастополь пал! Крым взят!» Но это была неправда. Севастополь стоял насмерть. Он не мог пасть, потому что дух солдат и матросов, героически защищавших Севастополь в 1854-1855 годах во время Крымской войны, жил в новых поколениях солдат и моряков. Десант из двадцати пяти черноморских матросов был высажен с подводной лодки в холодную воду в маленькой черноморской бухте. Ему предстояло принять огонь на себя, чтобы отвлечь фашистов от основных войск. Моряки выполнили поставленную перед ними задачу ценой собственных жизней.

1943 год. Сталинград. В городе, не прекращаясь, идут бои. Тяжёлые водяные столбы поднимаются вверх от падающих в Волгу бомб. Защитники города «до конца, до последней человеческой возможности» сражаются с врагами. Константин Симонов скажет о Сталинграде: « Это город-солдат, опалённый в бою… подвиги людей жестоки, а страдания их неслыханны…борьба идёт не на жизнь, а на смерть».

О мужестве солдат, о великом желании освободить свою землю от врагов рассказывают их письма, написанные ими в редкие минуты отдыха. Читаем письмо танкиста А.Голикова, сражавшегося под Москвой: «…Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая… За неё умереть не страшно…».

Г.К. Жуков, маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, писал: «Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и героизм. Его волей, его несгибаемым духом, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины».

Сила духа народа проявлялась не только на полях сражений. Именно она и вера в то, что враг, поправший русскую землю, будет разбит, помогала людям выжить в блокадном Ленинграде, давала силы голодным женщинам и подросткам сутками стоять за станками, работать на полях.

Великая Отечественная война уже стала историей. О ней, как и о другой Отечественной войне, мы читаем в учебниках истории. И очень важно, чтобы за фактами, цифрами мы могли увидеть и услышать тех, кто творил Историю, чтобы нам, следующим поколениям, передалось их умение любить и ценить свою землю, их сила духа, которая в трудную минуту поможет выстоять.

Спят солдаты своей Родины в братских могилах, на госпитальных кладбищах и сельских погостах. Всё меньше и меньше остаётся с нами живых участников Великой Отечественной войны, и хочется низко поклониться им, и живым, и погибшим, в благодарность за то, что с нами осталась спасённая ими Россия-страна.

Наша история пронизана войной, временем трагическим для страны, но в то же время и героическим. Именно к войне обращается в своём тексте русский писатель и общественный деятель Д. А. Гранин, ставя перед читателем вопрос о том, как проявляется боевой дух народа.

В тексте писатель рассказывает об осаде Нотебурга. Он обращает наше внимание на то, что русская армия была в ужасном состоянии, была неспособна противостоять врагу - но солдаты всё равно преданно шли на штурм крепости. Также Гранин отмечает и храбрость шведов, которые сдались лишь тогда, когда шансы на победу полностью испарились, выдержав при этом тринадцать долгих ночных часов осады.

Во время боя Пётр I со своей батареи видел недостатки своей армии, её неопытность, видел, как бесполезно гибли люди. Не выдержав всего этого, он отдал приказ отступать.

Но подполковник Семёновского полка отказывается выполнить его: «Скажи царю, что я уже теперь не его, а Божий». Не зря он называет себя «Божьим» - это значит, что он полностью отрёкся от себя, и все свои силы, все свои мысли направил лишь на победу.

Гранин хочет показать нам, что боевой дух проявляется в готовности пожертвовать абсолютно всем ради победы, ради защиты своей Родины, и именно наличие боевого духа помогает одержать победу как в отдельном сражении, так и во всей войне. Я согласна с точкой зрения писателя. В истории русского народа мы можем найти множество примеров безрассудной храбрости солдат, когда они делали все возможное, чтобы защитить свою страну. Множество произведений литературы также посвящены этой теме.

Можно вспомнить роман Б. Васильева «В списках не значился».

Главный герой Коля Плужников, защитник Брестской крепости, пережил гибель друзей, предательство товарища, страшную смерть беременной невесты Мирры, он голодал и жил в развалинах, но всё равно продолжал сажаться. В Плужникове был тот самый боевой дух, о котором говорит Гранин. Один в поле тоже способен быть воином, если все его силы и помысли направлены только на одну единственную цель - борьбу с врагом.

Боевой дух проявляется не только у солдат на фронте, но и у тех, кто остался в тылу, и у тех, кто оказался в плену. Не теряет свой боевой дух во время жизни в концлагере Иван Соколов, главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека». За неосторожные слова его хотели расстрелять, но перед этим комендант лагеря предлагает ему выпить «за победу немецкого оружия». Соколов отказывается, но не отказывается выпить за свою смерть. Человек, больше похожий на призрака, в одном шаге от смерти, продолжал верить в победу русского народа и не прогибался под немцев, пусть даже переход на их сторону спас ему жизнь. Но в этот раз жизнь ему спасло уважение немцев к такому смелому противнику.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что именно боевой дух солдат, их храбрость и готовность к самопожертвованию позволяет одержать победу в войне.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

(1) Шла осада Нотебурга. (2) Так у шведов называлась крепость Орешек. (3) Пётр I лично принимал участие в сражениях.


Сочинение

«На войне все средства хороши», - гласит русская пословица. Сегодня эту фразу часто применяют в повседневной жизни, используя слово «война» в качестве метафоры. Однако изначально смысл этой фразы, скорее всего, вмещал в себя гораздо больше смысла, переживаний и боли, чем сейчас. О каких «средствах» могла идти речь? И что же все-таки помогает победить на войне? Именно этим вопросом задается в данном мне тексте Д.А. Гранин.

Рассказчик рассуждает над проблемой не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в данной теме, создается ощущение, что сам он принимал участие в тех жесточайших боевых сражениях Северной войны. Описывая, как шла осада Нотебурга, автор обращает внимание читателя, как с самого начала все шло под откос: не справлялись военные советники, помощь солдатам не поступала, гибли лучшие гвардейцы. А тем временем Шведы тратили все свои ресурсы на оборону. Акцент всех описываемых действий делается на том, что переломный момент наступил тогда, когда подполковник Семеновского полка ослушался приказа царя и отказался отступать, пробудив в себе настоящий, нужный для победы боевой дух. Этот настрой охватил всех бойцов, они не оставили себе шанса отступить и штурмом заставили шведов сдаться.

Д.А. Гранин считает, что победить на войне помогает храбрость, мужество, боевой дух армии и чувство единства. Русским войскам удалось взять неприступную крепость лишь благодаря тому, что среди солдат появился боевой дух, и каждый действовал сердцем для своей страны и ради победы, а не ради приказа царя.

Мысль автора мне близка, и я тоже считаю, что самым верным, самым действенным средством на войне является проявление боевого характера, силы духа и человеческой храбрости, перед которыми не может устоять ровным делом ничего. В истории нашей страны известно много случаев, когда у бойцов открывалось второе дыхание, и они, не желая слушать приказы вышестоящей власти, действовали по зову собственного сердца, с одной лишь установкой: любыми способами ради своего Отечества добиться поставленной цели.

Примером подобного боевого настроя, совокупности патриотизма, героизма, ответственности перед своей Родиной и любви к ней служит Николай Плужников, герой романа Б. Васильева «В списках не значился». Молодой лейтенант стал последним защитником Брестской крепости, и только благодаря своему характеру и боевому настрою смог устоять до последнего и не отдать врагу то, за что погибло огромное количество бойцов. Николай Плужников, даже будучи совсем один, не чувствовал себя побежденным, в своих руках он ощущал ответственность за всех, кто погиб, защищая крепость. Голодный и изнеможённый, герой ни на мгновение не готов был сдаться, и его, слабого и уже совершенно на себя не похожего, боялись фашисты, ибо этот человек был воплощением русского духа. Таким образом, крепость так и не была отдана врагу, а её оборона стала примером мужества и стойкости советского народа, а также настоящего, непоколебимого русского характера.

Ярким примером служит и главный герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». На своем примере он показывает, что характер и желание победить могут заставить человека совершать немыслимые поступки. Чтобы донести сообщение до десантников, находящихся в тылу, Василий Теркин в одиночку переплывает реку, и это в тот момент, когда отовсюду гремели взрывы и у висков то и дело свистели пули. И хотя сам герой не считал свой поступок героическим, его подвиг внес огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.

Таким образом, истинной причиной победы на каждой из войн было не количество оружия, не степень защищенности войск и не мудрость главнокомандующих. В самые тяжелые моменты сокрушительное действие оказывали русский характер, смелость и сплоченность солдат, мужество и боевой дух армии, готовой потерять свою жизнь ради свободы своего Отечества.