Что разочаровало ромашова в женщинах. Главный герой в оценке критики

До русско-японской войны в русском обществе еще существовала иллюзия романтики военной службы. Повесть «Поединок», напечатанная в 1905 году в разгар русско-японской войны, развеяла эту иллюзию — она объясняла причины поражения России в этой войне.

Главный герой повести — младший офицер Юрий Алексеевич Ромашов. Душой поэт, он ищет романтики в жизни. Кстати, не случайно автор дает ему такую фамилию — Ромашов. Он как цветок: растет, набирается сил и красоты; милый, нежный, скромный. И когда его, созревшего для чего-то большего, чем просто существование и прозябание, «срывают», он погибает. И погибает от предательства любимого человека. Романтически настроенный Ромашов поступает на службу в армию. «Вся жизнь передо мной», — думал он. Как же велико было его разочарование, когда вместо ослепительных балов, прекрасных женщин, отличной еды и выпивки он видит серую, однородную массу людей, называемых солдатами, и жестоких, развращенных и опустившихся офицеров. Даже те из них, кто был когда-то настоящим офицером, от скуки и безысходности либо становились пьяницами, либо кончали жизнь самоубийством, либо погибали на дуэлях.

Ромашов мечтал о подвигах, о служении Отечеству. Но оказалось, что в армейской среде никому не нужны были его героические порывы. И тогда главный герой, уподобляясь всем остальным офицерам, заводит пошлый роман, участвует в загулах и попойках. Пробуждает его от этого «сна» чистое и благородное чувство — любовь к Шурочке Николаевой. Ромашов понимает, что поступает подло, ухаживая за женой товарища, но это сильнее его. Он по-прежнему строит воздушные замки, но теперь на «тему любви». Он по-прежнему во власти иллюзий, ведь предмет его любви — женщина ничтожная, способная на любую подлость. Но Юрий Алексеевич «плывет по течению». Любя Шурочку, он понимает, что это любовь от безысходности.

Общаясь с Назанским, Ромашов все чаще начинает задумываться: что есть смысл жизни? зачем жизнь? зачем война? зачем армия? Почему человек — личность, попадая в армию, вливается в эту безумную, серую, тупую массу и уподобляется ей? И он понимает, что все, что происходит в армии: пьяные кутежи офицеров, грязные интриги, издевательства младших офицеров над солдатами, муштра, — все это бессмысленно, противоестественно, все это ломает и уничтожает самое главное, что есть в человеке, — его «Я», его суть, его Личность. А со смертью Личности в человеке умирает все человеческое и остается инстинктивное, звериное. Материал с сайта

Полюбив Шурочку, Ромашов принимает решение уйти из армии, уехать из этого городка, стать человеком, действительно нужным и полезным обществу. Он еще не знает, чем займется вне армии, но твердо решает изменить свою жизнь. Но Шурочка и не собиралась связывать свою судьбу с малодушным и слабовольным, как она считает, Ромашовым... Ради своих честолюбивых целей она уже перешагнула через Назанского, теперь пришла очередь Ромашова...

Ромашов погибает на дуэли с Николаевым, мужем Шурочки. Но думаю, что поединок — это не только и не столько дуэль. Думаю, поединок состоялся в душе Ромашова: поединок слабого человека, который ничего не знал и знать не хотел, с человеком думающим, сочувствующим, любящим.

Повесть Куприна произвела большое впечатление на современников. Писатель сказал о военной службе то, что до него в русской литературе не говорилось. При чтении повести «вы начинаете интенсивно ощущать гнет окружающей жизни и искать из нее выход», — писала критика.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • почему ромашов хочет уйти из армии
  • а.куприн поединок: что разочаровала ромашова в жизни?

Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок»)

Подпоручик Ромашов - главное действующее лицо повести «Поединок».

Рассказ о судьбе главного героя начинается уже после того, как он отслужил в полку полтора года, поскольку кардинальные, значимые перемены стали происходить с Ромашовым не с самого начала службы. Когда он только приехал в гарнизон, его обуревали мечты о славе. Тогда для него «офицерская» и человеческая честь были синонимами. Новоиспеченный офицер в своих фантазиях видел, как он усмиряет бунт, своим примером Вдохновляет на бой солдат, получает награды. Все это - лишь игра воображения. На деле же он участвует в ежедневных попойках, играет в карты, вступает в длительную и никому не нужную связь с ничтожной женщиной. Все это делается от тоски, поскольку в гарнизоне это единственные развлечения, а служба однообразна и не вызывает ничего, кроме скуки.

Мечтательность и безволие - это важнейшие черты натуры Ромашова, которые сразу бросаются в глаза. Затем автор ближе знакомит нас с героем, и читатель узнает, что Ромашову свойственны душевная теплота, мягкость, сострадание. Однако все эти чудесные качества не всегда могут проявиться всё из-за той же слабой воли.

В душе у Ромашова постоянно происходит борьба человека и офицера. Он меняется у нас на глазах. Постепенно он изгоняет из себя кастовые предрассудки. Он видит, что все офицеры тупы, озлоблены, но при этом кичатся «честью мундира». Они позволяют себе бить солдат, и это происходит каждодневно. В результате рядовые превращаются в безликих, покорных рабов. Будь они умны или глупы, будь они рабочими или крестьянами, армия делает их неотличимыми друг от друга.

Ромашову никогда не приходилось поднимать руку на солдат, пользуясь своим положением, превосходством. Как натура глубоко впечатлительная, он не может остаться безучастным к происходящему вокруг него. Он учится видеть в солдате друга, брата. Именно он спасает рядового Хлебникова от самоубийства.

Немалое влияние на Ромашова оказывает его сослуживец Назанский, спившийся офицер-философ. В уста его Куприн вложил собственные идеи: о свободе духа, о мирном существовании, онеобходимостиборьбыгфотив царизма (оплот которого - армия). В то же

время Назанский скатывается к идеям ницшеанства, к воспеванию индивидуализма и отрицанию коллектива. Таким образом этот спившийся офицер хоть и передает многие идеи и настроения автора, но в то же время служит примером пагубного влияния офицерского быта на умного и подававшего надежды человека. Надо заметить, что в интеллектуальном плане Назанский гораздо выше Ромашова, и тот считает его своим учителем.

Ромашов как губка впитывает идеи Назанского о свободном человеке. Он много размышляет об этом. Переломом в духовном развитии Ромашова стал его внутренний монолог в защиту Личности. Тогда-то он и осознает не только собственную индивидуальность, но и индивидуальность каждого человека в отдельности. Видя, что армейский быт подавляет личность, поручик пытается искать виноватых, не находит и даже начинает роптать на Бога.

В том, что Ромашов не поддается влиянию губительной атмосферы, - его сила. У него есть свое мнение, он внутренне протестует. С другой стороны, Ромашов - человек, подверженный сомнениям.

Однако семена, посеянные Назанским, прорастают в душе Ромашова. Все время размышляя о порядках, бытующих в гарнизоне, он приходит к мысли о полном упразднении армии. Что же касается опасности возникновения войны, то Ромашов считает, что все люди на земле могут просто договориться о мире и вопрос отпадет сам собой. Это говорит лишь о полной оторванности подпоручика от земных реалий. Он живет своими фантазиями.

В конце концов, герой приходит к единственно правильному, по его мнению, выводу. Он хочет оставить службу и посвятить себя либо науке, либо искусству, либо физическому труду. Кто знает, что произошло бы с подпоручиком Ромашовым дальше, если бы не дуэль, прервавшая все его мечтания. Он, в принципе, был принесен в жертву карьере другого офицера. Ромашов так и не су мел ничего сделать, да наверно, и не сделал бы никогда.

Куприн представил образ главного героя «Поединка» очень живо, психологически правдоподобно. Он нисколько не идеализировал Ромашова, несмотря на явную симпатию и сочувствие, не обошел вниманием ни достоинства, ни недостатки. Ромашов человек слабый сам по себе, но сильный тем, что сумел противостоять влиянию среды, не подчинить ей свои ум, мысли, идеи. Не его вина, что это ни к чему не привело.

Метафоричность названия

повести А. И. Куприна «Поединок»

Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести.

Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Авторские идеалы выражают герои, противопоставленные основной массе — Ромашов и Назанский. Этих героев представляют несколько учеников (по группам): портретная характеристика, отношения с людьми, взгляды, отношение к службе и т. д.

II . Характеристика образа Назанского

План характеристики:

1. Первые упоминания о Назанском.

2. Встреча Ромашова и азанского.

3. Портрет героя.

4. Роль интерьера.

5. Темы размышлений Назанского.

6. Роль пейзажа в характеристике образа Назанского.

7. Рассуждения Назанского о любви.

О Назанском мы узнаем из разговора и Ромашова (глава IV): это «отпетый человек», он «увольняется в отпуск на один месяц по домашним обстоятельствам... Это значит запил»; «такие офицеры — позор для полка, мерзость!». В V главе — описание встречи Ромашова и Назанского. Мы видим сначала «белую фигуру и золотоволосую голову» Назанского, слышим его спокойный голос, знакомимся с его жилищем: «Комната у Назанского была еще беднее, чем у Ромашова. Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, вся вогнувшаяся дугой кровать, такая тощая, точно на ее железках лежало всего одно только розовое пикейное одеяло; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки...». Все это, да еще прямой взгляд «задумчивых, прекрасных голубых глаз» противоречит тому, что о нем говорили Николаевы. Назанский рассуждает «о возвышенных материях», философствует, а это, с точки зрения окружающих, — «чепуха, праздная и нелепая болтовня». Он думает о «любви, о красоте, об отношениях к человечеству, о природе, о равенстве и счастии людей, о поэзии, о Боге». Это для него «время... свободы духа, воли, ума». Он чувствует чужую радость и чужую скорбь.

Описание пейзажа, таинственной ночи, открывающейся из окна, согласно его возвышенным словам: «в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличению ярких и точно теплых звездах — чувствовалось тайное и страстное брожение, угадывалась жажда материнства и расточительное сладострастие земли, растений, деревьев — целого мира». Лицо Назанского кажется Ромашову «красивым и интересным»: золотые волосы, высокий чистый лоб, шея благородного рисунка, массивная и изящная голова, похожая на голову одного из греческих героев или мудрецов, ясные голубые глаза, смотрящие «оживленно, умно и кротко». Правда, это описание почти идеального героя заканчивается разоблачением: «только очень опытный взгляд различил бы в этой кажущейся свежести... результат алкогольного воспаления крови».

Мечтая о «грядущей богоподобной жизни», Назанский прославляет могущество и красоту человеческого разума, восторженно призывает уважать человека, увлеченно говорит о любви и выражает при этом взгляд самого автора: «Она — удел избранников... любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Любовь по Куприну — талант сродни музыкальному. Куприн разовьет эту тему позже в рассказе «Гранатовый браслет», причем многое из того, что сказал Назанский, прямо перейдет в рассказ.

В страстных речах Назанского много желчи и злости, мысли о необходимости борьбы против «двухголового чудовища» — полицейского режима в стране, предчувствий неотвратимости глубоких социальных потрясений: «Чем громаднее было насилие, тем кровавее будет расправа». Он противник военной службы и вообще армии, осуждает зверское обращение с солдатами (глава ХХI). Обличительные речи Назанского исполнены открытого пафоса. Это своеобразный поединок героя с бессмысленной и жестокой системой. Некоторые высказывания этого героя, как позднее сказал сам Куприн, «звучат как граммофон», но они дороги писателю, который вложил в Назанского многое, что волновало его самого.

Комментарий учителя:

В высказываниях Назанского многие критики отмечают черты вульгаризованного ницшеанства: «любовь к человечеству выгорела из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера... Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств... Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами…» (глава ХХI).

Вопросы для обсуждения:

— Как вы считаете, есть ли основания называть Назанского «ницшеанцем»?

— Как вы думаете, зачем вообще понадобился в «Поединке» рядом с Ромашовым такой герой?

III. Характеристика образа Ромашова

1. Ромашов и Назанский.

2. Портрет Ромашова.

3. Поступки героя.

4. Что привлекает в Ромашове?

5. Внутренние противоречия героя.

6. Ромашов и Хлебников.

7. Ромашов и Шурочка Николаева.

Поручик Ромашов, главный герой «Поединка», заражается настроениями и мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом.

Портрет героя внешне невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты и справедливости. Например, «неожиданно для самого себя» защищает татарина Шарафутдинова, не понимающего по-русски, от оскорбляющего его полковника (глава I). Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтер-офицер (глава Х). Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «с силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга... он уже чувствовал, что безумный с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре» (глава ХVIII). Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.

Ромашов мечтательная, романтическая натура, он склонен к рефлексии. У него была «немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Привлекательны в герое душевная мягкость, доброта, врожденное чувство справедливости. Все это резко отличает его от остальных офицеров полка. Столкновение человека и офицера сначала происходят в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. Ромашов постепенно освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту сменяются у него совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»

Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание к нему (глава ХVI). Неожиданно для восстает против самого Бога, допускающего зло и несправедливость (еще один поединок, может быть, самый главный). «С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом», Он замкнулся в себе, сосредоточился на своем внутреннем мире, твердо решил порвать с военной службой, чтобы начать новую жизнь: «все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых признания человека: наука, искусство и свободный физический труд». Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблен и Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчет, властолюбие, двоедушие, «какая-то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюбленным Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» — и Ромашов соглашается ради нее на поединок, которого можно было избежать.

IV . О психологизме повести

Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть «Поединок» — «явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение «ужаса и скуки военной жизни» сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьезный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков».

— Согласны ли вы с тем, что повесть «Поединок» отличается «большой достоверностью в раскрытии психологии человека»? Если да, то какие особенности повествования свидетельствуют об этом?

— Кто из героев переживает «серьезный нравственный перелом»? С чем он связан?

V . Обсуждение смысла названия повести

— Каково значение названия повести?

(Поединки, о которых мы уже говорили, закономерно и неизбежно приводят к развязке. К последнему поединку. Дуэль Ромашова с Николаевым не описывается в повести. О гибели Ромашова сообщают сухие, официальные, бездушные строчки рапорта штабс-капитана Дица (глава ХХIII). Этот поединок, гибель героя предрешены: Ромашов слишком отличается от всех, чтобы выжить в этом обществе. Несколько раз в повести упоминаются дуэли, нагнетается тягостная, душная обстановка. В ХIХ главе описывается, как пьяные офицеры тянут похоронный напев, и чистые звуки панихиды вдруг перебиваются «ужасным, циничным ругательством» Осадчего. Оскорбленный Ромашов пытается образумить людей. После этого и разыгрывается скандал, приведший к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль. Но название имеет и метафорический, символический смысл.)

V I. Заключительное слово учителя

Куприн писал: «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Повесть — поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 году эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остается призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

Тема: «Это мой поединок с царской армией…»

( Идейно-художественное своеобразие повести

А.И.Куприна «Поединок»)

…И своим романом я вызову на

поединок царскую армию.

А.И.Куприн

Цель: 1. Познакомить с содержанием повести, раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Куприна; выявить важнейшие черты творческого метода Куприна (сочетание реализма и романтизма ; «сквозь быт – бытие»; тонкий психологизм и лиризм).

2. Отработать навык самостоятельного анализа крупного эпического произведения, навыки монологической речи.

3. Воспитание человека думающего, умеющего анализировать собственные впечатления, высказывать свое мнение.

Оборудование урока:

    портрет Куприна А.И.; тексты

    мультимедиапроектор для демонстрации слайд-фильма;

    раздаточный материал;

    электронный учебник (звуковая хрестоматия);

    карточки для групповой работы.

Основные формы и методы урока:

    самостоятельный анализ повести группами учащихся с опорой на вопросы, предложенные в качестве домашнего задания;

    сообщения;

    аналитическая беседа;

    выразительное чтение.

1 группа Изображение армии в повести Куприна А.И. «Поединок»

    Как Куприн рисует образы офицеров?

    Каковы их типические черты?

    Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

2 группа

    История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

3 группа Смысл названия повести.

    Почему – «Поединок» (с кем? с чем?)

    Можно назвать смерть главного героя трагичной и бессмысленной? Ожидали ли вы такой финал? Была ли эта смерть предопределена, закономерна и неизбежна?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова? Что говорит об этом Назанский?

    Можно ли причислить образ Ромашова к образам «маленьких людей», поставить в один ряд с Самсоном Выриным, Акакием Акакиевичем Башмачкиным, Макаром Девушкиным и др.?

I . Опрос_

    Мы познакомились с некоторыми фактами биографии Куприна, получили общее представление о его творчестве. Чем интересен Куприн-человек, Куприн-писатель? Чем интересна (примечательна) его биография?

(Жизнь не баловала Куприна, 13 лет детства и юности провёл в закрытых учебных заведениях, «казённые харчи» вызывали отвращение. Тягостные четыре года служит в Днепровском пехотном полку. Родился в дворянской семье, ведет жизнь разночинца, трудовую жизнь. Параллельно с творчеством в поисках заработка и жизненных впечатлений сменил множество профессий. Куприн – оптимист и жизнелюб, темпераментная, широкая натура. Себя он называл репортёром жизни, его мучила жажда исследовать, как живут люди, хотелось всё увидеть и испытать.)

    Основные темы его творчества? Какие проблемы волнуют художника?

(А.И. Куприн пишет о социальных проблемах: о неравенстве, о капиталистической эксплуатации, о несовершенстве государственного устройства. Поднимает нравственные (вневременные) темы любви и смерти; размышляет о несовершенстве человека, об извечной борьбе в человеческой натуре духовного и телесного; о становлении личности и пробуждении души.)

II . Новая тема

На доске - план урока

    Мы будем слушать сообщения ребят, обсуждать прочитанное, по ходу урока делайте записи в тетрадях.

История создания повести. Сообщение ученика.

Осенью 1901 г. А.И. Куприн переезжает в Петербург и сразу же оказывается в самом центре культурной жизни. Его окружают яркие, талантливые люди: Бунин, Гагарин-Михайловский, Серафимович. Знакомится с Горьким.

Горький привлек Куприна к участию в издании сборников «Знание». Куприн вспоминает свои армейские годы, создает цикл рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход».

Эти рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, одному из лучших произведений Куприна, повести «Поединок», написанном в 1905 г.

Повесть увидела свет в мае 1905 г. вскоре после Порт-Артура и Цусимы (время страшное и позорное для России, потому что Россия терпит поражение в войне с Японией).

    Как повесть была воспринята читателями?

Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу. Одни ругали (нетрудно догадаться, кто ругал – военные и правительственные круги).

Хвалили, одобрительно восприняли демократические круги русской общественности.

Учитель: Одобрил повесть М.Горький, причислив «Поединок» к гражданственной,

Революционной прозе.

Куприн признавался: « … все самое смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам …»,- и посвятил повесть Горькому.

    Что в повести можно определить как «смелое и буйное»?

Сообщение 1 группы.

  • Как описана офицерская среда?

Куприн смело критикует порядки, царящие в армии. Созданные им картины реалистичны, достоверны и беспощадны.

Почти все офицеры в «Поединке» – ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем они уверены в своем превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых называют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос папиросу, надвинуть на уши цилиндр».

«За исключением немногих …, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную барщину». (6 гл., стр. 180)

    Почему не уходят со службы?

(Потому что не умеют ничего больше делать. Больше никуда не годятся)

    В чем причина пьянства, всеобщей жестокости, развращенности?

(«никто из них в службу не верит, разумной цели своей службы не видят»)

    Типичные черты армейского офицерства: бессмысленная жестокость, пошлость, чванливость, высокомерие, пьянство, невежество.

    Кроме общих черт, свойственных большинству, обладают они индивидуальными чертами?

(Куприн выделяет офицера Осадчего. Этот образ зловещ. «Он жестокий человек», - думает о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывают на себе солдаты, трепетавшие от его голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединках настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли – «иначе это будет только дурацкая жалость, комедия». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять все равно кого и за что».

(Чтение фрагментов гл.8, 15. о том, как проходят учения.)

«Во время учений со всех сторон …слышались беспрерывно звуки пощечин. Часто издали, шагов за двести, Ромашов наблюдал, как какой-нибудь рассвирипевший ротный принимался хлестать по лицам всех своих солдат поочередно, от левого до правого фланга.

В этом было много жуткого и омерзительного… Били в кровь, выбивали зубы… Наступил какой-то чудовищный, зловещий кошмар…»

Командир полка Слива.

    Капитан Слива – командир полка – «диковинный памятник свирепой

военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты. Главное – дисциплина, муштра. Это вялый, опустившийся человек. Он ждет окончания дня, чтобы прийти домой и напиться – одна вот такая радость у него осталась.

Но! Он внимателен к солдатским нуждам и не задерживает денег, следит лично за ротным котлом. Карьеру сделал благодаря зычному голосу.

-Каковы отличительные черты Бег-Агамалова?

(Мы с ним встречаемся в 1 главе, он хвастается своим умением рубить. С сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу, к черту, это я знаю, а так, чтоб наискось…нет. Мой отец это делал легко». С его злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу». (гл.1)

    Многих вообще отличает звероподобность. Особенно в сцене скандала в

публичном доме это видно. (гл.19)

Другой скандал, закончившийся дракой и вызовом на дуэль, произошёл в офицерском клубе: все расходились смущенные, подавленные –«ощутили ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных». (гл.19)

    Нет среди офицеров положительных героев?

(На первый взгляд, оставляет благоприятное впечатление капитан Стельковский. На смотре его пятую роту (только его роту, единственную) похвалил генерал. Стельковский бережет солдат, относится к ним по-человечески. Он терпелив, хладнокровен, настойчив. Умный, сильный, смелый человек.

Но потом мы узнаем, что есть у него «увлечение» - совращать неопытных крестьянских девушек. Берет к себе в дом в служанки девушек, через год рассчитывает их с небольшим вознаграждением. Так повторяется ежегодно. Такое его поведение вызывает отвращение.

Еще пример.Ромашов очень любит капитана Брема (прозвище Рафальского). Все свои деньги Рафальский тратит на зверей, трогательно ухаживает за ними. Его дом – настоящий зверинец. Милый, славный чудак, добрейшая душа – всем дает в долг деньги. Ему никогда не возвращают. Вот этот милый Брем – бьет горниста, который держит рожок у рта, бьет изо всех сил кулаком по рожку: «Горнист вместе с кровью выплюнул на землю раскрошенные зубы».

Вывод: Перед нами срез армейской среды от высших чинов до низших.

Более 30 офицеров. Армия отсталая, небоеспособная. Солдаты– забитые, запуганные.

Офицеры – всерьез полагают, что им думать не положено.

Пьют, буйствуют, посещают бордель, бьют солдат, служба для них -

«принудительная, неприятная, опротивевшая барщина».

Слайд – фильм

    Предлагаю взглянуть на это произведение глазами художников.

    Перед вами иллюстрации художников Дм.Дубинского и А.Иткина.

(Какие эпизоды выбирают художники для иллюстрации? Что скажете о композиции рисунков, колорите? Как вы думаете, почему нет портретов?

Нет ярких красок, преобладают приглушённые тона?

(Иллюстраторы выбирают самые значимые эпизоды, внимательны к деталям, бережно относятся к тексту. Следуя правде текста, изображают жизнь героев тусклой и бесцветной.)

2 группа Изображение главного героя повести – Юрия Алексеевича Ромашова.

1. История жизни.

    Портрет.

    Поступки героя.

    Внутренние противоречия героя.

    Ромашов и Хлебников.

    Ромашов и Шурочка Николаева.

Ромашов Юрий Алексеевич – подпоручик, ему 21 год.

Он мечтает о лучшей жизни, в мечтах представляет себя блестящим офицером. В очередной раз дает себе зарок – начать учиться, и в очередной раз идет в офицерский клуб и … напивается. Слабый, робкий человек. Куприн не воспроизводит биографию Ромашова. Перед нами проходят только два месяца его такой короткой жизни. Портрет героя невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя достаточно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. И в то же время – милый, наивный и очень добрый человек.

    Как и когда начался процесс возмужания, внутреннего преображения?

Проследим за поступками героя:

    Заступился за татарина Шарафутдинова перед командиром полка.

    За что оказался под домашним арестом на четыре дня. Размышляет:

«Я» «другие я»

«Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, Отечестве» (6 глава).

    Случай «на смотру»

Ромашов раздавлен, о нем говорят презрительно – «оно одно», «междометие какое-то». Герой на грани самоубийства.

    А что предлагает Куприн?

Что помогает герою обрести уверенность, выпрямиться?

(Другой человек, которому нужно помочь)

Так рождается чувство ответственности.

И теперь он готов противостоять и Николаеву, и всему офицерству. Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры:

«С силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга…

он уже чувствовал, что безумный огонь с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре».

18 гл.

Ромашов и Шурочка Николаева

    Как раскрывается характер с отн. с

    «Шура – дочь проворовавшегося нотариуса»

(Это Раиса Петерсон говорит о ней).

    Почему так много имен у героя:

«Жоржик» (так Раиса обращается)

«Ромочка» (Шура)

«Георгий Алексеевич» (подписывает воображаемое предсмертное письмо он сам. Георгий - победоносец)

(Наверное потому, что много заложено в нем, мог бы стать и Жоржиком – если бы поддался тлетворному влиянию …)

    стр.326 – Базаров (лопух будет расти и Назанский также).

    Как раскрывается характер Ромашова в любви?

    Говорила ли она мужу о том, чтоб не стрелял?

    О чем она просит Ромашова?

(пересказ – чтение 22 гл.)

Шурочка Николаева сначала кажется прекрасной (умна, красива). Но вскоре это впечатление исчезает. Шурочка не способна на настоящую любовь. Ее цель – вырваться отсюда, войти в высшее общество. Ради своего будущего она готова пожертвовать жизнью любящего ее человека.

    Я все сделаю для тебя, - несколько раз повторяет Ромашов. (Отказаться от дуэли? Извиниться?)

Но Шурочке нужна его жизнь – и он – не задумываясь на ни минуту: «Я все сделаю».

Его любовь – безгранична, чиста, самоотверженна.

Она – она как хищница пользуется любовью Ромашова.

    Можно ее чувство назвать любовью?

(…)

    Добавить, что красиво описывает любовь, романтически, возвышенно. Например, Назанский рассказывает Ромашову, как это прекрасно, какое это счастье – стоять под окном любимой женщины, увидеть ее тень на занавеске и чуть не умирать от биения сердца.

Звуковая хрестоматия (23 гл.)

IV Итоги урока

3 группа Повесть заканчивается трагически: дуэль состоялась, Николаев стрелял …

    Кто виноват в гибели Ромашова? Кто виноват, что жизнь молодого человека оказалась такой короткой?

    Как бы могла сложиться судьба Ромашова?

    Была ли гибель Ромашова предопределена?

    Трагическая гибель? Бессмысленная? Предопределена была смерть? Случайна?

    Почему – «Поединок»?

(Поединок с собой, своими слабостями; поединок с жестокостью и пошлостью во имя любви и добра).

Домашнее

задание Работа в группах по карточкам

№ 1. Сравните речь Ромашова в разных эпизодах. Сделайте выводы о характере героя.

2. Какие традиции русской литературы продолжает Куприн?

3. Куприн очень долго, до последних часов работы над заключительной главой, противился решению убить Ромашова. Почему, как вы думаете? Отчего отверг самоубийство героя? Почему жалел о принятом решении?

4. «Люблю голую правду, бьющую по голове, - заявляет писатель и тут же себе противоречит, - в сущности, я ведь только мечтатель, сказочник я ». Докажите текстом правоту писателя.


Ромашов Георгий Алексеевич

ПОЕДИНОК
Повесть (1905)

Ромашов Георгий Алексеевич (Ромочка, Юрий Алексеевич) — главный герой повести. Шурочка называет его «неуклюжим», «милым мальчиком», «добрым, трусливым», слабым. В молодом выпускнике кадетского училища, ныне подпоручике, второй год служащем в полку, расквартированном в маленьком еврейском местечке, своеобразно соединяются слабость воли и сила духа. Служба в армии для Р. тяжелое испытание: он не может смириться с грубостью и пошлостью полкового быта.

Р. сочиняет повести, хотя и стыдится своих литературных занятий. «Он был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок». Однако именно застенчивый, краснеющий даже в разговоре с офицерами Р. заступается за солдата-татарина перед полковым командиром Шульговичем, чем вызывает его гнев. Р. осознает свое одиночество и затерянность среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей. От тоски Р. часто ходит на вокзал, где ненадолго останавливающиеся поезда напоминают ему об иной, праздничной жизни. Р. сохранил детскую привычку «думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Но однажды он увидел, что стоящие на платформе курьерского поезда красивая дама и ее спутник смеются над ним — бледным, близоруким и неловким.

Подобно Андрею Болконскому из «Войны и мира» Л. Толстого, Р. мечтает о подвиге. Он не в силах заставить себя не ходить больше в дом Николаевых, отказаться от любви к Шурочке, считающей себя натурой возвышенной и мечтающей вырваться из пошлой полковой жизни. Для этого нужно одно: чтобы ее муж с третьей попытки сдал экзамены в военную академию. Разорвав тягостную связь с Раисой Петерсон, Р. «не стыдится скорбеть о своей утраченной чистоте, о простой физической чистоте». Догадавшись о любви Р. к Шурочке, Раиса шлет Николаеву анонимные письма-пасквили. Наконец Шурочка признается Р. в любви, но упрекает его: «Зачем вы такой <...> слабый! <...> Если бы вы могли завоевать себе большое имя, большое положение!»

Называя себя «маленьким», «слабым», «песчинкой», Р. ропщет против Бога, но затем просит прощения: «Делай со мной все, что Тебе угодно. Я всему повинуюсь с благодарностью». Р. испытывает глубокий душевный надлом, чувствует себя намного старше своих двадцати двух лет.

После драки с Николаевым Р. вызывает его на дуэль и за сутки становится «сказкой города и героем дня». Заседание офицерского суда выносит решение о неминуемости поединка между Р. и Николаевым. Шурочка просит Р. не убивать ее мужа, но и не отказываться от дуэли, так как это может помешать его поступлению в академию. По словам Шурочки, Николаев обо всем знает и тоже будет стараться не попасть»Шв. Тут «между ними незримо проползло что-то тайное, гадкое, склизкое», и Шурочка, зная, что видит Р. в последний раз, отдается ему.

На следующий день Николаев убивает Р. на дуэли.

Все характеристики по алфавиту: