Чему нас учит сказка курочка ряба. Сказка о Курочке Рябе

Современная продвинутая мама - человек прагматичный. «Читать» в ее представлении - вот просто так сесть и читать ребенку сказку - какое-то устаревшее действие, явно не отвечающее вызовам времени. Сегодня книга должна развивать!

По результатам опроса, который несколько лет назад проводился Российской государственной детской библиотекой, художественные тексты в рейтинге современного родителя находятся на последнем месте. А первые места занимают разного рода «полезные» книги - энциклопедии, тексты с заданиями, книги-тренажеры. Берешь такую книгу в руки и сразу видишь, что она развивает: одна - память, другая - мышление, третья - внимание, четвертая - сенсорику, пятая - моторику. В аннотациях к таким книгам можно обнаружить все оглавление учебника «Основы детской психологии для учащихся педагогических колледжей». И еще аннотации сулят, что книжки именно из этой серии (и, видимо, приобретенные именно по такой - весьма немалой - цене), непременно обеспечат ребенку успех и счастье в будущем.

Поэтому сегодня уже нельзя просто читать ребенку сказку «Три поросенка». Нужно непременно этих поросят пересчитывать на каждой странице. Прослушал абзац - посчитай (поразвивай мышление), прослушал другой - сравни (еще раз поразвивай), закончилась сказка - ответь на вопрос. И не на какой-нибудь простенький вопрос вроде «Как ты думаешь, Волк получил по заслугам?» Это какой-то смешной вопрос, он никого не может развить.

У меня была одна знакомая, доктор психологических наук, так она целую систему вопросов по сказке «Три поросенка» придумала. Перед чтением детям в возрасте четырех-пяти лет объясняли, что существуют «ресурсы» и «потребности». А потом на примере трех поросят эти сведения наглядно иллюстрировали (наглядность - первый принцип дидактики): поросята строили домики из имеющихся ресурсов и удовлетворяли свои потребности в жилище. А волк в сказке тоже потребности удовлетворял, и дети должны были путем логических умозаключений вывести, что это за потребности. Но так упражнялись на заре капитализма.

А недавно я видела книжку про Красную Шапочку, которая повергла меня почти в шоковое состояние. Не скрою, я очень люблю рассказывать про сказку «Красная Шапочка», про ее психоаналитическую подкладку и первоначальную адресацию. Я считаю, что эту сказку можно было бы самым любопытным образом разбирать с подростками и так обучать их литературному анализу. Именно на примере «Красной Шапочки», а не «Войны и мира». Но та книжка, которую я увидела, была адресована дошкольникам - то есть следовала классическим представлениям о добре и зле. Правда, с некоторым «авангардным» элементом: на каждой странице имелся циферблат со стрелками, указывающими время. И ребенку по ходу чтения предлагалось определить, во сколько Красная Шапочка вышла из дома, во сколько она встретилась с Волком, когда Волк добежал до домика бабушки, а когда туда доплелась Красная Шапочка. И сколько раз пробили книжные часы в тот роковой момент, когда бабушка оказалась проглоченной. «Авторы» издания, видимо, видели в этом крайне полезное занятие для ребенка - по ходу чтения следить за временем. Это много что развивает. И вообще правильно настраивает. В частности, на то, что бог с ней, с Красной Шапочкой и с ее бабушкой. Главное - время. Время - деньги!

Я понимаю, что развитие моторики - важная вещь. И развитие сенсорики - тоже. Но, честное слово, только умственно отсталый ребенок не освоит счет до трех, если ему в возрасте двух с половиной лет прочитать (не один раз, конечно, - но такого в два с половиной года и не бывает) сказку «Три медведя». И что такое «большой и маленький», и что такое «среднего роста» - т.е. сравнительные характеристики предметов по величине - он поймет и запомнит. И совсем не обязательно каждый раз перед тем, как перевернуть страницу, специально пересчитывать этих медведей. Они чудесным образом сами пересчитываются - в силу гениальности текста (кстати, мы пользуемся этой сказкой в обработке Льва Толстого). И сопоставительные ряды там прекрасно заданы: большой медведь - большой стул - большая ложка - большая кровать. Вообще в эту сказку вмещается вся программа второй младшей группы детского сада.
А еще вовсе не требуется целый месяц регулярно тыкать пальцем в какой-нибудь круг, нарисованный в книге за тысячу рублей, со словами: «Запомни, это - красный!»

Поймите меня правильно. Я не против того, чтобы кто-то при случае сказал полуторагодовалому ребенку: «Вот это красный. Видишь?» Я против того, чтобы ради этого и только ради этого перед ним открывали книгу. Чтобы «усвоение красного» превращалось в тренинг для ребенка горшочного возраста, как будто ему через полгода сдавать ЕГЭ. Мне кажется, гораздо эффективнее прочитать малышу что-нибудь вроде «Красные сапожки у куколки моей…». А уж про захватывающие перспективы «красного», которые открываются в сказке про уже упомянутую Красную Шапочку, я даже не говорю.

***
Иными словами, я считаю, что абсолютно всё познавательно-расширительное, развивающее память, внимание, мышление, речь, логику, сенсорику, устный счет, риторику и прочее, - все, что требуется маленькому ребенку, есть в хороших детских книгах с интересными ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ текстами и выразительными картинками.

Художественное должно стоять во главе угла по одной простой причине: оно эмоционально насыщено. А эмоции в жизни малыша играют огромную роль, гораздо более существенную, чем в жизни взрослого. Эмоции - это так называемая коммуникационная база человеческого развития. Среди важнейших достижений младенца первых месяцев жизни - способность улыбаться в ответ на обращение взрослого. Более того: эта способность - залог речевого развития. Из этого эмоционального контакта, из положительных эмоций взаимодействия и вырастает детская речь. Лиши младенца такого опыта - эмоционально взаимодействовать с близким взрослым, вступать с ним в личное общение - и получишь задержку психического развития, как это обычно происходит в домах малютки. Эмоция лежит в основе детского познания: я реагирую на то, что мне интересно, что меня привлекает. Эмоция - это тот локомотив, который доставляет в детскую голову познавательный материал.

А художественное - это то, что заряжено эмоциями. Поэтому художественный текст позволяет усваивать информацию легко и между прочим. Кроме того, художественный текст - это еще и грамматически выстроенная речь. С одной стороны - эмоционально насыщенная, с другой - грамматически выстроенная. А грамматика языка, то есть структурные возможности языка, отражают способы мышления. Поэтому психологи и считают детскую речь одним из важнейших показателей общего развития. В частности - уровня мышления.

Но и это еще не все аргументы в пользу чтения художественных книг.

Да, маленький ребенок - существо сверхэмоциональное, для которого эмоции чрезвычайно важны. Однако эмоциональная сфера, как и все человеческое, с возрастом развивается. Развитие идет по двум направлениям. С одной стороны, эмоции усложняются и становятся более разнообразными. С другой стороны, ребенок обучается своими эмоциями управлять.

Потому что эмоции - не только основа общения, это еще и самая древняя форма общения. Бесконтрольные эмоции взрослого - страшная вещь. Маленький в аффекте замахивается кулачком, взрослый убивает. Собственно, все цивилизационное развитие можно рассматривать как попытку «приручить» аффекты, придать эмоциям культурную форму.

Для этого существуют ритуалы и обряды: похоронный - культурная форма выражения горя, свадебный - культурная форма выражения желания.
А еще есть искусство, и в частности - художественные тексты, которые, в ряду прочего, способствуют развитию эмоционального мира и учат культурным способам выражения эмоций. (Усложнение эмоционального мира тоже можно рассматривать как препятствие на пути у бесконтрольного аффекта.)

***
Родители до сих пор позволяли себе относиться к эмоциональному развитию ребенка как к чему-то второстепенному. Собственно, все наше общественное устройство с его презрительным отношением к «талантливым балалаечникам» к этому располагает. Нам кажется, что эмоциональное развитие не имеет никакого отношения к реальной жизни. Вот память - да, внимание - да. И психологам тоже так казалось в течение долгого времени. Но потом они кое-что поняли и ввели в науку новый термин - «эмоциональный интеллект». И даже провели долговременный эксперимент, с помощью которого попробовали показать его роль в жизни человека.

Группе детей пятилетнего возраста предложили угоститься зефиром. Перед каждым малышом положили одну зефирину, а потом взрослый вдруг сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Кто-то из детей схватил сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради отсроченной добавки. Именно эти дети, как выяснилось впоследствии, стали успешными учениками. А еще через какое-то время, уже став взрослыми, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении. В чем тут дело? В контроле над эмоциями. В умении тормозить сиюминутные желания. Можно сказать, что успешен более зрелый.Термин «эмоциональный интеллект» ввел в психологию американский психолог Дэниел Гоулман. Он написал об этом целую книгу. А эксперимент с зефиром поставил французский психолог Уолтер Мишель. Об Уолтере Мишеле и его эксперименте, в частности, можно прочитать в книге американской журналистки Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой».

Причем здесь чтение?

Давайте возьмем для примера хрестоматийную «Курочку Рябу». Различные ее версии - предмет для интереснейших филологических изысканий. В той форме, в которой она известна нам, а именно в обработке Ушинского, эта сказка представляется абсолютным абсурдом и происходит в ней совершеннейшая бессмыслица. Если курочка Ряба снесла удивительное яичко, зачем было по нему изо всех сил колотить? Что хотели от яичка? Золотые скорлупки? Тогда почему так горько рыдали, когда это желание вдруг исполнилось?

Но все эти странности можем увидеть только мы с вами. Для ребенка полутора-двух лет наличие очевидных логических неувязок в сказке совершенное не важно. Для него важно, что в сказке присутствует опознаваемое действие: «бил-бил - не разбил» (сколько кубиков выкинуто из манежа, сколько было совершенно других усилий подобного рода - бить одним об другое, бить об пол и т.п.) и опознаваемая эмоция: «Плачет дед, плачет баба» (что такое «плачет» - очень-очень понятно). Знакомое действие вызывает знакомую эмоцию.

И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг. Он поймет, что вы эмоцию имитируете. А это - как вызвать дождь по собственному желанию, манипулирование стихией. То, что можно изобразить, лишается своей абсолютной силы.

Но можно и без артистизма. Достаточно просто прочитать сказку - а ребенок опознает эмоцию. Знакомую ему эмоцию - «плач». Посмотрит на нее, так сказать, со стороны. И это - движение в направлении самопознания.

По-моему, опознание эмоции, соотнесение себя с происходящим в тексте - ничуть не менее важная штука, чем без конца пересчитывать тараканов на печке деда и бабы или определять, где в данный момент лежит яичко - «на», «под» или «за».

Это не значит, что нельзя рассматривать вместе с ребенком картинки и импровизировать над ними. Но нельзя «уводить» ребенка при рассматривании картинок из того эмоционального поля, в которое он погружается при чтении. Нельзя набрасываться на ребенка с «развивающими заданиями», не имеющими отношения к его переживанию: это разрушает восприятие текста.

Давайте будем помнить про зефир.
Про то, что сулит развитый эмоциональный интеллект.

Марина Аромштам

Рассказываю полгода ребенку сказку про курочку Рябу на ночь, и каждый раз терзаюсь догадками, в чём же ее мораль.

Наконец, решила провести небольшое исследование на эту тему. И вот результат!

Во-первых, я узнала, что вариаций на тему сюжета сказки о курочке Рябе очень даже много. Вот примеры:

Попытки интерпретировать ее смысл также очень широки, от простых высказываний типа «что имеем — не храним, потерявши — плачем», «не жили богато, так и не чего начинать» или «старость – не радость: у них сил на двоих меньше осталось, чем у мышки» до целых притч, например, про любовь: «Лет 5 назад, когда я была студенткой, некая тетя-профессор рассказывала, что золотое яичко есть Любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Дед бил– пил, гулял…, бабка била – гуляла, полы не мыла и рубашки не стирала. Мышка-де – это маленькая такая гадость типа сплетни или какой бытовой мелочи. Мол, если Любовь долго и старательно бить, то для того, чтоб ее окончательно расколошматить, достаточно мелочи. Ну, а простое яичко – привычка, которую дед с бабкой получили вместо любви. Курочка Ряба, соответственно, Судьба или Высший Разум. И Ряба она потому, что рябая, т.е. черно-белая, т.е. сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни» или про экологический конец света: http://barmalei.livejournal.com/87435.html

Вот еще несколько трактовок: http://www.mirovozzrenie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=17&Itemid=215

Пожалуй, все эти интерпретации не лишены смысла, но самую правдоподобную расшифровку (как мне кажется) предлагает Е.Николаева в книге «111 баек для детских психологов« (если нет сил читать полностью, обратите внимание хотя бы на последние 5 абзацев) :

«Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое».

Попросите родителя рассказать вам эту сказку. Трудно найти человека, который бы ее не знал. Можно начать с вопроса о том, читал ли родитель ребенку эту сказку. Если читал - то пусть перескажет. Если возникнет заминка в рассказе, можно помочь. А когда родитель расскажет всю сказку, стоит задать несколько вопросов.

Дед и Баба хотели разбить яйцо?
Если хотели, то почему плакали?
Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?
Что было в яичке, когда оно разбилось?
Как часто родитель задумывался над ситуацией, рассказывая сказку ребенку?
Зачем родитель читает именно эту сказку малышу, если она полна противоречий?
Что мы ожидаем от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребенком, мы не задумываемся о том, что реально делаем, а потому предлагаем ему то, на что сами не знаем ответа.

Комментарий: большинство родителей сообщат, что никогда не задумывалась над содержанием сказки. Те же, кто скажет, что их всегда смущало ее содержание, добавят, что так и не нашли объяснения странному поведению Деда и Бабы. Вот здесь и стоит обратить внимание на то, что, оставаясь в недоумении, мы часто не меняем своего поведения, не доверяем ребенку, например, посоветовавшись с ним по поводу содержания сказки. Ведь можно было просто спросить у ребенка о том, что делают Дед и Баба, почему они плачут?

Вполне возможно, что психолог услышит встречный вопрос родителя о том, как можно советоваться с полуторагодовалым ребенком, которому родитель читал сказку? Тогда можно просто спросить, как часто родитель вообще интересуется мнением ребенка? И это само по себе может быть отдельной темой для разговора.

Однако если родитель остается в замешательстве относительно предыдущего (то есть психолог четко ухватил контекст бессознательного), то лучше развивать «сказочное» направление дальше, а не подниматься вновь к уровню сознания.

Можно сказать, что эту сказку родитель только что пересказал слово в слово, потому что запомнил ее не тогда, когда читал ребенку, а когда ему, еще ребенку, читали ее его родители. Информацию, полученную в раннем возрасте, мы храним всю жизнь и воспринимаем ее без критики, потому что в этом возрасте у нас не развито критическое мышление. Поэтому, читая сказку во взрослом состоянии, мы продолжаем относиться к ней без тени сомнений.

Но сказка - только предлог для обсуждения того, что делает родитель, когда читает сказку или другим образом взаимодействует с ребенком. Общаясь, ребенок запоминает все высказывания родителей и так же, как и к сказке, относится к ним некритично. Поэтому, уже будучи взрослым, человек видит в зеркале не себя, а тот образ, который сложился у него под влиянием слов значимых для него людей: «Ты - такой-то или такая-то. Из тебя ничего не получится» или: «Ты вырастешь, будешь много работать и добьешься всего, чего захочешь». Эти слова и отношение к ребенку до 5 лет формируют сценарий, который невидимыми нитями опутывает человека и уже взрослым заставляет поступать не в соответствии с реальной ситуацией, а в соответствии с теми представлениями о себе и своем предназначении, которые сформировались в детстве.

Когда мы читаем сказку ребенку, то он реагирует не на нее, а на наше отношение к ней.

Сказка, рассказанная в детстве, позволяет понять многие особенности поведения взрослого. К тому же данная сказка не бытовая, ее нелегко интерпретировать. Она отличается от других тем, что ее рассказывают всем детям нашей культуры, потому она несет на себе отпечаток этой культуры.

Тот вариант «Курочки Рябы», который, скорее всего, вспомнит родитель, появился в XIX в., когда у этой очень древней сказки великий педагог К. Д. Ушинский почему-то отнял окончание. А окончание можно обнаружить в трехтомнике А. Н. Афанасьева «Русские народные сказки». При чтении этого варианта выясняется, что после того, как Дед и Баба заплакали, внучки пришли, узнали про яичко, ведра (они ходили за водой) разбили, воду разлили. Мать, узнав про яичко (а она месила тесто), квашню разбила, отец, который в этот момент был в кузнице, кузницу разнес, а поп, проходивший мимо колокольню снес. А крестьяне, узнав про это событие, в разных версиях сказки, повесились или утопились.

Что же это за событие, после которого камня на камне не осталось?

Скорее всего, такие подробности смутят родителя, поэтому можно продолжить, что повторяющиеся в разных уголках мира события, действия и герои, в них участвующие, К. Юнг назвал архетипами - древними идеями. Они передаются через сказки людям одной культуры. В момент чрезвычайного стресса человек начинает вести себя не так как свойственно его личности, а проявляет общее для данного народа поведение. Если мы учтем, что эта сказка не бытовая, а несущая особенности нашей культуры, то и прочитывать ее можно иначе.

Некто даровал Деду и Бабе то, с чем они никогда не встречались. Яйцо как архетип, который регулярно встречается и в мифах, и в сказках всех народов, - символ рождения чего-то. Оно золотое, потому что не похоже на то, что несла Курочка ранее. Именно потому Дед и Баба не бегут в ломбард закладывать золотую скорлупку, чтобы потом накупить гору простых яиц. Золото, как и само яичко, здесь - только символ. Но старики пытаются уничтожить то, с чем ни разу в своей жизни прежде не встречались. А ведь можно было бы подождать, отложить его и посмотреть, кто из него вылупится. Но они так не поступают, а торопятся это новое уничтожить. И здесь в повествовании появляется еще один архетипический герой - Мышь. Мы пишем ее имя с большой буквы, потому что это тоже не маленький грызун, а символ. Недаром во многих русских сказках она является ключевым субъектом, который и разрешает возникшие проблемы. Мышь как архетип - заместитель Бога. И тогда тот, кто дал, тот и забирает то, чем люди не умеют пользоваться. А далее в сказке возникает еще один архетип.

Но будет лучше, если психолог не скажет просто, что же это за архетип, а поможет родителю почувствовать его существование. Психолог может сказать ему, что хотел бы доказать существование этого архетипа, а не просто сообщить о нем. Ведь именно для внедрения его в бессознательное каждого ребенка данной культуры и создавалась эта сказка, ради него она и передается из поколения в поколение.

Психолог просит родителя на две минуты полностью довериться ему, закрыть глаза, вслушаться в его голос и сопоставить то, что услышит, с тем, что происходит в этот момент в его душе. Если родитель соглашается на такой эксперимент, то психолог медленным четким голосом, подобающим внушению, говорит: «Представьте, что есть Некто, о ком вы знаете, что любое его слово сбудется наверняка. И вот сейчас этот Некто входит и говорит вам: «С этого мгновения в вашей жизни никогда, НИКОГДА не произойдет ничего нового. Только вечное повторение того, что вы уже испытали. Никогда ничего нового. Вечный круговорот уже свершившихся событий»».

Что вы чувствуете? - спрашиваете вы у родителя уже обычным голосом. Очевидно, что он скажет, что либо не поверил вам (худший вариант), либо ему стало страшно, неприятно, плохо (вы добились успеха). Тогда вы говорите, что вот именно сейчас человек почувствовал реальность в себе самом самого главного архетипа, который все люди одной культуры передают друг другу из поколения в поколение, - это архетип Чуда. Мы живем потому, что точно знаем, что если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра, но обязательно с нами произойдет чудо. У каждого оно свое. Но для каждого оно крайне притягательно.

Есть одно отличие русского архетипа чуда от подобного архетипа других народов (а он есть у всех, так как именно он позволяет нам выжить, когда надежды просто нет, когда жизнь загоняет нас в тупик). Для многих русскоязычных это чудо происходит даром, «на халяву», поскольку многие наши сказки рассказывают, как чудо происходит без всякого усилия с нашей стороны. И вот здесь у психолога появляется возможность поговорить о том, что чудо обязательно произойдет и с ребенком, и с любым другим человеком, но не на халяву, а благодаря совместной работе. Это долгий путь - создание чуда, но весьма эффективный. Если удастся провести с родителем такой мини-тренинг, то в дальнейшем сотрудничество с ним гарантировано.»

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Однажды снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плач, баба: снесу вам яичко не золотое, а простое.

Смысл сказки

Жизнь всегда сравнивали с яйцом, и Мудрость тоже, поэтому до наших дней дошла поговорка: «Эта информация яйца выеденного не стоит».

Золотое яйцо – это сокровенная Родовая Мудрость , которую сколько не бей, наскоком не возьмёшь. А нечаянно прикоснувшись, эту целостную систему можно разрушить, разбить на мелкие осколки, и тогда уже не будет целостности. Золотое яичко – это информация, мудрость, которая касалась Души, изучать её надо понемногу, нахрапом не возьмёшь.

Простое яичко - это простая информация . Т.е. поскольку дед с бабой ещё не дошли до этого уровня, не готовы к золотой (глубинной) Мудрости, курочка им сказала, что снесёт простое яичко, т.е. даст им простую информацию.

Вроде бы маленькая сказочка, а сколько глубинного смысла заложено – кто не может прикоснуться к Золотому яйцу, начните познание с простой, поверхностной информации. А то некоторым сразу: «подавай сакральную Мудрость, сейчас разберусь»… и в психиатрическую больницу к «великим». Потому что нельзя с наскока подходить к познанию Мудрости, всё даётся постепенно, начиная с простого яичка. Потому что Мир многообразен, многоструктурен, но в тоже время он гениален и прост. Поэтому для познания малого и великого может не хватить и сотен жизней человеческих.

Немецкий воздух плавно наполнился упоительными ароматами горячих вафель и сосисок вперемешку с запахом свежих елочек на рождественских рынках. Немецкая общественность в ожидании радости приятных подарков, застольных посиделок и выходных. Но сколько бы ни говорили о том, что современное празднование Рождества — это чисто коммерческий проект, пожалуй, каждый человек ждёт от этого праздника чего-то особенно доброго. И если мы, взрослые, в глубине души надеемся на предстоящее улучшение каких-то своих жизненных реалий, пытаясь найти простое в сложном, то дети искренне верят в сказочные чудеса.

Предрождественские дни – это особенно приятный период для семейных теплых вечеров за чтением детских волшебных сказок. Именно сейчас хотелось бы вспомнить и переосмыслить русскую народную сказку «Курочка Ряба», аналогов которой нет в сказках европейских. Текст этой уникальной сказки прост и всем нашим соотечественникам известен. «Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко: яичко не простое, а золотое. Дед бил-бил – не разбил; баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Старик плачет, старуха плачет, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Оказывается, смысл этой сказки не так прост, как может показаться на первый взгляд. А всё потому, что изначально эта сказка предназначалась взрослым, но в Древней Руси даже дети понимали её глубинный сакральный смысл. Есть версия, что золотое яйцо — это символ смерти, который получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — посредник между миром живых и миром мёртвых. Поэтому и стараются дед с бабой разбить золотое яйцо, а простое яичко, обещанное старикам Рябой, — это символ новой жизни. Сказка была призвана подбодрять пожилых людей, не дать им сильно горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу вечной жизни над смертью.

Есть также версия, что золотое яйцо в этой сказке символизирует любовь, которую дед с бабкой не уберегли. Мышка — это маленькая такая гадость, типа сплетни, или какой-то бытовой мелочи, которая докучает семье. Мол, если любовь долго и старательно бить, то для того, чтобы её окончательно расколошматить, достаточно мелочи. А простое яичко — это привычка, которую старик со старухой получили вместо любви. В данном случае курочка Ряба символизирует судьбу, именно поэтому она рябая, поскольку сочетает в себе и черные, и белые стороны жизни.

А вот и ещё одна интерпретация в относительности современных ценностей о том, как шатка тщета богатства: мышка хвостиком махнула — и всё, нет его. Или другой аспект: бесполезно голодному предлагать золото, оно же несъедобное. Кто-то видит в этой сказке мотивацию на труд, мол, если ты хочешь покушать яичницы, поработай со своими курами.

Слишком много смыслов хранит в себе эта история про курочку Рябу. Кстати, это единственная русская сказка, о которой писали, и которую анализировали такие отцы мировой психологии и психоанализа, как Вильгельм Вундт, Зигмунд Фрейд и Жак Лакан. И это если не перечислять русских этнографов, психологов и философов. А некоторые считают, что это вовсе не русская народная, а индийская сказка, и ей уже более трёх тысяч лет. Также есть предположение, что в этой сказке зашифрован «рассказ про Адама и Еву».

И всё же основной смысл сказки заключается в идее «золотого яйца». Но основной вопрос, нарушающий всю логику даже сказочного вымысла в том, почему же дед и баба плачут, ведь они же так хотели разбить это яйцо? Ответ здесь может быть только один: их не удовлетворил результат. Возможно потому, что они были очень голодны. Эта очень простая истина очевидна для маленького ребёнка и не бросается в глаза взрослому читателю, ослеплённому золотой скорлупой.

А ведь мы, современные люди, поглощённые своей рутиной и достижением каких-то своих целей, порой очень огорчаемся, когда не получаем желаемого результата. И часто вовсе не знаем, как реагировать на сюрпризы, которые преподносит нам жизнь. А может просто нужно серьёзно переосмыслить ситуацию и понять, что всё только к лучшему? И что сила, так необходимая нам, где-то рядом – нужно просто осмотреться и увидеть её. А судьба (как курочка Ряба) пытается помочь нам верить в добрые чудеса, хотя бы в эти такие сказочные рождественские дни.