Библейские темы в изобразительном искусстве кратко. Особенности обучения школьников по программе Б.М

Библейские сюжеты в живописи

Выполнил ученик 6 в класса

гимназии № 587

Никитин А. А.

Санкт-Петербург


В течение двухтысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.

Библия дошла до нассквозь толщу веков. Её запрещали, жгли, но она уцелела. Понадобилось 18столетий, чтобы составить Библию. Над ней работало свыше 30 авторов. Былонаписано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

Великие художники мираотображали в своих картинах библейские сюжеты.

В историиизобразительного искусства прошлых веков гениальный голландский художникРембрандт, пожалуй, более, чем кто-либо другой, сумел глубоко волнующе,правдиво раскрыть неисчерпаемое богатство внутреннего мира человека.

Голландские живописцывпервые увидели человека таким, каков он есть в жизни, и отразили в искусстверазличные стороны его повседневного бытия. Некоторые из них подошли к решениюболее сложной задачи- к тому, чтобыотразить красоту и значительность духовного мира обычного человека

Казалось бы, обращаясь кбиблейским и евангельским темам, Рембрандт уходит от изображения обществасвоего времени. На самом деле, его библейские и евангельские герои во многомнапоминают современных ему простых людей, неизменно привлекающих симпатиихудожника. В его сознании библейские герои служат ярким олицетворениемпрекрасных человеческих качеств. Художник видит в них духовное величие,внутреннюю цельность, суровую простоту, большое благородство. Они совсем не похожина мелочных, самодовольных бюргеров- егосовременников. Всё большее отражение в полотнах художника находят подлинныечеловеческие страсти, все чаще театральная драма, «ужасное» событие сменятсяподлинной драмой жизни.

Эти новые черты отчетливовыступают в эрмитажной картине «Снятие с креста», написанной в1634 году.

Ночь. Скорбная тишина.Молчаливая толпа людей окружила огромный крест, на котором распят Христос. Онипришли на Голгофу отдать последний долг своему учителю. При холодном светефакелов они снимают с креста его мертвое тело.

Один из мужчин,взобравшись по приставной лестнице, вытаскивает гвозди, с помощью которыхХристос распят на перекладине; другие принимают на руки его сползающее внизтело; женщины готовят ложе для останков, расстилая на земле большую тяжелуюткань. Все совершается неторопливо, в почтительном и печальном безмолвии.Различны переживания собравшихся: одни лица выражают горькое отчаяние, другие- мужественную скорбь, третьи- благоговейный ужас, но каждый изприсутствующих людей глубоко проникнут значительностью события. Безграничнаскорбь старика, принимающего мертвого Христа. Он держит его с заметным усилием,но очень бережно, осторожно, трогательно прикасаясь щекой к бездыханному телу.Изнемогает от горя Мария. Она не в силах стоять, теряет сознание, падает наруки заботливо обступивших ее людей. Мертвенно бледно ее изможденное лицо,сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть протянутой вперед руки.

Картина захватываетглубокой проникновенностью, жизненной правдой. Лишь преувеличенность некоторыхдвижений и жестов напоминает о барочных увлечениях Рембрандта.

На протяжении 40-х годовРембрандт несколько раз обращается к теме святого семейства. Одно из лучшихрешений этой темы- эрмитажная картина «Святое семейство»,созданная художником в1645 году. Евангельскаясцена рождает у зрителя множество ассоциаций с повседневной народной жизнью,современной Рембрандту. Тишина, покой нарушаются лишь привычными звуками жизнидома. Потрескивают горящие дрова, слышится негромкий однообразный стукплотничьего топора. Комната окутана нежным полумраком; из разных источниковмягко вливается свет, трепетно скользя по лицу Марии, освещая колыбель,придавая изображенному оттенок одухотворенности. Слегка пошевельнулся во снеребенок, и женщина, повинуясь тонкому материнскому инстинкту, отрывается отчтения, приподнимает полог и озабоченно смотрит на малыша. Она- сама чуткость, сама настороженность. Посуществу, большая человечность и проникновенность картины создается лишь однимее взглядом. Светлая возвышенность запечатленного мгновения сказывается и втом, что к матери и мальчику неслышно спускаются ангелы.

В1660 году Рембрандт создает известную картину «Ассур, Аман и Эсфирь». Сюжетомкартины послужил библейский миф, известный под названием «Пир у Эсфири». Аман,первый визирь и друг персидского царя Ассура, жестоко оклеветал иудеев передцарем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь, происходившая изИудеи, вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказалао клевете визиря, и перед царем раскрылось коварное лицо человека, которого онсчитал своим другом.

Художник изображает тотмомент пира, когда Эсфирь закончила рассказ и воцарилось глубокое, тягостноемолчание. Печальны красивые глаза царицы. Не глядя на руки, Эсфирь машинальносминает платок. Она еще целиком во власти пережитого. Ей было мучительно труднопроизнести слова обличения; как и царь, она верила визирю, относилась к нему,как к другу. Потрясен услышанным, горько разочарован Ассур. Его большие глаза наполняютсяслезами. В то же время в нем пробуждается благородный гнев, и он властносжимает скипетр.

В глубокой тени, водиночестве изображен Аман. Невидимая пропасть отделила его от царя и царицы.Сознание обреченности давит его, как непосильный груз: он сидит ссутулившись,опустив голову, закрыв глаза; рука, держащая чашу, бессильно лежит на столе.Его гнетет даже не страх смерти, а тяжкое сознание морального одиночества. Онпонимает, что Ассур и Эсфирь никогда не простят его, как ни тяжело им осуждатьдруга.

Если в картинах,посвященных истории Амана, результатом конфликта является непримиримоеосуждение, как бы ни было тяжело оно для самих выносящих приговор, то огуманном прощении и о глубоком раскаянии человека, совершившего горькую ошибку,повествует знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына».Произведение написано Рембрандтом в год смерти. Забытый современниками, совсемодинокий, он создает свое последнее гениальное творение.

Снова большаячеловеческая трагедия. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире смольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын. Полный стыда ираскаяния, он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, встоптанных сандалиях, демонстрируя зрителю огрубевшие пятки. Впервые за многолет ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него нагруди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивления, ни возмущения не выражает старик; он давно простил сына идавно ждал этой встречи. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть и немойукор, и горестную смиренность. Он нежно склонился над сыном, опустив ему наспину слабые старческие руки. Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, чтосуровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславияоказываются любовь, доверие, взаимопонимание.

Но все же в этой встречебольше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокийслед в жизни и того, и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточнообратить внимание на выражение лица, горестно наклоненную голову, сгорбленнуюфигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать

«Возвращение блудногосына»- это как бы итог мудрых раздумийРембрандта о мире и людях. Его пессимистическое отношение к действительности впоследние годы жизни с однойстороны иничем не сломленная вера в человека, в нравственную высоту его сдругой с равной силой звучат в последнем произведении гениального художника.

Мало найдется в историиискусства личностей столь загадочных и неоднозначных, как Брейгель. Он не писалстатей и трактатов, не оставил переписки и за исключением двух-трех близких подуху лиц не знал друзей. Брейгель не оставил портретов ни своей жены, ни детей,ни друзей. Полагают, что он иногда изображал самого себя среди собственныхперсонажей - однако никаких подтверждений тому нет. Его портреты,выгравированные его друзьями, не имеют сходства между собой.

Ренессансноепредставление о важности человеческой личности не вписывалось в художественныеконцепции Брейгеля. На своих рисунках и картинах он зачастую вообще скрываетлица, лишая фигуры всякой индивидуальности. Схожая тенденция прослеживается и визображении библейских персонажей. Он сдвигает их куда-то вбок, скрывает средиобычных людей. Такими мы видим Марию и Господа на деревенской площади, ИоаннаКрестителя с Христом в толпе народа, а «Поклонение волхвов» вообщескрыто за завесой снегопада.

Человек Брейгеля обладаетсвободой выбора и ответственность за свои несчастья несет сам. Выбор междудобром и злом, между верой и неверием человек вынужден делать постоянно, напротяжении всей жизни - так же, как были вынуждены делать этот выбор его предкии как делают его сегодня множество других людей. Отсюда - еще одна приметапроизведений Брейгеля, роднящая их с иконами, но очень редко встречающаяся всовременном искусстве,- совмещение временных и пространственных пластов. Натаких картинах, как «Шествие на Голгофу», «Перепись вВифлееме», «Избиение младенцев», «Проповедь ИоаннаКрестителя», «Обращение Павла», «Рождество», награвюре «Успение Богоматери» библейские персонажи присутствуют средисовременников Брейгеля, ведущих свою повседневную нормальную жизнь, библейскиесцены разыгрываются на фоне фламандских городских и сельских пейзажей.Например, фигура согбенного под тяжестью креста Спасителя почти теряется средимножества других впечатлений любого из изображенных на картине людей, и людиэти делают свой нравственный выбор, не догадываясь, что видят перед собой Бога.

Годы творческой зрелостиБрейгеля проходят в период обострения противоречий между Нидерландами имонархией Филиппа II, в условиях грозно нарастающей революционной ситуации.Антифеодальное движение сливается с национально-освободительной борьбой противвладычества Испании. В 1561-1562 годах Брейгелем создаются картины,объединенные предчувствием надвигающихся исторических катаклизмов, «Триумфсмерти» (Мадрид), «Падение мятежных ангелов» (Брюссель),«Безумная Грета», «Битва израильтян с филистимлянами».

В течение своей жизниБрейгель являлся жителем двух очень богатых городов - сначала Антверпена, апозже Брюсселя.

По темпу роста Антверпенуне было равных в Европе, он стал новым финансовым и экономическим центромзападного мира. В этом городе-«базаре» c крупнейшим морским портомжило около тысячи иностранцев, к ним относились с подозрением. В ситуации,когда людей не объединяла ни вера, ни единая церковь, когда католики,протестанты, лютеране и анабаптисты жили по соседству, росло всеобщее чувство незащищенностии тревоги. Так образовалось «поликультурное общество», где особенноостро возникали проблемы общения, прежде всего на религиозной почве.

Антверпен был символоммира. Башней, отбрасывающей тень - вопреки всем законам природы - не на землю,а на небо.

Брейгель писал«Вавилонскую башню» по крайней мере три раза. Сохранились Вавилонскаябашня (1563) и «Малая» Вавилонская башня (ок.1563). Гигантскоестроение было запечатлено дважды. Никогда ранее не удавалось художникампередать так живо чудовищную величину башни, размах строительства,превосходящего все ранее известное человеку.

В поздних произведенияхБрейгеля углубляются настроения пессимистического раздумья. В прославленных«Слепых» (1568) евангельская притча использована для воплощения идеио слепом человечестве, лишившемся воли к борьбе и пассивно следующем засудьбой-фортуной. Вожак, возглавляющий цепочку калек-слепых, падает, остальные,спотыкаясь, неудержимо следуют за ним; судорожны их беспомощные жесты, воцепенелых от ужаса лицах резко проступает печать разрушительных страстей ипороков, превращающая их в мертвенные маски. Прерывисто-неравномерный ритмдвижения фигур развивают тему неминуемой гибели. Однако по-прежнему контрастнойальтернативой человеческой суете предстает безмятежно гармоническая природазаднего плана, своим идиллическим покоем словно подсказывающая выход изтрагического тупика.

КартиныКараваджо (1573-1610) вызывали горячие споры, так как поражали своейнеобычностью. Также незауряден был характер этого художника - дерзкий,насмешливый, высокомерный.

Средикартин Караваджо нет праздничных сюжетов – таких, как «Благовещение»,«Обручение», «Введение в храм», которые так любили мастера Возрождения. Еговлекут темы трагические. На его полотнах люди страдают, испытывают жестокиемучения. Караваджо наблюдал эти тяготы жизни. На картине «Распятие святогоПетра» мы видим казнь апостола, который был распят на кресте вниз головой.«Обращение Савла» показано безжалостное гонение на христиан, их смерть подпятой коня и момент озарения Савла. По пути в Дамаск его внезапно ослепилнебесный луч, и, упав с коня, он услышал голос Христа: «Савл, за что ты гонишьменя?» После прозрения Савл становится одним из самых преданных учеников Христа– апостолом Павлом.

Какнародную драму Караваджо показывает сцену «Положения во гроб». Безжизненноетело Христа бережно поддерживают ученики. Застывшая рука Спасителя свисает кгробовой плите, над черным пространством могилы.

Вкартинах Караваджо на евангельские сюжеты поражает будничный облик персонажей.В евангельских сценах он показывает жизнь простого народа. СовременникиКараваджо свидетельствуют: он призирал все, что не было скопировано с жизни.Художник называл такие картины безделушками, детскими и кукольными вещами.

Иконописьпоявилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византииновую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконописьокончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системуизображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианскоговероучения и богослужения. Таким образом, Русь получила икону как одно из“оснований” новой религии.

Напротяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси. Простойлюд приобщался через них к искусству.

Изображаясобытия из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы

находилимотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить свое представлениео добре и зле.

Иконописецв своей работе следовал определенным правилам, например, он не мог сампридумать сюжет. Но это вовсе не означает, что живописец лишался возможноститворить. Он мог добавить какие-то детали, по-своему «прочитать» церковныйсюжет, подобрать сочетания красок. По этим деталям можно отличить стиль АндреяРублева от стиля Феофана Грека или Дионисия.

Вопросо принадлежности того или иного произведения Рублеву служит ныне предметоможивленных научных дискуссий. Единственное достоверное произведение художника - икона «Троица». Все остальные работы с большей или меньшей степенью вероятностиприписываются прославленному мастеру.

Похристианскому вероучению, бог, будучи единым по существу, троичен в лицах.Первое лицо Троицы есть Бог-отец, сотворивший небо и землю, все видимое иневидимое. Второе ее лицо - Бог-сын, Иисус Христос, принявший образчеловеческий и сошедший с небес на землю ради спасения людей. Третье лицо - бог-дух святой, дающий жизнь всему сущему. Человеческому разуму непостижимо,как единое существует в трех лицах, поэтому учение о Троице входит в число основныхдогматов христианских религий и в качестве такого является объектов веры, а непредметом осмысления.

Истинныйвид божества неизвестен человеку - “бога же не виде никто” (Иоанн,1,18).Однако, иногда, как гласит христианское предание, бог являлся людям, принимаядля этого доступный человеку облик. Первым, кто увидел бога, был праведныйстарец Авраам. Бог явился к нему в облике трех ангелов. Авраам догадался, чтопод видом трех странников от принимает три лица Троицы. Исполнившись радости, онусадил их под сенью Мамврийского дуба, велел жене своей Сарре испечь из лучшеймуки пресные хлебы, а отроку слуге - заколоть нежного тельца.

Именноэтот библейский рассказ лег в основу иконографии Троицы. Она изображается ввиде трех ангелов со странническими посохами в руках. Ангелы торжественновосседают за столом, уставленным яствами. Вдали виднеются палаты Авраама илегендарный Мамврийский дуб. Благочестивые Авраам и Сарра подносят крылатымстранникам угощение.

Виконе Рублева поражает необыкновенная простота, “немногословность”, с какойвоспроизведено библейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбраллишь те детали, которые дают представление, где и как происходило действие,–гора (символ пустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобную смелость вотношении к священному тексту напрасно искать в более ранних иконах.Древнерусская живопись, прежде без рассуждений следовавшая за священнымтекстом, ставившая своей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуютБиблия и Евангелие, в лице Рублева пренебрегла буквой Священного писания ипопыталась раскрыть его философский смысл. Из искусства иллюстрирующегоиконопись превратилась в искусство познающее.

НаРуси в 14 - 15 веках учение о троичном божестве, представляющем “едину силу,едину власть, едино господство”, стало религиозным символом политическогоединения страны. Не случайно девизом Москвы на рубеже веков было: “Троицейживем, движемся и есть мы”. Этой же идеей проникнута и “Троица” Рублева,ставшая как бы нравственным символом новой Руси.

Итак,несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях,художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразитьсовременную им действительность.

Список использованнойлитературы:

1.

Роз-Мари Хаген Р. «Питер Брейгельстарший». – «Арт-родник», 2000г.

2.

Андронов С. А. «Рембрант. О социальной сущности художника»–Москва, «Знание» 1978г.

3.

Платонова Н.И. «Искусство.Энциклопедия» – «Росмэн-Пресс», 2002 г.

(Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение)

по теме

7 класс урок №21.

Выполнил: Усова Людмила Николаевна

МКОУ Подгоренская СОШ

Район: Калачеевский

Область: Воронежская

Конспект урока

Педагог: Усова Людмила Николаевна

Предмет: Изобразительное искусство, Основы православия, Православное краеведение.

Класс: 7

УМК:

Тема: Библейские темы в изобразительном искусстве.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: интегрированный с элементами проектной деятельности.

Урок №21

Цель: развивать художественно-творческие способности детей, воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

1) Формировать представление о сложном мире сюжетно-тематической картины на примере картин религиозно-мифологического жанра, фресок и икон Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района.

2)Продолжить знакомство с творчеством великих художников и историей создания знаменитых полотен, с творчеством мастеров родного края (фресковая роспись и иконопись Преображенского храма)

3) Формировать зрительские умения и навыки.

4) Развивать ассоциативно-образное мышление, навыки публичного выступления, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

5)Развивать интерес к искусству, и искусству родного края.

УУД:

1)личностные – направить ценностно-смысловую ориентацию учащихся на достижение своей цели;

2)регулятивные – умение учащихся организовать свою учебную деятельность;

3)познавательные – используя общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем достичь определённых результатов в выполнении проектов;

4)коммуникативные – учить детей участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты:

- развитие интереса к искусству и искусству родного края

Развитие умений креативного подхода к выполняемому заданию, самоконтроля, рефлексии и самооценки.

Уважение к наследию предков, культурным памятникам, к творческим личностям.

Метапредметные результаты:

Формирование позитивной мотивации к изучению изобразительного искусства, Основ православия и Православного краеведения.

Развитие умений и навыков самостоятельной работы, поиска материала.

Развитие умения слушать изучаемую тему, наблюдать, осуществлять сравнение и извлекать нужную информацию.

Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать полученную информацию, строить сообщение на основе полученных знаний.

Развитие умений работать индивидуально, в паре, в группе.

Предметные результаты:

Приобщение учащихся к другим культурам на основе изучаемых произведений, в том числе и к Православной культуре, национальной культуре

Расширение образовательного кругозора в рамках изучаемой темы изучение культуры места, где проживают учащиеся.

- расширение словарного запаса учащихся в рамках темы.

Методы работы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные.

Содержание: Архивные и краеведческие документы музея "Живые истоки", материал по теме урока взятый из учебника "Библейские темы в изобразительном искусстве ".

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная , групповая.

Оснащение: компьютер, интерактивная доска, листы самооценки, раздаточный материал, смайлы для рефлексии, мультимедийная презентация к уроку, проектные работы учащихся, фотографии Преображенского храма Усовой Л.Н..

Литература:

1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009

2. Ф.Ф.Луценко "Летопись слободы Подгорной", документы музея "Живые истоки" села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

3. В.Гюго Стихотворение о Библии (интернет)

4. М.Н. Босикова Стихотворение "Люблю мой край"

5.Усова Л.Н. Стихотворения к уроку

Ход урока

Основные этапы урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационно- мотивационный

    Психологический настрой учащихся;

    обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Приветствует учащихся, настраивает учащихся на работу.

Готовятся к уроку, занимают свои места, проверяют наличие материала и оборудования к уроку.

Планируют учебное сотрудничество с учениками и учителем. Общаются в парах, группах. Готовятся к реализации проекта.

Выбирают средства для реализации своего проекта

    2-3 минуты

Учитель:

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок.

Отложили все портфели.

Всё готово? Посмотрели.

Стали ровно, тихо сели.

И учиться захотели.

Вас сегодня видеть рада.

Как работалось, ребята?

Вы работать поучились.

Все ль проекты получились?

А теперь, прошу я вас,

Чтобы был серьёзным класс...

2.Целеполагание

Обозначить тему урока, на примере различных источников.

Учитель предлагает посмотреть ролик "Мой родник" для определения темы урока. Задаёт наводящие вопросы учащимся. Читает стихотворение В.Гюго о Библии.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками. Доброжелательность эмоционально - нравственная отзывчивость.

5-6 минут

Ребята, я сейчас прочту стихотворение известного писателя В.Гюго.

Слайд №2

А теперь внимательно посмотрите ролик "Мой Родник"

Слайд №3

Как вы думаете о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Давайте попробуем связать тему воедино.

Сегодня на уроке мы познакомимся с темой связанной с Библией, историей родного края и православным храмом. Давайте определим тему.

Слайд №4

Отгадываем загадки

Итак: наша тема звучит - "Библейские темы в изобразительном искусстве"

Слайд №5

Самое интересное, что у нас сегодня не только урок Изобразительного искусства, но и Основ православия, и Православного краеведения. Три урока связанных вместе. И так, начнём.

3. Актуализация знаний по теме

Подвести учащихся к определению актуальности и нужности данной темы урока.

Подводит черту по определению уровня подготовки материала по проектам.

Умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Выделение главного и осознание того, что уже усвоено.

10-13 минут

Ребята, на прошлом занятии вы выбрали себе задания для самостоятельной работы дома, проекты. Давайте, посмотрим что же у нас получилось. Перед вами табличка, которую необходимо быстро заполнять во время выступления учащихся, подготовивших домашнее задание, проекты.

Проекты учащихся

Оценка проекта

Что понравилось?

Что не понравилось?

Новые слова

Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Проект по истории Преображенского храма села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

1. Проект " История Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №6 (коллективная работа 3-4 учащихся)

2. Проект "Фрески Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд№7 (коллективная работа 3-4 учащихся)

3. Проект "Иконы Преображенской церкви села Подгорного Калачеевского района Воронежской области"

Слайд №8 (коллективная работа 3-4 учащихся)

Во время показа с 6 по 8 сладйд выступают учащиеся с проектом по истории Преображенского храма села Подгорного (коллективная работа 3-4 учащихся)

История села Подгорного и история его Преображенской церкви очень давняя. После заселения слободы Подгорная в начале XVIII века появилась необходимость в постройке храма. Царское правительство, в то время, требовало наличие Божьего храма в каждом крупном населённом пункте. И поэтому, сход граждан вынес решение построить церковь. Но за какие деньги? Наши предки были люди небогатые, пожертвовать крупную сумму мог не каждый.

Со временем выход нашёлся. В то время соседний Калач был уже застроен. В нём проживало достаточно много богатых людей, занимавшихся хлебопашеством и торговлей. Так как чернозёмные земли нашего края всегда высоко ценились, то нашёлся один богатый человек, по прозвищу «Голый пан», который на выгодных для него условиях получил за плату землю в пользование. Ему достался на северной окраине слободы, на реке под Сапожковой горой квадрат земли 50 десятин, из которых 15 десятин были пригодны к использованию, а остальные мелкие топкие болота, заросшие ольхой, вербой, лозой и камышами.

За деньги, полученные от пана, общество слободы Подгорной купило на стороне готовую деревянную церковь, которая в 1730 году, по другим данным в 1740 году уже стояла на площади. Название своё она получила в честь праздника Преображения Господня.

Проходило время, церковь ветшала, очень сильно увеличилось население Подгорного. Общество слободы Подгорной вынесло решение о постройке кирпичной церкви. Она строилась на средства верующих. Зажиточные крестьяне не особо были щедры, чтобы пожертвовать церкви более солидные суммы, а у бедных давать было нечего. Поэтому приходилось всё делать за счёт сбора денег «Церковниками» на стороне. Выбранные люди из числа верующих ходили с колокольчиками по дворам круглый год и собирали, кто, что даст на постройку, получалась за ряд лет порядочная сумма денег. Преображенская церковь строилась 12 лет, после чего достраивалась 2 раза. Окончательно церковь была достроена в 1822 году.

Преображенская церковь расположена в центре села. Имеет, характерную для церквей юго-востока Воронежского края конца XVIII - начала XIX в. объемную композицию. К вытянутой с севера на юг храмовой части (ядро храма и приделы) примыкают три прямоугольные, со скругленными углами апсиды и широкая трапезная - зимняя церковь. Ядро храма увенчано высоким световым восьмериком с восьмилотковым куполом и восьмигранной глухой главкой. С запада к трапезной примыкает трехъярусная колокольня с боковыми объемами первого яруса. Колокольня завершена главкой на высокой восьмигранной ножке.

Декор фасадов выполнен в русском стиле, характерном для 3-й четверти XIX в. Филенчатые пилястры фланкируют фасады всех объемов и членят приделы на прясла, каждое из которых завершено фронтоном-кокошником. Тимпаны фронтонов имеют ковровое орнаментальное заполнение штукатурными розетками и полурозетками. Аналогичные фронтоны завершают северный и южный фасады первого яруса колокольни. Фасады трапезной и апсид опоясывает несколько фризовых тяг. Оконные проемы - арочные в рамках с килевидными архивольтами. Входы в церковь с лучковыми перемычками, обрамлены пилястрами, на которые опираются сандрики в формах барокко.

Церковь сделана из кирпича местного производства. Под горой (богатой красной глиной) было налажено изготовление и обжиг кирпичей. Каким было строение, где делали кирпичи нам не известно. Но ямы, из которых брали глину, видны до сих пор.

Фундамент здания не высокий, примерно 50 сантиметров высотой, выложен из известняка объёмом 100 x 50 x 50 сантиметров. Так как камень очень крепкий, то можно сделать вывод, что он привезён из других мест. Наш местный камень для таких работ не подходит. За период времени в 200 лет церковь не просела и не потрескалась только благодаря фундаменту.

Стены храма имеют толщину боле полуметра. Окна зарешечены самодельными коваными решётками, покрашенными в синий цвет (кое-где ещё видны следы краски).

Полы в храме сохранились ещё со времён постройки. Сделаны они из местного материала (вербы и дуба).

Наша церковь – трёхпрестольная. Её пределы освящены в честь трёх праздников. Преображение Господне – в центре. С правой стороны – предел «Святых Отцов I Вселенского Собора». С левой стороны предел «Богоматери Скорбящей Всех Радостей».

Внутри храма находилось много фресок, большинство сохранилось и до наших дней. Иконы, висевшие на громадных по объёму колонах, были написаны на холсте масляными красками. В селе у местных жителей до сих пор есть иконы из Преображенского храма. Центральную часть храма украшал семирядный иконостас. Что было большой редкостью для сельских храмов нашего района того времени. Два другие предела украшали трёхрядные иконостасы. Красиво было и убранство церкви. Под центральным куполом находилась большая люстра с подсвечниками. Точно такие же, но меньшего размера люстры были в центральной части каждого предела.

Постановлением Главы администрации города Воронежа «О принятии под государственную охрану памятников истории, археологии и архитектуры города Воронежа» от 22.10.1992 № 472. Преображенской церкви присвоен № Р (Р – объект культурного наследия регионального значения).

Закрылась церковь в 1936 году. Проект по восстановлению храма начал свою работу в 2004 году. Храм был открыт в 2008 году.

Учитель: Ребята, сдайте свои записи, они мне помогут оценить вашу работу по домашнему заданию и разобрать на следующем уроке непонятное: слова, высказывания, уточнить данные по темам.

Физкультминутка

Учить учащихся релаксировать, отдыхать, расслабляться, переключаться от одной деятельности к другой.

Показывает различные физкультурные движения для разминки.

Узнают как можно весело и необычно провести физкультминутку.

Учатся работать в группе.

2-3 минуты

(комплекс упражнений, проводят дежурные класса)

Учитель:

Всё ребята, отдыхаем.

Физминутку выполняем.

Две минутки отдыхаем.

И к работе приступаем.

К нам дежурные идут,

Физминутку проведут.

4. Изучение нового материала

Погружение в проблему данной темы, работа над проектами.

Учитель организовывает погружение в проблему урока.

Приобретение новых знаний. Построение логической цепи рассуждений.

Инициативное сотрудничество учащихся в поиске и выборе информации, в выборе способа её реализации, преподнесения классу.

Выделение новой информации.

15 минут

У ч и т е ль . Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет...

Всем зато дана дорога

Кто какой оставит след?

С. Викулов.

В этой четверти мы с вами знакомимся с тематической картиной.

О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (Об историческом )

Какие ещё жанры тематической картины вы знаете?· (Бытовой, сказочно-былинный, религиозно-мифологический )

Учащимся предлагается раздаточный материал, таблица, которую необходимо заполнить в процессе объяснения нового материала.

Художники

Картины

Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия как сама жизнь подсказывала художникам, скульпторам, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова. Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем говорить о библейских темах в живописи и на следующем сами выполним рисунки на сюжеты из Библии. Для этого вам было дано задание повторить материал, изученный на уроках православной культуры, выбрать для себя наиболее интересный сюжет для дальнейшего иллюстрирования. Но вначале, на сегодняшнем уроке, мы познакомимся с творчеством знаменитых живописцев.

Слайд № 10 "Библейские темы в изобразительном искусстве"

1. Леонардо да Винчи "Благовещение".

Сюжет картины основан на Библиях 15 столетия. Архангел Гавриил явился к Деве Марии с известием.

Он становится на колени перед ней и сообщает ей благую весть о том, что она выбрана чтобы родить Сына Бога. Сцена справа - соответствует архитектуре того времени. Архангел Гавриил держит в руке лилию (символ чистоты Марии). Леонардо впервые мастерски использовал пейзаж, усиливающий впечатление от картины.

2. Микеланджело Буонарроти "Отделение света от тьмы".

Сюжет из Библии о сотворении первых людей на земле.

В образ Бога - величественного, могучего стара, подчёркнут созидательный порыв, выраженный в движениях его рук, словно действительно способных творить миры и давать жизнь человеку.

3. Питер Пауль Рубенс "Поклонение пастухов".

Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных, тяжёлых фигур в стремительном движении, эмоционально заряженной атмосферой. Резкие контрасты света и тени наделяют картину эмоционально заряженной атмосферой. Богатые краски наделяют изображение кипучей энергией. Хотя он и писал грубоватые библейские сцены, но на холсте всегда была высочайшая жизненная драма.

4. Рембрандт Харменс ван Рейн "Возвращение блудного сына".

Рембрандт «Возвращение блудного сына» История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.

5. Андрей Рублёв "Троица".

Главным творением Андрея Рублева, вершиной его искусства явилась "Троица" (1420-е), самая прекрасная и совершенная русская икона, исполненная в память и почитание великого просветителя Руси преподобного Сергия Радонежского (XIV в.). В "Троице" представлено триединое божество в образе трех ангелов, восседающих вокруг стола с жертвенной чашей. Изображение на этой иконе интерпретируется по-разному. Согласно одной из трактовок, ангел, помещенные в центре, олицетворяет второе лицо Троицы - Бога-Сына, Иисуса Христа. Левый ангел - это первое лицо Троицы - Бог-Отец, правый ангел - Святой дух. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, триединого божества, воспринималась как олицетворение духовного единства, согласия, взаимной любви и смирения.

6. Крамской Иван Николаевич "Христос в пустыне".

«Христос в пустыне», «Мой Бог – Христос, - писал Крамской, - потому что Он сам справился с дьяволом. Он черпает силу в Себе Самом…». Сюжет взят из Евангелия. Рассказывает о том, как Спаситель в течение 40 дней после Крещения был в пустыне, искушаемый дьяволом. Боролся. И победил.

7. Суриков Василий Иванович "Милосердный самаритянин".

Сюжет картины написан на одну из известных Иисуса Христа , упоминаемая в . Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи попавшему в беду человеку со стороны прохожего - представителя этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых богословов, данная притча показывает, что « примеры человеческой доброты встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий ».

8. Иванов Александр Андреевич "Явление Христа народу".

На полотне зритель видит идущих с холма людей, а также уже совершивших омовение и располагающихся слушать пророка. А он говорит о том, что нужно встретить некоего гостя, который еще вдали, но скоро будет здесь, хотя еще не все обстоит так, как должно быть. Особое значение придавал А. Иванов достоверности и выразительности пейзажа. Он "просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок". В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество четко индивидуализированных персонажей к единой возвышенной цели. На весьма выгодном для картины отдалении идет по жесткому каменистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кротость духа и решимость на подвиг? картина писалась 20 лет, о так и не была закончена. Но всё равно считается одним из мировых шедевров.

5. Рефлексия

деятельности:

- анализ и оценка успешности достижения цели

- анализ успешности деятельности

обучающихся в целом и самооценивание своего результата работы

(3 мин)

Подвести итоги урока, оценить деятельность товарищей. Выбрать домашнее задание с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Подводит итоги: что делали на уроке и для чего, как прошёл урок, какое настроение у детей.

Осуществление самооценки собственной деятельности.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Осознавать познавательную рефлексию.

5-7 минут

Итак мы познакомились с творчеством великих живописцев. Каждый по своему отразил в картине библейский сюжет, глубоко пережив его, пропустив через свою душу. А теперь вам предстоит по своему представить один из библейских сюжетов. на следующем уроке вы начнёте работу. На следующем уроке вы выполните рисунки в альбомах, а сейчас мы с вами.

Учитель организовывает рефлексию, предлагая продолжить высказывание:

-Я знаю картины …

-Я знаю художников, работавших на библейские темы...

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

- Я бы хотела, хотел, узнать...

- Над этим нужно поработать...

6. Домашнее задание

1 минута

Учитель: Ребята, поработайте над сюжетом будущей картины на библейскую тему. Можно сделать несколько набросков по выбранной вами теме.

7. Орг. окончание урока

1 минута

Учитель: Ребята, мы с вами сегодня очень плодотворно поработали на уроке. Хочется отметить всех, а особенно...

Духовные шедевры живописи, рассказы о родных местах и произведениях искусства родного края делают нас добрее, нравственно богаче. Вспомните: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнётся уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Закончить урок хочется словами стихотворения нашей поэтессы, землячки Босиковой М.Н.

Люблю мой край.
Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее,
солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит,
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.

ИКОНОПИСЬ

В седьмом классе, без сомнения, одной из самых сложных является «Библейская тема в изобразительном искусстве». Связано это с тем, что учителя изобразительного искусства сами не всегда могут объяснить ученикам, каким образом следует выполнять задание.

Изучая эту тему, ребята должны познакомиться с особым языком изображения в христианском искусстве Средних веков, с картинами на темы Библии, созданными в Западной Европе и России, с искусством русской иконописи и выполнить практическую работу на библейскую тему. В отличие от учителя мировой художественной культуры, учитель изобразительного искусства не может ограничиться на уроке только интересным показом и рассказом, он должен научить ребенка создавать самостоятельную композицию.

Библейские темы могут быть сложны и скучны для современных детей, так как они плохо понимают сюжет картины. Чтобы не тратить время урока на беседу, некоторые учителя идут по самому простому, как им кажется, пути: предлагают детям нарисовать икону, считая, что с таким «элементарным» заданием может справиться любой ученик.

Икона не является иллюстрацией Библии, икона — это образ, написанный по канонам (правилам), подчиняться которым иконописец обязан. Иллюстрация — это взгляд художника на события, описанные в Библии, самостоятельный выбор сюжета, композиции, его представления о том, как выглядят персонажи. В иконописи количество сюжетов ограниченно, композиция и внешний облик персонажей строго регламентированы.

Предлагая детям написать икону в качестве иллюстрации к Библии, учитель не выполняет программу общеобразовательной школы. Кстати, даже в воскресных школах при храмах и в православных гимназиях на уроках изобразительного искусства дети не пишут лики на иконах, так как для этого у них еще не хватает мастерства. К тому же нельзя забывать о том, что в общеобразовательной школе учатся дети не только из православных, но и из мусульманских семей и из семей, где родители — атеисты; а икона — это молитва, только написанная языком красок. Предложить детям написать икону — то же самое, что предложить выучить или сочинить молитву на уроке литературы.

Учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символике иконописи, познакомив с работой иконописца и предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера «знаменщика», самостоятельно создающего композицию на заданный сюжет, или в роли ученика в дружине иконописцев. Начинающие иконописцы изображали детали иконы: горки, деревья, архитектуру и животных, пользуясь «прорисями» (1-4) контурным рисунком, выполненным на бумаге в один или два цвета (черный и красно-коричневый).

Без помощи учителя справиться с практической работой смогут лишь единицы, и задача учителя — сделать так, чтобы каждый ребенок на уроке изобразительного искусства смог почувствовать себя настоящим художником, способным создавать картины на сложные темы.

Для иллюстрации Библии проще всего выбирать сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета, а для создания композиции использовать уже хорошо знакомый детям жанр пейзажа. Пейзаж может лечь в основу картин «Сотворение мира», «Райский сад с древом жизни», «Всемирный потоп» и «Бегство израильтян из Египта через Красное море». В качестве примера можно показать иллюстрации Библии нашего знаменитого мариниста К. Айвазовского (см. «Сотворение мира» (5) , «Всемирный потоп» (6) ).

Теме «Портрет» была посвящена вся третья четверть шестого класса, а в седьмом можно создать целую галерею портретов библейских персонажей. В Библии описываются события, происходящие в Древнем Египте (персонажи Иосиф Прекрасный, Моисей) и Месопотамии (строительство Вавилонской башни), а значит, дети могут использовать знания, полученные ранее на уроках истории и изобразительного искусства.

Таким образом, в одном практическом задании могут быть объединены историческая и библейская темы. Для иллюстрации можно также использовать евангельские притчи, в качестве примера показав разные по характеру картины Рембрандта (7) и Босха (8) на тему притчи о блудном сыне.

Знакомство с библейскими сюжетами необходимо начать с беседы. В том случае если учитель сам плохо ориентируется в них, провести беседу помогут гравюры Г. Доре, так как в книгах с его иллюстрациями всегда есть краткие пояснения к каждой гравюре. Не следует перегружать детей новой информацией, поэтому показывать во время беседы надо такие хорошо знакомые сюжеты, как «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Ной выпускает голубя» (9) , «Вавилонская башня», «Благовещение» (10) , «Рождество», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Увенчание терновым венцом», «Бичевание», «Иисус под тяжестью креста», «Распятие», «Снятие с креста».

При демонстрации картин на библейские сюжеты западноевропейских и русских мастеров надо показать разное отношение художников к одному и тому же сюжету. Ребятам проще будет обсуждать картины, если на доске учитель оставит репродукции гравюр Г. Доре. Картины должны быть не только известными, такими, как «Явление Христа народу» А. Иванова, но и очень эмоциональными, как «Голгофа» Н. Ге, «Благовещение» (11) , «Осмеяние» (12) фра Беато Анджелико, «Мертвый Христос» (13) Андреа Мантеньи, «Увенчание терновым венцом» (14) , «Несение креста» (15) Иеронима Босха, «В тени креста» (16) и «Благовещение» (17) Гелия Коржева, «Пьета» Микеланджело. Такие произведения искусства никогда не оставят детей равнодушными.

Рассказывая о русской иконописи, необходимо объяснить, в чем разница между картиной и иконой, показывая репродукции икон (Благовещение. XII в. (18) ; Благовещение. XIV в. (19) ) параллельно с репродукциями графики и живописи. В результате беседы каждый ученик должен понять, что картина — это предмет эстетического наслаждения, а икона — это предмет и эстетического наслаждения, и молитвенного почитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Темы: «Райский сад», «Ноев ковчег». «Вавилонская башня». Прежде чем приступить к изображению, необходимо обсудить с ребятами то событие, которое выбрано для иллюстрации.

Работа над иллюстрациями к Библии может быть выполнена с использованием деталей иконописного пейзажа. Учитель шаг за шагом на доске объясняет этапы работы (20 а, б) . Чтобы дети не повторяли за учителем каждый мазок и выполняли свою индивидуальную композицию, учителю лучше не пользоваться красками для показа, а рисовать на доске только мелом и водой. Вода быстро высыхает, дети успевают понять, как надо рисовать и как работать мазками, но в то же время не срисовывают с доски каждый штрих, сделанный учителем. В итоге могут получиться интересные композиции (21-23) .

Рисунок гор и воды может быть выполнен сразу краской. Фон закрашивается мазками (краски смешиваются прямо на листе): день — белая и желтая гуашь, ночь — синяя, фиолетовая и немного белой.

Цвет горок составляется из трех красок: желтой, красной и небольшого количества черной. Если на листе изображаются ночь или дождь, то надо взять синюю и фиолетовую краски (можно добавить немного зеленой). Воду закрасить синей с небольшим количеством белой краски (можно добавить немного фиолетовой).

На горках белой краской намечаются горизонтальные штрихи для ступеней, затем на края ступеней тонкой кистью наносятся пробелы и размываются водой вверх. Снизу и сбоку черной краской обводится каждая ступенька и размывается вертикально вниз (горки; XIV в. (24) ; горки в строгановском стиле; XVII в. (25) ).

Волны можно прорисовать синей и белой краской тонкими линиями.

Деревья изображаются сразу краской, без предварительного рисунка простым карандашом. Животных сначала намечают карандашом, а затем вписывают в композицию, используя чистые яркие цвета. На фоне горок яркие краски не будут смотреться грубо.


Завершить работу детям помогут репродукции и прориси икон, на которых изображены горки, деревья и животные: «Святой Георгий» (26) , «Борис и Глеб» (27) , «Флор и Лавр» (28) , «Власий и Спиридоний» (29) .

Практически с самого появления человечества оно воспитывается на притчах и песнях, которые приведены в Библии. В наше время Библия пришла сквозь долгие века, преодолев немало трудностей. Ее запрещали читать, уничтожали, жгли в огне, но она по-прежнему цела. Восемнадцать столетий ушло на ее создание, ею занималось около 30 гениальнейших авторов, живших в разные года и эпохи, всего написано 66 книг Библии на разных языках.

По школьной программе детям обязательно рассказывают про библейские темы в изобразительном искусстве. ИЗО в школе, таким образом, знакомит учащихся с библейскими персонажами и историями, описанными в книге.

Библейские сюжеты в живописи. Великий художник Рембрандт

Великие мировые художники использовали библейские темы в изобразительном искусстве. Пожалуй, более ярко оставил свой след гениальный художник Рембрандт. Он сумел очень правдиво и действительно искренне показать неисчерпаемое богатство человека через библейские сюжеты в живописи. Его герои похожи на обычных людей, современников, среди которых жил художник.

В простом человеке Рембрандт мог увидеть внутреннюю цельность, благородство и духовное величие. У него получалось передать на картине самые прекрасные качества человека. Его полотна наполнены подлинными человеческими страстями, ярким подтверждением этого служит картина «Снятие с креста» (1634 г). Известная картина - «Ассур, Аман и Эсфирь», написаная по в котором рассказывается, как Аман оклеветал иудеев перед царем Ассуром, желая их смертной казни, а царица Эсфирь сумела раскрыть коварную ложь.

Загадочный Брейгель

В истории искусства сложно найти более загадочного и неоднозначного живописца, чем Брейгель. Он не оставил после себя никаких записок, трактатов или статей о своей жизни, не рисовал он и автопортретов или портретов своих близких. На его полотнах библейские темы в изобразительном искусстве покрыты тайной, персонажи не имеют запоминающихся лиц и все фигуры лишены индивидуальности. В его картинах можно увидеть Господа и пресвятую Марию, Христа и Иоанна Крестителя. Полотно «Поклонение волхвов» как бы покрыто белоснежной пеленой. Поэтому картины так притягивают. Смотря на них, хочется разгадать тайну.

Библейские герои Брейгеля изображены среди современников, они ведут свою обыденную жизнь на фламандских городских улицах и в сельской местности. Например, Спаситель, обремененный тяжестью своего креста, теряется среди множества обычных людей, даже не подозревающих, что они делают свой глядя на Бога.

Полотна Караваджо

Великий Караваджо писал полотна, которые поражают своей необычностью, они по сей день вызывают горячие споры между ценителями искусства. Несмотря на то, что в эпоху Возрождения любимой темой для живописи были праздничные сюжеты, Караваджо остался верен себе, своей трагической тематике. На его полотнах люди испытывают ужасные мучения и нечеловеческие страдания. Библейские темы в изобразительном искусстве художника прослеживаются на полотнах «Распятие святого Петра», где изображена казнь апостола, распятого вниз головой на кресте, и «Положение во гроб» с изображением народной драмы.

В его картинах всегда присутствует будничность и обыденность человеческой жизни. Он всячески презирал картины с выдуманным сюжетом, то есть скопированным не из жизни, для него такие полотна были безделушками и детскими забавами. Был уверен в том, что только полотна с изображением реальной жизни могут считаться настоящим искусством.

Иконопись

На Руси иконопись появилась в X веке, после того как Русь в 988 году приняла византийскую религию - христианство. В Византии в то время иконопись и сюжеты Ветхого Завета в изобразительном искусстве, превратились в строгую, каноническую систему изображения. Поклонение иконам стало основной частью вероучения и богослужения.

На протяжении пару веков на Руси предметом живописи была только иконопись, через нее простой народ приобщался к прекрасному искусству. Изображая моменты из жизни Христа, Девы Марии и апостолов, иконописцы старались выразить свое индивидуальное представление о добре и зле.

Иконописцам всегда приходилось придерживаться строгих правил, они не могли изобразить выдуманный или сфантазированный сюжет. Но при этом они не были лишены возможности творить, можно было истолковать библейские сюжеты в изобразительном искусстве по своему усмотрению, подбирая различное сочетание красок. Иконы некоторых иконописцев отличаются среди других своим особенным стилем написания.

Иконы Андрея Рублева

Часто предметом научных дискуссий является принадлежность отдельных икон к творчеству Рублева. Единственное произведение, которое точно написал Рублев - икона «Троица». Авторство остальных пока под сомнением.

В «Троице» изображена необыкновенная простота и «немногословность» библейского события. С величайшим умением художник выделил именно те детали, которые помогают воссоздать представление происходящего события - это гора, символизирующая пустыню, палата Авраама и Благодаря этой иконе искусство, просто иллюстрирующее Библию, превратилось в познающее. Ранее никто не осмеливался на такое перевоплощение священного текста на картине.

Древнерусская живопись всегда четко следовала библейскому тексту, ее первоначальной задачей было воссоздать образ, о котором повествует Библия и Евангелие. Рублеву удалось раскрыть философский смысл библейского писания.

Сюжеты Нового и и библейские темы в изобразительном искусстве

Сюжеты из Нового и Ветхого Завета занимают одно из основных мест в христианской живописи. Изображая библейские сюжеты, художник должен перенести на полотно священный текст, поспособствовать пониманию, усилить эмоциональное восприятие и укрепить веру. Поэтому изобразительное искусство и Библия тесно связаны между собой, их история изменялась совместно.

Христианское искусство непросто воспроизводило библейские сюжеты. Талантливые художники создавали потрясающие картины, каждые из которых уникальны, благодаря тому, что по-особенному рассказывают о библейском сюжете.

Изначально христианство возникло как новое учение в иудаизме, поэтому в раннем христианском искусстве преобладали сюжеты из Ветхого Завета. Но потом христианство стало удаляться от иудаизма и художники стали изображаться сюжеты из

Авраам в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, объединяющий несколько вер (иудаизм, христианство и ислам) является Авраам. В его образе совмещаются несколько граней:

  • родоначальник евреев, а через детей Агари и Кетуры - разных арабских племен;
  • первооснователь иудаизма, олицетворяющий идеал преданности вере;
  • заступник человечества перед Богом и герой-воитель.

В иудейских и христианских представлениях бытует понятие «Лоно Авраамово» — это особое потустороннее место для упокоения умерших праведников. В живописи изображают Авраама, сидящего на коленях, у него за пазухой либо во чреве сидят души верующих в виде детей. Это можно увидеть на полотнах «Золотые ворота», «Княжеский портал».

Жертвоприношение Исаака

Но самым любимым сюжетом, связанным с Авраамом, является жертвоприношение.

В библейском писании рассказывается, как Бог попросил Авраама сжечь своего сына Исаака, чтобы доказать свою преданность. Отец устроил жертвенник на горе Мориа, и в последний момент жертвоприношения Исаака к ним явился ангел и остановил его. Вместо ребенка был сожжен ягненок.

Такой драматический эпизод наводит на глубочайшие размышления о божьей справедливости.

Библейские темы в изобразительном искусстве всегда притягивали к себе художников. Несмотря на то, что библейские истории давно остались в прошлом, живописцам удается отразить через них современную действительность жизни.