Апостол лука написал икону божьей матери. Святой апостол и евангелист лука (†84)

Лука Евангелист

(сокращ. форма лат, слова Lucanus , как например Сила - Silvanus ), писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Н.З. По свидетельству Евсевия и Иеронима, Лука был уроженец г. Антиохии. В посл. к Колоссянам (Кол.4:14) ап. Павел именует его врачом, возлюбленным . Основательное его знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности греч. языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не из Еврейской, а из греч. расы. Нам неизвестно, что именно побудило его к принятию Христианства, но мы знаем, что по своем обращении, сердечно привязавшись к великому ап. Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил на служение Христу. Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда Сим хотел идти (Лук.10:1). Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском соборе в Москве. Касательно образа его деятельности по вступлении в апостол, служение, мы находим точные и определенные сведения, описанные им самим в кн. Деяний. Думают, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (гл. 24). Когда Лука присоединился к ап. Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он сопровождал апостола в Рим до времени первого его темничного заключения в оном (Деян.27:1 и след. ) и оставался при нем (Кол.4:14). И во время вторых уз апостола, не задолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все прочие оставили апостола; вот почему так трогательно звучат слова ап. Павла в конце 2-го посл. к Тимофею (2Тим.4:10): "Дамас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Одинь Лука со мною ". По кончине ап. Павла, о последующей жизни ев. Луки из свящ. Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался на 80 летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Мощи его перенесены в Константинополь при имп. Констанцие в половине IV века. Память его празднуется Церковью 18 октября.

От Луки Евангелие - законоположительная книга Нов. Завета, третья в числе Евангелий, состоит из 24 глав. Побуждением к составлению оного, по собственным словам ев. Луки, служим пример многих предшествовавших повествователей о Евангельских событиях и желание утвердить в истинной вере некоего богобоязненного мужа, Феофила посредством точного и вполне достоверного изложения Евангельской истории (Лук.1:1 ,4). Евангелие начинается описанием обстоятельств рождения Предтечи и Господа И. Христа, оканчивается вознесением Господа на небо. В Евангелии от Луки находится впрочем изложение некоторых событий, о которых не упоминают другие евангелисты, как например рождение Иоанна Крестителя, Римская перепись в Иудее, обстоятельства, сопровождавшие рождество Христово в Вифлееме, небесное видение Вифлеемских пастырей, беседа 12 летнего отрока Иисуса Христа в Иерусалимском храме с Иудейскими учителями; притчи: о добром Самарянине, блудном сыне, богатом и Лазаре, неправедном судии, мытаре и фарисее; чудесное исцеление кровоточивой женщины, исцеление 10 прокаженных, воскрешение сына вдовы Наинской, подробности о путешествии в Еммаус двух учеников и явление им Господа.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Лука Евангелист" в других словарях:

    ЛУКА, автор третьего Евангелия и Деяний апостолов, спутник апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)), в частности во время его морского путешествия в Рим. Вероятно, грек (согласно Евсевию Кесарийскому (см. ЕВСЕВИЙ Кесарийский), из Антиохии). Память 18 … Энциклопедический словарь

    Лука Евангелист Лука и его символ, телец, на странице … Википедия

    Апостол от 70 ти, священномученик, автор книги Деяний святых апостолов, иконописец, происходил из Антиохии Сирийской и с юности посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину. В Иерусалиме он услышал из уст … Русская история

    Лука евангелист - автор третьего по счету Евангелия и книги Деяний апостолов. Одно из церковных преданий говорит, что он был еще также художником и написал первые иконы Спасителя и Божьей Матери. После крестной смерти и Воскресения Господа Лука присоединился к… … Православная энциклопедия

    Св. евангелист, по преданию один из 70 ти учеников И. Христа. Самое имя его от римского Lucanus или Lucilius указывает на его языческое происхождение: он был одним из первых образованных язычников, принявших благовестие Христа. По своему занятию… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Лука Евангелист Лука и его символ телец родился Антиохия умер 84 г., ок. Беотии, Греция … Википедия

    И, муж.Отч.: Лукич, Лукинична.Производные: Луканя; Луконя; Луня; Лукаря; Лукася; Лукаха; Лукаша.Происхождение: (Греч. личное имя Lukas (лат. Lucas). От лат. lux (род. п. lucis) свет.)Именины: 9 янв., 17 янв., 11 февр., 20 февр., 23 февр., 5 апр … Словарь личных имен

    Апостол, матвей, иоанн богослов, марк, лука Словарь русских синонимов. евангелист сущ., кол во синонимов: 5 апостол (22) … Словарь синонимов

    Лука - евангелист и апостол из числа 70, сподвижник святого апостола Павла (см. Флм. 1, 24; 2 Тим. 4, 10),уроженец Антиохии Сирийской, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял… … Православие. Словарь-справочник

Книги

  • Святой апостол Лука, евангелист и дееписатель , Н.Н. Глубоковский. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1932 года (издательство`София`). В…

Сохранились ли иконы Божьей Матери, написанные евангелистом Лукой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Св. Церковь с древности хранит предание о том, что св. апостол и евангелист первым написал икону Божией Матери. В стихире в празлник Казанской иконы Богоматери (22 октября) поется: «Первее написавшейся Твоей иконе, евангельских тайн благовестник, и к Тебе Царице принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасти чевствующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи Милостива, спасения нашего Содетельница». Выдающийся отечественный исследователь Н.П. Кондаков в очерке, посвященном иконе Богоматери Одигитрии, на основании византийских источников писал: «Далее, предание утверждает, что икона эта была писана самим евангелистом Лукою, благословлена самою Божией Матерью — «благодать «моя с иконою сею да будет», послана затем к державному Феофилу в Антиохию и, по перенесении ея в Царьград, поставлена во Влахернском храме. Вся паутина этих преданий сплетена вокруг некоторых исторических фактов, но или разного времени, или иного порядка. Указания на древнее предание о том, что св. евангелист Лука написал икону Божией Матери, относятся еще к VIII столетию: на это свидетельство ссылались, по словам жития, и патрхарх Герман, и послание к Константину Копрониму, приписываемое Иоанну Дамаскину, и послание патриархов к императору Оеофилу. Предание это окончательно утвер-ждается уже в IX веке» (Иконография Богоматери, т.2, М., 1998, с. 153).

Согласно преданию, св. апостолом Лукой написаны иконы: 1.Милостивая - Киккская (26 декабря /8 января и 12 /25 ноября). Находится на Кипре в Киккской обители. 2.Ченстоховская (6/19 марта). Находится в католическом монастыре на Ясной горе близ Ченстохова. 3.Виленская (14/27 апреля). 4.Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября). Написана на доске стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. 5.Одигитрии-Смоленская (28 июля/10 августа). 6. Хахульская (15 /28 августа). Находилась в Гелатском Успенском монастыре близ Кутаиси. 7.Корсунская (9/22 октября). Принесена св. равноапостольным Владимиром из Корсуни в Киев в 988 году. 8.Иерусалимская (12/25 октября).

Подробно об истории этих икон и о чудесах, от них бывших, можно прочитать в книгах: Е.Н. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М., 2002, кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве, М. 2002.

На западе также имеются иконы, которые по преданию написаны св. апостолом Лукой. Их насчитывают около 20: 1.Santa Maria Maggiore; 2. Santa Maria della Grazia ; 3. Santa Maria del Popolo; 4. Santa Maria della Consolazione и другие.

Из всех четырёх евангелистов именно апостола Луку можно назвать историком в строгом смысле этого слова. Его двухчастный труд - Евангелие и Деяния святых апостолов - добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Кроме того, писания Луки - замечательное литературное произведение, написанное на отменном греческом языке.

Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше - Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,- он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали.

Матфей и Марк были свидетелями многих евангельский событий, а вот о Луке такого не скажешь. Предание называет его одним из 70-ти апостолов, но Евангелия его не упоминают, и уж никак не видно по его собственному тексту, чтобы он говорил как очевидец. Мы встречаем его самого только в книге Деяний, и то не с самого начала, где он сопровождает апостола Павла (который, кстати, тоже никак не участвовал в евангельской истории). Упоминается он и в некоторых посланиях Павла как его самый верный и близкий спутник и даже как личный врач. Из тех же источников мы знаем, что Павел страдал каким-то серьёзным заболеванием, так что помощь Луки была ему необходима. Кстати, взгляд врача виден и на страницах его Евангелия: описывая исцеления больных, Лука уточняет, какой именно болезнью они страдали.

Но, казалось бы, какое право имел такой человек рассказывать об Иисусе, когда ещё были живы и всем известны непосредственные свидетели тех событий? Но и сегодня далеко не всегда мы знаем о случившемся от очевидцев, чаще нам рассказывают об этом историки. Таким историком был и Лука. Как он сам говорит в предисловии к своему Евангелию, о жизни Иисуса тогда повествовали многие (и наверняка не все честно), так что стоило тщательно расспросить очевидцев, сравнить все доступные источники и составить наиболее полное и достоверное повествование. Именно так он и поступил. Видимо, этот текст был создан в Риме в начале 60 х годов, и скорее всего под руководством Павла.

Как и о других синоптиках, мы знаем о Луке довольно мало. Родился он, по преданию, в Антиохии Сирийской, это был один из крупнейших городов того времени, где сразу после Воскресения возникла христианская община. Вероятнее всего, он был не евреем, а греком (единственным среди всех новозаветных авторов!), и уж во всяком случае он получил хорошее образование и прекрасно писал по-гречески. Предание называет его врачом и художником (иконописцем, как принято говорить в церковной традиции), именно он написал первый портрет, или икону, Богородицы. В этом нет ничего необычного: в те времена такой узкой специализации, как сегодня, не было, и человек, сведущий во врачебном искусстве, вполне мог разбираться в живописи и историографии.

Во всяком случае, именно его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает так подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Иосиф к тому моменту давно умер, так что рассказать обо всём этом ему могла только Дева Мария - может быть, рассказывала Она как раз в то время, когда он писал Её портрет?

Точность и внимание к деталям характерны для Луки. Например, только он рассказывает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте. В этом нет ничего удивительного: ученики Иисуса почти все разбежались, а кто оставался у Креста, едва ли прислушивался к словам разбойников, распятых вместе с Ним. Но Лука нашёл и такого свидетеля, который расслышал и запомнил разговор Иисуса и того самого покаявшегося разбойника, которому была обещана скорая встреча в раю.

Как Матфей приводит в деталях ветхозаветные пророчества, как Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, так Лука особенно подробно говорит о Его жертвенной смерти и её спасительном значении для человечества. Именно поэтому его символом был избран телец - жертвенное животное.

Но главное отличие этого Евангелия от остальных - это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили (к сожалению, в современных переводах эта черта его книги обычно пропадает): тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме, иначе они и слушать не станут.

Вершина его литературного мастерства, пожалуй, притчи. Именно у Луки мы встречаем те истории, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Притчи вообще занимают существенную часть в этой книге: это небольшие истории, для понимания которых не нужно обладать какими-то глубокими познаниями из истории или палестинской географии, да и вообще почти ничего не нужно знать, чтобы понять общий смысл… а вот проникнуть в глубину бывает уже не так просто. Перед нами проходит череда бытовых сценок, которые легко запомнить, но сделать из них однозначные выводы получается не всегда. Почему, например, Христос похвалил неверного управителя, который списал должникам своего господина часть долга? До сих пор толкователями предлагаются разные ответы.

Лука, как мы видим, не стремится к прямой назидательности (поступай хорошо и не поступай плохо), он, скорее, выражает свою мысль метафорами. Вот притча о блудном сыне… Но разве этот сын - её главный герой? Беспутный юноша, который оскорбил отца, растратил его деньги, а потом к нему вернулся - это очень понятный образ, такое в жизни порой действительно происходит. Тут и говорить особо не о чем. Но притча эта заставляет нас удивиться другому: совершенно нелогичным кажется поведение отца. Он не препятствует своему дерзкому сыну уйти, терпеливо ждёт его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Не так ли ожидает нашего покаяния Небесный Отец? Вот и выходит, что притча вовсе не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце.

А может быть, она ещё и о старшем брате? Он так старательно выполнял все повеления, он был образцовым сыном - и ему, конечно, совсем не понравилось, что отец проявил милость к этому распутному юноше, которого он и братом своим не хотел теперь называть. Разве это справедливо? Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остаётся для тебя братом. Да и о многом другом можно было бы говорить в связи с этой притчей, она не похожа на басню, в которой только одна, всем очевидная мораль. Эта история даёт нам сразу много уроков, раскрывается разными своими гранями в зависимости от того, как мы посмотрим на неё.

А ещё Лука - мастер художественной детали. Вот он описывает, как Иисус исцелил десять прокажённых и они пошли в Храм, чтобы отныне жить среди прочих людей, здоровыми и счастливыми. Только один возвращается поблагодарить Целителя… «И это был самарянин». Презираемый иноплеменник, чужак! Может быть, остальные девять терпели его лишь пока все они были прокажёнными изгоями, а теперь они идут в Храм, куда самарянину хода нет, и ему ничего не остаётся, как отделиться от них? А может быть, он вспомнил о простой человеческой благодарности именно потому, что ему невозможно было исполнить обряд? И как вообще так получилось, что самый дальний, самарянин, вдруг стал самым ближним, как и в другой притче, говорившей о милосердии? Есть над чем задуматься.

Или рассказ о том, как после Тайной Вечери Иуда торопится совершить предательство. Лука завершает этот рассказ всего тремя словами: «Была же ночь». Казалось бы, излишнее напоминание, и так мы уже знаем из всего повествования, что время позднее… и только тут мы понимаем, что речь идёт не просто о времени суток, но о тьме, которая сгустилась над городом Иерусалимом, вошла в душу Иуды и надеется теперь взять верх и над Иисусом. Он и горстка учеников, слабых и непонятливых, - вот единственный свет в этой ночи, но она обязательно сменится рассветом.

Чтобы этот рассвет увидели люди из разных стран и народов, Лука и отправился с Павлом в одно из его миссионерских путешествий, которое он подробно описал в Деяниях, постоянно используя местоимение «мы» и ничего при этом не говоря лично о себе. Тоже яркая черта характера! Насколько детально изображён Павел, его неизменный учитель и спутник с момента их совместного выхода на проповедь, настолько неприметен в этой книге сам автор.

После смерти апостола Павла Лука продолжил миссионерство в Италии, Галлии, Далмации, Греции, бывал он и в Африке. В этих землях он проповедовал Евангелие, основывал христианские общины и исцелял людей, уже не только как врач, но и как апостол. Он принял мученическую кончину в старости, в греческом городе Фивы, где его распяли на растущей маслине за неимением готового креста. Там же было похоронено его тело, а позднее, в IV веке, оно было перенесено в Константинополь. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Память апостола отмечается 22 апреля и 18 октября (по старому стилю).

Выше было сказано, что в Евангелиях о самом Луке не говорится ничего. Это так, но всё же есть одна зацепка… В самом конце своего Евангелия Лука упоминает некоего безымянного ученика Иисуса, который вместе с другим учеником, Клеопой, вскоре после Воскресения (о котором они ещё ничего не знали) шли из Иерусалима в селение под названием Эммаус. По дороге они беседовали обо всех произошедших в Иерусалиме событиях: их надежды на то, что Иисус установит Своё Царство здесь и сейчас, не оправдались. И вдруг они встретили странного человека, который стал расспрашивать их, чем они так опечалены. А потом он объяснил им, начиная с ветхозаветных пророчеств, что именно так и должен был пострадать Христос ради спасения людей.

Так они вели учёные беседы по пути, а вечером Клеопа и неназванный ученик пригласили своего спутника разделить с ними трапезу. И когда он благословил и преломил хлеб, они узнали Его голос, Его руки, Его лицо - это и был воскресший Учитель! Пока Он беседовал с ними по дороге, у них «горело сердце», но разум был слишком занят сложными богословскими вопросами, чтобы вот так просто узнать Его - для этого потребовалось получить преломлённый Им хлеб, принять участие в одной трапезе с Ним.

Похоже, что эту историю рассказал действительно очевидец - так много он привёл деталей, так увлечён он был своим повествованием. И может быть, второго ученика, чьё имя не названо в рассказе, действительно звали Лука? Во всяком случае, этот рассказ повествует обо всех тех, кто получил хорошее образование, собрал множество исторических фактов, задумался над их интерпретацией… и всё-таки для главного, решающего вывода потребовалась живая и непосредственная встреча с Учителем. И этот урок апостола и евангелиста Луки мне особенно дорог и близок.

Андрей Десницкий

Святой Лука написал не только самое подробное из четырех Евангелий и книгу Деяний апостольских, ему также приписывается авторство первых икон - образа Богородицы, апостолов Петра и Павла. Поэтому вполне возможно, что именно святой Лука и был родоначальником иконописи, как таковой.

В западных литературных источниках «первым христианским живописцем» называет евангелиста Луку Ченнино Ченнини в своём «Трактате о живописи», написанном в XIV веке.

В древнерусской литературе есть сказание, которое так и называется «О иконописце святом евангелисте Луке», известное по двум спискам в сборниках кон. XV - нач. XVI в., которое опирается на более ранние византийские сочинения Иоанна Дамаскина, Симеона Метафраста, Никифора Каллиста. В сказании дважды приводится прямая речь Богоматери.

И позднее на Руси авторство евангелиста Луки в написании икон никогда не подвергалось сомнению. Так в трактате XVII века «Слово к люботщательному иконного писания», которое приписывается известному русскому иконописцу С.Ф. Ушакову, читаем: «Не сам ли Бог и природа вещей учат нас искусству иконописания? В то же время и церковь, мать всех правоверующих в Бога, с самого начала христианства приняла изображения святых на иконах… <…> образ всегда благословенной Богоматери, написанный святым Лукой; когда его принесли к Пресвятой Богородице, предрекла, что в нём будет присутствовать Её благодать».

Интересно, что всё вышесказанное нашло отображение и в древнерусском изобразительном искусстве. Известны два лицевых Евангелия XV-XVI вв. новгородского происхождения с миниатюрой, изображающей евангелиста Луку за работой иконописца, а также иконы XVI-XVII вв.

В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон», впервые изданной в 1897 году, читаем:

«Из трех икон Пресвятой Богородицы, написанных св. апостолом и евангелистом Лукою, удостоившихся Ее благословения и облагодатствованных Ею, одна называется Одигитриею, или Путеводительницею; на ней изображается Пресвятая Дева с Предвечным Младенцем на левой руке, другие же две называются Милостивыми, потому что на них изображена Божия Матерь умоляющею Сына и Бога Своего за спасение рода христианского. На одной из сих икон Богородица написана одна, без Единородного Сына, и называется Милостивою; на другой же Она изображена держащею Сына Своего с правой стороны и называется тоже Милостивою, но для различия от первой - Милостивою-Киккской, от горы Киккос (монастырь Киккос был основан в 1092 году и по некоторым данным эта икона здесь до сих пор - здесь и далее прим. автора ), находящейся на северо-западной стороне острова Кипр… Все три иконы ныне по благому промышлению Божию находятся в России и известны под именами: Владимирской - Милостивой, Смоленской Одигитрии и Филермской. Эти три иконы были посланы святым евангелистом Лукою в Египет к назореям (назареям), то есть, благочестивым христианам, там жившим и научившимся иноческому житью у евангелиста Марка».

Что касается иконы Владимирской Божьей Матери, считается, что она написана на доске стола, за которым сидел Иисус Христос с Богородицей. В 450 году при императоре Феодосии Младшем икона эта была перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 1125-1130 годах привезена в Киев, а затем в 1155 году Великим князем Андреем Боголюбским во Владимир. С тех пор она стала называться Владимирский. Через некоторое время Владимирская икона Божьей Матери была перенесена в Успенский собор Московского Кремля.

..Кто разверз озёра этих глаз?

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец..

(М. Волошин «Владимирская Богоматерь»)

Удивительна история и иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Время её появления на Руси точно не установлено. По одним данным, икона была привезена греческой царевной Анной, женой князя Владимира Святого в XI в. из Византии. По другим сведениям, ею благословили другую Анну, дочь императора Константина Порфирородного, когда она в 1046 г. выходила замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Сын Всеволода, Владимир Мономах перевёз икону в Смоленск и поместил в храме, заложенном в 1101 г., отчего она и получила название Смоленской.

В 1398 году жена московского князя Василия I Софья, спустя 7 лет после венчания, приехала в Смоленск, который тогда входил в состав Великого княжества Литовского и Русского. Там её отец, Великий князь Литовский Витовт, подарил ей эту икону. Софья увезла подарок в Москву и поставила в Благовещенском соборе. Но в княжение Василия Тёмного она была возвращена Смоленску.

Ещё две иконы с изображение Богоматери Андрониковой и Корсунско-Эфесской, авторство которых тоже приписывается евангелисту Луке, долгое время находились на Тверской земле.

Несложно заметить, что истории икон Филермской и Андрониковой, последняя названа так в честь византийского императора Андроника III, во многом схожи.

Из Египта Филермская икона Божьей Матери была перенесена в Иерусалим, а в V веке греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая святые места, перевезла её в Константинополь. После падения Константинополя она попадает в руки рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, которые принесли её на остров Родос, а затем - на Мальту. После того, как гроссмейстером ордена стал российский император Павел I, 12 октября 1799 года икона вместе с частью древа креста Господня и десницей Иоанна Крестителя была привезена в Россию в Гатчину.

Из Гатчины икона в последствие переносится в Санкт-Петербург в церковь Зимнего дворца.

Что касается Андрониковой иконы, то по первому сохранившемуся документальному свидетельству об этой иконе, в 1347 году византийский император пожертвовал её Монемвасийскому монастырю в Морее, где она пребывала до начала XIX века. По названию монастыря икона называлась также Монемвасийской. Когда турки напали в 1821 году на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спас только чудотворную Андроникову икону и скрылся с нею в город Патрас.

Пред смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Влассопуло, сын и наследник которого, А.Н. Влассопуло, послал её из Афин в 1839 году с письмом на Высочайшее имя в Одессу для препровождения её в Петербург императору Николаю Павловичу. Так икона попала в Россию.

С 1839 по 1868 год Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а затем до 1877 года она была в Троицком соборе Санкт-Петербурга. И только в 1877 году эта уникальная икона была перенесена в женский Вышневолоцкий монастырь во имя Казанской Божьей Матери Тверской губернии.

«Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской)». (Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).

Икона была ещё и исторической реликвией. Богородица на иконе изображена без Младенца-Спасителя, на её шее видна рана. Когда-то эта икона была украшена позолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями. На серебряной вызолоченной раме была высечена надпись на греческом языке, в переводе на русский она гласила: «сия всечестная святая икона есть дар благочестиваго царя Андроника Палеолога в Монемвасию».

В 20-е годы прошлого столетия после закрытия Казанского монастыря икона попала в Богоявленский собор Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984 году. Хотя иногда можно слышать о том, что это был список, а сам подлинник был утрачен ещё раньше. В настоящее время её местонахождение неизвестно. Икону эту похищали и раньше, но она всегда находилась. Остаётся надеяться и молиться о том, что эта святая для нашего народа реликвия в конце концов всё же вернётся в свою обитель.

Уже говорилось, что евангелист Лука написал три иконы Божьей Матери, которые со временем оказались в трёх разных городах: Иерусалиме, Константинополе и Эфесе. Но в настоящее время его авторство приписывается ещё нескольким иконам и, порой, довольно сложно понять, о чём на самом деле идёт речь: о списках с икон, написанных евангелистом Лукой или об одних и тех же иконах, потому, что истории их порой очень тесно переплетаются.

Другая тверская икона, которая также приписывается евангелисту Луке, называется Корсунско-Эфесской иконой Божьей Матери. И у этой иконы своя, удивительно красивая легенда, которая во многом совпадает с историей Иерусалимской иконы Божьей Матери.

Дочь полоцкого князя Георгия Предислава, в монашестве Ефросинья, игуменья Полоцкого женского монастыря, ходатайствовала перед византийским императором Мануилом и патриархом Лукой Хрисоверхом отпустить ей эту икону, находившуюся тогда в Эфесе, где, как известно, Дева Мария провела последние дни своей земной жизни. Просьбу игуменьи исполнили, и икона прибыла в Полоцк около 1162 года. То, что она на самом деле была в Полоцке, подтверждает древнее предание о женитьбе святого благоверного князя Александра Невского.

В 1239 году князь новгородский и торопецкий Александр Невский венчался в Богородицком соборе Торопца с дочерью полоцкого князя Александрой Брячиславной, которая, как гласит старая легенда, привезла с собой из Полоцка в Торопец и эту икону. После венчания икона долгое время оставалась в иконостасе собора. Празднование иконы проходило ежегодно 9/22 октября.

Но автор книги «Торопецкая старина» (исторические очерки города Торопца с древнейших времен до конца XVII века, издание 3-е, Тверь, 2009) И.И. Побойнин высказывает иное мнение. А именно, что «перенесение Корсунской иконы из Полоцка в Торопец совершилось в 1579 г.». Тогда становится понятно, почему только в 1676 году в честь этой иконы в Торопце был построен первый каменный собор, который пришлось разобрать после одного из пожаров, а не значительно раньше, как можно было бы ожидать. И только в 1795 году началось строительство ныне существующего Корсунско-Богородицкого собора, который в настоящее время переживает свое второе рождение.

Стоит обратить внимание, что существующие изображения Корсунской иконы Божьей Матери существенно отличаются от Корсунско-Эфесской иконы из Торопца. И этому есть вполне логичное объяснение - в старину на Руси «корсунскими» назывались все греческие иконы, отличавшиеся хорошим качеством письма. Это замечание очень важно, так как на Эфесской иконе евангелист Лука изобразил Богоматерь с натуры.

В книге известного исследователя древнерусского искусства А.А. Галашевича «Торопец и его окрестности» есть информация о том, что в 60-е годы прошлого столетия Корсунская икона Божьей Матери попала на реставрацию в Русский музей, где было подтверждено её древнее византийское происхождение. К тому времени на иконе сохранилось только изображение одеяния Марии и младенца Христа. Лицо и руки, видимо, были полностью утрачены.

Уже сейчас Корсунско-Богородицкий собор предстаёт перед нами в былом великолепии, и нам остаётся верить и надеяться, что и его главная святыня чудесным образом найдёт в нём своё достойное место.

Сейчас икона хранится в подмосковном соборе Александра Невского.

А вот история Иерусалимской иконы Божьей Матери, которая была написана евангелистом Лукой. В 453 году эту икону из Иерусалима, куда она должна была попасть из Египта, при содействии Папы Римского Льва Великого, доставили в Константинополь. По случаю взятия Корсуни (Херсона) киевским князем Владимиром, император Василий II преподнёс ему эту икону - с чего, по сути, и началось крещение Руси. В последствие, князь даровал эту икону новгородцам, где она и оставалась до покорения Новгорода московским царём Иваном IV, после чего она была перенесена в Москву, в Успенский собор. Считается, что во время нашествия Наполеона в 1812 году икона исчезла…

Стоит отметить, что, несмотря на утверждение, что все иконы евангелиста Луки оказались в России, но некоторые источники указывают, что его иконы есть и в других странах. А именно, считается, что одна из них, икона Богоматери Одигитрии, находится с 1160 года в церкви Сан-Лука близ Болоньи в Италии…

Общеизвестно, что Святой Лука написал три иконы Богоматери с натуры. И если мы внимательно посмотрим на все иконы, которые ему приписываются, обязательно заметим, что на трёх из них - Смоленской, Корсунско-Эфесской и Филермской - изображение Богоматери существенно отличается от остальных. Что ещё раз, пусть косвенно, подтверждает сам факт написания их евангелистом Лукой, а значит и дают нам удивительную возможность представить, как выглядела Богоматерь в своей земной жизни.

В библиотеке автора случайно оказалось дореволюционное издание жития святых «Минеи Четьи» за октябрь месяц, где под 18 числом помещено житие святого Луки, в котором есть и такие строчки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Компания Aerotaxi aerotaxi-krym.ru/taxi/Simferopol-Aeroport/Alushta предлагает трансфер по маршруту Симферополь - Алушта. Такси встретит вас в аэропорту и доставит по нужному адресу. Даже если рейс задержится, машина дождётся вас, и переплачивать за ожидание не придётся. Цены доступные и зависят от класса заказанного автомобиля. Все подробности можно узнать на сайте компании.

Об иконе

Евангелист Лука и его иконы Богородицы - день памяти святого 31.10 н.ст. (18.10 ст.ст.)

В октябре Русской Православной Церковью празднуется память свя-того апостола и евангелиста Луки, сподвижника апостола Павла, автора одного из четырех Евангелий и Деяний Святых Апостолов, которого Священное Предание также называет первым иконописцем , написавшим образ Пресвятой Богородицы.

Согласно Преданию апостолу Луке принадлежит около семидесяти икон Богородицы. Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащей на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принес их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: Благодать Рождшегося от Мене и Моя с сими иконами да будет".

Святой Лука написал также на досках и изображения святых первоверховных апостолов Петра и Павла и, как замечается в Четьях-Минеях и Прологе, сим положил начало доброму и досточестному делу - писанию святых икон во славу Божию, Богоматери и всех Святых, на украшение святых церквей и на спасение верующих, благочестно почитающих сии святые иконы.

С тех пор наши предки стали почитать его духовным руководителем в таком святом деле, как писание икон, положив молиться ему о помощи и наставлениях. Таким образом, с давних времен евангелист Лука считается в христианском мире покровителем иконописцев, под защитою которого в средневековую эпоху и позднее возникали и существовали в Европе различные сообщества художников.

Евангелист Лука - Апостол от 70-ти, священномученик, автор книги Деяний святых апостолов, иконописец, происходил из Антиохии Сирийской и с юности посвятил себя наукам: изучил еврейский закон, греческую философию, живопись и медицину. В Иерусалиме он услышал из уст Господа Иисуса Христа Его Божественное учение и уверовал в Него как в Мессию. После сошествия Святого Духа на апостолов св. Лука проповедовал веру Христову в Антиохии, где стал вскоре сподвижником пришедшего туда ап. Павла. Вместе с ним он был и в Риме, где по просьбе христиан написал Евангелие, а позднее и книгу Деяний свв. апостолов. После мученической кончины ап. Павла Лука прошел с проповедью веры Христовой Италию, Далмацию, Галлию, Македонию и Ахаию (область в Греции). Проповедовал святой апостол и в Ливии, и в Верхнем Египте, затем, снова вернувшись, в греческих землях. Здесь он трудился над устроением Церкви Христовой, рукополагая священников и диаконов, исцеляя молитвой больных. Свою апостольскую деятельность Лука, достигнув более 80-ти лет от роду, увенчал в греческом г. Фивы мученической кончиной: он был повешен язычниками на оливковом дереве. Святому Луке приписывают создание нескольких самых знаменитых икон Богородицы - Владимирской Богоматери, Ченстоховской иконы Божьей матери, Сумельской иконы Божьей Матери, Киккской Богоматери.

Известные сегодня иконы Богородицы евангелиста Луки, несомненно, представляют повторение древнейшего иконного типа, образовавшегося окончательно на Востоке. Приуроченный к имени евангелиста Луки, этот византийский тип сначала во время иконоборческих волнений, а затем в эпоху крестовых походов греческие мастера распространили по всей Западной Европе, преимущественно в Италии, где возникла греко-итальянская школа живописи, передавшая его с некоторыми изменениями последующим поколениям и временам. Отсюда вышли знаменитые и уважаемые в католическом мире Мадонны св. Луки, известные в довольно значительном числе в Риме, Италии, Испании и других странах.

Задолго до этого времени у нас на Руси также известны были иконы Богоматери евангелиста Луки, принесенные в XI—XII столетии из Царьграда.

Сегодня в Русской Церкви на-считывается около 10 икон, приписываемых евангелисту Луке. Кроме того, на Афоне и на Западе их существует 21.

Первый иконописец написал образ Пречистой с Младенцем на столешнице от стола, где совершало трапезу Святое семейство. Этот образ Богородицы с младенцем Христом называется «Елеуса» - «Умиление». Одна из известнейших икон этого типа - Владимирская икона Божией Матери . Еще одна икона - «Иерусалимская» - по преданию написана им в 15 году в Гефсимании, после Вознесения Спасителя. Им же создана «Одигитрия»-«Путеводительница», её яркий пример в русской православной иконописи - Казанская икона Божией Матери .

Конечно же, это хоть и древние, но все же только списки с икон святого евангелиста, трудно полностью доказать принадлежность старинной иконы кисти самого Луки. Трудно представить, что какой-то из подлинников дошел до наших дней. Но Церкви важно другое: подчеркнуть преемство благодати и силы, присущих всем спискам с этих икон, ведь они воспроизводят подлин-ные черты Богоматери, запечатленные святым евангелистом Лукой. На утрени, в день празднования Вла-димирской иконы мы слышим такие слова: "Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих".

Предание о написании икон Богородицы евангелистом Лукою было общераспространенно в христианском мире и в качестве несомненного факта религиозной жизни вошло в греческий Иконописный подлинник , устанавливающий изобразительный канон Иконы самого святого апостола Луки, запечатлевающего образ Богородицы.

Позднейший составитель Иконописного подлинника, находившийся под сильным влиянием древнего Предания, давая наставление живописцам об изображении внешнего вида апостолов и евангелистов, о св. Луке кратко говорит: «Евангелист Лука не старый, кудрявый, с малою бородой, изображает икону Богородицы».

И действительно на некоторых древних иконах и в миниатюрах рукописей мы видим его с иконописными принадлежностями, пишущим икону Богоматери или уже представляющим ей свой оконченный труд. Чаще всего такого рода иллюстрации можно встретить в русских рукописях, таких как: «Повести о иконном изображении, како и когда зачася» и «Сказания о написании иконы Богоматери Одигитрии». Они расположены напротив следующих слов текста: «По воскресении и по восшествии еже на небеса Господа нашего Иисуса Христа и по излитии Святаго Духа, минувшим пятинадесяти летом, славный апостол и евангелист Лука, ему же похвала во благовестии Христове, написа еже о Христе евангелие и о рождьшей Того приснодевей Марии, таже и Деяния святых апостол в книжицы. И паки той первый бо ественнаго иконнаго изображения еже живописати, самоблагоумне извык, написа на дсце начертание пречистыя самыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии, изящне видение Тоя изуподобив опасно... И приносит к первообразней Госпоже и всех Царице. Она же, очи Свои возложши на ту икону и... возрадовавшися убо, глаголет к тому благоговейне вкупе же и со властию: благодать Моя с тобою да будет»...Принадлежности художнического звания стали отличительным иконографическим признаком евангелиста Луки.

Святым апостолом Лукой было положено начало замечательному делу иконописания во славу Господню, ибо икона, являясь носителем первообразов, изображенных на иконе, помогает нам в молитвенном труде. Икона наделяется вероучительным значением, она - свидетельство о во-человечении Бога, "Евангелие в крас-ках", путь общения со Христом, Пре-святой Богородицей, святыми. Как и Честной Животворящий Крест Госпо-день она - знамя христианства, нагляд-ное исповедание веры. Церкви много раз приходилось отстаивать именно этот взгляд на священный образ. Она пронесла его через эпохи расцвета и упадка, гонений и торжеств, запечат-лела кровью мучеников и отвоевала в богословских спорах.

Икона евангелиста Луки, пишущего образ Богородицы, значима для нас теми чудесными исцелениями, которые происходят при искренней, горячей молитве Святому, предстательствующему за нас перед Господом со всеми святыми, почитаемыми Православной Церковью. Эта икона значима и тем, что, представляет перед нами первообраз, идеал иконописца, выражая через высокий духовный строй самого Святого Апостола ту внутреннюю религиозную наполненность, с какой должно приступать всякому иконописцу к своему деланию.

Тропарь, глас 5:

Апостольских деяний сказателя

и Евангелия Христова светла списателя,

Луку препетаго, славна суща Христове Церкви,

песньми священными святаго апостола похвалим,

яко врача суща, человеческия немощи,

естества недуги и язи душ исцеляюща /

и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:

Истиннаго благочестия проповедника,

и таин неизреченных ритора,

звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим:

Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,

Един ведый сердечная.

Молитва первая ко Святому апостолу Луке

О, святый Лука, Богом избранный и Матерью Божией благословеный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабам Господним. Яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертной, отдалече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас. Умоли Господа, святый Лука, да обновит в нас страх Господень, он же любы привлекает, а грех отгоняет. Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа: бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити, Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный. Пробуди в нас, святый Лука, страх и премудрость, о них же святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим покаяния слезы, ими же вси наши души от греха очистятся. Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца, си речь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов. Помози ны, неразумным, да уразумеем писание еже ты сам списал еси, яко истинным разумом уразумеем истинные словесы, да бежим от греха яко от огня и вси силы приложим да приблизит ны Бог. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот. Помози нам, святый Лука, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него. Да бы и нам, яко ти с Клеопою егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творяще, да возможем стрелы лукаваго, на всяк час в нас испускаемы, отгнати. С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к Вечному Отечеству, идеже вси силы небесные, вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной увековечен еси. Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Лука, преселитеся егда нас Господь призове, да тамо вечно славим Бога во Святой Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.

Молитва вторая

О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.