Язык тайных символов алхимии. Символы алхимии

Алхимия вызывает разные ассоциации у современного человека. Большинство связывают занятия алхимией с мрачными и узкими улочками Праги и других средневековых европейских городов. Многие при упоминании об этой науке начинают говорить о философском камне и превращении всего, что под руку подвернется, в золото. Конечно же, и про эликсир вечной молодости никто не забывает.

И практически все уверены в том, что алхимия наукой не является, а занимались ею исключительно мошенники и искренне заблуждающиеся люди, причем в Средневековье. Между тем это не совсем так.

Как и где развивалась алхимия?

Зародилась эта наука вовсе не в сырых подвалах средневековых европейских замков и не в косых темных переулках Праги, как многие полагают. Алхимия гораздо старше, но установить точный временной период ее зарождения практически невозможно. Доподлинно известно только то, что алхимические опыты проводились в Древнем Египте, на Ближнем Востоке и, вероятно, в Греции.

Во времена позднего античного периода, то есть на протяжении II-VI столетий, центром алхимических занятий был Египет, а если точнее - Александрия. Этот период развития науки оставил после себя не только алхимические знаки, находимые археологами на местах раскопок и историками в уцелевших письменных источниках, но и другие свидетельства.

В III столетии Римская империя переживала кризис власти. Это состояние слабости правления завершилось с приходом на римский престол Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. Именно этот человек провел реформу устройства управления, сделав императора полновластным хозяином государства, а не первым из сенаторов, как это было раньше.

В историю алхимии же Диоклетиан вошел как первый гонитель. Хотя гонения были обусловлены действиями египтян и явились только ответным ходом со стороны императора Рима. Летом 297 года Луций Домиций Домициан поднял Египет против Империи. Точнее, целью этого восстания был не сброс власти Рима, а ее захват. Эпицентром бунта была Александрия. Разумеется, мятеж жестко и, по тем временам, достаточно быстро, всего за год, подавили. Сам претендент на римский трон умер по неизвестным причинам во время осады Александрии, а его помощник, руководивший городской обороной, был казнен.

Результатом подавления мятежа стало распоряжение Диоклетиана об уничтожении всех папирусов, книг, свитков и прочих источников знаний о трансформации металлов и веществ в золото или серебро. Предположительно, император стремился уничтожить не столько знания, сколько неиссякаемый источник богатства Египта, тем самым сбить спесь и присмирить местную знать и жречество. Как бы там ни было, но большой объем знаний, накапливаемый столетиями, был утерян. Хотя некоторые книги чудом уцелели и позднее стали одними из самых чтимых в алхимических кругах.

После этих печальных событий алхимики постепенно начали перебираться на Ближний Восток. Арабы развили эту науку, сделав немало значимых открытий. Археологи находят алхимические знаки по всему Ближнему Востоку, что позволяет предположить значительное распространение этой науки в арабском мире. Расцветом арабской алхимии принято считать VIII-IX столетия. Это обусловлено тем, что именно тогда была усовершенствована зародившаяся еще в Греции и принадлежащая Аристотелю теория о первоначальных элементах. В это же время появился и дистилляционный аппарат. Впервые арабскими алхимиками было введено и представление о нумерологии. Но кроме этого, как раз арабские ученые впервые ввели понятие философского камня. Центрами научной деятельности алхимиков были Багдад и Кордова. В Кордове функционировала Академия наук, среди которых наиболее значимой была алхимия.

Как и когда алхимия попала в Европу?

Принято считать, что знакомство европейских ученых с алхимией началось еще в VIII столетии, в результате захвата арабами территорий на Пиренейском полуострове. Важную роль в становлении европейской алхимии сыграли монахи-доминиканцы - немец Альберт Великий, канонизированный католической церковью, и один из его учеников, Фома Аквинский. Перу Альберта принадлежат несколько алхимических трактатов, в основе которых лежат древнегреческие труды о природе веществ.

Первым же ученым, «официально» использовавшим алхимические знаки в своих трудах, стал британец Роджер Бэкон, естествоиспытатель, преподаватель богословия и врач, а кроме этого, еще и монах-францисканец. Именно этот человек, живший в XIII столетии, считается первым европейским алхимиком.

Что обозначали основные алхимические символы?

Алхимические знаки и символы, сложившиеся постепенно, в течение столетий существования этой науки использовались не только изучавшими ее людьми. Вплоть до XVIII символика применялась и просто для веществ.

В период своего рассвета и до начала угасания, связанного с начатыми понтификом Иоанн XXII гонениями, выразившимися в запрете на занятие этой наукой в Италии, сложилась основная символика.

Важнейшие алхимические знаки включали в себя изображения:

  • четырех первичных элементов;
  • трех главных символов;
  • семи металлов.

Сочетания этих веществ и являются основой алхимии в целом. Разумеется, помимо них, алхимики использовали другие вещества и элементы, которым соответствовали собственные обозначения.

Четыре первичных элемента

Первичной четверкой элементов алхимиками считались:

  • огонь;
  • земля;
  • воздух;
  • вода.

То есть стихии. Алхимическая наука в вопросе первичных элементов оригинальности не проявила. А вот графические обозначения выглядят достаточно своеобразно.

Алхимический представляет собой ровный треугольник, схожий с изображением пирамиды, без дополнительных черточек. Землю ученые изображали в виде перевернутого треугольника, направленного вершиной вниз и перечеркнутого вблизи к ней линией. Воздух изображался с помощью знака, являющегося зеркальным отражением символики земли. Знак выглядит как обычный треугольник, устремленный вверх, перечеркнутый линией. Вода, соответственно, отображалась как антипод огня. Ее знак - простой, но перевернутый вершиной книзу треугольник.

Главные символы

Нередко исследователи алхимической философии пытаются объединить христианскую Троицу с количеством главных символов. Но ничего общего три основных элемента алхимии с христианскими доктринами не имеют.

Согласно трактатам Парацельса, опиравшегося в своих трудах на остатки древних знаний, основными главными веществами для алхимиков являются:

  • соль;
  • сера;
  • ртуть.

Это первичные вещества, воплощающие в себе материю, дух и флюиды.

Алхимический знак соли, воплощающей материю, базовую всеобщую субстанцию, выглядит как шар или же сфера, перечеркнутая пополам. Однако не все ученые пользовались именно этим вариантом. Некоторые алхимики использовали обозначение без поперечной черты. Были ученые, обозначавшие субстанцию изображением шара с двумя поперечными чертами. Это делалось для того, чтобы никто, кроме них самих и их учеников и последователей, не смог бы разобрать формулы.

Алхимический знак серы выражает собой дух, вездесущую и неотъемлемую частицу самой жизни. Изображали этот символ в виде ровного треугольника с выходящим из основания крестом. Треугольник не перечеркивался, хотя возможно, что и этот знак как-либо изменяли с целью скрыть значение открытых в результате опытов формул.

Алхимический знак ртути одновременно символизировал и планету Меркурий, и самого греческого бога. Это воплощение потоков флюидов, связующих верх и низ мироздания, небесный купол с земной твердью. То есть поток флюидов, обуславливающих неразрывное и бесконечное течение жизни, переход различных субстанций из одного состояния в другое. Графическое изображение этого символа - одно из наиболее сложных, многосоставных. В основе изображения - сфера или же окружность, шар. Верх символа венчает открытая полусфера, напоминающая схематическое изображение рогов быка в Древнем Египте. В нижней части знака - крест, вырастающий из линии границы сферы. Кроме этого, ртуть являлась не только воплощением бесконечного потока флюидов, но и была одним из семи главных металлов.

Обозначения главных металлов

Алхимические знаки и их значения были бы лишены практического смысла без дополнения отображениями семи главных металлов.

Наделяемые учеными особенными свойствами металлы - это:

  • свинец;
  • ртуть;
  • олово;
  • железо;
  • медь;
  • серебро;
  • золото.

Каждому из них соответствовало конкретное небесное тело. Соответственно, графические обозначения металлов одновременно являлись и символикой небесных тел. Это не добавляло ясности записям ученых, поскольку без общего контекста правильно понять алхимические знаки и символы и их значение было достаточно сложно. Выглядит символика так, как это показано на иллюстрации.

Планеты Нептун, Уран и Плутон были открыты позднее, чем сложились представления об основных металлах в алхимии. Многие последователи алхимии, занявшиеся ею в конце позапрошлого столетия и позднее, полагают, что именно отсутствием знаний о трех планетах и соответствующих им металлах и объясняется большая часть неудач в опытах средневековых ученых.

Какие небесные тела соответствуют основным металлам?

Символизирующие металлы алхимические знаки и их значения в астрологии соответствуют такому соотношению:

  • Солнце - это, безусловно, золото.
  • Луна - покровительница серебра.
  • Венера ассоциируется с медью.
  • Марс - планета войны, агрессии, конечно же, соответствует железу.
  • Юпитер является небесным отражением олова.
  • Меркурий - летучее греческое божество в крылатых сандалиях; как и одноименное космическое тело, связан с ртутью.
  • Сатурн -далекий и загадочный, выражает собой свинец.

Открытые позднее планеты тоже получили связь с металлами и графическое отображение в алхимии. Их металлы созвучны в своих наименованиях с названиями самих планет - Нептуний, Уран, Плутоний. Разумеется, в традиционной средневековой науке данных планет, как и металлов, нет.

Было ли что-то еще?

Помимо главной символики, которая, как правило, не менялась и была одинаковой в трудах большинства ученых, присутствовали и так называемые «плавающие» обозначения. Такие символы не имели четких предписаний в каллиграфии и изображались по-разному.

Основные из второстепенных веществ, алхимические знаки которых не имеют четкой классификации, - это «мирские», или же мунданные. К таковым элементам относятся:

  • мышьяк;
  • фосфор;
  • сурьма;
  • висмут;
  • магний;
  • платина;
  • камень - любой;
  • калий;
  • цинк и другие.

Эти вещества считались первыми из вторичных. То есть основные алхимические процессы осуществлялись, как правило, с их применением.

Какими были основные процессы?

Основные алхимические процессы, имеющие своей целью преобразование какого-либо вещества, это:

  • соединение;
  • разложение;
  • модификация;
  • фиксация;
  • разделение;
  • умножение.

Основных процессов в алхимии ровно 12, в соответствии с зодиакальным кругом. Это число достигается различными сочетаниями вышеперечисленных процессов и использованием неодинаковых путей проведения реакций. С зодиакальными совпадает и графическое изображение самих процессов, но оно обязательно дополняется знаками, выражающими нужный для осуществления реакции путь.

Какими были основные пути в алхимических опытах?

Осуществлялись вышеперечисленные процессы такими путями:

  • прокаливание;
  • окисление;
  • застывание;
  • растворение;
  • прогревание;
  • дистилляция;
  • фильтрация;
  • размягчение;
  • ферментация;
  • путрефакция.

Каждый путь применялся строго в соответствии с текущим значением зодиакального календаря.

Как фиксировались достигнутые результаты?

Алхимические записи вовсе не такие, какими пользуются современные ученые, фиксирующие цепочку опытов с веществами. Алхимики нередко оставляли после своих работ не строчку непонятных значков, а настоящие картины.

На таких иллюстрациях, как правило, отображавших целую череду опытов и полученных результатов, изначальный элемент помещался по центру. От него уже в разные стороны отходили, подобно лучам, графические изображения действий ученых. Разумеется, этот вариант фиксации проведенных работ и достигнутых в опытах результатов не был единственным. Однако наиболее часто начало записи размещалось в центре изображения.

Знание о силах природы берут свои истоки из Древнего Египта, где жил и писал свои труды Великий Посвященный . На базе герметизма сформировалась мистическая наука – алхимия, целью которой было показать пути к постижению сути вещей.

Стихия – это состояние пространства, которое является следствием работы определенных принципов Вселенной. Символы стихий - обозначения этих принципов или первоэлементов, из которых образованы все вещества космоса.

4 основных состояния пространства:

  • горячий;
  • холодный;
  • сухой;
  • влажный.

Элемент стихии формируется в результате взаимодействия пары принципов. Изменяя по одному принципу в паре, можно совершать превращения одного элемента стихии в другой.

Алхимические символы четырех стихий

Принципы стихий:

  • Земля: сухая и холодная;
  • Вода: влажная и холодная;
  • Воздух: теплый и влажный;
  • Огонь: теплый и сухой.

Если сложить все символы стихий в единую фигуру получим шестиконечную звезду – символ совершенной формы.


Шестиконечная звезда - символ единства 4-ех стихий природы

Но любая форма, даже самая совершенная - мертва, если она не наполнена жизнью. В древних философских учениях и алхимии одухотворяющим элементом является эфир или святой дух – великая сила творчества. Единение духа и тела Вселенной символически обозначается шестиконечной звездой с точкой в центре. Точка – обозначение пятого элемента мироздания.

Символы земли

Качества: женская, пассивная, твердая, нерушима я.

1. Архетип: Великая Мать, женское начало

Стихия земли – материальная основа и фундамент жизни. Ее образ – природа, плодородная мать.

Архетипические символы земли: Богородица, богини-покровительницы урожая, Великая Космическая мать.


Архетипические соответсвия стихии земля: 1) Третий Аркан Таро «Императрица»; 2) Богиня плодородия Деметра; 3) Пресвятая Богородица.

2. Форма: куб, алмаз

Распространенным символом земли является куб – самая устойчивая фигура трехмерного пространства. Кубическая форма присуща кристаллической решетке алмаза – камня, состоящего из самой плотной концентрации атомов углерода. Символом земли так же может быть любая упорядоченная структура или симметричная форма.

3. Числа: 6 и 4

Число 6 – знак совершенной формы является одним из символов земли. Так же этой стихии соответствуют фигуры: шестиугольник и шестиконечная звезда. Шестерка так же имеет отношение к кубу – геометрической фигуре с 6-тью сторонами.

Квадрат и ему соответствующее, число 4 так же связаны со стихией земли. Квадрат – одна из проекций куба на плоскости. Он символизирует: связь с материей, физический мир, физическое тело, устойчивость, выносливость и постоянство.


Символы земли: 1) Шестиконечная звезда. 2) Кристаллическая решетка алмаза. 3) Вихрь на северном полюсе Сатурна в виде правильного шестиугольника.

4. Сторона света и время: север, зима, ночь

Стихия земли соответствует твердому агрегатному состоянию вещества. Естественно, что сторона света этой стихии – Север, где все покрыто льдом; Время года – зима; Время суток – ночь.

5. Планеты: Сатурн и Венера

В силу твердости и устойчивости стихию земли связывают с Сатурном – планетой ограничений и порядка. Сатурн – это нерушимая скала Высшего Закона, которого никому не избежать.

Качества Сатурна: строгость, порядок, государство, власть, совесть, закон, мудрость, старость, ограничения, карма, основательность, аскетизм.

Великолепие форм – один из аспектов материального мира. Потому стихия земли так же связана с Венерой - древнеримской богиней любви и красоты.


Планеты стихии земля: Сатурн и Венера и их символические обозначения

6. Сфера бытия: материальный мир, природа

В системе Древа Жизни принципы земли отображают две сферы бытия: Бина – Великая Мать и Малкут – Мать Природа.

7. Чакра: муладхара

Земля – символ материальной природы нашего мира. Потому эта стихия соответствует энергетическому центру , ответственному за инстинкты выживания.

Символы воды

Качества: женская, пассивная, мягкая, гибкая .

1. Форма: чаши и сосуды

Символом воды может выступать чаша, кувшин или морская раковина. Чаша – это так же символ женского начала, воспроизводящих сил и изобилия. Вода - принцип вечной жизни и материнства.

2. Сфера бытия: астральный мир

Водная стихия на Древе Жизни представляет собой сферы Есод, что в переводе означает «форма». Здесь речь идет об астральных формах, образующихся во взаимодействии чувств и логики.

Вода – символ глубин подсознания, прозорливости и ясновидения. Эта стихия связывает нас с миром снов и видений, со сферой астральных форм.

Созерцание водной поверхности часто использовалось в практиках предвидения. Всматриваясь в глубину воды, прорицатель видел священные символы и мистические образы, которые всплывали из его подсознательного разума и которые являлись ответами на поставленный вопрос.


Символы воды: рыбы, морская раковина, чаша.

3. Время и место: запад, осень, вечер

С водой связывают самое дождливое время года – осень. Этому сезону соответствует время дня – вечер, сторона света – запад. Осень – так же время сбора урожая и подведения итогов года. А плодородие и урожай – тоже один из символов воды, о чем упоминалось выше.

4. Планеты: Луна и Нептун

Водной стихии соответствует планета Луна. Луна – покровительница женственности, материнства, эмоций, чувств и интуиции.

Водная стихия так же покровительствует планете Нептун. Эта планета связана с психикой, фантазиями и снами. Качества Нептуна: склонность к мистицизму, иллюзиям, обманчивым видениям, таинственность и туманность, но также и духовность, связь с Высшим «Я», медитативный разум.


Планеты водной стихии: Нептун и Луна

5. Чакры: Аджна и Свадхистана

Водные качества присущи двум энергетическим центрам: и Аджне. Первая ответственна за эмоции, получение удовольствий, тягу к продолжению рода. Вторая чакра – Аджна – это вода, как символ ясновидения и проницательности.

Символы воздуха

Качества: мужской, активный, подвижный

1. Форма: меч

Воздух ассоциируется с быстротой мысли и остротой ума. В соответствии с этим, символами воздуха являются мечи, пики и другие колющие и режущие предметы.

Опущенный острием вниз меч обозначает нисхождение созидающей божественной воли на землю. Меч, поднятый острием кверху – знак войны и разрушения.

2. Суть: свобода и дух

Белая птица – символическое изображение духа. В эзотерическом смысле это – осознанный творческий акт или действие, направленное на созидание. В христианской традиции Святой Дух изображается в виде белого голубя. А в Древнем Египте ястреб выступал символом человеческой души. Во многих традициях птица выступает символом воздуха – связующим звеном между небом и землей, между духовным и физическим.

3. Явление: ветер

Воздух обладает качествами легкости, подвижности и быстроты. При этом он может быть переменчив и внезапен, разрушителен и непредсказуем. Символ воздуха хранит в себе явления от легкого бриза до гигантского торнадо. Воздух – это движение во всех его проявлениях.


Символы воздуха: 1) Вихрь; 2) Меч увенчанный короной; 3) Белая птица - знак Святого Духа.

4. Место и время: восток, весна, утро

Воздух – стихия юности и нового рождения. Потому его часто соотносят с востоком – местом, где каждое утро рождается Солнце. В соответствии с этим, время года воздушной стихии – весна, время дня – утро.

5. Планета: Меркурий

Одним из символом стихии воздуха является самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. Меркурий в древнеримской мифологии был покровителем торговли и путешествий, посредником между богами и людьми. Его атрибут – Кадуцей: палица с двумя обвивающимися вокруг змеями и увенчанная крыльями.

Качества Меркурия: скорость, хитрость, изворотливость, ловкость, мудрость, интеллект, красноречие, совершенный ум, переменчивость.


Бог воздушной стихии - Меркурий и его атрибуты: кадуцей и летучие сандалии с крылышками.

6. Чакры: анахата и вишудха

Символами воздуха так же выступают органы дыхания и соответствующие им энергоцентры: анахата и вишудха. – сердечная чакра, расположена в центре груди и ответственна за дыхание, проявление безусловной любви и сострадания. Вишудха – горловая чакра, расположена в районе щитовидной железы и несет функцию творческого самовыражения и связанной речи.

Символы огня

Качества: активный, мужской, быстрый, очищающий.

1. Форма: жезлы

В древности жезл, как атрибут власти и магической силы принадлежал духовной касте жрецов. Этот символ – обозначение высшей по иерархии стихии - огня. Жезл так же символизирует мужское активное начало, божественную искру, творческую идею, давшую начало всей Вселенной.

2. Место и время: Юг, день, лето

Символу огня соответствует самая жаркая сторона света – Юг, время года – лето и время дня – день. Эти символы огня указывают на его обжигающую природу и разрушительный аспект стихии. Солнечные лучи способны дать жизнь, но и отнять ее.

3. Явления: молния, взрыв, пламя

Стихия огня может проявлять различные аспекты своего характера. Качества явлений определяют качества соответствующих символов огня.

  • Солнечный луч – знак света Творца, символ его первозданное чистой природы.
  • Молния – это идея, мысль родившаяся в Высшем Сознании, и породившая мир.
  • Извергающийся вулкан – символ гнева, ярости, бешенства, разрушительной силы огня.
  • Пламя свечи - символ веры и духовности, путеводный огонек, надежда, свет истины во тьме.

Различные формы проявления стихии огня: пламя костра, электрический разряд молнии, взрыв вулкана

4. Планеты: Марс, Солнце

Разрушительные качества огня наиболее проявлены в природе Марса. Планета Марс – символ неконтролируемого и бушующего пожара, испепеляющего все вокруг. В Древнем Риме Марс был богом войны и разрушений. И в то же время его чтили, как покровителя и защитника Древнего Рима.

Другим символом огня выступает Солнце. Энергия Солнца дарует жизнь. Эта планета – центр и причина существования жизни на нашей земле. Солнце в древности часто отождествляли с самим Творцом. В древнем Египте светило называли именем Ра – и создателем мира.


Планеты огненной стихии: Солнце и Марс и их астрологические символы.

5. Чакры: манипура, муладхара, аджна, сахасрара

Символ огня может нести в себе самые разные качества. Соответственно, и в энергетической структуре человека эта стихия отображена сразу в нескольких центрах.

Манипура – чакра солнечного сплетения несет в себе солнечные качества: щедрость, лидерство, воля, первенство, благородство, стремление к власти. Муладхара содержит в себе энергию Марса, проявляющуюся в пробивной силе и мощи основных инстинктов. Аджна – это небесный огонь, электрическая природа мысли. Сахасрара – космическая чакра – это соединение с Самим Творцом, который есть – истина, исток и причина.

В алхимии символы играют особую, если не главную роль:

1. Символ служил для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных (и особенно от инквизиции).

2. Символ средство познания и Путь Истины, символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Natura incipit , ars dirigit , usus perficit - Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует.

Лестница — путь к познанию в алхимии.

Василиск (кокатриса) - инициация в мудрость, знания.

Медведь - хаос, первоматерия, которую алхимия призвана привести в порядок.


Орел, взмывающий ввысь - освобожденная духовная часть первоматерии.


Алхимики используют знаки для обозначения времени преимущественно из астрологии. С их помощью можно обозначить практически любой временной промежуток.

1. Час

2. День

3. Время суток (день, ночь)

4. Неделя

5. Месяц (состоит из 40 дней)

6. Год

Дополнительные знаки:



Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи.


Черное солнце - символ первичного материала.

Роза - символ тайны, мудрости.


Меч Фламберг, саламандра - тайный огонь - реагент, с помощью которого идет воздействие на первовещество.



Скелет - символ золы. Некоторые алхимики называли золу скелетом вещества.



У алхимиков в изначальных процессах участвуют, как правило, 7 металлов, соответствующие 7 дням недели, их богам, металлам и соответствиям, из которых получаются другие соединения:

1) Луна, серебро , понедельник. Цвет - белый, серебристый.

Белый цветок - серебро

2) Марс, железо , вторник. Цвет - красно-розовый, оранжевый.(Воин с мечом).



Это дуальность и противоположность, солнце и луна, золото и серебро, соединение серы и ртути .

Жаба, орел, козлиная голова- сера .

Лиса - временно затвердевающая красная сера, противоположность петуха.

Лев, петух - ртуть, летучая часть вещества камня - живая, активная сухая вода.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск.

Король и королева - это золото и серебро, которые, по мнению некоторых алхимиков являлись первовеществом.



Первовещество - это (мужское) вещество, становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы, инь и ян в китайской алхимии.

Кацудей - мужская сера и женская ртуть, трансформация, растворение, иногда представляет символ юпитера.

Ключ — (познание), часто по форме не предназначенный для открывания.



Мост - трансформация одного в другое.

Герметический сосуд - получение из 2-х компонентов 3-го.



Философская Ртуть - душа материи (тела вещества), она есть идеальное вещество, связывающее Дух и Тело в единое целое путем примирения в себе противоположностей Духа и Тела в себе, и служит принципом единства всех трех планов Бытия. Поэтому Философская Ртуть изображалась в виде гермафродита, либо мужчины и женщины вместе .



Две соперничающие птицы, два орла, оленя, орел и лев - символ превращения, двойственная природа, философская ртуть.

Два дракона или змеи, кусающих друг друга (серу - бескрылой змеей, ртуть крылатой). Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию или первовещество.



3) Меркурий, среда, ртуть . Цвет - темно-синий.

Но, это, прежде всего, триада алхимиков - сера, ртуть и соль. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Человек рассматривался, как мир в миниатюре. Отсюда значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа.

Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.

Сера (сульфур) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге.

Ртуть (меркурий) - душа,- то, что соединяет тело и дух.

Соль - тело, - то материальное что остается после обжига.


С химической точки зрения один из компонентов металл, другой - минерал содержащий ртуть, что дает философскую ртуть.

Драконом называли и селитру, и сулему, и огонь, все с чего начинались опыты, чаще бывает связанным с Меркурием - ртутью.



4) Юпитер, четверг, олово . Цвет - красно-коричневый.

Космос, как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Жезл - символ превращения.

Базой для всех алхимических теорий является теория 4-х элементов. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел, из которых построены все вещества, 4 элемента также представляются в четырех херувимах - человек (земля), бык (вода), орел (воздух), лев (огонь) .



5) Венера, пятница, медь . Цвет - золотистый, красный.


Аристотель определил соединение 4-х противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, и добавил к четырем элементам пятый - квинтэсенцию., которая изображалась 5-тилепестковым цветком, разрезанным яблоком или пентаграммой.




6) Суббота, Сатурн, свинец . Цвет - черный.

Сатурнова соль—ацетат свинца.

Старик с косой , Хронос, скелет - символ свинца.


Зеленый лев - мышьяк и свинец.

Красный лев — киноварь, сурьмяная киноварь, колькотар, свинцовый глет, сурик.

Волк с раскрытой пастью - это сурьма.

7) Воскресенье, Солнце, золото . Цвет - желтый.

Основной принцип: ртуть и соль ведут к получениюалхимического золота .

Солнце, красный лев, рыцарь в панцире - золото

Красный цветок - золото.

Солнце могут также символизировать - крылатая змея, орел со змеей, сокол, лебедь.

Лев пожирающий солнце - процесс растворения ртутью золота.



В своих трактатах алхимики описывали вещества различно, причем зачастую в одном и том же

трактате одно и то же вещество называлось по-разному.

Идея единства всего сущего символически изображалась в виде оуробора - змея/дракона пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической цели - поиска философского камня.



Ворон - изначальное состояние материи, будущий философский камень. Часто изображается с черным солнцем и скелетом, как символом свинца, в 1-й стадии нигредо.



Всего существуют три основные этапа Делания:

Нигредо (nigredo) - черная стадия, когда все компаненты были собраны и подверглись обжигу, то есть, сплавление, смешение всего воедино и прокаливание.

Альбедо (albedo) - белая стадия, - лунное сознание, свет, пролитый во тьму, но свет отраженный, холодный. Альбедо - это еще неясный мир с размытыми формами, сознание, рожденное из тьмы. Как ветер в полнолуние, в альбедо правит бал Меркурий, металлы - серебро и ртуть. Растворение, смешивание, процесс застывания.

Рубедо (rubedo) - красная стадия, его металл - золото, застывшее солнечное пламя.Точка кипения.

Эти 3 этапа иногда изображаются так:


Количество процессов ведущих к этим стадиям различно. Некоторые связывали их с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них.

Женщина с вороном в руках - брожение.

Ворон на щите - очищение.

Девиз: «Visita Interiora Terra Rectificanto Inveniens Occultum Lapidem» , что означает «Посети внутренности Земли и очищением (ректификацией) обрети Камень». В алхимических трактатах широко используется аббревиатура из первых букв - V.I.T.R.I.O.L



Феникс - символ философского камня.


« Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее,и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови » . -

Это рецепт получения философского камня, принадлежащий, по преданию, испанскому мыслителю Раймонду Луллию (XIII—XIV в.) и повторенный английским алхимиком XV столетия Джорджем Рипли в «Книге двенадцати врат» {ВСС, 2, с. 275—284)

Французский химик XIX века, Жан-Батист Андре Дюма, философскую ртуть называет свинцом. Прокалив его, Рипли получает массикот (желтую окись свинца) - это зеленый лев, который при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва—красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислый виноградным спиртом — винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма), затем горючая вода—«пригорелоуксусный спирт» (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или «черный дракон» - это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает тлеть и превращается в желтую окись свинца: «черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва».

Алхимические символы и знаки

ПРИЧИНА ЗАТЕМНЕНИЯ СМЫСЛА ГЕРМЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

Герметические трактаты темны для читателя: во-первых потому, что читатели обыкновенно не знакомы с алхимическими теориями; затем, и в особенности, потому, что философы преднамеренно их затемняли. Они смотрели на Алхимию, как на самую высокую науку. "Алхимия есть искусство из искусств, это - истинная наука" , вскричал восторженно Калид в "Книге трёх слов". Подобная наука должна быть известна, по их мнению, только небольшому числу адептов. Можно ли их порицать за это. Теперь нам кажется такой взгляд преувеличенным, но в древности мистерии служили для передачи некоторых законов Природы и правил философии. В средние века, корпорации ремесленников имели практические секреты, которые ни один член корпорации не отважился бы разоблачить. Приготовление некоторых красок составляло драгоценное наследие, которое великие художники передавали своим любимым ученикам. Между тем как учёные, не колеблясь, продавали решения запутанных проблем, герметические философы скрывали свою науку и никому её не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая однако всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару - моментальную смерть. "Я не представляю себе возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня", говорит Никола Фламель в разборе Авраама Еврея ("Иероглифические фигуры").

Что же касается до обвинения алхимиков в затемнении смысла и символичности, которые могли бы возвести на них слишком усердные теологи, то мне кажется, что символы и странные фигуры, наполняющие их сочинения, могли бы больше служить к обвинению в Магии. Роджер Бэкон, Альберт Великий, Арнольд из Виллановы - не избежали обвинения в Магии и безбожии. А, между тем, алхимики были весьма набожны: в из писаниях постоянно попадаются воззвания к Богу. Они делили своё время между изучением, работой и молитвой. Некоторые думали даже, что тайну изготовления Философского Камня люди получили от самого Бога.

Хорошо ещё, что алхимические трактаты не все так темны как "Согласие философов" ("Turba philosophorum"). И их можно понять и отличить истинное от ложного, при небольшом навыке. Тем, кто хотел бы проникнуть глубже в изучение Герметической Философии, мы рекомендуем обратить внимание на трактаты Альберта Великого, Роджера Бэкона, Бернарда Тревизанского, Жана Д"Эспанье, Никола Фламеля, Гигинуса из Бармы, Генриха Кунрата, Раймонда Луллия, Парацельса, Евгения Филалета, Джона Рипли, Михаила Сендивогия, Василия Валентина, Арнольда из Виллановы и Дениса Захера; а из анонимных сочинений: "Texte d"Alchymie" и "La Tourbe des philosophes".

СРЕДСТВА СОКРЫТИЯ СПОСОБА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

Алхимические знаки

Ранее, чем объяснить знаки и символы, относящиеся к Великому Деланию, мы укажем, какие средства употреблялись алхимиками, чтобы скрыть от профанов науку Священного Камня. Прежде всего установлены знаки. Они появились вместе с Алхимией. Греки ввели их первыми, получив свою науку от египтян, где она изображалась с помощью иероглифов. Знак воды одинаков с иероглифом воды, подобно другим, например, золота и серебра (Хёффер "История химии", том I и Бертело "Происхождение Алхимии"). Алхимические знаки весьма многочисленны, в некоторых трактатах, например, у Кунрата в сочинении "Confessio de chao physico chimicorum", где он заменяет ими названия химических тел и стадии операции.

Алхимические символы

Символы имели такое же большое применение; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, а птицы опускающиеся, наоборот, - поспешность, стремительность, опрометчивость. Феникс был символом Философского Камня, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал чёрный цвет, который принимает материя в начале процесса Великого Делания, когда её нагревают. Странная герметическая книга "Немая книга" или "Книга без слов", в сущности содержит только одну строчку текста. Она состоит из символических рисунков, иллюстрирующих процесс Великого Делания.

Мифологические имена

Мифологические имена были в большом ходу.. Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото, Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец (см. раздел сайта "Металлы"); Золотое руно обозначало Философский Камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века, мифологическими именами пользовались для обозначения металлов, но в конце XVI века они так усложнились, что бенедиктинец Дон Антуан-Жозеф Пернети должен был написать два толстых тома "Мифы Древней Греции и Древнего Египта", чтобы объяснить из смысл и происхождение.

Иностранные слова

К мифологическим именам присоединолось большое количество иностранных слов; еврейских, греческих и арабских. По происхождению Алхимии, в ней должны были встречаться греческие слова, каковы: хиле - первичная материя, гипоклаптик - сосуд для отделения летучих масел, гидроолеум - эмульсия масла и воды и т.д.

Арабские слова там ещё более многочисленны, как то: эликсир, алкоголь, алкали, боракс, кроме не дошедших до нас, забытых, но находящихся в герметических трактатах, каковы: alcani, etain, alafar, matras и т.д. Что касается еврейских названий, то из можно встретить только в алхимически-каббалистических трактатах. Для изучения всех этих названий, мы попросим читателя обратиться к "Мифо-герметическому словарю" Пернети и "Лексикону Алхимии" Жонсона или Руланда.

Анаграммы

Очевидно, что эта специальная терминология должна была быть достаточна, для устранения профанов, но алхимики пользовались ещё и другими средствами. Они часто употребляли анаграммы. В конце "Songe verd" их находится несколько, и вот объяснение двух из них: "Seganissegede" означает гения мудрости, а "Tripsarecopsem" - дух, тело, душа.

Притчи и загадки

Они пускали в ход притчи. Вот одна, легко объяснимая: "Весь мир знает Камень, а я клянусь Богом живым, что все могут иметь материю, которую я ясно назвал в книге: "vitrium", для невежд, но надо к нему прибавить L и O; вопрос в том, куда надо поставить эти буквы" (Гелиас "Зеркало Алхимии"). Искомое слово есть "vitriol" (купорос).

Любопытная загадка, хорошо известная алхимикам, находится на стр. 744 третьего тома "Theatrum chimicum", сопровождаемая комментариями Николая Барнольда. Вот она: "Aelia Laelia Crispis есть моё имя. Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни дева, ни юноша, ни старуха. Я не развратница, ни девственница, но всё это взятое вместе. Я не умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, но повсюду. "Lucius Agatho Priscius", который не был ни моим мужем, ни моим любовником, ни моим рабом, без горечи, без радости, без слёз, велел меня похитить, зная и не ведая, для кого этот монумент, представляющий ни пирамиду, ни мавзолей, но оба вместе. Вот могила, не вмещающая в себе трупа, и труп, не заключённый в могилу. Труп и могила составляют одно". Барнольд устанавливает в своём комментарии, что эта выдержка касается Философского Камня.

Другой ребус, не менее знаменитый, заимствован из греческих авторов. "Во мне девять букв и четыре слога; помни обо мне. - Первые три имеют каждая по две буквы. - Другие имеют остальные пять согласных. - Узнай меня, и ты будешь обладать мудростью". Разгадка по-видимому будет "Arsenicon".

Акростих

Имеется ещё способ затемнения смысла; это - акростих. В нём начальные буквы слов какой-либо фразы или надписи составляли слово, скрываемое герметическими философами. Мы дали два таких акростиха в прилагаемых рисунках (Две гравюры с зашифрованным словом "Vitriol").

Вот средства сокрытия слов. Укажем теперь, как алхимики скрывали идеи.

Легенды и мифы

На первом месте стоят легенды, заимствованные из греческой, латинской и египетской мифологии. Их находят у позднейших алхимиков в эпоху возрождения. Мифами пользовались не только для сокрытия Великого Делания, но обратно, старались доказать, что Гомер, Вергилий, Гесиод, Овидий - были Адептами и учили практике Философского Камня. Одно из мнений приписывало Адаму знание Камня. Антуан-Жозеф Пернети в своём словаре, не колеблясь, даёт герметическое объяснение Илиаде и Одиссее. Ни один миф не ускользает от его объяснения. Пернети был последователем Либуа, написавшего "Энциклопедию богов и героев" (Libois - "Encyclopedie des dieux et des heros, sortis des quatre elements, et de leur quintessence, suivant la science hermetique", 2 vol.).

Аллегорические истории

Аллегорические истории применялись алхимиками также во все времена. Грек Зосима делает об этом довольно типический доклад, сообщаемый Хёффером в "Истории химии". В одной, более современной, указаны цвета, принимаемые материей во время Великого Делания: чёрный, серый, белый, жёлтый, красный. "Так, когда я намеревался путешествовать, то встретился между двумя горами с важным господином и скромным и серъёзным крестьянином, одетым в серый плащ и чёрную шляпу; на шее его был повязан белый шарф, а талия стянута жёлтым поясом; на ногах его были красные сапоги" ("Cassette du petit pausan" par Ph... Vr...). Аллегория продолжается на нескольких страницах. Много любопытных аллегорий можно встретить в этой литературе, каковы: аллегории Мерлина и Хёффера; или в историческом очерке Фигье "Алхимия и алхимики". Эти авторы дают им весьма забавные толкования; так Хёффер видит в аллегории Мерлина указание химического анализа, произведённого, как сухим, так и сырым путём.

Криптография

Теперь остаётся сказать о криптографии, то есть об искусстве секретного письма, при помощи специальных букв и знаков, или иносказательной передаче истинного значения. Алхимики употребляли специальные азбуки, составленные из герметических знаков, иногда с примесью цифр. Иоганн Тритемий в соей "Полиграфии" ("Poligraphia") приводит несколько азбук, составленных из особенных знаков.

Иногда алхимики писали слова наоборот, или прибавляли ненужные буквы; тогда как другие пропускали буквы. Парацельс тоже искажал слова, так: "Aroma philosophorum" у него написано "Aroph. D"Arte mont"; в "Tombeau da la pauvrete", он даже заменяет целые фразы. К счастью в конце книги находится ключ или перевод этих странных терминов.

Раймонд Луллий предпочитает особый способ криптографии, обозначая главные периоды опыта, произведения и препараты буквами азбуки. Так в его "Процессе видоизменения души" ("Compendium animae transmutationis") написано: "Посмотри, сын мой, если ты возьмёшь F и поставишь его в С, то получишь Н, то есть первую фигуру F.C.H. и т.д.". F - означает металлы, С - кислоты, а Н - огонь первой степени.

Каждый алхимик употреблял особые способы криптографии; эта пространная наука бесполезна и увлекла бы нас слишком далеко. Достаточно того, что бы сказали о самых распространённых приёмах.

Алхимические пантакли

Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это - краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах по Алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о Философском Камне, где ход операции изображен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ионитора Панзофуса (Ianitor Pansophus) резюмируют всю Герметическую Философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур. В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.

СИМВОЛЫ ПЕРВИЧНОЙ МАТЕРИИ

Греки изображали Первичную Материю одним змеем, кусающим свой хвост. Это - Уроборос гностиков. Одно из первых его изображений находится в александрийской рукописи «Хризопея Клеопатры» («Chrysopee Cleopatre») (II век н.э.), там чёрно-белый Уроборос обвивает слова «единое - все» (см. Berthelot «Origines de l"Alchimie). Далее, единство материи изображалось просто крестом. Уробо́рос, ороборос (греч. οὐροβόρος, от ουρά «хвост» и βορά, «еда, пища»; букв. «пожирающий [свой] хвост») - мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, преходящей природы вещей, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Уроборос также является символом самореференции, цикличности, подобно Фениксу, а также идеи первоначального единства. В Алхимии уроборос символизирует как Первичную Материю, так и завершение Великого Делания, и иногда изображается в виде «восьмёрки» или более сложной фигуры. По мнению ряда исследователей, толчком к созданию символа послужила форма галактики Млечный Путь.

СИМВОЛЫ ТРЁХ НАЧАЛ (ПРИНЦИПОВ)

Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом.

Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень - материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, летучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.

«Сера» и «Меркурий», составляющие начала активное и пассивное, были символизированы мужчиной и женщиной, обыкновенно королем и королевой. Таким образом они изображены во II томе сочинения «Ar tis Auriferae» («Искусство златоделания»). Под символом короля и королевы они представлены в «Двенадцати Ключах» Василия Валентина.

Соединение короля и королевы составляло философский брак. «Знай, сын мой, что наше делание есть философский брак, где должны участвовать начала мужское и женское» (Ph. Rouillac «Abrege du Grand-Euvre»). Собственно говоря, после этого брака, или союза, материя принимает название «ребис», символизирующее двуполое тело. Этот химический гермафродит весьма часто встречается в герметических трактатах: в начале «De Alchimia opuscula complura veterum philosophor u m» («Собрание небольших сочинений древних философов об Алхимии»), в «Viatorium spagyricum», в немецком переводе сочинения «Crede Mihi de Northon» («Верь мне» Нортона) и т. д.

В рукописных герметических трактатах король одет в красное, а королева в белое, так как «Сера» - красная, а «Меркурий» - белый. «Это наш двойной «Меркурий», эта материя снаружи бела, а внутри красна» (Анонимное сочинение «Texte d"Alchimie»).

«Серу» и «Меркурий» изображали также знаками Золота и Серебра; это обозначало, что «Сера» должна быть извлечена из золота, а «Меркурий» - из серебра. Знаки Золота и Серебра соответствуют в пантаклях сочинения Barchusen"a «Liber singularis de Alchimia» («Особенная книга об алхимии» Бархузена) «Сере» и «Меркурию». Этот пункт будет развит в специальных разделах сайта.

Один рисунок Бархузена изображает знак «Серы», соответствующий Солнцу, а знак «Меркурия», как знак соответствующий Луне, Серебру. Символы «Серы» и «Меркурия», как начал, могут применяться: к «Сере» и «Меркурию», взятых в смысле Материи Камня, а равно и к Золоту и Серебру.

Так как «Сера» устойчива, а «Меркурий» летуч, то алхимики изображали первую Львом, царем зверей, а «Меркурий» - Орлом, царем птиц. «Меркурий» философов есть летучая часть материи; Лев - часть устойчивая, Орел - часть летучая. Философы говорят только о борьбе этих двух животных (Пернети «Мифы Древней Греции и Древнего Египта). Следовательно, Орел, пожирающий Льва, будет означать улетучивание твердых частей; наоборот, Лев, пригвождающий Орла, будет означать осаждение летучего («Меркурия») помощью «Серы». Скажем мимоходом, что слово «Орёл» в сочинении Евгения Филалета имеет иное значение: для него это символ совершенства в операции. Таким образом, семь орлов означают семь совершенств (см. «Entree ouverte au Palais ferme du roi» («Открытый вход в закрытые палаты царя»).

В том же символическом смысле употребляли изображения двух драконов или змей, из коих одна крылатая, а другая без крыльев.

Мы говорили о главных символах «Серы» и «Меркурия». Существует бесконечное множество других символов, что весьма понятно, если вспомнить изречение: «Сера», будучи мужским и устойчивым, а «Меркурий» - летучим и женским, представляются веществами противоположными (устойчивость, летучесть) или животными различных полов (самцом и самкой). В фигурах Ламбспринка (de Lambsprinck) они изображены в виде двух рыб, льва и львицы, оленя и лани и, наконец, двумя орлами. Наиболее употребительный - это символ двух собак. «Сера» называется кобелем, а «Меркурий» - сукой. «Сын мой, возьми черных собак, соедини их, и они родят» (Calid «Secrets d"Alchimie») (Калид«Секреты Алхимии»).

«Сера» и «Меркурий» имели громадное количество символических имен, из которых необходимо знать главные.

Синонимы «Серы»: резина, масло, солнце, точность или устойчивость, красный камень, кислое молоко, шафран, мак, желтая медь или латунь, сухое, краска, огонь, спирт, агент, кровь, дух, красный человек, земля, царь, супруг, бескрылый дракон, змей, лев, кобель, бронза, философское золото и т. д.

Синонимы «Меркурия»: женское начало, белое, луна, белое золото, сырое золото, недоварёное, азот, вода, молоко, белое покрывало, белая манна, белая моча, холод, сырость, летучесть, белая женщина, терпение, белый свинец, стекло, белый цветок.

Синонимы «Соли»: кора, покрывало, яд, купорос, воздух и т. д.

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

Четыре элемента имеют следующие знаки: «Воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечёркнутым линией, параллельной основанию; «Вода» - треугольником вершиной книзу; «Огонь» - треугольником вершиной кверху; «Земля» - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще следующим образом: «Воздух» изображался птицей; «Вода» - кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «Огонь» - саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «Земля» - горой, львом - царем зверей, или человеком. Таким образом они изображены в сочинении «Gloria mundi» («Слава мира») сборника «Mus a eum hermeticum» («Герметический музей»). В знаке «Меркурия» видели изображение кадуцея - жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находится диск солнца и рога, символизирующие плодородие.

СИМВОЛЫ МЕТАЛЛОВ, КИСЛОТ И РАСТВОРЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

Чтобы указать на операции, производимые с Золотом и Серебром, алхимики употребляли массу символов. В Алхимии Солнце символизирует Золото, поэтому знак Солнца и Золота одинаков, это круг с точкой посередине, что символизирует колёса, запряжённой четвёркой коней, небесной колесницы бога Солнца Гелиоса (Аполлона) (см. раздел сайта ). Что касается символов, то Золото и Серебро обыкновенно изображались королём, одетым в красное, и королевой, одетой в белое. "Мужское символизируется красным, женское - белым" (Isaak Holland "Opera Mineralia"). Золото и серебро изображали также в виде больших четок. Их одежды означали посторонние примеси, нечистоты, которые их загрязняют. Алхимики говорил

В данной части нашего исследования мы хотели бы освятить одну из важнейших и интереснейших для понимания сути алхимии сторон алхимического знания - символику алхимии. В связи с эзотеричностью алхимического учения, символика в алхимии крайне запутана и неоднозначна и человек, ничего не знающий об алхимии, при чтении алхимических работ, вероятно, натолкнётся на туманные описания весьма странных опытов.

Символическое мировидение в алхимии во многом выступает на первый план. Алхимики полагали, что их сложное учение, может быть преподано лишь с помощью соответствующих символов. Они смотрели на алхимию как на самую высокую науку.

"…герметические философы скрывали свою науку и никому ее не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая, однако, всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару" .

Поэтому для алхимиков было жизненно важно сохранить свои секреты в тайне подобно тому, как это делали средневековые гильдии каменщиков и ремесленников, так как алхимики считали свое знание тайным и богооткровенным и боялись даже помыслить, что их секреты попадут ни в те руки. Вследствие чего, алхимики разработали особую систему, понятных только для них самих и для посвященных в их дела людей, знаков и символов в которой они кодировали все основные аспекты своего знания.

Но прежде чем освятить алхимистическую символику необходимо разобраться с тем, что такое вообще символ - дать определение символа.

"Символ (греч. symbolon - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) - знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию" .

Так же необходимо понимать разницу между знаком и символом, символ изображение, имеющее более широкое значение, чем знак. Если у знака значение определено, то символ имеет множество зачастую противоречивых значений. Хотя алхимики широко использовали как отдельные знаки, так и символы.

Алхимики пользовались развитой знаковой системой, символы имели большое применение, например, существовали алхимические трактаты, в которых практически отсутствовал текст, а весь процесс великого делания изображался в виде символических изображений; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, феникс был символом камня совершенного, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал черный цвет, который принимает материя на первом этапе чернения.

Например - четыре элемента составляющие основу бытия алхимики изображали в виде следующих знаков:

1) Воздух изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечеркнутым линией, параллельной основанию;

2) Вода - треугольником вершиной книзу;

3) Огонь - треугольником вершиной кверху;

4) Земля - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию (Приложение А; Рис.1).

Так же у алхимиков была и особая знаковая система трех первоначал мира философской серы, ртути и соли: так знак Ртути - изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест;

Сера у алхимиков изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. А Соль изображалась перечеркнутым посередине кругом

(Приложение А; Рис.2).

Так же на символизм алхимиков заметно повлиял античный пантеон, алхимики широко употребляли для обозначения металлов и сплавов наименования греческих и римских богов. Мифологические имена были в большом ходу. "Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото,

Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец; Золотое руно обозначало философский камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века мифологическими именами пользовались для обозначения металлов" .

Так же свои символику у алхимиков имело и первоначало всего сущего, прима материя - символически изображалась в виде "Уробороса" - змея пожирающего свой хвост - символа вечности.

Касаемо Серы и Ртути - их символизировали двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял философскую Ртуть - женское, летучее начало. А другой змей, изображенный внизу без крыльев, изображал Серу, мужское и устойчивое начало. Так же на рисунке наряду с изображениями двух змеев имеются знаки, обозначающие четыре элемента мироздания (Приложение А; Рис.3,4).

Так же интересно еще одно изображение Уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа вечности.

Алхимическая символика металлов - все герметические философы единогласно утверждают, что материю надо добывать из металлов, ибо цель Великого Делания есть производство золота, поэтому отношение к металлам у алхимиков было очень серьезное и основательное. В текстах алхимиков течь идет о таких металлах как Золото, Серебро и Ртуть как источники извлечения первоматерии.

Кстати в текстах Алхимиков часто употребляется название меркурий по отношению к ртути, слова ртуть и меркурий для алхимиков были тождественны это во многом связано с соотношением металлов с небесными телами о котором мы скажем далее. И в современном Английском языке ртуть пишется как Mercury.

В идеях алхимиков напрямую прослеживается связь между их мировоззрением и другими учениями герметического толка, например связь с астрологией прослеживается в понимании алхимиками металлов.

Для алхимиков каждый из известных на то время семи металлов ассоциировался с определенным небесным телом, и любой грамотный алхимик считал обязательным провести астрологические вычисления, прежде чем приступать к операциям с тем или иным металлом. Эта связь широко прослеживается в алхимической системе знаков применяемой к металлам, показанной в (Приложение А; Таблица 1).

У алхимиков помимо системы знакового обозначения металлов была и особая символика кислот и растворителей (Приложение А; Таблица 2).

"Кислоты символизировались львами, пожирающими солнце или луну. Каждый рисунок, изображающий солнце или луну, Аполлона или Диану, побежденными и пожранными животными сильными и храбрыми, каковы: лев, орел, тигр и т.д. - символизирует растворение драгоценных металлов" .

Таково, например знаменитое алхимическое изображение "Льва пожирающего солнце" (Приложение А; Рис.5), для непосвящённого человека оно могло показаться, по меньшей мере, нелепым и странным, но для алхимика все в нем имеет свой смысл.

Изображение "Льва пожирающего солнце" это сложный алхимический символ, состоящий из двух основных знаков солнца означающего золото и льва означающего кислоту - царскую водку единственную кислоту настолько сильную чтобы растворить золото - отсюда и аналогия с силой льва. Таким образом, на данном рисунке 16 века мы видим процесс растворения золота в кислоте.