Условные обозначения в индивидуальных картах логопедия. Логопедическое обследование дошкольников

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

2. Школа__________________________________ класс___________________________________

3. Национальность__________________________________________________________________

4. Домашний адрес__________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________

6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________

7. Заключение психоневролога________________________________________________________

8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________

__________________________________________________________________________________

9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________

__________________________________________________________________________________

11.Общая характеристика речи_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

а) словарный запас__________________________________________________________________

Б) грамматический строй____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) состояние звукопроизношения______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) фонематическое восприятие________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) слоговая структура слова__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

е) темп и внятность речи_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Заключение учителя-логопеда______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________

2. Школа – ____________________ класс ___

3. Домашний адрес

4. Дата зачисления на логопедический пункт 15.09.2014 г.

5. Успеваемость по родному языку начало учебного года

6. Заключение психоневролога на учёте не состоит/_____________________________________

    Данные о ходе развития речи. Анамнез

А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________

Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________

8. Состояние слуха, зрения - соответствуют норме/не соответствуют норме ______________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):

А)Строение:

Б) Подвижность:

    сохранность функции;

10. Словарный запас:

11. Грамматический строй:

    Состояние звукопроизношения

    фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Слоговая структура слова

14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок .____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Чтение:

а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Прявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений

Внимание:

Мышление:

Память:

19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речевая карта

Фамилия, имя _________________________________________________

Возраст _______________________________________________________

Дата обследования _____________________________________________

Анамнез

    Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________

    Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________

    Беременность по счету ____________________________________________________________

    Как протекала ___________________________________________________________________

    Роды ___________________________________________________________________________

    Когда закричал __________________________________________________________________

    Физическое развитие:

    Стал держать головку ____________________________________________________________

    Сидеть _________________________________________________________________________

    Вставать _______________________________________________________________________

    Ходить _________________________________________________________________________

    Раннее речевое развитие:

    Гуление ________________________________________________________________________

    Лепет __________________________________________________________________________

    Первые слова ___________________________________________________________________

    Фраза __________________________________________________________________________

    Не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________

    Перенесенные заболевания:

    до 1 года

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________

    Внимание:

    внимание устойчивое (неустойчивое)

    взгляд фиксирует (не фиксирует);

    переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

    общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

    слабая концентрация внимания;

    общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

    Мышление:

    познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

    сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

    преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

    Память:

    запоминание произвольное /непроизвольное;

    быстрое запоминание /медленное, с трудом;

    снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

    непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

    Произвольная мимическая моторика:

    отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;

    лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

    состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);

    сглаженность носогубных складок;

    оральные синкинезии; асимметрия лица;

    гиперкинезы лица;

    сохранность функции.

    Артикуляционная моторика:

    сохранность функции;

    состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

    подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

    неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

    состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

    наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

    подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

    движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

    тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

16. Общая произвольная моторика:

    объем движений (полный /неполный);

    точность выполнения (неточные /точные);

    самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);

    координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);

    темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);

    активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);

    качество движений (моторная напряженность, скованность);

    переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).

    особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.

    Ручная моторика:

    объем движений (полный, неполный),

    координация (нормальная, некоординированность),

    наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,

    темп (медленный, быстрый, нормальный),

    переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),

    активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),

    персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,

    ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).

    Анатомическое строение органов артикуляции:

      • Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

  • Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

    Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,

    Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

    Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

    Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

    Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

    Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,

    Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

    Звукопроизношение:

    Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

    Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

    Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

    Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

    Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

    Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

    Фонематические процессы:

    Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.

    Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

    Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

    Состояние слоговой структуры слова

      • Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

  • Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

    Словарный запас:

    объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

    резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

    неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

    несформированность семантических полей;

    трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

    трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

    Грамматический строй речи:

    морфологические и синтаксические аграмматизмы;

    владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

    ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

    нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

    своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

    Импрессивная речь:

    умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;

    легко входит в контакт /контакт затруднен;

    участвует в общении по инициативе других;

    активность в общении /активен; малоактивен.

логопедическое заключение

фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Примерные формулировки логопедических характеристик

Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

(для детей с ОНР занимающихся в условиях логопункта на два года обучения,
выделенный шрифт - второй год обучения)


1. Фамилия, имя. Возраст

2. Домашний адрес.

_________________________________________________________________________________

3. Дата зачисления.

4. Ф.И.О. родителей, место работы, должность.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


5. Анамнез. Речевое развитие ребенка (особенности речевого развития).

Гуление _________________________________________________________________________

Лепет __________________________________________________________________________

Первые слова ____________________________________________________________________

Фразовая речь ___________________________________________________________________

6. Слух.

8. Интеллект.

9. Общее звучание речи.

10. Обследование артикуляционного аппарата.

Прикус (норм.,откр.передний, откр. боковой, прогения, прогнатия).

Строение неба (норм., высокое, низкое, ___________________________________________)

Состояние подъязычной уздечки (норм., короткая, длинная,

приращен.,_____________________________________________________________________)

Губы(норм., толстые, узкие, малоподвижные, _______________________________________)

Подвижность языка (подвиж., малоподвиж., ________________________________________)

11. Состояние общей моторики.

Координированность движений - ___________________________________________________

Мелкая моторика - ______________________________________________________________

Предпочитает работать правой / левой рукой.

12. Звукопроизношение.

С____________Сь____________З____________Зь__________Ц__________

Ш____________Ж____________Щ____________Ч___________

Л_____________Ль____________Р____________Рь___________

К_____________Г_____________Х____________Йот____________

Т_____________Д_____________Н____________ ______________

______________ ______________ _____________ ______________

13. Фонематический слух.

14. Произношение слов сложного слогового состава

Повторить: Аптекарь приготовил лекарство.

Экскурсовод проводит экскурсию.

15. Анализ звукового состава слова.

а) выделение первого звука в слове.

б) выделение последнего звука в слове.

в) определение последовательности звуков в слове.



б) уровень обобщений:
свитер, платье, шорты, юбка, колготки
блюдце, сковорода, ложка, тарелка
помидор, репа, морковь, капуста
яблоко, персик, груша, лимон
корова, собака, волк, еж

воробей, утка, голубь, индюк
автобус, электричка, троллейбус, самолет
деревья, кустарники, цветы, трава
хлеб, колбаса, сыр, печенье
пчела, муха, муравей, жук

Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:
лиса (какая?)-
платье (какое?)-

б) подбор антонимов:

Глагольный словарь:
а) что делают?

б) образование уменьшительно - ласкательной формы:

в) согласование прилагательных с существительными:

г) образование прилагательных от существительных:

д) образование притяжательных прилагательных:

е) согласование существительных с числительными:
(один стол, два стола, пять столов)

ж) употребление предлогов:

В НА ПОД НАД С
ИЗ ЧЕРЕЗ ИЗ-ПОД ИЗ-ЗА

18. Связная речь. Пересказ. «Купание медвежат»
Охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск веток. Он испугался и влез на дерево. Из леса вышли на берег большая медведица и два веселых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Медведица догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Вода хорошо их освежила. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и морковка».

19. Чтение:
Буквы - знает, не знает.
Читает - по буквам, по слогам, словами.

_________________________________________________________________________________

20. Логопедическое заключение:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Уважаемые логопеды, Вы можете скопировать страницу в Microsoft Office Word и поправить поля страницы!

В графе анамнестических данных указываем следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

    Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца.

    Речевая среда (5-ый, 6-ой г.ж.): благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении.

    Характер протекания родов: нормальные, быстрые, стремительные, затяжные (обезвоженные), досрочные, срочные, недоношенность; слабость родовой деятельности матери; применение средств родовспоможения (механическая, химическая, электростимуляция; наложение щипцов; кесарево сечение); травмы во время родов (переломы, кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, родовая опухоль); наличие асфиксий (белая, синяя); резус-фактор (отрицательный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка); вес и рост ребенка при рождении.

    Когда закричал ребенок : сразу, не сразу; характер крика – слабый, монотонный, немодулированный, громкий, модулированный.

    Ранний постнатальный период: характер грудного вскармливания (когда принесли кормить, отказ от груди, активное сосание, трудность удержания соска, засыпание во время кормления, быстро наступающая утомляемость, частые поперхивания, обильные срыгивания, до какого времени осуществлялось грудное вскармливание, последующее вскармливание (смешанное, искусственное); характер «жизненного» ритма ребенка (особенности сна, бодрствования); без особенностей, чрезмерное двигательное беспокойство, отмечаем длительность и глубину сна, нарушение засыпания и пробуждения, постоянный и беспричинный плач, стойкое нарушение сна. Для изучения анамнестических данных проводится анкетирование родителей.

    Раннее психомоторное развитие: с какого времени ребенок удерживает головку, сидит, стоит, ходит; время появления первых зубов и их количество к году.

    Нервно-психическое, соматическое состояние, состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты отметить отклонения от нормы).

    Характер раннего речевого развития ребенка: время появления гуления (в норме с 3-х мес.); время появления лепета (в норме с 6 мес.); характер лепета (активный, многообразие звуковых комплексов, бедность звуковых комплексов, назализованность гласных); первые слова (в норме около года); первые фразы (в норме от 1,5 до 2 лет); характер первых слов и фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

В графе неречевых психических функций указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

    Общительность: легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное общение, избирательный негативизм.

    Характер игровой деятельности: для детей от 2 до 4 лет: манипулятивная, предметная, процессуальная, с элементом замысла, сюжетная, ролевая.

Нормы: манипуляция с предметами – до 2 лет; процессуальные игровые действия – с 2-х лет (одевает и раздевает куклу; возит машину); процессуальная игра с элементами замысла – от 2-3 лет (катает куклу; нагружает машину кубиками); сюжетная игра – к 3 годам.

Анализ уровня развития игры: использование игрушек (адекватное, неадекватное, неспецифические манипуляции с игрушками; предметы-заменители, любимые игрушки; не использует); замысел игр (с помощью взрослого, самостоятельно, с участием речи); характер замыслов (разнообразный, однообразный); характер игровых действий с игрушками (разнообразные, однообразные, использование речи при этом); взаимодействие в игре (вступает, не вступает; характер речевых реакций в ходе взаимодействия); длительность взаимодействия (кратковременное, длительное).

    Индивидуальные особенности ребенка: особенности эмоционально-волевой сферы (фон настроения – нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий; беспричинный смех, крик, плач. Эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту): жизнерадостное, подавление, без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня)); личностно-характерологические особенности (без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству); некоторые типологические особенности (активный, подвижный /инертный, медлительный; спокойный, уравновешенный /возбудимый, неуравновешенный; быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т.д.): быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкрепление).

    Особенности внимания: объем, устойчивость, распределение, умственная работоспособность, переключение.

Анализ : повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания); генерализация внимания (зависимость внимания от внешних раздражителей); застревание внимания (нарушение переключаемости), слабая способность переходить с одного объекта на другой; ограниченный объем внимания (неспособность воспринимать в данный момент нужный объем информации).

Выводы: внимание устойчивое (неустойчивое); взгляд фиксирует (не фиксирует); переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание); с явлениями генерализации; общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано); слабая концентрация внимания; общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

    Особенности мышления: познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития; сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции); преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

    Особенности памяти: запоминание произвольное /непроизвольное; быстрое запоминание /медленное, с трудом; снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала); непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

    Работоспособность на занятиях: быстро или медленно включается в работу; переключение с одного вида работы на другой (легко или с трудом); сосредоточен или часто отвлекается; темп работы (задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно); причины замедленного темпа работы (обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности: вялость, заторможенность, отвлекаемость и др.); продуктивность работы (быстрая утомляемость); в чем проявляется утомление (замедление темпа, ухудшение качества, полное прекращение работы); субъективные и объективные признаки утомления (жалобы на усталость, плохое самочувствие; вялость, сонливость, отвлекаемость и др.); когда отмечается спад работоспособности (середина занятия, конец занятия).

В графе о состоянии моторики указываются следующие общие данные, полученные в процессе обследования:

    Состояние произвольной мимической моторики: отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная; лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

Исследуем: способность к удержанию мимической позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движения и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкенезии.

Выводы: состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики); сглаженность носогубных складок; оральные синкинезии; асимметрия лица; гиперкинезы лица; сохранность функции.

    Состояния артикуляционной моторики: отмечаются особенности артикуляции: артикуляция четкая, движения активные, точные, дифференцированные, воспроизводятся в полном объеме; артикуляция «смазанная», сжатая, нечеткая, страдает дифференциация и точность движения, которые воспроизводятся не в полном объеме, отмечается снижение амплитуды движение артикуляционных органов, а также слабовыраженная неврологическая симптоматика; артикуляция грубо нарушена, объем и амплитуда движения артикуляционных органов строго ограничена, отмечается достаточно выраженная неврологическая симптоматика в артикуляционных органах.

Исследуем: способность к удержанию артикуляционной позы; способность к переключению (с одного движения на другое); равномерность работы мышц; объем движений; тонус мышц (во время движений и при удержании позы); темп движения; точность движения; дифференциация движения; двигательные замены; синкинезии.

Выводы: сохранность функции; состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность); подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена); неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия); состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен); наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная):

* - подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

* - движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

* - тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

    Состояния общей произвольной моторики: объем движений (полный /неполный); точность выполнения (неточные /точные); самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых); координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует); темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный); активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность); качество движений (моторная напряженность, скованность); переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими). Отмечаем особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.

Выводы. Статическая координация – позу удерживает хорошо (с трудом, не удерживает, балансирует, раскачивается, ищет опору); пробу на статическую координацию выполняет с 2 (3) попытки.Динамическая координация – пробу выполняет с попытки или без нее; переключаемость движений низкая, отмечаются синкинезии (движения рукой сопровождаются движениями мышц лица); двигательная память удовлетворительная; отмечены признаки леворукости; ориентировка в пространстве слабая (достаточная).

    Состояние ручной моторики: определяется кинетическая и кинестетическая основа движений (сохранность функций; недостаточность мелкой моторики; моторная ограниченность).

Исследуется: объем, координацию, точность, темп, синхронность движений правой и левой руки, переключаемость от одного движения к другому, активность.

Выводы: объем движений (полный, неполный), координация (нормальная, некоординированность), наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре, темп (медленный, быстрый, нормальный), переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное), активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность), персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении.

    Ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях). Возможные варианты: ярко выраженный бытовой левша, но графический амбидекстр; ярко выраженный бытовой правша, но графический амбидекстр и т.п.

В графе анатомического строения органов артикуляции отмечается наличие аномалий в строении:

    Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия.

    Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение.

    Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д.

    Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

    Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла.

    Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная.

    Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки.

    Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д.

    Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

В графе состояния звукопроизношения указывается характер нарушения:

    Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

    Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

В графе состояния дыхательной функции, процессов жевания и глотания:

1. Указывая характер дыхательной функции , отмечается: характер и возможности физиологического дыхания (носовой тип дыхания; ротовой тип – характерно несмыкание губ, отвисание нижней челюсти, «аденоидный» тип лица (широкая спинка носа, сглаженность носогубных складок, вялые крылья носа, апатичный взгляд, слегка опущенное, принужденное положение головы; причины: носовые полипы, аденоиды, опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки, гипертрофия носовых раковин, увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины, деформация верхней челюсти и «готическое» небо, что уменьшает объем полости носа, смешенный тип дыхания).

    Тип физиологического дыхания: носовое; ротовое; смешанное.

    Вид физиологического дыхания: ключичное /верхнегрудное; диафрагмальное; брюшное /нижнереберное; смешанное.

    Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N); затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.

    Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна (N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.

    Речевое дыхание: объем речевого выдоха (нормальный; недостаточный); длительность и интенсивность (норма; недостаточная); ритмичность (сохранна; нарушена); синхронность (сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).

2. Указывая характер процессов жевания , отмечается:

    Откусывание :не нарушено – при нормальном смыкании зубов во фронтальном отделе ребенок откусывает резцами и отрывает кусок клыками, задействован фронтальный отдел;нарушено – при отсутствии нормального смыкания зубов во фронтального отдела не откусывать, а как бы отрывать кусок пищи, либо производить откусывание боковыми зубами с наиболее удобной для него стороны.

    Собственно процесс жевания : отмечается преимущественное разжевывание пищи на одной стороне, активность жевательных движений, скорость пережевывания пищи, возможность ее размельчения: при нормальном (ортогнатическом) прикусе ядро ореха пережевывают в среднем за 14 с; при аномалиях зубочелюстной системы, характеризующихся уменьшением площадей жевательных поверхностей коронок зубов, контактирующих во время жевания, удлиняется время пережевывания пищи и затрудняется ее измельчение.

3. Указывая характер процессов глотания , отмечается: принормальном глотании губы и зубы сомкнуты, мышцы лица не напряжены, время нормального глотания жидкой пищи – 0,2 с, твердой – 0,5 с; призатруднении глотания возникает компенсаторное напряжение мимических мышц в области углов рта, подбородка, могут дрожать и смыкаться веки, вытягиваться шея и наклонятся голова; заметно характерное напряжение мимический мышц – точечные углубления на коже в области углов рта, подбородка (симптом наперстника), всасывание губ, щек, нередко видны толчки кончиком языка и последующее выбухание губы; при грубом нарушении глотания (часто наблюдающимся при неврологической симптоматике) возникает поперхивание и захлебывание при глотании).

В графе состояния просодической организации звукового потока (просодика)

отмечаются ее следующие характеристики:

    Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

    Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

    Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

    Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

    Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

В графе фонематических процессов

отмечается:

    Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.

    Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован): определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце); выделение ударного гласного в начале слова; определение места заданного согласного звука в слове (в начале, в середине: между гласными или в стечении согласных, в конце); определение согласного звука в слове (в начале: перед гласными или в стечении согласных; в середине: между гласными или в стечении согласных; в конце: после гласных или в стечении согласных); определение согласного звука по отношению к другим звукам.

    Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован): составление слов из последовательно предъявляемых звуков.

    Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы): нахождение картинки или предмета, в названии которых есть заданный звук; подбор слов с заданным звуком; составление предложения, все слова которого начинаются на заданный звук; определение звука, преобладающего в словах предъявляемой фразы (предложения, текста).

В графе состояния слоговой структуры слова отмечается степень и уровень нарушения слоговой структуры слова:

    Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

    Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

В графе словарного запаса отмечается объем словарного запаса; соотношение пассивного и активного словаря; наличие в словаре различных частей речи (глаголов, наречий, местоимений, прилагательных и др.); точность употребления слов; характер трудностей.

Выводы: объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме); резкое расхождение объема пассивного и активного словаря; неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения); несформированность семантических полей; трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных); трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

В графе состояния грамматического строя речи отмечается:

    Состояние функции словоизменения: изменение имен существительных по числам; изменение имен существительных по падежам; употребление формы родительного падежа множественного числа (с 5 лет); употребление предлогов (простых и сложных) на материале картинок или демонстрации действий; согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (называние цвета – с 3 лет); согласование имен существительных с числительнымидва ипять .

    Состояние функции словообразования: образование названий детенышей животных; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных; образование притяжательных прилагательных (с 6 лет); образование приставочных глаголов.

Выводы: морфологические и синтаксические аграмматизмы; владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме; ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов; нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении); своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

В графе импрессивной речи отмечается понимание ребенком речи на уровне диалога:

Оценивается: умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен; легко входит в контакт /контакт затруднен; участвует в общении по инициативе других; пользуется невербальными средствами общения (конкретизировать), вербальными средствами (анализ состояния речи); активность в общении /активен; малоактивен.

Вывод: ребенок малоактивен; малоразговорчив; дополняет речь невербальными средствами; контакт затруднен; понимание речи сохранено.

В графе экспрессивная речь:

1. Отмечаем состояние диалогической речи , т.е. коммуникативную функцию речи и способы реализации речевых средств в процессе диалога:

    Анализ и оценка речевого поведения детей: умение участвовать в разговоре; умение отвечать на вопросы кратко или распространенно, точно следуя содержанию вопроса; умение свободно пользоваться речью; умение выслушать, вовремя вспомнить в разговор; умение самому задавать вопросы; разнообразие и точность словаря; характеристика синтаксической стороны речи; связность и логичность высказывания; аргументированность ответов; грамматическое и фонетическое оформление фраз; способы реализации речевых средств.

Выводы: высокий уровень речевой коммуникации (ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь; строит общение с учетом ситуации; легко входит в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражает свои мысли; умеет пользоваться формами речевого этикета);средний уровень речевой коммуникации (ребенок умеет слушать и понимать речь; участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое);низкий уровень речевой коммуникации (ребенок малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогом; невнимателен; редко пользуется формами речевого этикета; не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание; дополняет речь невербальными средствами).

Форма № 2

Утверждено Департаментом

образования г. Москвы

Образовательное учреждение ГБОУ Школа №285 СП№10________________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «___» __________2015__г.

Фамилия, имя ребенка ______________________________________ Возраст ___________________

Родители (законные представители) _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

1.Общие представления ребенка об окружающем мире

(соответствуют\/ не соответствуют возрастной норме; обеднённые представления об окружающем мире;

представления об окружающем мире не сформированы) ______________________________

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объем словаря (соответствует /не соответствует возрастной норме; объём словаря ограничен / резко ограничен, наблюдается дефицит глагольного словаря; словарь представлен небольшим количеством слов обиходно-бытовой тематики.

Объём словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации )._______________

Системная организация словаря (ассоциативные связи)

(Системная организация словаря находитсяна самом начальном этапе формирования, наблюдаются слабые ассоциативные связи. Системная организация словаря находится на уровне установления первичных тематически /ситуативно обусловленных связей, в лексиконе много слов, значение которых усвоенотолько на номинативном уровне.

Системная организация словаря отличается большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей. В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено на понятийном уровне)._________________________________________________________________________________

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

(соответствует возрастной норме;

Уровень сформированности грамматической компетенции ниже/значительно ниже возрастной нормы)).

Словоизменительные навыки и умения

(Находятся на самой начальной стадии формирования, наблюдаются выраженные трудности усвоения словоизменительной системы языка. Усвоены только наиболее продуктивные словоизменительные модели языка.

Словоизменительные умения находятся в стадии формирования, характерной для речи детей более младшего возраста.

Словоизменительные навыки сформированы на уровне, соответствующем данной возрастной группе, в речи наблюдается незначительное количество словоизменительных ошибок.

Словоизменительные навыки и умения сформированы.)__________________________________________

Словообразовательные навыки и умения

(Словообразовательная деятельность не сформирована, в речи присутствует большое количество словообразовательных ошибок.

Словообразовательная деятельность находится на самой начальной стадии формирования, усвоены только продуктивные словообразовательные модели, в речи наблюдаются ошибки в словах, образованных по менее продуктивным моделям.

Словообразовательная деятельность сформирована на уровне, позволяющем осуществлять коммуникацию. В речи наблюдается незначительные трудности усвоения нерегулярных словообразовательных моделей.

Словообразовательная деятельность сформирована)._______________________________________

Синтаксические навыки и умения

(Сформированы на самом элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространённые предложения, предикативная часть многих элементарных конструкций отсутствует.

Синтаксические навыки сформированы на уровне, соответствующей более младшей возрастной группе, наблюдаются выраженные трудности распространения синтаксических конструкций, пропуск предлогов, ошибки согласования и управления. Недоступно понимание лексико-грамматических конструкций.

Синтаксические навыки в целом сформированы. В речи наблюдаются отдельные недочёты_при построении сложносочинённых предложений с причинно-следственной или временной связью.

Синтаксические навыки и умения сформированы, в речи наблюдается многообразие синтаксических конструкций) ._____________________________________________________________________________

2.3. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

(Соответствует / не соответствует возрастной норме) ______________________________________

Состояние фонематического слуха

(Сформирован / не сформирован; : наблюдаются трудности различения глухих и звонких согласных; наблюдаются трудности различения твёрдых и мягких согласных)._________________________________________________________________________________

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза

(Навыки фонологического анализа не сформированы; навыки звукового анализа и синтеза находятся в самой начальной стадии формирования.

Ребёнку доступен анализ звукового ряда. состоящего из 3х гласных звуков, анализ обратного слога

Навыки звукового анализа и синтеза находятся в активной стадии формирования. Ребёнку доступен анализ слов типа…. ____________________________________________________________________

Слоговая структура слова

(Не нарушена /нарушена: пропуск/перестановки/заменызвуков/слогов) _________________________________________________

Звукопроизношение

не нарушено/нарушено: _________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Речевая карта обследования

неговорящего ребенка

1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________

2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________

3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _

4. Домашний адрес ________________________________________________________________________

5. Откуда поступил ________________________________________________________________________

6. Дата поступления в логопедическую группу _______________

7. Заключение ПМПК от ______________

8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________

9. Состояние слуха _________________________________________________________________________

10. Состояние зрения _______________________________________________________________________

11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________

Логопед ___________________________________

I . Изучение невербальных компонентов коммуникации

Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________

Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________

Проявление способности к подражанию:

- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________

Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________

________________________________________________________________________________________________

II . Изучение слухового восприятия

Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________

Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________

Определение направления неречевого звука __________________________________________________

Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________

III . Изучение моторного развития

1. Состояние общей моторики:

(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)

координация ____________________________________________________________________________

2. Состояние тонкой моторики:

(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)

точность движений _______________________________________________________________________

переключение ___________________________________________________________________________

темп ___________________________________________________________________________________

3. Состояние мимической мускулатуры:

Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________

_______________________________________________________________________________________

Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),

нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу

не удерживает; выполняет движения самостоятельно)

IV . Обследование артикуляционного аппарата

1. Строение артикуляционного аппарата:

губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________

зубы ____________________________________________________________________________________

прикус _________________________________________________________________________________

язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:

губы ______________________________________________________________________________

нижняя челюсть __________________________________________________________________________

язык ____________________________________________________________________________________

мягкое нёбо _____________________________________________________________________________

V . Изучение импрессивной речи:

1. Состояние номинативного словаря

Соотнесение собственного имени с личностью

(знает своё имя, отзывается на него)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их названием

Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол

________________________________________________________________________________________

Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)

________________________________________________________________________________________

Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)

________________________________________________________________________________________

Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)

________________________________________________________________________________________

Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)

Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.

________________________________________________________________________________________

Понимание слов обобщающего характера

Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)

________________________________________________________________________________________

2. Состояние предикативного словаря

(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )

Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)

________________________________________________________________________________________

(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)

Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)

_______________________________________________________________________________________________

3. Состояние атрибутивного словаря

Понимание названий признаков предметов

Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________

Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________

Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Состояние грамматического строя речи:

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного

Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)

________________________________________________________________________________________

Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения

Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)

________________________________________________________________________________________

Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________

Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)

Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку

________________________________________________________________________________________

Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок

________________________________________________________________________________________

VI . Изучение экспрессивной речи

1. Общее звучание речи

Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________

Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________

2. Состояние речевой деятельности

Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,

радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________

______________________________

Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков

(звукопроизношение)

(дифференциация звуков)

VII . Исследование неречевых психических функций

1. Мышление:

Владение доской Сегена __________________________________________________________________

Складывание пирамидки _________________________________________________________________

Классификация _________________________________________________________________________

Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________

2. Счёт:

Прямой механический счёт: ______________________________________________________________

Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________

_______________________________________________________________________________________ _

Называние цифр ____________________________________________________________

3. Оптико-пространственный гнозис :

Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Оптико-пространственный праксис:

Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________

________________________________________________________________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________

________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение: _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________