Случайно ли встретились ассоль и грей. Художественная выставка "ассоль и грей"

Здравствуйте!

Наш проект - о Крыме, о городе Феодосии.

О нашем любимом писателе - Александре Грине.

Цель проекта - п роведение выставки картин, написанных только на один литературный сюжет - о встрече Ассоль и Грея .

Выставка состоится в октябре 2016 в Москве, в библиотеке №48.

Презентация выставки пройдёт в формате музыкально-поэтического вечера.

А теперь об истории проекта!

Несколько лет назад мы, семья Давыдовых, купили на набережной города Феодосии одну забавную, наивную картинку. На ней - один из самых известных, трогательных и важных для Феодосии сюжет: встреча Ассоль и Грея. Откроем книжку:

"... отделилась лодка, полная загорелых гребцов; среди них стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства. .... Она вбежала по пояс в теплое колыхание волн, крича: - Я здесь, я здесь! Это я! "

Александр Грин - любимый писатель. Алые паруса, как ясные советские флаги - заветная, но и близкая мечта, трепещут в душе всю жизнь, с детства.

Но тут не разберёшь... То ли мечтать о лучезарном счастье вместе с героями картины и их создателем; то ли гомерически смеяться над множеством нелепостей и несоответствий на нашей картинке.

Оказалось, что одно другому не мешает! Гениальное столь глубоко и одухотворяюще, что наполняет смыслом и благородством даже лубок.

Тут возникает много версий происходящего. Вот одна из них, самая смелая:

Галеот "Секрет" захвачен пиратами! Грею удалось бежать. Шайка разбойников, прослышав о планах Грея (или прочитав "Алые паруса"), решили захватить Ассоль, чтобы потом продать её в рабство. Желая привлечь девушку на берег, они, следуя сюжету, плывут на шлюпке к берегу, выставив бревно, изображающее Грея, на носу шлюпки....

Вспомним слова капитана Грея:

"Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов... - нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев; соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов".

А если бы то были не музыканты, а художники?

И вот - перед нами картины художников из Зурбагана, Лисса, Гель-Гью...

На следующий год мы раскошелились ещё на одну картинку. Теперь это была акварель.Но здесь, кроме смеха, чувствовалась какая-то тревога и обречённость:

Непогода, порыв, и близость кораблекрушения! Но Ассоль спокойна. Она стоит на прибрежных камнях - постаревшая рыбачка с красным пистолетом. Но и здесь детское романическое чувство не подвело: сердце бьётся чаще; сюжет улетел в иные края и реальности:

И снова год прошёл.... На этот раз две картины. Сначала нам не везло, на феодосийском "вернисаже" ничего подходящего не находилось. Пришлось довольствоваться чем-то схожим с первой версией встречи наших любимцев:

Ассоль предстаёт перед нами великосветской барышней, как лебедь приплывшей на своё вечное свидание в пышном облачении. Прямо с бала на корабль!

Но позже, перед самым отъездом в Москву, на парапете около фонтана мы обнаружили вот это чудо:

Эта картинка - самая трогательная, и, наверное - самая лучшая в художественном смысле. С трудом не пустишь слезу умиления!

Мечта о мечте! Некая маленькая девочка, привезённая из Москвы или Ленинграда, играет в своём воображении в Ассоль.

И снова время летит. И следующий год. И уже Крым-наш... Буря подходит! И точно - поглядите, какой контраст с предыдущей:

Это тебе не безмятежное счастье в песочнице! Тут всё серьёзно. Великанша-королева встречает игрушечного принца на игрушечном кораблике. Наверное он плывёт к ней в образе Щелкунчика. Природа, понимая важность момента, выжимает из себя все грозовые краски. Всё предвещает драму. Но победа Любви неизбежна.

На стене новый календарь. И вот уже второе российское лето в Крыму. И Ассоль наша остепенилась, сбросила с себя карнавальные маски, и стала похожа сама на себя. Наконец-то мы встретили нашу любимицу такой, какой она описана в книжке:

Как хорошо пузатые лодки подчёркивают её тонкий образ! И чувствуется за спиной недоверчивое, но и радостное возбуждение Каперны.

Спасибо тебе, Александр Степанович! Спасибо тебе, Феодосия!

Получилось у нас пока вот что:

Ну, и "самолёт" в нижнем левом углу, нарисованный средним сыном, по его требованию рядом пристроился))

Пока наша картинная галерея мала. Но мы планируем расширять её. Мы собираемся не только дополнять нашу коллекцию трогательными, и часто дилетантскими картинками (а эта линия неизбежно будет продолжена!), но и специально заказывать каждый год у того или иного крымского художника картину на эту тему.

Вход на выставку будет свободным.

В качестве презентации выставки будет проведён небольшой концерт. Автор проекта выступит с песнями собственного сочинения, посвящёнными Крыму, морю, Грину, и, конечно - любви.

Поддержите нас!

В добрый путь!

Встреча Ассоль и капитана Грея Два человека, такие непохожие на обывателей вокруг, живут в двух мирах, реальном и своем собственном. И мечтают о необыкновенном. Встреча Ассоль и Грея - удивительная, как в сказке, но кажется, что именно так это и должно было произойти! Кажется, что Ассоль давно-давно любила и ждала своего принца - с того самого момента, как волшебник рассказал ей о корабле с алыми парусами, как Лонгрен решил - пусть дочка живет с этой сказочной мечтой. Кажется, что Грей давно-давно полюбил Ассоль - еще до того, как увидел ее спящей на дороге.

Как будто две струны зазвучали вместе... Скоро наступит то утро , когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я!" -- и бросится бежать прямо по воде.

Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили благоразумные" люди, становится могучей творящей силой. Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом»). А стала ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять из слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь» Удивительно, поэтическое повествование Александра Грина как будто убеждает нас, читателей: сила любви огромна, если эта любовь чистая, искренняя, если это любовь нетронутой, незапятнанной, неиспорченной души. Уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант « Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, Грей поднял за подбородок вверх это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись…

Встреча Ассоль и капитана Грея
Два человека, такие непохожие на обывателей вокруг, живут в двух мирах, реальном и своем собственном. И мечтают о необыкновенном. Встреча Ассоль и Грея - удивительная, как в сказке, но кажется, что именно так это и должно было произойти! Кажется, что Ассоль давно-давно любила и ждала своего принца - с того самого момента, как волшебник рассказал ей о корабле с алыми парусами, как Лонгрен решил - пусть дочка живет с этой сказочной мечтой. Кажется, что Грей давно-давно полюбил Ассоль - еще до того, как увидел ее спящей на дороге.
Как будто две струны зазвучали вместе.. . Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я! " -- и бросится бежать прямо по воде. Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.
Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль (девушка, «которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом») . А стала ли встреча счастливой для Ассоль и Грея можно понять из слов самого Грея: «Что до меня, то наше начало – мое и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь»
Удивительно, поэтическое повествование Александра Грина как будто убеждает нас, читателей: сила любви огромна, если эта любовь чистая, искренняя, если это любовь нетронутой, незапятнанной, неиспорченной души. Уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант « Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, не доступная никому драгоценная минута, Грей поднял за подбородок вверх это давно-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись… »

Так, - с л у ч а й н о, как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности. "
Эта цитата из повести и раскрывает закономерность встречи... .
А сочинение надо писать самому
Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека. Александр Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины, где у моря стоят города с чудесными именами - Лисе, Зурбаган.
Грин знал силу мечты и силу любви. Все его рассказы о любви заканчиваются одной фразой - "Они жили долго и умерли в один день". Самое главное - встретиться, найти друг друга.
Маленькая Ассоль, отверженное дитя, воспитанная добрым и любящим отцом, живет уединенной жизнью. Ее отталкивают сверстники, недолюбливают взрослые, перенося на девочку нелюбовь к ее отцу.
Однажды в лесу ее встречает странный человек, рассказывает сказку о корабле с алыми парусами, и с этой минуты судьба начинает свою работу. Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Девочка была готова к чуду - и чудо нашло ее.
Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай приводит его в таверну селения, где живет Ассоль. Как грубый анекдот, рассказывают Грэю историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
Как будто две струны зазвучали вместе.. . Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: "Я здесь! Вот я! " - и бросится бежать прямо по воде.
Мечта, если в нее поверить, то есть отдать ей жизнь, что бы ни говорили "благоразумные" люди, становится могучей творящей силой.

КОНСПЕКТ УРОКА
По литературе в 6 классе
Тема:
« Феерия А.Грина «Алые паруса»- сказка о воплощенной в жизнь мечте», урок №3
1. Цель урока: обобщить и систематизировать представления учащихся о характерах героев повести, подвести итог изучению повести

2. Задачи:
- обучающие: познакомить с жанром феерии, учить
Соотносить художественное произведение и его интерпретацию в изобразительном искусстве и кинофильме, совершенствовать навыки анализа литературного текста, характеристики литературного героя.
- развивающие:
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;
развивать речь, творческое воображение;
-воспитательные: формировать ценностные ориентиры, представления о нравственности
10. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа учащихся.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран, выход в Интернет.
13. Структура и ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Хорошо, присаживайтесь.
Чтобы мы с вами настроились на нужную волну урока, я предлагаю вам послушать музыку, окунуться в удивительный мир звуков.
(включаю музыку «Шум моря»)
- Ребята, что вы услышали? Какие звуки?
-Именно сегодня мы с вами окунемся в удивительный и сказочный мир А.Грина.
-На нашем уроке мы подведём итог изучению повести А.Грина «Алые паруса», обобщим и систематизируем наши представления о героях этой повести.
II. Актуализация знаний и их коррекция
На предшествующих уроках мы познакомились с творчеством А.Грина-писателя-романтика, считавшего «что лучше жить неуловимыми пленительными снами, чем грязью с мусором каждого дня». Мы совершили путешествие по карте Гринландии, созданной творческим воображением писателя, остановились в деревушке Каперне, где живет маленькая мечтательница Ассоль.
Дома вы должны были подготовить рассказ об Ассоль.
ЭОР:- Рассмотрите иллюстрацию С.Бродского «Ассоль»
.Какие черты личности Ассоль удалось художнику воплотить в картине?
Такой ли вы увидели Ассоль, когда читали произведение?

(чтение характеристики Ассоль)
Вывод:Ассоль, ребята, живет в мире жестоких грубых людей, не умеющих любить. Не способных поверить в сказку. - А есть ли в повести герой, близкий Ассоль, способный понять её?
(Да и это Грей)
ЭОР:Обратите внимание на иллюстрацию С.Бродского «Ассоль и Грей».
-Что общего в героях?
-Случайна ли встреча Ассоль и Грея? Что общего у этих героев?
(Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью)

(Думаю, что Ассоль и Грей встретились неслучайно. Потому что Ассоль очень долго ждала своего принца, свою любовь. Свое счастье. Грей, в свою очередь, странствовал и искал избранницу. И нашел в ней Ассоль. Эта встреча была назначена самой судьбой).

Учитель: Встреча Ассоль и Грея была неизбежна, потому что их судьбы в детстве очень похожи, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе, добры и бескорыстны, оба верят в мечту. Встреча не была случайной: Грей сделал все, чтобы эта встреча состоялась и была именно такой, о какой мечтала Ассоль

III.Повторение и анализ основных фактов,событий и явлений
-А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста, вспомнить как произошла встреча Ассоль и Грея. Как дальше развивались события?

ЭОР- Тест.
Обсуждение результатов теста, подведение итогов.
IV.Обобщение и систематизация понятий
ЭОР- Учебная статья.
-Прочитайте учебную статью, подводящую итог нашему изучению повести А.Грина. Грин определяет жанр своего произведения как феерия.
Прочитайте определение жанра. Разве есть в повести сказочное, волшебное, чудесное?
- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.
(Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; гл.4.)
Вывод: Герои повести сами творят чудо. Грей осуществляет мечту Ассоль. Ассоль верила в мечту и осталась верной ей.
Работа с учебником.
-Найдите в тексте слова Грея о том. Как можно творить чудеса своими руками.
(чтение текста) "Чудеса надо делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда - сделай ему это чудо. Новая душа будет у Него, и новая у тебя!"

V.Перенос приобретенных знаний в новые условия
-Как вы поняли эти слова? Напишите сочинение –миниатюру «Как я понимаю слова Артура Грея о том, что «чудеса надо делать своими руками»
(работа в тетрадях)
Зачитывают несколько сочинений.
Оценка и поощрение интересных, самостоятельных работ.
-Итак, Грей творит чудо своими руками- осуществляет мечту Ассоль.
- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?
Давайте посмотрим Фрагмент из к\ф «Алые паруса» (1961)режиссера А.Птушко «Жители Каперны встречают «Секрет»

VI.Подведение итогов урока, рефлексия
- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?
-Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)
"Алые паруса" Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

Ребята нужно верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

VII.Постановка домашнего задания
Предлагает домашнее задание по выбору: 1. Придумать продолжение повести А.Грина (например, «Мир Каперны после описанных событий»)
2. Рассуждение «Нужны ли нам сегодня «Алые паруса»?
«Чему может научить феерия «Алые паруса»?