Пример для пмпк в доу методическая разработка на тему. Методические рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в доу График работы пмпк в доу

В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.

Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.

Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.

ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.

Цели ПМПк

Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.

Задачи ПМПк

ПМПк решает 8 задач:

  1. Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
  2. Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
  3. Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
  4. Определение потенциала ребенка в плане развития.
  5. Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
  6. Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
  7. Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
  8. Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.

Принципы деятельности ПМПк

  1. Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
  2. Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
  3. Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
  4. Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.

Функции ПМПк

Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.

При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).

Индивидуальная воспитательная программа может носить:

  • лечебный;
  • контролирующий;
  • дисциплинирующий;
  • коррекционный;
  • коррекционно-развивающий характер.

Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.

Как проходит ПМПк

На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.

Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития , внимания, речи, и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.

  • Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
  • Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.

ПМПК и ПМПк

Несмотря на схожесть в аббревиатурах и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.

  • ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
  • ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
  • ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
  • Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
  • Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
  • ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
  • ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
  • ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.

Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).

Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.

С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.

Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.

Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.

Каждый человек за свою жизнь проходит довольно много различных комиссий, начиная с того момента, когда его осматривают при выписке из роддома. Далее ребенка ждет комиссия при поступлении в детский сад, школу, вуз и т.д. В данной статье хочется рассказать о ПМПК: что это такое и зачем это нужно ребенку.

Расшифровка

Сегодня множество слов или фраз зашифровывают для облегчения. Так получилось и в данной ситуации. Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. Полностью это будет звучать так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация, консилиум). Может возникнуть логический вопрос о том, почему существует несколько вариаций расшифровки? Все просто: нужно просто смотреть, относительно кого же данная аббревиатура применяется. Если говорят маме, что ребенку нужно пройти ПМПК, то это будет комиссия, если же речь идет о враче или учителе, который является ее членом, то последняя буква в аббревиатуре ПМПК расшифровывается как консилиум.

Цель

Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. для чего существует данная комиссия? Главной ее целью является определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по поводу вопросов относительно не только физического, но и психического развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно данного ребенка или группы учащихся. Стоит также отметить, что работать ПМПК может для различного количества детей (не более 100 тысяч).

Состав

Важным моментом также является состав ПМПК. Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения). В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.), специальные педагоги (это могут быть логопеды, сурдопедагоги), (а также социальный педагог), юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования.

Стоит сказать, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, и ребенок направляется исключительно к тому специалисту, который на данный момент ему необходим. Важно сказать, что помимо постоянных членов в данную комиссию могут быть приглашены и временные. Так, это может быть воспитатель ученика, представитель классного комитета, так называемое референтное лицо, т.е. тот из преподавателей, который может при необходимости «разговорить» ученика в силу своего авторитета. Почему же такая большая ПМПК? Комиссия именно в таком составе дает возможность ребенку (а также его родителям) пройти обследование в кратчайшие сроки, обойдя всех специалистов в одном месте. Это существенно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.

Задачи

Разбираемся далее в аббревиатуре ПМПК. Что это такое и зачем данная комиссия нужна? Стоит уделить внимание такому важному моменту, как задачи, которые ставят перед собой специалисты. На первом месте находится выявление причин отклонений ученика (важный момент, который может в последующем предупредить возникновение и развитие подобных случаев). Также комиссия обязана предоставить практическое решение проблемы, с которой столкнулся учащийся (важно, чтобы в данный момент дезорганизация не распространилась на иных учащихся).

В обязательном порядке члены комиссии решают, как должен проходить процесс обучения у учащегося (или группы учеников), а также представить различные рекомендации его родителям или педагогам образовательного учреждения. Важным моментом является и то, что комиссия должна составить план работы ПМПК по коррекции процесса обучения.

Функции

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько простых функций психолого-медико-педагогической комиссии. В первую очередь это диагностическая - определение причин, по которым у ученика возникли проблемы, рассмотрение его семейных и дружеских отношений, просмотр сведений о нем, его талантов и потенциала. Следующая очень важная функция комиссии - реабилитирующая. Так, специалисты должны как можно лучше сконцентрироваться и представить ученику различные выходы из данной ситуации: это может быть оптимизация процесса его обучения, семейная реабилитация, медицинские рекомендации и т.д. Ну и, конечно же, воспитательная функция, которая также присуща такому органу, как ПМПК.

Организация деятельности

Как же должна быть организована деятельность данной комиссии? Так, заседания чаще всего проводятся не регулярно, а по необходимости (в зависимости от ситуации или согласно подготовленности методических материалов по проблеме). Важно сказать, что заседание может быть собрано в экстренном порядке, а все, что происходит в момент работы комиссии, фиксируется секретарем в специальном протоколе. Все проводится в форме беседы, к которой специалисты готовятся заблаговременно. На заседании обговариваются различные способы оптимизации учебного процесса ученика или группы учеников, а также даются предварительные выводы и общие рекомендации по решению существующей проблемы.

Формы деятельности комиссии

Интересным моментом также является то, что формы работы ПМПК могут быть различными. Стоит сказать, что бывают как плановые (запланированные), так и внеплановые заседания (цель - экстренное решение проблемы). Что касается первых, имеет место быть классическая форма их проведения. Ей предшествует возникновение проблемы, для решения которой комиссия и будет собираться. Специалисты предварительно готовятся, на самом же заседании представляют определенные выводы и дают рекомендации.

Модернизированная версия проведения консилиума заключается в том, что все происходит в виде игры, где ребенку намного проще расслабиться. Выводы и рекомендации при таком варианте развития событий даются комиссией несколько позже. Также консилиум может быть собран в режиме «форс-мажор», когда требуется срочное решение проблемы и дело не терпит отлагательств. Стоит сказать о том, что сами заседания могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной формах, в зависимости от того, требует помощи один ученик или целая группа.

О детях

Почему и когда может проходить заседание ПМПК в школе? Так, детей на обследование могут направлять по заявлению самих родителей или по рекомендации органов образования, здравоохранения, социальной защиты. Важным моментом является то, что ребенок проходить данную комиссию может только с согласия родителей. Однако есть маленький нюанс: получать разрешение не требуется, если учащегося на комиссию направили по решению суда. В таком случае ребенка могут обследовать в присутствии обоих или одного из родителей.

Характеристика

Если ребенок направляется на прохождение обследования сотрудниками учебного учреждения, важным документом является педагогическая характеристика для ПМПК. Тут воспитатель (или руководитель класса) должен не только указать на недостатки ребенка, но и дать более развернутую картину его состояния. Важно указать на характер затруднений, написать о том, какие меры предпринимались, какова была на них реакция ученика. Данный документ не должен быть исключительно негативным. Важно также указать положительные стороны ребенка.

На ПМПК может включать такие данные, как количество лет, проведенных в учебном заведении, отношения в семье ребенка, его личностная характеристика (общительность, склонности к наукам, умение находить общий язык с одноклассниками), также важно подать документы об успеваемости по различным предметам.

Алгоритм составления характеристики

Как правильно должна быть составлена характеристика на ученика на ПМПК? Так, данный документ имеет свою определенную форму, где обязательно указываются все необходимые данные. В самом начале пишут Ф.И.О. ученика, заведение, где он проходит обучение, класс. Сам же текст может начинаться с информации о том, какая семья у ребенка, насколько она благополучна, какой формы воспитания придерживаются родители. Далее последует разъяснение нюансов учебной деятельности ребенка. Педагог обязательно должен рассказать о том, насколько ученик быстро и качественно усваивает знания, какое у него мировоззрение и общее развитие, соответствует ли оно данному возрасту.

Далее следует более подробное разъяснение по основным предметам обучения. Если это первоклассник, должно быть описано, насколько ребенок знает математику, умеет ли читать, как пишет. Если это старшеклассник, разъяснения будут более общими. Должно быть указано, к каким предметам есть склонности, какие труднодоступны и тяжелы в изучении. Особое внимание должно быть уделено процессам мышления, особенностям памяти, иным навыкам. Также очень важно дать эмоционально-личностную характеристику ученика. При необходимости образец характеристики на ПМПК преподаватель может взять в методкабинете, где ему должны представить полную информацию о данном документе, а также о правильной форме его составления.

Обследование

Ребенок, направленный на ПМПК, может проходить медицинское обследование. Для этого будут задействованы такие специалисты, как офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, психиатр и обязательно психолог. Именно по решению врачей будет составлено медицинское заключение касательно определенного ребенка. Психолого-педагогическое обследование должно выявить различные психологические особенности развития ученика (навыки общения, самообслуживания, характер игровой деятельности и т.д.).

Дошкольники

Перед школой ребенок также должен быть направлен на обследование описываемой комиссией. Для этого ему понадобится характеристика для дошкольника на ПМПК, которую должны предоставить воспитатели детского сада, где ранее обучался малыш. Она может стать центральным звеном в характере обследования малыша. Однако при этом сама комиссия должна выявить уровень готовности ребенка к школе - определить уровень его умственного, эмоционального и физического развития, ведь малыш должен на этом этапе уже обладать некими знаниями об окружающем мире, иметь смекалку и основы логического мышления, способность запоминать. Также он должен уметь контролировать позывы своего тела, самоорганизовываться. Если ребенок уже учился в школе, комиссия должна определить причины, по которым у него возникли те или иные трудности. Обязательной опять же будет характеристика на ПМПК (1 класс, второй или пятый - не столь важно, данные там будут все равно приблизительно одинаковые), на основе которой члены комиссии смогут сделать предварительные выводы.

Документация

Если ученику необходимо обследование ПМПК, стоит знать, что родителям необходимо собрать пакет определенных документов. Для каждого особого случая он будет разным, однако обязательно включает копию свидетельства о рождении ребенка, копии паспортов родителей, документ, который подтвердит место жительства ученика, различные бумаги, подтверждающие, например, инвалидность - это так называемый гражданский комплект. Также понадобится педагогический комплект, в который обязательно входит характеристика ребенка на ПМПК, ксерокопия личного дела учащегося, возможно, понадобится предоставление некоторых рабочих тетрадей (особенно это касается учеников начальной школы).

Необходимы и медицинские документы, такие, как выписка педиатра, а также заключение медкомиссии. В особых случаях могут понадобиться, например, аудиограмммы (если или особые заключения при таком заболевании, как ДЦП.

Протокол заседания ПМПК

Важным документом является сам протокол ПМПК, в котором должно быть зафиксировано все, что происходило на заседании. Так, он имеет свою стандартную форму. Начинается он с даты проведения и перечня всех тех специалистов, которые при этом присутствовали (поименно и под роспись). Далее следует повестка дня, где кратко описываются все вопросы, которые подлежат рассмотрению. Основная и самая важная часть протокола - описание прохождения самого заседания (фиксируется практически все, что было сказано). Завершается протокол решениями комиссии, ее предложениями и рекомендациями. В самом конце все фиксируется подписями председателя и секретаря. Стоит сказать, что сам протокол является официальным документом, он длительное время сохраняется в архивах.

Заключение

Очень важным документом является заключение ПМПК. Именно в нем содержатся все результаты проведенного обследования, которые могут послужить официальным основанием для направления ученика в образовательные учреждения специального типа. При этом сами члены комиссии обязаны сохранять конфиденциальность. Если же родители не согласны с решением комиссии, им может быть предоставлено право замены некоторых специалистов (в компетенции которых они сомневаются), а также выбора иного экспертного учреждения. При необходимости решение комиссии может быть обжаловано в суде Стоит также сказать, что только заключение ПМПК (городской, районной, областной) дает основание для направления или перевода ребенка в специализированное учебное заведение.

Алгоритм составления

Стоит казать, что такой документ, как заключение ПМПК, является фиксированным, он не имеет свободной формы. Так, в самом начале приводится общее заключение консилиума касательно определенного ученика. Тут будет небольшое досье на ребенка (Ф.И.О., класс обучения, образовательное учреждение, домашний адрес), далее последует такой пункт, как причины направления на ПМПК, сюда могут включаться также жалобы родителей или преподавателей ученика, не менее важным является мнение классного руководителя относительно этого ребенка. Далее к документу отдельно будут прикреплены заключения различных специалистов, которые проводили обследование. В конце представляется общее заключение консилиума, а также рекомендации, которые дают его члены. Все фиксируется подписями и печатью.

Заключения специалистов

Итак, произошло представление на ПМПК, ученик прошел все обследования, в конце каждый специалист дал свое заключение. К общему заключению будет обязательно прикреплено заключение психолога, который должен рассказать и психоэмоциональном развитии ученика, о его межличностных отношениях, а также об иных важных аспектах развития. Свое заключение также обязательно должен представить педагог, который даст краткую характеристику ученика, основываясь на его успеваемости по различным предметам. Подобный документ оформляет и врач-педиатр консилиума, его может по необходимости представлять логопед, дефектолог или иные специалисты (в зависимости от проблемы ребенка).

Документ каждого отдельного специалиста в обязательном порядке имеет такой пункт, как рекомендации, где должны быть перечислены способы решения имеющейся проблемы в каждом отдельно взятом случае.

Выводы

Бывают ситуации, когда ребенок направляется на комиссию более высокого уровня. Это может произойти в том случае, когда члены сформированной ПМПК не придут к единому решению. Такое развитие событий возможно и в том случае, когда родители не согласны с решением комиссии и не собираются его принимать. В таком случае решение ПМПК может быть передано в районную или областную комиссию. Только после дополнительного исследования заключение может быть возвращено в образовательное учреждение или отдано родителям.

Порядок деятельности ПМПк

МБДОУ «Детский сад №22 «Веселинка»

Целями деятельности ПМПк является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей:

а) с нарушением речевого развития,

б) с нарушением психофизиологического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи ПМПк:

Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;

Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;

Выявление резервных возможностей развития детей;

Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи исходя из имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;

Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных педагогических ситуаций;

Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;

Организация взаимодействия педагогов и специалистов учреждения, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.

Контингент детей, представленных на ПМПк :

Дети с психофизиологическими особенностями в развитии;

Дети с психосоматическими нарушениями в развитии;

Дети с речевыми нарушениями.

Обязанности специалистов консилиума

1. Председатель:

- разработка и хранение документации ПМПк;

Составление плана работы на учебный год;

Информирование руководителя о необходимости заключения договоров и заявлений с родителями, предоставление необходимых материалов;

Подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума;

Информирование родителей о заключении ПМПк, обсуждение рекомендаций консилиума.

2. Секретарь:

Подготовка бланков договоров, заявлений, карт для заполнения специалистами, родителями;

За две недели, информирование специалистов консилиума о предстоящем заседании;

Ведение документации консилиума (журналы, протоколы, карты сопровождения, заключения ПМПк).

3. Педагог-психолог:

4. Учитель-логопед:

Изучение состояния речевого развития ребенка;

Подготовка материалов к консилиуму (представление);

Предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;

Участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.

5. Воспитатель:

Проведение необходимой диагностики;

Подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика);

Участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе;

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов;

Не позднее, чем за 3 дня до проведения ПМПк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума.

6. Медицинский работник:

Подготовка материалов к консилиуму (выписка из мед. карты (история развития ребенка);

Обсуждение физического состояния ребенка на момент консилиума, заболеваемости за год, факторов риска.

Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.

Регламент работы ПМПк

Деятельность ПМПк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год.

Плановые ПМПк проводятся не реже 1 раз в квартал: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую. Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:

Определение путей психолого - медико - педагогического сопровождения детей;

Выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей;

Динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы.

Деятельность ПМПк включает в себя три этапа:

  • 1 этап - подготовительный (сентябрь)

В сентябре на плановом подготовительном заседании ПМПк оформляются бланки первичных документов.

На консилиум направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) подписывается договор на психолого - медико - педагогическое обследование и сопровождение ребенка и заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия договор не подписывается, оформляется отказ.

На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно - развивающей работы.

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМПк , которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.

Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальный программа развития предполагает совместное определение содержания коррекционно - развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.

Также оформляются:

- Журнал записи детей на ПМПк , в который в последующем вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ПМПк, который заполняется на каждом из заседании;

- Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется ведущим специалистом не позднее чем за три дня до повторного заседания ПМПк.

Протокол ПМПк оформляется секретарем консилиума не позднее чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Председатель и члены ПМПк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.

При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого - медико - педагогическую комиссию (ПМПК ).

Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно - развивающая работа с детьми.

  • 2 этап - промежуточный (ноябрь, февраль)

На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.

В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.

  • 3 этап - итоговый (апрель-май)

В апреле - мае ПМПк анализирует результаты коррекционно - развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.

В течение года проводятся внеплановые заседания ПМПк по запросам специалистов, организующих коррекционно - развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.

ВАЖНО!

При направлении ребенка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки.

Копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк.

В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Деятельность ПМПк контролируется руководителем ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«План работы ПМПк ДОУ»

Утверждаю

заведующий МБДОУд/с ОВ №6

Е.А.Крамарь

ПЛАН РАБОТЫ ПМПк НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: Оказание помощи воспитателям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с воспитанниками, изучение личности дошкольника, составление (корректировка) индивидуальных коррекционно - развивающих программ.

Состав ПМПк: Заведующий, секретарь, ст. воспитатель,учителя-логопеды, старшая медсестра, педагог - психолог, педагог-дефектолог.

п/п

Ответственные

Заседание 1

«Установочное заседание ПМПк"»

1. Обсуждение и утверждение плана работы консилиума на новый учебный год.

2. Распределение обязанностей, освещение нормативно-правовой базы ПМПк ДОУ.

3. Выявление детей, имеющих трудности в усвоении программы, развитии и адаптации к ДОУ.

сентябрь

Председатель

ПМПк: Е.А.Крамарь

Члены ПМПк:

А.В.Калашник

Е.В.Фелоненко

Т.А,Скобанева

Е.А.Прапро

И.Н.Ефремова

Воспитатели

Заседание 2

"Итоги сбора информации о детях, нуждающихся в ПМП сопровождении".

1.Диагностика детей дошкольного

возраста.

2.Разработка перспективных планов индивидуальной работы с детьми.

Формирование списков детей по запросам родителей и педагогов для оказания индивидуально – коррекционной помощи детям.

Председатель

ПМПк: Е.А.Крамарь

Члены ПМПк:

А.В.Калашник

Е.В.Фелоненко

Т.А,Скобанева

И.Н.Ефремова

Заседание 3

" Итоги работы за первое полугодие".

1.Обсуждение результатов индивидуальной работы.

3.Обсуждение плана работы на следующий этап деятельности.

Члены ПМПк:

А.В.Калашник

Е.В.Фелоненко

Т.А,Скобанева

И.Н.Ефремова

Заседание4

" Итоги работы ПМПк за учебный год. Планирование работы ПМПк на 2017-2018 учебный год»

Отчёты специалистов по итогам работы на конец года.

Оформление листов динамического развития детей.

Члены ПМПк:

И.Н.Ефремова

А.В.Калашник

Е.В.Фелоненко

Т.А,Скобанева

Подготовка документов для районной ПМПК

Члены ПМПк

Воспитатели

Подгрупповая, индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии

В течение года

Члены ПМПк

Педагоги ДОУ

Формирование дополнительных списков детей по запросам родителей и педагогов для оказания индивидуально – коррекционной помощи детям.

Обследование детей.

Оформление документации по ПМПк: логопедического, психологического, педагогического и медицинского обследования детей.

При необходимости (поступление запросов родителей или педагогов)

Председатель ПМПк

Члены ПМПк

Диагностико – консультативный блок

Консультирование воспитателей о работе ПМПк ДОУ, её цели и задачи, о раннем выявлении отклонений в развитии детей.

сентябрь

Ст. воспитатель:

Е.А.Прапро

Консультирование родителей о работе ПМПк в ДОУ.

август - сентябрь

Члены ПМПк

Обследование уровня психического развития детей по запросам воспитателей и родителей, а также детей старших и подготовительных групп

сентябрь

Педагог – психолог:А.В.Калашник

Педагог-дефектолог:Е.В.Филоненко

Обследование уровня логопедического развития детей по запросам воспитателей и родителей, а также детей старших и подготовительных групп.

сентябрь

Воспитатели

Учителя – логопеды: И.П.Бова

И.Н.Ефремова

Т.А.Скобанева

Подготовка выписок из медицинских карт детей

В течение года

Старшая медсестра: Т.А.Соловьёва

Индивидуальные консультации родителей по психолого – медико – педагогическому сопровождению детей.

по необходимости

Члены ПМПк

Методический блок

Оформление консультаций для воспитателей:

- «Что такое медико – психолого – педагогический консилиум?»

- «Раннее выявление отклонений в развитии – залог успешной индивидуально – дифференцированной работы».

август - сентябрь

Члены ПМПк

Учителя – логопеды:

И.Н.Ефремова

Оформление консультаций для родителей:

- «Что такое ПМПк в ДОУ?»

- «Почему ребёнок не говорит?»

- «Агрессивный ребёнок в семье»

- «Гиперактивные дети»

- «Готов ли ваш ребёнок к обучению в школе?»

- «Проблемы адаптации в ДОУ»

В течение года

Члены ПМПк:

И.Н.Ефремова

А.В.Калашник

Е.В.Фелоненко

Т.А,Скобанева

Е.А.Прапро

Разработка перспективных планов индивидуально – коррекционной работы с детьми.

Члены ПМПк:

И.Н.Ефремова

А.В.Калашник

Е.В.Фелоненко

Т.А,Скобанева

Протокол заседания №1

МБДОУ детского сада №43

Итоги адаптации вновь поступивших дошкольников. Определение содержания ПМПк сопровождения.

От 01.09.2014г.

Присутствовали:

Повестка дня:

  1. Рассмотрение нормативно - правовой документации, регламентирующей деятельность ПМПк.
  2. Принятие плана работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
  3. Определение состава специалистов ПМПк и организация их взаимодействия.
  4. Итоги адаптации;
  5. Определение методик и сроков обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.

Слушали:

  1. Степкину Н.М. с планом работы ПМПк на 2014-2015 учебный год.
  2. Баландину Т.С с предложением о включении в состав психолого-медико-педагогического консилиума на 2014-2015 учебный год по сопровождению учащихся с особыми потребностями следующих педагогов: Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г., Бузину А.А, Квашину В.Г. – ст медсестру, председателем назначить воспитателя Степкину Н.М.
  3. Бузину А.А. , Кузьменко Е.В., Ковальчук Н.Г. с итогами адаптации вновь прибывших дошкольников. Особое внимание обращали на резервные возможности развития дошкольников.
  4. Степкину Н.М. с предложением об организации обследования детей группы риска специалистами МБДОУ.

Решение ПМПк:

  1. Принять к сведению Положение о ПМПк.
  2. Утвердить предложенный график работы и план работы консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями.
  3. Утвердить предложенный состав психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению воспитанников с особыми потребностями. Назначить председателем ПМПк Степкину Н.М.
  4. Оформлять необходимую документацию ПМПк, отражающую развитие ребенка, динамику его состояния по мере необходимости в течение 2014-2015 учебного года.

Члены ПМПк:

Бузина А.А

Протокол заседания №2

психолого - медико - педигагического консилиума (ПМПк)

МБДОУ детского сада №43

Анализ результатов обследования детей специалистами.

От 04.03.2015г.

Председатель ПМПк Степкина Надежда Михайловна

Члены ПМПк:

Кузьменко Елена Владимировна воспитатель

Ковальчук Наталья Григорьевна воспитатель

Бузина Анастасия Анатольевна воспитатель

Квашина Валентина Григорьевна ст. медсестра

Повестка дня:

  1. Обсуждение результатов обследования детей специалистами МБДОУ;
  2. Определение образовательных маршрутов и характера помощи данным детям;
  3. Анализ предварительной готовности к школьному обучению.

Слушали:

  1. Квашину В.Г. с отчетом о результатах обследования детей специалистами МБДОУ.
  2. Квашину В.Г. с предложениями о характере помощи, данным детям.
  3. Ковальчук Н.Г. с анализом о предварительной готовности детей подготовительной группы школьному обучению.

Решение ПМПк:

  1. По результатам обследования детей нуждающихся в сопровождении ПМПк по образовательным потребностям не выявлено.
  2. Воспитателям подготовительной группы учитывать в своей работе индивидуальные особенности развития ребенка, его возможности, потребности и строить учебно- воспитательный процесс в соответствии с ним. Отношения с детьми строить с опорой на эмоциональный контроль и контакт.

Председатель ПМПк ________________ Степкина Н.М.

Члены ПМПк:

Кузьменко Е.В.

Ковальчук Н.Г.

Бузина А.А

Квашина В.Г.

Протокол заседания №3

психолого - медико - педигагического консилиума (ПМПк)

МБДОУ детского сада №43

Коррекционная психолго-педагогическая работа с детьми, имеющими проблемы в развитии. Консультативные занятия для родителей.

От 04.03.2014г.

Присутствовали:

Председатель ПМПк Степкина Надежда Михайловна

Присутствовали: Баландина Татьяна Сергеевна заведующий

Кузьменко Елена Владимировна воспитатель

Ковальчук Наталья Григорьевна воспитатель

Бузина Анастасия Анатольевна воспитатель

Квашина Валентина Григорьевна ст. медсестра

Повестка дня:

  1. Анализ результатов диагностики и определение динамики работы с детьми, нуждающимися в коррекции.
  2. Анализ итоговой диагностики ребенка к школе (состояние здоровья и физического развития детей группы риска).
  3. Подготовка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей группы риска.
  4. Формирование коллегиальных заключений.

Слушали:

  1. Степкину Н.М. о результатах диагностики детей нуждающихся в коррекции, и определение дальнейшей работы с детьми.
  2. Ковальчук Н.Г. о результатах готовности детей подготовительной группы к школе, диагностика здоровья, физическое состояние детей.
  3. Бузину А.А о подготовки рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей группы риска.
  4. Кузьменко Е.В. о формировании коллегиальных заключений.

Решение ПМПк:

  1. Согласно результатам диагностики организовать воспитательно- образовательную работу с детьми, нуждающимися в коррекции.
  2. В работе с детьми подготовительной группы учитывать индивидуальные особенности ребенка, а та же его физическое и соматическое состояние.
  3. Подготовить необходимые консультации для родителей и педагогов, о работе с детьми нуждающихся в коррекции.
  4. Оформить коллегиальные заключения.

Председатель ПМПк ________________ Степкина Н.М.

Члены ПМПк:

Кузьменко Е.В.

Ковальчук Н.Г.

Бузина А.А

Квашина В.Г.

Предварительный просмотр:

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА ДОУ

№_____ ОТ «____»________20__Г. ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПК МОУ ЦДК «ДЕТСТВО».

Ф.И.О. ребенка ______

Дата рождения _____________ Домашний адрес____________________________

ДОУ №________ Вид группы____________________________________________

С какого возраста посещает ДОУ________________________________________

Выписка ПМПК №___________за______год (в случае повторного обращения).

Длительные перерывы в посещении ДОУ (указать причину) _________________

__________________

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ*

Общая осведомлённость и социально – бытовая ориентация

Сформирована по возрасту, не сформирована____________________________

Навыки самообслуживания____________________________________________

Умеет самостоятельно одеваться / не умеет

Ест самостоятельно / с помощью

Моторная ловкость ___________________________________________________

Умеет /не умеет/ правильно держать карандаш, проводит горизонтальные, вертикальные линии

Застёгивает /не застёгивает/ пуговицы, умеет / не умеет/ шнуровать

Знания и навыки по программному материалу*

По какой программе занимается _______________________________

Развитие речи _______________________________________________

Обращённую речь понимает в полном объёме / на бытовом уровне / понимание затруднено / отсутствует

Фраза отсутствует /простая / распространённая / аграмматична / лепетная речь

Рассказ-описание / по картинке / по серии картинок / из личного опыта составляет / не составляет / составляет с помощью

Математика _________________________________________________

Счёт в пределах ____ механический / сформирован / не сформирован / обратный

Число с количеством соотносит / не соотносит

Основные цвета узнаёт / не узнаёт; называет / не называет

Геометрические формы узнаёт / не узнаёт; называет / не называет

ИЗО __________________________________________________

На листе бумаги ориентируется / не ориентируется / с помощью

С заданиями справляется самостоятельно / с помощью / задания не понимает

Особенности познавательной сферы**

Восприятие: _________________________________________________

Цвет_____________________Форма______________Величина________________

Дифференциация пространственных представлений: много-мало, больше-меньше, вверх-вниз, вправо-влево, назад-вперёд - сформированы / не сформированы / в стадии формирования

Задания выполняет самостоятельно / с помощью / хаотично

Интерес присутствует / поверхностный / отсутствует

Внимание ___________________________________________________

Концентрация слабая_________средняя____________высокая______________

«Что изменилось?», «Чего не стало?»_______________________________________

Объём слабый_________средний___________высокий_____________

Распределение достаточное_______недостаточное________нарушено__________

Переключаемость низкая___________средняя____________высокая_____________

Устойчивость достаточная_______недостаточная________нарушена__________

Инертность процесса__________________________________________________

Не удерживает внимание на задании нужное время_________________________

При увеличении объёма материала значительные трудность сосредоточения___

Память _____________________________________________________

Зрительная (5-6 к.)_________________Слухо – речевая______________________

Запоминает быстро / прочно / медленно

Инструкцию понимает / не понимает

Стремиться преодолеть трудности / работу бросает / плачет

Мышление__________________________________________________

Наглядно – действенное

почтовый ящик_________доска Сегена_______пирамидка (5-7колец)_____

Наглядно – образное

Разрезные картинки____________________нелепицы___________________

Словесно – логическое_________________________________________________

Ориентировка во времени: части суток, дни недели, времена года

Сформированы____ не сформированы_____в стадии формирования_______

Обобщения

Сформированы на уровне бытовых представлений_______________________

Не сформированы________________не понимает инструкции_____________

Классификация

Сформирована на уровне бытовых представлений________________________

Не сформирована____________________не понимает инструкции__________

Исключение

Исключает__________не исключает___________не мотивирует____________

Включается после обучающего эксперимента___________________________

Не понимает инструкции____________________________________________

Задания выполняет самостоятельно / с помощью / не выполняет

Интерес стойкий / поверхностный / отсутствует

Особенности эмоционально – волевой сферы**

Уравновешенность

Спокоен________________уровновешен_____________суетлив____________

Самооценка

Адекватная (неадекватное снижение оценки после указанной ошибки)

Отказ от самооценки (неадекватно завышенная самооценка)

Поведение

Организован / гиподинамичен / двигательно беспокоен_____________________

Расторможен_________________________________________________________

Эмоциональность

Спокоен / дурашлив / эмоционально вял / безразличен / холоден / без чувства дистанции / раздражителен / склонен к аффектам / негативен

Тревожность________________________________________________

Агрессивность_______________________________________________

Особенности психо – речевого развития***

Речевое окружение __________________________________________

Артикуляционный аппарат__________________________________

Выполнение артикуляционных поз: точное / не точное

Мышечный тонус: достаточный / слабый / синкинезия / гиперкинез / саливация

Прикус: прогения / прогнатия / открытый / прямой / боковой

Губы: толстые / мясистые / короткие / малоподвижные

Зубы: редкие / мелкие / крупные / с большими промежутками / отсутствуют резцы (верхние или нижние)

Нёбо: узкое / высокое (готическое) / плоское / низкое

Язык: массивный / маленький / подъязычная уздечка массивна, укорочена, оперирована

Устная речь ________________________________________________________

Общее звучание речи__________________________________________________

Темп: нормальный / ускоренный / замедленный

Ритм: нормальный / дисритмия

Активный словарь____________________________________________________

Точность употребления слов: употребляет слова точно / с ошибками:

платье – сарафан, чайник – кофейник, платье – воротник, зашивает – шьёт

Грамматический строй речи___________________________________________

Словоизменение____________________________________________

4 года – образование множественного числа существительных именительного падежа:

Кот- окно- дом- лист-

5 лет – игра «1, 2, 5»:

Шар- ключ- берёза- ложка- окно-

6-7 лет - игра «1, 2, 5»:

Карандаш- лист- дерево- вилка- оса-

Ведро- пчела- ухо-

Словообразование____________________________________________

3-4 года: -

Чашка- кукла- кот- ведро- стол-

Образование приставочных глаголов: глядя на картинку, ответить на вопрос «Что делает?»

5 лет: образование уменьшительно-ласкательных слов - выполняет / не выполняет

Забор- кровать- лента- окно- дерево-

6 лет: - образование приставочных глаголов - выполняет / не выполняет, называет / не называет

Переходит- подходит- заходит- приходит- сходит-

Образование уменьшительно-ласкательных слов - выполняет / не выполняет

Лист- трамвай- кресло- суп- изба-

Образование прилагательных – выполняет / не выполняет

Из дерева- из кирпича- из резины-

Понимание предлогов__________________________________________

3-4 года: на в под над к

5 лет: на за перед под с около у по

6-7 лет: под из-под из-за между

Слоговая структура речи_________________________________________

3 года: кот- вода- стук- банка-

4 года: мост- фантик- тропинка- самолёт-

5 лет: скворец- фотограф- погремушка-

В универсаме продают продукты.

Парашютисты готовятся к прыжку.

6 лет: тротуар- фотоаппарат- регулировщик-

7 лет: университет- водопровод- кораблекрушение-

Регулировщик руководит движением на перекрёстке.

Экскурсовод проводит экскурсию по Екатеринодару.

Ошибки: упрощение / пропуски слов / перестановки слогов /перестановки, замены звуков в словах / не держит структуру слова

Звукопроизношение

сь

зь

ль

рь

Другие звуки

Фонематическое восприятие: грубо нарушено / снижено

А-о-у б-р-к

Повтори

Б-п-б п-б-п би-ба-бо

Звуковой анализ, синтез________________________________________

5 картинок: распределить картинки в соответствии с заданным звуком / позиция

Звука в слове

6 картинок: положение звука в слове (в начале, в конце, в середине слова)

Связная речь__________________________________________________

Составляет рассказ самостоятельно

Не понимает сюжета (по картинке)

Соскальзывание на побочные ассоциации

Пропуски членов предложения

Допускает ли аграмматизмы (какие)

Упрощение структуры фразы

Трудности переключения и «застревание»

Пересказ услышанного рассказа

Заикание (вид, степень тяжести)__________________________________________

Заключение педагога – психолога___________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение учителя – логопеда____________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Заключение педагога_____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Результаты коррекционно – развивающей работы в случае повторного обращения

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Предполагаемые причины отсутствия положительной динамики в усвоении программного материала _________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Руководитель ДОУ М.П. Ф.И.О.

Председатель ПМПк Ф.И.О.

Члены консилиума Ф.И.О.

Календарное планирование фронтальных занятий

Учитель – логопед:

Новосёлов

Календарное планирование индивидуальных

занятий

Учитель – логопед:

Новосёлова М.Ю.

Журнал записи

детей

на ПМПк

№ №

п/п

Дата,

время

Ф.И. ребёнка

Дата рождения

Пол

Инициатор обращения

Повод обращения

График консультирования

специалистами

МПК

2012 – 2013

уч. год

ГРУППА

№ 8

ГРУППА

№ 6

ГРУППА