Конспект урока "общая характеристика и внешнее строение пресмыкающихся". Урок "внешнее строение и скелет пресмыкающихся" Тема: Внешнее строение и скелет пресмыкающихся

Цель: раскрыть особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации по сравнению с земноводными; , сравнивать их между собой и земноводными, составлять общую характеристику класса.

Оборудование: презентация «Класс пресмыкающиеся»

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их своими улыбками и пожелаем друг другу удачи, рабочего настроения, азартного поиска ответов на все интересующие вас вопросы. И я уверена, что все у нас сегодня на уроке получится.

Сегодня речь пойдёт об удивительных животных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

    способными к гипнотическому взгляду (змеи) долгожителями (черепахи) ужасно кровожадными (крокодил) быстрыми и юркими (ящерицы) ужасно переменчивыми (хамелеон)

Ребята, представьте, лягушка попала в среду обитания ящерицы. Скажите, с какими непреодолимыми трудностями столкнется лягушка.

Почему же Пресмыкающиеся могут жить в этих условиях?

«Ключом ко всей науке является вопросительный знак...» (О. Бальзак)

Мы сегодня найдем ответы на все вопросы.

Делимся на малые группы. Работаем с текстом учебника

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся:

Тело ящерицы разделено на отделы_______________________________________________________

Между головой и туловищем появилась _________для того, чтобы_____________________________________

Глаза имеют __________________________________________________________________

Конечности расположены _________________________________________________________

Пальцы заканчиваются __________________________________________________________

Тело ящериц и змей покрыто _____________________

В верхнем слое кожи образуется ________________

Такой кожный покров – надёжная защита пресмыкающихся от ____________________

Линька – это _________________________________________________________

Почему линька характерна для Пресмыкающихся?__________________________________________________

Выползок – это _______________________________________________________

Скелет пресмыкающихся

Мыщелок – это ____________________________________________________(каково значение)_____________________________________________________

Позвоночник подразделяется на 5 отделов: ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – ____________________,которые ______________________________________

Рёбра соединяются с грудиной и образуют__________________,которая______________________________________________

Давайте посмотрим беглым взглядом на представителей класса, и ответим на вопрос какую среду обитания они занимают?

1. Пресмыкающиеся, как правило, являются сухопутными животными, т. е. ведут наземный образ жизни.

Как передвигаются эти животные в наземной среде?

2.Короткие конечности пресмыкающихся, расположенные по бокам туловища, не поднимают тело высоко над землей, и оно волочится по земле.

Выясняем, как пресмыкающиеся решают проблемы связанные с жизнью на суше. Самая главная проблема, как известно, проблема высыхания. Чтобы защитить тело от излишнего испарения, рептилии прикрылись чешуёй. Кожа их более толстая и твёрдая, шершавая на ощупь.

3. Кожа пресмыкающихся сухая, практически не имеет желез; покрыта роговыми чешуями.

Если кожа не растягивается, то, как происходит рост животных?

4. Для пресмыкающихся характерна линька; рост организма происходит во время линьки.

5. Глаза пресмыкающихся имеют веки, защищающие глаза от повреждений.

Физкультминутка

Письмо счастья (каждый сам за себя)

Вариант 1

А1. Какое из перечисленных животных не относится к пресмыкающимся?

1) ящерица 3) крокодил

2) жаба 4) черепаха

А2. В состав какого отдела позвоночника ящерицы входят ребра?

1) шейного 3) туловищного

2) хвостового 4) крестцового

В1. Как называется смена рогового покрова у ящериц?

_________________________________________________________________________

С1. Каковы особенности кожи пресмыкающихся?


Вариант 2

А1. Чего нет у ящериц?

2) ноздрей

3) перепонок между пальцами

А2. Какие органы змеи способны воспринимать тепло?

1) мыщелок

2) термолокаторы

4) роговые щитки

В1. Как называется процесс восстановления хвоста у яще­рицы?

_______________________________________________________________________

С1. Как отразился на строении пресмыкающихся назем­ный образ жизни?

Да - нетка

1. Рептилии произошли от древних земноводных

2. В шейном отделе ящерицы 2 позвонка

3. Скелет передней конечности состоит из плеча, предплечья, стопы

4. конечности прыткой ящерицы расположены сбоку под углом к туловищу
5. у ящерицы имеется грудная клетка

7. Скелет задней конечности состоит из бедра, голени, стопы

8. В скелете пресмыкающихся в отличие от земноводных есть ребра

9. У ящериц, как и у тритонов, есть когти

10. Внешнее строение пресмыкающихся свидетельствует о плохой приспособленности к жизни на суше

11. Для пресмыкающихся характерна способность к регенерации.

12. Веком расцвета пресмыкающихся был период теплого влажного климата на Земле.

13. Кожа ящерицы гладкая, слизистая

Презентация агента 00..

Пришло время выяснить стали ли мы обладателями ключа ко всей науке?

(отвечаем на вопросы стр.192)

1.Какие особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни,

2.Какие особенности строения скелета пресмыкающихся связаны с их жизнью на земле?

3.назовите процессы жизнедеятельности рептилий, которые обеспечивают им жизнь на суше?

Согласно цели сформулируйте вывод:

У Пресмыкающихся произошли прогрессивные изменения, вызванные наземным образом жизни. и поэтому их называют настоящими сухопутными животными.

Будьте мудры как змеи,

Прыткими как ящерицы

Долгожителями как черепахи!!!


Червева Маргарита Николаевна

учитель биологии

Коммунального государственного учреждения «Школа-гимназия №35 отдела образования акимата города Экибастуза»

Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки.

Цель (обучения): Ознакомление с общей характеристикой, строением и представителями класса Пресмыкающихся. Создание условий для формирования умений сравнивать строение и жизнедеятельность животных

Цель (личностного развития ): Содействие развитию устной речи и коммуникативных навы­ков через групповое и парное взаимодействие.

Ожидаемые результаты: А: знает и понимает – общие признаки живого организма, среды обитания организмов.

В: умеет – обосновывать взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания; особенности

питания, размножение, роста, развитие животных.

С: может – выявить причинно-следственные связи в логических заданиях, сотрудничать в группе и раскрывать

свои творческие способности, оценить себя и других.

Вре- Этапы Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используе-

мые модули

Побуждение – установить межличностный контакт

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации;

Постановка учеником собственных целей обучения.

Приветствует, определяет настроение, постановку целей и задач урока

Показывает на доске – изображения рептилий (всех отрядов) и земноводных. «Кто лишний?»

Комментирует изображения

Подводит к формулировке темы урока Пресмыкающиеся – «герои» урока (озвучивается тема урока). На доске – систематика (слайд). Ваши ассоциации?

Короткий рассказ об отношении людей к рептилиям, легенды

на листках – что хотели бы узнать о пресмыкающихся? Распределение вопросов учащихся на смысловые группы

Положительная мотивация на выполнение поставленных задач

выделяют среди рептилий лишнее земноводное; высказывают свои ассоциации, ощущения от животных;

слушают рассказ учителя, дополняют своими наблюдениями. Ответы на вопросы, комментируют слайды

Записывают тему урока, классификация класса пресмыкающихся

пишут по 1 вопросу, ответ на который хотели бы узнать в течение урока

Фронтальная

коллективная

индивидуальная

Формативное (похвала)
25΄ Реализация -получение новой информации;

Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Организация лаб. работы (листы заданий, лист оценивания)

Каждому ученику раздаётся текст по теме «особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых сухопутных позвоночных животных».

Обсуждение. Выделение главных особенностей рептилий, которые позволили им стать сухопутными животными. Подчеркнуть родство с земноводными.

Постановка проблемного вопроса: «какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными».

Координирует, корректирует действия учащихся

Оформление лаб. работы по алгоритму. Выполнение заданий.

Читают текст, сначала пытаются сами найти биологические ошибки, а затем ищут правильные ответы в учебнике (самооценка).

Таблица самооценивания.

Шкала оценивания.

«+», участвовал в работе – 1 балл,

«0», не участвовал в работе – 0 баллов,

«-», мешал работе – минус 1 балл.

При обсуждении выделяют как особенности рептилий, так и их родство с земноводными (эволюция органического мира).

Решают проблемный вопрос

Групповая

индивидуальная

групповая работа

индивидуальная

суммативное

формативное

формативное

10΄ Закрепление Игра «Чей признак?» (называется признак земноводных или пресмыкающихся, дети делают какие-либо упражнения, если это «их» признак).

Возвращает к вопросам на листках, сформулированным детьми в начале урока.

Если необходимо – помогает

найти ответы.

Группы выделяют «свои» признаки (земноводные и пресмыкающиеся), выполняют физ. упражнения.

Отвечают сами на свои вопросы

Групповая формативное (похвала, одобрение визуальная и аудиальная) УиЛ
Рефлексия -размышление, рождение нового знания;

Постановка учеником новых целей обучения.

Задает вопросы

Изменилось ли отношение к пресмыкающимся?

Как поступите, если увидите…

Почему «Пресмыкающиеся»?

Смайлики в коробочку с объяснением почему?

формулирует домашнее задание

оценивает знания и работу на уроке.

Отвечают письменно на смайликах,

выражают своё отношение к рептилиям. Опускают смайлики в коробочки «изменилось» «не изменилось»

записывают домашнее задание в дневники, индивидуальное задание по разным уровням

индивидуальная формативная

суммативная

ОдО

Приложение №1

Черепахи существуют на протяжении 250 миллионов лет.
Размеры черепах изменяются в довольно большом диапазоне. Морские виды, как правило, больше наземных и речных сородичей. Самыми большими являются кожистые черепахи
с длиной панциря 2 м и весом более 900 кг.

Вымершие сухопутные черепахи вырастали до двух с половиной метров, но самой большой является жившая в меловом периоде морская черепаха, размер одного из обнаруженных скелетов этого вида достигает более 4 метров. Предполагаемая масса этой черепахи - до 2 тонн. Самой маленькой из черепах является крапчатая черепаха, не превышающая 10 см в длину.

2. Крокодилы в разной степени опасны для человека. Некоторые никогда не нападают на человека (гавиал), другие нападают систематически (гребнистый крокодил.
Длина большинства крокодилов от 2 до 5 метров. Их внешность демонстрирует приспособление к обитанию в водной среде: голова плоская, с длинным рылом; туловище приплюснутое; хвост мощный, сжатый с боков; ноги довольно короткие. На передних конечностях - 5 пальцев, на задних - 4.

3.Мясо крокодилов съедобно и употребляется в пищу населением многих тропических стран. Кожа крокодилов, особенно аллигаторов, используется для изготовления различных галантерейных изделий (портфелей, чемоданов). Хищническое истребление крокодилов привело к резкому сокращению их численности и принятию охранных мер. В ряде стран существуют специальные фермы по разведению крокодилов.

4. Существует древняя легенда о том, что крокодил, поедая человека, плачет «крокодиловыми слезами».
Недавно зоологи подтвердили справедливость этой легенды, накормив 4 кайманов и 3 аллигаторов говядиной. У 5 из 7 пресмыкающихся во время еды текли слёзы.

5. Все известные змеи - хищники. Среди различного многообразия змей встречаются безобидные и очень опасные для человека и животных ядовитые представители. В настоящее время на Земле насчитывается более 3000 видов змей.
Тело удлинённое без конечностей, глаза лишены век, внешние уши отсутствуют, но змеи чувствуют вибрацию от земли.
Змеи отличаются огромным количеством позвонков (от 200 до 450). Длина тела от 10 см до 13 м. Грудной клетки нет, при заглатывании пищи ребра раздвигаются. Как правило, развито только правое лёгкое, левое отсутствует.

6. У змей ядовитый зуб может развиваться до 4 с половиной см.
Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Встречаются змеи на всех материках, кроме Антарктиды.
Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом. Обитают в различных экологических условиях - лесах, степях, пустынях, в предгорьях и горах.
Змеи в основном ведут наземное существование, но некоторые виды живут под землей, в воде, на деревьях. При наступлении неблагоприятных условий, например в результате похолодания, змеи впадают в спячку.

7. В отличие от змей у ящериц имеются в наличии конечности.
Многие виды ящериц способны отбрасывать часть хвоста. Через некоторое время хвост восстанавливается, но в укороченном виде.

Приложение № 2

Критерии оценивания лабораторной работы (рубрикат)

  • «5» баллов – ставится, если учащийся отлично выполняет работу в полном объеме

с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование (А)

все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда (В)

в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей (С)

доносит свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи (D)

  • «4» балла – ставится,

если хорошо выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

  • «3» балла – ставится,

если работа выполнена удовлетворительно, не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

  • «2» балла – ставится,

если работа выполнена не качественно , не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, сравнения, наблюдения производились неправильно.

Критерии оценивания выполнения лабораторной работы

Баллы
5 4 3 2
Работа полностью завершена Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы Не все важнейшие компоненты работы выполнены Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются Работа демонстрирует понимание, но неполное Работа демонстрирует минимальное понимание
Выделены основные материалы. Грамотно используется научная лексика Имеются некоторые основные материалы. Научная лексика используется, но иногда не корректно. Основные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. Минимум основных материалов. Минимум научных терминов
Дизайн (оформление)
Дизайн логичен и точен Дизайн есть Дизайн случайный Дизайн не ясен
Имеются постоянные элементы. Дизайн подчеркивает содержание. Имеются постоянные элементы. Дизайн соответствует содержанию. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.
Все параметры графической работы хорошо соблюдены, рисунок имеет обозначения. Все параметры графической работы соблюдены, но рисунок имеет не правильные обозначения. Параметры графической работы недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию Параметры не подобраны, делают текст трудночитаемым
Грамотность
Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических Минимальное количество ошибок Есть ошибки, мешающие восприятию Много ошибок, делающих материал трудночитаемым
Критерий Дескриптор Баллы

(достижения)

А (4 балла)

Знание и понимание

Знает основные таксонометрические категории животных

Знает алгоритм описания внешнего строения

Знает основные отделы скелета

Понимает значимость функций скелета для организма

1
В (3 балла)

Применение

Умеет определять отделы скелета животных

Умеет различать функции и значение отделов скелета лягушки и ящерицы

Умеет объяснять сходства и различия отделов скелета

1
С(4 балла)

Анализ и Синтез

(Обработка информации)

Умеет анализировать материал

Составляет этапы сравнительной характеристики отделов скелета

Выделяет во внешнем строении и скелете признаки, связанные с наземным и водным образом жизни.

Объясняет причины и следствия изменений скелета

1
Д (4 балла)

Коммуникация

Умеет работать с различными источниками информации

Отбирает относящийся к теме материал

Доносит знания другим, проявляя терпимость и дружелюбие

Организовывает работу группы, предлагает идеи для оригинального оформления работы

1
Итого 15

Суммативная оценка за лабораторную работу

Приложение № 3

Самооценка

Приложение № 4

Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки».

Текст для учащихся:

Класс пресмыкающихся относится к беспозвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет в воде, но некоторые обитают на суше и в воздушной среде. Размножение этих животных связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа влажная, не имеет роговых покровов. Активность пресмыкающихся зависит от настроения. Большинство пресмыкающихся имеют пару конечностей, но у змеи и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к деградации.

Правильный текст:

Класс пресмыкающихся относится к позвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые обитают в водной среде. Размножение этих животных не связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа у них сухая, имеет роговой покров. Активность пресмыкающихся зависит от окружающей среды. Большинство пресмыкающихся имеют по 2 пары конечностей, но у змеи и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к регенерации.

Цель: ознакомиться с внешним строением ящерицы прыткой.

Оборудование: таблица «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки», рисунки в учебнике, картинки.

Ход работы

Задание 1.

  1. Рассмотрите тело ящерицы. Укажите, из каких отделов оно состоит.
  2. Чем тело ящерицы отличается от тела лягушки? Почему?
  3. Опишите кожу ящерицы, её окраску.
  4. Какое строение имеют конечности?
  5. Рассмотрите голову ящерицы. Какие органы расположены на голове?
  6. Каковы особенности строения этих органов?

Обсудите задания в группе

Задание 2. Заполните таблицу

ПРИЗНАКИ
Черты строения земноводные общие пресмыкающиеся
Отделы тела

2. Туловище

Покровы тела
Конечности
Среда обитания
Черты приспособления к жизни на суше
Представители

Задание 3. Сделайте выводы

  1. В чем проявляется усложнение строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
  1. Какое значение в жизни ящериц имеют:

а) подвижность соединения головы и туловища с помощью шеи _____

б) расчлененные конечности ___

в) сухая кожа с роговыми чешуями ___

г) хорошо развитые органы чувст ____

  1. Какое значение в жизни ящерицы имеет явление ….. ?
  2. В чем выражается приспособленность ящерицы прыткой к жизни на суше?

Домашнее задание: Проблемные задачи

  1. Почему ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить в пустынях вдали от водоёмов?
  2. Какие защитные приспособления развились в процессе эволюции у ящерицы прыткой, гадюки, черепахи?

Задание 1. Рассмотрите внешнее строение ящерицы.

1. На влажном препарате исследуйте покров тела ящерицы с помощью лупы. Отметьте форму чешуек. Все ли они одинаковы (на спинной и брюшной сторонах тела, на голове)? Напишите, какое значение имеет чешуйчатый покров в жизни ящериц.

Чешуйный покров ящерицы предохраняет от иссушения. Роговые щитки у некоторых видов ящерицы находится на голове. Примитивные виды ящериц покрыты однородной роговой чешуей. И функции, защита иссушения. В отличие от лягушек, которые имеют кожные железы и которым нужно постоянно находится около воды, ящерицы имеют чешуйчатый покров.

2. Рассмотрите на препарате конечности ящерицы. Напишите, чем они отличаются от конечностей лягушки.

Удлиненные конечности, конечности расположены по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени, это делает их походку своеобразной -тело невысоко при поднято над землей и брюхо волочится по земле.

3. Осмотрите голову ящерицы. Найдите глаза, ноздри, слуховые отверстия. Отыщите при помощи лупы теменной глаз в верхней части головы.

4. Напишите, какие особенности строения ящерицы указывают на то,что это животное-обитель суши.

1) Сухой кожный покров.

2) Наличие мощных цепких конечностей и хвоста для передвижения по суше.

3) Тип дыхания-легочный.

5. Сформулируйте вывод об особенностях внешнего строения ящерицы в связи с наземным образом жизни.

Появление шейного отдела позвоночника, расположение поясов конечностей по бокам тела, ячеистое строение легких, размножение на суше(откладка яиц), ороговевший эпителий кожи не имеющий желез.

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Объясните, почему ящерица не может дышать кожей.

Потому что газообмен возможен лишь при определенной влажности поверхности, а у ящериц кожа сухая, в чешуйках.

Задание 4. Выскажите предположение: почему класс Пресмыкающиеся получил такое название.

Название “пресмыкающиеся” точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище - наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами.


Класс пресмыкающихся относится к позвоночным животным. Большинство пресмыкающихся живет на суше, но некоторые обитают в водной среде. Размножение этих животных не связано с водой. Они откладывают крупные яйца, покрытые плотной оболочкой. Кожа у них сухая, имеет роговой покров. Активность пресмыкающихся зависит от температуры окружающей среды. Большинство пресмыкающихся имеют по 2 пары конечностей, но у змей и некоторых видов ящериц они отсутствуют. Некоторым пресмыкающимся свойственна способность к регенерации.

Цель : ознакомиться с внешним строением ящерицы прыткой, найти черты приспособленности к наземному образу жизни.

Оборудование: «Строение ящерицы прыткой», рисунки в учебнике.

ХОД РАБОТЫ


  1. Рассмотрите тело ящерицы. Укажите, из каких отделов оно состоит.


Чем тело ящерицы отличается от тела лягушки?


  1. Опишите кожу ящерицы, ее окраску.

кожа ящерицы под микроскопм


  1. Какое строение имеют конечности?

4. Рассмотрите голову ящерицы. Какие органы расположены на голове?




Каковы особенности строения органов, расположенных на голове?

Ученые исследовали глаза ящериц и нашли, что они снабжены оранжевыми очками. В их сетчатке очень много капель жира, окрашенных в оранжевый цвет. Вот где, оказывается, светофильтры у этих животных. Значит, ящерицы видят мир не так, как мы. И не только ящерицы. Многим птицам кажется зеленым то, что мы видим в красном цвете. Рыбы же совсем по-другому воспринимает окружающий мир.

Выводы

1. В чем проявляется усложнение строения пресмыкающихся по сравнению с земноводными?

2. Какое значение в жизни ящериц имеют:

а) подвижность соединения головы и туловища с помощью шеи

б) расчлененные конечности

в) сухая кожа с роговыми чешуями

г) хорошо развитые органы чувств

3. Какое значение в жизни ящерицы имеет явление регенерации?

4. В чем выражается приспособленность ящерицы прыткой к жизни на суше?

Проблемные задачи

1. Почему ящерицы, в отличие от лягушек, могут жить в пустынях вдали от водоемов?

2. Какие защитные приспособления развились в процессе эволюции у ящерицы прыткой, гадюки, черепахи?

Большой интерес вызывают конечности гекконов

По стопам геккона

Американские нанотехнологи из университета в Акроне воспроизвели материал, которым покрыты конечности ящериц-гекконов. Эти пресмыкающиеся обладают уникальной способностью свободно перемещаться по любым отвесным и скользким поверхностям благодаря тому, что подошвы их лапок покрыты миллиардами микроскопических щетинок. Каждая из щетинок цепляется за малейшую неровность и «приклеивается» к поверхности на молекулярном уровне. Новый материал, названный обратимым сверхклеем, состоит из многослойных нанотрубок и по своим свойствам практически не уступает натуральному. Авторы проекта утверждают, что если к подошвам человека прикрепить по 4 кв. см нанолипучек, то он сможет свободно ходить по потолку.

Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.
3. Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ранее, вы встречали такой покров.

4.Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.
5. Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание – очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка – это роговые пластинки, отходящие от ствола.
6. Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

Тело птиц расчленено на голову, шею, туловище и хвост. На небольшой голове расположены различные органы чувств.

Челюсти лишены зубов и одеты роговыми чехликами, образующими клюв. Форма клюва разная, что связано с характером потребляемой пищи. Шея у разных птиц разной длины и отличается большой подвижностью. Туловище имеет округлую форму. Передние конечности превращены в крылья. Задние - ноги - разного строения. Это связано с разнообразием мест обитания. На ногах четыре пальца, заканчивающиеся когтями. Нижняя часть ног покрыта роговыми щитками. Укороченный хвост снабжен веером рулевых перьев. У разных птиц он имеет разное строение.

Кожа сухая, лишена желез (за исключением копчиковой), которая служит для смазки перьевого покрова и придания ему водонепроницаемости. Тело покрыто перьями.

Основу составляют контурные (состоят из стержня, очина, опахала) - они придают телу птицы обтекаемую форму. На крыльях они называются маховыми, а образующие плоскость хвоста - рулевыми. Под контурными располагаются с тонким стержнем - пуховые перья. Они лишены бородок 2-го порядка и соответственно не образуют сомкнутого опахала. Есть также собственно пух, который имеет укороченный стержень с пучком отходящих от них бородок 1-го порядка.Перьевой покров способствует сохранению постоянной температуры тела птиц.

Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, что особенно важно для полета, хуже – туловища.

ВЫВОД: Проделав данную работу я узнала о внешнем строении птиц и пришла к выводу, что птицы – это теплокровные животные, приспособленные к полету;передние конечности превратились в крылья, тело покрыто перьями, видоизменились задние конечности, облегченный скелет, хорошее развитие мышц, обеспечивающих полет; отсутствуют зубы, мочевой пузырь, один яичник у самок; есть воздушные мешки, которые обеспечивают двойное дыхание; сердце четырехкамерное, интенсивный обмен веществ; размножаются откладыванием яиц, проявляют заботу о потомстве;много птиц являются перелетными и совершают длительные миграции.