Как рождаются реки Грузии. Незабываемая прогулка к истокам Ингури

Ингу́ри или Ингу́р (абх. Егры, груз. ენგური Энгури, мегр. ინგირი Ингири) — река в Западной Грузии, в нижнем течении является границей территорий, контролируемых Абхазией и Грузией.

Длина 213 км, площадь бассейна 4060 км².

Берёт начало несколькими истоками из ледников (Шхара и Нуамкуан) Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа, основной исток находится на южном склоне горы Шхара, у одноимённого ледника, другие — в снежниках на склонах Эльбруса и Ушбы. В верховьях течёт по Сванетской котловине, ниже — в глубоком и узком ущелье, затем в постепенно расширяющейся долине; у города Джвари выходит на Колхидскую низменность. Впадает в Чёрное море.

гора Шхара, на ледниках которых берет исток Ингури

Питание ледниковое и дождевое. Средний годовой расход воды вблизи устья составляет 170 м³/сек. Половодье с марта по сентябрь. Сплав леса. Воды ограниченно используются для орошения. На Ингури расположена Ингурская ГЭС, построенная в 1970-е годы, а также остановленная строительством Худонская ГЭС.

В настоящее время нижнее течение реки служит границей между территориями, контролируемыми Абхазией и Грузией. Во время острой фазы грузино-абхазского конфликта железнодорожный и автомобильный мосты через Ингури были разрушены. Последний был восстановлен 26-29 июня 1994 силами российских миротворческих войск.

Железнодорожный мост не восстанавливался из-за нежелания грузинского руководства сотрудничать с Абхазской железной дорогой, в результате чего железнодорожным транспортом Грузия в настоящий момент связана только с Арменией и Азербайджаном, попасть из Грузии в Россию по железной дороге возможно только транзитом через Азербайджан.

СПЛАВ ПО РЕКЕ ИНГУРИ

Ингури (Enguri)

Главная река Грузии. По праву считается самой красивой и самой сложной рекой Кавказа. Имеет множество секций на любой вкус, от класс II до класс VI++.

Невероятно красива.

Верхние секции Ингури. 1 - старт секции Ушгули-Давбери,

2 - финиш секции Ушгули-Давбери,

3 - старт секции Ипрари-Накипари,

4 - финиш секции Ипрари-Накипари

Секция Ушгули-Давбери.

Сезонность: ??? в мае точно проходима

Put in - Деревня Ушгули (Ushguli). Можно начинать прямо от первых башен

Take out - Деревня Давбери (Davberi)

Класс сложности (в середине мая): IV - V

Расход в середине мая: 15 куб.м/км

Длина участка: 7-8 км

Уклон: не мерили, но очень приличный

Верхняя Ингури

Описание:

Глубокий глухой каньон, из которого визуально нельзя выбраться. В каньоне неплохой крикинг. Большую часть можно посмотреть с дороги, но кое-что все же придется ехать наудачу, т.к. в самом каньоне посмотреть ничего нельзя. За деревней Давбери (Davberi) расположен миниканьон с очень большим падением. Это могла бы быть лучшая крикинговая секция Грузии, если бы не бревна, которыми завалена река после постройки ЛЭП.

Tips: дорога из Мести в Ушгули достаточно плохая, но в сухую погоду вполне проезжаемая на неполноприводном микроавтобусе. После дождей лучше нанять в Местии что-то полноприводное. Сама деревня Ушгули безумно красива. Это одно из тех мест в Грузии, которое обязательно должен посетить каждый

Сами не плавали, только просмотрели сверху. Вообще, эта секция ждет своих первопроходцев. Здесь еще никто не плавал.

Секция Ипрари-Накипари

Сезонность: май-сентябрь

Put in - Деревня Ипрари (Iprari), после миниканьона с бревнами.

Take out - Деревня Накипари (Nakipari)

Класс сложности (в середине мая): II

Расход в середине мая: 20 куб.м/км

Длина участка: 15 км

Уклон: не мерили, но небольшой.

Время: ???, но не больше дня.

Описание.

Простая секция класс II, Дорога везде идет вдоль реки по ПБ. Пейзажи вокруг очень красивые. Препятствия - несложные прижимы, иногда волны и редкие бочки. Могут попадаться отдельные бревна.

Сами не плавали, только просмотрели сверху, но до нас здесь побывала группа чехов и проехала этот участок

Каньон на реке Ингури

Секция Накипари - слияние с Мулхурой

Про этот участок ничего сказать не можем, т.к. дороги вдоль него нет и он находится в ненаселенной местности. Судя по старым туристическим отчетам (старше 30 лет), эта секция похожа на предыдущую, то есть класс II, однако непонятно, для какого уровня воды это верно. Расход у реки должен быть существенно выше, чем на предыдущей секции, т.к. она вбирает несколько крупных притоков. В общем, участок ждет тех, кто снова откроет его

Нижние секции Ингури.

1-2 - Секция Мулхура - Накра,

2-3 - Секция Нижних каскадов

Нижняя Ингури

Секция Мулхура - Накра.

Возможно, первое прохождение на каяках

Put in - Деревянный мост после слияния Мулхуры и Ингури у деревни Латали (Latali)

Take out - Слияние с Накрой

Класс сложности (в середине мая): V

Расход в середине мая: Вначале около 60, затем 100 куб.м/км

Длина участка: 25 км

Уклон: 18 м/км.

Время: полтора - два дня.

Описание

Река течет в огромном глубоком ущелье, кое-где переходя в короткие, но глухие каньоны. Пороги секции локальные, все просматриваемые, но попадаются и must run. Препятствия - огромные волны, сбойки, бочки и огромные опасные котлы. Вобщем, ultimate bigwater kayaking! Выбраться из ущелья можно около многочисленных мостов, от которых дорога уходит на ПБ вверх к трассе. Шоссе проходит на 150 -200 метров выше реки. Финиш рядом с устьем крупного правого притока Накра.

река Ингури, Накра

Tips: Это очень серьезная секция. Надо быть на 100% уверенным в себе и команде, чтобы ее плыть.

Как мы плыли:

На подвиг решились только трое: Иван Козлачков, Серега Ильин и Кирилл Рогачев. За 4 часа они проплыли половину секции до деревни Zeda Luha, бросили внизу лодки и вышли на дорогу. На следующий день за 4 часа доплыли до слияния с Накрой. Делали много осмотров и несколько обносов. Возможно, они были первыми каякерами, кто сплавлялся по этому участку Ингури.

Нижние каскады Ингури. Накра - 2 км ниже Ненскры

Место подвигу.

Глядя на три каскада, расположенные на этом участке, никто из нас так и не смог понять, как же можно плавать ТАКОЕ. Тем не менее, данный участок был частично пройден группой Гомберга далеком 1986 году, а в 1990 году - полностью группой Сергея Лагоды. В обоих случаях использовались катамараны.

Каскад Хаиши

В апреле 2010 года на реке побывала сборная Рязани и Москвы на больших катамаранах. К сожалению, отчета они не оставили, зато есть эпичное видео, дающее представление о нижней секции реки. Целиком ее пройти у команды не получилось из-за поднявшейся воды.

каскад Хаиши

Подробная, но слегка устаревшая лоция секции, написанная для катамаранных групп, есть вот в этом отсканированном отчете Сергея Лагоды.

Если вы надумали покататься по данной секции, вам нужен самый низкий уровень воды из возможных.

Сроки - либо начало апреля, либо конец сентября-октябрь.

Потенциал региона.

Несмотря на то, что мы проехали много ранее неизвестных рек, здесь еще осталось место для первопрохождения. Это притоки Ингури.

Правый - Адишчала (Adishchala). Судя по секции Ингури, текущей параллельно, это река класс II- III, но что там на самом деле, надо разведывать. Второй правый приток - Долра, река, текущая с горы Ушба. Группа украинских каякеров во главе с Сергеем Хвостенко, попробовали сплавляться по ней, но после трех километров порогов нонстоп снялась с реки. Осталось еще 12 непройденных километров прекрасной белой воды.

Также правый приток Накра - в большую воду сущий ад типа прорыва Геги перед Стрелочным порогом в Абхазии, но в малую, возможно, частично проходима. И левые притоки: Лаилчала (Lailchala) - издалека очень похожа на Гоначхир. В сторону реки уходит плохая грунтовая дорога от деревни Лахили (Lahili). Кумпрери (Khumpreri) - еще один левый приток Ингури, напоминающий Гоначхир. Как туда забраться, кроме как пешком, неизвестно. Ну и, конечно, нижняя Ингури, ждет своих героев на полиэтиленовых лодках в малую воду.

приток Ингури, река Долра

СПЛАВ ПО РЕКЕ МУЛХУРА

Мулхура (Mulkhura). Первопрохождение

Река Мулхура - правый приток Ингури, начинается непосредственно в городе Местия. Изюминка реки - два настоящих, глубоких глухих каньона.

1 - Старт первой секции. Ее финиш и старт второй секции расположены там, где с ПБ к реке подходит грунтовая дорога.

2 - Финиш второй секции.

Секция Первый каньон

Сезонность: май - начало июня, сентябрь

Put in - Там, где кончается каньон, возле старого автомобильного железного моста на окраине Мести.

Take out - Деревянный мост после окончания каньона недалеко от деревни Ланжери (Lanjeri)

Класс сложности (в середине мая): IV- IV+

Расход в середине мая: сначала 20 - 25 куб.м/с

Длина участка: 3 км

Уклон: 20 м/км

Время: 2-4 часа

Good to go: если в каньонах Местичалы и Цанери с мостов в Мести видны камни и участки спокойной воды - то уровень оптимальный. Если сильная пруха, то лучше воздержаться от прохождения каньона

Описание

Через 500 м после старта река входит в глубокий, частично непросматриваемый каньон, выбраться из которого до финиша можно только в одном месте. Высота стен около 100 метров. Первый порог сразу на входе в каньон. Похож на порог «Прощай, Родина» на Лабе, но масштабы поменьше.

Слева плохое улово, справа котел, между ними узкий язык, в который надо обязательно попасть. Просмотр и страховка с ПБ. Далее 300 метров быстротока с волнами и бочками, и второй порог. Ориентир: виден подпор и урез слива. Крохотное улово для чалки и просмотра расположено непосредственно перед сливом на ПБ. Обнести и отстраховать порог с берега нельзя.

В русле лежит обломок скалы, который делит поток пополам. В левой части два котла, ехать туда не надо, а в правой - высокий слив, который надо забуфить влево. Далее еще метров 300 быстротока и за плавным левым поворотом самый сложный порог секции. Чалка в крохотный улов на ПБ перед осыпью (лучше зачалиться сначала на ЛБ и наметить улово на ПБ). Вылезти из каньона можно по крутому травянистому склону от этой самой осыпи, если у вас достаточно морковок, карабинов и вспомогательных веревок.

Порог длинный, интересный, нестрахуемый с берега и необносимый.

Есть несколько линий движения. Сразу за ним расположен следующий порог, в котором у нас было заклинено бревно. Ехать надо прижимаясь к правой стенке. Каньон заканчивается через 500 - 700 метров после этого порога.

N43.0376567, E42.7101117 - начало 1-го каньона ("вход в метро")

N43.0301650, E42.6936300 - конец 1-го каньона

Второй порог каньона

Tips: каньон Мулхуры - самый настоящий, из которого можно выбраться только в одном месте. Сложные чалки, бревна, невозможность просмотреть, отстраховать или обнести пороги. Несмотря на то, что сами пороги не такие уж и сложные, данную секцию можно рекомендовать только уверенным в себе группам.

Tips 2: возьмите с собой достаточно веревок, морковок и карабинов на случай экстренного вылезания их каньона.

Третий порог, за ним виден четвертый. Здесь мы решили выбираться наверх по склону, который начинается от осыпи, на которой я стою

Как мы ехали:

В первый день на Мулхуру отправились двое: я и Андрей Арсеев. Мы посмотрели реку только на старте и финише, поэтому каньон стал для нас настоящим сюрпризом, если не сказать больше. Мы с горем пополам доехали до третьего порога, за которым виднелся четвертый. Сколько оставалось до конца каньона, было неясно и мы приняли решение выбираться оттуда на берег.

Вылезание с лодками по травянистому склону заняло у нас около часа. Каяки поднимали на сцепленных морковках. Когда мы вылезли наверх, оказалось, что до финиша мы не доплыли самую малось - около километра, а каньон заканчивается совсем рядом.

На следующий день в полном составе мы прошли этот участок целиком. Всем очень понравилось.

Секция II, Второй каньон.

Сезонность: май - сентябрь (в летнюю большую воду надо просмотреть каньон сверху)

Put in - Деревянный мост после окончания каньона недалеко от деревни Ланжери (Lanjeri)

Take out - Деревянный мост после окончания каньона после слияния с Ингури у деревни Латали (Latali)

Класс сложности (в середине мая): III- IV-

Расход в середине мая: 25 - 30 куб.м/с

Длина участка: 6-7 км

Уклон: 15 м/км

Время: 3 часа

Третий порог, каньон

Описание

Первая половина участка - шивера класс III в широкой долине, затем река входит во второй глубокий глухой каньон. Ориентир начала каньона - песчаный красный правый берег. Сам каньон проще, чем в верхней секции. Пороги едутся без просмотра и достаточно локальны. Невероятно красиво. Иногда попадаются заклиненные на высоте два метра бревна. Учитывайте при высоком уровне воды.

N43.0164883, E42.6505817 - начало 2-го каньона

N43.0044283, E42.6236100 - конец 2-го каньона

Tips: не смотря на то, что пороги простые, данная секция получает дополнительный балл сложности за каньон. Там могут оказаться заклиненные бревна и все, что угодно. Спасение заплывших каякеров будет очень проблематично.

Секция пригодна для сплава на катамаранах

_________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие.

Ингур // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.

«Ингур» — название реки Ингури, официально используемое в русском языке в Республике Абхазия

Ингури — статья из Большой советской энциклопедии

Фото Антона Свешникова, Ивана Чудакова, а также Алекса Корчмаря

Сайт Википедия.

http://my.mail.ru/mail/valeria-lytkar/

Читатель наверняка в курсе печальных событий грузино-абхазского конфликта. И сегодня отношения между этими странами остаются напряженными. Однако существует место дружбы Грузии и республики Абхазии, но дружбы вынужденной. Это ГЭС на Ингури, одна из самых поражающих и прекрасных в мире. Давайте посмотрим на нее.

Что это - Ингурская ГЭС?

Речь идет о самой крупной на всем Кавказе гидроэлектростанции. Ингурская, Ингур ГЭС, Ингури ГЭС - это все различные ее наименования. Расположена на одноименной реке близ городка Джвари. Это граница Грузии и Абхазии.

Так почему же гидроэлектростанцию на Ингури называют местом дружбы двух до сих пор враждебных друг к другу государств? Дело в том, что она была построена еще во время СССР, когда Грузия и Абхазия были республиками одной страны. Отчего ключевые объекты ГЭС расположены на территориях обоих этих современных суверенных государств. Поэтому эксплуатация ее возможна только при равноправном сотрудничестве.

Краткая характеристика

Ингури ГЭС, запущенная в 1978 году, сегодня имеет статус действующей. Рассмотрим основные ее технические характеристики:

  • Разновидность объекта: плотинно-деривационная.
  • Выработка электроэнергии за год: 4430 млн кВт/ч.
  • Электромощность: 1300 МВт.
  • Показатели расчетного напора: 325 метров.

Перейдем к основным сооружениям ГЭС на Ингури:

  • Тип плотины: бетонная, арочная.
  • Длина плотины: 728 м.
  • Высота плотины: 271,5 м.
  • Шлюзов нет.
  • Распределительное устройство: 110/220/500 кВ.

А сейчас краткая характеристика оборудования гидроэлектростанции:

  • Турбины: радиально-осевые.
  • Количество турбин: 5.
  • Количество генераторов: 5.
  • Расход через турбины: 5 х 90 м 3 .
  • Мощность генераторов: 5 х 260 МВт.

Теперь более подробно ознакомимся с этим масштабным объектом.

Состав сооружений

Ингурская гидроэлектростанция - типичная Ее гидравлическая схема зиждется на переброске вод Ингури в бассейн другой горной реки - Эрисцкали. Общий напор оценивается в 410 м. Из них 226 м приходятся на саму плотину, а оставшиеся 184 м - дело напорной деривации.

Ингурская ГЭС - это ряд важных сооружений. Рассмотрим их.

Поражающая бетонная арочная плотина в 271,5 м высотой. До распада СССР она считалась второй по величине во всем Союзе после Нурекской ГЭС (каменно-набросный тип).

Сегодня же плотина ГЭС на Ингури - шестая по масштабности в мире! Она уступает китайской ГЭС "Цзиньпин-1" (305 м), названной таджикистанской (304 м), китайской ГЭС "Сяовань" (292 м), китайской ГЭС "Силоду" (285,5 м) и швейцарской "Гранд Диксенс" (285 м).

Ингурская плотина состоит из арки (221,5 м) и 50-метровой пробки. Толщина всей плотины на ее (пробки) верхе - 52 м, а на отметке гребня - уже 10 м.

В самом теле плотины устроено семь 5-метровых (в диаметре) водосбросных отверстий для холостого стока вод. Также здесь находятся 12 полупролетов глубиной порядка 9 метров, которые могут пропускать до 2,7 тыс. м 3 воды в секунду!

Другие значимые сооружения данной гидроэлектростанции в Грузии и соседней Абхазии:

  • Тоннельного типа глубинный водоприемник с двумя отверстиями, переходящими в одно. Он забирает воду в деривационный тоннель.
  • Собственно деривационный напорный тоннель, чья длина - 15 км при диаметре 9,6 м. Напор воды на входе в него оценивается в 101 м. На выходе - 165 м.
  • Уравнительный резервуар.
  • Подземное помещение гидроэлектростанции.
  • 5 турбинных подземных водоводов, которые перекрывают дисковые затворы (их диаметры - по 5 м).
  • Отводящий тоннель.

Мощности ГЭС

Мощность гидроэлектростанции на реке Ингури - 1300 МВт. электроэнергии оценивается в 4430 млн кВт/ч.

В здании ГЭС находятся пять гидроагрегатов производства "Турбоатома". Они работают при напоре 325 м (максимальный - 410 метров). Наибольший расход через каждую турбину составляет 90 м 3 в секунду. Турбины приводят в действие гидрогенераторы, каждый из которых имеет расчетную мощность 260 МВт.

Напорные объекты гидроэлектростанции образуют Ингурское (или Джаварское) водохранилище. Его полный объем - 1110 млн м 3 .

Эксплуатация гидроэлектростанции

ГЭС не является полностью составляющей промышленности Грузии или же Абхазии. Сегодня находящаяся в зоне конфликта между этими двумя государствами, она не может эксплуатироваться на полную мощь. Сооружения гидроэлектростанции принадлежат данным странам в таком соотношении:

  • На территории Абхазии находится здание ГЭС и часть ее тоннеля.
  • На территории Грузии - водоприемник, плотина и другая часть тоннеля.

Кроме того, весь Ингурский гидроэнергетический комплекс, помимо данного объекта, включает в себя четыре перепадные ГЭС (каскад из 4 гидроэлектростанций - I, II, III, IV). Они построены на реке Эрисцкали, которая протекает по абхазским землям. Поэтому промышленность Грузии будет испытывать большие сложности, если правительство страны откажется сотрудничать с Абхазией по поводу совместного мирного использования ГЭС.

Таким образом, с 1992 года и по настоящее время соседние государства по соответствующей договоренности совместно эксплуатируют объект. По соглашению, 60% вырабатываемой электроэнергии поступает Грузии, а 40% - Абхазии.

Реконструкция объекта

В начале 90-х на Ингурской ГЭС был выявлен ряд проблем технического плана, которые не позволяли ей работать на максимальной мощности. В середине девяностых и вовсе вышел из строя 3-й гидроагрегат.

В связи с этим в 2004 году была начата реконструкция. которую проводила фирма Voith Siemens Hydro. Работы финансировали зарубежные кредиторы. Какая-то часть была оплачена грантами от иностранных инвесторов.

В результате реконструкции в 2006 году вновь был запущен третий гидроагрегат. Затем отремонтированы 2-й и 4-й. В 2012-2013 гг. была проведена реконструкция 1-го и 5-го гидроагрегатов. Стоимость всех проведенных работ составила 20 млн €. Средства предоставил - инвестиционный международный механизм, созданный для поддержания экономики нуждающихся стран.

Ингури ГЭС - не только важнейший стратегический объект. Мощь, величественность и эстетика гидроэлектростанции привлекают сюда и туристов. Самыми близкими населенными пунктами к ней будут пос. Поцхо Эцери и городок Джвари. Что касается поселка, в нем есть довольно уютная гостиница, с балконов которой открывается захватывающий вид на плотину.

Кстати, именно здесь берет свое начало Верхняя Сванетия - один из самых красивых высокогорных районов Грузии. Ингури стекает к ГЭС прямо с многовековых ледников. А ниже Поцхо Эцери уже будет проходить Абхазско-Грузинская граница.

300-метровый обрыв, за которым 1110 млн кубометров воды - поистине захватывающее зрелище. Поэтому грузинское правительство в будущем планирует развить здесь рекреационную зону - построить музей, туристический центр и даже запустить через водохранилище.

Ингурская ГЭС - одно из самых значительных сооружений нашей планеты. Также это тот стратегический объект, который позволяет сотрудничать двум враждующим странам.

Река Ингури – одно из красивейших мест Грузии. Она протекает на территории Грузии и Абхазии, беря начало у нескольких ледников Большого Кавказа. В верховье она протекает по Сванетской котловине, затем, переходя в узкие горные ущелья, расширяется возле города Джвари и выходит на территорию Колхидской низменности, где впадает в Черное море.

Река Ингури примечательна своей самой большой на территории Кавказа ГЭС, где выстроена самая большая арочная плотина. Это место пользуется популярностью у туристов и, хотя территория ГЭС является режимным объектом, который строго охраняется с границ Грузии и Абхазии, туристов сюда пускают. Чтобы осмотреть чудо инженерии, придется проделать немалый путь пешком. Автомобильные дороги здесь закрыты, как и ранее действовавшая железнодорожная ветка, соединяющая Грузию с Россией.

Вода в Ингури имеет необыкновенно лазурный оттенок, что практически не свойственно рекам. Сама же ГЭС снабжает электроэнергией половину Грузии и всю Абхазию. Здесь расположен небольшой современный городок, в котором проживают работники станции. Побывав здесь, вы сможете увидеть, как осуществляется сплав леса по реке.

Мощь, энергия, красота, опасность, жизнь – всё это про грузинские реки. Полноводные и обмелевшие, бирюзовые и мутные, стремительные и едва текущие - они все разные. А какие певучие у них имена – Алазани, Аргуни, Алгети, Мтквари, Риони ! В стране их более 26 тысяч и вполне понятно, что их истоки по большей части находятся посреди горных круч Кавказа. И знаете, мне кажется, нет ничего более удивительного, чем увидеть лично, как рождается здесь река.

Ради этого зрелища мы посетили самый красивый регион Грузии Сванетию , долго ехали сначала по крутым серпантинам, а затем по полному бездорожью и ещё пешком шли несколько часов. Всё это ради того чтобы увидеть, как у самой высокой горы Грузии Шхара рождается река Ингури .

Увиденное достойно поэмы, будь я поэтом, но ввиду моих ограниченных талантов придётся обойтись фотоочерком. И всё же я попробую Вас удивить...

Ингури – очень важная река для своего региона. Её длина всего 213 километров, но по полноводности она бьет многие рекорды. Плюс у неё внушительный перепад высоты в более двух тысяч метров от её истоков до впадения в Чёрное море. Благодаря этим характеристикам, в прошлом столетии здесь была построена одна из самых больших дамб в мире. Именно у этой плотины высотой в 272 метра и произошла наша первая встреча с Ингури.


3.

Впечатления от этого объекта мы получили очень мощные. Когда-то Ингурскую ГЭС строили всем Советским Союзом. И результат получился впечатляющим. Рядом с дамбой появилось Ингурское водохранилище с безумно бирюзовым цветом воды. Его в простонародье уже давно называют "сванским морем" .


4.

ГЭС заработала на полную мощность, а уже через два года начался развал СССР и чуть позже грузино-абхазская война. И тогда Ингури стал своего рода рубиконом для двух родственных народов. Река разъединила страну и каждый из народов пошёл своим путём. Но в то же время именно мост через Ингури остаётся до сих пор последним транспортным коридором между Грузией и Абхазией.


5.


6.

На следующий день из Местии мы выдвигаемся в небезызвестное село Ушгули . Но наша конечная цель - не это включённое в списки всемирного наследия по версии Юнеско поселение, а ледник у самой высокой грузинской горы Шхары .


7.

Добраться до туда без помощи внедорожников практически невозможно. На помощь нам приходят незаменимые в этих краях полноприводные минивэн Митсубиси Делика .


8.

Дорога на Ушгули из Местии полна неожиданностей, головокружительных пропастей и полного бездорожья.


9.

Никак в ней не обойтись и без таких фотогеничных сванских башен.


10.

После же Ушгули дорога превращается в просёлочную дорогу, полную ухабов и камней.


11.

При этом несколько раз вброд нам приходилось пересекать нашу Ингури, которая здесь изрядно измельчала, но от этого, кажется, только похорошела.


12.

Виды в этой части Сванетии девственно чисты и прекрасны. Здесь в горах уже во всю ощущается дыхание золотой осени. Сдается мне, эти безумные цвета с бахромой из заснеженных гор будут ещё не раз снится мне.


13.

Последнюю часть нашего маршрута приходится идти пешком. Прогулка может показаться не совсем простой. Тропа всё выше забирается вверх и лишь журчание Унгури говорило, что мы на верном пути.


14.

Здесь же мы встретили нескольких местных обитателей. Они, похоже, даже не заметили чужаков.


15.

Вскоре мы, дошли до границ ледника. За последние лет сто он сильно сдал свои позиции. Удивительно видеть лишь кучи камней, там где ещё пару десятков лет назад были горы льда.


16.

Сам ледник уже хорошо различим, правда, по незнанию его нижнюю часть, грязно-коричневого цвета, легко спутать со скальными породами.


17.

Лишь в непосредственной близости от него ты начинаешь ощущать буквально на себе его мощь и силу. Стоя от ледника в нескольких метрах, ощущаешь его практически как живой организм. Гора льда давит и напирает на тебя, как огромный очень медленный асфальтоукладчик. С его стенок везде сочилась вода, падали камни, отваливались куски льда. Я зачарованный стоял перед ним несколько минут, даже не пытаясь сопоставить свою ничтожность с гигантской громадой практически живого ледника.


18.

Именно здесь в толще льда и начинает свой путь река Ингури. Поток воды белесого цвета вырывается из небольшой пещеры в нижней кромке ледника.


19.

Если оглянуться назад, то можно увидеть путь новорождённой реки вдоль горной долины на несколько километров вперёд. Далее за грядами гор, долин и глубоких ущелий она набирает силу и размах.


20.

А впереди лишь груда льда и опасных скал, заканчивающихся грядой высоких пиков под названием Безенгийская стена. Её увенчивает опасный и коварный пятитысячный двуглавый пик Шхара.


21.

Я, такой маленький и незаметный, находился как раз на границе этих двух таких разных миров. Границе между жизнью и выживанием, между тягой к звёздам и любовью к земле. Удивительные ощущения! И именно ради них я советую этот, возможно, самый интересный маршрут в Сванетии! Он не может оставить равнодушным никого, кто дойдет до его конца...


22.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу