Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы с детьми овз в общеобразовательном учреждении

Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе
В процессе обучения младших школьников учитель сталкивается с особыми трудностями в формировании учебных навыков у отдельных учеников класса. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В моём классе таких детей трое.
Самой большой и распространённой категорией с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Учитель начальных классов сможет предоставить таким детям квалификационную помощь и создать специализированные условия обучения в классе в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Такие специализированные условия образуются за счёт организации единой образовательной среды для учащихся с разными возможностями психического здоровья. Она должна быть ориентирована на укрепление, сохранение и развитие здоровья, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика, в том числе и с ЗПР.
Среда должна создаваться посредством включения в образовательный процесс дополнительной помощи разных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, врачей-неврологов), а также педагогов дополнительного образования, руководителей секций и кружков. В нашей школе созданы такие условия. Свои консультации и рекомендации к обучению и воспитанию таких детей дают врачи-неврологи и врачи – психотерапевты после обследования на медико-педагогической комиссии.
Я, как классный руководитель, согласовываю со специалистами сопровождения и родителями индивидуальный маршрут-план работы с учеником, где представляю реестр затруднений ребёнка с указанием проблем, над которыми нужно поработать специалистам (т.е. характеризую познавательные процессы, особенности письменной речи, особенности поведения и пр., отражённые в психолого-педагогической характеристике). Скоординировав и ознакомив родителей с режимом работы специалистов школы, организовала учебный процесс. В течении учебного года мною были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «
Изучив специальные документы, пройдя курсы ПК, я составила алгоритм действий учителя при работе с детьми с ЗПР.
Создать для себя и учеников в классе мотивацию и психологический настрой к учащимися с ЗПР. Одноклассникам нужно правильно вести себя с этими детьми, помогать им и поддерживать их, общаться с ними, играть. Формирование положительной мотивации, связанной с достижением успехов в учебном труде, овладением новыми знаниями и способами их получения, установлением и сохранением хороших отношений с окружающими, открытие детям личностного смысла деятельности является необходимым условием коррекционно-развивающего обучения. Также коррекционно-развивающее обучение требует формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности
Изучить медицинскую документацию каждого ученика, рекомендации психолого-педагогической комиссии (ПМПК), составить план дальнейшей коррекционной работы и составление индивидуальной адаптивной программы.
Скорректировать программу и учебно-тематическое планирование с целью выделения тем, которые обязательны для изучения учащимися с ЗПР (обязательный минимум), без которых дальнейшее усвоение ими учебного материала будет невозможно. Для этого необходимо ориентироваться на базовый уровень стандарта. Содержание некоторых тем программы может осваиваться учениками с ЗПР на уровне общих представлений (узнаваний).
Продумать создание комплексных условий для развития детей с ЗПР и эффективной работы с ними: коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях; консультации с родителями (еженедельные); медикаментозное лечение (знать, какие препараты получает ученик и их действие); занятие со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом); занятия в системе дополнительного образования. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях. Это могут быть общеразвивающие занятия по коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков.
Разработать систему организационной помощи ученикам с ЗПР, т.е.:
- посадить детей в классе в соответствии с его особенностями;
- максимально исключить все отвлекающие факторы: убрать из ближайшей зоны видимости пособия, картины, выставки и т.п.;
-приучить его готовить к уроку только необходимые вещи;
- добиться наличия закладок в учебниках и дидактических пособиях;
- ставить галочки там, где нужно начать работу, выполнять образец карандашом;
- проверять запись домашнего задания в дневнике;
- назначить учеников-помощников из числа нормально развивающихся учащихся;
- по возможности придерживаться постоянного расписания и режима дня;
- ставить часы или таймер (для распределения времени) при выполнении самостоятельных заданий и т.д.
- диагностика поведения и особенностей общения детей. Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры.
6. Разрабатывать уроки с учётом особенностей психической деятельности учащихся с ЗПР, продумывая деятельность всего класса и учеников с ЗПР в процессе урока. Строить урок в соответствии с дозировкой нагрузки, нахождении заданий с темпом деятельности и мерах помощи при их выполнении, смене видов деятельности, учёте утомляемости, способах переключения учащихся с ЗПР.
Приведу пример урока русского языка на тему «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, в ходе которого учащиеся с ЗПР включаются в работу всего класса.
В начале урока выполняются пропедевтические задания на развитие мыслительных процессов (сравнение, исключение лишнего, обобщение). На доске буквы: п,к,т,а,с,н; о,ю,у,а,ы,э и предлагаю детям в каждой группе найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. В ходе такой работы учащиеся готовятся к восприятию новой темы, а дети с ЗПР вспоминают понятия гласные звуки и буквы, обозначающие два звука. Затем, сравнивая слова в парах типа: полю-полью, солю-солью, ученики с ЗПР могут ответить на вопрос: «Отличается ли произношение этих слов?» Результатом выполнения этого задания учащимся с ЗПР может стать представление о том, что некоторые слова в русском языке пишутся с разделительным мягким знаком.
Далее предлагаю выполнить упражнение, направленное на формирование знания о том, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак. Ученики с ЗПР в это время могут пользоваться опорой в виде ленты букв и выполнить упражнение наравне с другими учениками.
Анализируя соответствующее правило, ученик может использовать карточки-опоры, где оно записано в виде схемы. Таким образом происходит зрительное подкрепление (у учеников с ЗПР лучше развито наглядно-действенное мышление). Этой карточкой можно пользоваться и при устных ответах.
При знакомстве со словарными словами для этих же целей можно использовать рисунки - изографы (см. в приложении №1), в которых видны ошибкоопасные места в слове. Тогда ученик зрительно запоминает их.
В ходе работы по закреплению написания слов с разделительным мягким знаком можно уменьшить объём задания для учеников с ЗПР, но при этом дать им установку выполнить свою часть работы правильно и аккуратно.
Упражнение, требующее словоизменения, дети с ЗПР могут выполнить в парах с сильными учениками, которые к ним прикреплены. При написании этих слов можно добавить зрительную опору, например, картонный мягкий знак, который они будут передвигать по словам. Этот мягкий знак будет являться внешней опорой и напоминать им о правильном написании слова.
При проверке написанного полезно использовать перфокарту с окошком, которая передвигается по написанному слову. Для итогового закрепления материала используется текст готового правила с пропущенными смысловыми частями: ученики читают правило и устно добавляет отдельные необходимые слова. Таким образом, у них получается связный рассказ.
7. Учить учеников использовать при ответах, в самостоятельных работах различные опоры; план связного рассказа, вопросы, карточки-схемы, рисунки, опорные слова, готовые ответы с пропущенными фактическими данными, правила с пропущенными словами и смысловыми звеньями, задачи с решением, в которых отсутствуют числовые данные, слова для справок и т.п..8. Разработать систему оценивания с учётом динамики развития школьников с ЗПР. Качественная (словесная) оценка, подкреплённая в виде фишек, значков, смайликов; использование десятибалльной лесенки успехов по разным критериям (аккуратность, правильность, каллиграфия и т.п.), оценивании каждого задания отдельно; ведении в тетради записей о том, что получилось у ученика и над чем поработать; портфолио и т.п..9. Специально готовить школьников с проблемами в обучении к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий в другие предварительные работы, давать индивидуальные похожие задания на дом. По итогам контрольных работ надо вести учёт индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок, их характер и т.п., спланировать индивидуальную работу над ошибками.
10. Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение, как у всех, но меньшее по объёму, облегчённое или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока, подготовить презентацию с родителями и т.п. Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно сформировавшихся навыков и умений: коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т.п. В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
11. Включать учеников с ЗПР в парную (лучше с более сильным учеником) и групповую работу, проектную деятельность, где он выполняет посильное задание или его отдельную часть, ведущую к достижению общего результата.
12. Учитывать утомление, пресыщение деятельностью учащихся с ЗПР, менять вид деятельности, устраивать паузы для активного отдыха и релаксации, направлять их энергию в полезное русло (например, просить во время урока вытереть доску, раздать или собрать тетради и т.п.).
13. Создавать для учеников с ЗПР ситуацию успеха, в которой они смогут проявить свои сильные стороны.
14. Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится с учетом темпа психического развития и темпа усвоения. Важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности, искать виды заданий, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за каждым ребенком. Особая роль отводится охране и укреплению здоровья учащихся. Описывать формы и виды деятельности в дневник наблюдений и коррекции. Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.
Хотелось бы, чтобы от руководителей учебного заведения была более ощутима поддержка моральная и материальная, а также по оснащению кабинета для учителей, в классе которых есть дети с ОВЗ.
Цель исследования - изучение системы коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития.Задачи исследования:1. Раскрыть понятие задержки психического развития и проблему ока-зания помощи детям с особыми образовательными нуждами.2. Охарактеризовать систему коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР.3. Раскрыть специфику организации специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.1. Понятие задержки психического развития и проблема оказания помощи детям с особыми образовательными нуждамиСистемы оказания помощи лицам с различными типами нарушений развития тесно связаны с социально-экономическими условиями существо-вания общества, с политикой государства по отношению к детям с отклоне-ниями в развитии, с нормативно-законодательной базой, определяющей цен-зовый характер образования и уровень требований к выпускникам учрежде-ний специального образования. Первыми получили помощь от государства дети с глубокими нарушениями психического и физического развития еще в середине XVIII в. Конец XIX - начало XX вв. стали началом систематическо-го обучения умственно отсталых детей. А с середины 50-х гг. XX в. внимание ученых стали привлекать дети с задержкой психического развития (ЗПР).Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов . Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, С.К. Сиво-лапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у детей с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность . Первоначально проблема ЗПР рассматривалась в контексте трудностей в обучении у детей школьного возраста . В эту группу объединяли детей, испытывающих затруднения в обучении, называя их детьми с недостаточны-ми способностями в обучении или детьми с трудностями в обучении. Меди-ки, также изучавшие детей с подобными отклонениями, пришли к заключе-нию, что трудности, которые испытывают дети, связаны, в первую очередь, с последствиями повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка. По-этому таких детей они называли детьми с минимальными мозговыми дис-функциями. Возникновение трудностей у детей рассматривалось в педагоги-ке и с социальных позиций. Истоки задержки психического развития ребенка этими учеными виделись в социальных условиях его жизни и воспитания. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий этих неблагоприятных социальных условий, определялись ими как неприспособ-ленные, педагогически запущенные (или социально и культурно депривиро-ванные).
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном обра-зовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Специфика организации учебно-воспитательного процесса для детей ЗПР обнаруживается в структурировании материала, методике его препода-вания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов: усиления практической направленности изучаемого материала; выделения сущностных признаков изучаемых явлений; опоры на жизненный опыт ребенка; ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности объема изучаемого материла; введения в содержание учебных программ коррекционных методов активизации познавательной деятельности .
Приложение №1.

Из опыта работы с детьми ОВЗ учителя коррекционного класса МКОУ Межевская СОШ Плакса Александра Николаевича

С детьми ОВЗ я работаю пятый год.

В своей работе руководствуюсь нормативными документами:

1. Федеральный Закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 29/2065-п от 10 апреля 2002 года «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования, утверждённую приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;

6. Региональный базисный учебный план для образовательных организаций(классов), реализующих адаптированные образовательные программы для детей с умственной отсталостью;

7. Адаптированная образовательная программа образовательного учреждения (с дополнениями);

8. Концепция социальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями;

9. Устав школы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) – особенные и нуждаются в специальном подходе. Я понимаю, что обучение должно быть коррекционным и направляться на умственное, сенсорное и речевое развитие. В коррекционный процесс с такими детьми вовлечены психолог, логопед, дефектолог нашего образовательного учреждения. Я для себя сделал определённый вывод о том, что эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ на уроках повышается, если мы, педагоги, будем выполнять ряд условий: необходимо побуждать у учащихся речевую активность, контролировать их речевую деятельность. На своих занятиях я использую медленный темп обучения, к изученному материалу неоднократно возвращаемся. Любую деятельность осуществляю поэтапно, выделяю составные элементы и части, чтобы учащийся мог осмыслить их взаимоотношения и взаимозависимость. В ходе уроков использую упражнения, стимулирующие развитие памяти, внимания и восприятия. Во время образовательного процесса стараюсь помочь ученику осознать связь между предметом, его внешним видом, практическим действием и обозначением.

Работа с «особенными» детьми строится на индивидуализированном подходе, который учитывает особенности состояния здоровья и детской психики. В своей работе стараюсь использовать опыт коллег, получивший положительный результат-это различные методические приёмы, с помощью которых реализуются инклюзивные программы работы с детьми с ОВЗ в школе: задания поэтапно разъясняются, а после выполняются в строгой последовательности действий; с учащимся регулярно повторяю инструкцию выполнения заданий.

Мне хотелось бы остановиться на технологиях, используемых мною в учебно-воспитательном процессе. В работе с детьми ОВЗ использую традиционные технологии обучения. Мой опыт и опыт моих коллег показывает, что в коррекционной работе они являются основными. Данные технологии основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Поэтому в образовательном процессе я применяю инновационные технологии.

В учебно - воспитательном процессе я использую:

Мультимедиа презентации;

Тестовые технологии (презентации);

Аудиовизуальные технологии;

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Никогда не забываю и о технологиях компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Я считаю, что различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний, имеют не малое значение:

Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); дополнительные упражнения;

Оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя специального (коррекционного) класса, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.

Постоянно слежу за тем, чтобы у учеников не было перегрузки, планирую время для отдыха во время учебного процесса. Строю свои уроки, исходя из возможностей ребенка.

Образовательный процесс на моих уроках обеспечен необходимыми техническими и аудио-визуальными средствами; учащиеся получают дополнительное время на сдачу домашнего задания и завершение классной работы; на уроках соблюдается и учитывается чередование физкультурных пауз и обучающих упражнений, виды деятельности чередую; на уроках занимаю рисованием, лепкой; объемные письменные задания заменяю альтернативными устными; учащимся выдаю печатные копии всего, чтобы записано на доске, а печатные материалы дополняются аудио- и видеоматериалами; упражнения и задания сокращаю, чтобы обучающийся освоил основные понятия; ответы учащихся с ОВЗ оцениваю в индивидуальном ключе, оценивание выполняю ежедневно; если ученик не справляется с заданием, могу разрешить его переделать перед оцениванием.

Свою работу провожу с логопедом Рыжковой Н.Г. , педагогом психологом Голубевой Н.А., дефектологом Соколовой Л.А.

Я стараюсь помочь детям адаптироваться в школьном коллективе, поскольку такие «особенные» привыкли к ежеминутной родительской опеке и не умеют устанавливать контакты со сверстниками.

Из опыта работы учителя 3 класса с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Я, Карпова Ольга Петровна, учитель начальных классов МКОУ АГО «Афанасьевская СОШ».

Стаж работы на занимаемой должности 30 лет, с детьми с ОВЗ работаю 2 года.

В своей работе руководствуюсь следующими документами:

    Закон РФ « Об образовании Российской Федерации»

    Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденный 10.04.2002.,№ 29/2065-п.

    Примерный региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Курской области от 02.06. 2004 г. №846 «Об утверждении базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII видов»

    Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. №919.

    Методическое письмо МО « О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.

    Концепция «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработана ИКП РАО, 2009 г.

Разрабатываю рабочие программы в соответствии с программами для специальных (коррекционных) классов под редакцией В.В. Воронковой.

В работе с детьми использую Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и обучающихся, облегчение понимания сложных знаний.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.

В учебно - воспитательном процессе я использую:

Мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);

Аудиовизуальные технологии;

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии); урок как система реабилитации, в результате которой каждый обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); дополнительные упражнения;

Оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Используются следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий.

Последовательное выполнение заданий.

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

Чередование занятий и физкультурных пауз.

Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

Работа на компьютерном тренажере.

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.

Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

Оценка переделанных работ.

Использование системы оценок достижений учащихся.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Свою работу провожу совместно с логопедом Чирковой Ниной Владимировной и педагогом психологом Смирновой Натальей Юрьевной.

При работе с родителями использую индивидуальные формы, а именно беседа, задушевный разговор, посещение на дому, выполнение индивидуальных поручений, переписка, телефонный разговор.

Трудности при работе с обучающимися с ОВЗ связаны не только с серьезными заболеваниями и частыми пропусками уроков из-за болезни, что, безусловно, влияет на процесс обучения и усвоения ими материала, но и с противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки.

Мотивация детей с ОВЗ к учению, безусловно, снижена из-за состояния здоровья. Не всегда я получаю ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа учителя специального класса, каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой, чем работа учителя, который работает со здоровыми, мотивированными учениками.

Необходимо следить, чтобы у учеников не было перегрузки, планировать время для отдыха во время учебного процесса. Строить урок, исходя из возможностей ребенка: кому-то нужно больше работать устно, развивая речь, кому-то необходимо писать, разрабатывая моторику руки, а кому-то надо все потрогать.

Конечно, ученики с ОВЗ хотят проявлять себя в различных конкурсах, олимпиадах. Каждому необходимо показывать результаты своего труда, почувствовать свою успешность. Мои ученики принимают участие во всех конкурсах как и обычные дети.

Елена Шевченко
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ

Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Ведь развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

Речь. Что может быть проще и одновременно с этим сложнее для маленького ребёнка? Это тайна не только детской психологии, но и педагогики .

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Конечно, развитие речи – это долгий и кропотливый труд. А что, если твои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья? Взрослея, эти дети покидают рамки узких семейных отношений, включаются в общение с более широким кругом людей, в особенности, со сверстниками. К сожалению, не всегда дети с ОВЗ полноценно овладевают средствами общения.

Именно поэтому мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ представляет собой целую науку, которая является частью увлекательной профессии. Моя профессия уникальна тем, что приходится постоянно наблюдать за детьми , индивидуально оценивать их возможности, раскрывать их способности.

Каждый ребенок – это, прежде всего, уникальность и неповторимость. Мы стремимся создать все условия для их развития, сделать их мир ярче и разнообразнее. И вместе с тем радуемся вместе с ними этому миру. Именно радость заставляет задумываться над их восприятием этого огромного мира. Дети, как маленькие росточки, тянутся ко всему новому и неизведанному. Причем это стремление настолько искреннее и эмоциональное, что ему могут позавидовать даже взрослые.

Мир глазами детей – это мир веселых и озорных игр, а воспитатель в этом мире – путеводная звезда, которая направляет каждого из них по индивидуальной траектории развития. В любом мире - хоть в сказочном, хоть в настоящем - существуют свои правила, которых ребенок должен придерживаться, чтобы успешно пройти процесс социализации.

Попробуем представить мир ребенка с ОВЗ? Этот мир не так уж прост, как нам кажется. Дети, имеющие нарушения речи, больше остальных стремятся к общению и больше чем другие нуждаются в нем.

Как я замечаю, среди них очень много творческих личностей, эмоционально ранимых. И пусть они не говорят или говорят крайне мало, но их богатый внутренний мир можно раскрыть с помощью творческой деятельности – рисунка или поделки.

На мой взгляд, дети с ОВЗ больше чем их сверстники требуют формирования правосознания. Ведь кому как не им приходится ощущать на себе взгляды окружающих : порой сочувствующие, порою осуждающие. Но как сформировать правосознание у дошкольника? Как привить ему понимание, что такое хорошо, а что такое плохо? Конечно же, это можно реализовать только через сказочные сюжеты, которые еще больше разнообразят их фантазию и внутренний мир. Казалось бы, что может нести в себе сказка, кроме волшебства?

На самом деле сказка – это воплощение мудрости наших предков. И любую сказку можно заново перечитать, но уже по-новому, через проектную деятельность.

Так, веселый Колобок реализует свое право на жизнь, пробегая мимо зайца, волка и медведя. Не успел он свернуть с тропинки, как за ним следом торопятся построить свои домики три поросенка, ведь они тоже спасаются от опасности, как и колобок.

Но если вам и удалось спасти жизнь, то это еще не значит, что не надо в дальнейшем заботиться о своем здоровье. И, конечно же, на помощь к нам приходит доктор Айболит, который дает ценные советы, реализуя право на укрепление здоровья. А как же укреплять свое здоровье, не имея собственного домика? Маленькие зверушки должны жить в домике, чтобы быть здоровыми, чтобы их не застали снег, дождь и холодный ветер. И вот мы встречаемся с многоэтажным зданием – теремком, где под одной крышей живут и медведь, и лиса, и мышка, и каждый имеет право на свой уголок в этом доме. В этом большом доме можно затеряться, поэтому любой из ребят должен знать свое спальное место, свое имя и уметь откликаться. Определить важность своего имени нам помогают такие сказки, как «Золушка» и «Дюймовочка» .

В современной жизни мало иметь красивое и запоминающееся имя, надо много знать, реализуя свое право на образование. И, конечно же, к нам на помощь спешит веселый и любопытный Буратино , который интересуется всем, что происходит вокруг него, а в конечном счёте приходит в школу, чтобы получить знания. Получив образование, мы смело можем отправиться на работу . Вот и в сознании детей мы начинаем формировать право на труд, используя сказочный сюжет «Золушки» . Именно последнее, на мой взгляд, способно не только благотворно повлиять на развитие психической сферы ребёнка, но и привить любовь и понимание важности труда. К последнему наиболее легко подобрать пословицы из русского фольклора, что позволяет им ощущать себя частью единой нации, несмотря на ограничения по здоровью.

В других сказках мы можем найти примеры жизненной стойкости персонажей, которая так важна для детей с ОВЗ. Для этого можно использовать литературные произведения «Серая шейка» или «Стойкий оловянный солдатик» .

Конечно, мне, как человеку ответственному за их развитие, не безразличны изменения, которые будут происходить в личностной сфере. Замечаю, что нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие, усилился интерес к сказкам, проявилось желание и умение их слушать, понимать смысл. Дети начинают разглядывать персонажей, пытаются обыгрывать их действия и диалоги. Вот где проявляется их фантазия, и вот что стимулирует их правильную речь. И это великолепно! В такие моменты понимаешь, что не зря выбрала эту профессию.

А если удалось развить эмоциональную отзывчивость, если дети научились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, то это, на мой взгляд, самая высшая ценность, к которой можно стремиться в своей профессии.

Но не только происходят изменения в их внутреннем мире, изменяется и отношение к окружающим. Дети с уважением начинают относиться к близким, окружающим людям, природе. В ответ же они получают благосклонность. Ребята раскрепощаются, становятся менее застенчивыми при выборе роли в сказке. Кто-то хочет изображать колобка, а кто-то с удовольствием играет роль волка или медведя, изображая повадки этих животных.

Проекты с участием детей не только благотворно сказываются на творческом воображении, умении ставить цели и решать проблемы, но и способствуют познавательной активности. Дети начинают тянуться ко всему новому, останавливая свое внимание. Мне это как раз и нужно. Когда они сосредоточены на чем-то, то можно вести с ними любую работу , в том числе и логопедическую. Вижу порой, как им нелегко дается каждое слово, но как они рады, когда, наконец, получается. Да, пусть где-то с маленьким дефектиком, но для нас это уже прогресс.

В их глазах, кажется, скрыта искорка, которая может разжечь целое пламя. И важно поймать эту искорку, которая будет движущей силой в их нелегком процессе познания этого большого и удивительного мира. Разве мы не помним, что когда были маленькими, то этот мир нам казался больше. Деревья больше, дома выше, а значит и впечатления от этого намного глубже. Наверно поэтому у нас самих до сих пор свежи некоторые воспоминания о собственном детстве.

Каждый день, я отмечаю для себя их успехи. Это очень важно и для меня, так как придает мне уверенности в себе. Дети чувствуют мое расположение духа и тянутся ко мне, воспринимая меня за определенный источник знаний, источник поддержки. При этом всегда поражает их откровенность и эмоциональность. Если это радость, то радость искренняя, которая исходит из глубин души. Отмечу, что не всегда она ярко выражена, что является особенностью их поведения. Тем не менее, по отдельным чертам лица, по манере двигаться, можно рассмотреть, что творится в их маленьком сердце, то есть чему оно радуется или чем встревожено.

Всегда храню в своей душе веру в их светлое будущее, которое в том числе зависит и от моей работы . Они мне все как родные, а я для них почти вторая мамочка. Возможно, от этого их маленькие ручонки тянутся каждый раз ко мне, как родной, и порой вызывают слезы умиления.

Публикации по теме:

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Как развить речевые навыки у детей с нарушениями речи. Практический опыт «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания;.

Обобщённый педагогический опыт работы по направлению «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» ЦЕЛЬ: Охрана и укрепление здоровья детей; ЗАДАЧИ: Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Формирование жизненно необходимых двигательных.

Опыт работы Центра детского и юношеского творчества с одаренными детьми Одарённые дети-наше будущее Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным отделом МБУ ДО ЦДЮТур «Без зачатков положительного.

Беседа с детьми: Какое сейчас время года? Какой месяц? В последнее воскресенье ноября (сегодня, в России отмечают День матери. У каждого.

Я работаю в группе с детьми с диагнозом ЗПР. В изодеятельности у этих детей возникают определенные трудности, так как у них слабо развита.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Педагогический опыт работы