Закрепление согласования прилагательных с существитель­ными в различных падежах единственного и множественного числа. Согласование прилагательного с существительным Согласование имя прилагательное имя существительное примеры

Прилагательные в латинском языке, как и в русском, согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Для того, чтобы согласовать в латинском языке прилагательное с существительным, необходимо:

1. На первом месте записать существительное и правильно определить его род
2. Выбрать в словарной форме прилагательного ту форму, которая соответствует роду данного существительного и расположить ее на втором месте после этого существительного.

Практическое воплощение этих двух положений можно проследить на следующих примерах:

Термин на русском языке

Словарная форма каждого слова

Перевод термина
на латинский язык

ольха красная

ольха - Alnus, i f
красный - ruber, bra, brum

черный плод

плод - fructus, us m
черный - niger, gra, grum

слон индийский

слон - elephas, ntis m
индийский - indicus, a, um

оса обыкновенная

оса - Vespa, ae f
обыкновенный - vulgaris, e

круглая мышца

мышца - musculus, i m
круглый - teres, etis

настурция дикорастущая

настурция - Nasturcium. i n
дикорастущий - silvester, tris, tre

Nasturtium silvestre

хвощ полевой

хвощ - Equisetum, i n
полевой - arvensis, e

Equisetum arvense

Прилагательные используются в биологических номенклатурах прежде всего в качестве видовых определений, а также в субстантивированной форме - в униноминальных названиях семейств, отрядов (порядков), классов и типов (отделов). Следует обратить внимание на то, что в видовых определениях прилагательные нередко теряют своё обычное значение и переводятся по-другому, ср.: orientalis, e - восточный, но: Blatta orientalis - чёрный таракан; esculentus, a, um - съедобный, но Gyromitra esculenta - строчок обыкновенный.

Цели:

1. Расширение словаря глаголов, прилагательных по теме
"Семья".

3. Практическое употребление предложений, распространен­ных однородными членами.

5. Развитие фразовой речи.

6 зрительного восприятия, ло­гического мышления, памяти, эмоций, тактильных ощущений.

Оборудование:

Кусочки ткани: шелк, мех, фланель, мешковина, шерсть; игра "Чьи вещи"; контурное изображение членов семьи: папы, мамы, бабушки, дедушки, дочки, сына; предметные картинки: красное платье, синий костюм, желтый фартук, голубой свитер, зеленая ру­башка, розовый сарафан; карандаши и бумага по количеству детей; фишки.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Развитие слухового внимания,
логического мышления.

Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку, сестру, брата)?

Кто старше - мама или бабушка? (Ты или твоя сестра?) И так далее.

Кем ты приходишься своей маме (бабушке, сестре или брату)?

2. Введение в тему . Активизация словаря глаголов.

Игра "Назови свое слово". За каждое слово дается фишка.

Что делает мама дома?

Дома мама готовит (стирает, читает, смотрит телевизор,
убирает, пылесосит, шьет, вяжет и т. д.).

Чем дома занимается папа?

Читает (спит, ремонтирует кран, обедает и т. д.).

Что делает дедушка (бабушка)?

О ком мы будем говорить на занятии?

3. Повторение пройденного
тельных, развитие тактильных ощущений, воображения.

Потрогайте кусочки ткани. Подумайте и скажите, кого из чле­нов семьи напоминает какой-то кусочек?



Из какой ткани этот кусочек?

Этот кусочек из фланелевой ткани.

Какой он на ощупь?

На ощупь он мягкий, теплый.

Кого он тебе напоминает?

Он напоминает мне бабушку.

Почему ты так думаешь?

Я так думаю, потому что моя бабушка ласковая, добрая,
спокойная.

Кусочек из шелка какой?

Кусочек из шелка гладкий, холодный, тонкий.

Кого он тебе напоминает?

Он напоминает мне сестру.

Почему ты так считаешь?

Я так считаю, потому что сестра строгая, серьезная и т. д.

4. Изучение нового материала . Согласование прилагательных
с существительными. Развитие фразовой речи, зрительного вни­
мания.

Игра "Чьи это вещи".

На фланелеграфе логопед закрепляет контурные фигуры ма­мы, папы, бабушки, дедушки, девочки, мальчика. На ковре лежат предметные картинки с изображением предметов одежды.

Чье это красное платье?

Это мамино красное платье.

Куда пойдет мама в красном платье?

Мама пойдет в красном платье в театр.

Какая мама в этом красном платье?

Нарядная,красивая,стройная.

Чей это синий костюм?

Это папин синий костюм.

Каким папиным костюмом любуется мама?

Мама любуется папиным синим костюмом.

Какой папа в этом костюме?

Красивый, подтянутый, стройный.

Чей это желтый фартук?

Это бабушкин желтый фартук.

Где бабушка будет готовить обед в желтом фартуке? И так
далее.

(Дети отвечают на вопросы и закрепляют предметы одежды возле названных членов семьи). Игра "Что спряталось".

Что убрала мама в шкаф?

Красное платье.

Что дедушка подарил бабушке?

Голубую кофту.

Физкультминутка . Пальчиковая гимнастика (по очере­ди загибают пальцы).

Этот пальчик - дедушка, удивись, как дедушка. Этот пальчик - бабушка, улыбнись, как бабушка. Этот пальчик - папа, нахмурься, как папа. Этот пальчик - мама, рассердись, как мама. Этот пальчик - я,засмейся. Вот и вся моя семья.

5. Закрепление . Практическое употребление предложений,
распространенных однородными членами.

Логопед предлагает нарисовать членов семьи.

Какие волосы у твоей мамы: длинные или короткие, темные
или светлые?

У моей мамы длинные светлые волосы. И так далее.

6. Итог . Оценка работы детей.

34. Сложноподчиненное предложение с союзом чтобы

Цели:

1. Расширение словаря существительных по теме "Семья".

2. Образование сложноподчиненных предложений с союзом чтобы.

3. Управление в образовании существительных с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

4. Употребление существительных в косвенных падежах.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления.

Оборудование:

Крупная картинка с изображением членов семьи; предметные картинки к игре "Кому что надо": телевизор, газета, кукла, кубик, спицы, молоток, гвозди, бусы, платье, духи. Предметные картинки для составления предложений: веник, пылесос, санки, расческа, книга.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Развитие слухового внимания,
упражнение в образовании существительных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.

Задание "Назови ласково": мама... (мамочка) сестра... (сестричка) папа... (папочка) брат... (братик) и т. д.

Папа, мама, сын, дочка, дедушка, бабушка - как их можно на­звать одним словом? (Семья).

Сегодня мы будем говорить о семье.

2. Повторение пройденного . Употребление существительных в
косвенных падежах. Логопед ставит на мольберте картинку с изо­
бражением членов семьи.

Кого ты видишь на картинке?

Я вижу маму, папу и т. д.

У кого улыбающиеся лица?

Улыбающиеся лица у бабушки, дедушки.

Кем вы любуетесь?

Мы любуемся мамой, папой, дочкой, сыном, бабушкой, де­
душкой.

О ком можно сказать - у них добрые лица? (О маме, папе и т. д.).
О маме можно сказать, что у нее доброе лицо.

3. Изучение нового материала . Составление сложноподчинен­
ных предложений с союзом чтобы.

Игра "Кому что надо".

Логопед закрепляет на фланелеграфе картинки с изображени­ем членов семьи.

Что порадует всех членов семьи? (Телевизор).

Дети закрепляют предметную картинку на фланелеграфе.

Чему обрадуется мама? (Духам, бусам, новому платью).

Что надо бабушке? (Клубок и спицы).

О чем думает папа? (О газете).

Что возьмет дедушка? (Молоток и гвозди).

Что нужно брату? (Книга).

О чем мечтает сестра? (О кукле). Задание "Закончи предложение".

Семья села у телевизора, ... (чтобы посмотреть фильм).

Мама сделала прическу и надела новое платье, ... (чтобы пойти в театр).

Бабушка взяла клубок и спицы,... (чтобы вязать шарф).
-Дедушка взял гвозди и молоток,... (чтобы починить стул).

4. Физкультминутка .

Игра "Что мы видели - не скажем, а что делали - покажем". (Вытирают шкаф, подметают пол, пылесосят, поливают цветы и т. д.).

5. Закрепление . Составление сложносочиненных предложений
по предметным картинкам.

Логопед выставляет на наборном полотне предметные картинки.

Внимательно рассмотрите картинки, возьмите себе по одной
и составьте предложение.

Примерные ответы детей:

Я взяла веник, чтобы подмести пол.

Я взяла расческу, чтобы расчесаться и т. д. 6. Итог . Оценка работы детей.

35. Составление рассказа "Как я помогаю маме" (из личного опыта ребенка)

Цели:

1. Активизация словаря существительных, прилагательных по теме "Семья".

2. Согласование прилагательных с существительными.

3. Упражнение в составлении сложносочиненных предложений с союзом "а".

4. Составление рассказа из личного опыта ребенка.

5. Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, па­мяти, логического мышления (понимание логико-грамматических конструкций).

Оборудование:

Набор сюжетных картинок: мама и дочка; папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук; картинка "Семья за работой".

Ход занятия.

1. Организационный момент . Развитие слухового внимания, зрительного восприятия, понимания логически-грамматических конструкций.

Дидактическая игра "Покажи где?"

Логопед показывает сюжетную картинку с изображением мамы и дочки.

Покажи, где:

мамина дочка дочкина мама мама дочки дочка мамы (Картинка: папа и сын; бабушка и внучка; дедушка и внук - по той же схеме).

2. Повторение пройденного . Активизация словаря прилага­
тельных, согласование прилагательных с существительными.

Дидактическая игра "Подбери признак".

Мама какая? (Добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая
и т. д.).

(За каждое слово дается фишка).

Папа какой? (Брат какой? Сестра какая? И т. д.).

3. Введение в тему . Активизация словаря существительных,
упражнение в составлении сложносочиненных предложений с сою­
зом "а".

Логопед ставит на мольберт картинку с изображением семьи за работой.

(Папа пылесосит, бабушка жарит котлеты, мама делает салат, дочка помогает накрывать на стол, сын протирает шкаф, дедушка сворачивает дорожку).

Беседа по картинке:

Чем заняты мама и бабушка?

Что делает папа (дедушка, внук, внучка)? (Подробно разбирается содержание картинки). Дидактическая игра "Закончи предложение".

Папа пылесосит, а сын... (протирает шкаф). Папа старше, а сын... (младше). Бабушка жарит котлеты, а мама... (делает салат). Мама младше, а бабушка... (старше). - А вы любите помогать маме?

4. Физкультминутка .

Упражнение на координацию речи с движением. (Дети выпол­няют соответствующие движения). Маму я свою люблю. Я всегда ей помогу: Я стираю, полощу, Воду с ручек отряхну, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, И ни разу, и ни разу, Я словечка не скажу.

5. Изучение нового . Составление рассказа из опыта детей "Как
я помогаю маме".

Что мама делает, когда вы приходите из детского сада?

Чем занимаются другие члены семьи?

Как ты помогаешь маме?

Почему маме нужно помогать? Примерный рассказ:

Вечером мама заходит за мной в детский сад. Мы идем вместе домой. Дома мама готовит ужин.

После ужина я помогаю маме убирать со стола посуду. Посуду я ставлю в раковину.

Мама моет посуду и ставит в сушилку, а я вытираю стол. Я люблю помогать маме.

6. Итог. Оценка работы детей.

УРОК 38

Тема урока: “Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде”

Дата: 06.12.2106 г.

Обучающийся: Афанасенков Иван

Класс: 9 (УО)

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Цель : закрепить полученные знания по данной теме;

Задачи:

1. Формировать умения и навыки определения рода имён прилагательных.

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, самостоятельность; активизировать речевую и мыслительную деятельность.

3. Воспитывать любовь к предмету и к учебной деятельности, чувство патриотизма через интерес к советским мультфильмам.

Оборудование : электронная тетрадь, отрывки из мультфильмов.

Ход урока:

Как настроение?

Я надеюсь, что к концу урока оно не испортится, ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-сюрприз. Посмотри на картинку. Что на ней изображено? (Торт)

Кого ты видишь на торте? (Героев мультфильмов)

А как ты думаешь, почему я вдруг начала урок с изображения торта, да ещё с мультипликационными героями?

Может быть, это в честь какого-нибудь праздника?

Да, в этом году студия “Союзмультфильм” отмечает своё 80-летие.

Наш урок будет посвящён этой теме. Каких героев советских мультфильмов ты знаешь и любишь?

Задание 1.

- Ответь, про кого из героев мы можем так сказать:

    Толстый, подвижный, смешной - Карлсон.

    Весёлый, забавный, косолапый - Винни-Пух

    Серый, злой, голодный - Волк

    Глупый, непоседливый, любопытный - Незнайка.

    Длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.

    Зелёный, большой, добрый - Крокодил Гена.

    Лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.

    Красивая, нарядная, воспитанная - Мальвина.

Как называются слова, которые мне помогли описать этих героев? (Прилагательные)

Скажи, какой же будет тема нашего урока, о чём будем говорить? (“Имя прилагательное”)

Правильно. Мы продолжим изучать эту интересную часть речи.

Давай вспомним, что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)

На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Какой? какая? какое? какие?)

От какого слова зависят имена прилагательные? (От имени существительного)

Как ты понимаешь “прилагательные зависят от существительных”? (Стоят в том же числе и роде, что и существительные)

Ну что ж, продолжим работу по изучению имени прилагательного. А помогут нам в этом герои мультфильмов. Послушай и скажи, кто придёт к нам первым.

https://www.youtube.com/watch?v=TCvxXvlCTbY - м/ф “Винни-Пух” (с 0.48 до 1.01)

Задание 2.

Мультфильм “Винни-Пух и все-все-все” был выпущен в 1969 году. Автор сценария Борис Заходер и Фёдор Хитрук. С озвучкой мишки возникли трудности. Как вспоминал режиссёр картины Фёдор Хитрук , при подборе актёров для озвучивания главных героев мультфильмов о Винни-Пухе возникли сложности. Перепробовали множество актёров, но никто не подходил. Попробовали Евгения Леонова ,

но его голос также не устроил создателя мультфильма. Тогда звукооператор Георгий Мартынюк неожиданно предложил немного ускорить голос быстрой перемоткой плёнки - результат оказался замечательным. Голос попал точно в персонажа. Тот же приём использовали для других героев мультфильма.

Винни-Пуху нужна твоя помощь - он принёс картинки. Посмотри на них и скажи, про какие предметы можно сказать мой? моя? моё?





Запиши слова в таблицу.

Мой

Моя

Моё

Как одним словом назвать все слова, которые мы записали в таблицу? (Слова-предметы или имена существительные)

Что мы определяли у имён существительных? (Род)

Подбери к двум любым существительным прилагательные. Определи их род.

У имён прилагательных тот же род, что и существительных? (Да)

Почему? (Прилагательные имеют тот же род, что и существительные)

Физкультминутка.

- Давай отдохнём. Угадай, с кем ты будешь отдыхать.

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажи мне, как?

(Матроскин из м/ф “Трое из Простоквашино”)

Мультфильм впервые вышел на экран в 1978 году. Автор сценария Эдуард Успенский. Озвучивал Матроскина Олег Табаков (остальных Валентина Талызина, Борис Новиков, Лев Дуров...).

В опросе, проведённом фондом “Общественное мнение” среди жителей России, трилогия «Трое из Простоквашино» поделил третье место с анимационным фильмом «Шрек», второе место занял мультфильм “Маша и Медведь”, 1 место - мультфильм “Ну погоди!”

Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то Матроскин предложил провести игру “Покажи”. Я буду называть прилагательные, а ты будешь показывать их с помощью действий. Например, морской - изобразить руками волны.

Высокий, низкий, широкий, узкий, крылатый, плавательный.

Задание 3.

Третье задание тебе предложит наш следующий гость. Чтобы узнать, кто он, посмотри мультфильм.

https://www.youtube.com/watch?v=TZTjr-DN9xY - м/ф “Малыш и Карлсон” (с 3.23 до 3.52)

Мультфильм “Малыш и Карлсон” был создан в 1968. Автор сценария Борис Ларин. Малыша озвучивала Клара Румянова, а Карлсона - Василий Ливанов.

И здесь озвучить Карлсона помог случай. На его озвучку тоже пробовались многие актёры. А Василий Ливанов часто заходил в группу, в шахматы играл. Сценарист ему пожаловался, что никак не получается найти главного героя, и вдруг Василий Ливанов говорит: «Давай я попробую!» Пошли в студию, записали, и всем понравилось.

http://learningapps.org/1469208 - упражнение в определении рода прилагательных

Подведение итогов урока.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств разных - знай.

Себе любое выбирай!

Итак, над какой частью речи мы сегодня работали? (Над именем прилагательным)

А что мы определяли у прилагательных? (Род)

Какое слово нам помогает определить женский род? (Моя)

Кто помогал нам сегодня на уроке?

Сколько лет исполняется студии “Союзмультфильм”? (80)

Тебе было интересно?

А как ты работал на уроке? Оцени свою работу.

У меня получилось ____

Я смог ____

Я допускал ошибки, когда _____

За урок я бы себе поставил ___

И героям очень понравилось заниматься вместе с тобой. Они решили подарить тебе воздушные шарики.

- Герои “Союзмультфильма” прощаются с тобой!

1) Согласование прилагательного с существительным в имени­тельном падеже единственного и множественного числа.

Последовательность работы над грамматическими формами


Формы среднего рода

Ударное окон- Большое, меховое, голубое, шерстяное, дорогое,
чание молодое, лесное, небольшое

Безударное Вкусное, круглое, деревянное, теплое, сладкое,

окончание белое, интересное, новое, стеклянное, мягкое,

удобное

Виды заданий для закрепления согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

а) Игра «Помоги Незнайке».

Логопед предлагает ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова-признаки к существительному, например: зима - ... (снежная, холодная, морозная, длинная, ранняя); снег - ... (белый, пушистый, мокрый, холодный); ветер - ... (сильный, морозный, резкий); солнце - ... (яркое, ласко­вое, теплое); дни - ... (короткие, длинные, темные, мороз­ные) и т. д.

б) Игра «Пароль».

На доске выставлены картинки, например, зеленый куст; красное солнце; черные варежки; большая сумка; го­лубая юбка; синее ведро и др.

Ребенок должен найти картинку, которой соответствуют слова: она моя, он мой, оно мое, они мои.

в) Игра «Магазин».

Логопед берет на себя роль покупателя, а ребенку пред­лагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», - а ребенок отвечает: «В магази­не есть меховая шуба, меховой воротник, меховые рука­вицы».

г)Составление или отгадывание вопросов-загадок. («Голубое, нарядное, шелковое - это кофта или платье?»; «Шерстяная, вязаная, красная - это шарф или шапка?»; «Желтое, круглое, сладкое - это яблоко или ли­мон».)

д)Игра с мячом «Угадай предмет».

Логопед называет признак предмета и бросает мяч ребен­ку. Ребенок, поймав мяч, называет предмет, у которого есть данный признак, и возвращает мяч, например, красная - лента, рубашка, шапка, сумка; красный - цветок, шарик, карандаш; красное - солнце, яблоко, платье и т. д.

е) Добавление прилагательного в предло­
жение. Например: Слон большой, а комар Суп горячий,

а компот.... Апельсин сладкий, а лимон.... Дерево высокое, а трава ....

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа

Коррекционно-логопедическая работа проводится в сле­дующей последовательности: а) с беспредложными конст­рукциями; б) с предложными конструкциями.

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (беспредложные конструкции).

а) Игра «Кому что дадим?». (Закрепление фор­мы дательного падежа существительных по теме «Дикие и домашние животные».)

Дидактический материал - картинки с изображением животных и корма для них.

Ребенок отвечает на вопрос: «Кому это дадим?» - и под­бирает соответствующие картинки. Логопед дает образец от­вета и просит ребенка его придерживаться. Например: Сено дадим доброй корове. Грибы дадим ловкой белке. Яблоко да­дим маленькому ежу. Мед дадим сильному медведю. Моло­ко дадим ласковой кошке и т. д.

б) Добавление слов к глаголу при ответе на воп­рос «Чем можно...?». (Закрепление формы творительного падежа.)

Дидактический материал - картинки или предметы (на­пример, ручка, карандаш, лопата, расческа, мыло, полотен­це, топор, пила и т. д.).


Логопед предлагает образец ответа и просит ребенка его придерживаться. Например: Писать можно красивой руч­кой. Рисовать можно красным карандашом. Копать мож­но большой лопатой. Вытираться можно мягким полотен­цем. Умываться можно душистым мылом и т. д.

в) Игра «Угадай, чего (кого) нет». (Закреп­ление формы родительного падежа.)

голу­бое платье; синий цветок; зеленый платок; веселый маль­чик; большая бабочка; желтое ведро и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки. Затем убирает картинки по одной и просит ребенка сказать: «Кого (чего) нет?», например, нет голубо­го платья; нет зеленого платка и т. д.

г)Игра «Скажи, не ошибись». (Закреплениеви­нительного падежа существительных.)

Дидактический материал - картинки (например, жел­тое платье; маленькая шкатулка; дубовый лист; большая книга; белый халат и т. д.).

Логопед называет часть предложения, ребенок заканчи­вает его, используя нужную картинку. Например: Мама стирает... (желтое платье). Мальчик нашел... (дубовый лист). Девочка уронила на пол... (маленькую шкатулку). Врач снял... (белый халат) и т. д.

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа (конструкции с предлогами) а) Игра «Закончи предложение». Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть кар­тинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например: Воду налили... (в коричневый кувшин). Цветок растет... (у высокого забора). Аня съеха­ла... (с ледяной горы).

б) Игра «Исправь ошибки Незнайки».
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать

предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как ска­зать правильно? «Дети пришли к глубокий озеро». Исправь ошибки».

в) Игра «Что с чем?». (Закрепление формы твори­
тельного падежа с предлогом с.)

Дидактический материал - картинки (например, чаш­ка с красным блюдцем; корова с маленьким теленком; ваза с желтым цветком; собака с большой косточкой и т. д.).

Логопед предлагает ребенку назвать картинку и дает об­разец ответа: «Кошка с красным клубком».

Согласование прилагательного с существительным во множествен­ном числе

Логопедическая работа по согласованию прилагательно­го с существительным во множественном числе проводится по плану: а) беспредложные конструкции; б) конструкции с предлогами.

Примерные виды заданий и игровых упражнений

а) Закончить предложение (с опорой на картин­ку). Например: Мама держит... (желтые цветы). Аня при­несла молоко... (маленьким котятам). Папа собрал много
... (красных яблок). Самолет летел... (над голубыми озера­ми). Мальчик подошел... (к высоким деревьям).

б) Игра «Помоги Незнайке».

Логопед читает предложения с неправильными оконча­ниями прилагательных и просит ребенка исправить ошиб­ки, которые допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые) цветами.

Методика формирования словообразования

Дифференциация грамматических форм слова предпола­гает выделение морфем из слова и соотнесение их со значе­нием. Аналогичные процессы происходят и при словообра­зовании. В связи с этим, работа над формообразованием должна проходить в тесной связи с развитием словообразо­вания.

Процесс словообразования у дошкольников с ЗПР сфор­мирован в меньшей степени, чем процесс словоизменения, и находится только на начальной стадии становления. Ов­ладение процессом словообразования у данной категории де­тей сопровождается значительными трудностями. В ходе коррекционной работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объем словообра­зовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с ЗПР.

Методика коррекционно-логопедического воздействия строится с учетом появления форм слово­образования в онтогенезе, а также характера и степени труд­ности различных моделей словообразования для дошколь­ников с ЗПР.

При формировании словообразования главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктив­ных моделей словообразования в экспрессивной речи.

Работа над отдельной словообразовательной моделью строится с учетом поэтапного формирования речевых умений (первоначально - на основе наглядно-об­разного мышления, далее - в речевом плане и, наконец, во внутреннем плане); на основе постепенного усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной речи к экспрессивной; постепенного услож­нения характера заданий и речевого материала и проходит в следующей последовательности: а) определение об­щего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аф­фиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы; г) осуществление звукового ана­лиза морфемы, закрепления его с помощью буквенного обо­значения; д) образование слов по аналогии с опорой на зна­чение словообразующих аффиксов; е) включение производных слов в различные виды речевой деятельности; ж) дифферен­циация слов с аффиксами одного значения.

Каждую словообразовательную форму сначала закрепля­ют в импрессивной речи, затем проводится работа по фор­мированию ее в экспрессивной речи. Для уточнения пони­мания словообразовательной формы в импрессивной речи рекомендуются такие задания, как: а) показать картинку по заданию логопеда; б) выбрать картинку, которую назо­вет логопед; в) выполнить действия.

Можно выделить 3 этапа в коррекционном воздействии с учетом постепенного усложнения сло­вообразовательных моделей.

I этап. Формирование словообразования начинается с формирования словообразования существительных. За­крепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наи­меньшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различи­ем денотатов на невербальном уровне.

На I этапе работа проходит над следующими формами словообразования:

1) образование существительных при помощи уменьши­тельно-ласкательных суффиксов (сначала - формы с про­дуктивным суффиксом -ик-; затем - с менее продуктив­ными суффиксами -чик-; -очк-; -ечк-; -ц-);

2) образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища;

3) образование существительных с помощью суффикса -инк-;

, учитель-логопед, МОУ “СОШ № 28” г.Сыктывкара.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими

недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • генерализация окончаний - окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

    Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

    какОЙ? деревяннЫЙ

    какАЯ? деревяннАЯ

    какОЕ? деревяннОЕ

    какОМУ? деревяннОМУ

    какОЙ? деревяннОЙ

    какОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на первом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    названия

    предмета

    Окончание

    названия

    признака

    предмета

    Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Подстановочного характера :

    • дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    “Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

    “Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    *Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

    “Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

    *На классификацию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    *Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    “Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    “ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

    “Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

    “Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий.

    Подбор слов-определений к существительным.

    Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным.

    На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными.

    Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака”.

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

  • В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
  • К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант.

    Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями.

    Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
  • Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.
  • Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
  • Игра “Один - много”. Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …

    Работа с индивидуальными карточками.

    Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы.

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” - ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - https://med-tutorial.ru/med-books/book/70/