Роль столыпина в борьбе с революционным движением. Роль столыпина в борьбе с революционным движением Каким образом правительство возглавляемое столыпиным намеревалось

Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале ХХ века к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании леворадикальных политических партий и либеральных оппозиционных союзов, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса.

Перед правительством встала задача: или сохранение существующего строя регрессивными методами, или его модернизация.

Драматические события в августе 1906 года показали, что правительство по-прежнему на первый план ставит борьбу с революционным движением. 12 августа 1906 года было совершено покушение эсерами-максималистами на даче П.А. Столыпина на Аптекарском острове, когда погибли 27 и были ранены 32 человека, в том числе сын и дочь Столыпина.

Покушение еще более укрепило престиж Столыпина в правящих кругах.

Правильнее оценить суть происходившего, глубину переживаний П.А. Столыпина помогает непредвзятый и всесторонний подход к этому вопросу автора книги о Столыпине Зырянова П.Н.:

«Сам Столыпин очень изменился. Когда ему говорили, что раньше он вроде бы рассуждал иначе, он отвечал: «Да, это было до бомбы Аптекарского острова, а теперь я стал другим человеком.» 11 Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет. - М: 1992, стр.35

И действительно, с этого времени он подавил в себе эту гуманность, которую нередко проявлял, например, в Саратове, особенно до начала революции. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке, по 87-й статье Основных законов, был принят указ о военно-полевых судах. Рассмотрению этих судов, в состав которых назначались строевые офицеры, подлежали такие дела, когда совершение «преступного деяния» представлялось «настолько очевидным», что не усматривалось надобности в его расследовании. Судопроизводство должно было завершиться в пределах 48 часов, а приговор по распоряжению командующего округом исполнялся в 24 часа. Впоследствии Столыпин признавался, что подобные меры - это «тяжелый крест», который ему приходится нести против своей воли.»

Столыпин понимал, что при помощи репрессий можно сбить волну революционного движения, но нельзя решить вопросов, вызвавших революцию. Он поставил задачу провести серию реформ, которые решили бы эти вопросы в угодном для правительства и правящих кругов духе.

Под руководством Столыпина были составлены законопроекты, некоторые из которых были проведены в августе-ноябре 1906 г. по 87-й статье. 9 ноября 1906 г. был издан указ, положивший начало столыпинской аграрной реформе.

Вывод: Первая русская революция 1905-1907 г. показала царизму невозможность дальнейшего сохранения полуфеодальных отношений в деревне.

Главный результат заключался в том, что верховная власть была вынуждена пойти на изменение социально-политической системы России. В ней сложились новые государственные структуры, свидетельствовавшие о начале развития парламентаризма.

Крестьяне добились отмены выкупных платежей. Была расширена свобода передвижения крестьян и ограничена власть земских начальников. Началась аграрная реформа, разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев, что способствовало дальнейшей капиталистической эволюции сельского хозяйства.

Окончание революции привело к установлению временной внутриполитической стабилизации в России.

Борьба с террором - составная часть внутриполитического курса П.А.Столыпина. Предполагала, с одной стороны, проведение жестких, непопулярных в обществе мер по борьбе с террористическими актами и революционными выступлениями, с другой, - реорганизацию репрессивного аппарата и силовых структур с целью укрепления государственности и достижения внутриполитической стабильности, создания необходимых условий для реформирования и модернизации государственно-политической системы.

Борьбу с революцией Столыпин рассматривал в качестве важнейшей задачи правительства и собственного гражданского долга. После назначения премьер-министром 8 июля 1906 он сохранил за собой пост министра внутренних дел, что способствовало усилению его влияния в правительстве, но одновременно повысило его личную ответственность за принятие политических решений. Выступая в 1-й Государственной думе 8 июня 1906, он заявил, что важнейшей обязанностью правительства является «ограждать спокойствие и законность, свободу не только труда, но и свободу жизни, и все меры, принимаемые в этом направлении, знаменует не реакцию, а порядок, необходимый для развития самых широких реформ».

По «Положению Совета министров от 19.8.1906 о военно-полевых судах » создавались чрезвычайные военно-судебные органы для ускорения судопроизводства по делам о военных и гражданских лицах, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. Законопроект о военно-полевых судах был разработан по указанию императора Николая II главным военным прокурором В.П.Павловым, при участии И.Г.Щегловитова. Непосредственным поводом для принятия законопроекта в порядке междумского законодательства в соответствии с 87 ст. Основных законов послужило покушение на Председателя Совета министров П.А.Столыпина 12.8.1906, в котором пострадали его дочь и сын, а также погибли 27 и были ранены 32 человека. Военно-полевые суды вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. За 1906-07 были введены в 82 губерниях из 87, переведенных на военное положение или положение чрезвычайной охраны. Сам Столыпин рассматривал введение военно-полевых судов как исключительную меру, не допустимую в качестве постоянного фактора в борьбе с революцией. Выступая в Думе 13.3.1907 по вопросу о муждумском законодательстве, осуществленном в порядке 87 ст. Основных законов (включая и указ о введении военно-полевых судов), он назвал военно-полевые суды жестокой мерой «необходимой обороны», и заявил, что государство обязано, находясь в опасности, принимать исключительные законы, «чтобы оградить себя от распада». Правительство не вносило закон о военно-полевых судах на рассмотрение 2-й Государственной Думы, и он автоматически потерял силу 20.4.1907. Рассмотрение дел о тягчайших преступлениях передавалось в военно-окружные суды, в которых соблюдались процессуальные нормы производства. Военно-окружные суды с 1907 по1909 вынесли 4232 смертных приговора, из которых были приведены в исполнение 1824. После 1909 число казненных по приговорам военно-окружных сократилось в 1910 до 129, в 1911 до 58 человек. Кроме чрезвычайных мер подавления революции использовался и репрессивный аппарат гражданского судопроизводства. В 1906-1912 по делам о государственных преступлениях в гражданских судах прошло 35 тыс. человек, из них 10 тыс. были оправданы. В вынесенных приговорах фигурировали обвинения в принадлежности к противозаконным обществам, революционной пропаганде и хранении нелегальной литературы, участии в политических демонстрациях, оскорблении его императорского величества. В особые категории выделялись «преступления против порядка управления» (в 1911 по ним было осуждено 8117 чел.), преступления и проступки печати (в 1911 по ним осуждено 233 чел.). Из политических осужденных в 1905-1912 гг. 7,5 тыс. были приговорены к каторжным работам. В 1906-1908 в качестве меры наказания широко применялась административная ссылка. В 1908 в административную ссылку было отправлено 10 060 чел., и в 1909 – 1991 чел.

Для Столыпина принципиальное значение приобрел вопрос об осуждении революционного террора, который был поднят во 2-й Государственной думе правыми фракциями в ответ на внесение кадетами законопроекта об отмене военно-полевых судов. Выступая в Думе Столыпин, обращаясь к депутатам, заявил: «Мы хотим верить, что от вас, господа, мы услышим слово умиротворения, что вы прекратите кровавое безумие. Мы верим, что вы скажите то слово, которое заставит всех нас стать не на разрушение исторического здания России, а на пересоздание, переустройство его и украшение». В руках Думы, подчеркнул он, «успокоение России, которая, конечно, сумеет отличить кровь на руках палачей от крови на руках добросовестных врачей, применяющих самые чрезвычайные, может быть меры с одним только упованием, с одной надеждой, с одной верой – исцелить трудно больного». Однако левое большинство 2-й Думы отказалось осудить политические убийства, кадетам удалось снять с повестки дня обсуждение данного вопроса и провести простую формулу перехода к очередным делам.

Образование в стране политических партий и распространение экстремистских течений вызвало проблему вовлечения государственных служащих в активную политическую деятельность. Столыпин считал недопустимым участие государственных служащих в политических организациях и союзах. 4 августа 1906 Совет министров рассмотрел вопрос «Об ограничении должностных лиц и служащих в государственных учреждениях по вольному найму в праве участвовать в политических партиях и союзах и о преграждении таковым лицам противоправительственной агитации». На совещании было принято решение, одобренное императором Николаем II 24 августа 1906, о том, что «участие служащих в политических союзах и обществах допустимо лишь постольку, поскольку сие совместимо с требованиями служебного долга и служебной дисциплины, и что участие сих лиц в противоправительственной агитации не может быть терпимо ни при каких условиях».

С учетом опыта борьбы с антиправительственными выступлениями накануне и в ходе первой русской революции Столыпин предложил ряд законопроектов по повышению эффективности работы репрессивного аппарата и силовых структур. Под его руководством особая межведомственная комиссия под председательством товарища министра внутренних дел А.А.Макарова разработала новый «Проект исключительного положения» вместо устаревших положений 1881-82 гг. Исключительное положение вводилось «в местностях, входящих в район военных действий или имеющих для военных интересов особо важное значение, или же охваченных внутренними волнениями», то есть в случаях чрезвычайных обстоятельств, которые угрожали государственной безопасности. Проект предусматривал в местностях, объявленных на исключительном положении, приостановление законов о неприкосновенности личности, жилища, свободы передвижения, собраний, союзов и слова, что влекло за собой исключительные права «главноначальствующего» на приостановление выпуска периодических изданий и введение предварительной цензуры; запрещение деятельности союзов, обществ и партий; временное закрытие учебных, торговых и промышленных заведений; издание постановлений предупредительного характера о стачках и забастовках, запрещении демонстраций, собраний, процессий, народных гуляний и ярмарок, введении комендантского часа и пр. Лица, совершившие особо тяжкие преступления, в том числе террористические акты в отношении лиц или имущества граждан, предавались военному или военно-морскому суду с применением к ним порядка производства дел, установленного для военного времени, при этом в отношении лиц, «признанных опасными для общественного порядка», по распоряжению «главноначальствующего» и без судебного постановления могла применяться административная высылка. Таким образом, проект содержал меры как предупредительного, так и репрессивного характера. Учитывая исключительные права и широкие прерогативы «главноначальствующего», в проекте оговаривался порядок обжалования его распоряжений, но только в случае объявления местности на исключительном положении по поводу внутренних волнений. Жалобы на неправомерные действия «главноначальствующего» подавались в течение двухнедельного срока министру внутренних дел, военному министру или наместнику на Кавказе, которые решали вопрос о дальнейшей передаче жалобы в Совет министров.

В конце 1906 при Министерстве внутренних дел была образована комиссия по преобразованию полиции под председательством Макарова, которая подготовила проект реформы полиции, переданной 15 апр. 1911 в Совет министров. В реформу вошли проект об Учреждении полиции, предусматривавший постановления об организации полиции, ее видах, положении ее чинов среди других органов управления, о расходах на полицию; и проект Устава полицейского, заменявший собой правила устаревшего Устава о предупреждении и пресечении преступлений. В Уставе полицейском определялись права и обязанности чинов полиции: «Полиция наблюдает, в пределах возложенных на нее обязанностей и на основаниях, в сем Уставе указанных, за использованием законов и обязательных постановлений и принимает меры к предотвращению, обнаружению, устранению и преследованию всякого рода действий, воспрещенных законами уголовными или направленных против государственного или общественного порядка и спокойствия, а равно личной и имущественной безопасности». Особо подчеркивалось необходимость действия полиции строго в рамках действующего законодательства, закона о неприкосновенности личности и правилах судопроизводства. Устав определял порядок служебной деятельности полиции в различных областях, в том числе в области охраны религиозного порядка и благочиния, общественного порядка и личной безопасности граждан; общественной нравственности, торговли и промыслов, имущественных интересов и пр.

«Проект исключительного положения» и «Устав полицейский», так и не были приняты, не смотря на их обсуждение в Государственной думе 2-4 созывов.

Обострение криминальной обстановки в стране в период революции 1905-07 гг. продемонстрировало необходимость принятия закона объединяющего, регулировавшего и регламентировавшего деятельность сыскных отделений. В связи с децентрализацией органов сыска и подчинения их местной администрации их эффективность была низкой. 29 дек. 1907 Столыпин представил председателю Государственной думы законопроект об организации сыскной части. По утвержденному 6 июля 1908 закону сыскные отделения создавались при полицейских управлениях в городах и уездах для производства розыска по делам общеуголовного характера, устанавливалось их штатное расписание и материальное вознаграждение служащих. На чиновников сыскных отделений возлагались все права и обязанности полиции в соответствии с судебными уставами 1864, в связи с чем они, кроме оперативно-розыскных действий, проводили дознания по отдельным преступлениям и выполняли поручения прокуроров и судебных следователей.

Одновременно с реорганизацией силовых структур проводилась реформа судебных органов. В этом плане большое значение имела реформа Верховного уголовного суда, в котором рассматривались дела об особо важных государственных преступлениях и о должностных преступлениях высших чиновников Российской империи. 22 апреля 1906 Верховный уголовный суд был преобразован в постоянное учреждение для рассмотрения дел о преступлениях по службе высших должностных лиц гражданского ведомства, а дела о государственных преступлениях были изъяты из его ведомства. Данная реформа вызвала необходимость издания нового закона о порядке ответственности высшего командного состава, что нашло воплощение в Положении о Верховном военно-уголовном суде (Высочайше утвержден 1 мая 1906). Тем самым была повышена ответственность лиц, занимавших высшие государственные посты, в том числе чиновников, связанных родственными и личными узами с императорской фамилией.

Были подготовлены проекты об изменении порядка производства дел о взыскании вознаграждения за вред и убытки, причиненные распоряжениями должностных лиц, который касался чиновников всех классов, а также представителей крестьянского и общественного управления. К сожалению, обсуждение законопроектов в Государственной думе и Государственном совете затянулось до 1917. Проекты, объединенные в закон об уголовной и гражданской ответственности служащих, были приняты 11 апреля 1917, но практического применения уже не имели.

Таким образом, большинство из предложенных Столыпиным и его кабинетом проектов по реформированию силовых структур не стали законами. Основную роль в подавлении революции и борьбе с террористическими выступлениями сыграли репрессивные меры, проводимые силами устаревшего государственного аппарата. За несколько лет удалось подавить основные очаги революции, ликвидировать активно действовавшие террористические и экспроприаторские группы, фактически парализовать нелегальную деятельность левых социалистических партий в стране. Достигнутая внутренняя политическая стабильность позволила правительству Столыпина перейти к реализации позитивной программы реформ.

Ист.: Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906-1911., М., 1991; П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы. Т.2. М., 2003.

Лит.: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР, М., 2000; Пожигайло П.А., Шелохаев В.В., Петр Аркадьевич Столыпин: Интеллект и воля, М., 2005.

О.А. Исхакова.


Биография Петра Аркадьевича Столыпина

Российский государственный деятель, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин родился 15 апреля (по старому стилю – 2 апреля) 1862 в Дрездене (Германия). Происходил из старинного дворянского рода, корнями восходящего к началу XVI века. Семья Столыпиных владела землями в Пензенской, Ковенской, Нижегородской губерниях. Жена Столыпина Ольга Нейдгардт, правнучка полководца Суворова, также была из семьи влиятельных помещиков. Ее семья владела обширными угодьями в Казанской губернии двумя имениями в Ковенской губернии, поместьями в Нижегородской, Казанской, Пензенской и Саратовской губерниях.

Детство Петр Аркадьевич провел в имении Средниково под Москвой. Первые 6 классов окончил в Виленской гимназии. Дальнейшее образование получил в Орловской мужской гимназии. Особый интерес у Петра Столыпина вызывало изучение иностранных языков и точных наук. В июне 1881 Петру Аркадьевичу Столыпину был выдан аттестат зрелости. В 1881 поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, где, кроме физики и математики, с увлечением изучал химию, геологию, ботанику, зоологию, агрономию. В 1884, после окончания университета, поступил на службу в Министерство внутренних дел. Через два года перевелся в департамент земледелия и сельской промышленности Министерства земледелия и государственных имуществ, где занимал должность помощника столоначальника, соответствовавшую скромному чину коллежского секретаря. Через год перешел на службу в Министерство внутренних дел ковенским уездным предводителем дворянства и председателем ковенского съезда мировых посредников. В 1899 назначен ковенским губернским предводителем дворянства; вскоре П. А. Столыпин был выбран почетным мировым судьей по инсарскому и ковенскому судебно-мировым округам. В 1902 назначен в Гродно губернатором. С февраля 1903 по апрель 1906 являлся губернатором Саратовской губернии.

26 апреля 1906 П. А. Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинете И. Л. Горемыкина. 8 июля 1906, после роспуска Первой государственной думы, была объявлена отставка Горемыкина и замена его Столыпиным, который стал таким образом председателем Совета министров. Портфель министра внутренних дел был оставлен за ним. Возглавив кабинет министров, П. А. Столыпин провозгласил курс социально-политических реформ. Было начато проведение аграрной («столыпинской») реформы, под руководством Столыпина был разработан ряд крупных законопроектов, в том числе по реформе местного самоуправления, введению всеобщего начального образования, государственному страхованию рабочих, о веротерпимости.

За короткое время Петр Аркадьевич Столыпин был отмечен целым рядом Царских наград. Помимо нескольких Высочайших рескриптов с выражением признательности, в 1906 Столыпин был пожалован в гофмейстеры, 1 января 1907 назначен членом Государственного совета, в 1908 – статс-секретарем.

По разным данным на жизнь Петра Аркадьевича Столыпина было совершено от 10 до 18 покушений. 18 сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен террористом Богровым в Киеве при загадочных обстоятельствах. Сегодня восстановленная могила Столыпина находится на территории Киево-Печерской Лавры.

Столыпин был выдающимся русским государственным деятелем с сильной державной волей, превыше всех своих интересов ставившим интересы России.

Государственная Дума и Правительство П. А. Столыпина

Столыпин занял пост министра накануне открытия Первой Государственной думы. Выборы в Думу прошли по законам, которые разрабатывались его предшественниками, которые стремились обеспечить в законодательном учреждении преобладание «мужицкого элемента» в надежде на монархические настроения деревни. Несмотря на бойкот выборов со стороны наиболее радикальных партий, ее состав оказался оппозиционным. Большинство мест – 179 получила партия конституционных демократов, а 107 депутатов, в основном крестьян, образовали фракцию трудовиков, находившихся под сильным слиянием социалистов-революционеров. С кадетами и трудовиками голосовали многие беспартийные, которых насчитывалось 105 человек. Правый фланг составляла незначительная и быстро распавшаяся группа октябристов. Представители черносотенных партий в Думу не попали.

Открытие думы 27 апреля 1906 г. было обставлено с необычайной пышностью. Царская семья вышла к депутатам в тронный зал Зимнего дворца в платьях, усыпанных драгоценностями.

Народные избранники подняли вопрос о политической амнистии и принудительном отчуждении частновладельческих имений, и сразу же превратились в глазах великих князей и министров в «стаю преступников» и «собрание пятьсот Пугачевых». Правительство И. Л. Горемыкина ответило резким «нет» на все эти требования и предложило депутатам заняться конкретной законодательной работой. Из-за какого-то бюрократического недоумия первый правительственный законопроект, внесенный на рассмотрение Думы, звучал следующим образом: «Об отпуске 40029 руб. 49 коп. на постройку пальмовой оранжереи и сооружение клинической прачечной при Юрьевском университете». Поскольку депутаты не желали заниматься вопросом об устройстве прачечной, а правительство в свою очередь не допускало мысли о вмешательстве Думы в свои прерогативы, с первых же недель начался затяжной конфликт. Премьер-министр отказывался посещать Государственную думу, министру внутренних дел как-то довелось предстать перед законодателями. Столыпин, отвечая на запрос о полицейским репрессиях, говорил, что власть не имеет права бездействовать: «Бездействие власти ведет к анархии; правительство не может быть аппаратом бессилия». Депутаты отвечали свистом и криками: «Позор! В отставку!».

Николай II и многие придворные опасались, что разгон законодательного учреждения вызовет взрыв возмущения по всей стране. Премьер-министр И. Л. Горемыкин убеждал, что этого не произойдет, а Столыпин, как министр внутренних дел, гарантировал спокойствие в столицах, говоря, что по его сведениям умеренная часть кадетов сама испугалась вызванной ими бури и втайне желает, чтобы правительство их распустило, позволив сохранить лицо перед избирателями. Наконец, согласие Николая II было получено.

9 июля 1906 г. депутаты обнаружили на запертых дверях Таврического дворца извещение о роспуске Государственной думы под тем предлогом, что депутаты «уклонились в не принадлежащую им область». Войска были приведены в боевую готовность на случай беспорядков, однако, как и предсказывал Столыпин, страна отреагировало на эту новость с полнейшим спокойствием. Часть депутатов собралась в Выборге, на территории Великого княжества Финляндского, где не действовала имперская юрисдикция, и обратилась к населению с призывом не платить налогов, не выполнять воинскую повинность и оказывать пассивное сопротивление властям. Но Выборгское воззвание не привело ни к каким практическим последствиям, кроме того, что подписавшие его депутаты впоследствии были привлечены к ответственности и лишены права участвовать в выборах. Первая Государственная Дума была избрана на пять лет, а просуществовала всего 72 дня.

Одновременно с разгоном Думы была проведена реорганизация правительства. И. Л. Горемыкин был отправлен в отставку, причем в обычной для Николая II манере, то есть без предупреждения и обоснования причин. Председателем Совета министров был назначен Столыпин. Так, в возрасте 44 лет, он стал главой правительства, и на его плечи лег груз колоссальной ответственности за умиротворение страны, едва вышедшей из полосы потрясений. Столыпин снискал славу «душителя революции». Это было не совсем точно, так как с наиболее опасными выступлениями справились его предшественники, в частности П. Н. Дурново. Новый премьер-министр, сохранивший за руководство министерством внутренних дел, продолжал его линию. Он вникал во все тонкости полицейского ремесла, лично знакомился с донесениями секретных осведомителей и особенно ценил сведения Е. Ф. Азефа, одновременно платного агента и главы Боевой организации партии эсеров, а позже, когда Азефа разоблачили, говорил своим критикам, обвинявшим правительство в провокации, что если один из вождей революции был сотрудником департамента полиции, то очень печально, но никак не для правительства, а для революционной партии. По приказу Столыпина были подавлены восстания в морских крепостях Кронштадт и Свеаборг.

В сознании современников Столыпин был инициатором военно-полевой, или, как ее называли, «скорострельной юстиция». Такое мнение утвердилось, наверное, потому, что данная мера была введена после чудовищного покушение на жизнь премьер-министра, осуществленного группой эсеров-максималистов.

После покушения Столыпин не помышлял о мести или репрессиях, однако Николай II настоял на предоставлении губернаторам и командующим воинскими частями права предавать военно-полевым судам гражданских лиц, если их вина была настолько очевидной, что не требовала особого расследования. Суды, состоявшие из строевых офицеров, выносили приговоры не позднее двух суток после совершения преступления и, как правило, приговаривали террористов к смертной казни. Столыпин принял эту меру и отказывался отменять суровые приговоры. Однажды он отверг ходатайство самого Николая II, пояснив свою позицию в следующих словах: «к горю и сраму нашему лишь казнь немногих предотвратит море крови.». В 1906–1910 гг. по приговорам военно-полевых и военно-окружных судов были казнены 3825 человек – больше, чем за два предшествующих века истории России. Однако следует отметить и другие цифры: по официальным данным, в результате террористических актов и революционных выступлений в 1906–1907 гг. были убиты 4126 и ранены 4552 должностных лица.

Основные направления реформы Столыпина разработали его предшественники. Загвоздка была в одном. Ни один из государственных деятелей не имел мужества взять на себя ответственность за ломку сложившегося уклада деревенской жизни. Впоследствии С. Ю. Витте писал в своих мемуарах, будто Столыпин чуть не «украл» у него идею реформы. Действительно, С. Ю. Витте понимал необходимость таких преобразований, но характерно, что он, обычно не стеснявшийся никакими канонами, спасовал перед сложностью задачи и еще в начале века писал: «Сомневаюсь в том, чтобы нашелся человек, который решился бы произвести необходимый для экономического подъема переход от общинного владения к подворному». Столыпин оказался как раз таким человеком.

Столыпин отстаивал программу реформ во Второй Государственной думе, начавшей свою работу 20 февраля 1907 г. Повторный опыт выборов оказался для правительства еще менее удачным, чем первый. Поскольку на сей раз в выборах принимали участие нелегальные партии, состав Думы был еще более радикальным. Социал-демократы получили 65 мест, а всего левые партии завоевали 222 мандата, или 43%. Крайне правые сумели провести около 30 депутатов, но через несколько месяцев численность правой группы сократилась до 10 человек. Социал-демократы и эсеры рассматривали Думу как трибуну для революционной пропаганды. На IV съезде РСДРП, объединившем большевиков и меньшевиков, была принята резолюция «планомерно использовать все конфликты, возникающие между правительством и Думой, как и внутри самой Думы, в интересах расширения и углубления революционного движения».

Премьер пытался опереться на кадетов, представлявших думский центр, но его протянутая для конструктивной работы рука повисла в воздухе. Председатель Государственной думы кадет Ф. А. Головин вспоминал: «Столыпин развил мысль о желательности в интересах дела договориться правительству с большинством Думы о порядке обсуждения бюджета и внесении правительством законопроектов, а также о минимуме правительственных требований по отношению к главнейшим законопроектам, и просил меня взять на себя посредничество между ним и центром Думы, т.е. Партии к.-д. Я ответил Столыпину, что председатель Думы не должен выступать в качестве посредника».

Правительство Столыпина внесло на обсуждение Второй Думы декларацию, в которой говорилось о намерении разработать законы о свободе вероисповедания, неприкосновенности личности и гражданском равноправии, реформе местного самоуправления и полиции. 6 марта 1907 г. премьер-министр выступил в Думе с речью, в которой разъяснял цели правительства: «Преобразованное по воле монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое, так как, пока писанный закон не определит и не оградит прав отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц, то есть не будут прочно установлены».

Когда министр сошел с трибуны, депутаты от различных фракций, сменяя друг друга, обрушили на правительство шквал критики. И тут Столыпин еще раз попросил слово и произнес, наверное, самую свою знаменитую речь-отповедь, закончив ее словами: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх!» На эти слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете!». Правительство в этот день, на глазах у всех, обрело и главу, и оратора. Когда Столыпин вернулся на место, министры встретили его полной овацией.

Бросив в лицо депутатам, что правительство их не боится, Столыпин предрешил судьбу Второй Государственной думы. Для роспуска нижней палаты нужен был только предлог, и таким предлогом стал «Наказ воинских частей петербургского гарнизона в социал-демократическую фракцию Государственной думы». История с этим документом была классическим примером грязной игры, которая велась и той и другой стороной. «Наказ» был написан одним из левых литераторов по заказу Петербургского комитета РСДРП. Дальше по плану предполагалось составить солдатскую делегацию и от ее имени вручить наказ фракции социал-демократов, чтобы потом использовать для обличения властей. Техническим секретарем Петербургского комитета РСДРП была Екатерина Шорникова, одновременно подрабатывавшая платным агентом Петербургского охранного отделения. Разумеется, полицейское начальство было в курсе всех акций подпольщиков еще на стадии их подготовки.

1 июня 1907 г. председатель Второй Государственной думы Ф. А. Головин получил от Председателя Совета министров письмо, в котором тот уведомлял его, что требует предоставить ему слово для срочного заявления. В своем выступлении Столыпин заявил, что полиция раскрыла заговор социал-демократической фракции с целью организации восстания в воинских частях и потребовал отстранить от заседаний в Думе 55 подозреваемых депутатов, причем 16 из них лишить депутатской неприкосновенности. Это был ультиматум. Вечером 2 июня несколько кадетских депутатов приехали в Елагин дворец к первому министру, чтобы найти какой-нибудь компромисс.

Таким образом, 3 июня 1907 г. Вторая Государственная дума была распущена и одновременно с этим было опубликовано новое Положение о выборах. Обычно с этой датой условно связывают окончательное подавление революции.



Бурное развитие промышленности в Российской империи, происходившее в начале XX века, как и любой другой рост, происходило неравномерно и зачастую болезненно. Помещичий уклад не выдерживал конкуренции с капиталистическими формами производства, довольно быстро охватывавшего всю экономику страны. Строились новые фабрики и заводы, вал национального продукта неуклонно рос, усиливалась внешнеэкономическая кооперация, выражавшаяся в концессиях. В этих условиях общинное земледелие, традиционное для российской деревни, выглядело анахронично.

Новый премьер Столыпин

В 1906 году на пост председателя Совета министров Российской империи был назначен Петр Аркадьевич Столыпин, доказавший свои организаторские и волевые качества многолетней работой на ответственных должностях. Будучи министром внутренних дел в период революционных волнений 1905-1907 годов он проявил практически идеальный баланс жесткости и гибкости, что позволило унять беспорядки без большой крови. Эту должность ему пришлось и в дальнейшем совмещать с выполнением главной своей работы. Ранее Петр Аркадьевич был Гродненским и Саратовским губернатором. Назначение пришлось на момент роспуска императором первой Государственной думы, занимавшей антиправительственную позицию. За время руководства Столыпиным органами правопорядка было казнено около девяноста зачинщиков бунтов и убийц-террористов, что в дальнейшем дало повод называть петлю виселицы «столыпинским галстуком». То, что такие жесткие меры были обусловлены разгулом террора по отношению к представителям власти, включая чиновников самого высокого ранга (двое предыдущих премьеров, например, были убиты), депутатами Думы в учет не бралось. Однако будущие реформы Столыпина касались не методов наведения порядка, они носили экономическую направленность, и целью их было повышение благосостояния главных кормильцев страны, крестьян, составлявших большинство населения.

Суть аграрной реформы Столыпина

То, что общинное хозяйствование подавляет личную инициативу самых активных и предприимчивых работников, было ясно уже тогда, в начале ХХ века. Будучи настоящим русским патриотом, новый премьер понимал пагубность устаревшего метода производства для экономики страны. Аграрные реформы Столыпина по своей сути являлись попыткой дать возможность каждому крестьянину стать самостоятельным хозяином и собственником своего надела, то есть выделиться из общины. Важность крестьянского вопроса была очевидной, зажиточный многочисленный класс сельскохозяйственных производителей мог стать надежной опорой государства. При этом у самостоятельного фермера оставался выбор между продажей собственного надела или его эффективной эксплуатацией. Собственно, реформы Столыпина стали продолжением разработанного его предшественником С.Ю. Витте курса на «разобщинивание» сельского хозяйства России, однако круг затронутых вопросов был значительно расширен.

Проявления в разных сферах

Кроме узаконивания частной собственности на землю, новыми указами оговаривалась кредитная политика и права товаропроизводителей. При этом насильственного искоренения общин не проводилось, осторожные действия правительства должны были лишь стимулировать возникновение более производительных индивидуальных хозяйств. Созданный для льготного кредитования фермеров Крестьянский банк скупал земли у помещиков и продавал их хозяевам, ставшим самостоятельными. Реформы Столыпина предусматривали развитие всех сторон жизни аграриев, включая повышение их образовательного и культурного уровня. Отдельной статьей была забота о переселенцах на Урал и в Сибирь, которым предоставлялись ссуды, подъемные и бесплатный переезд на новое место жительства (отсюда и другой термин с искаженным смыслом - «столыпинский вагон»). Таким образом, реформы Столыпина решали более широкую государственную задачу - освоение малонаселённых восточных регионов.

Результаты реформаторской деятельности

Реформы Столыпина оказались очень эффективными. Самостоятельными хозяевами стали полтора миллиона самых трудолюбивых крестьянских семей, которые на момент начала Мировой войны производили почти 93% сельхозпродукции. Велось активное обучение новым прогрессивным аграрным технологиям. На одну десятую увеличились посевные площади, при этом валовая урожайность выросла в полтора раза. Сейчас трудно в это поверить, но Россия перед войной экспортировала зерна больше, чем Канада, Аргентина и США вместе взятые, а ее доля в мировом обороте сельхозпродукции составляла четверть. Как следствие, начала бурно развиваться промышленность, за четыре года объемы производств выросли на 54 %. Столыпин и его реформы ставили большой вопросительный знак на перспективах революционного движения. Убийство в Киеве 1 сентября 1911 г. прервало жизнь великого реформатора, мечтавшего о великой России.

Столыпин был одним из главных инициаторов роспуска II Думы и творцов третьеиюньского режима. Но после 1907 г. премьеру пришлось создавать новую обширную правительственную программу для решения важнейших внутриполитических вопросов.

Программа кабинета Столыпина, которую он намеревался реа-лизовать через новую Думу, предполагала проведение аграрной реформы на принципах освобождения крестьян из-под влияния общины, поддержки индивидуального крестьянского землевладе-ния, улучшения агрокультуры и уменьшения аграрного перенасе-ления в центре страны. Правительство намеревалось урегулиро-вать и рабочий вопрос, принять узаконения о социальном страхо-вании рабочих. Кроме того, Столыпин стремился усилить позиции центральной власти в нерусских окраинах в духе правительствен-ного национализма. Условием реализации этих идей было «успо-коение» страны - стремление подавить массовое рабочее и крестьянское движение, борьба с революционной и либеральной оппозицией и противодействие национальным движениям.

Столыпин отказался от традици-онной политики сохранения общины и выступил в поддержку индивидуальных форм крестьянского землевладения, потому что главную причину крестьянской бедности видел в примитивном нерациональном строе крестьянского общинного землевладения с его чересполосицей, принудительным севооборотом и считал, что община препятствует выделению наиболее крепких хозяйств.

Аграрная реформа Столыпина предполагала не только «раз-рушение общины» - обеспечение права крестьян на выход из общины и переход к личной земельной собственности (указ 9 но-ября 1906 г.). Составной ее частью стали «землеустройство», т.е. ликвидация чересполосицы, создание хуторов и отрубов, а также переселение крестьян из густонаселенного Центра на окраины, где имелся свободный земельный фонд (главным образом - за Урал), и меры по увеличению площади крестьянского землевладения путем покупки крестьянами дополнительных земель через содействие Крестьянского поземельного банка.

Реформа способствовала становлению частного крес-тьянского землевладения. Из общины выделялись наиболее зажи-точные хозяйства, ведшие предпринимательское производство, а также бедные крестьяне, ликвидировавшие хозяйство и продавав-шие землю. В тех регионах, где проводилась реформа, из общи-ны выделилось всего 3 млн. крестьянских хозяйств с 22% земель. Но большинство крестьян реформу не приняло и продолжало жить в общине. Не достигла своих целей и переселенческая по-литика. В течение 1906-1913 гг. за Урал переселилось 3,5 млн. крестьян, из которых 500 тыс. вернулось обратно, причем темпы переселения не поспевали за естественным приростом населения. Хотя крестьяне купили около 4 млн. десятин земли, однако реформа не достигла одной из главных целей - она не воспита-ла у крестьян чувства уважения к чужой собственности. Они по-прежнему требовали всех земель помещиков.

При всей своей незавершенности Столыпинская аграрная реформа имела экономический эффект. Росли урожаи, увеличилось использование машин и улучшенных орудий труда, а также совре-менной агротехники и удобрений. Выросла товарность сельского хозяйства, т.е. связь его с рынком: она составляла у частновла-дельческих хозяйств - 47%, а у зажиточных крестьян - 34%. Однако эти положительные изменения затронули не более пятой части крестьянских хозяйств. У большинства крестьян сохранялась община, примитивная агротехника и трехполье и, как следствие, - низ-кая урожайность. Несмотря на проводимую правительством про-грамму переселения за Урал, сохранялась аграрная перенаселен-ность Центра России.

Программа по рабочему вопросу включала два законопроекта в отношении рабочих: о страховании рабочих от несчастных слу-чаев и о врачебной помощи. Согласно им, на предприятиях со-здавались больничные кассы для рабочих. Лечение рабочих про-ходило на счет предпринимателей. Но из-за сопротивления пред-ставителей буржуазных кругов процесс принятия законопроектов затянулся: они были одобрены в Думе только в 1912 г. Вообще же следует отметить, что в отношении рабочего вопроса прави-тельство оказалось более дальновидным, чем российские торго-во-промышленные круги.

Национальный вопрос был одним из важнейших в программе П.А. Столыпина. Суть мероприятий в данной области можно свести к следующим положениям: продолжение политики цент-рализации, унификации и русификации национальных окраин - в первую очередь Финляндии и Западного края; поддержка русского насе-ления на окраинах в противовес коренному большинству - «инородцам». Было предложено ввести земские учреждения в шести губерни-ях Западного края: белорусских Могилевской, Минской и Витеб-ской; украинских Киевской, Подольской и Волынской. В этих гу-берниях создавались национальные курии - русские и польские, причем вследствие искусственного занижения процента нерусско-го населения края русские избирали большее число гласных.

Правые члены Государственного Совета выступили против идеи Столыпина, не желая распространять «либеральное» земское Положение на новые губернии. Весной 1911 г. Госсовет отверг законопроект о Западном земстве. Правительство вынуждено было провести этот закон указом императора по ст. 87 Основных законов, на три дня распустив законодательные палаты. Это резко ухудшило отношения премьера не только с Госсоветом, но и с Думой, которая осудила действия правительства. Законодательный кри-зис по вопросу о Западном земстве стал одним из этапов на пути развала третьеиюньской системы.

Вторым из национальной программы Столыпина стал «Холмский вопрос». Холмщиной или Холмским краем именовалась часть территории Царства Польского, примыкающая к городу Холм. Население этой местности по этническому составу было смешанным (русские, украинцы, поляки, литовцы), но в религиозном отношении большинст-во исповедовало униатско-православную веру. После польского восстания 1863 г. Русская Православная Церковь повела полити-ку объединения униатов с православием, что и было сделано в 1875 г. Однако после объявления в 1905 г. свободы вероисповеда-ния многие бывшие «православные» стали католиками.

Законопроект о Холмщине, внесенный в Думу в 1909 г., пред-полагал выделение Холмщины из состава Царства Польского и подчинение ее Киевскому генерал-губернаторству. Таким обра-зом, провозглашался очередной раздел Польши. Несмотря на протесты поляков, которых поддержали оппозиционные фрак-ции, в 1912 г. правооктябристское большинство приняло данный закон.

Третьим шагом в национальной сфере стал финляндский во-прос. Русское правительство полагало, что все законы, затраги-вающие общеимперские вопросы или вопросы, находящиеся в совместном ведении края и России, должны приниматься общеимперскими органами - Государственной думой и Государствен-ным Советом России, а не финляндским Сеймом. Фактически это означало ликвидацию автономии Финляндии. Проект правитель-ства, поддержанный правыми и октябристами, был принят в 1910 г. Таким образом, значительная часть программы Столыпи-на была выполнена, и содействие ему оказали правые фракции Государственной думы и октябристы.

Однако реализация курса правительства не укрепила его влияние в обществе. Не прекраща-лось рабочее движение, продолжались волнения в деревне. Рево-люционеры, оппозиционеры-либералы и представители нацио-нальных партий по-прежнему боролись с властью. Против Сто-лыпина выступали и крайне правые. После истории с Западным земством в оппозицию властям стали переходить и октябристы, считавшие, что деятельность кабинета разрушает конституцион-ный строй. Ухудшились и отношения премьера с Николаем II, императора не устраивала самостоятельность главы правительства. Однако отставка не состоялась, поскольку 1 сентября 1911 г. в Киеве Столыпин был убит эсеровским боевиком и полицейским провокатором Д. Г. Богровым.