Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото). Пять интересных фактов и преданий о Салавате Юлаеве (2 фото) Место пленения юлаева

16 июня – День рождения национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Когда началась Крестьянская война, Салават в составе взбунтовавшегося сводного башкиро-мещерякского отряда из 1 200 человек, предназначенного властями для использования в операциях против войска Е. Пугачева под Оренбургом, перешел 10 ноября 1773 года на сторону повстанцев. Чем и как закончился этот решительный шаг для него и его войска – всем известно.

В честь дня рождения батыра мы решили вспомнить несколько интересных фактов и преданий, связанных с его именем.

Планета «Салават»

С именем Салавата Юлаева в Башкирии связано много географических мест и объектов. Его имя носят родной район героя, улицы и проспекты, хоккейный клуб, теплоход и многое другое.

Гордое имя батыра носит и один из городов республики. Мало кто знает, что в честь этого города названа малая планета № 5546, которая находится в 392 млн км от Солнца и в 200 млн км от Земли. Диаметр планеты около 11 км. Блеск в оппозиции 16 звездной величины.

Планета была открыта 19 декабря 1979 года бельгийским астрономом А. Дебеоном и названа им в честь г. Салават после посещения БАССР в 70-х годах. На территории Башкирии планету можно наблюдать с помощью телескопа.

Революционер с кличкой «Салават Юлаев»

Аугусто Лопес (около 1940, Манагуа – около 1980) – революционер. Примкнул к движению против диктатуры президента Никарагуа А. Сомосы в середине 1950-х годов. Член Никарагуанской социалистической партии, входил в состав Сандинистского фронта национального освобождения. Революционер носил партийную кличку «Салават Юлаев». В конце 60-х годов посетил Москву.
Клад Салавата

Согласно русскому преданию, записанному участниками экспедиций Челябинского педагогического института в 1949 году, Салават оставил на Южном Урале много кладов, но конкретное место не указывается: «Обычно он уходил с кем-нибудь из своих воинов и закапывал клад в укромном месте». Достать их было трудно, потому что все они были заговоренными («Не дайся клад двенадцати головам», т. е. первые 12 человек, нашедших клад, должны погибнуть, и только 13-й мог завладеть им) и охранялись духом воина, который мог воплощаться в разные образы. Обычно являлся в виде женщины в красном платье, которая бродит рядом с тем местом, где зарыт клад, а при приближении людей исчезает.

В другом предании говорится, что Салават, отступая, зарыл клад около д. Идельбаево Салаватского района РБ. «Перед смертью, – говорится в предании, –один из сопровождавших Салавата воинов рассказал сыну о кладе. Позже его потомки искали этот клад, но не нашли». Предание опирается на реальные исторические события, связанные с захватом заводов повстанцами, но исторических документов о закопанном кладе не найдено.

Жены и дети Салавата

В башкирском и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов Урала бытует множество преданий, в которых рассказывается о женах Салавата Юлаева и его возлюбленных. Согласно преданиям, у Салавата было две жены: Амина и Зулейха. По другим фольклорным материалам, жен батыра звали Амина, Зулейха, Гульбазир, Айхылыу, Маудия, Буранбикэ (последние три имени упоминаются в записях фольклористов один раз). В записях Ф. Нефедова (1880) названо два имени: Зулейха и Буранбикэ.

Мотив жен Салавата прослеживается и в предании «Как был пленен Салават». Существуют предания, где говорится, что во время восстания Пугачева Салават Юлаев полюбил русскую девушку, которая родила ему сына («Салават и Екатерина Михайловна»). Бытуют также предания о женитьбе Салавата на калмычке, чувашке, татарке. Эти сюжеты являются свидетельством симпатии к национальному герою других народов, участвовавших в повстанческом движении.

В произведениях самого героя, который был и поэтом, сведения о женах и возлюбленных встречаются в стихотворении «Зулейха» и песне-четверостишии, отразившей обычай левирата, согласно которому в случае смерти старшего брата младшего женили на енге (жене старшего брата).

Из сохранившихся документов следует, что у Салавата Юлаева было три жены. Еще до его ареста жены и дети были схвачены и привезены в Уфу в качестве заложников. Одна из жен с сыном находилась под стражей в городской комендатуре у полковника С. Мясоедова. Второго сына, по словам Салавата, «взял генерал, который на квартире стоит у секретаря (генерал-майор Ф. Фрейман). А прочие жены и дети разобраны большими (представителями местных властей и офицерами)». О дальнейшей судьбе членов семьи Салавата неизвестно. Имена жен и детей в документах не названы.

Салаватов ключ

Это русское предание записано в 1973 году В. Сидоровым от жителя города Сатка Челябинской области Г. Нестерова. В предании говорится о ключе, находящемся на склоне Пьяной горы, около Саткинского завода, у которого произошла встреча Салавата с Пугачевым. «Народ назвал этот ключ "Салаватовым" из-за любви к нему, ведь он русских не обижал», – говорится в предании, тем самым подчеркивается дружеское отношение русского населения к Салавату Юлаеву.

Имя Салавата Юлаева - один из самых известных символов Башкирии. Этот стал олицетворением борьбы за свободу и одной из самых ярких личностей под предводительством Пугачева.

Семья

В 1754 году в Оренбургской губернии родился Салават Юлаев. Биография этого человека связана с его родной деревней Текеево. До наших времен это поселение не сохранилось, потому что оно было уничтожено во время Пугачевщины войсками Екатерины II.

Салават происходил из известного рода, члены которого занимали различные управленческие должности (например, тархан), а также участвовали в прежних восстаниях против власти русских.

Отцом ребенка был Юлай Азналин. Он сделал хорошую карьеру в армии. Служил в качестве сотника и успел побывать в Польше, где воевал в Барской конфедерации, которой не нравилось давление России на Речь Посполитую. В 1766 году Юлай вернулся на родину и получил должность старшины волости. Он отвечал за порядок на важном участке дороги, ведущей в Сибирь.

Конфликт башкир и чиновников

В семье Салавата не обходилось без конфликтов с властями и в мирное время. Так, его отец долго судился с местными владельцами заводов, которые отнимали земли у простых башкир. В XVIII веке Урал привлекал внимание самых разных промышленников, строивших свои предприятия с разрешения центральных властей. Строители Симского и Катав-Ивановского заводов попытались лишить местных жителей их угодий. Тогда Юлай отправился к губернатору, но не смог защитить земляков. По решению суда проигравшая сторона должна была выплатить 600 рублей. Такие случаи не улучшали отношений между русскими и башкирами.

Отец так и не овладел грамотой, но осознавал ее значимость. Поэтому он настоял на том, чтобы сын изучал языки и научился писать и читать. В Салавате растили чувство любви к Родине и преданности своему народу. В то же время башкир хорошо владел русским языком, что особенно пригодилось ему позже, когда он воевал плечом к плечу с казаками.

Весть о пугачевском восстании

В 1772 году по Поволжью и Уралу прошлись слухи о том, что прежний император Петр III выжил после долгого заточения и собирает войска, чтобы вернуть себе трон. Этим человеком на самом деле был Емельян Пугачев - беглый донской казак, авантюрист. История России уже знала много самозванцев. Так, например, в Смутное время страну заполонили проходимцы, называвшие себя царевичем Дмитрием - сыном Ивана Грозного. Первому из них даже удалось захватить Москву (правда, не без помощи и войск). Другие Лжедмитрии были не так удачливы.

Пугачев же угадал со своим «признанием». В 70-е годы и на Урале, и в Поволжье зрело недовольство властью. Причем оно было распространено среди самых разных социальных слоев. Крепостные крестьяне не хотели мириться со своим бесправным положением по отношению к дворянам, которые могли использовать их как расходный материал. Кроме того, холопы не имели права даже пожаловаться на своих владельцев, что было подтверждено даже законодательно - специальным указом Екатерины.

Для того чтобы развивать промышленность на Урале, нужны были рабочие руки. Поэтому незадолго до появления Пугачева вышел указ, согласно которому крепостные теперь должны были трудиться не только на земле барина, но и строить фабрики. Их еще называли горнозаводскими крестьянами.

Недовольны были и национальные меншинства, чьи интересы ущемлялись в угоду промышленникам. Салават Юлаев, биография которого позволяет понять, что он также подпадает под такое описание, был среди тех, кто не хотел мириться с подобным положением дел.

Наконец, Пугачев опирался на казаков. В отличие от крестьян они были настоящей военной силой. Вся их жизнь проходила в сражениях или дежурстве на границе. Именно с казаками Пугачев начал свою военную кампанию против власти. В сентябре 1773 года он осадил Оренбург - крупнейший город в этом регионе.

Салават присоединяется к бунтовщикам

Юлай Азналин по поручению губернатора собрал отряд в тысячу человек, чтобы атаковать восставших. Во главе его стоял Салават Юлаев (ему было 19 лет). Биография его гласит, что молодой человек еще не знал, что такое война, хотя в детстве получил достаточно навыков, чтобы стать хорошим бойцом. На подходах к Оренбургу он решился перейти на сторону Пугачева. В это время мнимый Петр III вел активную агитацию. В своих грамотах он указывал на несправедливости, учиняемые дворянами и промышленниками. Такая риторика имела действие. К Пугачеву перешел не только Салават Юлаев со своим отрядом, но и его отец. Он прибыл к сыну в последние дни 1773 года.

Бригадир Пугачева

О чем дальше рассказывает биография Салавата Юлаева? Краткая кампания, в которой он участвовал (боевые действия продолжались всего год), сделала его имя бессмертным, хотя куда больший остаток жизни он провел в ссылке. При первом же знакомстве с Пугачевым башкир привлек внимание атамана. Он был одним из главных советников «царя» и руководил боевыми операциями.

Всего биография Салавата Юлаева повествует о нескольких десятках сражений. Большая их часть произошла на Урале. Так, например, он освободил Катавский и Симский заводы, из-за которых у его отца были тяжбы с чиновниками. Здесь восстание было особенно сильным, так как местное население ненавидело помещиков и промышленников.

Салават выиграл большую часть своих битв. Однако даже в случае поражения ему удавалось минимизировать потери. Он умел вовремя уводить войска из-под удара, чтобы зря не жертвовать жизнями своих товарищей. Такова биография Салавата Юлаева. Краткая война научила его тактике. Он умел воспользоваться преимуществами, которые ему давала горная местность Урала.

Одним из главных успехов полководца было взятие города Кунгура, после чего он получил чин бригадира, или генерала. Пугачев очень ценил его. Однако сам атаман скоро попал в плен, потерпев нескольких поражений от правительственных войск. Тогда башкир решил не сдаваться, а продолжить восстание в своей стране. В этой борьбе заключается краткая биография Салавата Юлаева. Самое главное войско императрицы в то время находилось в Поволжье. Армии пришлось привлечь резервы, чтобы победить восставших. О смелости и храбрости башкира говорит любая биография Салавата Юлаева на русском языке.

Поражение и каторга

В конце ноября 1774 года правительственным войскам удалось настигнуть ослабленный отряд, которым руководил Салават Юлаев. Биография героя гласит, что жизнь его сделала еще один драматический поворот. Он был схвачен и оказался под следствием. Еще незадолго до этого семья Салавата была арестована и заключена под стражу в качестве заложников. Юлай Азналин также сдался, надеясь спасти сына. Разгром башкирского восстания на сибирской дороге был одним из последних эпизодов крестьянской войны, хотя ее отдельные очаги продолжали тлеть до лета 1775 года.

Сначала отца и сына приговорили к наказанию клеймением и кнутом. В октябре 1775 года их отправили на вечную каторгу. Местом ссылки стала прибалтийская крепость Рогервик в современной Эстонии. Каторжников везли в обозе через всю страну, в том числе и через Москву.

На новом месте жительства провел остаток своих дней Салават Юлаев. Биография героя и история его борьбы еще при жизни узника были известны всем башкирам, которые сохранили о нем добрую память в своем фольклоре. Юлаев провел на каторге 25 лет и скончался в 1800 году относительно молодым (46 лет). О его жизни на принудительных работах почти ничего не известно. Его отец Юлай Азналин скончался раньше, в 1797 году.

Башкирский поэт

Истории известен еще один талант, которым обладал Салават Юлаев. Биография (кратко рассказать о ней можно, но упомянуть в таком случае о всех достоинствах этого человека не получится) героя говорит о том, что не чужды ему были и занятия поэзией. Большая часть стихов посвящена родному краю, народу, обычаям и вере предков. Юлаев писал на башкирском языке, поэтому его тексты ценны еще и как лингвистический памятник. Ему приписывают авторство нескольких народных песен.

Память о герое

Сегодня Салават Юлаев, биография которого известна каждому жителю Башкирии, является национальным героем и символом республики. В честь него названы улицы, районы, населенные пункты, корабли и т. д. Во множестве городов есть памятники Юлаеву. Его фигура нашла отражение в литературе, музыке (многочисленные оперы и другие академические произведения), а также кинематографе.

Именем героя назван популярный во всей России хоккейный клуб из Уфы - столицы Башкирии. Краеведы и историки продолжают писать монографии, объектом которых является Салават Юлаев. Биография (краткое повествование об этой исторической личности присутствует в каждом учебнике по истории страны, а в Башкирии ему посвящены отдельные уроки) этого человека достойна того, чтобы уделить её изучению хотя бы немного внимания.

Салават Юлаев.

Это не историческое исследование.

Вот что я знаю или вы знаете про так называемых бунтовщиков в Руси?
Себе ответьте кратко.

Сам себе задал вопрос этот.
Ответил сам себе - немного, ничего почти, кроме имен.

Читал не только Википедию. Ей не получается доверять. В ней часто спорное, что нужно перепроверять и лишь как затравка для поиска. Начал было с поиска имен, которыми называют башкиры детей своих. Узнал, что были башкиры у печенегов мощным крылом и у чингизидов (условно - азиатов, неких "татаро-монгол") ударной силой, после того как башкиры с булгарами в крошку разгромили непобедимые войска Чингизхана. А потом половцев уничтожать пришли с неким Батыем. Я прочитал, что все те же самые набеги сделал дедушка Александра - Всеволод Большое гнездо, до мифических татаро-монгол. А немецкие историки все перевернули при Петре номер первый с его приказа и летотописи и так врушие и те все уничтожили или искорежили. Ну не было татаро монгол как могучего войска в русских землях, не было, были зарвавшиеся в междуусобойках князи, бояре, церковники - власть.

Вот как это так?
Это было единственным поражением непобедимого Чингизхана. Знайте это было от воинов башкир и булгар. Да, они рядом всегда были и друг друга поддерживали. А в Башкирии живет сейчас очень много татар - булгар. Татары сейчас составляют существенную часть Башкирии - это так. И многие башкиры говорят на татарском языке, он мало чем отличается от башкирского языка. Турки и те понимают башкир, если говорить медленно.

Это поражение Чинчизхану не должны были простить его противники. Вот значит и был он навсегда "на печи".

Кто такой Батый и Бату? Да не знает никто.
Как из пальца история о нем высосана. Ты хоть что то знаешь?
Батый пришел лишь через 13 лет, после того как Чинзизхана опустили и отпустили башкиры и булгары боем. Это было его единственное поражение - от воинов из булгар и башкир. Но почти никто это не знает и не верит.

37 лет не могли покорить немногих башкир этот мифический "миллион" - "чинчизиды". Видимо не покорили, могли предложить лишь воинство воинам.

Очень не понятно из истории понаписанной как это некий Бату, Батый пришел с кипчаками, с теми же самыми, кто до этого разбили войска Чингизхана в крошку и отпустили его самого и воинов его лучших Субедея и Джебе домой, а не прикончили на месте.

Не монголы пришли, а кипчкаки тогда пришли, защищаюшиеся от постоянных нападений с Азии и половцев, защищаемых киевскими князями, породнившихся с половцами. Да тот же Долгорукий испачкался родней с половцами и именно с ними нападал на булгар и уничтожал и сжигал их города и селения и их всех под корень. Выжили те, кто у башкир был, к ним Долгорукий не посмел соваться.

История понаписанная настолько мутна. Невозможно узнать. Всеволод Большое Гнездо сделал походы по усмирению зарвавшихся князей тем же самым маршрутом, что и Батый. Есть факты об этом. Я не знаю то, что было тогда. Видимо Александр Невский позвал кипчаков на войну с половцами. Его дедушка уже громил, или присоединился к ним потом, мог быть назван Бату, Батыем у степняков, а у других другим по имени. Если не звал, так пришли башкиры и с булгарами сами уже мстить половцам прикончить их бля*ские и кровавые свистопляски с князями и боярами во главе. Половцев прикончили и ушли. Какое золото то в этих, покоренных ими городах? Какая награда? Пройди мимо и плюнь - это нищета. Это все нищие города-деревни были, а Киев был сожжен уже не раз и дырявые стены были уже за несколько лет до нападения якобы татаро-монгол. 20 лет эти напавшие дань не брали. Так не бывает. Берут все и сразу напавшие. А как это? Вы то хоть мне объясните безжадность напавших. я не верю немецким историкам, описавшим эти все события. Иначе бы про Александра Невского и слов бы не знали. Если им верить, то миллионая машина уничтожала города и деревни от тысячи до трех, пяти города. Ну это же смешно. А в них воинов то сколько - триста с топорами?

Когда искал вопросы про башкир, то совсем увяз в искаженной истории Руси и истории о татаро-монголах. Вопрос то простой и ясный у меня был - кто такие башкиры?
Что-то нашел.
Меня вытянула из мути болота существующих противоречивых исследований простая мысль - башкиры тогда жили и сейчас живут, сохранив свое. Живут с испокон веков. Не были никогда крепостными. И потомки тех башкирских племен, что жили веками до мутного в истории Рюрика и сегодня живут.

Если ты любой национальности и веры, с добром придешь в гости в башкирскую или татарскую деревню, Они рядом, то тебя и бабушки примут, надев красные платки с узором вышитым их руками, да так, как про меж добрых башкир принято. Уж от кумыса и от конины не отказывайся.

Сошлюсь на Википедию лишь как на лица, даты. Да и пишушие меняются. Я не доверяю им, но прочитал.

Степан Тимофеевич Разин, известный также как Стенька Разин; (около 1630 года, Русское царство - 6 июня 1671, Москва, Русское царство) - донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов...
(Википедия)
То есть говорят, что один год Степан Разин бунтовал, поддержанный немалым количеством людей. И утопил не а как бы какую то врагиню, а он свою настоящую жену, жену законную он свою утопил.
Емельян Иванович Пугачёв (1742 - 10 января 1775, Москва) - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России.
(Википедия)
То есть говорят то, что был бунт и междуусобная война, организованная Емельяном Пугачевым, поддержанного немалым количеством людей.

Мне в школе говорили, что Разин и Пугачев освободителями крестьян были.
Где многочисленные не деревянные и не из разрушающегося цемента памятники Степану Разину и Емельяну Пугачеву от донского люда? Один?

Салават Юлаев (башк. Салауат Юлаев; 16 июня 1752 - 8 октября 1800) - башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг.,пишут, что встал на войну одновременно. Поэт-импровизатор (сэсэн). (Из Википедии). Запомните Салават Юлаев не сподвижник Емельяна Пугачёва, ему пришлось выйти на бой, но самостоятельно. Другие просто ушли, испугались, часть мощных ханов башкирских тогда ушли с войсками в сторону.

Поэт поэтом, но целый год его не могли победить, уничтожить организованные и обученные войска царского государства. Салават не воевал против царя. Он знал, что его народ присягнул Ивану IV-му, послав своих послов с подарками как потомку Чингиза. И царь и хан Иван IV-тый, потомок Чингизхана по матери помнил, что Чингиза не убили башкиры, а отпустили домой, отпустили не убив, во свояси.

А вы не знали этого? Вы что думали что просто так все было?

Салават Юлаев не стоял за войсками Пугачева. Он был самостоятельной боевой силой. У него были свои воины - боевая легкая и подвижная конница с саблями, без пушек.
Насчет бунта Салавата Юлаева - его вынудили встать на бунт не против власти, но против тех, кто, прикрываясь властью обокрал, отобрал земли и природные ресурсы у башкир в Зауралье до тюменских (именно они и прикончили вора и бандита эту суку Ермака) там, где сегодня магнитогорская и челябинская области, там, где исконные земли башкир были – земли, право на свободное владение на которые подтверждены были и Чинчизханом, и Иваном IV-м (Грозным).

Любые воины с Азии и с Руси заходившие не с миром, но с мечом к башкирам, захлебывались своим нападением по горло, если оно оставалось. Может быть слишком жестко сказал, но это так. И потери были.

"В 1772 г., когда Юлай Азналин находился с русскими войсками в мятежной Польше в должности начальника одного из отрядов башкирского полка, его сын Салават временно исполнял обязанности волостного старшины. В октябре 1773 г. Салават Юлаев был направлен отцом во главе отряда башкир шайтан-кудейской волости (95 человек) на стерлитамакскую пристань, где уфимские власти формировали большой отряд «инородцев» для борьбы с Пугачёвым. Салават двигался не спеша и, когда через две недели достиг наконец Стерлитамака, до которого было всего 400 км, с ним пришли только 80 человек. Можно предполагать, что Салават уже выбрал для себя путь, которым пойдёт, что отразилось и в связываемых с ним песнях и преданиях. 15 конников были разосланы им по дорогам и зимовкам для разведки и призыва башкир к восстанию. «Со всех башкирских селений я получил известия, - запомнил народ одну из речей Салавата. Башкирские - Бурзянцы, тамианцы, тамауровцы, усергенцы, табинцы, катаевцы, зюрматинцы и кипчакцы - все поголовно... хотят восстать». Действительно, вскоре из стерлитамакских команд началось бегство. А когда 7-9 ноября пугачёвские военачальники Овчинников и Зарубин громили генерала Кара, башкиры не оказали тому помощи. 10 ноября отряд Алибая Мурзагулова, в котором находились и шайтан-кудейские башкиры, у деревни Биккуловой перешёл на сторону Пугачёва. Так началась повстанческая деятельность Салавата."http://enoth.org/enc/2/6.html
(Замечу, что от Уфы до Стерлитамака менее 100 км, а вовсе не 400 км. Вот так историю пишут историки.)

Как наказала государственная власть Руси Степана Разина и Емельяна Пугачева вы знаете - это даже словом жестоко назвать невозможно.
У меня вопрос. Почему Салавата Юлаева не подвергли тому мучительному физическому уничтожению, четвертованию, отрубанию... и вывешиванию остатков тела и головы отрубленной на глазение, гниение, не подвергли тому, чему подвергли Разина и Пугачева?

Его - Салавата Юлаева - поэта и воина ослепили.

Девятнадцатилетний Салават Юлаев воевал лишь чуть больше года, командуя небольшим войском всадников. Его войско и он сам воевали против регулярных, хорошо обученных войск против войск Суворова, его учеников, вооруженных ружьями и пушками, воевали против самой тогда лучшей армии мира с военной стратегией и тактикой Суворова.

Чуть больше года воевать..., тебе это не понятно сейчас что это такое, ты бы и день там, на той войне не прожил бы.

Салавату Юлаеву люди дали не только провиант и лучших коней, дали своих сыновей в добровольное ополчение, хотя и знали отцы и матери, что отдают детей своих на смерть в бой. В бой за свои родные земли, а не на авось. Ни один один бой с войсками Суворова им не был проигран. Потери были и жестокие, но побеждал Суворова всегда.

Отвлекусь в подробности про башкир, в то, что сам смог узнать. Могу ошибаться. Хотя знаю, что так никто не писал.
Что я узнал, прочитав многое и противоречивое и какие выводы сам сделал и что хочу главное сказать тем и делюсь.

Сейчас принято использовать термин-приставку когда говорят о племенах 10-го века Руси - "прото" (протославяне, протобашкиры, протобулгары, протоказахи).
Башкиры - союз многих разных самостоятельных племен живших всегда в доброседстве с булгарами и с племенами до Тобола и Иртыша. В пещерах башкир есть рисунки динозавров.
О башкирах упоминают восточные историки за века до мифической личности, описанной под именем Рюрик. Надо же, торговцы европейские послали изучать торговые пути Руси-Тартарии и забуквовали навсегда в письменах своих кого-то, когда писали про первых русских князей - про воинов, охранявших князей, про воинов в шапках с лисьими хвостами. С лисьими хвостами в шапках с испокон веков только башкирские воины ходили без железных шлемов русских. (У Салавата Юлаева на памятнике Тавасиева именно лисьи хвосты.) То есть знали ханы-князи ханов башкир, друг друга и очень хорошо знали.
Раскопки сегодня проводимые в Уфе показали, что как поселение-город Уфа существовал еще уже в V веке. Только уничтожали его не раз. Это же не каменный город, который кочевым башкирам не нужен был. Город Уфа = зимний стан, куда собирались и стратегическая точка. И он снова восстанавливался не раз. Город стоит на горе и вокруг трех рек и лесов непроходимых тогда. Попробуй врагу придти просто так незамеченным. Встречали кого-то саблями, кого-то дружбой.
А что, до посланников европейских торговцев там и до Рюрика, в тех землях, что за булгарской землей начиналась (от нынешней Татарии) до Тобола и Иртыша - там жизнь не была? Смешно. Посылали европейцы своих шпионов в Русь и приволжские земли и зауральские, где безопасно ходить могли, их фактически этих шпионов как-то не убили, пока они там шастали, хотя они написали именно про себя, что им охрану выставляли, когда они уж сильно в лес хотели зайти они же написали, что мол, извините князи поссать поодиночку не ходят. Так это же шпионов европейских, когда они выходили в лес охраняли воины, чтобы европейские шпионы не только не обоссались от страха, но и совсем не обделались и выжили по дороге. Они - ну что же о них думать, о гадах, если русскую баню лютой пыткой описали. Мы поссать, если на дороге приспичило, то выходим вдвоем и что?

А почему это вор и разбойник Ермак со своими удалыми ворами не полез с войной к башкирам? Это же по пути его было через земли башкирские до Сибири? Башкиры как и сибирские племена тоже были тогда ослабевшим Ногайским ханством, где башкиры были наняты ханами как воины и лучшие. Да исчез бы сразу бы Ермак с ворами своими и историю бы не написали о нем, если бы полез воевать к башкирам. Ермак не посмел к башкирам лезть. Он полез воровать в ослабленные постоянными разорительные нападениями-войнами с азиатами - ханов узбеков, туркменов, таджиков, киргизов и прочих в тюменские земли. Это для вас сейчас они ничто. Тогда воины и нападающие жестоко и беспощадно, живых не оставляли.
Знайте - прикончили вора и разбойника Ермака сибирские воины и башкирские воины, полезшего к тюменским соседям воровать и убивать - прикончили. Бой был, но не как в советском фильме от художника.
Похоронили этого как воина. Никто не знает где, чтобы не тревожили. А фильмы и тексты про Ермака - это так гавнецо, красивости при СССР создали про вора и разбойника для агитации пионеров и малодушных.

Что сделал Разин? Свои интересы личные. Умело. Как пахан. Втравил. Но ума то не хватило победить. Известен лишь тем, что свою не рабыню, а уже законную жену убил. Убил на радость тварям свою жену.

Что сделал Пугачев? Свои интересы личные. Умело. Как пахан. Втравил. Погибли многие люди. Но ума то не хватило победить.

Племена башкирские:
древнебашкирский (бурзян, уран, юмран, ягалбай и др.),
ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, кальсер, терсяк, упей, уваныш и др.),
булгаро-мадьярский (юрматы, буляр, танып и др.)- булгары,
огузо-кыпчакский (айле, сарт, истяк),
кыпчакский (канлы, кошсы, сальют, бадрак, мин, миркит, и др.),
ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы),
пласт, связанный с этническим взаимодействием с народами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, казахами, калмыками, каракалпаками, и др.)
(http://traditio-ru.org/wiki/Башкиры)

К этому перечислению вы внимательнее отнеситесь чуть чуть. То есть населяли Башкирские земли тогда населяли кипчаки, булгары (татары), финно-угры, огузы, ногайцы сибирские, казахские племена. Была и сильная родовая связь с кипчаками. Те самые, что у Батыя были главной силой против половцев. Те, кто своми жизнями их уничтожил эту их двухвекововую смертельную пляску в Руси. Что-то понятнее вам станет когда вы будете читать замысловатые и противоречивые исследования разных историков. Например про "татаро-монгол", которых не было. Были другие - кипчаки - но двумя походами, двумя зимами и неотвратимо прикончили половцев навсегда.

Был поход кипчаков и булгар с Батыем не на Русь, но против половцев. Развеяли войной всех половцев и домой тут же вернулись. Но потери в войне против половцев были среди башкир и булгар, казахов были очень жестокие. Умелых, таких же умелых как они воинов - половцев кипчаки уничтожили своими жизнями, которых русские князи со своими войсками не могли уничтожить два века, породнились с ними.

А вы не задумывались почему это Иван IV-тый (Грозный) потом не завоевал, а оформил с подарками богатыми союз с башкирским государством, а не с племенами, типа диких индейцев?
Почему Иван Мудрый поставил там крепость в Уфе? Да от нападений азиатов. То же самое Оренбурге поставил - башкирская земля была, но на нее азиаты нападали. Или вы не знали об этом?

Я пишу о башкирах. Племена эти - гордость башкир, их знают, но не выпячивают. Потомки тех «протобашкир» и сейчас живут. Живут открыто и дружелюбно, принимая в себя других.

Уничтожены были многие башкирские люди от с нападавших с Азии.

Некоторые башкирские племена из тех - это только несколько деревень сегодня, но они именно те, кто известен в истории Руси как крыло у печенегов, как ударное крыло чингизидов, уничтоживших неуемных половцев в Руси, как ударные воины у Кутузова, пришедшие в Париж. Это и те воины, кто головы свои сложил в войне с фашистами. Это и те, кого особенно любили направлять в Афган, в котором они воевали и строили школы и детсады детям. Строили школы и погибали. Мне же они сами сказали, там побывавшие, что любезные узбеки, таджики, киргизы там тогда не строили ничего и в бой особенно не шли и не помогали - жили обособленно, своими "кружками". Мне так сказали те ровесники, кто там был из Уфы. В Чечню башкирских пацанов и взрослых милиционеров отправляли на бойню. Хоронили. Встречали выживших.

В Афганистане, Чечне, Абхазии принимают башкир. Принимают. И приглашают в гости сейчас.

Если вы думаете, что каждый, кто сидит на коне с саблей, то он уже воин, то вы ошибаетесь. Ошибся жизнью, описанный Львом Толстовым Петя Ростов. Жестоко ошиблись и те, кто нападал на башкир. Они думали, что на пастухов нападают, их головы так и продолжали думать, когда их тело лишалось головы башкирскими пастухами.
Не зря на памятнике Тавасиева Салават с плеткой, а не с саблей. Башкиры жили в мире и добрососедстве с соседями - булгарами, казахами, зауральскимими и сибирскими племенами.

Итак главное, что хотел написать:

В 1768 году Оренбургский губернатор князь Путятин назначил Юлая Азналина старшиной башкирской команды Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Уфимской провинции. Началась воровская колонизация башкирских земель за Уралом. У Юлая Азналина купцом Твердышевым незаконно была отнята исконно башкирская земля под Симской завод, поэтому Юлай Азналин и его 19-летний сын Салават 11 ноября 1773 года в составе Стерлитамакского башкирского корпуса добровольно перешли на сторону повстанцев Емельяна Пугачёва, поверив его обещания вернуть им украденные у них земли. (Город Сим = башкирская территория В.И. Лениным был отведен в Челябинскую область.)

До этого были попытки судебного решения вопроса об этих землях. Были. Но суд земли не вернул башкирам.

Отец Салавата Юлаева - Юлай Азналин воевал за Россию с Польшей, возглавляя 3000-й отряд башкирской конницы, направленной воевать в 1772 году в Польшу в помощь русской армии. Башкирские конники под руководством Юлая участвовали в сражениях вместе с русской армией под Варшавой, Вильно и других местах. После боевых действий Юлай Азналин был удостоен специальной награды - «Воинское малое знамя». Награду, полученную за мужество и отвагу, Юлай передал своему сыну Салавату Юлаеву. Для Салавата награда отца, как семейная реликвия, была предметом особой гордости. Википедия.

«В середине XVIII в. начинается активная заводская колонизация территории Южного Урала. Столь интенсивная экспансия не проходила бесследно для коренного населения. Строительство заводов сопровождалось незаконным изъятием у башкирских общин огромных земельных участков.» Википедия - статья Юлай Азналин.

Суворов, его ученики обеспечили это коварно - поражение Салавата Юлаева. Семья Салавата Юлаева - его жены и дети были схвачены в качестве заложников и ему условие поставили слишком жестокое.
До этого Салават Юлаев просил родственников и друзей обратиться с ходатайством в губернскую канцелярию и в Сенат, «чтоб государевы рабы у подчиненных во услужении не были».
Восстал он - "чтобы государевы рабы у подчиненных во услужении не были".
Какая у Салавата Юлаева, потомка народа, жившего на своей земле за века до мифического Рюрика, у сына народа не бывшим никогда крепостным, присягнувшему навсегда народу русскому была классовая борьба, кроме желания вернуть свою землю украденную, землю, право на которую подтверждали и Чинчизхан, и Иван IV (Грозный).

А вы задумывались хоть раз о том, как возникли Оренбургская и Магнитогорская, Челябинская области, внутри того, что было исконно башкирским? Не задумывались. Это было башкирским.

"Памятники Салавату Юлаеву:

Первый в республике памятник-бюст Салавату работы Т.П. Нечаевой установлен под открытым небом в его родных местах - в Салаватском районе в 1952 году.
В 1989 году похожий памятник-бюст из кованой меди был установлен в эстонском городе Палдиски.
В Уфе 17 ноября 1967 открыт памятник Салавату Юлаеву работы осетинского скульптора С.Д. Тавасиева. Изображение этого памятника попало на герб Башкортостана.
Копия памятника в санатории Увильды в Аргаяшском районе Челябинской области была установлена в 2005 году. Памятники-бюсты установлены в Салавате (бюст С.Юлаева), Сибае, Аскарово. В Красноуфимске 28 июня 2008 года был открыт памятник национальному герою, который был установлен на улице Салавата Юлаева.
Именем Салавата Юлаева названы:
город Салават в Башкортостане
Салаватский район в Башкортостане
хоккейный клуб «Салават Юлаев»
ледовый дворец спорта в Уфе
улица и проспект в Уфе
улица в Челябинске
улица в Магнитогорске
улица в Ишимбае
улица в Кургане
улица в Казани
улица в Кумертау
улица в Белебее
улица в Оренбурге
улица в Стерлитамаке
улица в Давлеканово
улица в Салавате
улица в Лянторе
улица в Бузулуке
улица в Аше
улица в Снежинске
улица в Донецке
улица в Кривом Роге
улица Салавата Батыра в Октябрьском
улица в деревни Новоусманово в Бурзянском районе"
(Википедия)

В годы Великой Отечественной войны имя Салавата Юлаева носили: истребительно-артиллерийский дивизион, бронепоезд и другие подразделения. Башкиры приняли огромную эвакуированную Русь и Беларусь и Украину в себя во время Великой Отечественной войны, когда фашисты напали. Приняли не только станки заводов. Приняли к себе людей. А сами сопли ели от голода тогда.

Образ Салавата Юлаева увековечен в башкирском и русском народном творчестве, в произведениях русских, башкирских, татарских, казахских, чувашских, удмуртских и марийских писателей.
Мало кто знает, что в честь Салавата названа малая планета № 5546, которая находится в 392 млн км от Солнца и в 200 млн км от Земли. Диаметр планеты около 11 км. Блеск в оппозиции 16 звездной величины. Планета была открыта 19 декабря 1979 года бельгийским астрономом А. Дебеоном и названа им в честь г. Салават после посещения БАССР в 70-х годах. На территории Башкирии планету можно наблюдать с помощью телескопа.
Генерал Шаймуратов во главе башкирской 112 конной дивизией освобождал Луганскую область от фашистов. Там и погиб. В Городе Петровске школа названа его именем.

Вот такие татаро-монголы оказывается.

Галим Фарзтдинов

Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность, в истории Башкирии дошедшая до наших дней. Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев. Но известно о нем немного.

Заговорили о нем в XX веке - на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республике (БАССР). Наверное, Салават Юлаев был ярким примером борца из башкирского народа и нужен был пример. Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.

Но этот земельный конфликт произошел еще раньше - до рождения Салавата Юлаева. Главное действующее лицо в нем – Шаганай Барсуков, старшина Шайтан-Кудейской волости до 1743 года. Вероятно, его фамилия происходит от слова «бурхык» (в пер. с башк. – барсук) - это прозвище его отца, данное ему за копание шахт и шурфов. Барсук, имея подземное жилище, выкапывает наружу все, что в горе содержится, и дает знать о горных внутренностях. Барсуки и башкиры были в то время главными действующими лицами в области поиска металлических руд. Незлобивый зверь барсук, рудокопщик Бурхык, его сын рудознатец Шаганай и железоделательный Симский завод, расположенный на их землях – это звенья одной «железной» цепи. Возможно, что из-за своего рудокопного подземного дела род Шаганая и его отца Бурхыка получил свое прозвище Шайтан, а та часть Кудейской волости, где они проживали, после разделения стала называться Шайтан-Кудейской волостью.

Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.

Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.

Дальнейшие события развивались аналогично известной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Родилось новое поколение, в котором молодые люди из враждующих родов полюбили друг друга, несмотря на многолетнюю вражду, и поженились. Один из сыновей Салавата, женился на дочери Рысбая. Девушка под именем Усиктете с крутым нравом сумела потушить пожар кровной вражды, длившейся без малого целый век.

Биография Салавата

Но вернёмся к Салавату Юлаеву. Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню: «Между первых взгорьев нашли мы ручей Кулмяк, у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница…» Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.

Деревня Азналино. Художник А.Т. Загидуллин, 1992 г., холст, масло

Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.

Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.

В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 - в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.

Картина "Допрос Салавата Юлаева"

17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.

Память о Салавате Юлаеве

Долгое время даже неизвестно было, где родина Салавата Юлаева. Краеведы, опросив старожилов, изучив исторические материалы и старые карты, записали шежере (родословная, летопись) рода Салавата Юлаева и установили место расположения деревни Текеево (Текей), в которой родились Салават и его отец Юлай. Текеево находилось при слиянии речек Кускянды и Хары Кундуз. В 1936-1938 годах в чистом поле на родине Салавата был построен новый райцентр – Малояз (по имени ближайшей речки). Район активно развивался, жизнь в районе стала налаживаться, колхозы и совхозы получали хорошие урожаи. Начали строиться новые дома, школы, клубы, детсады, дороги. Именно тогда, в предвоенные годы, начали строить дорогу Кропачево - Месягутово. Её проложили по старинному Сибирскому тракту времен Екатерины II, тянущемуся из Москвы через Уфу и Екатеринбург в сибирские города и каторги.

Местность деревни Текеево. Художник А.Т. Загидуллин, 1991 г., холст масло

22 июня 1941 года было воскресенье, в райцентре начался Сабантуй. Но праздничное настроение людей вскоре омрачилось сообщением о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В стране была объявлена всеобщая мобилизация. Вся тяжесть тыловой работы в районе легла на плечи стариков, женщин и детей. В последующие годы все становилось труднее и труднее. Весь выращенный хлеб отправляли на фронт, не отставляя даже на посадку.

В 1943 году произошел коренной перелом в ходе войны. Государство предприняло ряд дополнительных мер для усиления патриотического воспитания бойцов и тружеников тыла. Тогда и вспомнили о национальных чувствах башкир, о традиционном боевом духе, не раз проявленном ими в тяжелые для родины дни. В войсковых частях в периодах затишья между боями демонстрировали фильм «Салават Юлаев» с Арсланом Мубаряковым в главной роли. Бойцы видели на экране свою родину, ощущали боевые традиции предыдущих поколений, патриотические чувства переполняли их. Не забывали и о тружениках тыла. В 1943 году в целях увековечения памяти национального героя башкирского народа Малоязовский район был переименован в Салаватский, и с тех пор он с честью носит имя славного батыра.

Кадры из фильма

После войны в 1952 году Башкирский обком ВКП(б) решил провести юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Салавата Юлаева, и это было неожиданно для общественности. Реальная ситуация была просто удручающей. Даже место проведения юбилейных торжеств вызывало споры. Еще не было установлено место рождения Салавата. Дело в том, что в протоколах допроса Салавата и Юлая указано, что оба они родились в деревне Текей. Некогда деревня с таким названием существовала на территории Салаватского района при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, но была сожжена карателями в далеком 1774 году. Деревня с похожим названием Тикей сохранилась до наших дней на территории современного Иглинского района возле Уфы у трассы М5 «Урал». До пугачевского бунта Юлай был старшиной на территории, входящей и в Шайтан-Кудейскую, и в Кубовскую волости. Деревня Тикей относилась к Кубовской волости и на этом основании руководство Нуримановского (на момент 1952 г.) района заявило свои претензии на право считаться родиной Салавата. Но кроме схожести в названии, ничто не связывало деревни Тикеево с Салаватом Юлаевым. Позже было доказано, что именно в Салаватском районе находится родина Салавата и Юлая.

В том же 1952 году в Уфе и Малоязе установили бюст, созданный Тамарой Нечаевой. Работая над образом, Т. Нечаева создала много скульптурных набросков с натуры, выполнила ряд этюдов с художника А. Лутфуллина и артиста А. Мубарякова, который после успешного исполнения им роли Салавата в фильме «Салават Юлаев» стал олицетворением национального героя. Народный артист СССР Арслан Мубаряков родился в 1908 году, значит в 1951-1952 годах, когда скульптор работала над бюстом, ему было 43-44 года. Салавату Юлаеву в годы его боевой деятельности было всего 20-22 года. Бюст представлял собой лик мужчины, возраст которого ровно в два раза превышал возраст героя. В два раза! И это не могло не бросаться в глаза людям, знавшим историю Салавата Юлаева. Это, конечно, является главным недостатком скульптуры. К сожалению, «мубарякизация» Салавата, заложенная Т. Нечаевой, стала не лучшей традицией. В последующих скульптурных и художественных изображениях Салавата стали представлять сорокалетним мужчиной. Таков, например, Салават в известной скульптуре, сотворенной С.Д. Тавасиевым и установленной в Уфе на крутом берегу реки Белой .

Памятник в Уфе

Но большая нелепость произошла при проведении мероприятий, посвященных 200-летию Салавата Юлаева, был совершен исторический подлог - деревню Шаганай, основанную одним из знатных башкир того времени Шаганаем Барсуковым, всю жизнь верно служившим царской власти и кровному врагу Юлая Азналина, переименовали в Юлаево, назвав именем повстанца Юлая Азналина. Установлено, что Юлай Азналин никакого отношения к деревне Шаганай не имел и никогда там не жил.


В месте, где когда-то находилась деревня Текеево, в 1960-х годах учитель географии из близлежащей деревни Алькино Тархан Загидуллин вместе с детьми из своего краеведческого кружка сложил здесь из кирпичей памятный обелиск. В то же время начал образовываться на общественных началах музей. Естественно, музей никак не финансировался и держался на энтузиазме. Популярность школьного музея в деревне Алькино росла, увеличивалось количество экспонатов. Сюда стали привозить гостей, интересовавшихся судьбой Салавата. Тогда руководством района было принято решение о размещении музея в районном центре. Количество посетителей еще больше возросло за счет экскурсий отдыхающих из санатория "Янган-Тау" , туристов, проплывающих по Юрюзани, школьников, студентов. Тогда созрело решение о строительстве отдельного здания для Музея Салавата Юлаева.

Закладка первого камня Музея Салавата Юлаева осуществилась в 1984 году. Но вскоре в стране начались великие преобразования и строительство приостановилось. Ну как можно было смириться с тем, что на родине героя все еще нет музея? Позже нашлись спонсоры. Немного переделали проект здания, и стройка продолжилась. В архитектурном решении музея стали доминировать классические формы. В основу композиции заложена конструкция башкирской юрты. Центральная часть здания стала поддерживаться слева и справа шестью арочными проемами под скульптуры. Первоначально предлагалась тема «Сподвижники Салавата Юлаева: Кинзя Арсланов, Юлай Азналин, Кинзафар Усаев и другие». Но не было никаких сведений о физическом облике этих людей. Тогда возникла идея создать скульптуры-символы. Композиция скульптур приобрела аллегорическое звучание: «Борьба», «Призыв», «Победа, «Прощание», «Песня» и «Память». Этими шестью образами описывается жизненный путь Салавата Юлаева.

Открытие музея состоялось 15 июня 1991 года. С вступительным словом к собравшимся обратился Риф Xайруллович Вахитов - человек, на плечи которого легла вся тяжесть организаторской работы по созданию музея:

«Наш современник Мустай Карим о нашем батыре пишет: «Чем же все-таки объяснить, что в течение двух столетий Салават остается первым башкиром, превратившись в символ своей нации? Видимо, прежде всего, его человеческая личность соответствовала требованиям того времени и тех событий. Соединение в нем двух качеств - поэта и воина - отражало духовный облик самого народа. И поэтому не удивительно, что его славное имя живет в сердцах соплеменников. Оно стало нарицательным, означая высокий смысл любви и верности своему народу, своей Родине».

Заметки на полях о башкирском герое

Сегодня, 12 июня, в Башкирии отмечается тройной праздник - День России, День Уфы и начало Дней Салавата Юлаева. Именно башкирскому национальному герою, имя которого продолжает вызывать бурные споры , посвятил сегодняшнюю авторскую колонку «Реального времени» уфимский историк Салават Хамидуллин. Колумнист раскрывает личность Юлаева не только как славного батыра, но и как поэта, духовного наставника и мусульманского мученика.

Салават - национальный герой Башкортостана. Его имя носят город, сельский район, хоккейный клуб, улицы и проспекты. О нем написаны десятки книг и научных статей. Однако многие из них грешат однобокостью, попытками подогнать исторический материал под современные им концепции. В царское время его изображали «вором и злодеем», в советское время - едва ли не революционером, а в либеральную эпоху 90-х гг. из него пытались вылепить банального . Но он не был ни тем, ни другим, ни третьим.

Русский бунт - бессмысленный и беспощадный?

Пугачевщина была антиправительственным движением. Как к этому должны относиться мы, ныне живущие? Осуждать восставших за то, что они осмелились выразить свой протест непарламентскими методами? Но ведь государство не оставило им иных средств, кроме как взять в руки оружие, чтобы донести свой глас до власть предержащих.

Симбирский купец Иван Грязнов, служивший у Пугачева главным полковником, писал: «Всему свету известно, сколько во изнурение приведена Россия, от кого же, вам самим небезызвестно. Дворянство обладает крестьянами, но, хотя в Законе Божием и написано, чтоб они крестьян содержали, как детей, но они не только за работника, но хуже почитали собак своих, с которыми гоняли за зайцами. Компанейщики завели премножество заводов и так крестьян работою удручили, что и в ссылках того никогда не бывало, да и нет...».

В просвещенный XVIII век Россия была единственной страной, в которой подавляющая часть коренного населения, а не привезенного из заграницы, подобно американским неграм, находилась в рабстве. Такое положение дел не могло не быть питательной средой для мятежей. Нужна была лишь соответствующая идеологическая платформа. И она нашлась.

Донской казак Емельян Пугачев объявил себя «чудесно спасшимся» царем Петром Федоровичем, и народ охотно в это поверил. Так что Пугачевщина, говоря словами А.С. Пушкина, была бунтом беспощадным, однако далеко не бессмысленным. Другое дело, что правящая элита государства сделала ошибочные выводы из произошедших событий - окончательно законсервировала крепостную систему вместо того, чтобы проводить реформы.

Допрос Салавата (1955 г.). Худ. А.А. Кузнецов

Идея башкирского восстания

«Неужели-то проклятая сволочь не образумится? Ведь не Пугачев важен, да важно всеобщее негодование», - писал генерал А. Бибиков литератору Д. Фонвизину. Действительно, всеобщее негодование охватило все слои населения: крепостные крестьяне стонали под рабством, в которое они были окончательно ввергнуты вольностями, дарованными дворянству Екатериной II; горнозаводские рабочие - под тяжким игом подневольного труда; поволжские инородцы - татары, чуваши, марийцы, удмурты - страдали от национального угнетения. Однако не они были движущей силой, движения.

Секретарь Пугачевской военной коллегии Алексей Дубровский на допросе показывал: «Во всем возмущении и начатии дела состоят причиною яицкие казаки, которые, сообщась заедино думою с башкирцами, хотели отменить учиненную якобы им обиду от бояр...».

Чем были недовольны башкиры? Стремительная индустриализация, охватившая край, больно ударила по их интересам. В результате прямых конфискаций и неравноправных сделок, совершенных под административным давлением оренбургских губернаторов, башкиры лишились миллионов десятин земли и лесных угодий. К тому же еще не зажили раны прежних восстаний.

Писатель и этнограф XIX века Филипп Нефедов на примере отца Салавата Юлая Азналина, старшины Шайтан-Кудейской волости, описал настроения башкирской знати накануне восстания: «Юлай был вотчинник, человек богатый, умный и влиятельный <...>. Местные власти относились к башкирскому старшине с доверием; недаром же Юлай участвовал в погоне за калмыками и ходил в Польшу усмирять польских конфедератов <...>. Но башкирский старшина в действительности далеко не был тем, чем он так искусно умел казаться. На глазах у Юлая пылали башкирские селения, разорялся край; у него самого купцом Твердышевым отнята земля под Симский завод <...>. Истый башкир, горячо любивший родину, Юлай не мог оставаться равнодушным зрителем; он маскировал свои чувства, но в душе оставался недоволен и таил месть. От такого отца родился Салават».

Относительно истинного происхождения Пугачева башкиры ничуть не заблуждались. После войны сотник Бала-Катайской волости Упак Абзанов на допросе показывал: «Зная, что Пугачев из злейших разбойник, башкирские старшины повиновались ему единственно льстясь лестным его обещанием, что он может возвратить в здешних местах заселившую землю и что господ никого не будет, а всякий сделается самовластным», т. е. свободным и равноправным.

Башкирские воины. Худ. А.О. Орловский (posredi.ru)

«Салават наш был герой»

9 ноября 1773 года у деревни Юзеевой повстанческое войско, состоявшее из казаков и башкир, внезапно атаковав, разбило авангард корпуса генерала Кара, командующего войсками первой карательной экспедиции. В самый критический момент сражения, башкирская конница князя Уракова, шедшая на помощь Кару, в полном составе перешла на сторону противника близ деревни Биккулово. Среди них был молодой воин Салават Юлаев.

Получив от Пугачева чин полковника, он отбыл на родину, чтобы возглавить движение на Сибирской дороге Башкирии. Здесь он в короткие сроки собрал отряд и, двинувшись на север, 12 января 1774 года без боя взял Красноуфимскую крепость. Далее он отправился к Кунгуру, тогдашней столице Пермского края, и возглавил все повстанческие силы.

Одновременно с Салаватом к городу со своим отрядом прибывает табынский казак и пугачевский бригадир Иван Кузнецов, на дочери которого Оксане, по сценарию фильма Якова Протазанова «Салават Юлаев» (1941 год), якобы женился Салават-батыр. 23 января 1774 года пугачевцы предприняли генеральный штурм Кунгура: Кузнецов с одной тысячей крестьян и казаков при шести пушках двинулся с юга, а Салават, у которого было 3 тысячи башкир и 10 пушек, ударил с севера. В одном месте юлаевцам удалось пробить брешь в крепостной стене и ворваться в город, но гарнизон сумел отбить атаку башкир. Затем было еще несколько штурмов, но крепость устояла. Именно в дни яростной осады города среди местного русского населения родилась песня:

Салават наш был герой,
Смело он ходил на бой,
Три кольчуги надевал,
И к Кунгуру подступал,
Сорок пушек заряжал,
Да в Кунгур-крепость стрелял.

В это же самое время походный старшина Бурзянской волости и повстанческий главный полковник Каранай Муратов осаждал Мензелинск и Елабугу, а упомянутый Иван Грязнов с группой башкирских предводителей, среди которых были старшины Айлинской, Кара-Табынской, Бикатинской волостей Иса Токтагулов, Юламан Кушаев, Базаргул Юнаев и другие, захватил Челябинск. Таким образом, сложилось четыре повстанческих лагеря Оренбургский, Мензелинский, Кунгурский и Челябинский, действовавших автономно.

Обелиск в честь победы над Пугачевым в Кунгуе. Фото wikipedia.org

Пугачев и Салават

В марте 1774 года к Оренбургу, осажденному главной армией Пугачева, подошли войска второй карательной экспедиции под командованием генерала Бибикова. Узнав о планах Пугачева тайно бежать в Персию, башкиры заявили ему: «Ты нас уверял, что ты государь, и обещал, Оренбург взяв, сделать, чтоб губернии не быть, чтоб мы были оной не подвластны. А теперь хочешь бежать и нас оставить на такую же пагубу, которую за мятеж терпели отцы наши, которых казнили смертью. И так мы до того времени тебя никуда не упустим, покуда ты действительно не исполнишь своего обещания».

Они удержали Пугачева от бегства, поэтому восстание затянулось еще на целый год. По приглашению старшины Бушман-Кыпчакской волости Кинзи Арсланова «царь» ушел в глубь Башкирии, где в короткие сроки было собрано новое 10-тысячное войско. Начался второй этап Пугачевщины. А.С. Пушкин писал: «Башкирцы не унялись. Старый их мятежник Юлай, скрывшийся во время казней 1741 года, явился между ими с сыном своим Салаватом. Вся Башкирия восстала, и бедствие разгорелось с вящей силой».

Войска шести царских генералов - Щербатова, Фреймана, Станиславского, Деколонга, Голицина, Рейнсдорпа - были скованы действиями отрядов Караная Муратова, Каскына Самарова, Мурата Абралова, Аладдина Бектуганова, Юламана Кушаева и других башкирских предводителей. Это обстоятельство позволило подполковнику Санкт-Петербургского карабинерного полка И.И. Михельсону сосредоточиться исключительно на преследовании Пугачева. Идя к нему наперерез, 5 мая он встретился с Салаватом.

А.С. Пушкин писал: «Михельсон <...> продолжал путь, несмотря на всевозможные препятствия, и 5 мая у Симского завода настиг толпу башкирцев, предводительствуемых свирепым Салаватом...». Следующий бой с Салаватом произошел близ деревни Ерал.

Михельсон докладывал: «Жители объявили мне, что злодеи, собравшись в великом числе, имев несколько пушек, только мало пороху, от деревни в четырех верстах на поле меня ожидают <...>. Приближаясь к ним, они, начав стрельбу, прямо кинулись на моих передовых. Злодеи, не уважая нашу атаку, прямо пошли к нам навстречу, однако помощью божьей по немалом от них супротивлении были обращены в бег...».

3 и 5 июня объединенные силы Салавата и Пугачева дали два сражения Михельсону, об исходе которых каждая из сторон заявила как о своей победе. Так или иначе отряду Михельсона, потрепанному в череде боев, пришлось отступить в Уфу. Именно это обстоятельство дало возможность повстанцам уйти от погони и прорваться к Казани. На радостях Пугачев присвоил Салавату звание бригадира, т. е. бригадного генерала.

«Взятие Казани Пугачевым» (1847 г.). Худ. Ф. Моллер (cultobzor.ru)

И один в поле воин

Салават в казанском походе участия не принимал, так как был ранен под Осой и был вынужден отбыть домой для излечения. 10-тысячной башкирской конницей (из 20 тысяч человек всей пугачевской армии) при штурме губернского центра командовал повстанческий генерал Юламан Кушаев. По свидетельству участника тех боев башкира Айлинской волости Хамзы Баязитова, у стен Казани «башкирцы находились впереди пугачевской толпы, будучи чрезвычайно порублены». После сожжения города башкиры попрощались с «царем» и вернулись на родину, а Пугачев, переправившись через Волгу, двинулся дальше.

Пушкин писал: «Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием». 24 августа 1774 года Михельсон разбивает Пугачева под Царицыном (ныне Волгоград, - прим. ред. ) и вскоре самозваный царь оказывается в плену. К осени 1774 года восстание почти прекращается.

Активное сопротивление продолжает лишь один Салават. 18 сентября близ села Бураево башкирский батыр внезапно атаковал отряд подполковника И.К. Рылеева, приведя его в смятение: «Дерзкий прожект столь был сделан с их злодейскими мыслями противу вверенных мне войск вреден, которых я от такого вероломного народу никогда не воображал, однако ныне видел в настоящем деле».

22 сентября у деревни Норкино отряд Рылеева вновь подвергся нападению, о чем тот сообщал: «Будучи ж на марше, сего ж 22 числа повстречавшим злодеем башкирцом Салаваткою имел прежестокое сражение, у которого было злодейской толпы до трех тысяч человек».

18 октября 1774 года главнокомандующий карательными войсками генерал-аншеф П.И. Панин обратился к башкирам с последним ультиматумом, требуя в знак «своего истинного покаяния» выдать «главного между башкирским народом теперь возмутителя Салаватку». Однако это не подействовало.

Тогда 27 октября к нему от имени Екатерины II лично обратился начальник секретных комиссий генерал-майор П.С. Потемкин: «<...> башкирскому старшине Салавату Юлаеву. С крайним прискорбием извещаюсь я, что ты до сего времени в злобе и ослеплении погружаешься <...>. Я, будучи уполномочен всемилостивейшею ея величества поверенностию, уверяю тебя, что получишь тотчас прощение. Но если укоснеешь еще за сим вещанием, то никакой уже пощады не ожидай». Следует отметить, что правительство ни к одному из мятежников не обращалось с подобным предложением. Однако Салават отверг его. Как затем выяснило следствие, он и его ближайшие соратники дали клятву, «чтоб им до самой их погибели находиться в беспокойствии и не покоряться». 25 ноября 1774 года мятежный батыр был схвачен.

Лик Салавата

Факты биографии и боевого пути Салавата известны благодаря архивным документам, по которым трудно реконструировать его личность. Пушкин охарактеризовал его «свирепым Салаватом». Гораздо больше в этом отношении дают очерки историка и краеведа Руфа Игнатьева (1818-1886), а также уроженцев Урала писателей Филиппа Нефедова (1832-1902) и Дмитрия Мамина-Сибиряка (1852-1912), которые писали, что называется по горячим следам, когда были живы, если не сами пугачевцы, то их дети и внуки. Именно поэтому их характеристики являются слепками с того образа Салавата, который сформировался в народном сознании и который, как нам кажется, наиболее близок к своему прототипу.

Филипп Нефедов писал: «…Мысль об освобождении родины не давала ему покоя и звала на дело, манила на подвиг. Освободить Родину! Сколько чарующего, обаятельного для многих умов в этой мысли; но выступить борцом за ее осуществление мог только поэт, каким был Салават. В своем религиозно-поэтическом настроении он не раз слышал самого Бога, повелевавшего ему восстать на врагов и освободить Родину».

В свое время Мустай Карим и Расул Гамзатов, народные поэты Башкортостана и Дагестана, воспевая образы героев своих народов, сравнивали друг с другом Салавата Юлаева и имама Шамиля. Однако мысль о схожести образов вождя горцев и вождя башкир впервые была высказана еще в XIX веке Руфом Игнатьевым, который, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот, вроде какого-нибудь Кази-муллы или Шамиля <...>. Пытки, наказания кнутом и ссылка придали Салавату эпитет мученика».

Таким образом, культ Салавата сформировался у башкир еще в XIX веке, хотя он не был самым знаменитым предводителем в период Пугачевщины, не говоря уже о вождях предыдущих башкирских восстаний XVII-XVIII веков. Ореол мученика, пострадавшего за весь народ, затмил собой образы остальных батыров прошлого. Мамин-Сибиряк в своих «Приваловских миллионах» описал сцену, вероятно, подсмотренную где-то во время его уральского детства: «<...> в тихом воздухе таяла и стыла башкирская монотонная песня, рассказывавшая про подвиги башкирских богатырей, особенно о знаменитом Салавате...».

Руф Игнатьев, прослушав ряд песен и былин о Салавате, сделал вывод, что «это был батыр, посланник Аллаха и патриот...»

Поэт Салават

Салават был поэтом, хотя оригиналы его стихов, по всей видимости, не дошли до нашего времени. Они сохранились лишь в виде русских подстрочных переводов, включенных в произведения Руфа Игнатьева, Филиппа Нефедова и других. В свою очередь названные авторы получили подстрочники от Абдуллы Давлетшина - подполковника, дворянина и бывшего начальника I кантона Башкирского войска. Куда подевались тексты стихов на языке тюрки, с которых осуществлялся перевод на русский язык, неизвестно. Нефедов писал: «Салават - представитель не одной грубой физической силы. Он - ученый и поэт. Он знает Коран и шариат, перед юношей почтительно склоняют головы старики, о нем все говорят, и начитанности его удивляются не только муллы, но даже сами ахуны...». Стихи Салавата проникнуты мыслью о божьей мудрости, создавшей этот прекрасный мир, а потому долг батыра - защищать свою родную землю. Судьба джигита - в руках Родины, а судьба Родины - в руках джигита.

Я гляжу на цепи гор
В нашем благостном краю,
И, вбирая их простор,
Божью милость познаю.
Песней небо раскололось -
Соловей поет в долу;
Как азан, звенит твой голос,
Богу вознося хвалу.
Не зовет ли на молитву
Верных мусульман?
Провожает меня в битву,
Мой Урал, родимый стан.

Проведя 25 лет на каторге в балтийском порту Рогервик (город Палдиски, Эстония, – прим. ред. ), Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года. Последними строками поэта-воина, приписываемыми ему, было стихотворение «Я не умер, башкиры!»:

Ты далёко, Отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!

Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры!

Салават Хамидуллин

Справка

Салават Ишмухаметович Хамидуллин - историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990-1991 годы - корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991-1995 годы - редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года - корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.