Организация и проведение учебно тренировочных сборов. Организация и проведение тренировочных сборов

Директор Государственного агентства по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики

__________________К. Аманкулов

«____»_______________2018г.

ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Глава I

Общий Регламент

Типовой Регламент о проведении учебно-тренировочных сборов (Типовой Регламент) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О физической культуре и спорте».

Достижение высоких спортивных результатов в современном спорте невозможно без постоянно нарастающей интенсификации учебно-тренировочногопроцесса и регулярного участия в соревнованиях. Одной из обязательных форм организации тренировочной работы является проведения учебно-тренировочных сборов, то есть специально направленной деятельности спортсменов и тренеров на подготовку к соревнованиям. Именно эта работа является определяющей в достижении спортсменами необходимого результата.

В целях качественной подготовки спортсменов высокого класса и повышения их спортивного мастерства, успешного выступления в Олимпийских, Азиатских, международных и республиканских соревнованиях, для членов национальных сборных команд по видам спорта, могут, проводится УТС согласно учебно-тренировочных сборов на соответствующий год (Календарный план), утвержденного республиканским государственным органом управления физической культуры и спорта.

Персональный состав участников УТС в пределах численности предусмотренной планом обеспечения спортивных мероприятий, оформляется списком участников УТС и утверждается командирующей организацией.

Направленность, содержание и продолжительность УТС определяются в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и масштабов предстоящих соревнований.

Официальные УТС Кыргызской Республики проводятся в соответствии с утвержденным планом (или приказом) командирующей организации. Другие УТС проводятся в соответствии с решением организаторов или федераций, союзов и ассоциаций. Для проведения УТС организаторы в соответствии с Типовым Регламентом разрабатывают, и утверждают программу и план о проведении УТС.

Учебно-тренировочные сборы проводятся в целях:

Определения качественного состава по виду спорта; Повышения уровня мастерства спортсменов (спортивных команд); Оценки, повышения качества и эффективности работы тренерско - ; Проведения целенаправленной работы по отбору спортсменов в национальные сборные команды Кыргызской Республики по видам спорта, их подготовки к участию в ; Дальнейшего массового развития и популяризации вида спорта, граждан в занятия спортом, организация их досуга; Пропаганды спорта как важного средства укрепления здоровья граждан и приобщения их к здоровому образу жизни, повышения эффективности физического воспитания населения и спортсменов; Восстановления и оздоровления спортсменов.

II. РУКОВОДСТВО СБОРАМИ

Всей работой на учебно-тренировочном сборе руководит тренерский совет во главе с главным тренером. В тренерский совет, помимо главного тренера и тренеров сбора, входят руководитель комплексной научной группы, врач, психолог. Количественный состав тренеров зависит от количества спортсменов, приглашенных на учебно-тренировочные сборы. Желательно чтобы на 6-8 спортсменов приходился один тренер. За одним врачом сбора закрепляется не более 30 спортсменов. Для работы на УТС следует привлекать массажистов. Перед началом сбора тренерский совет детально знакомится с учебным планом, с планами воспитательной и культурно-массовой работы, уточняет рабочий (внеурочный), план, утверждается расписание учебно-тренировочных занятий и распорядок дня. Ежедневно, по окончании всех тренировок и , проводится оперативное совещание тренерского совета, где подводятся, итоги дня и уточняется план на следующий день.

Тренеры, которые проводят сборы, обязаны:

Предоставлять список спортсменов с указанием Ф. И.О., года рождения, спортивных званий и весовых категорий; Рассматривать, и утверждать планы теоретических и практических занятий, культурно-массовой работы, индивидуальные планы подготовки спортсменов, планы работы комплексной научной группы, медицинскогообеспечения и мероприятий по соблюдению занятий; Уделять внимание качеству проведения учебного процесса, совершенствованию технического и тактического мастерства спортсменов, организации , соблюдению дисциплины среди участников, сохранности имущества; Представлять список расходов на проведение УТС в соответствии с нормами расходов средств; Не допускать расходования денежных средств, сверх объема выделенных ассигнований и норм, согласно законодательству Кыргызской Республики.

Запрещается:

Допуск к занятиям УТС лиц, не прошедших медицинского обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших без соответствующей медицинской документации; Проведение занятий УТС, связанных с нагрузками, несущий вред здоровью в сложных метеорологических условиях, или при отсутствии медицинского работника. Проведения УТС на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря, несущего угрозу здоровью и жизни спортсмена, и с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без присутствия лиц, в обязанности которых входит непосредственное проведение занятий УТС.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

Цель предстоящих УТС определяется из их направленности. Учебно-тренировочные сборы, на которых основной объем работы составляет совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов, относятся к категории сборов непосредственной подготовки к спортивным соревнованиям. Такие сборы в основном проводятся в соревновательном периоде тренировочного цикла и решают следующие задачи:

    освоение частично новых вариантов технико-тактических действий; дальнейшее совершенствование излюбленных коронных) технико - тактических действий; расширение и закрепление знаний, умений и навыков в тактике ведения схватки, участия в соревнованиях, подготовки технических и специальных действий атаки, зашиты, контратаки и других технических действий; расширение теоретических знаний.

Учебно-тренировочные сборы по общефизической подготовке относятся к специальным сборам, здесь в основном решаются следующие задачи:

    расширение функциональных возможностей организма, его обшей работоспособности;
    достижение высокого уровня специальной подготовленности; воспитание волевых и моральных качеств: расширение знаний в области теорий спортивной тренировки.

При проведении учебно-тренировочных сборов с целью восстановления, проведения медико-биологических обследований спортсменов, могут быть поставлены следующие задачи:

    закаливание организма и укрепление здоровья; лечение травм; обследование состояния здоровья; выявление потенциальных возможностей дальнейшего роста спортивных результатов.

Конкретные задачи каждого учебно-тренировочного сбора ставят непосредственно перед его проведением.

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА СПОРТСМЕНОВ И СРОКОВ

ПРОВЕДЕНИЯ СБОРОВ

Привлекаемый к сборам контингент возможен самый различный, но к сборам могут привлекаться спортсмены, имеющие подготовку не ниже разряда КМС и юноши, имеющие подготовку не ниже первого юношеского разряда. Продолжительность проведения различных сборов также разнообразна, это зависит: во первых от направленности сборов, во вторых от масштаба соревнований, к которым идет подготовка, от контингента занимающихся. Так к подготовке к международным соревнованиям учебно-тренировочный сбор по непосредственной подготовке не должен превышать 18 дней, а по подготовке к чемпионатам республики не должен превышать 12 дней.

Продолжительность и количественный состав участников УТС, а также сроки УТС определяются масштабами предстоящих соревнований и уровнем тренированности спортсменов согласно схеме классификации учебно-тренировочных сборов.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СБОРОВ

На основании учебного плана составляется текстуальный и графический рабочий план на период сборов. Рабочий план обычно строится на основе недельного микроцикла, каждый день в недельном цикле имеет основную направленность. Это могут быть занятия по общей физической подготовке с акцентом на развитие, какого либо физического качества, занятия по совершенствованию технико-тактического мастерства. Следует помнить, что все спортсмены, прибывшие на учебно-тренировочные сборы, должны иметь дневники, индивидуальные планы тренировки и соответствующий уровень подготовленности.

VI. КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ УТС

Контроль над местом проведения, комплектацией, прибытием и убытием участников сборов оставляет за собой командирующая организация. По итогам сборов тренера представляют общий отчет о УТС.

Схема классификации учебно-тренировочных сборов


Основание для проведения сборов

Наименование сборов

Продолжительность сборов

Участники сборов

Финансирование

Чемпионат мира

Взрослые

Восстановительные,

Госагентство, дирекции

Чемпионат Азии

Взрослые

Общая физическая подготовка (ОФП),

Специальная физическая подготовка (СФП),

Восстановительные,

профилактические и оздоровительные сборы

Члены национальных сборных команд

Госагентство, дирекции

Международные турниры

Общая физическая подготовка (ОФП),

Специальная физическая подготовка (СФП),

Сборные команды

Федерация, РУОР, РСДЮШОР, ДЮСШ

Данный раздел подготовлен совместно с Заслуженным тренером СССР М. Е. Коганом.

От организации проведения учебно-тренировочных сборов зависит их эффективность.

Наибольшей продуманности и трудности в работе требуют учебно-тренировочные сборы по подготовке команды к каким-либо соревнованиям. Обычно для этой формы работы отводится определенный этап подготовки, от эффективности организации которого зависят дальнейшие успехи команды.

Первое, что тренер должен часто определить
- это круг задач, поставленных для разрешения на данном сборе. Многие тренеры впадают в ошибку, расширяют эти задачи, пытаясь за короткий срок форсировать подготовку спортсменов, стараются устранить все изъяны, имеющиеся у них е общефизической подготовке, а также в технике и тактике. Как правило, такая постановка вопроса, не дает положительных результатов.

Больше того, берясь сразу за все, тренер подчас упускает решение каких-то главных вопросов. Участники сбора переутомляются физически, а главное, нервно. Становятся раздражительными, перестают верить в свои возможности, что затрудняет подведение их к спортивной форме.

Следовательно, первое о чем необходимо помнить, это реальность выполнения поставленных задач.

Но сужая задачи, мы не должны впадать в другую крайность. Нельзя проводить сбор, ставя задачи только совершенствования техники или тактики. Необходимо совершенствование техники проводить параллельно с совершенствованием специальной физической подготовки, совершенствованиё каких-то тактических систем с совершенствованием техники и т. п.

Поставив обоснованные задачи, тренер приступает к выбору средств и методов осуществления этих задач.

Средствами учебно-тренировочных занятий служат упражнения, развивающие общие физические качества, упражнения по развитию волевых качеств, упражнения по изучению или совершенствованию техники различных приемов, упражнения, направленные на ознакомление, изучение или совершенствование тактики.

Обязательным для проведения любого учебно-тренировочного сбора является использование оздоровительных сил природы, как средства укрепления здоровья, закаливания организма, повышения работоспособности спортсменов.

При планировании и проведении занятий преподаватель
- тренер прибегает к использованию различных методов выполнения упражнений (методы повторно-переменных нагрузок, интервальный, игровой, соревновательный).

Различные методы обучения и совершенствования техники, методы обучения и совершенствования тактики. Методы нравственного воспитания, психологической, теоретической подготовки и т. п.

Используя все многообразия имеющихся методов, тренер интереснее, продуктивнее проводит занятия, добиваясь быстрейшего решения поставленных задач.

Еще большее значение имеет правильный подбор учебного материала и организации занятий. От системы подбора материала зависит освоение тех или иных знаний и навыков. Хорошо подобранные упражнения способствуют также повышению эмоциональности в занятиях, повышают заинтересованность занимающихся, дают большой педагогический эффект.

Подбирая упражнения для изучения или совершенствования каких-то технических элементов, тактических связок, а в особенности упражнения для развития общей и специальной физической подготовки, тренер должен строго соблюдать методические принципы физического воспитания. Одним из основных таких принципов будет принцип доступности.

Все упражнения или задания должны быть для занимающихся доступной трудности, но не заведомо легкими т. к. первое порождает у тренирующихся неуверенность в своих силах, снижает их активность, и может повести к нарушению деятельности сердечнососудистой системы или к травмам, а второе понижает интерес у занимающихся, дает им возможность действовать без напряжений и не дает надлежащего эффекта.


«Медико-санитарное обеспечение учебно-тренировочных сборов»,
А.Ф.Фролов

Принцип систематичности подразумевает регулярность в занятиях и чередование работы с отдыхом. В период сборов, как правило, проводятся двухразовые занятия в день. Первое занятие может быть специализированная зарядка, или утренняя тренировка над совершенствованием техники и тактики игры. Второе занятие, проводимое вечером, является основным. Эта тренировка большая по объему и интенсивности нагрузок, здесь изучается новый материал, проводятся…

Подбирая материал, или, проводя занятия, тренер должен правильно дозировать нагрузки. Если мы говорим, что принцип прогрессирования подразумевает последовательное повышение нагрузок и требований, то не следует забывать, что всему есть предел. Тренер совместно с врачом следит за состоянием спортсменов, наблюдает за объективными показателями состояния организма, должен прислушиваться к субъективным ощущениям каждого из них. Планируя нагрузку, врач…

Подготовка сборной команды к соревнованиям

В областных центрах, столицах союзных республик, Москве, Ленинграде имеются сборные команды по боксу - первый, второй и третий составы. Кроме того, сборные команды есть в обществах и ведомствах (начиная от областных советов).

Для каждой сборной команды проводят учебно-тренировочные сборы за 20 дней до соревнований. Кроме того, бывают сборы учебные (для совершенствования спортивного мастерства), по общей физической подготовке и лечебно-оздоровительные.

Во время учебно-тренировочных сборов ставятся задачи повышения спортивного мастерства, главным образом развития специальной выносливости, совершенствования излюбленных приемов ведения боя, устранения недостатков в технике и тактике; психологическая подготовка к турниру.

На сборе создаются наиболее благоприятные условия тренировки. Здесь собираются лучшие боксеры и, следовательно, каждый из них имеет хороших партнеров для проведения учебных боев. Качественной подготовке способствуют хорошо оборудованные места занятий, тренеры высокой квалификации, тщательные медицинские наблюдения, режим сна, питания, отдыха и т. д.

На сбор боксер приезжаем подготовленным, с планом тренировки, составленным совместно с тренером. Тренерский совет сбора знакомится с планом предварительной подготовки боксера и составляет индивидуальный план подготовки на время сбора. Тренер, который работает с боксером, подбирает упражнения для устранения явных ошибок в технических действиях, развития отдельных качеств, расширяет практику ведения боя с боксерами разного стиля и т. п.

В индивидуальных планах подготовки боксеров на сборах должны быть подробно изложены рекомендации и требования по совершенствованию технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовок.

Старший тренер составляет план проведения сбора, в начале которого кратко характеризует состояние как команды в целом, так и каждого из боксеров в отдельности, определяя уровень его подготовки.

В плане указываются задачи сбора и общие требования к специализированной тренировке сборной.

По технической подготовке особое внимание следует уделить совершенствованию и рационализации излюбленных боевых действий каждого боксера, более экономному выполнению приемов, умению расслабляться после боевого эпизода. Тренеры должны фиксировать удары, которые наиболее часто пропускают их подопечные, установить причины ошибок в защитных действиях и совершенствовать защиты от всех ударов. Чрезвычайно важно акцентировать внимание на активных защитах, на использовании защит как исходного положения для контратакующих действий.

Следует поработать над ликвидацией ошибок, могущих повлечь за собой замечания и предупреждения судьи (удары в запрещенные места, захваты, держания в ближнем бою, опасное движение головой и т. п.).

По тактической подготовке кроме общих заданий, связанных с действиями на различных дистанциях, против боксеров разного стиля, левшей и т. п., нужно предусмотреть индивидуальные задания с учетом сильных и слабых сторон предполагаемых противников и вариантов противодействия им. Боксеры должны совершенствовать умение менять по ходу поединка темп, ритм, характер действий в пределах своей манеры боя. Особое внимание нужно обратить на отработку подготовительных действий перед собственными атаками и контратаками, улучшение передвижений и маневров по рингу, умение уходить из угла и ограничивать передвижения соперника, выгодно использовать его промахи, искусно утомлять и раскрывать.

По специальной физической подготовке планируют довести до высшего уровня специальные физические качества каждого боксера - координацию движений, быстроту реакции, силу и точность ударов, способность вести бой в высоком темпе в течение всех трех раундов.

Психологическая подготовка на сборах включает овладение навыками психологической подготовки к бою, самовнушения с настройкой на победу, умения объективно оценивать способности и подготовленность соперника. План предусматривает совершенствование психологической устойчивости в преодолении соревновательных трудностей (сбивающих факторов, изменения характера боя по его ходу), концентрацию внимания и т. д.

По теоретической подготовке следует ознакомить участников с планом подготовки сбора, его целями и средствами их достижения; манерой боя, сильными и слабыми сторонами вероятных противников; систематически анализировать учебные бои с различными партнерами (чтобы учитывать и устранять свои недостатки); повысить знания по самоконтролю за состоянием спортивной формы.

В конце плана даются рекомендации тренерскому составу по составлению индивидуального плана для каждого из боксеров, в которых тренерский совет, наблюдая за его выступлениями, указывает на положительные и отрицательные стороны в мастерстве, характеризует будущих его противников, их стиль, манеру боя, уровень физических и волевых качеств, отмечает технические и тактические недостатки и положительные качества и дает советы по ведению боя с каждым из противников.

Во время установочных учебных сборов боксеры изучают и совершенствуют новые технические приемы, которые, по мнению тренеров, могут улучшить технику, разнообразить тактику, увеличить шансы в предстоящих поединках, овладевают упражнениями, способствующими развитию необходимых физических качеств, технических и тактических навыков.

Сбор по общей физической подготовке планируют в переходном периоде, примерно за один-два месяца до предсоревновательного учебно-тренировочного периода, как правило, для всех по общему плану. Широко практикуются кроссы, смешанные передвижения, бег на короткие дистанции, прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастика на снарядах (упорах, висах, прыжки) и со снарядами (палками, булавами, набивными мячами), спортивные игры, борьба, ходьба на лыжах, плавание, гребля, метания и др.

Такие сборы целесообразно проводить в среднегорье; в этом случае они будут иметь также оздоровительный характер.

Лечебно-оздоровительный сбор обычно организуют для боксеров, нуждающихся в лечении травм или остаточных явлений после перенесенной болезни. На сборе боксеры поддерживают спортивную форму с помощью специально подобранных упражнений, которые не могут усугубить заболевание. Например, ходьба и бег не препятствуют лечению периоститов кисти; при лечении растяжения мышц поясничной области можно заниматься ходьбой и плаванием без резких движений и напряжений и т. д.

Следует уделять большое внимание политико-воспитательной работе. Каждый боксер должен осознать высокую ответственность за свои действия перед коллективом, добросовестно тренироваться согласно установленному плану, быть дисциплинированным, придерживаться режима, непримиримо относиться к тем, кто своим поведением ц поступками порочит имя советского спортсмена.

Поставленные перед сбором задачи могут быть решены только сплоченным коллективом боксеров и тренеров, имеющим хорошие традиции, дружной, активной и коллегиальной работой тренерского состава.

Систематически проводится политическая учеба членов сборной команды (политинформации, доклады, беседы, диспуты, просмотр кинофильмов и др.).

Тренировочные сборы относятся к кратковременным формам по­вышения спортивного мастерства. На сборах для участников создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям: строгий режим дня;

регулярное питание; хорошее материально-техническое оснащение мест занятий; постоянный врачебный контроль и др.

Классификация сборов

Сборы по своему назначению подразделяются на:

Тренировочные;

Предсоревновательные.

Тренировочные сборы отличаются от предсоревновательных тем, что они не связаны с непосредственной подготовкой команды к выступле­ниям на соревнованиях, в связи с этим они могут быть посвящены различным сторонам подготовки (физической, технической, тактичес­кой), где предоставляются большие возможности для эксперименталь­ной, перспективной и индивидуализированной подготовки.

Предсоревновательные сборы проводятся с целью подготовки команды к участию в соревнованиях и ставят перед собой следующие задачи:

Окончательное определение состава команды и ее сыгранность;

Доведение технико-тактических показателей каждого игрока и команды в целом до планируемого уровня;

Приобретение игроками состояния высшей спортивной формы.

Длительность сбора - от 7 до 20 дней. Более длительный отрыв иг­роков от семьи и привычного режима отрицательно сказывается на ка­честве подготовки и состоянии спортсменов.

Краткосрочные сборы (7-10 дней), как правило, организуются в перерывах между турами в соревновательном периоде.

Численный состав сбора - 14-16 человек. При большем составе возни­кают трудности в качественном проведении сбора (распыление внимания тренеров, снижение интенсивности тренировочного процесса и др.).

Учебно-тренировочный процесс;

Воспитательная работа;



Восстановительные мероприятия. Учебно-тренировочный процесс:

а) определить основную задачу сбора (с учетом подготовленности занимающихся, имеющегося количества тренировочного времени, мас-

штабов предстоящих соревнований и намечаемого результата, матери­альной базы и др. условий);

б) определить содержание учебно-тренировочного процесса по раз­делам подготовки (физической, технико-тактической, психологичес­кой, теоретической и др.);

в) определить средства, методы и формы тренировочных занятий;

г) установить цикличность сбора (составить план на микроциклы тренировок);

Вариативность и содержание микроциклов зависит от периода под­готовки, его продолжительности и основной направленности подго­товки по этапам. Например: в подготовительном периоде выделяются этапы общей, специальной и предсоревновательной подготовки. В каж­дом этапе на сборе и вне его могут чередоваться микроциклы следую­щей структуры: 5-1, 4-1, 3-1, 2-1, 3-1,2-1.

Как пример - микроцикл тренировочного сбора 5-1 на специаль­но-подготовительном этапе:

1-й день - одноразовая тренировка - 3 ч (совершенствование тех­нических приемов в звеньях) и развитие специальной выносливости.

2-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - СФП и индивиду­альное совершенствование технико-тактических действий; вечер - со­вершенствование групповых тактических действий в защите).

3-й день - то же, что и в первый день.

4-й день - двухразовая тренировка - 5 ч (утро - что и во 2-й день;

вечер - совершенствование групповых тактических действий в нападе­нии).

5-й день - одноразовая тренировка - 2,5 ч (игровая подготовка, прыжковая подготовка).

6-й день - отдых.

Основными документами по планированию и педагогическому кон­тролю на сборе являются:

1. Учебный план-график (месячный, недельный).

2. Поурочный план.

3. Индивидуальные планы.

4. Журнал тренера.

5. Дневник спортсмена.

6. Распорядок дня.

7. График дежурств.

8. Таблицы выполнения контрольных заданий.

В распорядке дня предусматривается время подъема, зарядки, завт­рака, проверки индивидуальных дневников спортсменов, проведения теоретических занятий, тренировок, обеда, отдыха, свободного време­ни, вечерней прогулки, отбоя.

Таблицы выполнения контрольных заданий составляются по видам подготовки, где против фамилии каждого волейболиста проставляются его показатели на тренировочных занятиях и в контрольных соревнованиях.

Воспитательная работа

Основной опорой тренера в проведении воспитательной работы яв­ляется тренерский совет, в который входят тренеры, капитан, ведущий игрок, врач. Тренерский совет ведет всю работу на сборе, связанную с организацией и проведением тренировочного процесса, формировани­ем состава, проведением культурных и воспитательных мероприятий и др. Составляется план воспитательной работы.

В плане предусматривается проведение собраний, выпуск информа­ционных материалов, проведение лекций, культурно-массовых мероп­риятий (например: турниров по шахматам, посещение театров, обсуж­дение политических событий, встречи с интересными людьми, посе­щение подшефных коллективов и др).

Задача тренера - создать все необходимые условия для тренерского совета, чтобы работа была полноценной, активной, с определенной самостоятельностью и проявлением инициативы.

Недельный план-график работы, распорядок дня, график дежурств, таблицы выполнения контрольных нормативов, план воспитательной работы вывешиваются на видном месте в расположении сбора.

Восстановительные мероприятия

Основным условием повышения тренированности и роста спортив­ных результатов является повышение объема и интенсивности трени­ровочных нагрузок и выполнение игр, способствующих восстановле­нию организма.

Педагогические (полноценная разминка, правильное чередова­ние нагрузок и отдыха, смена нагрузок и видов деятельности и др.);

Психологические (организация интересного отдыха, аутогенная тренировка, учет психологической совместимости и др.);

Медицинские (вибро- и гидромассаж, свето- и теплопроцедуры, правильное питание, фармакологические средства и др.).

Кроме того, наиболее простыми и доступными средствами восста­новления являются пассивный и активный отдых, массаж и паровая баня.

Финансирование сбора

На основании календаря соревнований на каждый финансовый год тренером команды составляется общая смета расходов по обеспечению команды. В смете отражаются следующие основные статьи расходов:

1. Количество сборов и их стоимость.

2. Стоимость командировок.

3. Стоимость аренды спортсооружений.

4. Организация соревнований (стоимость размещений, питания, оп­лата судей, аренда автобусов и др.).

5. Приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы, ме­дикаментов.

6. Почтово-телеграфные расходы, автотранспорт, награждение и др.

Подсчитывается общая сумма расходов, и данный документ утвер­ждается руководством клуба. Эта смета является руководящим доку­ментом по обеспечению команды.

Для проведения УТС (учебно-тренировочного сбора) на основании плана подготовки к соревнованиям и статей расхода общей сметы со­ставляется смета на сбор, где указываются место и время проведения УТС и количество участников.

Раскрываются следующие статьи расходов:

1. Питание участников и тренеров.

2. Размещение участников и тренеров.

3. Проезд (если в другом городе) участников и тренеров.

4. Суточные участникам и тренерам.

5. Аренда спортивного зала, базы.

6. Прочие расходы.

Если выезда нет, оплачиваются только питание, размещение, арен­да, средства восстановления. Смета утверждается руководством клуба. Вместе со сметой утверждаются план работы на сборе и списочный со­став команды. План состоит из следующих пунктов:

1. Цели и задачи сбора.

2. Комплектование команды.

3. Краткое содержание видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, воспитательной работы и контроля.

План подписывается тренером.

Одновременно со сметой и планом УТС готовятся распоряжение, приказ о проведении сбора.

Техника расчета с пунктом питания, гостиницей: на бланке обще­ства, клуба и пр. на имя директора ресторана, гостиницы пишется письмо следующего содержания:

Директору ресторана

Директору гостиницы

Спортивный клуб просит принять на питание и разместить в гостинице участников УТС по волейболу, мужскую команду в количестве __человек с __ по _______ 1998г. Питание из расчета _____ руб. в день на человека на

общую сумму _______ руб.

Оплату гарантируем по предъявлении Вами счета. Наш расчетный счет № _______ в Первомайском отделении госбанка г.Москвы.

Руководитель

Гл.бухгалтер

Данное письмо визируется руководителем ресторана, гостиницы и в бухгалтерии выписывается счет на перечисление суммы за прожива­ние, питание на счет ресторана, гостиницы (возможен расчет налич­ными деньгами). Это счет сдается в свою бухгалтерию для перечисления денег за услуги. После окончания сбора ответственный за питание от команды вместе с бухгалтером ресторана закрывают документы по пи­танию спортсменов.

По окончании проживания в гостинице выписывается квитанция о количестве проживавших в гостинице и указывается стоимость прожи­вания. Эта квитанция сдается в бухгалтерию клуба.

Наиболее эффективным средством воспитания членов секционного коллектива, сохранения контингента учащихся спортивной секции тхэквондо, воспитания индивидуальных психологических качеств через коллектив является летний спортивно-оздоровительный лагерь.

Задачи лагеря:

Сплочение коллектива;

Социальное воспитание личности коллективом;

Социальная адаптация;

Общее оздоровление;

Расширение диапазона двигательных и умственных умений.

Летние лагеря могут организовываться под различными наименованиями в зависимости от того, какая организация берет на себя основную финансовую нагрузку. К ним могут относиться:

а) оздоровительные лагеря;

б) спортивные лагеря;

в) спортивно-оздоровительные лагеря;

г) оздоровительно-трудовые лагеря;

д) оборонно-спортивные лагеря.

Для организации таких лагерей необходимо проведение ряда мероприятий.

1. Планирование лагеря на уровне какой-либо официальной организации путем введения его в ее годовой план, включая составление сметы расходов.

2. Обеспечение места проведения лагеря:

Земельный участок;

Подъездные пути;

Водоснабжение;

Санитарно-гигиенические площадки;

Место врача;

Фекальные отводы;

Отхожие места;

Размещение учащихся (спальные корпуса, домики, палатки);

Размещение спортплощадок;

Оборудование для специализированных занятий.

3. Обеспечение комфортности и безопасности купания (требования к месту купания по берегу и дну).

4. Обеспечение безопасности купания (спасательные плавсредства, плаврук).

5. Обеспечение питанием.

6. В период подготовки к лагерю также необходимо обеспечить его наполнение:

Спортивным оборудованием;

Бытовым инвентарем.

7. Проведение родительского собрания.

Поскольку в настоящее время государственные и общественные организации берут на себя только часть расходов, необходимо проведение родительского собрания не только для инструктажа родителей, но и для их согласия на дополнительную оплату расходов.

За два – три дня до отъезда необходимо провести общее собрание детей и родителей.

8. Для руководства лагерем необходимо предусмотреть:

Состав руководства лагерем и тренерского состава;

Обеспечение дневальной службы;

Обеспечение выполнения распорядка дня;

Обеспечение охраны лагеря;

Обеспечение внутреннего надзора;

Обеспечение безопасности на воде;

Обеспечение экологической дисциплины;

Обеспечение противопожарной дисциплины;

Обеспечение безопасного функционирования на природе.

Планирование и проведение оздоровительной работы (закаливание, общее двигательное развитие, общая физическая подготовка, спортивные мероприятия);

Планирование и проведение развлекательных программ;

Планирование и проведение туристических походов и поездок.

10. ? Воспитательная работа:

Коллективное участие в оборудовании и культурном оформлении лагеря;

Проведение бесед;

Проведение диспутов;

Проведение праздников;

Проведение турпоходов и экскурсий;

Просмотр фильмов с последующим обсуждением;

Разбор конфликтных ситуаций и лагерных нарушений.

11. Обеспечение врачебного контроля и самоконтроля:

Организация общего врачебного контроля;

Обучение самоконтролю и организация проверки усвоения привычки к самоконтролю.

12. Организация пляжного режима загара и купания.

13. Организация приезда, отъезда и встречи детей родителями.

14. Проведение социологического опроса по результатам проведения отдыха.

15. Составление общего и финансового отчетов (формы отчетов не приводятся в связи с различными требованиями в различных организациях).

16. Основой смысловой деятельности в лагере является распорядок дня.

Его неукоснительное соблюдение является залогом выполнения поставленных задач и обеспечения порядка во всех аспектах лагерной жизни (табл. 17.1.1).

Таблица 17.1.1

Распорядок дня лагерных (учебно-тренировочных) сборов

17.2. Организация учебно-тренировочных сборов

Аналогичной по составу административно-хозяйственной и воспитательной деятельности является организация учебно-тренировочных сборов.

Сборы для тхэквондистов высокого класса по своему назначению делятся на:

Профилактические (общеоздоровительные), которые проводятся в подготовительный период;

Учебно-тренировочные, которые проводятся на этапе предварительной подготовки основного периода;

Предсоревновательные, которые проводятся на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

Учебно-тренировочный сбор

Цель проведения учебно-тренировочных сборов – завершить подготовку тхэквондистов к соревнованиям, и, по сути, они являются последним мезоциклом этапа непосредственной подготовки.

На сборах решаются задачи заключительной части этапа непосредственной подготовки к соревнованиям. Длительность сборов примерно 20 дней. Количество участников в каждой весовой категории и сбора в целом определяется перспективными задачами организации, проводящей сбор, и характером предстоящих соревнований.

Возможности и задачи сборов предопределяют более конкретизированный характер и содержание тренировочной работы. Обычно сборы проводят на спортивных базах, расположенных в загородной местности.

В условиях круглосуточного контакта со спортсменами тренеры имеют возможность лучше узнать каждого из них, полнее определить их способности к восприятию высоких тренировочных нагрузок. На сборах легче сплотить коллектив для решения спортивной задачи. Перемена обстановки способствует хорошему настроению спортсменов, повышает желание тренироваться, помогает быстрому восстановлению.

Для успешной работы на сборах создаются тренерские советы, в состав которых входят все тренеры и врач, а также привлекаемые к работе на сборе сотрудники медико-биологического центра (физиологи, психологи, массажисты и др.). В работе тренерского совета участвует капитан команды.

Учебно-методическую документацию сбора (общий план работы, учебный план, рабочий (поурочный) план, индивидуальные планы и распорядок дня) составляют на основе анализа предшествующей сбору подготовки спортсменов и с учетом задач на предстоящих соревнованиях.

План воспитательной и культурно-массовой работы составляют с учетом исторических особенностей местности, где проводится сбор, и контингента спортсменов.

Выполнение планов учебной и воспитательной работы организует и контролирует дежурный тренер. График дежурств составляют на весь период сбора с учетом занятости каждого из тренеров в конкретных мероприятиях общего плана работы.

На основе анализа выполнения индивидуальных планов тренировки и докладов тренеров, ответственных за подготовку спортсменов на местах, тренерский совет составляет всю методическую документацию сбора: учебный план, в котором определена задача сбора и указан приблизительный объем тренировочной работы; рабочий план, который состоит из недельных циклов тренировки и предусматривает выполнение задач учебного плана в конкретных условиях с контингентом спортсменов, прибывших на сбор. Каждый недельный цикл направлен на выполнение определенной задачи этапа непосредственной подготовки.

В начале каждого сбора проводится организационное собрание всех участников, на котором старший тренер сообщает о состоянии подготовленности участников сбора, знакомит их с общим планом работы и другой методической документацией.

Особенности работы тренера на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. Взаимодействие тренера и спортсменов. В подготовке к соревнованиям по тхэквондо немалую роль играет правильный подбор партнеров. Очень важно, чтобы каждый из бойцов умел выполнять роль атакуемого бойца. Механизм эффективности первого (при разучивании) выполнения приема, а тем более контрприема или комбинации, в значительной степени зависит от умело помогающего партнера. Значение его правильных действий заметно возрастает при совершенствовании комбинаций, так как они выполняются в таких режимах, которые наиболее приближены к соревновательной обстановке. Поэтому каждый из бойцов на высшем уровне мастерства должен не только хорошо понимать сущность отрабатываемого фрагмента боя, но и уметь участвовать в нем в качестве достойного партнера, создавая условия боя, необходимые для совершенствования боевого мастерства.

Большое значение в подготовке к соревнованиям имеет умение тренера и самих спортсменов проводить анализ мастерства предполагаемых противников. Необходимо представить общую подготовленность противника на основе данных об отдельных сторонах его мастерства (физической, технической, тактической и морально-волевой). Детальный разбор и поиски слабых мест в подготовленности противников оказывают влияние на совершенствование мастерства самих спортсменов. У большинства из них имеются недостатки, устранение которых остается важнейшей задачей в тренировке.

Наиболее сложна подготовка к встрече с неизвестным противником. В таких случаях спортсмен должен быть нацелен на то, чтобы в первую минуту боя, не раскрывая своих намерений, произвести разведку противника. Дальнейший успех зависит от умения спортсмена вести бой по различным тактическим схемам, что также является одной из задач предсоревновательной подготовки. С этой целью тренер (наравне с подготовкой к боям с конкретными противниками) постоянно заботится о постановке перед занимающимися разнообразных задач.

Учебно-тренировочные и тренировочные бои проводятся с партнерами, обладающими разноплановым спортивным мастерством.

За 1,5–2 недели до начала соревнований, когда бойцы начинают проводить контрольные бои, тренер по необходимости организует бои два дня подряд или дважды в день, а иногда и два боя в течение одного занятия, создавая тем самым условия, близкие к соревновательным.

В результате у спортсменов отрабатываются соответствующие психические процессы и состояния, и психика спортсмена адаптируется к соревновательным условиям и возможным трудностям.

Для моделирования соревновательной обстановки применяются интенсивные специально-подготовительные упражнения и упражнения со снарядами в «рваном» темпе, с неожиданными ускорениями и рывками; боевые тренировки устраиваются под открытым небом при неблагоприятных метеорологических условиях (ветре, жаре, холоде), при плохом освещении, на плохом даянге; тренировочные бои проводятся в начале занятий, сразу после боевой разминки; применяются тренировки типа «боевой практики» в часы, соответствующие времени предстоящих соревнований (такие тренировки могут проводиться несколько дней подряд в соответствии с днями боев на турнире).

Однако необходимо помнить, что таких близких к соревновательной обстановке репетиций не должно быть более двух-трех, так как при состоянии высокой тренированности это является сильным средством повышения готовности и может привести к явлениям перетренированности.

Исправление ошибок в тактике и технике, которые могут привести к неудачам в соревнованиях, в основном должно быть закончено в предсоревновательном периоде. На этапе соревновательной подготовки необходимо заниматься закреплением безошибочных действий. Тренер должен следить за тем, чтобы не появлялись условия для возрождения старых ошибок. Его внимание сосредоточивается на закреплении правильных действий.

Последние тренировки необходимо проводить в той спортивной экипировке, в которой боец будет выступать на соревнованиях. Одни и те же накладки и бандаж должны использоваться бойцом на протяжении всего этапа непосредственной подготовки к соревнованиям и на соревнованиях.

На всех этапах подготовки контроль за состоянием здоровья спортсменов является первейшей заботой тренера, поскольку состояние здоровья спортсменов и достижение ими высоких спортивных результатов тесно связаны между собой. Стабильный спортивный результат возможен только в том случае, если спортсмен имеет отличное здоровье. Однако когда мы говорим о гуманных позициях тренерской деятельности, в первую очередь имеем в виду его отношение к использованию средств и методов тренировки. Нельзя не учитывать возрастные, половые и другие особенности занимающихся. Необходимо исключить и форсирование этапов подготовки ради сегодняшнего достижения спортивного результата.

В бою, где тренировочную нагрузку трудно точно измерить и где интерес спортивного поединка захватывает спортсменов, тем самым снижая возможности самоконтроля, тренер должен быть особенно внимательным к малейшим отклонениям в состоянии здоровья занимающихся.

Для этого, прежде всего, очень важен контакт тренера с врачом. Врач и тренер должны иметь показатели реакций организма, проявляемых на стандартную нагрузку, знать индивидуальные особенности спортсменов в проявлении таких реакций.

Для принятия решения об изменении нагрузки, особенно в сторону увеличения, необходимы данные заблаговременных педагогических наблюдений, врачебного контроля и самоконтроля.

Взаимный контакт спортсменов, тренера и врача позволяет определять нагрузку, наиболее соответствующую возможностям спортсменов и решению спортивно-педагогической задачи.

Трудно составить такой план подготовки, который не был бы изменен в ходе его реализации. Тренер располагает средствами изменять нагрузку, регулируя объем и интенсивность применяемых упражнений, изменять длительность периодов отдыха и работы. Но изменения не должны вноситься из-за случайно возникших мероприятий. Они осуществляются в целях достижения поставленной спортивно-педагогической задачи на значительно больший период, чем подготовка к одному соревнованию.

Качество учебного процесса нельзя считать удовлетворительным, если в ходе подготовки тренер вынужден резко изменять нагрузку как в сторону ее увеличения, так и в сторону снижения. Нагрузка каждого этапа подготовки должна быть заблаговременно спланирована и обеспечивать постепенное обретение высокой работоспособности к началу каждого соревнования. Одной из важнейших задач тренера в обеспечении такого планомерного подхода к соревнованиям является организация режима работы, учебы и быта самих спортсменов.

Тренер постоянно должен помнить, что результаты тренировочной работы в условиях применения высоких нагрузок в значительной степени зависят от мероприятий по восстановлению работоспособности спортсменов. Следует применять иные по характеру тренировочные нагрузки, прогулки, парные бани, массаж и самомассаж и др.

К числу специальных средств восстановления следует отнести применение фармакологических препаратов и витаминов, что не только способствует восстановлению, но и повышает сопротивляемость организма к резким изменениям погодных условий и другим воздействиям внешней среды, предохраняя спортсменов от заболеваний.

Прекрасной формой восстановления спортсменов являются культурно-массовые мероприятия: посещение театров, кино, концертов, встречи с учеными и т. д.

Ниже приводится план мероприятий по организации и проведению сборов.

1. Организационная работа:

а) планирование организации (место проведения, спортивная база и т.д.);

б) обеспечение финансирования:

Утверждение календарного плана;

Составление и утверждение сметы расходов.

2. Обеспечение размещения и питания:

Связь и документирование места сборов;

Связь и документирование обеспечения питания.

3. Обеспечение учебного процесса:

Планирование и проведение учебной работы;

Планирование и проведение тренировочной работы;

Обеспечение педагогического контроля.

4. Проведение воспитательной работы:

Проведение собраний и бесед;

Проведение досуга;

Обеспечение гигиенического режима дня;

Обеспечение бытового контроля;

Рычаги административно-дисциплинарного воздействия;

Рычаги косвенного дисциплинарного воздействия.

5. Обеспечение врачебного контроля:

а) экспресс-контроль;

б) плановый контроль;

в) прогнозирующий контроль;

г) диетология.

6. Завершение сборов:

а) подготовка к участию в соревнованиях:

Оценка технико-тактической готовности;

Оценка функциональных возможностей;

Принципы комплектования команды;

Обеспечение заявки;

б) обеспечение отъезда:

Финансовое обеспечение;

Обеспечение транспорта;

Проведение собрания участников команды;

в) отчет о сборах:

Финансовый отчет;

Отчет о сборах.

Контрольные вопросы

1. Составить ходатайственное письмо на включение летнего лагеря в план мероприятий календарного плана организации.

2. Составить план проведения спортивно-оздоровительного лагеря.

3. Составить план мероприятий для организации спортивно-оздоровительного лагеря.

4. Составить распорядок дня спортивно-оздоровительного лагеря.

5. Составить план спортивных мероприятий для спортивно-оздоровительного лагеря.

6. Составить план воспитательной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

7. Составить план учебно-тренировочной работы для спортивно-оздоровительного лагеря.

8. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (хозяйственная часть).

9. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (воспитательная часть).

10. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (учебная часть).

11. Составить план проведения учебно-тренировочного сбора (медицинская часть).