Древняя цивилизация майя история возникновения и исчезновения. Интересные факты о цивилизации майя

Основными родами племен майя были образованы независимые города-государства, обладающие прилегающими городками и землями. Правили этими государствами так называемые «великие люди», которые избирались пожизненно и пользовались неограниченной властью. Древнейшие города майя – Киригуа, Ица и Тикаль, после захвата племенных земель тольтеком Кукульканом и его воинами, дополнились такими новыми государствами, как Чичен-Ица, Майяпан и Улималь.

Размеры и красота городов майя поражали путешественников, впервые увидевших подобное великолепие у людей, которых они считали варварами.

Также творениями майя стали роскошные и храмы, богатство архитектуры которых во сто крат превосходило инкские и ацтекские сооружения. Ученым майя удалось опередить свое время на сотни лет, сделав потрясающие в области астрономии, астрологии и математики, которые превзошли все достижения европейцев, живущих в те времена. Многие из этих открытий были и расшифрованы только в нашем веке. Кроме этого, авторству майя принадлежит система нумерации и цифра ноль.

Жизнь майя

В древние времена племя майя населяло Центральную Америку, часть современной Мексики, Сальвадора, Гондураса и Гватемалы. Сегодня майя представляют собой племена индейцев, живущих на территории Южной Америки. Во времена расцвета своей цивилизации они сумели покорить все древние народы, господствуя над ними около двенадцати столетий. Однако после 900-го года нашей эры майя по неизвестной причине начала медленно .

Ученые до сих пор удивляются, как примитивное племя, занимающееся земледелием, смогло создать неповторимые пирамиды, храмы, города и гробницы.

Колонизаторы Старого света, прибывшие в Южную Америку, застали цивилизацию, пришедшую в полный упадок. Посчитав произведения искусства и архитектурные памятники языческими идолами, они уничтожили все культурное наследие загадочных майя. Однако колонизаторы не сумели разрушить их знания астрономии, точностью которых не перестают восхищаться современные ученые. Также они оставили потомкам руины некогда великих и царственных городов народа майя, куда сегодня стремятся многие туристы и поклонники исчезнувшей цивилизации.

Бытует мнение, что знания племенам майя дали боги, спустившиеся с неба – инопланетяне, но, к сожалению, эта теория пока остается недоказанной, несмотря на очевидные факты, свидетельствующие в ее пользу.


О древней цивилизации Майя слышали все. Это были удивительные люди, оставившие грандиозные пирамиды и старинные обсерватории. Эта цивилизация полна тайн и загадочности. Но ученые каждый день преподносят новые интересные факты, заставляя современных людей удивляться представителям этого племени.

Милость для пленника через жертвоприношение

Жрецы Майя часто практиковали человеческие жертвоприношения. Действие происходило на вершине пирамиды. А для пленника (или человека из племени) смерть на алтаре считалась великой милостью.

Технологии

Эта цивилизация не использовала в своих изобретениях металл и колеса. Но это не помешало им построить величественные пирамиды и изготовить оружие из вулканической породы.

Письменность

У индейцев Майя была самая совершенная система письменности. А историю своей цивилизации они записывали на всех подходящих для этого поверхностях.

Развитая медицина

Индейцы племени Майя умели использовать лекарственные растения для анестезии во время операций. Раны они зашивали человеческими волосами. Даже умели изготавливать протезы зубов.

Создали арены, похожие на современные стадионы

Археологические раскопки доказали, что представители этой цивилизации одними из первых занимались игрой в мяч (играли отрезанными головами пленных). А арены, находящиеся в старинных городах, по конструкции напоминают современные стадионы.

Странное представление о красоте

Представители благородных семей привязывали детям на лбы дощечки, чтобы придать им плоскую форму. Красивой считалась косоглазость и «орлиный нос».

Самые точные предсказания

Никто не знает, как жрецам цивилизации Майя удалось предсказать события будущего на тысячелетия вперед. Плиты с посланиями для предков находили в разных частях знаменитых пирамид. Даже после расшифровки предсказания становились понятными после того, как события состоялись.

Создали основы математики

Археологи уверены, что индейцы Майя первыми в мире начали использовать 0 как самостоятельную математическую единицу. Другие племена и народы дошли до этого намного позже.

Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Целый ряд общих позволяет ученым сделать вывод, что наследницей культурной традиции ольмеков стала цивилизация майя.

Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период (с древности до 317 г.) — время возникновения городов-государств, примитивного подсечного земледелия, изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период (317-987) — древнее царство, или классический период, — время роста городов (Паленке, Чичен-Ица, Тулума) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) — новое царство, или постклассический период, — время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т.д.

Около 300 г. до н.э. в географической области, охватывающей часть современной Мексики, Гватемалы, Белиза и Гондураса, начала формироваться цивилизация майя. На этой территории народ майя построил несколько величественных ритуальных центров, руины которых сохранились до наших дней. Эти центры состояли из нескольких больших зданий, а их население было незначительным — в основном жрецы, их слуги и ремесленники. В центрах проводились большие религиозные праздники, на которые стекались большие массы людей.

Составляла духовную основу культуры майя, как во многих древних цивилизациях. В представлениях майя мир являлся сложным образованием, его наполняли различные священные силы. Поэтому пантеон богов был очень велик. Известны десятки богов, которые в зависимости от их функций разделяются на группы: боги плодородия, воды, охоты, огня, звезд, смерти, войны и т.д. Главными были бог плодоносного дождя и смертоносной молнии с головой, как у тапира, бог Солнца и ночного неба, бог кукурузы — покровитель жизни и смерти. Все они имели человеческий облик, благодаря которому их можно легко узнать в иероглифических надписях.

В основе религиозных взглядов майя лежала связь жизни и смерти, вечный круговорот умирания и возрождения. Поэтому все божества майя двойственны и совмещают два противоположных начала — жизни и смерти, любви и ненависти, земли и неба. Своих главных богов майя изображали в виде пернатой змеи: перья — символ неба, змея — символ земли. Они считали, что в зависимости от деяний человека после смерти душа человека пребывает л ибо в состоянии безмятежного блаженства, либо в вечных муках. Вечное блаженство ожидает того, кто его заслужил, а грешники отправляются в Метналь — преисподнюю, вечно холодную область, населенную демонами.

Религиозные ритуалы древних майя были очень сложными, особенно жертвоприношения самого разного вида, среди которых наиболее распространены были человеческие, поскольку считалось, что боги питаются только человеческой кровью. Как и вольмекской цивилизации, у майя в жертву богам приносились самые красивые девушки, получая за это вечную счастливую жизнь, и самые лучшие юноши — победители в игре в мяч.

Считалось, что каждый из богов поочередно правит миром через определенные промежутки времени, например через год или несколько лет. К моменту начала правления определенного бога майя выставляли его статуи в храмах и на площадях и те стояли до тех пор, пока не закончится время его правления. Царствование злого божества приносило людям беды и страдания, а доброго — благоденствие и процветание. Вселенная, по убеждениям майя, устроена сложно: она разделялась на 13 пространств, каждым из них ведал какой-то бог. Небо поддерживали четыре божества, и у каждого был свой цвет: красный цвет принадлежал богу востока, белый — богу севера, черный — богу запада, желтый — богу юга; в центре мироздания располагался зеленый цвет. Таким образом, число четыре у майя имело особое магическое знание. Вероятно, именно этим объясняется существование у майя четырех столиц-городов: Копана, Калакмуля, Тикаля, Паленке.

Архитектура Майя

Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. Существовали два типа архитектурных сооружений — жилые дома и монументальные церемониальные сооружения. Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес- нос внутреннее пространство (из-за толстых стен), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Образцом архитектуры такого типа является «Храм надписей» в Паленке. Здания у майя строились через определенные промежутки времени — 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы (алтари). В записях на алтарях сообщалось о каких-либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.

Скульптура и живопись Майя

Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества. Основные темы изображений — божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры — резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды.

Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S-образный разворот: ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи — анфас. В ритуальных центрах воздвигались скульптурные монументы-стелы с иероглифическими надписями, относящимися к правителю-жрецу, чье изображение присутствовало на памятнике, содержащими описание какого-либо исторического события или родословную лица, которому был посвящен данный памятник. Часто указывалась дата смерти этого лица или прихода его к власти. Само лицо изображалось при полных ритуальных регалиях, включая ушные и носовые украшения, браслеты, ожерелья, головной убор с перьями и церемониальный жезл.

Обычаи и традиции Майя

Обычаи и традиции играли особую роль в жизни майя, в первую очередь связанные с рождением ребенка, достижением половой зрелости, вступлением в брак. Рождение человека считалось проявлением благосклонности богов, особенно богини Луны — Иш-Чель. Жрецы давали младенцу детское имя и составляли для него гороскоп, предсказывающий, какое божество будет покровительствовать или вредить ребенку на протяжении всей его жизни.

Одним из главных признаков красоты у майя считалось косоглазие. Для его развития к волосам ребенка прикреплялся каучуковый шарик или небольшая бусина, свисавшая между глаз. К головке младенца спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку с тем, чтобы череп стал более плоским и удлинилась линия лба, что считалось признаком красоты и высокого общественного положения.

В жизни каждого представителя народа майя важное значение имел обряд половой зрелости. День для его проведения выбирался особенно тщательно. В назначенный день все участники торжества собирались во дворе дома покровителя. Жрец совершал обряд очищения жилища и изгонял злого духа, двор подметали и расстилали на земле циновки. Обряд заканчивался пиршеством и всеобщим пьянством. После него разрешалось вступление в брак. Отцы выбирали для своих сыновей будущих жен, соблюдая запрет на браки междулицами, связанными кровным родством.

Особым занятием в культуре майя считалась игра в мяч, которая носила религиозно-церемониальный характер. Подготовка к игре сопровождалась сложным ритуалом, поскольку считалось, что в игре вступают в борьбу те или иные божества.

Гибель цивилизации майя относится к XI в. Этот исторический факт до сих пор является загадкой, поскольку огромная империя вдруг погибла без видимых на то причин. При этом города остались нетронутыми — без следов разрушений, как будто их обитатели ненадолго отлучились и вскоре собирались вернуться.

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

При всём могуществе современного человека и его устремлённости вперёд не может не возникать потребности в знакомстве с предшествующими моментами развития цивилизации. Если уже сравнительно хорошо известные античные времена вызывают немалый интерес, что уж говорить о слабо изученном племени майя.

Племя майя – таинственная цивилизация

Поспешим разочаровать любителей сенсаций. Таинственность майя обусловлена либо недостаточностью знаний конкретных людей о ней, либо слабой изученностью какого-то момента. На самом же деле известного археологам и другим исследователям сегодня о майя достаточно, чтобы сказать: это была одна из большого ряда древних цивилизаций. Отыскание мистических компонентов в ней и её участи неуместно.


Майя строили шикарные дворцы и крупные города с большими площадями. Их цивилизационные достижения позволили доминировать около тысячи пятисот лет.

Исчезновение племени майя

Начнём с конца. Девятый век нашей эры, территория современной Гватемалы. Индейцы переживают дефицит воды и продуктов, эпидемии буквально выкашивают людей. Города опустели стремительно и цивилизация рухнула. Археологи смогли выяснить: образ «мудрых мирных майя» чуть менее чем никак соответствует действительности. Их города-государства (аналог греческих полисов) воевали между собой.

Возникновение цивилизации майя относится ко второму тысячелетию до нашей эры. По прошествии полутора тысяч лет они стали настолько многочисленны, что стали контролировать почти всю Центральную Америку. Примерно в 250 году нашей эры возникли города-государства. Между этими образованиями и их властителями непрерывна шла борьба, подчас вооружённая. Разумеется, властители и жречество представляли эти войны исключительно волей богов. Человеческие жертвоприношения были повседневным явлением. Явного лидерства ни один из городов не имел.

Племя майя – невероятные факты

Вопреки распространяемым небылицам, майя являлись цивилизацией каменного века. Орудия, при помощи которых возводились их постройки, были соответствующими. При этом отсутствовали металлические инструменты и тягловые животные. Колесо и металл были известны в принципе, но величественные «пирамиды» возводились без них – видимо, такая культурная особенность, чем сложнее труд, тем ценнее результат.

Математические достижения этой цивилизации были едва ли не выше, чем у любых её современников. Именно здесь впервые появляется символ ноль. Предполагают, что майя знали также и квадратный корень. Инженеры майя создали отличную дренажную систему и акведуки, нисколько не уступавшие римским.

Как же всё это благополучие рухнуло? Есть несколько версий. Одна – исчерпание резервов и экологическая катастрофа – представляется наиболее адекватной. Люди бежали из городов, где стало невозможно жить. По другой же, главным фактором стали набеги кочевых племён.

Магический камень племени майя

В музее Вильяэромаса расположен камень, на котором начертана «зловещая» дата – 21 декабря 2012 года. Сегодня мы знаем уже точно, на 100%: ничего серьёзного за этим пророчеством нет. Но тем интереснее действительно постичь те культурные смыслы, которые сокрыты в данных надписях.

Одежда племени майя за минувшие века практически не изменилась, по крайней мере у стариков она такая же, как и в древности. Понятие у красоте у них подчёркнуто не европейское – так, распространено было мнение, что красивым является косоглазие и сплющенный лоб, а также орлиный нос. Одежду делали из белого и коричневого хлопка, а также из древесных волокон. В дальнейшем начали использовать шёлк и шерсть. Использовались органические и минеральные красители.

Версия сотворения мира племени майя , как и другие пласты их культуры, выдаёт системное единство народов доколумбовой Америки. Основой мифологии майя является цикличность вселенной с периодами по 5000 лет. Каждый период подразделяется на тринадцать частей и согласно представлениям неизменно завершается катастрофой. Цель людей –выполнение дел, угодных богам, таких как ремесло и земледелие. Каждый полис имел свои собственные легенды.