Транзитные пошлины используются с целью. Таможенная пошлина - помощь в расчете таможенных пошлин

Классификация таможенных пошлин

В рамках таможенного законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении торговли проводится классификация таможенных пошлин. При этом выделяют ряд признаков.

1. В зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств (характера внешнеторговых операций) выделяют:

Ввозные (импортные);

Вывозные (экспортные);

Транзитные.

Ввозные (импортные) пошлины взимаются при ввозе товаров на таможенную территорию государства и широко используются во многих странах, а вывозные (экспортные) - при вывозе товаров с таможенной территории государства и применяются чаще всего к товарам, в области которых страна обладает монополией. Транзитные пошлины устанавливаются за провоз товара по территории страны, в фискальных целях они используются лишь некоторыми развивающимися странами.

2. Также существенным признаком является цель взимания. В связи с этим выделяют следующие виды таможенных пошлин:

Фискальные;

Протекционистские;

Фискальные пошлины выступают в качестве средств бюджетных доходов. Их величин зависит от возможности повышения цены на товар. Протекционистские пошлины служат для защиты отечественных товаропроизводителей от конкуренции на внутреннем рынке с продукцией зарубежных фирм, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров. Однако на практике не существует четкого разграничения между фискальными и протекционистскими пошлинами.

3. По назначению.

С целью защиты экономических интересов РФ могут устанавливаться особые и сезонные пошлины, которые носят временный характер. В таможенной практике РФ применяются три вида особых пошлин. Специальные пошлины устанавливаются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда - как ответная мера на дискриминационные действия других государств.

Антидемпинговые пошлины взимаются с импортных товаров, которые ввозятся по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, а компенсационные - в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются тогда, когда ввоз товаров влечет за собой неблагоприятные последствия для страны-импортера.

В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров могут применяться сезонные пошлины. Их ставки и перечень товаров, на которые они распространяются, должны быть официально опубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала их применения. Срок действия таких пошлин не может превышать шести месяцев в году. И на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается.

4. По происхождению таможенные пошлины могут быть:

Автономные;

Конвенционные (договорные);

Максимальные;

Преференциальные (льготные).

Автономные пошлины вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны.

Конвенционные пошлины устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашений, например, генеральное соглашение о тарифах и торговле ГАТТ/ВТО.

В таможенном тарифе установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ) Список таких стран представлен в Приложении 1.. Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РБ или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных.

Преференциальные пошлины имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% базовых. Если ввозимые товары происходят их слаборазвитых стран - пользователей схемой преференций РФ и стран - участниц СНГ, то таможенные пошлины не применяются Список стран - пользователей преференций РФ представлен в Приложении 2. Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называют тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот - освобождение от уплаты пошлины. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенных пошлин вообще.

5. По типам ставок выделяют:

Постоянные;

Переменные таможенные пошлины.

Ставки постоянных таможенных пошлин единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет пошлины с постоянными ставками.

Ставки же переменных таможенных пошлин могут изменяться в установленных законодательством случаях - например, при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственного субсидирования. Такие пошлины - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления таможенные пошлины классифицируются как:

Номинальные;

Эффективные.

Номинальные таможенные пошлины указываются в таможенном тарифе. Они дают только самые общие представления об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои экспорт и импорт.

Эффективные таможенные пошлины отражают реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

7. По способу взимания (по видам ставок):

Адвалорные;

Специфические;

Смешанные;

Альтернативные.

Адвалорные таможенные пошлины начисляются в процентном отношении к таможенной стоимости товаров. Например, 15% таможенной стоимости.

Специфические таможенные пошлины начисляются в строго установленном размере за единицу облагаемого товара. К примеру, 10 долларов за 1 кг.

Смешанные, или комбинированные, таможенные пошлины сочетают в себе признаки адвалорных и специфических таможенных пошлин. Например, 15% таможенной стоимости, но не менее 10 долларов за 1 кг.

Альтернативные таможенные пошлины содержат одновременно адвалорные и специфические пошлины с примечанием, что взимается та из них, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. Например, 20 евро за тонну груза или 10% с цены товара, которая выше.

Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в отношении следующих товаров (за исключением подакцизных):

Ввозимые в качестве вклада в уставной капитал организации с иностранными инвестициями в порядке и сроки, установленные учредительными документами;

Ввозимые на территорию РФ или вывозимых с нее и предназначенных для официального или личного пользования дипломатическими представителями иностранных государств;

Товаров, перемещаемых под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенных для третьих стран;

В виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для целей нумизматики), а также ценных бумаг;

Подлежащих обращению в государственную собственность в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

Ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;

Транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;

Ввозимых на таможенную территории РФ и вывозимых на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия.

Налог на ввозимые товары

НДС при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 февраля 1993 г. Налоговой базой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, ввозной таможенной пошлины и акциза (по подакцизным товарам). К ввозимым товарам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ: 18 и 10%.

Акциз

Акцизами при ввозе облагаются подакцизные товары по перечню, установленному ст. 181 Налогового кодекса РФ. К ввозимым подакцизным товарам применяются единые ставки акцизов, действующие на территории РФ. Налоговой базой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки, является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины; при применении специфических ставок - объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (объем, масса, количество). При использовании комбинированной ставки налоговая база определяется так же, как при применении адвалорной и специфической ставок.

Таможенные сборы

Таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Размеры сборов за таможенное оформление устанавливаются правительством РФ. Они дифференцированы в зависимости от таможенной стоимости товаров и ограниченны приблизительной стоимостью оказанных услуг - 100 тыс. руб.

Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния. Так, за таможенное сопровождение на расстояние до 50 км взимается сбор в размере 200 руб., от 50 до 100 км - 3000 руб., от 100 до 200 км - 4000 руб., свыше 200 км - 6000 руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20000 руб. и не зависит от расстояния перемещения.

Таможенные сборы за хранении на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при им­порте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от не­желательной иностранной конкуренции;
балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификации таможенных пошлин.
По способу взимания:
адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);
комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможен­ной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. - сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошли­на повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупот­реблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12 000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со сто­роны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводи­мое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки ре­шить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.
По типам ставок:
постоянные - таможенный та­риф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров

Еще по теме 17. Виды таможенных пошлин:

  1. Если цена партии товара при определении таможенной стоимости составила 200 тысяч рублей, а адвалорная пошлина составляет 15%, то размер дохода от сбора этой пошлины составит (в тыс. руб.)...

Внешнеторговые пошлины - это платежи, вносимые участниками внешнеторгового обмена. Их оплату контролируют специально созданные таможенные органы. Эти пошлины выступают в качестве инструмента регулирования деятельности в сфере внешней торговли. С их помощью можно как расширять торговый оборот страны, так и ограничивать его.

Функции внешнеторговых пошлин

У этих пошлин есть две основные функции – фискального и регулятивного характера. В их рамках внешнеторговые пошлины способствуют решению следующих задач:

  • оптимизируют товарную структуру импортно-экспортных операций;
  • поддерживают оптимальный баланс между объемом ввозимых и вывозимых товаров;
  • защищают отечественного производителя от иностранных конкурентов;
  • обеспечивают рациональное соотношение доходов и расходов в иностранной валюте;
  • сокращают вывоз природных ресурсов при помощи экспортной пошлины;
  • способствуют выравниванию цен на внутреннем и внешнем рынке.

Классификация внешнеторговых пошлин

Внешнеторговые пошлины подразделяются на несколько видов:

  • экспортные;
  • транзитные;
  • импортные.
Особенности экспортных пошлин

Такой вид внешнеторговых пошлин, как экспортные встречается сегодня достаточно редко. Основной причиной их установления выступает необходимость ограничить вывоз из страны сырья. Кроме того, они являются дополнительным источником для пополнения бюджета. В большинстве случаев экспортные пошлины применяются при вывозе энергоносителей, к примеру, нефти, газа или нефтепродуктов. Кроме того, они налагаются при перемещении через границу и других природных ресурсов, к примеру, металлов, леса и т. д.

В России львиная доля экспортных пошлин вносится в процессе перемещения нефтепродуктов. А структура экспортных операций в целом носит сугубо сырьевой характер. Необходимо отметить, что экспортные пошлины в российской экономике играют двоякую роль. Во-первых, они дают возможность ограничить вывоз природных ресурсов. Но, с другой стороны, служат препятствием для развития торговли на международном уровне. Поскольку необходимость внесения этих платежей создает дополнительную налоговую нагрузку для отечественных производителей. Представляется целесообразным освободить от необходимости внесения экспортных пошлин отдельные виды предприятий, к примеру, химического и лесозаготовительного комплекса. Такой подход откроет перед этими организациями возможности для модернизации производства и повышения рентабельности.

Особенности транзитных пошлин

Эта разновидность пошлин взимается при перемещении через границу груза, который следует в третью страну. На современном этапе они применяются очень редко. Большинство государств взаимно отменяют их, заключая между собой соответствующие соглашения.

Чаще всего транзитные пошлины устанавливаются по отношению к определенным государствам с целью оказания на них экономического давления. Также взимание транзитных пошлин преследует цель компенсации расходов, связанных с осуществлением контроля на границе и оформлением груза.

Особенности импортных пошлин

На международном рынке эти пошлины применяются чаще других. На территории России они в среднем составляют от двадцати до тридцати процентов в общем объеме таможенных платежей, которые вносятся в казну. Основной целью их введения служит защита внутреннего рынка. Кроме того, они способствуют установлению оптимального баланса между ввозными и вывозными операциями, учитывая данные торгового и платежного баланса.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Таможенная пошлина – один из видов косвенного налогообложения . Она представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории. Таможенная пошлина является при этом неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таким образом, таможенная пошлина взимается как при импорте, так и при экспорте товаров и транспортных средств. В настоящее время таможенная пошлина выполняет две важнейшие задачи: регулирование внешнеэкономической деятельности и формирование доходной части бюджета . Ее удельный вес в доходах консолидированного бюджета в последние годы составляет свыше 20%.

Таможенная пошлина в настоящее время не входит в налоговую систему России и взимается согласно ТК ТС, Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-Φ3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а также ряду нормативных правовых документов.

Вопрос о статусе таможенной пошлины возник не сегодня, и законодатель достаточно длительное время не мог определиться с местом таможенной пошлины в системе государственных доходов Российской Федерации. Во вступившей в действие с 1 января 1999 г. ст. 13 части первой НК РФ таможенная пошлина была включена в число федеральных налогов. В качестве налогового дохода она была определена также в первых редакциях БК РФ и Бюджетной классификации РФ. После принятия Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ, которым был признан утратившим силу Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и внесены соответствующие поправки в ПК РФ, статус таможенной пошлины был коренным образом изменен – эта пошлина была выведена из налоговой системы РФ.

Данное решение противоречит принципу единства налоговой системы. Таможенная пошлина обладает сформулированными в НК РФ следующими основными налоговыми признаками :

  • – уплата таможенной пошлины носит обязательный характер;
  • – она не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;
  • – поступления от уплаты таможенной пошлины направляются в государственную казну для финансового обеспечения деятельности государства;
  • – таможенная пошлина представляет собой индивидуальный платеж, взыскиваемый с организаций и физических лиц;
  • – она взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Кроме того, таможенной пошлине присущи , и это следует особо подчеркнуть, все основные элементы налога : субъект налога, объект обложения, единица обложения, налоговая база, налоговая ставка и налоговый оклад.

Таким образом, таможенную пошлину необходимо классифицировать как налог. Поэтому она рассматривается в данном учебнике.

Виды таможенной пошлины

В Российской Федерации применяются практически все виды таможенной пошлины , имеющиеся в мировой практике. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные, вывозные и транзитные (провозные) таможенные пошлины. В зависимости от действующих приоритетов экономической политики пошлины бывают специальные, антидемпинговые, компенсационные. Дадим краткую характеристику каждому виду таможенной пошлины.

Ввозные (импортные) таможенные пошлины уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию.

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины взимаются при вывозе товаров с таможенной территории.

Транзитные (провозные) таможенные пошлины применяются при перемещении товаров из одних стран через таможенную территорию страны в третьи страны.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины образуют отдельную группу особых видов пошлин . Они устанавливаются на определенное время к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Размер этих пошлин несравненно выше, чем размеры пошлин, применяемых в обычных условиях.

Специальные таможенные пошлины устанавливаются государством в двух основных случаях.

  • 1. Они используются в качестве защитной меры, если товары ввозятся в количествах и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров.
  • 2. Они вводятся в действие в качестве ответной меры на дискриминационные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза в Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве и вывозе которых использовались субсидии государства для снижения цен на них.