Социальный педагог относится к категории специалистов. Специализации профессии социального педагога Нужен ли социальный педагог

Специальность «Социальная педагогика».

Квалификация - социальный педагог.

Формы получения образования: дневная (бюджет/платное), заочная (бюджет/платное).

Обучение проводится на русском языке.

Специфика и актуальность.

В современном мире защита прав и законных интересов детей является предметом государственной заботы. Задачи защиты детства являются приоритетными в любом учреждении образования Республики Беларусь. Профессионально их реализует социальный педагог.

Социально-педагогическая деятельность многоаспектна и многонаправленна. В целях защиты прав и интересов детей и молодежи социальный педагог взаимодействует широким кругом лиц, заинтересованных в судьбе несовершеннолетнего. В их числе родители, представители администрации учреждения образования, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги-предметники, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, представители комиссии по делам несовершеннолетних, представителями органов опеки и попечительства и другими лицами. Социальный педагог это не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля. Он владеет правовыми и психологическими компетенциями, знает основы менеджмента в системе образования, способен не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти себя.

Выпускники специальности «социальная и педагогика» могут работать в учреждениях образования, инспекциях по делам несовершеннолетних, органах охраны детства.

Чему Вы научитесь.

Изучаются:

1. Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин:

  • Педагогика
  • Психология
  • Информационные технологии в образовании
  • Иностранный язык
  • Безопасность жизнедеятельности человека
  • Белорусский язык (профессиональная лексика)

2. Цикл специальных дисциплин:

  • Теория и практика социальной педагогики
  • Социальная политика
  • Методология и методы социально-педагогического исследования
  • Социальное воспитание в учреждениях образования
  • Основы социально-педагогической деятельности
  • Психология социально-педагогической деятельности
  • Технологии социально-педагогической деятельности
  • Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
  • Основы профессионального мастерства социального педагога
  • Охрана детства

3. Дисциплины БГПУ:

  • Введение в учебную деятельность студента
  • Педагогика детского коллектива
  • Возрастная физиология и школьная гигиена
  • Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования
  • Социально-педагогическая деятельность за рубежом
  • Методика социально-педагогической деятельности
  • Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности
  • Психосоциальная работа в деятельности социального педагога
  • Психология общения
  • Психология управления в образовании
  • Статистическая обработка данных социально-педагогических исследований
  • Консультирование в социально-педагогической деятельности
  • Основы педагогической антропологии
  • Правовые основы социально-педагогической деятельности

4. Дисциплины по выбору:

  • Социально-педагогическая профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и молодежи.
  • Социально-педагогическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении.
  • Социально-педагогические основы формирования репродуктивного здоровья обучающихся.
  • Подготовка учащихся к семейной жизни.
  • Арттерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Диагностика и коррекция межличностных отношений.
  • Основы коррекционно-развивающей работы.

5. Факультативные дисциплины:

  • Социально-психологический тренинг.
  • Основы медиапедагогики.

Социальные педагоги работают в образовательных учреждениях: дошкольных, общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах, социально-педагогических центрах, службах по охране и защите детства и семьи, центрах профориентации, молодежных организациях, учреждениях системы Министерства труда и социальной защиты, Министерства внутренних дел и многих др.

В настоящее время вузы и продолжают вести подготовку будущих специалистов по специальности «Социальный педагог». Для того чтобы получить данную профессию, необходимо пройти обучение по программе, предусмотренной учебным заведением. Как правило, полный срок образовательной подготовки данной специальности составляет 5 лет.

Предусматриваются такие формы обучения как очно-заочная, заочная, очная и дистанционная. В целом, сроки и образования между различными образовательными учреждениями различаются в зависимости от установленных в них порядков и правил.

Анализ практики данной специальности говорит о том, что эффективность деятельности социального педагога зависит от уровня подготовки в учебном заведении. Также значение имеют личностные качества специалиста. Социальный педагог необходим категории людей, которой требуется психологическая поддержка и социальная помощь. Потому для будущего специалиста профессионально значимыми являются такие качества как: эмпатия, коммуникабельность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, выдержка.

Деятельность социального педагога

Социальный педагог осуществляет работу с детьми и подростками из неблагополучных семей, их родителями и иными лицами, нуждающимися в защите их прав и свобод. Он работает в реабилитационных центрах, школах-интернатах, детских домах, больницах. Педагог ведет деятельность в тесном сотрудничестве с полицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

Так, социальный педагог работает с теми, кто перенес психологическую травму в результате насилия, потери близких людей, противоправных действий. Его деятельность в работе с проблемными детьми и подростками направлена на установление с ними доверительного контакта, обнаружение их проблем и оказание поддержки.

Педагог участвует в разрешении проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, выявляет его потребности и разрабатывает меры поддержки, привлекая соответствующие органы, например, по опеке и попечительству.

Специалист старается создать для них комфортную психологическую обстановку, для того чтобы такие ребята ощущали себя в безопасности. Безусловно, социальному педагогу необходимо обладать психической устойчивостью, ведь в работе придется непрерывно сталкиваться с трудностями. Не исключено, что дети и подростки из неблагополучных семей имеют психические расстройства и отклонения в развитии. Их поведение может носить асоциальный характер, а потому нуждается в корректировке и адаптации. Задача педагога - оказывать помощь, применяя знания и опыт в области воспитания, обучения и развития личности. Социальному педагогу необходимо умение слушать и понимать, сопереживать, общаться с людьми разных категорий.

Основными сферами деятельности социального педагога являются социальная педагогика и социальная работа. Современные отечественные исследования в области социальной педагогики связаны с именем В. Г. Бочаровой и созданной ею ассоциацией социальных педагогов и социальных работников международного статуса (И. В. Бестужев-Лада, Б. 3. Вульфов, М. П. Гурьянова, В. Т. Лисовский, Т. Ф. Яркина). Наиболее практико-ориентированные исследования принадлежат Екатеринбургской школе социальной педагогики (М. А. Галагузова, Б. М. Игошев, Л. П. Пачикова, В. Д. Семенов, М. Ф. Черкасова, В. А. Шеланков и др.).

Методическое письмо Министерства образования Российс­кой Федерации «О социально-педагогической работе с детьми» от 27. 02. 1995 г. подчеркивает, что профиль социально-педаго­гической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума (город, район, село), личностными и профессиональными возможнос­тями специалистов.

Методическое письмо обращает внимание на важность са­мого принципа соотношения базовой конструкции социально - педагогической службы со специальными, где работают соци­альные педагоги, сориентированные на определенную сферу со­циума (образовательное учреждение, детский сад, специализи­рованное учреждение) или на работу с определенными катего­риями (дети, молодежь, семья, группа риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).

Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования в примерном содержании дисцип­лин «Введение в специальность» рекомендует выделить следу­ющие критерии специализации социального педагога:

цели деятельности (коррекционная, социальная изоляция, воспитательная работа в семье, органи­зация молодежных объединений);

виды социальных институтов (образовательные воспитательные учреждения, социальные службы, детские дома и др.)

Описание возможных специализаций социального педагога встречаем в книге «Социальная защита человека: Региональные модели» / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой (М., 1995). В описаниях региональных моделей, в частности, дается характеристика следующим специализациям.

Социальный семейный педагог или работник семейного профиля . Специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Клиентами социального педагога (работника) являются 30-50 и более семей, проживающих в одном или нескольких близлежащих домах. Ныне это самый распространенный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля. Семейный педагог – специалист высшей квалификации, человек большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи в этически допустимых формах на основе включения семой семьи в этот процесс.


Общинный (сельский) социальный педагог. Специализируется на оказании разносторонней помощи сельским жителям. Клиентами общинного социального педагога (работника) являются все жители данного села, деревни, поселка. Это специалист высшей квалификации, широкого профиля, большого жизненного опыта, профессионального мастерства, авторитетный и уважаемый на селе. Желательно, чтобы это был местный житель, хорошо знающий традиции, образ жизни, психологию сельского населения.

Специалист по социальной работе с детьми и молодежью. Специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского социума, проживающим на территории обслуживаемого им микрорайона, границы которого определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы с детьми он уделяет особое внимание развитию детских и молодежных социальных инициатив, способствует включению детей и молодежи в решение социальных проблем города, села, общины.

Специалиста по организации культурного досуга. Специализируется на организации социокультурной деятельности как детей, так и взрослых. В организации культурно-досуговой деятельности населения отдает приоритет семейным формам досуга, уделяет специальное внимание организации совместного времяпрепровождения детей и их родителей, пожилых людей, инвалидов, различных социально ущемленных групп населения.

Валеолог, специалист по охране здоровья. Заботятся о своевременном сохранении людьми своего здоровья, о повышении их жизненной активности, включении в физкультурно-оздоровительную деятельность. Их клиентами являются дети и взрослые. В организации медико-оздоровительной деятельности населения приоритет отдается семейным формам; особое внимание уделяется оздоровлению детей, пожилых людей, инвалидов.

Социальный эколог. Специализируется на организации экологической и природоохранной деятельности населения. Работает с детьми и взрослыми, с предприятиями и учреждениями обслуживаемой им территории. В организации общественного движения в защиту окружающей среды, экологическому образованию детей и взрослых.

Социальный этнолог. Специализируется на организации этнокультурной работы по возрождению прогрессивных народных, национальных традиций, обрядов, народного творчества: промыслов, ремесел. В этнокультурной деятельности отдает приоритет восстановлению традиционных форм общения, проведения досуга, развитию ремесленных промыслов, присущих данному этносу.

Социальный педагог-дефектолог. Специализируется на оказании профессиональной помощи детям, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, их семьям. Его клиентами становятся дети, которые проживают на обслуживаемой им территории, обучаются в образовательных, специализированных школах или на дому. Сфера деятельности социального педагога-дефектолога определяется органами муниципальной власти исходя из потребностей конкретного социума.

Социальный педагог, специализирующийся на работе с инвалидами (в том числе, с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями). Этот специалист особое внимание уделяет организации межличностного общения здоровых и больных детей, различным видам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде.

Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной или профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы реабилитации, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социальный педагог, специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям. Клиентами этого специалиста являются дети с нарушениями норм поведения, проживающие на обслуживаемой им территории. Особое внимание от уделяет профилактической работе по предупреждению противоправных действий подростков и их реабилитации путем создания условий для организации их социально полезной, оздоровительной деятельности и нормального быта.

Специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог. В сфере деятельности этого специалиста решение вопросов, связанных с организацией специальной практики, руководством процессом социального формирования и развития личности в условиях открытой микросоциальной среды, проведением экспертизы перспектив развития системы социальных служб.

Доминирующей, наиболее востребованной сегодня специализацией деятельности социального педагога в отечественной системе образования (исходя из описаний, предложенных выше, речь уже идет о специализации – школьный социальный педагог) является охрана прав ребенка . Охарактеризуем ее более подробно, опираясь на реальные примеры из практики.

Воронежская область. Фактически, социальные педагоги образовательных учреждений этого региона стали преемниками некогда существовавших общественных инспекторов по охране детства. Функционал специалиста данного профиля нашел отражение во Временном положении о службе социальных педагогов в системе образования.

В условиях микрорайона, общеобразовательной школы, детского сада социальный педагог

Выявляет несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, отобрания детей у родителей без лишения родительских прав, признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявления их умершими, длительной болезни родителей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождением их под стражей в период следствия остались без попечения единственного или обоих родителей, а также детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства в связи с трудным положением в семье, уклонением родителей от участия в их воспитании, детей с нарушениями умственного и физического развития;

Обеспечивает устройство на дальнейшее воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства, в семьи граждан под опеку или попечительство, усыновление, в детские дома семейного типа, интернатные учреждения всех типов, в специальные учебные заведения;

Принимает меры по защите и сохранности имущества и жилой площади, принадлежащих несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей;

Взаимодействует с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства и др. по вопросам защиты личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетних детей и распространения на них льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

Участвует в судебных заседаниях по делам о несовершеннолетних детях;

Осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания, состоянием здоровья детей, находящихся под опекой или попечительством граждан;

Разрешает конфликтные ситуации несовершеннолетних детей со взрослыми, выявляет отклонения в поведении детей и подростков и оказывает им экстремальную социально-экономическую помощь и поддержку;

Осуществляет посредническую деятельность между личностью несовершеннолетнего и школой, детским домом, семьей, средой, властью;

Поддерживает партнерские отношения с семьей детей и подростков с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

Взаимодействует с педагогами, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства, предоставления им льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

Участвует в реализации прав и свобод обучающихся, создании для них комфортной и безопасной обстановки, обеспечении сохранности их жизни и здоровья, выполнении обязательного всеобуча;

Информирует (ежегодно) районного, городского органа управления образованием о проделанной работе по охране личных и имущественных прав и интересов детей и молодежи.

В условиях детского дома, школы-интерната социальный педагог:

Собирает недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;

Взаимодействует с судом, ЗАГСом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и др. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;

Обеспечивает защиту личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т.д.;

Обеспечивает льготы, предусмотренные Правительством России, в период обучения детей и при выпуске их и поступлении на учебу или работу;

Оказывает помощь выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

Осуществляет связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;

Ведет картотеку на выпускников.


Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств - образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

Учреждения образования;
- учреждения комитетов по делам молодежи;
- учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
- учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.); - учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).
Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

Изложенное выше показывает, что социально-педагогическая деятельность - многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.



Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов различных специализаций может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в рамках дополнительного профессионального образования.

Социальный педагог -- организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.

Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Если ученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.

К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:

  • * разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;
  • * организация досуговой работы со школьниками;
  • * социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;
  • * социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;
  • * привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;
  • * методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;
  • * индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;
  • * взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;
  • * взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.

Социальный педагог -- организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой университета культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.). Объектом деятельности социального педагога -- организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

  • * организация досуга с различными категориями школьников;
  • * подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;
  • * помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;
  • * привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;
  • * организация художественной самодеятельности;
  • * организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;
  • * организация досуга учителей;
  • * взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.

Социальный педагог -- педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе -- выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:

  • -- школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);
  • -- классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;
  • -- учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;
  • -- учительский коллектив;
  • -- родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;
  • -- родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:
  • * первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;
  • * взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;
  • * направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;
  • * взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;
  • * социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;
  • * психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.

При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.

Социальный педагог -- социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-психологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:

  • -- школьный коллектив;
  • -- классный коллектив;
  • -- отдельная группа школьников;
  • -- учительский коллектив;
  • -- родительский коллектив.
  • * изучение социально-психологических явлений;
  • * выявление направленности явлений и оценку их влияния на социум;
  • * выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;
  • * прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).

Следует подчеркнуть, что социальный педагог -- социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.

Социальный педагог -- социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы.

Социальный педагог -- методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважением у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом -- методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога -- методиста являются:

  • * учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);
  • * по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;
  • * коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;
  • * коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;
  • * школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:

  • * помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;
  • * проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;
  • * проведение социально-педагогических лекториев для родителей;
  • * помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др. (по данным интернет-источника