Слова с 2 согласной. Как правильно пишутся удвоенные согласные в корне слова — примеры

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

Определяет цель деятельности на уроке;

Учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

Слушает и понимает речь других;

Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.

Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока.

Чтобы умной пчелкой стать, Нужно многое узнать. Нужно много нам трудиться, Книг читать, писать, учиться.

Как вы его понимаете?

Что нужно делать, если хочешь получать новые знания?

(Трудиться, работать самому.)

Зачем нужны знания?

(Чтобы быть умным, образованным.)

Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.

2.Чистописание .

К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.

На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп.

Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Все согласные, строчные.)

Определите закономерность написания букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы , парами, по две)

На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе.

Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.

Проверьте с образцом.

бб жж кк лл мм нн пп СС

Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.

Пчёлки довольны вашей работой.

3. Актуализация знаний.

Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром». Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки. Давайте заполним соты нектаром.

П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий. (карточки – 3 чел) (помещают нужную капельку мёда в соты) - Найдите слова, которые отличаются от других. Чем? - Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? (На чистописании писали удвоенные согласные)

4. Самоопределение к деятельности

Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?

Откройте учебник на стр. 117. - Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом)

5. Постановка цели и задач урока .

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

  • Познакомиться… со словами с удвоенной согласной
  • Научиться… правильно, писать эти слова
  • Повторить… правило перенос слов с удвоенной согласной

- Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно больше слов.

6. Физминутка для глаз

7. Работа по теме урока. 1) -В русском языке много слов с удвоенными согласными. Отгадайте некото рые из них.

1. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное «эр» содержит он И называется…. перрон.

2. Проста загадка и легка Пишусь всегда через два «ка» И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я… хоккей.

3. В магазин с сестрой ходили, Всё, что надо, там купили. За батон, бутылку кваса Деньги заплатили в… кассу. -Прочитаем слова. - А теперь закройте одну букву, прочитайте слово. Что изменилось? -Как произносятся звуки? - Сделаем вывод. (На месте удвоенных согласных звук долгий, он тянется, поэтому в слове пишется удвоенная согласная)

Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Эти пчёлы называются пчёлами-сборщицами. Итак, пчёлки, в путь – опылять цветы. 2) Работа по учебнику. Упр. 188 - Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово? Аппетит – желание есть.

Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.

Доллар – денежная единица США.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Ссора – состояние взаимной вражды.

Тонна – единица массы равна 1000 кг

Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Оцените работу знаками (!, +,-) - Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему? (Их написание нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре)

3) Работа со словарем

А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?

Прочитайте правило на стр. 117.

Итак, как поступать со словами?

Значит, это орфограмма, какая?

Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136

Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.

Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?

Класс, Россия, русский, суббота.

С каким из этих слов мы не знакомы?

Суббота. (Слайд 24)

Выпишите это слово.

Кто знает лексическое значение слова?

Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем. - Составим транскрипцию слова

Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

8. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 9.Закрепление изученного материала.

Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы на зиму.

1)Работа в группах: игра “Собери слова” (из конверта достаются карточки со слогами):

мас

сум

груп

шос

рас

пер

хок

тен

кей

рон

па

нис

са

ма

се

сказ

Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова. Выполните в группах. (устно, на карточках)

Мы должны решить ещё одну учебную задачу.

Как разделить слова с удвоенной согласной для переноса? Какие у вас есть предположения?

(Слова для переноса делятся на слоги. Одну согласную букву оставляем на строке, а другую переносим)

Выполняют в группах (в тетрадях). Повторяют вывод. Физкультминутка. -Вход в улей охраняют пчёлы-сторожа. И вид у них довольно грозный, чужих не запустят. (Учитель называет слова, если в слове нет двойных согласных, дети приседают.) Сумма, сумка, те нн ис, тенистый, колонна, колонка, касса, косить, алый, аллея

2). Работа в парах . Упр. 189 (5 слов – у доски, 5 –в парах) - Выберите слово и запишите его столько раз, сколько есть способов его переноса с одной строки на другую по образцу.

– Расскажите своему соседу, как будете делить слова с удвоенной согласной для переноса. Проверка. Самооценка!, +, -.

10.Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону

Чтобы каждый из вас проверил себя, как научился переносить слова с удвоенными согласными, сейчас самостоятельно выполните задание по вашему выбору.

1 задание - спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса.

Масса, группа, сумма.

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя.

Суббота, грипп, Россия, кросс, класс.

Каждый из вас выбирает только одно задание и выполняет.

Проверка

Встаньте ребята, которые выполняли 1 задание. Проверьте по образцу и оцените работу по критериям.

справился

сомневался

нужно ещё потренироваться

Встаньте ребята, которые выполняли 2 задание. Проверьте по эталону и оцените работу.

Почему эти слова переносить нельзя?(1 слог)

У кого есть ошибки, не расстраивайтесь. Какую себе поставите задачу?

(Больше тренироваться в выполнении таких заданий)

11. Включение в систему знаний и повторение.

Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс-минус». Знаком «+» обозначьте слова, которые можно перенести, а знаком «-» те, которые нельзя перенести.

Ванна, грамм, тонна, сумма, масса. (+ - + + +.)

12 . Рефлексия учебной деятельности. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке. - Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной. -Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему? - Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика , а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками. 13. Итог. Домашнее задание. Упр.190.

С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?

Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?

Как перенести такие слова?

Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, как мёд собирали, цветы опыляли, знания о двойных согласных получали и благодарит вас. У каждого из вас на столе «пчёлка». Запишите на ней свои личные достижения на уроке и прикрепите на цветок на доске.

Удвоенные согласные

Слова из других языков

Звук один, а буквы две

Непроверяемые орфограммы


В данном вопросе я бы начал именно с конца пояснения. Ведь для этого есть общее правило для переноса. В данном случае чтобы сделать перенос в том месте где находятся двойные согласные правила говорят. Одну букву оставляем, а другую переносим. И это относится и буквам перечисленным в вопросе, и к тем именам, в которых эти буквы есть.

Так что с правилами мы разобрались. И теперь перейдем к примерам. Я хорошо покопался и нашел массу примеров таких имен. И, естественно, прежде всего покажу, что я накопал.

Вот первая картинка.

А вот и еще.


Я привожу эти картинки для того, чтобы показать не только как много имен в русском языке, где употребляются такие сочетания букв, но и для того, чтобы было ясно как их писать и как появились подобные правила.

Ну а теперь нам просто осталось систематизировать собранные данные и добавить те, которых нет в интернете, но которые мне известны.

Начнем с мужских имен.

  • Филипп.
  • Ипполит.
  • Кирилл.
  • Аполлон.
  • Иммануил.
  • Иннокентий

А теперь перейдем именно к женским именам.

Имена с двумя лл - Алла, Стелла, Белла, Аполлинария, Изабелла, Камилла, Каллиста, Нелли, Эллина.

Имена с мм - Римма, Эмма,

Имена с нн - Анна, Нонна, Жанна, Сюзанна, Инна, Марианна.

Имена с удвоенной пп - Филиппа, Агриппина.

Как мы видим женских имен с иностранным происхождением намного больше.

Правописание согласных состоит из 5 основных правил : 1) проверяемые согласные 2) непроверяемые согласные, 3) правописание непроизносимых согласных, 4) двойные согласные в иноязычных словах, 5) удвоение согласных в русских словах.

В настоящем конспекте рассматриваются последние два правила (4 и 5). Первые три правила в конспекте .

Двойные согласные в иноязычных словах

В русском правописании удвоение согласных букв может быть вызвано различными причинами.

  1. Во многих заимствованных словах сохраняется орфография языка-источника и двойные согласные пишем в таких случаях по традиции, например: антенна, грамматика, колосс . Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется в словарном порядке, например: аккредитив, апелляция, аппендицит, беллетристика, босс, гиппопотам, дилемма, индифферентный, иррациональный, колледж, коэффициент, пессимизм, симметрия, стеллаж, хлорофилл, эллипс, эссенция, эффект и другие.
  2. Однако с одной согласной пишутся слова: алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, волейбол, галерея, десант, десерт, дилетант, катар, лилипут, привилегия, продюсер, ресурсы, тротуар и др.
  3. В суффиксе -есс- пишутся два с (поэтесса, стюардесса ), в суффиксе -ис- одно с (актриса, директриса ).
  4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами обычно сохраняются , например: программа - программка, телеграмма - телеграммка, балл - девятибалльный, галл - галльский . Ср.: Каннский кинофестиваль, боннское правительство, Лозаннская конференция и т.п.
  5. Но в ряде слов, а также в уменьшительных собственных именах лиц в рассматриваемом случае пишется одна согласная , например:

а) оперетта - оперетка, колонна - колонка, тонна - трёхтонка, финн - финк а (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-), финский;
б) Анна - Анка, Кирилл - Кирилка, Римма - Римка, Филипп - Филипка, Эмма - Эмка .

Удвоение согласных в русских словах

1. В корнях русских слов удвоение согласных встречается редко. Так, СС пишется в слове ссора , ЖЖ - в словах дрожжи, жужжать, можжевельник и в образованных от них родственных словах: поссориться, жужжание, можжевеловый, дрожжевой и других, а также в слове жжение .

2. Двойное Ж пишется в словах и формах, образованных от глагола жечь (жгут) с помощью чередования: жжешь, жжет, сожжёт и т.д. Сравните: возжечь - возжжённый, возжжёшь .

Примечание . При чередовании зг/зж, зд/зж пишется ЗЖ, а не ЖЖ (вопреки произношению), например: визг — визжать, приезд — приезжать .

3. в разных частях речи.

4. В иных случаях удвоение согласных происходит на стыке приставки и корня (например, рассказать ), корня и суффикса (туманный ), и тогда написание слов подчиняется морфологическому принципу: мы сохраняем одинаковое написание каждой из морфем. Поэтому следует внимательно анализировать состав слова, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, поддержка, рассвет . Ср.: податься - поддаться. Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). - Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима).

5. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач (главный врач).

Примечание . В первой части сложносокращённых слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, корпункт .

1. Удвоенное ж употребляется в корнях исконно русских слов (вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник) и некоторых однокоренных с ними (сожженный, жужжание, можжевеловый и др.).

2. Удвоение других согласных в исконно русских словах возможно только на стыке морфем и составных частей сложносокращенных слов.

Например, на стыке приставки и корня: введение, восстание, оттащить, поддеть; корня и суффикса: русский, чугунный, несся.

В составе сложносокращенных слов: роддом, Обллегпром, Моссельмаш.

Примечания.

1. Надо обратить внимание на написание слов типа визжать, приезжать, в которых пишется сочетание зж, а не удвоенное ж (звук ж в сочетании - результат чередований г - ж, д - ж, ср.: визг - визжать, приезд - приезжать).

2. В словах брыжейка (складка брюшины), брыжи (воротник) пишется одно ж.

3. В слове ссора и в производных от него словах пишется двойное с.

4. При стечении трех одинаковых согласных пишется только две: пятитонный (из тонн + ный), одесский (из одесс + ский), рассориться (из рас + ссориться) и др.

Упражнение 60. Запишите однокоренные слова, подобрав в орфографическом словаре родственные нижеследующим: вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник.

Упражнение 61. Выпишите в отдельные группы-слова с удвоенными согласными на стыке а) приставки и корня, б) корня и суффикса, в) частей сложносокращенных слов. Обозначьте границы между указанными частями слов.

Арзамасский, бессердечный, бесчестный, белорусский, вознесся, восстановить, дивврач, котласский, оттаять, перенесся, поддерживать, поммастера, рассматривать, расстроить, рассчитывать, расчет, старинный, череззерница, чересседельник, черкесский, юннат.

Упражнение 62. Устно объясните правописание удвоенных согласных в выделенных словах. Выпишите эти слова.

1. А моя мама жива-здорова. Последнее время все из Фрунзе письма писала, расспрашивала, как ее драгоценное барахло. (Сим.) 2. Лыжи заскользили вперед сами собой. Подъем? Наддай, Валя! Спуск в разложину? И-эх, сосны! Расступись, посшибаю! (Клещ.) 3. Путь, по которому должен был пройти поезд с диппочтой, этот путь был минирован ночью в двух местах. (Чайк.) 4. И не знал Павло и не думал, что его судьба так горько переплетется с судьбой лейтенанта Званцева там, на Херсонесском маяке. (Куч.) 5. Солнце жжет немилосердно, а легкую белую форму номер один запретили носить. (Куч.) 6. Кучер знал, куда его хозяин может отправиться в это позднее время; он свистнул коням, натянул вожжи, и фаэтон понесся сперва по Коблевской, затем по Преображенской. (Михаил.) 7. Все это было написано на их бледных, голодноватых лицах, а Вера Николаевна тут же их обласкала, тут же появились на столе консервы «Треска в масле» - еще из заполярного доппайка, печенье, чай, масло, хлеб - всего вволю. (Герм.) 8. На откосе за окном, казалось - на расстоянии вытянутой руки, бесплотно трепыхались бледно-лиловые бессмертники. (Пан.)

Упражнение 63. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов в приведенных примерах. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Дыша тяжело, как загнанные лошади, они отирали широкими ладонями пот, лившийся с их лиц. (Полев.) 2. Пришедший снял полушубок и стал оттирать юное, совсем мальчишеское лицо со слипшимися от снега ресницами. (Лид.)

б) 1. Шмельков с ходу развернул машину и начал подавать ее задом, будто бы для заправки. (А. Н. Т.) 2. Бойко и задорно поддавал ходу каурый конек. (Гайд.)

Упражнение 64. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I.1. Уставшие люди входили по одному, по двое на паром, ра…аживались прямо на полу. (Иван.) 2. Из кабины санитарной машины выскочил боец, о…ежал машину и стал вместе с шофером Серпилина по…тал кивать ее сзади. Но машина продолжала буксовать. Потом открылись задние дверцы «санитарки», о…уда выскочила на дорогу женщина и стала толкать машину вместе с мужчинами. (Сим.) 3. Под знойным солнцем а…охшее дерево, разомлев, и…точало слабый запах не то смолы, не то краски. (Пан.) 4. По улице проехала телега, и долго слышалось дребе…ание привязанного к задку ведра. (Ямп.) 5. Бахор ничего не боится, смотрит на мир смелыми, широко распахнутыми глазами. Какие у нега искристые глаза - так и бры…ут то гневом, то сочувствием, то во…торгом! (Раш.) 6. «Понятно»,- бросил Крайнюк. Ему бы идти, а он все стоял среди обо…енных камней и руин. (Куч.) 7. Матросы вынесли легкий трап и, по…ерживая женщин, усадили всех в открытый грузовик. (Куч.) 8. Прощаясь, геофизик бе…алостно стиснул ладонь Виктора. (Клещ.)

II. 1. Рига была высокой, дли…ой, ра…читанной на прием сразу целой клади хлеба. (Марк.) 2. И несмотря на то, что весь тон письма, как всегда все, что исходило от Женьки, был неприятен Володе, он надолго призадумал…я над предложением на…ет должности гла…рача. (Герм.) 3. Вася нашел и санвзвод и запа…я там индивидуальными пакетами

. (Лев.) 4. Торжественное заседание Мо…овета не было для него, как для Куприна, первым в жизни. (Лев.) 5. Матрос пошел спать, а матро…ка словно бы нарочно долго убиралась с посудой. (Стан.) 6. Строился у выхода матро…кий батальон, уходящий с бронепоездом на фронт. (Пере.) 7. По переулку к мастерской действительно шел пятито…ый грузовик, глубоко врезаясь колесами в ра…кисшую дорогу. (Иван.)

Двойное н в прилагательных, образованных от существительных, пишется в следующих случаях:

а) если прилагательные образованы от существительных с основой на н при помощи суффикса -н- (в том числе и от слов на -мя: время - времен-): длинный, оконный, старинный, временный, именной и т. д.;

б) если прилагательные образованы от существительных при помощи суффиксов -енн-, -онн-: соломенный, революционный и т. д.

Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ан- (-ян-), -ин-, пишутся с одним н: кожаный, конопляный, куриный и т. д.

Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.

Примечания.

1. С одним н пишутся прилагательные бараний, багряный, вороной, зеленый, пряный, рдяный, румяный, свиной, синий, юный. Они образуются без суффикса -н-.

С одним н пишется и слово ветреный однако производные от него образования с приставками имеют на письме два н: безветренный, наветренный, подветренный.

2. Следует также обратить внимание на правописание удвоенного согласного в суффиксе в слове зеленной (зеленная лавка, ср.: зеленая лавка).

Упражнение 65. Перепишите, подчеркивая суффиксы прилагательных; отдельно выпишите бессуффиксальные образования. Объясните правописание суффиксов прилагательных.

Былинный, величественный, восторженный, воробьиный, ветреный, ветряной, ветряный, глиняный, деревянный, дровяной, естественный, законный, искусственный, комариный, коренной, краснознаменный, комиссионный, льняной, заветренный, нефтяной, общественный, огненный, песчаный, платяной, румяный, ремесленный, свиной, семенной, сессионный, сонный, существенный, юный, ячменный.

Упражнение 66. От приведенных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -н-, -енн-, -онн-, -ан- (-ян-), -ин-. Запишите прилагательные, устно объяснив их правописание.

Агитация, баран, болезнь, бритва, гусь, длина, диковина, дерзновение, жесть, жизнь, зелень, змея, имя, корень, кость, лед, лимон, масло, мобилизация, нефть, оборона, осень, отечество, оппозиция, песня, письмо, полотно, ревизия, ремесло, серебро, стекло, сукно, сокол, традиция, телефон, трава, торжество, цена, ястреб.

Упражнение 67. Сопоставьте употребление и правописание выделенных слов. Составьте и запишите свои примеры с этими словами.

а) 1. Запах ржавчины, масляной краски и сырости наполнял комнату. (Горьк.) 2. Киев. Чудесный город, весь похожий на сдобную славную попадью с маслеными глазками. (Купр.)

б) 1. День разгорелся знойный, безветренный, в воздухе стояла дремотная тишина. (Пав.) 2. В предрассветной мгле вырисовывалась ветряная мельница, похожая на спящего ворона с перебитым крылом. (Тютюн.) 3. В хмурые ветреные дни поздней осени Пастухов редко выходил. (Фед.)

Упражнение 68. Объясните правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных. Выпишите эти прилагательные, выделив в них вертикальными черточками суффиксы.

1. После бритья он, по обыкновению, вставал под душ в ванной: ровный шум прохладной воды, теплые иголочки по всему телу, махровое полотенце - и он чувствовал себя в отличном настроении, когда казалось, что все прекрасное в себе и в жизни он только чтопонял и оно не должно исчезнуть. Он знал, что это ощущение до сумерек. Вечером или особенно декабрьскими мглистыми сумерками, когда фонари горели в туманных кругах, это чувство полноты жизни исчезало, и боль, странная, почти физическая боль и тоска охватывали Сергея. (Бонд.) 2. Перед портретом почти во всю ширину зала вытянулся стол, покрытый зеленым сукном, направо у стены стояли за решеткой две деревянные скамьи, налево - два ряда малиновых кресел. (Горьк.) 3. Бугор не захватили: сперва напоролись на минное поле, потом были накрыты минометным и пулеметным огнем. (Сим.) 4. Высокий, тощий, с длинным лошадиным лицом, он стоял в окружении своих солдат и что-то говорил им. (Пав.) 5. Точно перехватив мои мысли, Валлон спросил соседей, кто помнит нападение на лагерь военнопленных. (Крам.)

Урок русского языка во 2 классе по теме:

Цели:
- продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные;
- знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной;
- закрепить умение переносить слова с удвоенной согласной;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;
- развивать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование: кружки-орфограммы, кроссворд, карточки для работы в парах,
текст сказки, сигнальные карточки, презентация.

Ход урока

  • Организационный момент.

Улыбка может согреть других теплом, показать ваше дружелюбное отношение и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.

  • Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

У меня для вас сюрприз : к нам на урок пришли новые слова и очень необычные. Когда-то они решили, что им нужно выделиться. Только вот не знали как? Всегда с большой буквы – место занято. Непроизносимых согласных у них тоже нет. И тут они придумали: «Раз у нас все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго». Решили и сделали. Только вот не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке. А те, что есть, мы с вами можем научиться хорошо слышать и правильно писать.

  • Актуализация знаний

На доске запись:

Весноймашагуляетпотенистойаллее.

Можно ли назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать?

(Запишите правильно это предложение к себе в тетрадь)

Что такое аллея ? - Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении? (Красные фонарики-кружки)

А встретились ли неизвестные орфограммы? (а лл ея).

Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?

А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?

Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

Итак: кто готов назвать тему нашего сегодняшнего урока?

«Правописание слов с удвоенными согласными»

  • Учебник. Слайд

С. 117, правило.

Сегодня на уроке мы должны:

Научиться находить слова с удвоенными (двойными) согласными в корне слова в тексте;

Научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными в корне;

Выучить правило переноса данных слов.

  • Минутка чистописания:

лл лл

Придумайте слова с удвоенной лл:

аллея, коллектив, иллюстрация, троллейбус

Правило: слова с удвоенной согласной переносить надо так:

ал-лея, кол-лектив, рас-сказ, суб-бота.

Запишите эти слова и запомните правило переноса.

  • Словарная работа

Кроссворд (слайд)

Описание игры:

Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется вопрос-загадка. При нажатии на загадку – появляется ответ. Далее аналогично по всем вопросам.

Отгадайте загадки.

Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

  1. Результат при сложении. (Сумма)
  2. Отгадывание слов по их значению. (Кроссворд)
  3. Собирание марок, открыток. (Коллекция)
  4. Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он

И называется …(перрон)

  1. Проста загадка и легка:

Пишусь всегда через два к;

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я - …(хоккей)

  1. По долинам, по оврагам

Мчит широкая дорога.

И она, как знают все,

Называется …(шоссе)

  1. Компьютерная, телевизионная, учебная …(программа)
  2. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть, у нас.

Это наш просторный …(Класс)

  1. День и ночь стоит на крыше

Это чудо постовой:

Всё увидит, всё услышит,

Всем поделится со мной. (Антенна)

Как разделить записанные слова для переноса (устно).

Какое слово нельзя перенести? Почему?

Подберите однокоренные слова к слову:

Класс (классная, классики, одноклассники, классно)

  • Физкульминутка.

Предлагаю отдохнуть. Но не как-нибудь, а классно. Что обозначает это слово? Быть может то, что отдыхать надо только в классе? Как сказать по-другому?

Разминка «Головами покиваем»

  • Закрепление. Дифференцированная работа.
  • Игра «Поймай слово»

Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают карточку с красным цветом, а если одна согласная, то с зеленым цветом.

Шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма, рассказ, машина, русский.

  • Задание для детей , работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, три любых предложения записать в тетрадь).
  • Прочитай.
  • Вставь в предложения пропущенные слова из правого столбика?
  • Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали?

Какие задания вам понравились? Почему?

Кто испытывал трудности?

А сейчас послушайте сказку , что может произойти, если не знать, как пишутся такие слова.

Сказка «Про девочку Аллочку» В.Волиной («Весёлая грамматика», стр.119). (Читает подготовленный ученик)
Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила «двойку». Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя... А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала: ….

(Задание по группам: что же сказала учительница?)


…..Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как:

а тт естат

а тт ракцион

конфе тт и

ко тт едж

о тт енок

о тт епель

Давайте выучим эти слова и мы! тт ).

  • Оцените свою работу

Я все понял, могу объяснить другим – зелёный кружок.

Я понял, но у меня ещё есть вопросы – синий кружок.

Я не понял новый материал – красный кружок.

(На партах – карточки с кружочками: синий, зелёный, красный)

  • Домашнее задание.

Я предлагаю вам интересную работу.

Домашнее задание у каждого записано на карточках, которые лежат на парте.

  • Учебник. с.117, упр. 188., Р.т. с. 54, упр. 117.
  • Учебник. с.118, упр. 190., Р.т. с. 54, упр. 116.
  • Список слов с двойными согласными (тт ).